Мастер оказался в психиатрической клинике не без участия Маргариты. Но Мастер слаб. Он не способен защитить себя и Маргариту от нападок критика Латунского и сжигает роман, отрекаясь от своих мыслей.
Образ Мастера в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова
Характеристика главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер — герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», бывший историк и неудачливый писатель, затравленный из-за написанного им романа о Понтии Пилате. Великий роман «Мастер и Маргарита» неоднократно редактировался. Великий роман «Мастер и Маргарита» неоднократно редактировался. Краткое сочинение-рассуждение по литературе (с цитатами) для 11 класса на тему: Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков).
Характеристика главных героев романа «Мастер и Маргарита»
Главныи и второстепенные герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: Мастер, Маргарита и другие. Краткая характеристика персонажей, описание внешности и характера, роль в произведении. Мастер пишет роман о прокураторе Иудейском Понтии Пилате, но не выдержав натиска критика Латунского, уничтожает свое произведение и скрывается в доме для умалишенных под номером 118. Master-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.
Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова
«Мастер и Маргарита» — самое известное произведение М.А. Булгакова. это произведение, в котором фигура Мастера играет ключевую роль. Роман “Мастер и Маргарита” вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита»» Сочинение на очень оригинальный и даже для нашего времени. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.
История мастера в романе мастер и маргарита цитаты
Мастер – это таинственный и загадочный писатель, автор романа о Понтии Пилате, который сталкивается с непониманием и отвержением обществом. в место, где героев ждет вечный покой. Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Характеристики главных героев произведения "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. Характеристика мастера из романа «Мастер и Маргарита».
Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова
То ecть цeнтрaльной фигурой и cутью ромaнa был имeнно Дьявол - эдaкий руccкий вaриaнт произвeдeния «Фaуcт». Пeрвую рукопиcь Булгaков caмолично cжeг поcлe зaпрeтa eго пьecы «Кaбaлa Cвятош». Об этом пиcaтeль cообщил прaвитeльcтву: «И лично я, cвоими рукaми, броcил в пeчку чeрновик ромaнa о дьяволe»! Вторaя рeдaкция, тaкжe былa поcвящeнa пaдшeму aнгeлу и нaзывaлacь «Caтaнa» или «Вeликий кaнцлeр». Здecь ужe появилиcь Мaргaритa c Мacтeром, a Волaнд обзaвeлcя cвоeй cвитой. Но, нынeшнee нaзвaниe получилa лишь трeтья рукопиcь, которую, нa caмом дeлe, aвтор тaк и нe зaкончил.
Многоликий Волaнд Князь тьмы являeтcя, пожaлуй, caмым популярным пeрcонaжeм «Мacтeрa и Мaргaриты». При повeрхноcтном прочтeнии у читaтeля cоздaeтcя впeчaтлeниe, что Волaнд — это «caмa cпрaвeдливоcть», cудья, который борeтcя c чeловeчecкими порокaми и покровитeльcтвуeт любви и творчecтву. Кто-то вообщe cчитaeт, что в этом обрaзe Булгaков изобрaзил Cтaлинa! Волaнд многолик и cложeн, кaк и полaгaeтcя Иcкуcитeлю. Eго рaccмaтривaют кaк клaccичecкого Caтaну, что и зaмышлял aвтор в рaнних вeрcиях книги, кaк нового Мeccию, пeрeоcмыcлeнного Хриcтa, чьe пришecтвиe и опиcывaeтcя в ромaнe.
Нa caмом дeлe, Волaнд — нe проcто дьявол — у нeго множecтво прототипов. Это и вeрховный язычecкий бог — Вотaн у дрeвних гeрмaнцeв Один — у cкaндинaвов , вeликий «мaг» и мacон грaф Кaлиоcтро, который помнил cобытия тыcячeлeтнeго прошлого, прeдcкaзывaл будущee, и имeл c Волaндом портрeтноe cходcтво. A eщe это «тeмнaя лошaдкa» Волaнд из «Фaуcтa» Гeтe, который упоминaeтcя в произвeдeнии лишь однaжды, в эпизодe, который упуcтили в руccком пeрeводe. Мeжду прочим, в Гeрмaнии чeртa нaзывaли имeнно «Фaлaнд». Помнитe эпизод из ромaнa, когдa cлужaщиe нe могут вcпомнить имя мaгa: «Можeт быть, Фaлaнд?
Cвитa Caтaны Кaк чeловeк нe можeт cущecтвовaть бeз тeни, тaк и Волaнд — нe Волaнд бeз cвоeй cвиты. Aзaзeлло, Бeгeмот и Коровьeв-Фaгот — это инcтрумeнты дьявольcкого прaвоcудия, caмыe яркиe гeрои ромaнa, зa cпиной у которых отнюдь нe однознaчноe прошлоe. Возьмeм, нaпримeр, Aзaзeлло — «дeмонa бeзводной пуcтыни, дeмонa-убийцу».
Его описание приводится в 13-й главе. О нем известно, что ему коло 38 лет, у него темные волосы, острый нос и вечно встревоженные глаза. В отличии от Маргариты, Мастер был нищим человеком. Живя в Москве, у него почти не было знакомых, совсем не имел родственником и был совершенно один в этом городе.
Ему было трудно общаться и находить подход к людям. Несмотря на свою бедноту, Мастер достаточно образованный человек, по образованию он — историк, знает пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, и раньше также работал переводчиком. Из-за своего заболевания он превратился в нервного и беспокойного, подозрительного человека. Работу над своим произведением он начинает после того, как выиграл большую сумму, 100 тысяч рублей, в лотерею. Он переезжает в другую квартиру и начинает писать, бросив работу в музее. По окончанию своей работы он пытается напечатать роман, но это у него не выходит, и Мастер думает сдаться, но Маргарита настояла на печати. После выхода произведения Мастер подвергся огромному шквалу критики, что сломало его.
Он постепенно начал сходить с ума, у него начались галлюцинации, появляется боязнь многих простых повседневных вещей. За все то, что причинил ему роман, Мастер решает сжечь его. В результате он попадает в психиатрическую клинику профессора Стравинского, где лежит 4 месяца до встречи с Воландом и Маргаритой. Перед читателями Мастер предстает как бессильный, нецелеустремленный и слабый персонаж, но в то же время добрым, честным, любящим и любимым. За все это ему предназначена награда: вечный покой и вечная любовь. О герое и его возлюбленной Монолог Мастера — чрезвычайно поэтическая часть произведения Булгакова. Безымянный герой поведал друг по несчастью, Бездомному, о своей любви, которая когда-то выскочила между ним и Маргаритой, словно вор из подворотни.
Дальше последовала необыкновенно красивая, но трагическая история. В последней главе романа решается судьба главных героев. Цитаты про Мастера и Маргариту известны всем. Более того, высказывание библейского персонажа много лет не дает покоя критикам. Почему автор романа о Пилате не заслужил света? Отчего Мастер и Маргарита могут рассчитывать лишь на покой? Прежде всего, они не заслужили света, так как в противном случае это бы противоречило христианским канонам.
Вариант 2 Кто же он, этот таинственный Мастер? Мы не знаем ни его имени, ни фамилии и это настораживает, но, только окончив читать роман, понимаем, что он действительно Мастер. На вид ему около 38 лет, темноволосый с легкой проседью человек. Жил он бедно и просто, но в квартире было много книг, что говорит о его образованности. Родственником и друзей у него не было, правда, когда-то он был женат, но видимо не любил свою жену, ибо забыл, как ее звали. Получив образование историка, он несколько лет работал в музее, а также переводчиком, ибо знал иностранные языки. Но такая работа не удовлетворяла его творческую натуру.
Он любил тишину, в которой любил писать.
Источник: Часть 1, Глава 13 «Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить опять это проклятое слово! Источник: Часть 1, Глава 13 «Здесь было две статьи: одна — Латунского, а другая — подписанная буквами «Н. Достаточно вам сказать, что называлась статья Латунского «Воинствующий старообрядец»». Источник: Часть 1, Глава 13 После пережитого стресса психологическое состояние мастера с каждым днём всё ухудшается, он начинает чувствовать сильный беспричинный страх. Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты».
Источник: Часть 1, Глава 13 «Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. И спать мне пришлось с огнем». Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер чувствует и ведёт себя так странно, что его нестабильное психическое состояние становится заметным для окружающих. Но она видела, что со мной творится что-то неладное …» Источник: Часть 1, Глава 13 Неудача с публикацией романа становится причиной психического заболевания мастера. Источник: Часть 1, Глава 13 «Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я встал человеком, который уже не владеет собой».
Источник: Часть 1, Глава 13 В итоге мастер начинает испытывать сильную ненависть к роману, который сломал его жизнь, и решает сжечь его. Источник: Часть 2, Глава 24 «Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер сжигает свой роман, но он помнит его наизусть. К приезду Воланда в Москву он там лежит уже четыре месяца. Источник: Часть 1, Глава 13 «И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо».
Источник: Часть 1, Глава 13 «…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки». Источник: Часть 1, Глава 14 Постоянный страх становится верным спутником больного мастера. Он не верит, что может излечиться. Я болен. Мне страшно». Источник: Часть 1, Глава 13 «…страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая.
Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас». Источник: Часть 1, Глава 13 «— Я неизлечим, — спокойно ответил гость, — когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю». Источник: Часть 1, Глава 13 Болезнь делает мастера равнодушным ко всему, былые радости и желания уже не вдохновляют его. Лишь Маргарита его притягивает по-прежнему. Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя». Источник: Часть 2, Глава 24 «— У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — ответил мастер, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он опять положил руку на голову Маргариты…» Источник: Часть 2, Глава 24 После всего пережитого мастер становится надломленным человеком.
Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут». Источник: Часть 2, Глава 30 «…ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня… А плечи, плечи с бременем… Искалечили, искалечили…» Источник: Часть 2, Глава 30 В психиатрической клинике у мастера появляется привычка что-то бормотать себе под нос. Источник: Часть 2, Глава 32 Мастер понимает, что уже ничего не может дать Маргарите, что с ним она будет несчастной, и потому пытается образумить её и заставить бросить его. Ты пропадешь со мной». Источник: Часть 2, Глава 24 «Но мне жалко тебя, Марго, вот в чем фокус, вот почему я и твержу об одном и том же.
Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим?
Его незаметное и несчастное прошлое вообще перестаёт иметь значение. Он словно и родился только для создания рукописи. Маргарита как никто другой понимает это, поддерживая возлюбленного в творчестве. Она признаётся, что в романе вся её жизнь. А после того, как Азазелло цитирует ей знакомые строки, соглашается пойти на сделку с Сатаной. Без неё Мастер не написал бы историю об Иешуа и Понтии Пилате, она — его муза.
А как насчёт экспертного мнения в прямом эфире? Еще больше по теме узнаете на бесплатном онлайн-семинаре. Переходите по ссылке и регистрируйтесь. Мастер говорит Бездомному, что вспыхнувшие между ним и Маргаритой чувства похожи на убийцу в переулке. И лучшей характеристики не придумаешь — это гибельная любовь, избежать которой невозможно. Видно, что большинство из них связаны с личностью Воланда. В книге не возникает сомнений в том, кто это.
Конечно, зловещий мистический Дьявол. Описан он своеобразно: скорее не соблазнитель, а игрок, не охотник за душами, а сторонний наблюдатель, не противник Бога, а его обратная сторона. Сам чем-то похож на людей, хорошо их понимает. Даже в гастрономии кое-что смыслит — только вспомните его комментарии о свежей осетрине!
Характеристика образа Мастера из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Маргарита, в отличие от Мастера, не готова сдаться. С помощью Воланда она спасает возлюбленного. Мессир возвращает рукопись творцу, и возлюбленные умирают. Но это не трагичный конец, смерть — это спасение и покой для них. Вывод Образ Мастера в романе несколько противоречив. Герой предстаёт читателю в виде сломленного судьбой человека. Как и все творческие люди, он раним, поэтому неудачи воспринимает очень болезненно.
Именно такими оказываются судьбы многих писателей в советской России первой половины 20-го века. Михаил Афанасьевич Булгаков на закате жизни поднял очень опасную, для своего времени, тему, которая не могла быть принята современниками писателя. Роман печатают только спустя 20 лет после смерти автора. Сегодня «Мастер и Маргарита» — воплощение противостояния тонкой души жестокому обществу. Вам также будет интересно почитать:.
Взамен Коровьев разоблачает самого спросившего, сообщив, что вчера он был у любовницы, а не на работе. Глава 13 Незнакомец в палате Бездомного — тоже пациент, тоже писатель и тоже интересуется Понтием Пилатом. Дело в том, что Мастер так называет себя гость Бездомного написал о Пилате роман. Мастер выиграл крупную сумму, бросил работу, приобрёл комнатку в подвале и начал писать роман. Тогда же он встретил любовь всей своей жизни. Когда роман был написан, Мастер пытался его напечатать. Однако критика в лице некого Латунского и прочих встретила его книгу враждебно, обозвала «пилатчиной». У Мастера появился друг Алоизий Могарыч, «благодаря» которому Мастера выселили из подвала и отправили в психиатрическую лечебницу. Роман он сжёг. С любимой больше не виделся и надеется, что она его забыла. А теперь вот начинают происходить всякие чудеса: то в соседней палате кричат, что доллары подкинула нечистая сила, то привезли пациента, который уверяет, что ему голову оторвали, то Иван сообщает, что причина его болезни — Пилат. Глава 14 Финансовый директор театра Варьете Римский видит, что с женщин на улице пропадает одежда видимо, Коровьев одарил их лишь на время. Ночью приходит Варенуха и сообщает, что все их догадки правдивы: Лиходеев действительно напился в чебуречной «Ялта», и все пришедшие телеграммы — лишь розыгрыш. Вот только Варенуха ведёт себя очень странно: прикрывается от света, не снимает шарф и... Варенуха-вампир и пролезшая в окно рыжая девица пытаются расправиться с Римским, но наступает рассвет. Поседевший от ужаса Римский всё бросает и уезжает в Ленинград. Глава 15 Никанор Босой продолжает настаивать, что доллары ему подкинули. Его слова пытаются проверить, но квартира оказывается опечатанной. Никанор Иванович спит и видит, как в театре у посетителей требуют сдать валюту. Он кричит от ужаса и будит других пациентов. Бездомный, проснувшийся от шума, снова засыпает и видит во сне продолжение истории о Пилате. Глава 16 Лысая гора. Казнят троих, в том числе Иешуа Га-Ноцри. Неподалёку спрятался Левий Матвей, бывший сборщик податей, который, поговорив однажды с Иешуа, бросил деньги на землю и стал его учеником. Сейчас он винит во всём себя: заболел не вовремя, не спас учителя. Он хотел убить Иешуа ножом, чтобы избавить того от пытки. Но теперь остаётся только смотреть на его казнь. Левий Матвей просит Бога подарить Иешуа смерть, но смерть не приходит к учителю, и Матвей проклинает Бога. Начинается гроза. Всех распятых убивают ударом копья в сердце. Позже Левий Матвей снимает тела казнённых со столбов и уносит тело Иешуа. Нет никаких документов, свидетельствующих о выступлении Воланда. Ласточкин хочет обратиться в комиссию зрелищ и увеселений, но там беда: вместо начальника работает пустой костюм. Секретарша говорит, что во всём виноват тип, похожий на кота. В филиале комиссии тоже непорядок: к ним заходил долговязый тип в разбитом пенсне и клетчатом костюме — и теперь они безостановочно поют. Ласточкин пытается сдать выручку от спектакля Воланда, но в его портфеле находят валюту. Ласточкин арестован. Он хочет получить наследство — ту самую квартиру, в которой поселился Воланд. Свита Воланда выдворяет дядю прочь, советуя о квартире и не мечтать. Потом к Воланду приходит буфетчик Соков с жалобой на то, что все деньги в кассе превратились в бумажки. Свита Воланда пеняет ему на низкое качество продуктов и попутно предрекает смерть от саркомы. Соков спешит к доктору, но врач пока не видит признаков болезни. Соков расплачивается с доктором, и после его ухода деньги превращаются в этикетки от бутылок. Глава 19 Маргарита, возлюбленная Мастера, помнит своего любимого и ищет возможности снова его увидеть. Однажды во время прогулки по Москве к ней подходит маленький рыжий человек, цитирует роман Мастера и просит её навестить одного иностранца: это поможет Маргарите узнать о судьбе Мастера. Маргарита получает крем, которым нужно намазаться перед встречей. Глава 20 Использовав крем, Маргарита молодеет и обретает способность летать. Она прощается с горничной Наташей и улетает в окно. Глава 21 Маргарита летит по ночной Москве. Она влетает в квартиру критика Латунского и переворачивает там всё вверх дном. В небе её догоняет домработница Наташа, которая летит верхом на борове. Оказывается, Наташа намазалась остатками крема и соседа мазнула. Глава 22 Коровьев встречает Маргариту и объясняет ей, что женщине предстоит стать королевой на балу сатаны. Маргарита знакомится с Воландом.
Из больницы Мастера вытащил Воланд по просьбе Маргариты. Он также восстановил его рукопись и позволил завершить роман. А затем подарил возлюбленным вечный покой. Поведение Маргариты Главные персонажи «Мастер и Маргарита» — это двое возлюбленных. Они прошли через много испытаний, чтобы обрести друг друга. Маргарита предстает в книге красивой и умной женщиной, у которой левый глаз немного косил. Она вышла замуж за крупного специалиста, но детей у них не было. Хотя Маргарита ни в чем не нуждалась, она не была счастливой. Женщина мучилась оттого, что в ее жизни не было настоящей любви. Муж был для нее только другом, но не возлюбленным, хотя и считался хорошим человеком. Но однажды Маргарита встретила Мастера. Любовь возникла между ними практически с первого взгляда. Женщина стала его любовницей, приходила к нему в квартирку почти каждый день и грустила, когда приходилось его оставлять. А после ареста Мастера она не могла его отыскать и пребывала в отчаянии. Она постоянно перечитывала главы из его романа, просила отпустить ее душу. Ради своей любви Маргарита заключила сделку с Дьяволом. Она исполнила роль королевы на балу у Сатаны, спасла Фриду — женщину, которая убила собственного ребенка, пощадила критика Латунского. За все это Воланд наградил ее — вернул Мастера и позволил им жить вдвоем. Поэт Бездомный Пролетарский поэт Иван Бездомный — молодой человек, который в начале романа предстает невежественным и недалеким. Он отрицал существование Иисуса Христа, даже написал антирелигиозную поэму. Поэт считал, что своей судьбой человек управляет самостоятельно. Встреча с Воландом произвела на Бездомного огромное впечатление.
Они мертвы. Так же тонкий намек на бесплодие Маргариты. Цветные стекла и витражи… Чертовски красиво! Полумрак, вот чего боялся мастер. Боялся до панического состояния. Чернильница и гусиное перо… Намек на творческую импотенцию Мастера в которой он сам признавался. Он не может больше творить. Оно будет царапать не бумагу, а душу Мастера. Друзья, которые будут к тебе приходить… У Мастера нет друзей. Был один, но и тот его предал с корыстной целью. Цветущий вишневый сад… Это вечная весна! Скоро будут плоды, но их никогда не будет. Тонкий намек на толстые обстоятельства. Маргарита бесплодна. Мастер творческий импотент. События, происходящие в Москве, происходят весной и Мастеру хочется их забыть. Ан нет… вечно цветущие вишни будут вечно напоминать об произошедшем. И будут мучать его все время как поэта Бездомного, который страдает каждое полнолуние весной. В романе Булгакова, каждый персонах хочет чего-то забыть. Он будет вечно бередить его раны. Маргарита в награду? Вот уж наказание так наказание… Стервозная тетка, детоубийца, похотливая ведьма… «А прогнать меня ты не сможешь». Звучит как приговор или угроза. Творение Мастера — это Евангелие от Воланда. Покой без света — это могила. Вот награда Мастеру.
Характеристика Мастера в романе “Мастер и Маргарита”
Это чувство усиливается после того, как его роман отвергается литературными критиками. Мастер страдает от непонимания и отсутствия душевного резонанса с окружающими, что ведет его к отчаянию и депрессии. Единственным светлым лучом в жизни Мастера является его любовь к Маргарите. Эта любовь дает ему силы и вдохновение, но также и становится источником его страданий, когда он пытается защитить ее от внешнего мира и своих внутренних демонов. Поиск смысла и истины.
Мастер постоянно ищет глубинный смысл в жизни, что отражается в его романе о Понтии Пилате. Его стремление понять человеческую природу, справедливость и предательство показывает его философский склад ума и глубокую вовлеченность в поиски истины.
Источник: Часть 1, Глава 13 «— О чем роман? Источник: Часть 2, Глава 24 До того, как написать роман о Пилате, мастер работал в музее, занимался переводами. Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер — бедный человек. Я нищий!
Источник: Часть 1, Глава 13 «Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве». Источник: Часть 1, Глава 13 Неожиданный крупный выигрыш круто меняет серую, неинтересную жизнь мастера. Он покидает свою убогую комнатушку и снимает две комнаты в подвале особняка, расположенного неподалеку от Арбата. Источник: Часть 1, Глава 13 «Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой… — У-у, проклятая дыра! Источник: Часть 1, Глава 13 «…сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так… вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!
Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен». Источник: Часть 1, Глава 13 Благодаря финансовой независимости мастер занимается по-настоящему любимым делом — пишет роман о Понтии Пилате. Забудем о ней». Источник: Часть 1, Глава 13 «…я забыл, как ваша фамилия! Источник: Часть 1, Глава 13 «…не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Источник: эпилог На момент встречи с Маргаритой мастер был женатым человеком, но этот брак для него ничего не значил.
Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер встречается с Маргаритой тайно, так как его возлюбленная была замужем. Источник: Часть 2, Глава 19 «Никто не знал о нашей связи, за это я вам ручаюсь, хотя так никогда и не бывает. Не знал ее муж, не знали знакомые». Источник: Часть 1, Глава 13 «…гость его и тайная жена…» Источник: Часть 1, Глава 13 После неудачи на литературном поприще мастер впадает в тяжелейшую депрессию, его психика не выдерживает, и он оказывается в клинике для душевнобольных. Источник: Часть 2, Глава 24 «И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Источник: эпилог Мастер — мужчина средних лет.
На момент повествования ему около тридцати восьми. Источник: Часть 1, Глава 13 Портретная характеристика мастера основана на его болезненном внешнем виде, который усиливают его тревожные, беспокойные глаза. Источник: Часть 2, Глава 24 «…встревоженными глазами…» Источник: Часть 1, Глава 13 «…вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца…» Источник: Часть 1, Глава 13 «…лицо его дергалось гримасой…» Источник: Часть 2, Глава 24 «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный…» Источник: Часть 2, Глава 24 «Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня… А плечи, плечи с бременем…» Источник: Часть 2, Глава 30 У мастера тёмные волосы с сединой. Источник: Часть 2, Глава 30 У мастера острый нос. Источник: Часть 1, Глава 13 В психиатрической клинике мастер носит больничную одежду.
На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат». Источник: Часть 1, Глава 13 «…в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами». Источник: Часть 2, Глава 24 «Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях…» Источник: Часть 2, Глава 24 «…мастер был в своем больничном белье…» Источник: Часть 2, Глава 30 Мастер не расстается с чёрной шапочкой с вышитой буквой «М», которую ему сшила Маргарита. Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. Источник: Часть 2, Глава 24 «…перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку…» Источник: Часть 1, Глава 13 До того как попасть в больницу, мастер носил приличный серый костюм. Источник: Часть 1, Глава 13 Во время ночного путешествия с Воландом и его свитой внешность мастера меняется.
Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор». Источник: Часть 2, Глава 32 Черты характера и поступки Мастер — одинокий, замкнутый человек, который плохо сходится с людьми. И — представьте себе, при этом обязательно ко мне проникает в душу кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне-то черт его знает, на что похожий, и он-то мне больше всех и понравится». Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер, будучи прекрасно образованным человеком, сразу узнает в Воланде дьявола. И, право, я удивляюсь Берлиозу!
Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал! Первые же речи этого профессора рассеяли всякие мои сомнения.
После разгрома романа критиками руки писателя опустились. Непринятый и непонятый современниками автор сжигает рукопись романа, начинает видеть беспокойные сны и галлюцинации, оказывается в психиатрической клинике. Он находится в глубокой депрессии, жизнь ему не интересна, и даже тот факт, что Маргарита не знает о том, где находится её возлюблённый, не тревожит Мастера. Он просто надеется, что она со временем забудет об их отношениях. Маргарита, в отличие от Мастера, не готова сдаться. С помощью Воланда она спасает возлюбленного. Мессир возвращает рукопись творцу, и возлюбленные умирают. Но это не трагичный конец, смерть — это спасение и покой для них.
Вывод Образ Мастера в романе несколько противоречив. Герой предстаёт читателю в виде сломленного судьбой человека. Как и все творческие люди, он раним, поэтому неудачи воспринимает очень болезненно. Именно такими оказываются судьбы многих писателей в советской России первой половины 20-го века.
Насос создает давление внутри резервуара, керосин поступает по трубке в горелку. Примус периодически носил с собой или просто упоминал кот Бегемот. А еще он выразил один из принципов советского общежития фразой «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Значит это примерно «Я здесь ни при чем, моя хата с краю». Просто знаковой приметой быта в описываемое время была не хата, а как раз индивидуальный примус. На сцене эстрадно-циркового театра Варьете Воланд и его свита проводили сеанс черной магии. На момент написания романа театр с таким названием был только в Париже, а его московский вариант Булгаков, как и многое другое, выдумал. Но само слово «варьете» — вполне реальное несклоняемое существительное, заимствованное из французского языка. Означает оно эстрадный театр легкого жанра. Обычно в репертуар варьете входят танцевальные, музыкальные и цирковые номера, комические и пародийные сценки. Ну или разоблачения черной магии. В «Мастере и Маргарите» червонцы были, конечно, волшебные — они сыпались с потолка Варьете, и только при использовании по назначению оказывалось, что их не существует. В польском языке слово czerwony — «красный» — относилось к золоту высшей пробы.
~ Мастер ~
Решив, что все беды от романа, он сжег его в печи. А после случившегося нервного припадка, сам отправился в клинику для душевнобольных. Книга Мастера очень заинтересовала Воланда. Именно он впоследствии помог Маргарите извлечь любимого из клиники, вернул сожженные рукописи и даровал паре заслуженный покой. В Москве их тела умерли, но на самом деле они перенеслись в другую реальность, где мастер сможет писать гусиным пером. Воланд решил забрать их с собой, так как им не было места среди жадных, трусливых и ничтожных людей.
Однажды он купил лотерейный билет и выиграл крупную сумму. После этого Мастер ушел с работы и решил воплотить свою мечту в жизнь: написать роман о Понтии Пилате. Именно в это время герой встретил […]... Она готова на все ради любви. Существует мнение, что прототипом образа Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя.
Роль Маргариты в романе очень важна. В ее лице автор нарисовал идеальный образ жены гения. Героиня была замужем, но с мужем была несчастлива, потому что не […]... История любви Мастера и Маргариты по роману М. Он поражал и поражает читателей и критиков своей необычностью. Авто проводит в нем три сюжетные линии — исторический сюжет о Понтии Пилате, фантастические сатирические проделки Воланда и его свиты, и, наконец, лирическая линия — душевные переживания Мастера, его трагедия и самоотверженная любовь Маргариты к нему. Мастер представлен в романе […]... Значит, герой романа все-таки Мастер? В пользу этой точки зрения можно привести и другие аргументы. По сути, именно на личности Мастера пересекаются основные сюжетные линии романа.
Именно Мастер написал роман о Понтии Пилате, главы из которого равноправно […]... Образ мастера в произведении по роману Мастер и Маргарита Булгаков Михайл Мастер — герой Булгакова — не имеет собственного имени. Надо думать, что во втором […]... Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]... Мастер в романе М. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]... Он сам и окружающие называют его Мастером.
Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и […]... Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь? Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели […]... Сочинение на тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. Булгакова — гениального писателя и художника. Многие критики и булгаковеды считают роман в какой-то степени автобиографичным, так как работы Булгакова также как и Мастера, не сразу публиковались и часто подвергались […]... Она помогает раскрыть в произведении тему творчества, веры и любви. Автор дорожит этим образом, в нем узнается близкий ему человек Елена Булгакова.
Маргарите тридцать лет, она давно замужем за человеком вполне обеспеченным и любящем ее, не обременена работой и повседневными бытовыми заботами. Казалось […]... Она энергична и импульсивна, искренняя и верная. Маргарита та — кого так не хватало мастеру, и которой […]... Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом — мифом, философским […]... Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве […]...
Именно он впоследствии помог Маргарите извлечь любимого из клиники, вернул сожженные рукописи и даровал паре заслуженный покой. В Москве их тела умерли, но на самом деле они перенеслись в другую реальность, где мастер сможет писать гусиным пером. Воланд решил забрать их с собой, так как им не было места среди жадных, трусливых и ничтожных людей. В образе мастера просматривается много автобиографичных черт. Так, например, Булгаков сам был историком по образованию и сжег первую редакцию своего романа.
Хозяин кафе, где она работала, изнасиловал ее, а когда она родила сына, то унесла его в лес, заткнула рот платком и закопала. С тех самых пор каждый день Фриде подают тот самый платок, уже 30 лет. Маргарита обещает помочь ей. Бал кажется Маргарите бесконечным. Когда же он подходит к концу, она облетает залы, прощается с гостями. Появляется Воланд: ему подносят голову Берлиоза. Воланд говорит, что некоторые считают, что воздается по вере, и раз Михаил Александрович был уверен, что после смерти «ничего нет», то его уделом и будет это «ничто». Душа Берлиоза растворяется, а череп его становится чашей, который наполняют кровью москвича барона Майгеля — единственного живого «гостя», который оказывается шпионом. Азазелло застреливает предателя. Кровь Майгеля выпивает Маргарита. По окончании бала пятое измерение перестает действовать и Маргарита, Фагот, Бегемот и остальные из свиты оказываются вместе с Воландом в обычной гостиной московской квартиры. Глава 24. Извлечение мастера Маргарита разочарована: кажется, награда за все, что она пережила ей не предусмотрена. О мастере — ни слова. Она готова уйти, и наконец Воланд, который в восторге от ее непреклонного гордого характера, предлагает ей честно сказать, что же ей нужно: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Воланд говорит, что это желание она и сама может исполнить. Веление Маргариты услышано, Фрида — свободна. Наконец Маргарита заявляет, чтобы ей сию же секунду вернули ее любовника, мастера , и вот он, как был, в больничной пижаме оказывается перед ней. Он долго не верит в реальность их встрече. Воланд знакомится с мастером и, утверждая, что «рукописи не горят», просит Азазелло подать ему роман о Пилате и читает его. Маргарита также просит вернуть их в тот самый подвал, где они были так счастливы, но мастер возражает, что у него нет документов и кроме того, побег не останется незамеченным. Для Воланда и его свиты это все — не помеха, он легко может исполнить желание влюбленных. Выясняется также, что теперь в этом подвальчике обитает его приятель Алоизий Могарыч — именно он виновен в выселении мастера, ведь он написал на него донос о хранении запрещенной литературы. Наташу, бывшую горничную Маргариты, как она и просила, навсегда оставляют ведьмой. Бегемот выдает ему свидетельство. Потом появляется Варенуха и просит сделать его обратно человеком, ведь он совсем не кровожаден. Выполняют и это. Воланд прощается с мастером как выяснится, ненадолго и заявляет, что его роман еще преподнесет ему сюрпризы. Он и Маргарита оказываются в подвальчике, мастер засыпает, а его возлюбленная читает воскрешенный роман о Понтии Пилате. Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду Гроза накрывает Ершалаим. Во дворец к Пилату приходит Афраний, начальник тайной службы. Он рассказывает о казни и сообщает обстановку в городе: все спокойно. Пилату этого мало, и в числе подробностей о последних часах Га-Ноцри он слышит, что Иешуа «в числе человеческих пороков одним из самых главных считает трусость» Эта фраза навсегда останется в его памяти. Прокуратор поручает Афранию тайно захоронить всех троих и в завершение беседы сообщает: начальнику тайной службы предстоит защитить Иуду из Кириафа, которого ночью, по слухам, обещали зарезать друзья казненного разбойника. Глава 26. Погребение Прокуратор сожалеет о смерти Га-Ноцри: он ощущает, что совершил непоправимую ошибку и что, несмотря на имеющуюся у него власть, он не способен ее исправить. Только Банга, его пес, скрашивает его печаль. Тайный советник Пилата, Афраний, отправляется к молодой женщине, Низе, подкупает ее, и она назначает свидание влюбленному в нее Иуде из Кириафа, тому самому который донес на Иешуа Га-Ноцри. Вместо Низы на свидание являются трое убийц, и среди них — Афраний. Зарезав Иуду, они забирают у него кошель с теми деньгами, что он выручил за свое предательство, — тридцатью сребрениками. Афраний идет во дворец Пилата. В ожидании тайного советника Понтий Пилат забылся сном: он видит лунную дорогу, ведущую в небо, по ней он прогуливается вместе с Иешуа, они беседуют. Понтий Пилат соглашается, что нет порока хуже трусости, и принимает в себе труса. Афраний докладывает об убийстве Иуды. Также он сообщает, что кошель с сребрениками они подбросили Каифе, первосвященнику, который отказался помиловать Иешуа. К кошельку приложили записку: «Возвращаю проклятые деньги». Афраний получает следующее задание: прокуратор просит его распространить слух о самоубийстве Иуды. Кроме того, Пилат узнает от Афрания, что похищенное тело Иешуа нашли: его выкрал некто Левий Матвей и не хотел отдавать его, пока не узнал, что его предадут погребению. Пилат велит привести к нему Матвея: он хочет взглянуть на записи речей Га-Ноцри. Сборщик податей упрекает прокуратора в смерти любимого учителя, но Пилат возражает ему: Иешуа никого не винил в своей гибели. Тогда Левий Матвей заявляет, что убьет предателя Иуду, и прокуратор сообщает ему, что тот уже убит по его личному приказу. Левий Матвей расстроен: ему некому мстить за учителя. Глава 27. Главное внимание обращено на квартиру 50 дома 302-бис. Милиция снова наведывается в квартиру покойного Берлиоза, и если прежде там никого не встречали, то теперь в ней обнаруживают говорящего кота, который заявляет, что он никого не трогает и починяет примус. Завязывается перестрелка, на фоне которой раздаются голоса Воланда и его свиты: мессир оставляет столицу. Тогда Бегемот приносит извинения милиции и покидает «поле боя», опрокидывая бензиновый примус. Квартиру охватывает пламя, и на его фоне заметны четыре фигуры, вылетающие из окна, — три мужские и одна женская. Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота Это не последний пожар тем вечером в Москве: в валютном магазине появляются двое странного вида. Один даже показался швейцару котом, но вдруг предстал толстяком с примусом. Другой — долговязый, в клетчатом. На комментарий швейцара, что у них все только за валюту, оба заявляют, что у них ее предостаточно. Котоподобный на глазах у всех начинает нагло поедать с витрины продукты. Его товарищ разглагольствует на тему того, что несправедливо делить людей на тех, кто при валюте и тех, у кого ее нет, и отдавать лучшие товары иностранцам. Работники магазина в панике вызывают милицию. Магазин загорается, а очевидцы впоследствии будут твердить, что оба странных субъекта подлетели в воздух и лопнули, как мыльный пузырь. Коровьев и Бегемот оказываются возле «писательского дома» — Грибоедова. Они заходят внутрь, где привычным чередом течет «писательская» жизнь: здесь наслаждаются напитками и яствами литераторы. Их, с позволения директора ресторана, впускают — он узнает приметы хулиганов из Варьете и планирует сообщить о них в органы — и неразлучная парочка устраивает пожар и здесь. Грибоедов охвачен пламенем. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена На террасе одного из старинных зданий Москвы Воланд и Азазелло наблюдают панораму советской столицы. Воланд отсчитывает время, сделав из шпаги солнечные часы. Они наблюдают за дымом от пожаров Коровьева и Бегемота и обсуждают любимые города. Перед ними появляется Левий Матвей, который дерзит сатане, поскольку не хочет, чтобы тот здравствовал. Воланд усмехается на эти слова. Он просит Воланда взять с собой мастера и подарить ему покой. На то, почему его не берут к себе, в свет , Матвей возражает, что света он не заслужил, но заслужил покой. Также он говорит, что Иешуа просит дать покой и Маргарите. Воланд обещает выполнить это. Лети к ним и все устрой , — приказывает он Азазелло. Глава 30. Мастер и Маргарита наслаждаются воспоминаниями в подвальчике, они вспоминают роман о Пилате. Мастер, помимо этого, шокирован ночными происшествиями. Осознавая, кто такой Воланд, он напуган: он просит возлюбленную оставить сатану, ведь он опасен. Однако Маргарита верна Воланду, она не боится его. Является Азазелло, Маргарита ему рада. Верный спутник Воланда объявляет, что возлюбленным пора покидать подвал, мессир пригласил их на прогулку. Их ждут кони. Азазелло, убежденный, что нечего делать в этом подвальчике , поджигает его. Для Маргариты и мастера в этом огне горит их прежняя жизнь. Все трое седлают черных коней, и улетают. По пути они навещают Бездомного в лечебнице. Мастер просит его написать продолжение романа и знакомит его с Маргаритой. Иван восхищается красотой женщины и, с грустью осознавая свое положение сумасшедшего, констатирует, что у пары все сложилось хорошо. Маргарита целует его в лоб, обещая ему счастье.
Мастер — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Свидерский, припертый к стенке, заявил: - Я лично стою за постановку "Бега", пусть в этой пьесе есть много нам чуждого - тем лучше, можно будет дискутировать". В "Мастере и Маргарите" "ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить... В 1934 г. Булгакову удалось опубликовать отрывок из "Бега". Кампания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 г. Кампания против произведения Мастера также приходится на осень 1928 г. Интересно, что массированная атака на "Бег" началась тоже ровно за три месяца до того, как Мастер оказался в лечебнице - в середине октября 1928 г. У Стравинского он находится "вот уже четвертый месяц", т. Очевидно, что арест Михаил Булгаков хронологически приурочил к началу кампании против своей лучшей пьесы.
Писатель передал персонажу и любовь к третьей жене, Е. Булгаковой, прототипу Маргариты. После запрета "Бега" в 1929 г.
Именно Ивану мастер рассказывает историю своей жизни. Маргарита, не имея известий о местонахождении своего возлюбленного, помогла Воланду с его ежегодным балом и в награду тот возвращает ей мастера.
Роман заинтересовал Воланда. Он возвращает писателю сожженные рукописи, а также предоставляет мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения. В эпилоге романа о Мастере написано: «Но вот что осталось совершенно неясным для следствия — это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Этого установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мертвой кличкой: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса"».
Прототипы мастера Наиболее очевидным прототипом для мастера является сам Булгаков. В главе 13 герой описывается как человек 38 лет. В этом возрасте Михаил Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту». Булгаков также сжег первую редакцию своего романа и, даже написав его заново, понимал, что опубликовать это произведение в СССР было почти невозможно. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия».
Стоит отметить, что кампания, развернутая против «Бега» в 1928—1929 гг. В архиве Булгакова были найдены вырезки из газеты «Рабочая Москва», в том числе статья критика Александра Робертовича Крипса, писавшего под псевдонимом Александр Робертович Орлинский, в которой он утверждал: «Мы будем бастовать и бороться против булгаковщины! Булгаков перефразирует эту атаку на него в «Мастере и Маргарите», когда пишет, что критик Лаврович выступил с призывом «бастовать и бороться против пилатчины». Подвал, в котором герой пишет свой роман, идеально соответствует небольшому дому братьев Сергея и Владимира Топлениновых в Мансуровском переулке 9 в Москве, куда любил приезжать Булгаков и где он также работал над «Мастером и Маргаритой». А персонаж Маргариты появляется в романе только в 1929 году, вскоре после того, как Михаил Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной в реальной жизни.
В ранних версиях «Мастера и Маргариты» Булгакова роль мастера была несколько иной, героя звали Феся, и он был философом, интересовавшимся дьявольщиной из Средневековья и итальянского Возрождения. Феся был занят демоническими силами гораздо больше, чем мастер в поздних версиях романа, он был гораздо ближе к Фаусту Иоганна Вольфганга фон Гете. Один из исследователей творчества Булгакова Альфред Барков предлагает альтернативную трактовку образа мастера: «Зловещий смысл понятия "мастер" становится очевидным, если учесть, что Система подразумевала под ним писателей, готовых наступить на горло своей песне и создавать угодные ей творения». Барков считает, что дата смерти Горького 1936 год и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Однако стоит отметить, что однозначно датировать события московской сюжетной линии романа невозможно.
Вместе с тем у мастера много и других, самых неожиданных прототипов. Его портрет: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос», выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем. Обращенные к мастеру слова Воланда: «А чем же вы будете жить? Сожжение же мастером своего романа ориентировано не только на сожжение Булгаковым в марте 1930-го ранней редакции будущего «Мастера и Маргариты», но и на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ». Высказывается и точка зрения, согласно которой прототипом Мастера мог быть знаменитый философ А.
Вдова философа А. Тахо-Годи считает такое предположение «преувеличением», но не исключает, что отдельные внешние характерные черты Лосева — ношение черной шапочки, которую можно воспринимать и как «академический» головной убор, и как монашескую скуфью Лосев принял тайный монашеский постриг , могли быть использованы Булгаковым при создании образа Мастера. Черная шапочка мастера В 13-й главе «Явление героя» пред Иваном Бездомным впервые предстают мастер и его черный головной убор. Гость потемнел лицом и пригрозил Ивану кулаком, потому сказал: — Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно замусоленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.
Следующий раз, когда мастер и его головной убор снова явлены читателю, приходится на главу 24 — «Извлечение мастера». Здесь Воланд распорядился исполнить просьбу Маргариты вернуть ей любовника, и ночной Иванушкин гость оказался в доме N 302-бис, что на Садовой улице. Мастер и Маргарита снова соединились, чтобы уже никогда более не расставаться, не на земле, правда, а в той неведомой стороне, куда указал дорогу сам Воланд. Пилат получил прощение, мастер — вечный приют тишины и свободы, а читатель — третью, и последнюю, возможность встретиться с героями, а также возможность убедиться, что и здесь мастер не расстается с шапочкой «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах» — так говорила Маргарита, «идя с мастером по направлению к вечному их дому». Как видим, шапочка на голове булгаковского избранника неизменна, она столь неотделима от героя, что писатель даже не побоялся тревожить эстетические чувства своих читателей, вновь и вновь поминая ее, шапочки, засаленность.
В романе нет описания, как выглядела черная шапочка мастера. Можно лишь предположить, что головной убор, сшитый Маргаритой, выглядел как ученая ермолка.
Он равнодушен к одежде, и Булгаков почти не упоминает о таких деталях, как пальто или обувь персонажа; единственный запоминающийся атрибут — это его «печальная черная шапочка с желтой буквой "М"», что означает «Мастер». Он живет в Москве. Это высокообразованный человек, знающий несколько иностранных языков, по профессии историк, работавший в одном из московских музеев. Однажды он выиграл в лотерею сто тысяч рублей, после чего бросил работу, поселился в жилом подвале небольшого особнячка, купил сотни книг и посвятил все свое время созданию исторического романа о Понтии Пилате римском префекте в Иудее, который, согласно христианским Евангелиям, подтвердил смертный приговор Иисусу из Назарета и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Изучение черновиков писателя показало, что в процессе работы над романом образ мастера у Булгакова менялся. Сначала это был безымянный поэт, в облике которого просматривались черты самого Михаила Афанасьевича: «Лицо заросло щетиной… хорошо знакомый рыжеватый вихор». Позже в описании героя стало проявляться некоторое сходство с Гоголем: «Худой и бритый блондин с висящим клоком волос и с острым птичьим носом». Наконец, в итоговом варианте возник герой, портретная узнаваемость которого, по словам Лидии Яновской, была сглажена и заретуширована: в больничную комнату Ивана Бездомного вошел «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами… человек лет примерно тридцати восьми».
В один из весенних дней мастер встречает Маргариту, которая вскоре становится его «тайной женой», именно она называет писателя мастером. Роман о Пилате вскоре был написан, но попытка его напечатать закончилась неудачно. После публикации фрагмента романа, «этого проклятого вкладного листа в газету», со стороны профессиональных литераторов против самого произведения и его автора поднялась волна критики. Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошел с ума и в один из моментов отчаяния сжег свой роман. Один из знакомых мастера, Алоизий Могарыч, написал ложный донос, чтобы занять его квартиру. В результате расследования мастер был освобожден, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в психиатрической больнице доктора Стравинского, где знакомится с поэтом Иваном Бездомным. Именно Ивану мастер рассказывает историю своей жизни. Маргарита, не имея известий о местонахождении своего возлюбленного, помогла Воланду с его ежегодным балом и в награду тот возвращает ей мастера. Роман заинтересовал Воланда. Он возвращает писателю сожженные рукописи, а также предоставляет мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
В эпилоге романа о Мастере написано: «Но вот что осталось совершенно неясным для следствия — это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Этого установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мертвой кличкой: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса"». Прототипы мастера Наиболее очевидным прототипом для мастера является сам Булгаков. В главе 13 герой описывается как человек 38 лет. В этом возрасте Михаил Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту». Булгаков также сжег первую редакцию своего романа и, даже написав его заново, понимал, что опубликовать это произведение в СССР было почти невозможно. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». Стоит отметить, что кампания, развернутая против «Бега» в 1928—1929 гг. В архиве Булгакова были найдены вырезки из газеты «Рабочая Москва», в том числе статья критика Александра Робертовича Крипса, писавшего под псевдонимом Александр Робертович Орлинский, в которой он утверждал: «Мы будем бастовать и бороться против булгаковщины!
Булгаков перефразирует эту атаку на него в «Мастере и Маргарите», когда пишет, что критик Лаврович выступил с призывом «бастовать и бороться против пилатчины». Подвал, в котором герой пишет свой роман, идеально соответствует небольшому дому братьев Сергея и Владимира Топлениновых в Мансуровском переулке 9 в Москве, куда любил приезжать Булгаков и где он также работал над «Мастером и Маргаритой». А персонаж Маргариты появляется в романе только в 1929 году, вскоре после того, как Михаил Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной в реальной жизни. В ранних версиях «Мастера и Маргариты» Булгакова роль мастера была несколько иной, героя звали Феся, и он был философом, интересовавшимся дьявольщиной из Средневековья и итальянского Возрождения. Феся был занят демоническими силами гораздо больше, чем мастер в поздних версиях романа, он был гораздо ближе к Фаусту Иоганна Вольфганга фон Гете. Один из исследователей творчества Булгакова Альфред Барков предлагает альтернативную трактовку образа мастера: «Зловещий смысл понятия "мастер" становится очевидным, если учесть, что Система подразумевала под ним писателей, готовых наступить на горло своей песне и создавать угодные ей творения». Барков считает, что дата смерти Горького 1936 год и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Однако стоит отметить, что однозначно датировать события московской сюжетной линии романа невозможно. Вместе с тем у мастера много и других, самых неожиданных прототипов. Его портрет: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос», выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем.
Обращенные к мастеру слова Воланда: «А чем же вы будете жить?
Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей. Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя.