одна из тех притч, которые заканчиваются не так, как могли бы ожидать слушатели. В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю.
[28.01.2018] Протоиерей Владимир Астахов: Кто мы - мытари или фарисеи?
В этом отношении благочестивый фарисей фактически не отличается от грешного мытаря, подверженного грубым телесным страстям. В 2022 году Н еделя о мытаре и фарисее приходится на 13 февраля. как два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В чем отличительные особенности фарисеев и саддукееев? фарисеи были самой крупной по численности группой из обозначенных Иосифом Флавием. Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося.
Что за общество было во времена Христа?
Но что значит "работать", что относится к этому понятию? Собирать уражай в поле - само собой, работа, ну, а, просто, идя через поле, сорвать пару колосьев? Одни говорили: это тоже работа, хоть и недолгая, другие говорили: конечно, нет! В итоге, фарисеи просто не ходили по субботам через поле с колосьями - на всякий случай. А кто ходил - осуждали.
На страницах Евангелий фарисеи все время привязываются к Иисусу с каверзными вопросами: можно или нельзя что-то делать? Лечить больных в субботу лечить - тоже работа! Срывать колосья в поле в субботу даже пару штук Мк. Придать суду женщину, застигнутую на измене а Закон гласил, что таких необходимо побивать камнями Ин 8, 1-11.
Одним словом, фарисеи напрягаются по любому поводу, стоит только им заметить, что Иисус или кто-то иной слишком широко толкует нормы поведения которые они толковали крайне сурово и узко. При чтении Евангелий может сложиться мнение, что все вокруг были согласны с фарисеями, кроме Иисуса и его учеников - но это не так.
Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал. Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания. А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия.
И про них также почти ничего не известно многим. Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей. Фарисеи Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?
Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом. Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры.
Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень. Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным.
Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу:... Мф 23:5. О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.
Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими Втор 11:18. Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.
Долгое время учение книжников, передавалось устно, от поколения к поколению. Иудеи верили, что эта «Устная Тора» была дана Моисею вместе с письменным Законом. В середине третьего века до нашей эры устный закон был кодифицирован и записан. Сегодня этот свод законов известен как Мишна и представляет собой книгу объемом почти в восемьсот страниц. Позже появились толкования на Мишну, эти комментарии, собранные воедино уже в эпоху раннего средневековья известны как Гемара, вместе с Мишной они составляют Талмуд. Как считает о. Александр Прокопчук, Фарисеев можно считать основателями современного иудаизма. Это единственная партия синедриона, которая пережила войну с Римом.
Саддукеи были привязаны к храму и культу иерусалимского храма, поэтом после разрушения храма их партия перестала существовать. Фарисеи же не были привязаны к богослужению, их благочестие было основано на следовании закону. Не смотря на то, что фарисеи не были священниками, они принимали самое активное участие в богослужении. В храме фарисеи занимали первые ряды в храме, и стояли лицом к народу, читая вместе со всеми молитвы вслух и громко. Первые ряды для них отводили как для наиболее уважаемых в народе, и фарисеи действительно пользовались уважением. Чтобы вызывать еще большее уважение, фарисеи во время поста накрашивали лица белой краской и расхаживали в дни поста в небрежно одетом виде, чтобы каждый видел, что они постятся и восхищался их преданностью. После войны у фарисеев уже не было своей партии, потому что автономное государство Израиль прекратило свое существование. Однако религиозно-философская школа фарисеев осталась и стала определяющей традицией для последующего развития иудаизма.
Отец Александр уверен, что говорить о фарисеях только в негативных тонах — это штамп. Кроме того, в самом Евангелии встречается также разное отношение фарисеев к Иисусу Христу.
Некоторые из евреев, желая казаться более благочестивыми, постились на каждой неделе первый и пятый дни. Закон предписывал отдавать Богу на содержание священников десятую часть. Фарисеи же, думая этим быть более праведными, исполняя закон в мелочах, нарушали важнейшее в Законе.
Поедали домы вдов и оставляли суд, милость и веру Мф. Таков и евангельский фарисей. Признавая себя праведным, хвалится. Осуждая всех других людей, совершая полезное для себя, для души своей он ничего не приобретал ими. Гордость погубила цену дел в очах Божиих.
И молитва с гордой похвалой осудила фарисея. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо. Но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику. Придя в храм Божий, он сознает перед Богом лишь свое великое недостоинство. Он и не старается припоминать добрые дела, но ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется недостойным.
Христос и фарисейство
- Кто такие фарисеи и что означает фарисейство?
- Мытарь и Фарисей
- Кто такие мытарь и фарисей
- Что такое Неделя о мытаре и фарисее и почему на ней не соблюдают пост?
Настоящий фарисей: какой он?
Фарисеи считали себя вправе обличать тех иудеев, которые не отличались подобной строгостью нравов — например, последователей Иисуса, который лечил страждущих в субботу (нарушая тем самым один из самых жестких религиозных запретов иудаизма) и якшался с мытарями. В 2022 году Н еделя о мытаре и фарисее приходится на 13 февраля. это воскресный день, когда в храмах вспоминают евангельский эпизод про мытаря и фарисея. Евангелие о мытаре и фарисее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Значение слова «мытарь» в Библии и современности: притча о мытаре и фарисее. Фарисеи были типичными представителями среднего класса иудейского общества, ортодоксами, патриотами и моралистами в своих убеждениях и образе жизни.
Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны
А вот Христос принимал покаяние таких людей — и даже входил в их дома. Так случилось, например, с тем же Закхеем, который, чтобы видеть Господа, презрел свое положение в обществе и совершенно несолидно влез на дерево, чтобы видеть «пророка из Назарета». Таков же безымянный мытарь из притчи, стоявший у дверей храма с молитвой: «Боже, милостив буди ко мне грешнику! Иногда его изображают в бедной одежде в отличие от богато одетого фарисея — но на самом деле мытари были очень состоятельными людьми, другое дело, что от проповеди Христа многие из них начинали презирать это богатство, подобно Закхею или Матфею, вовсе оставившему эту службу, ушедшему за Иисусом.
Именно его перу принадлежит первое по времени появления Евангелие. Подать кесарю Историю этой беседы Иисуса с подосланными фарисеями «лукавыми людьми» передает св. Матфей в 22 главе.
Вопрос ко Христу сводился к тому, «позволительно ли давать подать кесарю» с точки зрения Закона. Здесь, конечно, было лукавство: если бы Христос сказал, что платить налоги римской власти необходимо, о Нем стали бы говорить, как о подобном мытарям предателе веры; если бы Он ответил, что «давать подать» язычникам — нечестиво, фарисеи, тесно контактировавшие с римскими властями несмотря на то, что они везде показывали, что уклоняются от общения с «нечестивцами»! Ответ Христа мудр и в то же время справедлив, потому и стал афоризмом: «Отдавайте кесарю кесарево и Божие Богу».
Посланные, как пишет св. Матфей, «удивились» такому ответу: сказать было нечего. А вот подумать есть над чем… Пир у Симона фарисея Нельзя сказать, что совсем никто из фарисеев не задумывался над словами Назарянина.
На страницах Евангелия встречается имя Симона, пригласившего Господа и Его учеников в свой дом. Питер Рубенс. Холст, масло.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия В рассказе об этом у св. Луки Лк. Но во время пира хозяин получил важный урок смирения: когда к ногам Иисуса припала женщина-грешница, фарисей в сердце осудил Спасителя — мол, не пророк он, если не знает, «кто и какая жена прикасается к Нему».
Господь, видящий сердце человека, тут же ответил на эти его мысли — притчей о двух должниках, которым простили одному 500 талантов, другому 50. Очевидно, что тот, кому простили больше, будет и более благодарен. В пример фарисею Господь поставил покаяние грешницы, которое обновило ее сердце: «Видишь ли ты эту женщину?
Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла их; ты не приветствовал Меня обычным целованием, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много! Прощенная грешница ушла в мире — а вот том, понял ли Спасителя Симон, какова его судьба, ничего не известно.
Никодим-фарисей и другие имена в Библии Еще два ученика Спасителя из числа фарисеев упоминаются в Евангелии от Иоанна. Это: Никодим; Евангелист передает, что он не раз приходил к Христу ночью опасаясь порицания от единоверцев , беседовал о спасении; Иосиф из Аримафеи; его имя встречается лишь в рассказе о Распятии Христа — после Его кончины Иосиф, ранее, вероятно, никак не проявлявший веру в Спасителя, решается просить у палачей Тело Христово, отдает для погребения заготовленный для себя гроб — пещеру близ места казни; помогал ему с погребением Господа тот же Никодим; еще один фарисей упоминается в Деяниях Апостолов — это Гамалиил, известный учитель, среди последователей которого был Савл будущий ап.
Прочитать притчу. Смысл, что самодовольный праведник не лучше раскаявшегося грешника. Пост отменяется. Можно есть рыбу и яйца. Можно работать и вести повседневные дела, не забывая о духовной составляющей.
И Христос, приведя в короткой притче два ярких примера говорит, что более оправданным ушел презираемый всеми мытарь, явный грешник. Так уж устроена душа человека, по образу и подобию Бога, что доброе идет ей на пользу, а злое разрушает.
Гордыня есть квинтэссенция зла, и поэтому никакой пользы для гордого сердца от общения с Богом не будет. А вот осознающий себя грешником получает награду: Господь входит в его жизнь и посылает сердцу радость. А что скажут святые отцы? Богословы разных эпох размышляли над притчей о мытаре и фарисее. И вот к каким мыслям они пришли: «Господь не перестает истреблять страсть высокомерия сильнейшими доводами. Поскольку она более всех страстей смущает умы людей, постольку Господь и учит о ней часто и много... Ибо много отраслей самолюбия. От него рождаются: самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие. Высокомерие есть отвержение Бога.
Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? Итак, Мытарь, раньше злостно присваивавший себе чужое имущество, затем оставивший порок и не оправдывавший себя, был оправдан; а Фарисей, не удерживающий себе имущества, принадлежащего другим, но сам себя выставлявший праведником, был осужден» «Что значит мытарево стояние вдали? Чтo сие значит? Итак, имей смирение в молитве: и будешь иметь молитву оправдывающую. Мытарь биет себя в перси. Итак, имей и ты сии чувствования. Чтo ознаменовалось видимыми образами молитвы мытаревой: то же выражают и слова: Боже, милостив буди мне грешнику.
С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги. Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями Мф 9:11 и др. Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев Лука 18:9-14. Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем Мф 10:3. В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде.