Идея эмоционального интеллекта образовалась из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, д, и др. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. В докладе были представлены: история развития понятия «эмоциональный интеллект», зарубежные и отечественные модели эмоционального интеллекта, методы диагностики.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
Она заявила, что топ-менеджер с развитым ЭИ «умеет использовать энергию своих эмоций и своей команды для решения бизнес-задач». Он обладает такими качествами, как креативность, критическое мышление, адаптивность, стрессоустойчивость», — выразила уверенность Хлевная. Кроме того, эксперт рассказала, что когда компания предварительно выбирает сотрудников в отдел продаж, опираясь на тестирование ЭИ, то такой подбор кандидатов экономит существенные средства для фирмы. Подбор и адаптация руководителя крайне дорого обходится фирме. Стоимость этой процедуры измеряется не только в деньгах, но и в потраченном времени.
Цюрих , эксперт журнала «Psychologies» Все родители мечтают, чтобы их ребёнок был умным, здоровым и счастливым. Стремясь обеспечить малышу хороший старт, многие начинают «работать над интеллектом» и заниматься «ранним развитием» практически с рождения: учат буквы, цифры, осваивают арифметические действия, понятия из астрономии, биологии, химии, надеясь, что их ребёнок будет в дальнейшем успешно учиться в школе, и как следствие, добьётся многого в жизни. IQ, коэффициент интеллекта — объективный показатель умственных способностей, который нельзя сильно изменить. Да, он предопределяет успех в школе, но далеко не всегда связан с успешностью ребёнка в жизни.
Тесты IQ, как оказалось, не могут объяснить мотивацию людей и особенности их поведения. А что может? Для того, чтобы объяснить это, исследователи ввели понятие «эмоциональный интеллект» — EQ. Эмоциональный интеллект — это умение человека понимать как собственные, так и чужие эмоции. Эта способность влияет, в том числе, на жизнь человека в семье и обществе, понимание настроения родных, близких и людей в целом, а также на возможность взаимодействовать с другими людьми. Хотя ещё древнегреческие философы говорили о том, что в человеке должны сочетаться ум, логика и эмоции. Если IQ заложен генетически и изменить его довольно сложно, то регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект можно на протяжении всей жизни. Возможно, основной вид развития, в который мы должны вкладывать достаточно много усилий и времени — это именно развитие EQ наших детей.
В 1972 году психолог Пол Экман составил список из шести базовых эмоций, в него вошли: гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже в список были добавлены еще смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Есть много разных классификаций эмоций и их видов, но если мы научим детей разбираться хотя бы в этом небольшом спектре эмоций, то внесём очень важный вклад в их дальнейшую счастливую жизнь.
Например, в статье журнала Journal of Managerial Psychology за 2003 год сообщалось, что у старших менеджеров с более высоким уровнем ЭИ был более позитивный взгляд на жизнь, они были более альтруистичны по отношению к коллегам и могли лучше сохранять баланс между работой и семьей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют высокие лидерские качества. И ЭИ способствовал этому успеху больше, чем общий коэффициент интеллекта IQ. Эмоциональный интеллект способствует эффективной командной работе. В исследовании, опубликованном в журнале Science Анитой Вули и Томасом Мэлоуном , 669 человек были распределены в команды из 2-5 человек и получили задания. Исследователи искали доказательства того, что они называли коллективным разумом или фактором С — общей способностью группы людей выполнять широкий спектр задач, выходящих за пределы суммарного или среднего уровня интеллекта людей в группе. Действительно, их анализ смог выявить фактор С в командах.
Кроме того, одном из факторов, который оказывал влияние на фактор С, было умение понимать чужие эмоции.
Говоря о структуре эмоционального интеллекта, Гоулман выделяет пять областей: Самоосознание. Понимание своих внутренних состояний, возможностей и предпочтений, интуитивных предчувствий. Способность управлять этими состояниями. Эмоциональный настрой, который способствует достижению целей. Осознание чувств и потребностей других людей. Социальные навыки.
Умение вызывать у других людей желаемую реакцию.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Эмоциональный интеллект помогает сохранить веру в себя и решимость в достижении цели, приспосабливаться к переменам. Эмоциональный интеллект является значимой компетенцией, которая помогает достичь успеха в любой сфере деятельности. Из эмоциональных трудностей часто появляются прорывные идеи. Эмоциональный интеллект является одной из базовых компетенций современного управленца.
Онлайн-курсы
- Статьи об эмоциональном интеллекте
- Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
- Эмоциональный интеллект: после 20 еще не поздно
- Как я прокачала эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
Семинар-практикум на тему: «Эмоциональный интеллект: что это, зачем он нужен и как его развивать?»
Оказалось, что в зарубежных исследованиях эмоциональный интеллект изучается в самых разнообразных связях, например: в связи с использованием социальных сетей, игрой «Pokemon Go», смайликов в сообщениях, в процессе онлайн образования, во взаимосвязи с производительностью труда, кибербуллингом, агрессией, психопатией, одаренностью и успеваемостью. Зрители вебинара особенно заинтересовались вопросами диагностики. А по поводу исследований, посвященных кибервиктимизации, суицидальному поведению и психопатии, состоялась небольшая дискуссия.
Доцент и преподаватель кафедры «Возрастная психология имени профессора Л. Обуховой», факультета «Психология образования» МГППУ Кочетова Юлия Андреевна и Климакова Мария Вячеславовна рассказали о понятии Эмоциональной интеллект, проблемах изучения данного явления, его диагностики, о том, как проявляется эмоциональный интеллект в жизни человека. Оказалось, что в зарубежных исследованиях эмоциональный интеллект изучается в самых разнообразных связях, например: в связи с использованием социальных сетей, игрой «Pokemon Go», смайликов в сообщениях, в процессе онлайн образования, во взаимосвязи с производительностью труда, кибербуллингом, агрессией, психопатией, одаренностью и успеваемостью.
Вот, допустим, я получил эмоциональный отклик: кажется, что человек злится на меня. Можно прямо спросить: «Мне кажется, что ты сейчас на меня злишься, так ли это? Важно допускать, что наша эмоциональная оценка может быть ошибочна. Введение таких открытых вопросов — допущение того, что другой человек свободен. Часто мы приписываем причины злости и эмоций другого человека его характеру фундаментальная ошибка атрибуции или казуальности. Но когда мы сами испытываем негативные эмоции, то считаем, что в этом виновата внешняя среда. Такой вот феномен сознания. Если вспоминать об этом, то можно допустить, что есть еще тысяча причин, почему человек в плохом настроении. И здесь, скорее, нужно проявить жалость и заботу, а не сопротивление. Сейчас про это много пишут и снимают. Общение людей — это некий танец. Один всегда нападает, пытается как-то догнать зачастую в парах это женщина. Мужчина в этой ситуации часто начинает замыкаться, занимая позицию «отстраняющегося» партнера, чтобы сохранить отношения и избежать конфликта. Если в какой-то момент остановиться и выразить это вслух: «Я сейчас зол, потому что мне показалось, что ты меня осудил». Вы дадите возможность человеку честно откликнуться. На деле оба пытаются сохранить эти отношения, просто разными способами. Всякий раз формируется уникальная ситуация, нельзя давать универсальных рецептов, но каждый раз это и осознанность, задавание себе вопроса: «Чего я сейчас хочу на самом деле? Часто оказывается, что под угрозой ценность, не связанная с тем человеком, на котором хочется оторваться. В психотерапии разворачивается целая драма. Я вспоминаю клиента, который обратился по поводу рабочей ситуации и «синдрома самозванца». Когда несмотря на хорошо выполненную работу, он чувствует, что ничего не знает и не компетентен. После нескольких встреч мы пришли к выводу, что он сильно переживает из-за отсутствия личных встреч с супругой, когда они были бы в эмоциональной близости. В Америке это называют «quality time» — качественное время. И после того, как он сходил с женой на свидание, его стресс и переживания по поводу работы прошли. Эмоциональный жизненный мир каждый раз раскрывается удивительным образом, когда находишь, как одно перекликается с другим. Получается, эмоциональный интеллект — это не только про взаимодействие с другими, но и про взаимодействие с самим собой? Журнал Московской службы психологической помощи на тему "Эмоциональный интеллект". С вопросов: «Чего я хочу на самом деле? Ведь хронотопика, временно-пространственный мир эмоций отличается от нашего текущего логического времени. Оно очень системно и завязано на структуре языка и ассоциациях. Здесь можно покопаться и найти какие-то совершенно неожиданные причины, к которым головой не придешь. Вы упомянули о тренингах. Какие упражнения даются на развитие эмоционального интеллекта? На самом деле, эффективность тренингов явно завышена. Все-таки индивидуальная психотерапия или групповая гораздо полезнее, в том числе и для эмоционального интеллекта. Тренинги — это больше про бизнес, про продажи и про харизму, которые не имеют долгосрочных эффектов. Тут просто невозможно физически учесть все: один участник еще не осознает свою проблему, другой готов действовать, а у третьего зависимость и задача просто удержаться на каком-то уровне жизни. Все-таки процесс изменений в жизни — это именно процесс, и к нему нужно подготовиться, заручиться социальной поддержкой, предупредить близких, учесть моменты соскальзывания. Я бы привел пример упражнения из психотерапии. Здесь ценность обнаруживает следующая простая медитативная практика. В начале даже не обращайте внимания на эмоции, а просто вернитесь в настоящий момент. Обыденным языком «заземлитесь»: почувствуйте ощущение в ногах, окружающие звуки, запахи. Если за рулем, можно сфокусироваться на хватке, если гуляете, на шаге или вкусовых ощущениях во время еды, но чаще всего люди фокусируются на дыхании, потому что, как и эмоции, дыхание испытывается непосредственно. Первое упражнение: просто вернуться в настоящее время, прислушаться к дыханию, стараясь откинуть попытки его как-либо контролировать. Сфокусируйтесь на процессе и ритме: в какой-то момент поток воздуха более теплый, в какой-то момент более холодный, где-то ритм вдруг сбивается. Вам обязательно придут какие-то мысли в голову, ощущения, например, тревога — отметьте это. Это такая панацея против депрессивных и других эмоциональных расстройств наряду с фармакотерапией. На это упражнение уйдет 10-15 минут в день, но будет значимый эффект. Такую осознанную медитацию я рекомендую своим клиентам. Фокус на эмоциях и рефлексии может дать побочный эффект, например, депрессию? Как с этим бороться? Да, безусловно. Леонтьева, исследователя мотивационно-смысловой сферы, есть понятие «порочной рефлексии». Умственной жвачки или самокопания. У митрополита Антония Сурожского — это священник, но в то же время профессор нескольких университетов — есть замечательный пример. Он выходит из храма и вдруг видит, что в прекрасный весенний день старушка копается в помойном ведре. Священник спрашивает, что она делает. Оказывается, в этот чудесный день ей интересно, о чем переписываются соседи. Мы часто обращаемся с собой подобным образом: не ценим то, что дано и то, что есть, а пытаемся докопаться до причин, самоуничижая себя, пытаясь взять под контроль эмоциональную сферу, в то время как она — живой организм. Недаром в психотерапии говорят про внутреннего ребенка, который любит заботу. Если он кричит и плачет, то нужно определить, какая потребность у него сейчас.
Высокие показатели IQ не гарантируют блестящей карьеры, так как весь путь может испортить излишняя эмоциональность и неумение читать людей. Эмоциональный интеллект состоит из 5 частей: Самопознание. Вы изучаете свои сильные и слабые стороны, распознаете эмоции и работаете над ними. Вы можете контролировать любые свои эмоции и чувства, легко адаптируетесь к изменениям и не боитесь ответственности. Вы умеете налаживать контакт с людьми, поддерживать теплые отношения. Вы четко знаете, чего хотите и уверенно идете к своей цели. Социальные навыки.
Фото по запросу Emotional Intelligence
Это делает отношения более теплыми и эмоционально наполненными. Со всех сторон только плюсы. Надеюсь, что это звучало для вас достаточно убедительно. Кажется, совершенно очевидно, что игнорировать тему эмоционального интеллекта, особенно если это не самая сильная ваша сторона, точно не стоит. Есть возможность улучшить свою жизнь по всем фронтам, если вы действительно займетесь его развитием. В отличие от общего интеллекта, на который мы очень мало можем повлиять во взрослом возрасте, эмоциональный интеллект можно развивать в любое время, независимо ни от чего. Главное — это очень интересно и любопытно.
Так что предлагаю отправиться в наше общее путешествие к пониманию мира эмоций и управления ими. Желаю вам в этом успехов! Сейчас давайте поговорим о том, что ждет нас с вами в этом путешествии. Сначала мы поговорим о том, что такое эмоциональный интеллект с точки зрения нашего внутреннего мира, как мы понимаем свои эмоции, какими бывают выражения наших эмоций, какие виды эмоционального опыта существуют в нашей психике, какие существуют научные теории эмоций и как со всем этим связано наше мышление, а также как эмоции проявляются при разных психических расстройствах. Все это откроет нам понимание того, как мы осознаем свой эмоциональный опыт, и поможет лучше понять себя. Следующий блок будет посвящен саморегуляции, то есть возможности всем этим багажом, который мы с вами обозначили и открыли в себе, управлять.
Для начала разберемся, зачем это вообще нужно, поговорим о том, что значат функциональные и дисфункциональные состояния, поговорим о том, какие существуют способы саморегуляции, а также дойдем до конкретных практик, упражнений, которые помогут вам менять свои эмоции в зависимости от разных состояний и разных обстоятельств вашей жизни. Дальше мы с вами перейдем к эмоциональному интеллекту с точки зрения эмоций других людей. Начнем говорить об этом с лекции по пониманию других. Мы поговорим о том, как развивается наша способность к пониманию, какие виды эмпатии существуют, что перевешивает, классификации личности или какие-то особенные навыки. Здесь вы узнаете, что мешает понимать других и как в принципе мы, взрослые люди, можем развивать эту способность, что нам в этом поможет, какие есть инструменты. После этого начнем говорить о том, как мы можем оказывать влияние на других, и поговорим не только о влиянии в негативном ключе, когда мы говорим о манипуляции, о каких-то негативных воздействиях, но прежде всего о позитивном влиянии.
Мы можем проявлять лидерские качества, можем быть убедительными, можем утешать и поддерживать других, меняя их эмоции к лучшему, можем управлять конфликтами и помогать другим развиваться, давая им корректную обратную связь. Все это — немаловажные навыки, которые входят в состав нашего эмоционального интеллекта. Наконец, перейдем к некоторому завершению и резюмированию, где обсудим, как можно применять все то, что мы изучили, какие трудности и барьеры могут возникнуть в процессе развития своего эмоционального интеллекта. Напоследок вы получите особое напутствие для того, чтобы продолжить этот путь уже самостоятельно.
Во-первых, это помощь старших отрядов младшим. В каких-то лагерях этот инструмент интегрирован в общелагерную деятельность как система наставничества, где-то это появляется по мере необходимости и перерастает в «кружок помощников вожатых», но практически в любом лагере это есть и это прекрасно со всех сторон: подростки проявляют эмпатию, помогая малышам, и не только прибрать свои вещи или заплести косички, но и разобраться с конфликтными ситуациями или просто снять тактильное напряжение.
Для младших детей — это пример проявления эмпатии, которые они бессознательно перенимают и транслируют в будущем на своих близких. Во-вторых, это мероприятия под кодовыми названиями «день добрых дел», «Тимуровские отряды» — программы имеющие в себе цель непосредственное развитие в детях стремления понять, какие трудности или проблемы испытывают другие люди и помочь им в этом. Казалось бы, от «чистосердечной» эмпатии далековато, ведь помогают как правило «за конфетку» баллы, подписи и так далее , но в развитии эмоционального интеллекта всё, что связано со взаимодействием с другими людьми, пусть и игровым — это инструмент. Да, ситуация надуманная, но ведь эмоции — настоящие! Они испытывают радость от благодарности, удивление от неожиданного проявления чувств, смятение от похвалы… Вечером ребята проговорят эти эмоции на огоньке и закрепят внутри себя новую причинно-следственную связь: проявил эмпатию — получил радость. И наконец, поддержание взаимоотношений и управление чужими эмоциями.
Область куда более глубокая, которая и прорабатывается в лагере на другом уровне. Это сюжетно-ролевые и трансформационные игры, коммуникативные тренинги, которые проводятся уже под контролем психологов. Здесь примеряя на себя порой несвойственные для себя роли, ребёнок отрабатывает определённые ситуации в которых нужно убедить, договориться, понять с кем сотрудничать, а кого опасаться, чью позицию занять или как переманить на свою сторону как можно больше людей. Здесь вступают в действие и убеждение и манипуляция, и проявление наигранного равнодушие: все возможные приёмы для воздействия на людей с целью достижения своей цели. Решающее значение после проведения подобных игр имеет рефлексия, где ребята высказываются о том, удалось ли достичь своей цели, каким образом они это делали, какие испытывали эмоции и какие выводы сделали для себя, прожив эту роль. И здесь снова мы проходим по всем областям эмоционального интеллекта: от озвучивания испытанных эмоций до способности воздействовать на эмоции других.
Развитие эмоционального интеллекта — это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы. Так, появились «лагеря по развитию эмоционального интеллекта», как на загородных базах так и в летних пришкольных площадках, которые уверяют, что за N-ное количество дней смогут развить в детях эти способности. В качестве инструментов используются по сути всё та же сюжетно-ролевая игра, проектная работа, практикумы и мастер-классы, кроме того, дети ведут дневники эмоций. Если в «обычном» лагере эмоциональный интеллект развивают, скажем так, попутно, то здесь — целенаправленно, подбирая формы и методы, которые касаются именно работы с эмоциями. Не факт что эти формы будут принципиально отличаться от тех, которые мы отметили выше, ведь, как отметил коллега Илья Шайдуров в своей статье «Квесты в детском лагере»: «Можно заменить сюжет, можно отредактировать принцип оценивания, можно вводить все новые и новые элементы в привычные формы, но… Мы все же «ремесленники». Мы раз за разом используем привычные формы, меняя их содержание.
При этом, нас еще ни разу не упрекали в том, что мы повторяемся.
Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта. У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.
Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их.
Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение. У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов.
Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс. Как развить эмоциональный интеллект Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению. Борис Шпирт «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри.
И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем». Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства. Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций.
Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт. Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина.
В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы способностей: распознавание эмоций, использование эмоций для решения задач, понимание эмоций, управление эмоциями. Растиражированные, сильно упрощенные, не совпадающие с оригиналом новые теории и практики эмоционального интеллекта стали интенсивно продаваться на рынке развития взрослых и детей. Среди громких заголовков и лозунгов читателю порой бывает сложно разобраться, где же работающая методика, а где рекламный ход. Сэловей, Дж.
Мэйер и Д. Карузо, прим. Есть четко обоснованный научный подход к эмоциональному интеллекту, который рассматривается как часть общего интеллекта, когда эмоции являются источником данных, помогают ребенку думать, действовать и принимать эффективные решения. Этот научный подход обеспечивает строгую методологическую логику и эффективность программ, верифицированные инструменты развития способностей, а также позволяет получить прогнозируемые практические результаты.
Об эмоциональном интеллекте и не только – в интервью с Федором Шаньковым
Пользователь Сайта может изменить настройки браузера, чтобы принимать или отклонять по умолчанию все файлы Cookie либо файлы Cookie с определенных сайтов, включая Сайт. Отключение некоторых файлов Cookie может привести к тому, что использование отдельных разделов или функций Сайта станет невозможным. Если пользователь Сайта не согласен с использованием методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, он должен прекратить использование Сайта, в этом случае Оператор не сможет обеспечить пользователю использование Сайта. Уничтожение персональных данных. В случае если обработка персональных данных осуществляется Оператором без использования средств автоматизации, документом, подтверждающим уничтожение персональных данных субъектов персональных данных, является акт об уничтожении персональных данных. В случае если обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации, документами, подтверждающими уничтожение персональных данных субъектов персональных данных, являются акт об уничтожении персональных данных и выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных. В случае если обработка персональных данных осуществляется Оператором одновременно с использованием средств автоматизации и без использования средств автоматизации, документами, подтверждающими уничтожение персональных данных субъектов персональных данных, являются акт об уничтожении персональных данных и выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных.
Акт об уничтожении персональных данных и выгрузка из журнала подлежат хранению в течение 3 Трех лет с момента уничтожения персональных данных. Заключительные положения 10. Настоящая Политика подлежит изменению или дополнению в случаях внесения соответствующих изменений или дополнений в действующее законодательство Российской Федерации о персональных данных, а также может быть изменена в любое время по усмотрению Оператора. Все отношения с участием Оператора, касающиеся обработки и защиты персональных данных и не получившие непосредственного отражения в настоящей Политике, регулируются согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации о персональных данных.
В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность. То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека. Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект.
В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману 1995 Источник: m. Возраст, социальный опыт, гендер имеют значение? Есть противоречивые исследования, но в целом, если говорить о гендере, женщинам более свойственно считывать эмоции других. В то время как у мужчин больше выражена регуляция эмоций. Здесь важно, что мы говорим про гендер, то есть то, что культурно присвоено, а не про какие-то биологически заданные механизмы.
Как раз нейрофизиологические исследования отражают, что физиологически могут быть абсолютно одинаковые показатели, но при этом женщина говорит, что испытывает печаль, а мужчина — что испытывает гнев или вообще ничего не чувствует. Дело в том, что мальчикам с детства даются те игрушки, которые не развивают способность считывать и выражать эмоции, а больше управлять, руководить, разбираться в механизмах. Родители бессознательно покупают их для адаптации в нынешней культуре. Девочкам соответственно дают кукол, которые общаются между собой и таким образом с самого детства у них идет развитие коммуникативных компонентов эмоционального интеллекта. Если отвечать на вопрос о возрасте, то нужно говорить о психологическом возрасте. Парадокс в том, что с помощью эмоционального интеллекта как раз могут замерять эмоциональную зрелость. Есть такой расхожий термин за рубежом — «кидалт», то есть «дитятя», «взрослый ребенок».
Часто руководители или те, кто занимает высокую должность, вызывают смущение у подчиненных, потому что начинаются сложные процессы коммуникации, например, руководитель деспотично себя ведет. В американской культуре это означает, что человек не умеет управлять своими эмоциями в кризисных ситуациях, и его психологический возраст чрезвычайно мал. В данном контексте он не обладает высоким эмоциональным интеллектом. С другой стороны, мы должны сказать, что с возрастом, приобретая опыт, человек лучше дифференцирует контексты, в которых возникают эмоции. Например, человек, который испытывает тревогу, с развитым эмоциональным интеллектом может различить: это тревога из-за того, что сейчас происходит что-то чрезвычайно важное или это предчувствие угрозы. В зависимости от этого человек строит свое дальнейшее поведение. Закадровое фото с интервью Закадровое фото с интервью Фото: Николай Мохначев Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются.
Например, если у родителя хорошо развит эмоциональный интеллект, то при чувстве раздражения к ребенку он может определить, что именно является его источником переживания и эмоций: не то, что ребенок раздражает, а, например, что он не успел выпить воды, или не знает, как поступить. Тогда гнев сменяется на печаль, и хорошо, если рядом находятся родственники, которые могут помочь и принять участие в этом процессе. Родитель просит помощи, а не срывает свою агрессию на ребенке или любом другом объекте, который в данный момент может восприниматься им как преграда к спокойствию. Напротив, человек с неразвитым эмоциональным интеллектом не считывает эти предыдущие стадии и доводит себя до интенсивных аффектов, которые сужают сознание и очень пагубно воздействуют на коммуникативные стратегии, разрушая отношения. А что насчет детей? У них развит эмоциональный интеллект или интуиция? Ведь если учительница зайдет в класс в плохом настроении, дети не станут себя плохо вести.
Здесь важно развести понятия интуиции и эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это участие интеллекта, языка, знаков в том, как распознавать и регулировать эмоциональные процессы. У детей эта способность до конца не сформирована. Она начинает развиваться в школе. Известный всем пример — «маятник» у подростков, которые скачут из одной эмоции в другую: от всемогущества к стыду, например. Как раз в социальной среде настраиваются механизмы обозначения языка: человек больше читает литературы, получает обратную связь от других людей. У детей в то же время — это более натуральные эмоции.
К тому же никто не отменял биологические механизмы, которые помогают обслуживать цели. Дети не хотят нарываться на агрессию и конфликты и, конечно, естественным образом они будут считывать эмоции. Если идти дальше, к младенцам, то просто задумайтесь, кто управляет в семье: младенец или родитель? Всем руководит младенец, потому что никто не хочет слушать крики. Есть исследования, которые показывают, что младенец может считывать эмоциональную экспрессию, узнавать лицо, состояние и настроение матери, и это определяет его настроение. В нас есть биологически заложенные механизмы зеркальных нейронов. Простыми словами, у нас в мозгу есть «зеркала», которые бессознательно, автоматически отражают состояние другого человека.
Возвращаясь к вопросу об интуиции, нынешняя ситуация с эмоциональным интеллектом такова, что интуиция включается в это понятие, как и осознанность, хотя в академической психологии интуиция больше относится к процессам мышления. Показан ряд когнитивных ошибок, прежде всего, эмоционально обусловленных. Например, почему человек интуитивно принимает неправильные решения? У него может быть теплая чашка кофе во время собеседования, и он говорит более ласково, а может быть холодный газированный напиток, и человек склонен к резким суждениям. Таких когнитивных ошибок целые сотни. Интуиция здесь — это мгновенное принятие решения без понимания того, как человек к этому пришел. Классический пример — шахматисты.
Такое исследование: гроссмейстерам показали шахматную доску на пару секунд и попросили вспомнить, как были расставлены фигуры. Один из игроков ответил, что не помнит положений фигур, но точно знает, что если пешка белых пойдет на коня, то через пять ходов будет мат. Мгновенное схватывание. Поэтому Канеман предупреждает, что важно доверять интуиции, но только если это экспертная интуиция, когда человек достаточно долго провел в том или ином профессиональном контексте. В то же время нельзя доверять спонтанным суждениям без логического мышления. Эмоциональный интеллект — в том числе о том, чтобы дифференцировать: это ошибочное суждение или нет. Например, я увидел этого человека, и он мне сразу не понравился.
Если задуматься, это часто зависит от внешнего контекста: настроение плохое, отношения в семье испортились или он похож на товарища, с которым поссорились. Способность задействовать интуицию и эмоциональную информацию в принятии решений — это тоже об эмоциональном интеллекте.
По ее словам, когда эмоциональный интеллект хорошо развит, человек понимает, что руководит другими людьми, за счет чего способен грамотно выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами внутри отдела или целой компании. Кроме того, это позволяет взять под контроль свои эмоции, что в свою очередь помогает адекватно воспринимать критику и справляться со стрессом во время работы. Как эмоциональный интеллект поможет найти работу? Эмоциональный интеллект люди используют в своей жизни повсеместно при взаимодействии с другими людьми. В частности, на это обращают внимание и HR-специалисты при подборе кандидата на определенную должность.
Нередко кандидата могут проверять на умение справляться с конфликтными ситуациями и выходить из них с минимальными потерями.
Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности. Это как Web 2. Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово...
Пластичность — свойство нервной системы изменять структуру и функции вследствие развития, полученного опыта или перенесённых травм. Пластичность мозга имеет разные функциональные уровни. Нейронауки пристально изучают её, и именно пластичность помогает описать организацию мозга. Мы рассматриваем пластичность как способность обретать форму, придавать форму, а также уничтожать форму для приобретения и придания оной. О, мой мозг: синапсы и созидание Обратимся к нейронным связям. Мозг — это колоссальная сеть нейронов такой степени сложности, что задачи на графах кажутся детской головоломкой.
Вот перед нами нейроны с их ветвистыми отростками — дендритами, и хвостики-аксоны. Места соприкосновений дендритов и аксонов — синапсы. Синапс упрощённая схема Синапс — это ключевое место, где происходит нервная деятельность посредством передачи импульсов. Последовательность коммуникации между нейронами из электрической переходит в химическую, затем снова возвращается в электрическую. Электрические сигналы спускаются по аксонам, преобразуются на синапсе в химическое сообщение — коктейль ионов — который дальше инициирует электрический сигнал в соседней клетке. В некотором смысле можно сравнить синапс с интерфейсом передачи данных Интерфейсы детерминированы, у них есть спека, контракт взаимодействия.
У синапса же — поэзия. Крошечный зазор, пустота, через которую проходит нервная информация — поле непредсказуемости. Если синапс входит в часто используемую цепочку, он увеличивается в объёме, становится проницаемым. Это суперспособность типа кэширования, только у синапсов она называется потенциацией. Снижение эффективности синапса тоже бывает, его называют депрессией. Она чрезвычайно важна и полезна, например, когда сеть подавляет синапсы, задействованные в решениях с ошибочным результатом.
Благодаря синаптической депрессии мы умеем делать выводы, анализировать и учиться. Мы не просто носим в голове физико-математические комплексы принятия решений. Наши решения — метапродукты более ранних решений, потому что мозг ни секунды не тормозит в трансформации. Мозг — не комплекс проложенных кабелей, которые выключаются со временем: нейронные связи распадаются и образуются на протяжении всей жизни. Так что нет объективных причин списывать себя со счетов когда бы то ни было, друзья, ригидность мозга — несостоятельный миф. Парадокс разрушения Трансформироваться и искать новые пути — это тезис самоформирования мозга, гарант подвижности, живучести и жизнеспособности.
При современном темпе изменений мы вынужденно учимся быстро запускать модификации. Но почему мне всё ещё когнитивно трудно, я раздражаюсь и отрицаю, даже когда я хорошо понимаю нюансы? Здесь важно не запутаться в синонимах. Пластичность не равна гибкости. Потому что пластичность — это не только приспособляемость и подвижность, но и непокорность, взрывоопасность. Пластичность, как я коротко упомянула выше, вмещает в себя и обретение формы, и уничтожение формы.
Это то самое раздражение, которое я испытываю, когда всё идёт не по плану. Вот откуда этот когнитивный дискомфорт. Таково первородное противоречие всякого лекала: придавать и принимать форму — значит расщеплять, удерживая в равновесии постоянство и случайности, новинки и инаковости, ранее неизвестное и хорошо знакомое. Пластичность-балансировщик соизмеряет, сколько новаторства впитать и сколько традиции оставить. Мы недаром сопротивляемся изменениям, пластичность «взрывает» нас изнутри. Маленькая ремарка: уничтожение — не буквальная коннотация взрыва, здесь я имею в виду всплески энергии, ярости, продуктивности, вдохновение, озарения, оставляющие послевкусие победы и удовлетворённости.
Как системы без ошибок не способны развиваться, так и мы, будучи абсолютно гибкими, как пророчит современность, как дышит за шиворот старый добрый Agile, не прогрессировали бы, замкнувшись в собственном совершенстве. А что с того, что мне понятно? И вот, написав столько текста, анализа и рассуждений, что я хотела бы сказать под финал? Я бы хотела сейчас вывалить уверенную аргументацию применимости эмоционального интеллекта и методичку по его развитию, но, увы! У меня есть только понимание её потенциального существования и отчётливое знание, что создавать её каждый должен под себя, исходя из собственных потребностей.
Как подружиться с эмоциями и что не так с эмоциональным интеллектом | Виктория Шиманская
Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. У людей эмоциональный интеллект обычно изучают как индивидуальную особенность. И одновременно эмоциональный интеллект чаще всего воспринимается именно в контексте карьеры и достижения успеха. Человек с высоким эмоциональным интеллектом поймает эмоцию на этапе её зарождения и сможет её проконтролировать, направить куда-то.
Эксперт рассказала о важности эмоционального интеллекта для достижения профессионального успеха
Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории, приведенные в таблице 1. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. И одновременно эмоциональный интеллект чаще всего воспринимается именно в контексте карьеры и достижения успеха. Развитый эмоциональный интеллект, как подчеркнула Радина, необходим в стрессовых ситуациях. 1. Эмоциональный интеллект позволяет вам быть спокойнее, а значит сохранять ясность ума и концентрацию. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.
Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. Эмоциональный интеллект помогает сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, стратегически мыслить во время конфликтов и проявлять эмпатию к сотрудникам. Тест эмоционального интеллекта, ЭмИн. Психологический тест онлайн. Начало прохождения теста. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Развитый эмоциональный интеллект, как подчеркнула Радина, необходим в стрессовых ситуациях.
Эмоциональный интеллект: модное веяние или то, что, действительно, определяет нашу жизнь?
Он показал, что благополучие, самоконтроль и эмоциональность с годами снизились. Движущей силой рынка является повышение осведомленности организаций о преимуществах эмоционального интеллекта. ЭИ сегодня считается ключевым навыком и входит в десятку важных навыков для карьеры. Эмоциональный интеллект является важным фактором, влияющим на многие аспекты жизни. Он определяет, насколько люди успешны в отношениях, карьере и других сферах. Статистические данные ясно показывают нам, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, более успешны и добиваются лучших результатов.
Могут шутить, когда другим плохо, или сказать, что их грусть — это ерунда. При этом они искренне удивляются, что люди злятся на них и не хотят иметь с ними отношений. Они не говорят напрямую о своих эмоциях и считают, что другие должны догадываться об их состоянии. Они обвиняют других в своих проблемах. Когда что-то идет не так, их первая реакция — найти кого-то или что-то еще виноватым.
Люди с низким EQ плохо понимают, как их эмоции могут привести к проблемам. Их частые отговорки — «у меня не было другого выбора» или «они сами виноваты». Неумение распознавать свои эмоции называется алекситимией. Человеку с алекситимией сложно понять, что чувствует он сам и другие люди. Но также неспособность распознавать эмоции проявляется у людей с расстройствами аутистического спектра.
А вот люди с биполярным, антисоциальным и пограничным расстройствами личности, а также люди в клинической депрессии могут вполне осознавать и понимать эмоции, но не умеют с ними обращаться. Из чего состоит эмоциональный интеллект Дэниел Гоулман выделял пять элементов эмоционального интеллекта: Дэниел Гоулман выделял пять элементов эмоционального интеллекта: Распознавать и понимать свои эмоции, мысли и стремления Гоулман называет эту способность самосознанием. Оно позволяет нам четко понимать, что мы сейчас ощущаем и почему возникла эта эмоция. Самосознание помогает не просто распознавать, что происходит с человеком прямо сейчас, но также понимать, что с ним может происходить в определенных ситуациях, и моделировать свое поведение.
Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
Подумайте, почему человек так говорит, какие эмоции чувствует, почему реагирует конкретным образом. Займите позицию наблюдателя и представьте, что видите ваш диалог со стороны. Какие эмоции вы при этом испытываете? Меняется ли восприятие? Вы довольны, как общаетесь с человеком?
Книги по развитию эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман. Почему он может значить больше, чем IQ». Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». Сью Джонсон. Джастин Барисо. Эмоциональный интеллект на практике». Сьюзан Дэвид. Лиза Фельдман Барретт.
Ларри Сенн. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями». Пол Экман.
Иллюстрации
- Как эмоциональный интеллект поможет найти работу?
- Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте - Новости
- Эмоциональный интеллект с Анной Сечкиной
- Семинар-практикум на тему: «Эмоциональный интеллект: что это, зачем он нужен и как его развивать?»
- Что такое эмоциональный интеллект
- Как развить эмоциональный интеллект // Нам надо поговорить с Леонидом Кролем - YouTube
Навигация по записям
- 5 весомых причин развивать эмоциональный интеллект | Блог РСВ
- Как развить эмоциональный интеллект // Нам надо поговорить с Леонидом Кролем - YouTube
- Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
- Юлия Кондратьева
- 10 причин развивать эмоциональны интеллект на работе | Пикабу
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Этот пример иллюстрирует, как эмоциональный интеллект может помочь нам лучше понять других людей и самих себя, даже в самых неожиданных обстоятельствах. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Эмоциональный интеллект защищает нас от злонамеренности, глупости и манипуляции, поскольку помогает быстро заметить это и остановить такое негативное влияние.