Крест и памятная плита будут установлены в субботу на кладбище села Моногарово (Подмосковье), где был похоронен Михаил Достоевский, отец знаменитого писателя. В произведениях Ф. М. Достоевского личность отца не нашла прямого отражения, хотя некоторые события его жизни и черты характера послужили материалом для творческого. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.
Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье
Комментируя заявление Папы Римского Франциска, украинский посол в США Оксана Маркарова обвинила его в невнимательном прочтении классика русской литературы Федора Достоевского. Отец Достоевского был человеком жёстким и требовательным, благодаря чему и смог добиться потомственного дворянства. Отец Анны Сниткиной был большим поклонником Достоевского, поэтому о его творчестве девушка знала с детства.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Отношения Достоевского с отцом — одна из самых изученных тем в достоевсковедении. Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Сегодня к ежегодному духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни [ ]. Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт.
Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев.
Достоевский гениально прозрел поведение человека, который хочет подчинить себе окружение. Что делал Сталин? Брал папиросы "Герцеговина Флор" во время заседаний Политбюро или в окружении других подчиненных, рвал их и набивал трубку. Казалось бы — что ему не курить уже подготовленные папиросы? Но он проделывал это, тоже чтобы подчинить окружающих созерцанием бессмысленного на первый взгляд занятия.
Фёдор Михайлович опять оказался пророком. Иллюстрация к роману "Бесы". Фото из открытых источников. В том, что Достоевский был пророк, нет сомнений.
К этому можно прибавить интересный факт. Когда еще не была издана книга "Преступление и наказание" целиком, а выходила частями в литературном журнале, то молодежь, еще не дочитавшая роман, возбудилась и стала протестовать. Основным лозунгом этих демонстраций было: "Среди студентов убийц нет! Я это вытянул из семистрочной заметки в "подвале" газеты!
И это тоже. Но не только. Один из родственников Анны Григорьевны, уже на тот момент жены Фёдора Михайловича, Иван Сниткин, был в курсе всего нечаевского дела, хоть и не принимал в нем участия, и рассказал об этом Достоевскому, когда тот приехал навестить свою сестру. Достоевский развернул эту историю в роман.
Он, безусловно, умел анализировать. Но как это согласуется с его самым известным порокам — тяге к азартным играм? Люди ко мне не раз обращались с жизненно важным для них вопросом: знал ли Фёдор Михайлович систему игры? Я уверен: да, знал.
Я в этом убедился в Баден-Бадене. Там в казино висит на стене огромный портрет Фёдора Михайловича — хотя он в этом казино всего одну игру провел, а в основном был в Висбадене и других городах. Но казино на сегодня осталось только в Баден-Бадене. И в этом заведении Достоевского преподносят как одного из главных здешних игроков.
Была бы моя воля, я бы тот портрет убрал со стены. Потомку неприятно, что Достоевского используют как рекламу, но другим, наоборот, лестно, что он здесь играл… В Баден-Баден меня привезли киношники из ВВС, они снимали фильм "Через 100 лет по следам Достоевского". Главным героем сделали меня, я согласился. Мы заглянули на игру.
Потом режиссер сказал, что уже договорился, и мы назавтра будем снимать сцену в казино. Режиссер знал русский язык и вполне достойно на нем общался. Все легли спать, а я разволновался — мне в первый раз в жизни предстояло играть в казино!.. Я вспомнил, что у режиссера есть книга "Игрок".
Тайком забрал у него эту книжку и, буквально только раскрыв ее, начал читать не просто текст Фёдора Михайловича — но систему игры в рулетку! Роман посвящен только рулетке, карты стали популярны несколько позже, когда Фёдор Михайлович уже "завязал". Схема игры была выложена прямо на странице. Я человек мистический, я эту систему переписал на бумажку.
На следующее утро рассказал проснувшейся команде, что теперь я знаю систему игры Достоевского. А днем мы пошли снимать сцену в казино. После этого нас оставили там поиграть. Денег у меня было совсем немного.
Несколько человек согласились со мной поиграть и сели за один стол. А режиссер заявил, что не верит ни в какую систему и будет играть за другим столом. Мы расселись и начали играть — ограниченно, в отличие от Фёдора Михайловича. И мы все выиграли.
Я не буду называть цифры — но когда я явился к директору казино и сказал, что, поставив вот такую сумму, выиграл вот такую, он ответил по-немецки: "Невозможно! А режиссер на другом столе в пух и прах проигрался… В интервью немецкому изданию я упомянул этот эпизод. С тех пор за мной постоянно ходил хвост из журналистов, просивших секрет игры. Я честно говорил: она зашифрована в книге Достоевского "Игрок", которая первоначально называлась "Рулетенбург".
Читайте "Игрока"!.. Не знаю, открылась ли им та система — но все же я подвиг их прочитать сочинение Фёдора Михайловича. Иллюстрация к роману "Игрок". Но что это было — наитие, или в тексте правда что-то зашифровано?..
Я сам не знаю!.. Посетив другие города Германии, я вернулся домой и снова стал штудировать "Игрока" в поисках той страницы. И не нашел её вторично!.. Фёдор Михайлович устроил мне эту мистическую историю.
А ведь чтобы составить систему игры в рулетку, тоже нужны способности к анализу. Если кто-то очень захочет выискивать у Достоевского в записных книжках результаты игры в казино — они там есть, постоянно упоминаются небольшие выигрыши и даже большие выигрыши. Но он не удерживался и не останавливался, начинал бессистемно играть — и тогда проигрывал. Беда его была в неумении вовремя остановиться… Игра ему была нужна, одной из мотиваций была постоянная необходимость в деньгах, чтобы оплачивать долги своего рано умершего старшего брата.
У него появилась идея фикс, что игрой он сможет выиграть такую сумму, чтобы просто отдать долги и стать от них свободным. Благородная цель. Но было одно но. Достоевский о себе говорил, что натура его подлая: у него всегда есть желание не только дойти до бездны, но и заглянуть туда.
В этом проявлялась его страстность. Фёдор Достоевский. Фото: zen. А у вас есть азарт, страстность?
Есть и азарт, и страстность. В молодости я любил раскинуть картишки и мог сыграть даже на копеечку. Кстати, о копеечке, или о том, что однажды Фёдор Михайлович прекратил играть. У Анны Григорьевны в воспоминаниях записано.
Младший брат, переехавший в Петербург, ходил в гости со своими детьми к старшему брату. Всей семьей они садились играть в "дурачка на копеечку". Фёдор Михайлович брал стул, ставил его в угол и мрачно сидел там все время, не притрагиваясь к картам: уж если завязал, так завязал!.. Вот такая у него была сила воли.
Во время игры в казино, о которой я вам только что рассказывал, я почувствовал, что могу тоже "провалиться". К счастью, у нас был жесткий уговор, что мы играем час, не больше, а потом уезжаем. И потому моя игра кончилась благополучно. Вы прекрасно говорите.
Кто вы по профессии? Я сознательно не пошел получать высшее образование. Федор Михайлович меня толкнул в гущу жизни. Я хотел общаться с людьми на равных.
В итоге у меня 21 профессия. Принцип мой был таков: я поступал на какую-то работу, достигал в профессии определенных высот, чтобы мне говорили — да ты мастер, да ты уже все знаешь! Глаза мои были чистые, честные. И когда в отделах кадров всматривались в меня — не пьяница ли я, не "летун" ли — по их понятиям, долго на одном месте не могли работать только представители этих групп населения — убеждались, что я нормальный человек.
А я еще и объяснял, что хочу новую профессию получить. Итак, у меня 21 профессия по трудовой книжке.
В то время она была замужем за офицером, страдавшим алкоголизмом. После его смерти в 1855 году Федор и Мария окончательно сблизились и в 1857 году поженились. Вопреки ожиданиям писателя, этот брак не был счастливым. Шаткость положения усугублялась частыми приступами эпилепсии Федора. Вместе они прожили семь лет. Мария умерла в 1864 году, как и мама писателя, от туберкулеза. Вторая жена была младше Достоевского на 25 лет.
Всем известна история, как простая стенографистка Анна Сниткина, нанятая для набора романов под диктовку, стала другом писателя, возлюбленной, а затем и женой. Федор Михайлович и Анна Григорьевна Впрочем, до наших дней дошли сведения, что Достоевский был очень ревнив — он даже разработал свод специальных правил для своей жены: например, не красить губы вообще не пользоваться косметикой , не улыбаться мужчинам. Может быть, такое «закрепощение» супруги было отчасти нормой в то время — по крайней мере, сама Анна не бунтовала против такого формата отношений и оставалась верной спутницей до конца жизни. Был страстным игроком Во время своей первой поездки в Европу в 1862—1863 годах писатель так проигрался, что денег не хватало не только на поездку в другой город, но и на еду. Во время другой заграничной поездки дело дошло до закладки украшений и одежды жены. А свое обручальное кольцо он закладывал и выкупал восемь раз. Письменные свидетельства указывают на то, что он больше всего увлекался рулеткой, но периодически играл в бильярд. Почти четыре года Достоевский скрывался в Европе, прячась от своих кредиторов. За это время отчасти вынужденного туризма он успел побывать в большинстве европейских государств.
Окончательно побороть пагубную страсть писателю удалось только в 1871 году благодаря молитвам, участию и деликатности его жены. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Написал «Игрока» за 26 суток Литературную продуктивность Достоевского почти всегда подстегивали особые внешние обстоятельства — жесткий договор с издателем и «горящие» сроки возврата долгов. Федор Михайлович безудержно писал, особенно по ночам, запивая вдохновение неизменным крепким чаем. Так, «Игрока» он написал за 26 суток, чтобы не попасть в «вечную» кабалу к издателю Федору Стелловскому. Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики.
Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника». Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится.
Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда... Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её». Предыдущая Следующая «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской.
Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми.
Дочку назвали София. Увы, малышка не прожила и трёх месяцев: умерла от простуды в Женеве, где тогда жили супруги, и там же была похоронена. Анна Григорьевна Достоевская в разные годы.
Вторая дочь Достоевских, Любовь, родилась год спустя в Дрездене, и её здоровье оказалось более крепким. Писатель её обожал, он часто рассказывал друзьям, какая она не по годам умная и развитая, какая спокойная мол, совсем не капризничает и как она не него похожа — «до смешного, до малейших черт», как выразился писатель в одном из своих писем племяннице. Увы, Достоевскому выпало недолго наслаждаться радостью отцовства, а его дочке — общением с папой: писатель скончался, когда Любе было 12 лет.
По воспоминаниям окружения, смерть родителя произвела на девочку-подростка очень сильное впечатление. С одной стороны, это было для нее ударом, с другой — увидев на похоронах, как окружающие отзываются о её отце и с какими почестями идет церемония, она, наконец, осознала всё величие и всю значимость своего родителя. После этого девочка переменилась: как писал специалист по Достоевскому Н.
Наседкин, основываясь на воспоминаниях многих, кто знал Любу, «она была «неуживчива, высокомерна, заносчива». Повзрослев, девочка отдалилась от матери. При этом она решила пойти по стопам отца и тоже начала писать.
Так появились сборник рассказов «Больные девушки» и два романа — «Эмигрантка» и «Адвокатка». Однако читатели её творений не оценили. Люба Достоевская в детстве слева.
Урна с прахом дочери Достоевского справа. В конце концов, Любовь уехала в Европу на лечение у нее было слабое здоровье и осталась там навсегда. На Западе она называла себя Эме Достоевская.
Там молодая Достоевская снова взялась за перо и попыталась писать на немецком и других европейских языках. Но и на чужбине с творчеством не сложилось. Однако, по мнению авторитетных биографов Достоевского, в книге дочки писателя оказалось много неточностей, спорных утверждений и фактических ошибок, хотя некоторые детали и были интересны.
Причину неточностей в изложении Любой биографии отца критики видели в том, что рассказ был основан на детских воспоминаниях, что и исказило восприятие фактов.
Разработка ученых ЮФУ поможет найти отца Достоевского и клонировать мамонта
Сам писатель Достоевский также стал многодетным отцом, у него было четверо детей: две дочери и два сына. По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. «Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского. протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы.
«Писатель, потрясающий душу»
Достоевского и 165-летие его венчания с М. Исаевой в Кузнецке. Достоевского сопровождали депутат Новокузнецкого городского Совета народных депутатов П. Лизогуб, специалисты Управления культуры администрации города Новокузнецка Т. Глебова и А.
Достоевского «Отец Иоанн Крестьянкин » удостоился Премии им. Достоевского В Каминном зале Издательского совета Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось итоговое заседание жюри литературного конкурса «Новая библиотека» в номинации печатных изданий имени Ф. Этой наградой отмечаются романы и художественно-документальные биографии.
Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день.
Казалось бы, все ясно. Полиция произвела следствие обычным порядком, ничего подозрительного не обнаружила, и 20 июня 1839 года Каширский уездный суд вынес решение о прекращении дела, но вскоре было возобновлено следствие, поскольку поступил письменный донос о том, что имело место убийство. Следствие тянулось почти полтора года, и в результате в конце 1840 года дело по скоропостижно умершем» сдано в архив. Естественная смерть от апоплексического удара подтверждена судебным порядком. При этом никаких противоречий в документах, составленных разными людьми ведь при доследовании бригада следователей меняется , нет. Всюду одно и то же: данных за насильственную смерть нет Г. Федоров, Домыслы и логика фактов к биографии Ф. Федоров, «Помещик. Отца убили…» — «Новый мир», 1988, N 10, с. Достоевский, Воспоминания, СПб.
Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев.
В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г.
Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г.
Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г. С весны 1867 г. В 1868 г.
Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр. К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях.
Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г. Летом 1871 г.
Если бы не опрошенные на сей предмет крестьяне, которые в 1925 году, то есть через 86 лет после самого события, почти единодушно подтвердили, что их деды и прадеды повинны в насильственной смерти барина, и даже назвали имена убийц. Кроме того, в 1930 году вышли в свет воспоминания Андрея Михайловича, где младший брат Достоевского как нечто, не подлежащее сомнению, излагает ту же историю. Известно, что смерть отца произвела на семнадцатилетнего подростка неизгладимое впечатление. Высказывались намеки, что именно это известие вызвало у него первый приступ эпилепсии. О, разумеется, автор статьи «Достоевский — но в меру» имеет в виду признание полубезумного Ивана Карамазова: «Кто не желает смерти отца?..
Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить в приданое капитал.
Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего. Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго. А в конце концов он её зарезал. Что можно сказать об идейной составляющей? Тяжёлая судьба заставила Достоевского эволюционировать. Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил. Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей.
Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви. В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен. Она сама хочет властвовать и править. Но особенно автор в своих книгах проехался по революционерам. Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность. Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке? Здесь наиболее важным романом, на мой взгляд, являются «Бесы». Это произведение о сегодняшнем моменте.
Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти. При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод. И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить. Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился. Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается.
Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине. Оно возникло не только у диссидентов и либералов ХХ века. Описанная в «Братьях Карамазовых» смердяковщина — классика. Когда читаю рассуждения гнусного персонажа, перед глазами встаёт образ Новодворской и ей подобных. Они упиваются ненавистью к стране, где родились и за счёт которой жили или живут. Более того, грех нынче выползает наружу в массовом масштабе. Он уже не просто прячется, а диктует условия игры. Посмотрите, сколько сегодня извращенцев открыто и агрессивно выступают против божественного замысла.
Или с виду приличные люди выдают фразы о том, что лучше бы немцы нас завоевали — пили бы мы сейчас баварское пиво. Либо так называемые деятели культуры, которые часто стремятся взять какое-нибудь классическое произведение. И изгадить. А потом в мерзости и извращённом виде показать нам. Такой собирательный типаж Фёдор Михайлович угадал. Ещё один важный момент относительно «Бесов» касается идеалистов. Недавно я побывал в Ульяновске. Посмотрел, где вырос и как жил Ленин. Понял, что Владимир Ильич вышел из идеальной семьи. Воспитывался в чудесной обстановке.
И должен был стать нежным идеалистом. Как в том же романе Достоевского — папа Верховенский. Но уже его сынок — подонок и бес. То есть от идеализма до мракобесия один шаг, потому что это крайности. Нормальный человек принимает многообразие мира, а идеалист не может. Если в жизни что-то не так, ему надо её разрушить. В чём же главная проблема этих героев? Они не верили в Бога. От этого и маялись. Пытались познать его разными способами, но не могли.
А раз Бога нет, то всё дозволено. У человека нет мира в голове. И он считает, что мир окружающий тоже построен неправильно. Надо переделать его по своему усмотрению. На самом же деле всё в нём на своих местах. Просто не подходит под правила, которые нам нравятся. Его законы выше. Революционеры же принять этого не могут. Не зря Владимир Ильич ненавидел Фёдора Михайловича. Конечно, он увидел себя как в зеркале.
Очередной какой-то концерт, инструмента своего на тот момент у меня не было. Решил, как всегда, взять гитару у друга, позвонил, договорились. Он сказал, что как раз вечером будет в соседнем дворе, где у знакомых свадьба. Туда мы все и отправились. А Наталья там играла. Наталья: Он меня запомнил, а я его нет. Мне еще не было восемнадцати, на свадьбу я шла исключительно поиграть, а не знакомиться, и эта компания мне показалась просто страшной. Все музыканты собирались в подвале соседнего детского садика, изумительная заведующая которого нас всех пригрела и дала место для репетиций. В одном из проектов играла я, в другом Лёша. Потом стали играть вместе.
О том, что он потомок Достоевского, я не знала. Да я даже не знала его имени, не то что фамилии. Потому что представлялся он Густавом. В монастырь вместо армии Алексей: Так как я уже не учился, осенью 1995-го обо мне вспомнил военкомат. Это была первая чеченская война, мои знакомые возвращались в цинковых гробах, и идти в армию совсем не хотелось. Как поступить, меня надоумил священник Геннадий Беловолов, знакомый моего отца, бывший научный сотрудник музея Достоевского. Он рассказал, что у Министерства обороны заключен с РПЦ договор, по которому насельники двух монастырей, в Оптиной и на Валааме, проходят службу, если подошел срок, не абы где, а в размещенных там военных частях. Таким образом я отправился на Валаам. На осенний призыв я опоздал, но остался там зимовать — не упускать же такой случай. Я, как естествоиспытатель, таким образом испытывал естество: cначала сплющило, потом проперло.
И унесло меня лет на сто пятьдесят назад. До весеннего призыва я был в монастыре трудником. Мыл посуду, водопровода не было, обледенелую воду набирали в девятисотлитровой бочке из-под кваса, стоявшей во дворе, нагревали в тазах, никаких фейри, только горчичный порошок. Затем был поваренком: растопка печей, чистка овощей. Потом стал трапезником, накрывал на стол. А в итоге попал на конюшню. И там прижился, лошадей не боялся и работы тоже. Лошади на Валааме были рабочие. Гаража как такового не было: две машины, для них запчастей нет, топлива нет, — всё на лошадях. Подошло время весеннего призыва, но к этому моменту у меня уже нашлись болезни, успел полежать в больнице в Сортавале, и меня комиссовали.
После этого я вернулся на остров и прожил там еще полтора года, продолжив трудиться на конюшне. Наталья: Кстати, лошади — это тоже у Достоевских семейное. Сын Фёдора Михайловича, Фёдор Фёдорович, всю жизнь занимался лошадьми, его статьи на эту тему печатались в Императорском коннозаводческом журнале. Щупать эфир и лежать в сторону Бога Алексей: Эти два года, пока я жил на острове, мы с Натальей переписывались. Писали настоящие бумажные письма. Из-за нее прежде всего я и решил вернуться. Родители тоже дали понять через игумена, что им бы хотелось продолжения рода. Все-таки я последний. А вера? Был период неофитства.
Но я так уставал, что на службах часто просто спал. Уходил на хоры, заворачивался в ковер и просыпался, только когда слышал, как запирают двери храма. Остальное происходило как-то помимо меня, хоть и во мне. Вот живешь, ходишь, совершаешь броуновское движение, но какие-то твои приборы всё время щупают эфир, и когда они ловят энергии, о которых ты даже не помышлял, потому что они в принципе неизъяснимы, это бесследно не проходит. Там, на Валааме, я впервые испытал благодать. Это вошло в меня и осталось таким стержнем. Помирая, именно это я себе, наверное, и оставлю. За эти два года я открыл для себя надстройку определенную, понял, что не только трюмная палуба есть, но и главная, и спардек, и твиндек. Наталья: Когда Лёша приехал, мы через какое-то время, никому ничего не сказав, пошли и расписались. А спустя три месяца обвенчались.
Я крестилась еще в подростковом возрасте. Неожиданно появилась такая потребность. Но это было так: я вошла в храм, покрестилась, вышла и долго потом не заходила. Как снова пришла? Думаю, что если в 15 лет ты читаешь Достоевского, то неизбежно будешь двигаться к православию или хотя бы думать, на худой конец лежать в этом направлении, если идти сил нет. Очень мне нравятся строки из стихотворения нашего друга Ивана Андреева: «Над вашей больницей крест красный, над моею — крест золотой». Снова флот, снова Валаам Алексей: Обвенчались у архимандрита Исидора, сейчас он настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Постепенно пришел интерес к изучению творчества Фёдора Михайловича, а еще больше к изучению истории рода. Люблю покопаться в архивах.
Российские ученые захотели найти отца Достоевского
Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К.
Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф.
Шиллера и А. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. Гоголем, Э. Гофманом, В.
Скоттом, Жорж Санд, В. Федор Достоевский окончил училище в 1843 году. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.
По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству. С детских лет одним из его любимых русских поэтов был Александр Пушкин, многие стихотворения которого он знал наизусть. В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского.
В 1844 он начинает роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». В конце мая 1845 г. Достоевский закончил свой 1-й роман «Бедные люди».
Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет - Николай Некрасов и Виссарион Белинский. Кстати, Некрасов даже назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал его роман в своём альманахе «Петербургский сборник». Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским.
Отрывки своего следующего произведения - повести «Двойник», в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества» Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Достоевский писал брату: «Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности». Позже он переработал повесть.
Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги - всё, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника». Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях « Слабое сердце », « Белые ночи «, цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе « Неточка Незванова » — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение.
Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.
Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. Арест и ссылка В 1846г. Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В.
Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта-апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.
Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. В 1847 г. Достоевский увлёкся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, где обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян.
На собрании кружка он прочитал публике запрещённое письмо Белинского к Гоголю. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849г. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни.
По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума. В конце апреля 1849 г.
Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Достоевского отправили на 4-летнюю каторгу в Омск, а после - на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 г.
Вместе со всеми арестантами Достоевский ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трех или четырех от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр.
По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в нее алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжен, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжелой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осужденными за участие в освободительной борьбе против России.
Но говядину кладут рубленую, и я ее никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен».
Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 копеек. Хотя дополнительная работа, и деньги, и все, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом.
Все запрещенное изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное.
Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А.
Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осужденных петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутемной и закопченной избе одной вдовы солдатки. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке.
В марте этого же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. В ноябре 1855 года Достоевский был произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т.
Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. Семипалатинск 1857 год 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Помилование Достоевскому то есть полная амнистия и разрешение публиковаться было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857г. Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.
В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для « Записок из Мертвого дома » и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые.
Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Впечатления от жизни в Омском остроге Ф. Достоевский выразил в «Записках из Мёртвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключённых, их быте и нравах.
Для современников Достоевского «Записки из Мёртвого дома» стали настоящим откровением. Под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850—1854 годах писатель создал повесть «Записки из Мертвого дома». О бытовых условиях на каторге он вспоминал так: "Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить.
Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый.
Волоцкой, 1933 — Волоцкой М. Хроника рода Достоевского: 1506—1933. Гроссман, 1935 — Гроссман Л. Жизнь и труды Ф. Достоевского: Биография в датах и документах. Долинин, 1928 — Долинин А. Письма: В 4 т. Достоевская, 2015— Достоевская А. Достоевский, А.
Достоевский, 1972—1990 — Достоевский Ф. Летопись, 1993 — Летопись жизни и творчества Ф. Достоевского: В 3 т. Любимов, 1922 — Любимов С. Мариинская больница, 1906 — Московская Мариинская больница для бедных. Яковлева, 1906. Нечаева, 1939— Нечаева В. Всемье иусадьбе Достоевских.
Поначалу из-за пристрастия к рулетке Федор Михайлович просаживал все деньги мгновенно, и даже закладывал приданое и одежду жены. Но в итоге он отказался от игры полностью. Анна Григорьевна взяла на себя все денежные дела, и вскоре семейство Достоевских было свободно от долгов, а писательство начало приносить гораздо больший доход, чем раньше. Кроме того, Анна Григорьевна занималась изданием работ мужа — сама вела переговоры с издателями, следила за выходом романов в свет, короче, была и снова воспользуемся современным языком и продюсером, и менеджером, и директором. В этом браке родилось четверо детей: в 1968 году — Софья умерла во младенчестве , в 1869 году — Любовь, в 1871 году — Федор, и в 1875 году — Алексей прожил три года. Достоевский наконец-то был счастлив: свободен от долгов, женат, успешен. Он понимал, что во многом это заслуга его молодой жены, и никогда не забывал высказать свою признательность. Свой последний роман — «Братья Карамазовы» — Федор Михайлович посвятил жене. Анна Григорьевна очень любила мужа, но не надо думать, что она внимала его речам, открыв рот. Однажды у них зашел спор о женском непостоянстве. Достоевский бурчал: мол, женщины не способны направлять свои усилия на одну цель в течение долгого времени, женщины непостоянны, и вообще не очень целеустремленны. Анна Григорьевна была в корне не согласна. В конце концов этот спор завершился довольно неожиданно: молодая женщина азартно заявила, что всю жизнь будет коллекционировать марки. И коллекционировала их даже после смерти мужа! Он беспокоился о юноше, нанимал ему учителей и репетиторов, помогал с трудоустройством. В юные годы Павел этого не ценил — например, когда он узнал о готовящейся свадьбе с Анной Григорьевной, закатил настоящий скандал. Позже, став зрелым человеком, Павел пересмотрел свое отношение к отчиму и даже назвал сына Федором. Видимо, из-за того, что он стал отцом довольно поздно, Достоевский по этому поводу испытывал большой душевный подъем. Он не просто радовался тому, что у него родились дети — Федор Михайлович с удовольствием участвовал в их жизни с самых ранних лет. Он пеленал младенцев, купал их, носил на руках, пел им песенки, укладывал спать. Писатель с удовольствием выискивал в детях свои черты, и много говорил о них в беседах, часто упоминал о том, что отцовство — это счастье. Смерть двоих детей стала для Достоевского настоящим горем, и он безутешно их оплакивал. Хотя отец Федора Михайловича был не самым ласковым, Достоевский перенял часть семейных традиций — например, читал детям по вечерам. И тоже не очень понимал, как подбирать литературу по возрасту! Однажды он затеял читать Любе и Феде «Разбойников» Шиллера, и дети уснули в процессе. Точнее, Федя уснул, а Люба дремала с открытыми глазами. Это ужасно насмешило писателя. Так, он считал, что детей не стоит ограждать от любых негативных переживаний, но эти переживания необходимо обсуждать и помогать ребенку их пережить. Совершенно не принимал Федор Михайлович диктаторских воспитательных замашек и считал, что нельзя подавлять в детях их характер и оригинальность. Очень важной считал писатель связь между родителями и детьми, семьи, в которых такая связь утеряна он называл «случайными». Достоевский весьма не одобрял родителей, которым лень участвовать в жизни детей. Но вместе с тем считал, что излишняя родительская назойливость и гиперопека могут серьезно навредить ребенку. Если необходимо было уехать, Федор Михайлович писал жене и детям трогательные письма: просил Анну Григорьевну читать им книги, советовал Любе и Феде прилежно учиться и не ссориться, выражал беспокойство материальным положением, в котором окажутся дети после его смерти. Он переживал его весьма трепетно и радовался ему. Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть», — писал он своему знакомому Николаю Страхову. А Любе писал: «Милый ангел мой, целую тебя, и благословляю, и очень люблю. Благодарю за то, что пишешь мне письма, прочту и поцелую их. И о тебе подумаю каждый раз, как получу». С тобой дети»: Письма Льва Толстого жене К сожалению, Достоевскому не удалось узнать, как его принципы воспитания отразятся на детях. Когда Любови было 11, а Федору девять лет, их отец умер. Его здоровье было подорвано каторгой, эпилепсией, туберкулезом и эмфиземой легких. Анна Григорьевна больше не выходила замуж. Она занялась изданием не дошедших до читателя произведений, писем, написанием воспоминаний и созданием музея памяти Достоевского. Любовь Федоровна Достоевская попыталась стать писательницей, но у нее ничего не вышло. Умерла она в 57 лет от лейкемии.
В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака.
Другие новости
- Папа боится Достоевского!
- Отец и мать. Ф. Достоевский - интимная жизнь гения
- О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
- Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев.
Курсы валюты:
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Российские ученые захотели найти отца Достоевского
- Фамилия обязывает
- Вода живая
- Путин подарил папе Франциску на 85-летие скульптурный портрет Достоевского