Новости опера щедрина не только любовь

Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь».

На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина

Но в целом опера не сложилась. Щедрин сделал много богатых оркестровок, из-за которых слова практически невозможно разобрать. Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю. Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века.

Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман

"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году.

Комментарии

  • поиск по сайту
  • ​«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
  • Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
  • ​«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ

Добро пожаловать!

В реальности - жизнь, стиснув зубы, веселье - тоже. Только смех может спасти, когда выхода нет, когда нечего терять! Все надрывно хотят жить, любить, быть счастливыми. В тех обстоятельствах, что даны. Жизнь - надрыв, сплошная частушка. А если не смеяться, умрешь, не выживешь. Замечательно все это исполняют Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее солисты.

Хотя и режиссер Александр Кузин, и художник по костюмам Ирина Чередникова говорят в интервью, опубликованном в программке к спектаклю, об универсальности сюжета оперы "Не только любовь", о его вневременности, на самом деле это не так. Она совершенно уникальна не только в этом смысле. Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется. Родион Щедрин сам говорит о своих неизгладимых впечатлениях от советской послевоенной деревни 1951-1953 годов, где только-только все начинало налаживаться. И лишь в привязке в этому времени в опере все может быть правильно понято и воспринято.

Но дело не в сюжете. Он стар, как мир, - она, Варвара Васильевна, полюбила чужого жениха, отучившегося и поработавшего в городе Володю Гаврилова, младше себя, он, вроде, ее тоже приветил, но она ушла в сторону и не стала разбивать чужую жизнь. И пожалела молодую девушку-невесту, и чувство долга возобладало. Все-таки она - председатель колхоза. Она в ответе за хозяйство, и за людей. Можно легко вспомнить сходные истории: и полное совпадение - американский фильм "Эпоха невинности", и частичное - новелла Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины", американский фильм "Охраняя Тесс".

Впрочем, любовная линия в опере - это лишь направляющие линии всей картины, которая складывается совсем из другого. Из конкретных обстоятельств и всего множества людей, участвующих в происходящем. Эту историю без потери главного, выраженного в музыке, нельзя перенести ни на американское ранчо, ни на космический корабль, ни в современный офис, ни в фермерское хозяйство. Там не будет главного - уникальных экстремальных условий физического выживания, которые делают людей сильными, сплачивают, диктуют особые законы сосуществования.

И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям». Успейте купить лучшие места!

Место первой постановки Новосибирский театр оперы и балета «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна , по рассказам Сергея Антонова «Тётя Луша» и другие. Премьера состоялась 5 ноября 1961 года в Новосибирском театре оперы и балета.

Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию. В опере герои живут вопреки обстоятельствам. Любят, и радуются, и шутят, и надеятся. Не лежат в депрессии, как делали бы сегодняшние хлюпики, и не ноют, как слабаки, а ищут способ жить и радоваться. Музыка танцев - тому доказательство. Кадриль - главный хит оперы. Ее слушать без слез невозможно! Веселье сквозь слезы. Если осознать, как длинен и тяжел путь к хорошей жизни, его никак не пройти! Только, если об. Главная героиня Варвара Васильевна Екатерина Сергеева безумно, исступленно хочет любви, мечтает сама любить. Ее не вдохновляет влюбленный в нее Федот Петрович, бригадир трактористов. Она поначалу позволяет себе искать ответного чувства у фасонистого и легковесного Володи Гаврилова. Всегда восхищаюсь, как эту роль исполняет Екатерина Сергеева! Ее героиня - сильная женщина на грани нервного срыва! Какие затаенные мучения, какие стенания и вопли в ее песне и главной арии! Все есть, но "Нет цветка лазоревого", ей бы "Душу отогреть! Но у нее есть долг, от нее зависят люди и их непростая жизнь, они ее слушают, пока у нее есть непререкаемый авторитет, пока она не совершила чего-то, что они не захотят понимать, что породит распри и склоки.

Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина

Партитура была создана всё с той же присущей Щедрину стремительностью: за пару месяцев. Однако, как это нередко бывает, планы театра изменились, и «Конёк» — вкупе с Первым фортепианным концертом — стал только лишь частью дипломной работы автора. Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году. К тому времени Щедрин уже был достаточно известен и уже два года счастливо женат на Майе Плисецкой, с которой впервые встретился в гостях у Лили Брик, а продолжил знакомство в репетиционных залах Большого театра. Все партитуры — и об этом также упоминалось неоднократно — были посвящены композитором его жене. При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. И первые две написал тоже по заказу Большого театра. Самая первая — «Не только любовь» по мотивам так называемой деревенской прозы Сергея Антонова — была поставлена всего через год после «Конька», и в ней тоже была «прописана» партия танцевальная для Майи Плисецкой: она называлась Девушка с веткой черёмухи. Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского.

Кстати, вспоминая предыдущую версию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, критик Владимир Зисман как-то писал: «Честно сказать, я шел на спектакль с некоторой опаской. Помню спектакль 1981 года. И дело совершенно не в том, как это было сделано сделано было хорошо , а в том, что над всем этим висел тяжелый дух плана постановки советской современной оперы. В ней был пафос освобожденного труда и жажда свершений». К счастью, постановка 2024 года подобного пафоса лишена, сделана удачно и в абсолютно новом визуальном решении по инициативе дирижера Феликса Коробова, который пригласил к сотворчеству режиссера Евгения Писарева. Одним из залогов успеха стала работа сценографа Максима Обрезкова. Надо признать, в последнее время крайне редко приходится констатировать подобное в российском музыкальном театре. Художник, вероятно, вдохновился оформлением зрительного зала и поэтому перенес синюю цветовую гамму на сцену, расширив пространство с помощью установленных башен электропередач разной высоты. Пожалуй, правильное решение, поскольку одна из причин неудачной исторической премьеры могла заключаться в том, что колхозная история разворачивалась тогда в имперской роскоши Большого театра, где еще условно вчера показывали «Бориса Годунова», а сегодня на сцене оказалась не только любовь, но и трактористы. В МАМТ диссонанса избежали, и, кроме того, сам материал покрытия сцены, все рельефные поверхности выглядели эффектно и эстетично, что немаловажно. Режиссер Евгений Писарев сохранил оригинальную трактовку места и действия, его работа с мизансценами солистов и разводка массовых сцен на протяжении всего спектакля убеждала. Если по драматургии напрашивалась, допустим, реакция Варвары, например, на то, что Володя постепенно начинает разгадывать смысл ее центральной песни, — она была ровно на том музыкальном моменте, каком нужно. Лишь изредка и довольно аккуратно режиссер «вписывал» свои отдельные находки. Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки. Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой.

Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой. Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано. Финальное разрешение коллизии отдаленно навевает воспоминания о «Евгении Онегине» — долг превыше всего, а сила натуры главной героини проявлена в верности раз избранному пути. Колхозные реалии спустя шесть десятилетий уже никого не шокируют — видали мы и не такое на оперной сцене: режиссерский театр нас приучил ко многому. Тем более что в данном случае режиссер оставляет все на месте — на сцене пашня чернозема и перспектива высоковольтных ЛЭП на фоне затянутого тучами вечно дождевого неба сценография Максима Обрезкова. Постановщик Евгений Писарев позволяет себе лишь некоторую вольность в финале, делая его открытым: примирения увлекшегося было Варварой пижона Володи и его невесты Наташи положенное по либретто не происходит, герой в отчаянии убегает прочь, а главная героиня кружится, словно в забытьи, под проливным дождем, будто смывая с себя морок любовного наваждения, в который сама дала себя увлечь. В остальном постановочная команда строго следует первоисточнику — на сцене серые будни послевоенной неустроенности, телогрейки и кирзовые сапоги, веселенький ситчек выходных платьиц колхозниц костюмы Марии Даниловой , сельскохозяйственный инвентарь, дощатые скамейки и грубо сколоченные ящики. Не переиначивая содержания оперы, не изобретая эпатирующую концепцию, Писарев занимается настоящим театром — подробно разрабатывает характеры героев, делая их яркими и точными, дает четкие актерские задачи и лепит убедительные образы. Застегнутая поначалу на все пуговицы, а позже становящаяся вулканом страстей Варвара, опереточный фанфарон Володя в белом костюме, робкая Наташа с косичками, основательный как пенек бригадир трактористов Федот Петрович. При этом Писарев умно выстраивает мизансцены, грамотно разводит массовку, переключает планы — смотреть спектакль как драматическое действо не менее интересно, чем вслушиваться в тембрально богатый и разнообразный звуковой мир Щедрина. Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле. Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова.

Финальные сцены оперы, где Левша умирает, трагически щемящи, проникают в глубины души и пробирают до мурашек. В них хор поёт: «Святый Боже, Святый Крепкий. Помилуй нас». Или почти Иисусову молитву: «Сыне Божий, помилуй нас». Традиционно для Щедрина, велика в партитуре партия хора, выписанная и исполненная блестяще хормейстер Андрей Петренко. Очень интересны и сами вокальные партии, и качество их исполнения. Наличие в одной труппе одновременно такого числа превосходных певцов и точность их попадания в образы просто поражает. В первую очередь, это, конечно, тенор Андрей Попов в заглавной партии. Великолепна сопрано Кристина Алиева в роли Блохи. Очень точно попадание баса Эдуарда Цанги в мужланский образ атамана Платова. Хорош и бас Андрей Спехов — английский полшкипер. А как замечательно выписан истаивающий дуэт женских голосов сопрано Екатерина Гончарова и меццо-сопрано Варвара Соловьёва. Неплохо исполнила партию английской принцессы Шарлотты меццо-сопрано Мария Максакова. Великолепно звучал под руководством Гергиева оркестр театра. Слушатели аплодировали стоя, приняв оперу Щедрина овациями.

Ваш вопрос

  • Большой театр • Только любовь!
  • Добро пожаловать!
  • Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
  • Родион Щедрин -- лирическая опера "Не только любовь"

Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе

лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE. 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий