В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах.
Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века
Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос.
Культура, обычаи и традиции чукчей
Как живут современные чукчи Народы России, чукотка, чукчи, этнос. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии.
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена). В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Коренная чукча Ольга – девушка лет 27 – рассказывает, что «северные» музыкальные инструменты, как правило, отличаются по звучанию друг от друга: у жителей тундры они более звонкие. Чукчи относятся к коренным малочисленным народам, как и живущие на Чукотке эвены, эскимосы и чуванцы.
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм.
Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики. Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса. В мае-июле здесь наступают «белые ночи». Солнце ненадолго заходит за горизонт, но на улице все равно все время светло.
Полярной ночи, когда солнца вообще нет, в Анадыре не увидишь. Просто зимой начинает темнеть очень рано, уже в три часа дня. Но в поселениях, расположенных севернее столицы, жители переживают и полярную ночь, и полярный день. Чукотку не назовешь солнечным регионом, но все же здесь больше ясных дней, чем в Санкт-Петербурге. Из-за близости к морю в Анадыре высокая влажность. Летом часто стоит туман, который рассеивается только к 13-14 часам дня.
Здесь все время дует ветер, и зачастую холодный. Местные жители говорят, что Анадырь стоит на семи ветрах.
Знает все интересные маршруты. Чукотский народ Чукчи — один из самых интересных и самобытных народов на территории Российской Федерации, сумевшие пронести через века свой образ жизни и традиции. Чукчи делятся на оленных, занимающихся оленеводством, и приморских, охотящихся на морских животных.
Они до сих пор кочуют, меняя место жительство, как только у оленей заканчивается естественный корм, живут в ярангах — шатрах, сшитых из оленьих шкур, и верят в богов, которых олицетворяют животные и явления природы. История Источник: Yaustal. Спокойная жизнь закончилась с приходом русских первооткрывателей в конце XVII века. Кровавые бои продолжались почти столетие, закончившись полной и безоговорочной победой коренного народа. Со временем чукчи стали спокойнее относиться к русским и даже вели с ними торговлю, обменивая шкуры животных, китовый ус и оленей на табак и алкоголь.
С приходом советской власти в регионе появились больницы, школы и специально разработанная для чукотского языка письменность. Расселение и общая численность Всероссийская перепись населения, проведенная в 2010 году, показала, что людей, считающих себя чукчами чуть меньше, чем 16 000 человек.
Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными: Внутри сейчас все завалено хламом: Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать: Еще одно строение. Тут живут его родственники, но сейчас они уехали в соседнюю деревню, за несколько десятков километров, так как их ребенок пошел там в школу: Фаина рассказала о деревце, которое они посадили рядом со своим домом. Обнесли его веревочным забором и сделали табличку: "Особо охраняемая зона".
Приглядитесь к фотографии. Рядом с этим деревом живет евражка и часто стоит рядом с табличкой, словно часовой: Охраняет деревце от воронов: В паре километров от жилища Владимира и Фаины из-под земли бьет горячий источник. Пару лет назад они построили тут себе купель: После купели все спускаются в реку, как после бани: Живности было немного и я переключился на флору: Вездесущие грибы: Вся тундра усеяна ягодами: Это растение называется пушица влагалищная. Боюсь представить по какой причине возникло это название: В общем, как мы видим, глобализация дотягивается даже до таких отдаленных уголков на нашей планете.
Впрочем, живут в округе также немцы, греки, турки, корейцы, сербы и даже одна ассирийка. У подавляющего большинства из них — российские паспорта. Также, по данным переписи, на территории округа проживает 271 иностранец. За последние годы их количество кратно уменьшилось, например в 2010 году в населенных пунктах Чукотки переписчики встретили 1 133 владельцев заграничных паспортов. Самая многочисленная на момент переписи группа иностранцев — 104 - граждане Украины. Далее по численности представители Узбекистана - 39 человек, 25 белорусов и 14 армян.
Священные олени, распитие крови и опасные болота. Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы
Абсолютное большинство из них проживает на Чукотке. Отдельных представителей, как правило, не превышающих 100-200 человек, можно встретить на Камчатке, в Магаданском крае, Республике Саха и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Этноним Источник: Krasivosti. Приморский народ, чукчи-собаководы называют себя анкальын от «анкы», что в переводе означает «море». Еще одно общее название для всего народа — луораветлан, что переводится предельно просто — «люди» или «настоящие люди». Религия Исконное верование чукчей — анимизм. Они считают, что землю сотворил ворон Куркыль, персонифицируют животных, планеты и такие явления природы как огонь. Все несчастья, бедствия и болезни на людей насылают злые духи. В каждой семье до сих пор есть культовые святыни, передающиеся по наследству — бубен, снаряд для добычи огня, который используют только в особых случаях, и связки деревяшек, призванные оберегать от бед. В начале ХХ века большинство чукчей были крещены Русской православной церковью, но кочевники до сих пор продолжают верить в своих богов.
Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными: Внутри сейчас все завалено хламом: Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать: Еще одно строение. Тут живут его родственники, но сейчас они уехали в соседнюю деревню, за несколько десятков километров, так как их ребенок пошел там в школу: Фаина рассказала о деревце, которое они посадили рядом со своим домом. Обнесли его веревочным забором и сделали табличку: "Особо охраняемая зона". Приглядитесь к фотографии. Рядом с этим деревом живет евражка и часто стоит рядом с табличкой, словно часовой: Охраняет деревце от воронов: В паре километров от жилища Владимира и Фаины из-под земли бьет горячий источник. Пару лет назад они построили тут себе купель: После купели все спускаются в реку, как после бани: Живности было немного и я переключился на флору: Вездесущие грибы: Вся тундра усеяна ягодами: Это растение называется пушица влагалищная. Боюсь представить по какой причине возникло это название: В общем, как мы видим, глобализация дотягивается даже до таких отдаленных уголков на нашей планете.
Набор открыток из 12 штук стоит 600 рублей. Фляга из лапы медведя — 30-35 тыс. А стоимость изделия из моржовой кости — традиционного чукотского сувенира — может доходить до 100 тыс. Икра и красная рыба здесь тоже недешевые, хотя все ловится на Чукотке, и рыбзавод в двух шагах.
Это больше всего возмущает местных жителей. В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей.
Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей. Здесь одни из самых высоких зарплат в стране. Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики.
Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса.
При этом школа оборудована компьютерами на каждого ученика компьютеры нужны, например, для проведения уроков по английскому языку — уроки проводят дистанционно с учителем из Амгуэмы. Вид на посёлок. Фото: Константин Каськаев Умки, медвежий патруль, Дом Культуры, водопровод и электричество Другой особенностью Ванкарема, хотя эта особенность присуща всем сёлам на побережье Северного Ледовитого океана, является то, что сюда зимой заходят белые медведи по-чукотски их зовут умка. В тот же Ванкарем белые медведи заглядывают раз 6-7 за зиму. До центра села они, конечно, не заходят, но по окраинам гуляют. Для противодействия медведям был создан медвежий патруль, который призван быстро и своевременно отогнать медведя от села.
Медведей в эти места, кстати, привлекают те же самые моржи, из-за которых люди здесь и поселились. Медведи, как и люди, тоже охотятся на этих морских зверей и заодно и к посёлку подходят. Медведей отгоняют ракетницами — для них не нужны специальные разрешения и ими может пользоваться каждый. Если же поблизости будут охотники, то и они помогут своими ружьями. В Ванкареме также есть Дом Культуры. Интересна история его появления. В конце 1980-ых в двадцати километрах от села потерпело крушение иностранное судно — оно было выброшено на берег. По неписанному закону содержимое потерпевшего крушение судна принадлежало жителям ближайшего села. Администрация Ванкарема долго время не теряло, извлекло уцелевшее имущество с судна и продало его ближайшим старательским артелям, а те вместо денег построили в селе Дом Культуры со спортзалом.
Центрального водопровода в селе нет. Подвоз воды осуществляется по заявкам два раза в неделю с помощью трактора и водовозки. Вода берётся из озера в нескольких десятках километров от посёлка. Мусор вывозится раз в неделю, тоже по заявкам.
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы. Данный ритуал называется «нгэвтумгын» что в переводе означает «дружба по жене» , а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале.
Чукчи не спасают тонущих людей Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек? Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет.
Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека. А препятствовать решению духов — значит навлечь на себя беду. Могли менять пол по велению духов И снова духи!
По мнению чукчей, эти сверхъестественные существа могли обитать не только в воде, но и во всех остальных явлениях и предметах. А еще они способны управлять поведением людей — например, ни с того, ни с сего мужчина мог почувствовать желание сменить пол и стать женщиной. К «превращенному» человеку относились с уважением, ведь считалось, что ему удалось достигнуть связи с духами.
К началу XX века этот обычай полностью себя изжил.
Археологические находки также играют важную роль в понимании истории этого народа. Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. Это подтверждает теорию о том, что чукчи являются одной из самых старых этнических групп в этом регионе. Согласно одним исследованиям, прародиной чукчей является Камчатка. Археологические находки свидетельствуют о том, что в эпоху неолита и бронзового века на Камчатке существовала развитая культура, которая сыграла важную роль в формировании этноса чукчей. Однако, точные механизмы миграции и формирования этноса до сих пор остаются предметом научных дебатов.
Posted 18 января 2023,, 12:34 Published 18 января 2023,, 12:34 Modified 18 января 2023,, 13:23 Updated 18 января 2023,, 13:23 Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века 18 января 2023, 12:34 Фото: Соцсети Ассортимент одного из продовольственных магазинов Чукотки: как будто СССР вернулся В социальных сетях жители Чукотки жалуются на проблемы буквально во всех важных сферах жизни, начиная от нехватки лекарств и кончая авиасообщением и пьянством Сюжет Авиация Иван Зубов Как известно, Россия в последние годы постоянно прирастает территориями, даже несмотря на то, что и без этого является с огромным отрывом самой большой страной мира. Но вот парадокс: при всей этой экспансии, жизнь в привычных российских регионах лучше не становится.
Там вообще мало что изменилось за последние лет триста. Самый яркий пример того — далекая Чукотка. Если сравнить жизнь этого региона с жизнью похожих по условиям американской Аляски, или северных канадских провинций, то разница будет просто невероятной. Эксперты канала «Образ будущего» обратили свое внимание на чукотские паблики, которые буквально завалены жалобами и взываниями о помощи к властям. К примеру, жители Чукотки жалуются на то, что этот и без того невероятно отдаленный регион страны еще больше отрезают от внешнего мира. Местные СМИ работают на дотациях, и проблему освещать не планируют. В прошлом году местные жители заказывали подарки детям, костюмы и продукты на Новый год еще в сентябре, потому что привыкли, что всё идёт долго. Но посылки не пришли даже после Нового года. Те, кому посылки пришли, получают открытые коробки, в которых не хватает товаров.
Из коробок воруют даже колбасу. Чукотские почтовые приключения В чукотских пабликах подавляющее большинство жалоб приходится на работу почты. Чаще всего почта застревает на сортировочном центре в поселке Угольные Копи. Вот только один из многочисленных примеров. Губернатор региона у себя в телеграмме не раз заявлял, что в 2022-м будет построен новый сортировочный центр. Да и «Почта России» по поручению полпреда Трутнева также обещала сделать это, но в итоге ничего не построено. А работает все это так: «Теперь у нас почта, прежде чем попасть адресату, должна из Москвы прибыть в Угольные Копи, потом вернуться в Москву, и опять в Угольные Копи, а потом по адресу? Странно сортировка работает в Углях. Теперь ещё месяц, а может больше, ждать, когда же она правильно полетит по адресу, застряв в Углях!
Вот и новогодние праздники прошли, а проблемы остались. Скажите, когда прибудет почта, посылки. Ещё до нового года прибыли в сортировочный центр Угольные Копи. Уже и авиарейс был на Усть-Белую-Снежное, а посылок именно в село Снежное так и не было.
Чукч в России сейчас прживает 15 908, а коряков — 7953.
К этому же времени XIII век до нашей эры антропологи относят появление на территории России древнего народа айны, чье происхождение до сих пор вызывает жаркие споры ученых: одни считают, что они пришли на Дальний Восток из Полинезии, другие — что из Сибири, а третьи доказывают европейское происхождение. Айны действительно резко отличаются от монголоидных народов Востока России — они имеют густые волосы, европейские черты лица, белую кожу, а у мужчин наблюдается сильное оволосение лица и тела. Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки. Сибирь В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов Бурятия. Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры — Каракольскую II тысячелетие до нашей эры и Кулайскую I тысячелетие до н.
Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру I тысячеление до н. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников. Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь.
Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками
- Что за город
- 1. Могли поменять пол по велению духов
- Чукчи – народ, “богатый оленями”
- Культура, обычаи и традиции чукчей Культура чукчей - "7Культур"
- Чукотка, сэр! - Егор ХОЛМОГОРОВ
- Арабский халифат и его распад
Анекдоты в прошлом
Из своей жизни могу сказать, что в яранге очень тепло зимой, а летом не жарко. А запах внутри похож на древесный, с элементами вареного мяса. Помимо кочевников, есть и оседлые чукчи, они занимаются морским промыслом. Охотятся на моржей и китов, ловят рыбу и делают красную икру. А также ходят в тундру и собирают ягоды и грибы. Язык Чукотский язык очень сложный, на данный момент, к сожалению, мало кто остался истинным носителем языка. В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день коренные жители Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.
Однако, моя бабушка, известная во всем мире писательница Чукотки — Валентина Вэкэт, до сих пор пишет произведения и выпускает книги на чукотском языке. Одежда В одежде, которую создавали сотни лет назад уже никто не ходит, только некоторые хореографические коллективы выступают на праздниках. Перчатка с орнаментом Но разнообразие одежды поражало. Были летние камлейки, которые украшались орнаментом из бисера, и не просто рисунком, взятым из головы, а определенным оберегом. Обычно это были круги и горизонтальные линии, они защищали от злых духов. Также были и зимние камлейки, сделанные из ткани и меха песца или лисы. На ноги надевались торбаса — похожие на сапоги меховые унты. А на голову надевалась повязка, украшенная бисером и мехом.
Кстати, детскую одежду, для того, чтобы она долго сохраняла тепло, смазывали китовым или моржовым жиром. Еда На Чукотке, к примеру, можно попробовать кита. Мантак — традиционное блюдо, простое в приготовлении. Состоит из кожи и сала кита. Это блюдо может быть запеченное, вареное или жареное, но обязательно замороженное. Его едят, как сало.
Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс. Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс. Язык Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью.
Письменность с 1936 г. Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами. Например, демиургом и трикстером выступает ворон, присутствует почитание кита, моржа, белого медведя. Традиционные праздники связаны с хозяйственным циклом: осенний и зимний забой оленей, первый выход в море и т. Традиционные музыкальные инструменты чукчей — хомус и бубен. Жилище Традиционное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка с относительно вертикальными стенами и коническим верхом.
Письменность с 1931 г. Чукчи — древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на рр. Экытикывээм и Энмывээм и оз. Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н. Наскальные рисунки древних художников у р. Пегтымель К первому тысячелетию н. Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» кочевых, но продолжающих охотиться , «сидячих» оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных и «пеших» оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей. Пегтымель К XIX в. Среди оленных тундровых — индигирско-алазейская, западноколымская и др. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. В XIX в. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время — на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5—10 км. К концу XIX в. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. Береговые оседлые традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в. Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями.
Внутри яранги минус 20, только ветра нет. Протопить весь объём жилища невозможно. Топить нечем, в тундре отсутствует любая растительность выше колена. Вокруг очага чукчи сидят полностью одетые. Но вот спят они… практически голые. Внутри яранги есть отдельная спальня. Своеобразный меховой куб. Так называется печка, которая отапливает спальню в яранге. В лампу наливают животный жир и кладут несколько фитильков. Можно зажечь десяток и будет жара. Чукчи не умеют пить. Это едва ли не единственный правдивый миф. Опьянение наступает после нескольких глотков. У чукчей в силу физиологических причин быстрее возникает зависимость от алкоголя. И в поселках действительно можно встретить пьяных.