В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ о выдающемся русском художнике, Павле Николаевиче Филонове (1883-1941), погибшем в первые месяцы.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы. Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов. Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества, в тридцатые-сороковые они исчезают. Филоновские «формулы» — самые абстрактные картины художника, все они - отражение процесса эволюции, перехода старого состояния в новое. Именно в силу переходности здесь всё неоднозначно, амбивалентно, противоречиво, непонятно, не завершено: старое сопротивляется, новое только нарождается, еще не оформилось, не кристаллизовалось. Здесь главный герой — время, которое одно решает, как долго будет длиться борьба, когда она закончится и когда прекратятся колебания от старого к новому в оппозициях: память — забвение, материальное — духовное, концентрация - децентрализация, фрагментарность - целостность при постепенном тяготении к правому члену оппозиции. Проблема Человека для художника - не жанровая, а философско-экзистенциальная. Он осмысливает Человека в разных его состояниях: в отдельности и в диалоге, в толпе и в городе. Не зря Хлебников называл своего друга певцом городского страдания. Человек в мире по Филонову - это преступник, заточённый в тюрьму, откуда смотрит на мир сквозь решетку собственного окна.
Так через Человека мастер передаёт своё отношение к социальности, политике, истории, к общению между людьми.
Неожиданно понимаем: изображен не жест молитвы — но жест уверения в святости. Каждый из упырей клянется, что не пьет крови.
В центре стола и в оптическом центре картины — блюдо с рыбой, символом Иисуса. Бога приготовили, сейчас съедят — изображена черная месса. Павел Николаевич Филонов в молодости был православным.
Существует апокриф документами не подтвержденный , будто он ходил в паломничество в Иерусалим, сохранилась икона его кисти. Христианская вера сменилась у Филонова на атеизм; затем трансформировалась в коммунистические убеждения. Эволюция сходная происходила с Кампанеллой или Джордано Бруно, да и сам Маркс посвятил свое юношеское сочинение Иисусу Христу.
В картине «Пир королей» художник сводил счеты с христианством, в том изводе, в каком христианство явлено цивилизацией. Картину «Пир королей» Филонов писал практически одновременно с картиной «Волхвы» 1914 , картиной «Трое» 1914, вариант «Троицы», с чашей в центре композиции и «Крестьянской семьей» «Святым семейством», 1914. Исходя из предложенной самим художником иконографии, приходится видеть в «Пире королей» — сцену поклонения волхвов.
Властители мира посетили Святое семейство: маги, волхвы их и называют королями пируют на тризне христианства. Мельхиор, Балтазар и Каспар окружают Марию; короли Балтазар с Каспаром сложили руки молитвенным жестом, а король Мельхиор поднял тост за здравие. Дева, выхваченная лучом света, сидит меж двумя волхвами.
Руки Марии пусты — Ее Сын представлен на столе в виде рыбы. Иосиф сидит на полу, обхватив голову руками. Канонический сюжет поклонения волхвов художник Филонов вдруг переиначил: что, если волхвы — это посланники Ирода, пришедшие, чтобы убить младенца — и съесть.
И таким образом сюжет «Пир королей» вплавлен в подготовку к Первой мировой; это собственно говоря, один и тот же сюжет. Из такой картины выход может быть один — революция. Думал так Филонов, когда рисовал свою картину, или нет, уже не столь важно — в истории мысли картина существует сама по себе, обрастая смыслами уже вне зависимости от воли автора.
Филонов препарировал христианские легенды с научной точки зрения; до «Пира королей» выполнил рисунок «Казнь» 1913 : распят не один Иисус, но десяток распятых, и на первом плане стол с многими убитыми рыбами. Мысль проста: революция отменяет религию, отныне каждый казненный — Бог. Казалось, что история всего человечества отныне станет демократической, с империями покончено навсегда; то обстоятельство, что демократии в истории мира случались и прежде, закономерно перетекая в тирании и олигархии, не рассматривалось.
В 1917 году истории человечества предъявили счет: объявили, что общество обязано выйти из-под имперской и даже, пожалуй, из-под государственной опеки; человеческий коллектив в состоянии строить свое благо без навязанной воли; согласно коммунистической доктрине, государство должно отмереть, а то, что на переходном этапе роль государственного аппарата возрастает — это воспринималось как рабочая необходимость. Схоласт революции Филонов был всю жизнь занят тем, что пытался обучить людей новому взгляду на мир. Утопии, как правило, грешат прямолинейностью, потому утопии и не любят.
Обыватель знает: жизнь сложнее, многообразнее любой схемы. Обычное возражение утопии звучит так: «Это, конечно, прекрасно на словах. Но кто с предложенным равенством согласится?
Разве люди равны от природы?
Концепция аналитического искусства впервые были изложена Филоновым в статье «Канон и закон» 1912 года. Картины Филонова развивается из точки, подобно прорастающему зерну. Родители его были простые мещане, мать прачка, а отец кучер. В 1897 году Павел Филонов переезжает в столицу Империи, где учится в различных мастерских художественному делу.
По окончанию учебы работает маляром, иногда рисует. Учась в мастерских, Филонов посещает вечерние рисовальные классы, где приобретает навыки художника. В 1905 году он отправляется в путешествие по России.
Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов. Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ — был самой представительной школой русского авангарда и заметным явлением в ленинградской художественной жизни рубежа 1920-30-х годов. Это был последний выход авангарда, отмеченный яркими событиями — такими как выставка филоновцев в 1927 года и вечер ОБЭРИУ «Три левых часа» в доме печати. Это прекрасная и страшная эпоха была ознаменована рядом значительных достижений в искусстве и, одновременно последовательным наступлением и сворачиванием авангардной программы.
Об этом поворотном времени, о судьбах учеников школы Филонова, их друзей поэтов обериутов будет рассказано на лекции.
Захватывающая картина Павла Филонова «Пир королей»
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов | Павел Николаевич Филонов изобрел уникальную живопись, «сделанную» картину, когда огромные холсты расписывались крохотной кисточкой, он хотел, чтобы в его работах и работах его учеников был виден не только сам предмет. |
ФИЛО́НОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ | Опубликовал: Главный редактор в Новости, Филонов Виктор Петрович 26.04.202420:39 Комментарии к записи В Сочи почтили память героев – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС отключены 129 Просмотров. |
Сайт Владимира Кудрявцева | Павел Николаевич Филонов умер от голода во время блокады Ленинграда, и похоронила его пережившая на несколько недель жена. |
Память дня, Павел Филонов: pro100_mica — LiveJournal | Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. |
Сайт Владимира Кудрявцева
Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий.
Он не договаривается и не идёт на сделки.
Павел Николаевич Филонов родился 8 21 января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем абсолютное крестьянское большинство в тогдашней России. Павел Филонов.
Но от этого большинства конца XIX века, тесно интегрированного с городской жизнью через сезонное «отходничество» на заработки в городе, а то и просто живущего, как нынешние мигрантские массы, на два дома, — семья Филонова вряд ли чем-то отличалась. Было в жизни этого городского пролетариата одно, самое светлое обстоятельство, которого почти начисто была лишена сельская жизнь. В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника.
Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — тогда, когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы.
Филонов выбрал последнее.
Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги. Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея.
От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы»6. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Специальный выпуск Эксперимента является лишь частью более глобального исследования творчества Филонова и совпадает с полной ретроспективной выставкой картин Филонова в Государственном Русском музее летом и осенью 2006 года. К этому событию был издан каталог и - впервые на русском языке - антология теоретических и критических текстов художника. Выставка была показана также в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и в европейских и американских музеях.
Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы»[6]. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова[7]. Специальный выпуск Эксперимента является лишь частью более глобального исследования творчества Филонова и совпадает с полной ретроспективной выставкой картин Филонова в Государственном Русском музее летом и осенью 2006 года. Это событие сопровождается изданием научного каталога и - впервые на русском языке - антологии теоретических и критических текстов художника. Выставка будет также показана в ГМИИ им. Пушкина и в европейских и американских музеях.
Николетта Мислер и Джон Боулт. Как известно, Серый осуждал Филонова, Павла Мансурова и других авангардистов в своей статье «Монастырь "на госснабжении"» Ленинградская правда. В интервью Серый утверждал, что не он был виноват в резкости статьи, а главный редактор газеты, который якобы интенсифицировал политическую ориентацию текста без ведома автора. Берг Р. Г Эткинд , оп. Завалишин В. Нью-Йорк, 1992.
Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Денег у него, разумеется, особых не было, поэтому в пути он подрабатывал, как мог: рисовал этикетки для разных товаров, был копиистом, писал на заказ портреты. В путешествии он увидел бежавших на пароходе жертв печально известного Кишинёвского погрома, и впечатления от этого вылились в созданную в 1912 году картину «Поклонение волхвов». Вернувшись из поездки, Филонов ещё два раза пытался поступить в Академию художеств. Лишь в 1908 году он был зачислен вольным слушателем. Чтобы постичь искусство, Филонов отказался от заказов, жил впроголодь, на чердаке старого доходного дома, но страсть его была сильнее всех лишений. Впрочем, академическая живопись быстро ему надоела, и, начиная со второго курса, Павел Николаевич стал экспериментировать с цветами. Он вступил в организованный его однокурсником кружок художников-экспериментаторов «Союз молодёжи». В 1910 году Филонов впервые принял участие в выставке авангардистов.
Казалось бы, направление избрано, начат успешный путь в профессиональные художники. Но у педагогов было другое мнение — его обвинили ни много, ни мало в том, что он, дескать, «своими работами развращал товарищей» - и в 1910 году исключили. Собственно, Филонов сам был виноват — в ночь перед открытием академической выставки он скрытно раскрасил своё полотно «Натурщик», которое должно было экспонироваться. Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. То было время, когда авангард начинал теснить классические жанры живописи. Филонов уехал из города в небольшую деревню Ваганово и поселился в небольшой избе. Здесь он написал картину «Головы», которая на выставке авангардистов «Ослиный хвост» вызвала восторг у критиков, и которую тут же купил за немалую сумму коллекционер.
Филонов искренне считал, что как вещи развиваются из частного, так и картина должна развиваться из точки. В 1912 году вышла его нашумевшая статья «Канон и закон», где он раскритиковал модный тогда кубизм и предложил новое направление, названное «аналитическим искусством». Филонов утверждал, что живописцам недостаточно изображать объект с внешней стороны — нужно проникнуть в самую его суть, вычислить законы его эволюции. Он старался упорно и точно рисовать каждый атом, органически связывая их в единую форму. В том же 1912 года Филонов путешествовал по Италии и Франции. Наибольшее восхищение вызвало у него творчество Иеронима Босха. Вернувшись в Россию, он с новой энергией принимается творить.
То был один из самых плодотворных периодов его творческой жизни. Знаменитые картины «Мужчина и женщина», «Россия после 1905-го года», «Пир королей» именно оттуда.
После путешествия Павел Филонов дважды безуспешно пробовал поступить в Академию Художеств. В 1908 году его наконец зачислили вольнослушателем с характеристикой «за исключительное знание анатомии». Филонов прилежно занимался: он перестал брать заказы, переехал для экономии в комнату поменьше и сосредоточился на учебе. Сокурсница художника Варвара Бубнова вспоминала: «Филонов был беден, но как будто не замечал этого. Однажды я была у него. Он жил на верхнем этаже старого доходного дома. В его крохотной комнате помещалась только кровать.
Дверь выходила прямо на последнюю площадку «черной» лестницы. На ней стоял его стол — большой, кухонный». На втором курсе Павел Филонов постепенно отошел от академизма. Художник начал экспериментировать с цветами: натурщики на холсте становились зелеными, а их руки, по выражению сокурсника Петра Бучкина, «поголубели как ручьи». Работы Филонова заинтересовали его сокурсника Вольдемара Матвейса, который организовал «Союз молодежи» — общество художников-экспериментаторов. Преподаватели эксперименты Филонова не одобряли. А в 1910 году художника и вовсе исключили «за то, что своими работами развращал товарищей». Поводом стала проделка Филонова: в ночь перед выставкой с участием президента Академии Художеств он тайно раскрасил свою картину «Натурщик» в сине-лиловый цвет. Павел Филонов опротестовал свое исключение, но через несколько недель, когда его восстановили, «добровольно вышел» сам.
Аналитическое искусство Филонова: первые картины После ухода из академии Павел Филонов переехал в деревню Ваганово. Его сестра Евдокия Глебова вспоминала: «Почему он выбрал эту деревню — не знаю. Я была у него там. Жил он в небольшой темной избе, с маленьким окошком, с соответствующей обстановкой. Была осень — сыро, холодно… Как он мог там работать? В темноте, с керосиновой лампой? Зимой 1910 года Филонов закончил картину «Головы». Ее представили на второй выставке «Союза молодежи» как «Картину без названия». Среди лиц он изобразил и себя в левом нижнем углу.
Через семь месяцев было готово еще одно полотно — снова «Картина без названия». В 1912 году обе работы участвовали в московской выставке «Ослиный хвост», которую организовали авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Творчество Филонова высоко оценили критики. Картину «Головы» за большую сумму приобрел коллекционер Левкий Жевержеев. В 1912 году вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил с резкой критикой кубизма и изложил свое видение искусства. Он утверждал, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений и взаимодействий. Живописцу недостаточно изобразить только внешнее восприятие объекта — ему нужно выявить законы его развития, эволюции. Филонов писал: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого не ожидал». По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно.
В статье Филонов впервые ввел термин «аналитическое искусство». Он вспоминал: «Сам себе сделал «заграничную поездку», которую получали ученики-конкуренты, кончавшие академию, чтобы ознакомиться с западным искусством». Художник изучал фрески эпохи Возрождения, побывал в Лувре, где увлекся творчеством живописца Иеронима Босха. В 1913 году Филонов вернулся в Россию и написал сразу несколько картин: «Ночь на Лиговке», «Россия после 1905», «Мужчина и женщина». В этом же году на «Выставке картин внепартийного Общества художников» вывесили большое полотно Филонова «Пир королей». Темные краски с красноватым свечением, костяные руки и пустые глазницы, люди-призраки на тронах и скрюченные фигура раба — современники восприняли работу как предзнаменование войны. Расположение фигур отсылало к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Евдокия Глебова вспоминала: «Сестра Мария Николаевна и я помогали брату.
В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Мегаполисы и столицы, пожирая несметное множество судеб и подчиняя себе массы мигрантов и «отходников», ищущих счастья и достатка, по крайней мере, открывают перед подвижниками и талантами гораздо более прямой путь, чем простые губернские города. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц.
Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей.
Художник также иллюстрировал книги поэта, одна из которых представлена в экспозиции. Со всей очевидностью картина соответствует евангельскому сюжету "Святое семейство". После распада "Союза молодежи" Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест, который стал продолжением "Канона и закона". Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или "единицей действия", состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы.
Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. Без названия, 1923 год. Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. С 1918 по 1922 годы он создал десяток выдающихся работ, среди которых самыми заметными были "Формула петроградского пролетариата", "Победа над вечностью" и "Формула космоса". В это же время Филонов стал родоначальником школы "Мастера аналитического искусства" МАИ и пытался пропагандировать собственные теории в столичной художественной академии. Популярность преподавателя-авангардиста была сомнительной, его идеи не нашли применения среди студентов и в итоге были отвергнуты руководством, придерживавшимся традиционных живописных концепций. Павел Николаевич пишет "Декларацию мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода.
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
Филонов принадлежит к мыслителям этого уровня. Картина «Пир королей» выполнена в красно-лилово-коричневых тонах, карнация картины общий тон, тот эффект, что производят все цвета разом, сплавившись в единый цвет в нашем глазу напоминает запекшуюся кровь, сукровицу на гноящейся ране. Реализм ощущения превосходит «правду» документального кадра и фиксацию реального факта. Художник пишет самое важное в происходящем — гноящуюся рану; вся картина — это гнойная сукровица. Сказать, что общий цвет картины — это цвет гноящейся раны, можно; но сказать, какого конкретно цвета тот или иной персонаж, предмет или воздух в картине — нельзя. Собственно, этого сказать нельзя ни о каком предмете в любой картине Филонова. Дело в том, что абсолютно всякий предмет в картинах мастера есть функция от космоса, каждый предмет воспроизводит весь набор цветовых хромосом среды. Из цветного хаоса ткутся объемы и каждый раз возникают сочетания всех цветов, взятых из хаоса для создания данного предмета. Спустя годы Станислав Лем описал этот феномен в фантастическом произведении «Солярис», где показано, как все в мире сделано из единой субстанции.
Вообще говоря, это не есть мысль Лема и не есть мысль Филонова — это положение разделяют многие философии, одним из первых его сформулировал Анаксагор; в недавнем прошлом, в XVII веке то же самое, в терминах, приближенных к нашему словарю, говорил Гассенди. Все — едино и происходит из единого; персонажи картины слеплены из одного материала. Они все — как запекшаяся кровь. Чтобы подчеркнуть их тождество, Филонов наделил всех одинаковыми лицами — перед нами одиннадцать одинаковых человек если не считать одной женщины, несомненно главной за пиршественным столом. Трое одинаковых мужчин — главные, прочие участники пира в тени. Тождественность персонажей обыгрывали многие: от Ганса Мемлинга в «Страшном суде» до Поля Дельво в сюрреалистических композициях. Мемлинг показал неотличимость греха от добродетели, Поль Дельво рисовал вечный сон, в котором события удваиваются, а Филонов использовал прием тождественности — чтобы описать заведомую бессмыслицу принятия решений. Собирая совет, обычно рассчитывают на столкновение мнений, чтобы найти лучшее решение.
Но разногласий на пиру королей не будет — все члены совета абсолютно одинаковы. Двое сложили руки на груди в молитвенном жесте; женщина, сидящая между ними, аплодирует вампиру, поднявшему тост; карлик, скорчившийся под столом, аплодирует тоже; следующий вампир скрестил руки на груди, абсолютно довольный; тот, что сидит справа, руками развел — он со всем согласен. Лишь сидящий на полу несколько нарушает общую гармонию — схватился за голову. Собрание — сакральное. В сюжете можно высмотреть «Тайную вечерю»»; правда, фигур одиннадцать, не двенадцать. Впрочем, Иуда был бы лишним: здесь все — Иуды. Каждый страшен и каждый заявил, что он невиновен. Неожиданно понимаем: изображен не жест молитвы — но жест уверения в святости.
Каждый из упырей клянется, что не пьет крови. В центре стола и в оптическом центре картины — блюдо с рыбой, символом Иисуса. Бога приготовили, сейчас съедят — изображена черная месса. Павел Николаевич Филонов в молодости был православным. Существует апокриф документами не подтвержденный , будто он ходил в паломничество в Иерусалим, сохранилась икона его кисти.
Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны.
И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина.
Кроме того, искусство Филонова остается непонятным западному человеку по той же причине, почему не переводима ни на какой другой язык проза Андрея Платонова, с которым у Павла Филонова много общего. Идеалист-романтик, одинокий странник, творивший утопию о человеке и мире, скрещивающий природу с человеком, людей с животными, мечтавший о всеобщей гармонии и единстве всех со всеми, о времени, когда человечество, наконец, перестанет страдать кретинизмом, увы, творил совсем в иные времена… Творил когда царили смерть, война, революция, насилие, убийство, что и нашло отражение в его творчестве. Павел Филонов - художник трагедии, человеческой трагедии, свидетель слома эпох и человеческих судеб. Его единственная, чудом появившаяся в печати поэма, относится к лучшему, что написано об ужасах войны.
Он видел её своими глазами и знал, о чём писал. Филонов, П. Пропевень о поросли мировой. Т-ва «Наш век», [1915]. Отсюда — сдвинутость в слове и ритме, рассеянность и децентрализация смысла, абсурдизм и затемнённость содержания, иррационализм и бессвязность, сближающие Филонова с обэриутами, Хлебниковым и Заболоцким раннего периода. Позднее так же писали о войне Геннадий Гор и Павел Зальцман. Стихи Филонова — это его живопись, выраженная словом: Раненый солдат: Гляд бледн где мне лицо осит глазами спящ мальчик раем станет старым гостем Богу а сестрица молит све- чею Трех-пудовой выбить немцев из окопов подземных проходило и промежало вам невидно чернотою кос и кивом дня положит руку и солдат бородатыи пад ранен а Господь уносит вторую пулю ряд за рядом и помру П. Поэма «Пропевень о проросли мировой».
Во время блокады Ленинграда он постоянно дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя труд своей жизни, свои картины от зажигательных бомб, которые по ночам разбрасывали по городу немецкие самолеты. Это его и погубило. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии. И это при том, что на его работы находились покупатели за границей — в Европе и Америке. Тем не менее, от всех предложений по продаже он всегда отказывался, объясняя это тем, что его картины должен сначала увидеть отечественный зритель. Не продавал он и отдельные работы, которые еще при жизни художника хотели приобрести в свою коллекцию музеи и коллекционеры. Филонов считал, что это разрушит целостность и органичность его идей. После смерти все собрание картин Филонова оказалось в руках его младшей сестры — Евдокии Глебовой, которые она не бросила на произвол судьбы, передав через несколько десятилетий в дар Русскому музею.
Павел Николаевича Филонов
То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников». Ни один из экспонатов нельзя увидеть на постоянной экспозиции в Русском музее. К более чем 100 произведений искусства широкая публика получит доступ впервые. Ряд живописных работ доставили в Петербург из частной столичной галереи. Особое внимание кураторы уделили первому иллюстрированному изданию «Калевалы» из серии эскизов костюмов к «Ревизору».
Общественное Телевидение России - ОТР 5 897 подписчиков Подписаться 3 января 1941 года: блокадный Ленинград, в ледяной комнате в окружении сотен картин умер от истощения Павел Николаевич Филонов — уникальный художник-исследователь, лидер русского авангарда, создатель загадочного аналитического искусства. Смутьян холста, очевидец незримого, его интеллектуальные эксперименты были понятны лишь узкому кругу новаторов, а впоследствии оказали мощное влияние на мировую живопись.
Пронзительно холодные сине-зеленые тона, усиленные зловещим тлением оранжевого, малиново-красного, создают впечатление пробивающегося сквозь плоть вещей, идущего из глубины света — эффект, знакомый по витражам готических соборов. Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов. Его преследует мечта о «мировом расцвете» название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями. В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии. Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью. Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства «Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата». Это интересно: К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм направления, во многом близкие художнику почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций. Он видит задачу творчества в создании летописи Земли, добиваясь как бы стереоскопической глубины — и философской и чисто зрительной, пластической. Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту. Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова. Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски. Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона.
В «незримом» он умел разглядеть и увидеть то, что возможно увидеть только «духовными очами». Сквозь краски на картинах нередко проступают чудовищные образы человеческих лиц и морды зверей, мрачные очертания улиц и площадей фантастических городов. Картина «Пир королей» — символ творчества и нелегкой жизни художника, это метафора эпохи, развернутая в традиционных масштабах. Тёмную цветовую гамму разрывают яркие синие, красные и жёлтые краски. Но есть в ней и просветляющее начало, слабая надежда на торжествующую энергию и красоту жизни» — писал Владимир Хлебников. Одна из последних работ художника — «Лики».
Русский авангард. Филонов П.Н.
Павел Николаевич Филонов появился на свет в семье крестьянина Тульской губернии, села Раневка 8 января 1883 года. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. 3 декабря 1941 года. Художник, поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет.
Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда. Это Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт.
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
Павел Филонов — последние новости | Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. |
Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове | Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. |
ФИЛОНОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | 8 января исполнилось 133 года со дня рождения Павла Николаевича Филонова, художника-исследователя (как он сам себя называл). |
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
В Мраморном дворце выставили картины учеников лидера русского авангарда Павла Филонова. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. К тому же Филонов обладал могучим грудным басом очень красивого тембра и говорить умел – увлекал, убеждал слушателей». Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. Павел Николаевич Филонов родился 8 (21) января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем.