Режиссёр Ренат Давлетьяров и исполнитель главной роли Пётр Фёдоров рассказали о съёмках фильма «Лётчик». Военный летчик-исследователь ЦНИИ ВВС Минобороны России Евгений Фленов считает, что фильм «Небо» производит впечатление, сопоставимое с легендарной культовой лентой «В бой идут одни старики». Про то как в России все плохо пачками фильмы выходят, на западе только таким режисерам премии перепадают. Николай Комлев задумывался создателями фильма как воплощение русского характера, который не пасует перед любыми трудностями. Российский фильм «Летчик» – это фильм не только о Великой Отечественной войне, хотя кадры военных действий есть в достатке, и они сняты очень качественно, и все-таки эта картина больше о любви, о стремление человека жить и иметь цель и смысл жизни.
Петр Федоров: Выжить ради победы
Для меня фильм "Летчик" никогда не заменит советский фильм 1948 года "Повесть о настоящем человеке" по одноимённой повести Бориса Полевого. Фильм "Лётчик" выходит на экраны российских кинотеатров 2 декабря. «Летчик» – частично биографический военный фильм, основанный на совершенно реальных событиях. Напомним, что кинокомпания «Интерфест» с фильмом «Лётчик» стала победителем регионального конкурса рибейтов в 2019 году. В 2021 году состоится премьера полнометражного фильма «Летчик» режиссёра Рената Давлетьярова.
В Москве прошла премьера фильма "Летчик"
Ренат Давлетьяров несколько раз подчеркнул, что это не фильм про подвиг лётчика Алексея Маресьева. На съемках фильма был использован подлинный самолет времен Великой Отечественной войны, который пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Барсук. Правда, в «Лётчике» не стали показывать сотрудников госбезопасности или СМЕРШа, что выгодно отличает этот фильм. А поводом для беседы стал его новый фильм «Летчик» – военная история, работа над которой длилась три года.
«Воздух»: военная драма про летчиц Великой Отечественной — стоит ли смотреть
Режиссер Ренат Давлетьяров, актеры Петр Федоров и Анна Пескова представили в понедельник фильм "Летчик", в основу которого легли истории военного времени. Драма, история, военный. Режиссер: Ренат Давлетьяров. В ролях: Петр Федоров, Анна Пескова, Павел Осадчий и др. Описание. Декабрь 2021 года преподнес зрителям главный исторический блокбастер сезона – военную драму «Летчик» режиссера Рената Давлетьярова. Военный летчик-исследователь ЦНИИ ВВС Минобороны России Евгений Фленов считает, что фильм «Небо» сопоставим с легендарной лентой «В бой идут одни старики». Фильм «Летчик»: Исполнитель главной роли рассказал, как убегал на съемках от волков Фмльм «Летчик» в прокате со 2 декабря 2021 года.
«Воздух»: военная драма про летчиц Великой Отечественной — стоит ли смотреть
Мощный фильм про военную разведку 3 ЧАСТЬ [ Чужая Земля ] Ру. Летчик смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. Смотреть онлайн фильм Летчик (2021) в онлайн-кинотеатре Okko. "Правдивый", "трогательный", "мощный" – с такими словами люди выходят из кинозалов после просмотра фильма "Летчик" режиссера Рената Давлетьярова.
Реалистичный фильм о подвиге советских летчиков во время войны
Напомним, что кинокомпания «Интерфест» с фильмом «Лётчик» стала победителем регионального конкурса рибейтов в 2019 году. Она рассказывает историю летчика Николая Комлева (Петр Федоров), сбитого во время одного из боевых вылетов. Героизм российских лётчиков и всех, кто участвовал в поисково-спасательной операции, лёг в основу фильма «Небо», снятого при поддержке Министерства обороны РФ. В «Лётчике» нет величественных речей и попыток взглянуть в вечность (ладно, почти нет), фильму вообще не очень интересно смотреть на прошлое как бы свысока, с дистанции времени и чему-то учить. – 6 276 просмотров, продолжительность: 1:40:53 мин., нравится: 7. Смотреть бесплатно видеоальбом Андрея Чурикова в социальной сети Мой Мир.
Лётчик. 2021.Фильм
Фельдшер, дотащивший Комлева до линии фронта и к своим, но погибший на этом этапе. На пути к своим главного героя преследуют флэшбеки , воспоминания о невесте, отправка на фронт. В финале герой преодолевает все сложности восстановления после ампутации конечностей, воссоединяется с невестой и возвращается в боевую авиацию на протезах. Сценаристы использовали реальные истории советских летчиков, оказавшихся в подобных обстоятельствах, потерявших ногу или обе, но всё-таки продолживших воевать как собирательный образ героя.
Некоторые сцены приходилось снимать на высоте 2-3 метра. Полет на маленькой скорости на небольшой высоте он вдвойне опасен в случае какого-то сваливания, — отмечает летчик-испытатель Владимир Барсук. Судьба самого самолета во многом перекликается с сюжетом фильма. В ноябре 1943 года его в Мурманской области сбили фашисты. За штурвалом Валентин Скопинцев.
Он посадил «Ил-2» на лед озера. Несколько километров старший лейтенант нес раненого стрелка до своих. Спустя десятилетия сын летчика Олег организовал экспедицию и в 2012 году нашел на дне самолет отца. Когда машина была поднята на поверхность, первым, кто трогал ручку после рук отца, был сын летчика, а после него внук летчика. Оба держались за ручку пилота, и это был очень эмоциональный момент, — рассказывает президент фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский. В корпусе 55 пулевых отверстий. Реставрировали Ил пять лет. Уникальный случай в истории мировой авиации.
Самолет выглядит, как новый, и даже не верится, что ему восемьдесят лет, из которых семьдесят он провел под водой.
Я совсем не сторонник такого кино, я это просто не люблю, и, конечно, в Голливуде картины с таким количеством графики делаются совершенно с другим бюджетом. Кроме того, кадры Москвы 1941 года создают нужную атмосферу, добавляют аутентичности времени, происходящему на экране, поэтому и от воздушных боев в нашем фильме, конечно, требовалось соответствие. Когда я начал исследовать судьбы героев войны, я понял, что отдельным аспектом вокруг которого, кстати, тоже возникла своя мифология во всех них являлись машины: «Катюша», танк Т-34, штурмовик ИЛ-2. Например, я еще с детства помню, что ИЛ-2 фашисты называли «Черная смерть», что он был самым массовым самолетом. Так мы определились, что наш летчик будет пилотировать ИЛ-2». Для съемок сцен воздушных боев был использован подлинный штурмовик ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. Во время третьего боевого вылета двигателю были нанесены повреждения вражеским огнем, самолет не долетел 3 км до аэродрома: ночью летчик был вынужден посадить штурмовик на лед, чтобы спасти раненого стрелка. Валентин Скопинцев прошел всю войну, много рассказывал о войне детям, а перед смертью оставил сыну карту, где была отмечена точка, куда он посадил в ту ночь самолет. После его смерти сын занялся поиском самолета отца.
Через несколько лет, когда самолет достали, он попал в Новосибирск на реставрационные работы. И тогда родилась идея о том, чтобы самолет довести до летного состояния», - рассказывает заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук, пилотировавший самолет в фильме. В сценах, где наш летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми». Мне такие люди нужны, я их «трогаю», получаю от них энергию, и это вдохновляет! Федоров сожалеет лишь о том, что режиссер по контракту запретил ему самому сесть за штурвал. Это, конечно, удивительное ощущение — перегрузки, петли. Ты должен в этом ориентироваться, ты должен эту эмоцию передать. Мне, безусловно, потребовались встречи со специалистами, потому что в каждой профессии есть свой микрокосмос. Даже то, как человек нажимает на кнопки, может показать, владеет человек профессией или нет», - считает Петр Федоров. Летчик-испытатель Владимир Барсук помимо пилотирования участвовал и в составлении «либретто» воздушных боев, и в разработке группового полета: «Та структура полетов, которую придумали авторы фильма — «поженить» самолет с вертолетом — достаточно сложный вид полетов.
Поэтому нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые». По нашему замыслу она летит на бреющем полете на небольшой высоте вдоль русла реки. Я даже представить не мог, как это сложно, и какие перегрузки испытывают летчики», — признается режиссер Ренат Давлетьяров. Для съемок с вертолета из Австрии была привезена специальная гиростабилизированная система для стабилизации в пяти плоскостях, которую впервые использовали в воздухе для съемок группового полета. С ее помощью у оператора была возможность делать четкие кадры. Кроме того, камера, которую использовали для фильма, позволяет снимать в разрешении 8К. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины. У меня была связь сразу с обоими экипажами, а в эфире должна быть максимальная тишина, нужно давать очень четкие команды. И это колоссальная ответственность, к тому же каждая минута стоит огромных денег». Работа над фильмом длилась более двух лет, и команда постаралась выполнить самые сложные, рискованные и необычные задумки режиссера.
Чтобы полностью погрузиться в историю и вместе с героями пройти все испытания, фильм «Летчик» нужно смотреть именно на большом экране — в этом уверены авторы фильма. В нем есть сильная любовная линия, которая появилась, поскольку нашей задачей было рассказать жизненную историю. Ведь именно мысль о доме, о родных, о любимой — это то, что помогало не сдаваться солдатам даже в самых страшных ситуациях.
Когда уходит вот это — «Боже, сколько мы здесь всего испытали! А как здесь играют! А какой здесь пейзаж! Как вообще формировался замысел? Никого референса не было. Из разных «вспышек сознания» все это складывалось несколько лет.
Одна из них — это «Выживший», но только потому что когда человек ползет по зимнему лесу, в сознании всплывает летчик Маресьев. Кадр: фильм «Летчик» «Повесть о настоящем человеке» — советский «Выживший» и есть. Все думали, что я про Маресьева и снимаю. А я про другое начал думать. Что такое русский лес зимой? Если ты на комфортабельной базе с девушкой на лыжной прогулке — это красота. А если ты раненый, мокрый, голодный — это смерть. Река, которую ты проходишь вброд — это смерть. Жрать нечего — это смерть.
Волки голодные — это смерть. Ледяная пустыня, где за каждым кустом — смерть. Берлога медвежья, например. И вот это уже было интересно! Сразу Джек Лондон вспомнился, его арктические рассказы. И исследование вот этого процесса выживания было интересно, в первую очередь. Но оказалось непросто удерживать внимание зрителя, когда человек на протяжении сорока минут, в одиночку, без диалогов пробирается в заснеженном лесу. Пауза на локдаун дала возможность с помощью монтажа обрести ритм повествования. Судя по портретам на титрах, вдохновлялись вы далеко не только Маресьевым, но и другими летчиками, тоже потерявшими ноги и тоже вернувшимися в небо.
Во-первых, я хочу сказать, что это фильм не о Маресьеве, конечно Ренат Давлетьяров, режиссер фильма «Летчик» Потому что немедленно начнется: он летал не на штурмовике, а на истребителе, и так далее. Невозможно было про Маресьева снимать — не получилось бы. Потому что не было у него такой девушки, не было схваток с волками, подробностей боев и так далее. Во вторых, меня удивило, что Маресьев был такой не один. Сначала я узнал, что какой-то англичанин, немец и японец летали с ампутированными ногами. А наших — аж целых девять человек. Они и появляются на титрах. Разница в том, что про Маресьева Полевой написал, а про них — нет. А в реальности у них была масса интересных историй.
Например, один из летчиков писал, как он тоже был сбит, тоже шел через лес, промерз и к вечеру вышел на опушку леса. А там стоят стога сена, запорошенные снегом. Он разрыл один из них, устроился, заснул, а проснулся от того, что по нему ползут десятки мышей полевых. Я сказал команде: нужно сорок мышей. Петя Федоров залез в стог. Мы запустили мышей. Они ползали по его лицу. Причем не разбегались, а наоборот — тепло же — тут же стали заползать Пете всюду. Какие-то такие сюжеты.
Кто-то в церкви разрушенной пережидал. Удивительная вещь — эпизод клевый, но в фильм не клеится и эмоционально не работает. Как ни странно, в монтаже именно те эпизоды, в которых была реконструирована правда. Как раз обе эти не вошедшие в фильм сцены — со стогом и мышами и с разрушенной церковью — как будто совсем напрямую отсылают к «Выжившему», где герой и в труп лошади залезал, и церковью галлюцинировал. Вопрос один — насколько долго ты можешь в отсутствие слов на человека смотреть. С вырезанными эпизодами у нас получался час такого времени, если не больше. Как бы ты ни был увлечен, это очень тяжело воспринимается. В «Выжившем» все-таки есть, кроме галлюцинаций и воспоминаний героя, еще и Том Харди со вторым персонажем, идет параллельный монтаж, и ты немножко балансируешь между ними. А у нас нет, и поэтому нужно было сокращать.
Повторю, что это возможно, только когда ты понимаешь, что перестаешь влюбленными глазами смотреть на свой материал. Фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие... Окраина» — «Летчик» выглядит довольно сдержанным, не пытается все время впечатлить. Все зависит от материала. Совсем небольшие были домысливания. Здесь-то я основной автор сценария был, потому что никто не знал, как это развивать вообще. Фильм начинался с придуманного кадра.
В самое сердце. Как первые зрители оценили фильм «Небо» о судьбе российского военного летчика
Кроме того, они провели две недели в военном лагере с представителями ССО, где знакомились со всеми современными тонкостями военного дела. По словам режиссёра, при подготовке фильма он плотно общался с сослуживцами Олега Пешкова, с его вдовой Геленой, их детьми и спасшимся штурманом Константином Мурахтиным. Недаром в фильме подробно, буквально поминутно воссоздана операция по его спасению. Перед премьерой Игорь Копылов, рассказывают, заметно волновался. Ведь фильм предстояло смотреть людям, лично знавшим Олега Пешкова и каждый день общающимися с Константином Мурахтиным. Трудность работы режиссера состояла и в том, чтобы, с одной стороны, в картине нужно было показать реальных людей и реальную войну, а с другой — создать не документальную, а художественную киноленту. По словам Игоря Копылова, целью съёмок «Неба» было не развлечь зрителя, а попасть ему в самое сердце! Не придумывать, не додумывать и не обманывать зрителя!
Фамилии реальных героев изменены в киноленте не случайно, ведь образы главных персонажей — собирательные. Участники съемочной группы в один голос отмечали, что без помощи Минобороны и лично министра обороны Сергея Шойгу фильм такого масштаба создать было бы невозможно. Актёр Игорь Петренко признался, что вживаться в образ Олега Пешкова ему было очень сложно. Такая высокая ответственность не позволяла расслабиться…». Гелена Пешкова в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» призналась, что она была под большим впечатлением от увиденного: «Фильм мне очень понравился. Он не только о моем муже, он — о военнослужащих, о летчиках, которые защищают Родину. И пока будут такие мужчины, настоящие мужчины, у нас всегда будет мирное небо над головой.
Это художественный фильм, не документальный, поэтому здесь много вымысла. Тем не менее, я благодарна Министерству обороны, съемочной группе, актёрам, Леониду Агутину, который сочинил для фильма новую песню — она пробирает до мурашек. Спасибо им за память об Олеге Анатольевиче и всех погибших военнослужащих... В восторге от фильма и сын Олега и Гелены Пешковых Александр. Причём он смотрел фильм не только в готовом, но и в черновом варианте, а Игоря Петренко с самого начала съемок воспринимал буквально как родного человека.
Он ведь конкретно знает проблему командира....
Финал классный? Снят уж незнам под какими "веществами". Какая первая мысль... Жаль семью кузнеца.
Большую часть экранного времени его герой действует в одиночку, поэтому приходилось использовать все свое актерское мастерство, чтобы держать зрителя в напряжении. Конечно, задача нелегкая и в некоторых эпизодах все-таки чувствуется некая "усталость" от роли: персонаж Фёдорова везде одинаково неэмоциональный. Но монтажные перебивки, особенно вставки с участием немцев и картины из прошлого, эту проблему решили. Во многом по этой причине фильм смотрится на одном дыхании.
Да и музыка композиторов Павла Коваленко и Романа Волознева очень хорошо подчеркивает общее драматическое настроение. К сожалению, в картине слабо прописана любовная линия. И как ни старались авторы фильма убедить зрителей, что спасла летчика и вернула к жизни большая любовь, как-то эмоционально неубедительно это показано. И тут, скорее всего, дело в не совсем правильно выбранной актрисе на роль жены Комлева: Анна Пескова на экране выглядит очень уж равнодушной ко всему происходящему - если ее Ольга и любит главного героя, то прячет свою любовь где-то далеко в глубине души.
Кстати, тоже повторяюсь, в этом "классном финале", второй выведен ну полным выродком. Даже не в этой совершенно бредовой сцене, а выродком вообще.
Он ведь конкретно знает проблему командира.... Финал классный? Снят уж незнам под какими "веществами".
Будет кино. На съёмках военного фильма «Лётчик»
Война — это тема, которая лучше любых придуманных декораций отражает истинные чувства людей и их способность любить или жертвовать собой как ради женщины, так и защищая Родину», — отмечает Ренат Давлетьяров. В центре сюжета история советского летчика Николая Комлева, чей самолет был сбит во время воздушного боя зимой 1941 года. Пилот получил ранение, но выжил и на протяжении нескольких дней пробирался к своим. На главную роль Ренат Давлетьяров пригласил популярного актера Петра Федорова, который ранее сыграл у него в картинах «Чистое искусство», «А зори здесь тихие... С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, в Новгородской, Калужской областях, в павильонах «Мосфильма».
Режиссер добавил, что в фильме попытался подробно, поминутно воссоздать операцию по спасению штурмана Константина Мурахтина. Перед премьерой Игорь Копылов заметно волновался — ведь фильм предстояло смотреть людям, лично знавшим Олега Пешкова и каждый день общающимся с Константином Мурахтиным. Трудность работы для режиссера была и в том, что, с одной стороны, зрителям нужно было показать реальных людей и реальную войну, а с другой — создать не документальную, а художественную киноленту. По словам Игоря Копылова, цель «Неба» — не развлечь зрителя, а попасть ему в самое сердце.
Сделать так, чтобы художественность не переросла в вольницу художника, который дописывает то, что ему нравится, а не то, что необходимо. Не придумывать, не надумывать и не обманывать зрителя, — сказал Игорь Копылов. Фамилии реальных героев изменены в картине неслучайно, ведь образы главных персонажей — собирательные. Кто не изменяет своей мечте с детства: подняться в небо, жить там и, если придется, умереть, — обратился к зрительному залу режиссер. Участники съемочной группы подчеркнули, что без помощи Минобороны и лично министра обороны Сергея Шойгу фильм такого масштаба не появился бы. Высший пилотаж Игорь Петренко рассказал, что вживаться в роль Олега Пешкова было очень сложно. Фильм смотрели родные Олега Пешкова, его однополчане. Такая высокая ответственность не позволяла чуть-чуть расслабиться, «похулиганить» в кадре.
Мы старались серьезно относиться к фильму, — поделился актер. Гелена Пешкова в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» призналась, что она под большим впечатлением: — Фильм мне очень понравился. Он не только о моем муже, он — о военнослужащих, о летчиках, которые защищают Родину. И пока будут такие мужчины, настоящие мужчины, у нас всегда будет мирное небо над головой. Это художественный фильм, не документальный, поэтому здесь много вымысла. Я благодарна Министерству обороны, съемочной группе, актерам, Леониду Агутину, который сочинил для фильма новую песню — она пробирает до мурашек.
В 1942 году его самолет был сбит, после чего он провел 18 суток в зимнем лесу. Мужчину удалось спасти, однако ему ампутировали обе ноги. Несмотря на это, он продолжил летать. Режиссером картины выступил Ренат Давлетьяров «А зори здесь тихие…» 2015 года.
Пришлось очень быстро бежать. Может быть, отчасти поэтому у меня и есть стремление сублимировать свои страхи на героических картинах. Пытаюсь воспитать в себе воина. Не было момента, когда вы думали, что всё, больше не могу, не выдержу? Но сам фильм про состояние человека, когда ты на грани, на пределе. Комлев как будто постоянно переживает смерть и реинкарнацию. Кажется, что вот уже всё, конец, а он снова возвращается. Будь я на его месте и на месте людей, которые прошли через подобные ситуации, точно не выжил бы. Не существует рационального объяснения, почему они не погибли. Я сам рос на Алтае, я помню тайгу. Продержаться одному несколько часов — и то очень сложно. Как он 18 дней прожил... Это просто чудо. Его рассказы, воспоминания помогали работать над ролью?
Фильм "Небо" о липчанине Олеге Пешкове вышел на большие экраны
Вместо высокой зарплаты и красивой жизни Олег Сошников выбирает трудную службу и офицерский долг. Очевидцы свидетельствуют, что первые и самые требовательные зрители — военные летчики и члены их семей — восприняли фильм «на ура». Женщины утирали слезы… Чтобы кино получилось максимально достоверным, при работе над фильмом съемочная группа постоянно консультировалась с лётным персоналом Липецкого авиацентра. Игорь Копылов рассказал, что во время съемок фильма летчики учили артистов даже таким «мелочам», как грамотно залезать в кабину самолета, правильно надевать форму и снаряжение. Артисты даже выучили специальную военную терминологию. Кроме того, они провели две недели в военном лагере с представителями ССО, где знакомились со всеми современными тонкостями военного дела. По словам режиссёра, при подготовке фильма он плотно общался с сослуживцами Олега Пешкова, с его вдовой Геленой, их детьми и спасшимся штурманом Константином Мурахтиным. Недаром в фильме подробно, буквально поминутно воссоздана операция по его спасению. Перед премьерой Игорь Копылов, рассказывают, заметно волновался. Ведь фильм предстояло смотреть людям, лично знавшим Олега Пешкова и каждый день общающимися с Константином Мурахтиным. Трудность работы режиссера состояла и в том, чтобы, с одной стороны, в картине нужно было показать реальных людей и реальную войну, а с другой — создать не документальную, а художественную киноленту.
По словам Игоря Копылова, целью съёмок «Неба» было не развлечь зрителя, а попасть ему в самое сердце! Не придумывать, не додумывать и не обманывать зрителя! Фамилии реальных героев изменены в киноленте не случайно, ведь образы главных персонажей — собирательные. Участники съемочной группы в один голос отмечали, что без помощи Минобороны и лично министра обороны Сергея Шойгу фильм такого масштаба создать было бы невозможно. Актёр Игорь Петренко признался, что вживаться в образ Олега Пешкова ему было очень сложно. Такая высокая ответственность не позволяла расслабиться…». Гелена Пешкова в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» призналась, что она была под большим впечатлением от увиденного: «Фильм мне очень понравился. Он не только о моем муже, он — о военнослужащих, о летчиках, которые защищают Родину. И пока будут такие мужчины, настоящие мужчины, у нас всегда будет мирное небо над головой.
Сразу возникает ассоциация с легендарным лётчиком Алексеем Маресьевым, который вот так 18 дней пробирался к людям, а затем лишился ног, но создатели фильма не склонны к полной аналогии. Всего таких фронтовиков, героев Советского Союза, кто получили увечья, но вернулись за штурвал, было восемь, так что Комлев Петра Фёдорова — скорее собирательный образ. Впрочем, связь с Маресьевым есть и носит почти мистический характер. Ренат Давлетьяров: Мы выбрали деревню, где у нас частично происходит действие, она называется Рабежа. И как-то я заглянул в Википедию и понял, что Алексей Маресьев совершил посадку в двух километрах от того места. Никакой заготовки, никакого пиар-хода, это реально так и было». На съёмках военного фильма «Лётчик» Хотя на площадке работает каскадёр, Пётр Фёдоров и сам снимается в опасных сценах. Как-никак один из главных российских актёров жанра экшен.
Уникальную историю «53 новостям» рассказал командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов, который оказывал съёмочной группе активную помощь в работе над фильмом. По словам Александра Морзунова, ему позвонила некая женщина, которая хотела узнать, откуда создатели фильма взяли имя и фамилию главного героя. Она рассказала, что её дядю, который воевал в Новгородской и Псковской областях и пропал без вести, тоже звали Николай Комлев. Конечно, таких случаев, когда люди с одинаковыми именами и фамилиями воевали на фронте, было множество. Но здесь ситуация несколько иная.
Героем "Выжившего" движет месть, и эта кровопролитная история предлагает нам вернуться в некое первобытное пространство. Но моим героем движет иное, и у выживания в нашем случае больше света". С не меньшей достоверностью создатели "Летчика" подошли к воссозданию на экране воздушных боев. Решение о работе с настоящим ИЛ-2 стало одним из этапов в концепции Рената Давлетьярова о максимально реалистичных съемках: "При создании такой картины можно идти двумя путями. Первый - как, например, "Перл-Харбор", где много компьютерной графики, не совсем естественные движения самолетов во время трюков и так далее. Я совсем не сторонник такого кино, я это просто не люблю, и, конечно, в Голливуде картины с таким количеством графики делаются совершенно с другим бюджетом. Кроме того, кадры Москвы 1941 года создают нужную атмосферу, добавляют аутентичности времени, происходящему на экране, поэтому и от воздушных боев в нашем фильме, конечно, требовалось соответствие. Когда я начал исследовать судьбы героев войны, я понял, что отдельным аспектом вокруг которого, кстати, тоже возникла своя мифология во всех них являлись машины: "Катюша", танк Т-34, штурмовик ИЛ-2. Например, я еще с детства помню, что ИЛ-2 фашисты называли "Черная смерть", что он был самым массовым самолетом. Так мы определились, что наш летчик будет пилотировать ИЛ-2". Для съемок сцен воздушных боев был использован подлинный штурмовик ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. Во время третьего боевого вылета двигателю были нанесены повреждения вражеским огнем, самолет не долетел 3 км до аэродрома: ночью летчик был вынужден посадить штурмовик на лед, чтобы спасти раненого стрелка. Валентин Скопинцев прошел всю войну, много рассказывал о войне детям, а перед смертью оставил сыну карту, где была отмечена точка, куда он посадил в ту ночь самолет. После его смерти сын занялся поиском самолета отца. Через несколько лет, когда самолет достали, он попал в Новосибирск на реставрационные работы. И тогда родилась идея о том, чтобы самолет довести до летного состояния", - рассказывает заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук, пилотировавший самолет в фильме. В сценах, где наш летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми". Мне такие люди нужны, я их "трогаю", получаю от них энергию, и это вдохновляет! Федоров сожалеет лишь о том, что режиссер по контракту запретил ему самому сесть за штурвал. Это, конечно, удивительное ощущение - перегрузки, петли. Ты должен в этом ориентироваться, ты должен эту эмоцию передать. Мне, безусловно, потребовались встречи со специалистами, потому что в каждой профессии есть свой микрокосмос. Даже то, как человек нажимает на кнопки, может показать, владеет человек профессией или нет", - считает Петр Федоров. Летчик-испытатель Владимир Барсук помимо пилотирования участвовал и в составлении "либретто" воздушных боев, и в разработке группового полета: "Та структура полетов, которую придумали авторы фильма - "поженить" самолет с вертолетом - достаточно сложный вид полетов. Поэтому нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые". По нашему замыслу она летит на бреющем полете на небольшой высоте вдоль русла реки. Я даже представить не мог, как это сложно, и какие перегрузки испытывают летчики", - признается режиссер Ренат Давлетьяров. Для съемок с вертолета из Австрии была привезена специальная гиростабилизированная система для стабилизации в пяти плоскостях, которую впервые использовали в воздухе для съемок группового полета. С ее помощью у оператора была возможность делать четкие кадры. Кроме того, камера, которую использовали для фильма, позволяет снимать в разрешении 8К. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины. У меня была связь сразу с обоими экипажами, а в эфире должна быть максимальная тишина, нужно давать очень четкие команды. И это колоссальная ответственность, к тому же каждая минута стоит огромных денег".