Крещение Господне входит в дюжину самых значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. 19 января 2024 года православные верующие будут отмечать великий двунадесятый праздник Крещения Господня или Богоявления.
Что ни в коем случае нельзя делать на Крещение
Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись березы. А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чаши леса метелью, - Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Тишина, — а, быть может, он близко... И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги. В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский.
Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа.
В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в.
В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв.
В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон.
The National Gallery, London. Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция. В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах композиция Мастера алтаря святого Варфоломея , конец 15 в. Давида , до 1508, музей Грунинге, Брюгге.
Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем. Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого!
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1979 г. С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.
Какая же это ответственность!
Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше. В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест "йордан" и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма.
Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — чтобы очиститься от греха. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность.
Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой. До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби — тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия — лучше всего перед этим взять благословение у священника.
Крещение Господне: когда отмечают, история и традиции праздника
19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Насколько мне известно, православное Крещение Господне наступает в ночь с 18 января на 19 января, и отмечается данный православный церковный праздник в течение всех суток 19 января. Когда отмечается праздник Крещение Господне. Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Рассмотрим традиции и историю праздника, какого числа отмечают Крещение Господне в 2023 году. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.
Как родился праздник Крещения Господня
Крещение Господне в России отмечается 19 января (6 января по старому стилю). Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы – упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Важный христианский праздник – Крещение Господне – имеет фиксированные даты и в 2023-м, как и в предыдущие годы, отмечается 19 января. Из года в год Крещение Господне отмечается в одну и ту же дату – 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Крещение Господне в России отмечается 19 января, этот день считается непереходящим, то есть его дата не меняется год от года.
Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января
В этот день традиционно проводятся крещенские купания — народная традиция, существующая в России и некоторых других странах, связанная с окунанием или купанием в проруби, либо в открытых водоемах. Традиции и обычаи Крещения 2023 В праздник Крещения дважды совершается великое водосвятие. Водоосвящение происходит два раза — 18 января в сочельник и 19 января в праздник Богоявления. В первый раз вода освещается купели, установленной посредине храма.
Во второй раз вода освящается в водоеме недалеко от храма. В эти дни священнослужители прорубают "иордань" - полынью в форме креста, рядом с которой ставят аналой и деревянный крест. После литургии верующие идут крестным ходом к проруби, священник служит молебен и трижды опускает крест в воду, испрашивая Божие благословение.
Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.
Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды.
Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника.
Упоминая ее чудесные свойства, Святой Иоанн Златоуст говорил о ней в IV веке: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год». Сегодня накоплен достаточно большой фактологический материал об удивительных свойствах крещенской воды. Установлено, что она, принимаемая натощак по чайной ложке, способна излечивать различные болезни. При этом, согласно исследованиям ученых, вода, набранная из того же церковного источника в другое время, такими свойствами не обладает.
При этом физические показатели и той, и другой воды совпадают. И хоть факт был подтвержден официально, объяснения этому пока нет. Превращение обычной воды в святую — не единственное крещенское чудо. Есть и другое, перед которым пасуют даже самые заядлые скептики. Фото: Алексей Булатов Когда Христос вошел в воды реки Иордан, они изменили свое течение на противоположение — так сказано в Библии.
Это можно было бы назвать легендой, если бы с тех пор река не меняла свое течение каждый год 19 января. В этот день воды Иордана на глазах у многих тысяч паломников останавливаются, в них образуются многочисленные волны и водовороты, после чего река начинает течь в другую сторону. При этом на вкус вода становится соленой, поскольку Иордан теперь не впадает, а вытекает из Мертвого моря. Крещенские феномены не дают покоя многим ученым. То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время.
Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды. Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января.
Крещенская вода имеет название «агиасма», что переводится как «святыня». Верующие специально приходят за ней в храм, чтобы потом освятить этой водой дом и принимать ее внутрь для лечения различных болезней. На следующий день, 19 января, также проходят ритуалы освящения воды. Примечательно, что обычай не прописан в церковном уставе — его придумал сам народ. Богословы же советуют просто сходить в храм в этот праздник и помолиться, вспомнив духовный смысл этого особого дня.
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Крещение Господне – это один из основных христианских праздников, который входит в число так называемых "двунадесятых". Крещение Господне в русском православии отмечают 19 января (6 января по старому стилю). Когда отмечают Крещение Господне в 2023 году. В православии Крещение отмечают каждый год 19 января, по старому календарю — 6 января.