Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. Картина "Даная" Рембрандта была написана в период, когда художник находился на пике своей творческой карьеры.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Каждая деталь этой картины и каждый мазок кисти удивляют своей мастерством и талантом художника. Картина Рембрандта привлекает внимание своей глубиной и эмоциональностью, заставляя зрителя задуматься над ее смыслом и пережить эмоции, которые передаются через изображение.
Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна "Даная" написана в 1636 г. Рембрандт изобразил лежащую на постели молодую обнаженную женщину, фигура которой окутана потоком золотистого света, льющегося сквозь отдернутый полог. Размеры полотна - 185x202,5 см. Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх скончалась в 1642 г. После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг.
Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. По мнению ряда искусствоведов, живописец придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. Установлено также, что в первоначальном варианте полотна был изображен льющийся сверху золотой дождь, который в окончательном варианте художник заменил на золотистый свет. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда.
Оригинал, копия, подделка... Томас Несколько лет назад в экспозиции Государственного Эрмитажа появилась небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет — «Поклонение волхвов». Поступившая в Эрмитаж в 1923 году картина, несмотря на имеющуюся в нижней части холста подпись художника и дату «1632 год», считалась копией с оригинала, хранящегося в Гетеборгском художественном музее, и находилась в запаснике, пока наконец в 1966 году искусствовед Эрмитажа Ирина Владимировна Линник установила, что это не копия, а оригинал, принадлежащий кисти Рембрандта. Рентгенографическое исследование показало, что под верхним красочным слоем видны следы творческого поиска автора — первоначальные варианты композиционного построения сюжета, существенные изменения в расположении фигур. Сомнений не оставалось: в фондах Эрмитажа хранится подлинник. Гетеборгский же экземпляр, кстати, не имеющий подписи автора, оказался лишь копией, выполненной, по всей вероятности, последователем Рембрандта Саломоном Коником. Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. На первом снимке портрет таков, каким его видят посетители картинной галереи Морицбург Галле. Второй снимок сделан в инфракрасных лучах. Из теории волновых явлений известно: чем больше длина волны излучения, тем слабее оно поглощается, тем глубже проникает в среду. В полном согласии с этой закономерностью инфракрасные лучи проникают в глубь красочного слоя и позволяют разглядеть потемневшую от времени живопись и даже подметить повреждения основы, судить о ранних вариантах картины, на снимке видна трещина в доске: заметен беспорядочный рисунок волос — это характерно для эскизов Рубенса. Но гораздо интереснее отметить другое: уж очень неаристократичной вышла поначалу на картине физиономия монарха! Сравните снимок с окончательно «отредактированным полотном — художнику пришлось заняться украшательством. Ультрафиолетовые лучи, не столь проницательные, как инфракрасные, показывают поверхностные красочные слои и лаковое покрытие. По третьему снимку, сделанному в ультрафиолете, можно судить, как был наложен слой лака, какова его толщина в различных участках. Слабые повреждения лака выглядят как светлые точки и полосы. Небольшие подмалевки заметны на носу и лбу. Поглощая ультрафиолетовые лучи, некоторые вещества возвращают полученную энергию в виде излучения с иной, обычно большей длиной волны — флуоресцируют. В лучах флуоресценции сделан четвертый снимок. Толстый слой старого лака светится так сильно, что сквозь него не видно изображения. С помощью флуоресценции можно выявить позднейшие записи, реставрационные тонировки, фальшивые подписи, можно судить о возрасте лака — свежие лаки прозрачны для ультрафиолета и не флуоресцируют. Однако тут надо быть начеку, так как картина может быть покрыта специальным флуоресцирующим лаком, который легко принять за старый. Пятый снимок — рентгенограмма. На нем хорошо видна структура деревянной доски и красочного слоя; видно, что блики усилены белилами по сравнению с первым вариантом.
Также одними из самых известных его картин являются «Ночной дозор» 1462 , «Даная» 1636 - 1643 , «Возвращение блудного сына» 1669 , «Автопортрет с двумя кругами» 1667. Вместе с тем обнаружение «новых картин» всем известных художников нередко связано с подделкой. В апреле 2021 года сообщалось, что самая дорогая картина в мире «Спаситель мира» кисти Леонардо да Винчи может быть подделкой.
Даная (картина Рембрандта)
Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная». Во время прохождения лечения на родине Бронюс Майгис вдруг стал говорить, что картина Рембрандта оскорбляла его чувства: Даная была обнажена, что по словам литовца, является развратом. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа. 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная». Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю.
Описание картины:
- Рассылка новостей
- Красавица Даная в живописи
- Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
- Образ Данаи
- Рембрандт ван Рейн «Даная» | Капля света
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
Однако сам Бронюс Майгис не собирался молчать. От него посыпались заявления о политической подоплеке его действий. Мол, 15 июня 1940 года московские власти ввели на территорию Литвы войска, что его очень возмущает. Но после опомнился, ведь эти заявления были явной антисоветчиной. Его лечили в ленинградской психиатрической больнице, но так вечно продолжаться не могло, говорит профессор криминалистики Николай Егоров. Его признали невменяемым. А кто бывал в местах, где лечат принудительно, знает, что это самое настоящее наказание. Майгиса наверняка поместили в спецотделение для агрессивных. Лечение там достаточно болезненное». Во время прохождения лечения на родине Бронюс Майгис вдруг стал говорить, что картина Рембрандта оскорбляла его чувства: Даная была обнажена, что по словам литовца, является развратом.
История Солнечным летним днем 15 июня 1985 года неприметный мужчина средних лет зашел в зал Рембрандта Харменса ван Рейна в Эрмитаже. Он спросил у работниц музея, какая картина в зале самая ценная. Они указали ему на картину «Даная». Посетитель подошёл к «Данае» вплотную и пронзил ножом её пах, насквозь прорезав холст и оставив в нём дыру размером более десяти сантиметров. Потом ещё один удар, а за ним второе нападение. Вандал выплеснул флакон серной кислоты на лицо, грудь и ноги Данаи. Нападавшего Брюнуса Майгияса точно нельзя было назвать ценителем искусства. Он служил в армии, работал на шахте, потом на заводе радиотехники. Там, по уверению Майгиса, он испортил зрение. Потом оставил работу, требовал пенсию и жил в кладовке у знакомых. И тут одна важная деталь: соседкой вандала была репродукция его будущей жертвы. На допросах Майгис уверял, что ненавидит женщин, а на «Данаю» напал, чтобы остановить разврат. Направление ударов действительно свидетельствует о сексуальном подтексте действий. Больше всего пострадали пах и живот модели. Были утрачены важные детали: нижний край покрывала, окутывавший ноги Данаи, значительная часть кораллового браслета на левом запястье, связка ключей, которую держала в руках служанка и, самое главное, золотистый свет, струившийся на тело женщины, сообщавший ему мягкий приглушенный блеск и, словно овладевающий им. Неприкрытый эротизм «Данаи» и раньше играл с ней злую шутку. Картину преподнесли в дар Екатерине Великой. Императрица славилась своими любовными похождениями, поэтому неудивительно, что полотно пришлось ей по вкусу. А вот последующие правители Павел Первый и Николай Первый придерживались других взглядов. Они перемещали картину все дальше и дальше от взглядов людей. Известный французский критик Луи Виардо в середине XIX века, увидев «Данаю», сказал про неё: «Мерзкий сюжет, исполненный с неподражаемым мастерством» Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Попробуем ответить на этот вопрос, но вначале обратимся к мифологии. История «Данаи» заимствована Рембрандтом из мифологии Древней Греции. Смысл истории прост — от судьбы не уйти.
Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа. Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать? Рембрандт «Даная», фрагмент плачущего Амура Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския. На многих его картинах того периода картина по первоначальным данным была написана в 1636 году моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены. История номер 1 Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины. В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка находившаяся тогда по центру , смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз это знак прощания. И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками.
Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель. Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове Возвращение блудного сына История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына. Урок анатомии доктора Тульпа Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям.
"Даная" Рембрандта
Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис? Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Почему он выбрал именно эту картину?
Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? У нее нет цены. Это — мировой шедевр! Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет. Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье… Обо всем этом Майгис не имел представления.
Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Ненастоящий художник? Рембрандт был не в состоянии удачно нарисовать лошадь Подробнее Без сожаления Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.
Алина Алексеева-Маркезин «Даная» Рембрандта, 1636—1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Это - одна из наиболее совершенных и наиболее загадочных картин художника. Самая прекрасная «одалиска» Рембрандта, изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству Рембрандта Уже более ста лет искусствоведы многих стран ведут дискуссию о нюансах ее трактовки. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства. Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным.
Разгромные рецензии на мировые шедевры Подробнее Куда исчез золотой дождь? Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество. Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.
"Даная" Рембрандта
Говорят, что Рембрандт не стремился к изображению идеально прекрасного тела, как другие художники, и что внешность его модели далека от совершенной красоты. Но такова эстетика Ренессанса в Голландии, какой она была и у Шекспира. Женственность в ее зрелости, естественность ее движений и чувств, исполненных любви и грации, выделяют молодую особу как исключительный образ, достойный любви и восхищения Юпитера и самого Рембрандта. Возможно, первоначально картина была более интимна и даже романтична как настоящий портрет молодой жены художника; спустя годы, с возросшим мастерством Рембрандт не просто изменил черты Саскии под Гертье Диркс, а создал классическое произведение искусства, непревзойденный шедевр ренессансного гения. Источник: интернет.
Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские — лишь 11. Среди волн Айвазовскому в пору создания этой картины шёл восемьдесят второй год.
Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки. Это полотно стало как бы «второй серией» величественного образа, запечатлённого художником в «Чёрном море». Там - начинается буря; здесь — она уже разразилась.
Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде.
Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис? Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю.
Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? У нее нет цены. Это — мировой шедевр! Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет.
Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов.
Фрагмент Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви — в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену — Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным.
Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала.
Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами.
Искусство и мифология: разгадываем тайны картины "Даная" Рембрандта
В тот субботний день он дежурил по управлению, когда поступило сообщение о том, что в выставочном зале Эрмитажа приезжий из Прибалтики облил кислотой и порезал ножом картину Рембрандта "Даная". Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. На картине Рембрандта в роли образа Данаи выступает его жена Саския ван Эйленбюрх. 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Рембрандт рисует свою любимую жену Саскию — пленительный образ его фантазий, мечтаний, счастливейших воспоминаний. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Картины Рембрандта в Эрмитаже
«Даная» — это картина голландского художника Рембрандта, впервые написанная в 1636 году, однако позже не раз подвергавшаяся существенной переработке. Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя Акрисия Данае, матери героя Персея.
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа. Рембрандт ван Рейн, «Даная», 1636-1647 гг. Так картина выглядела до нападения. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным. Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность. Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей.
Второе — это незащищенность, уязвимость, смущение и желание. Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы».
Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад.
По горячим следам Спасать «Данаю» начали сразу же после задержания преступника. Это была первая в стране порча картины серной кислотой, и у реставраторов не было алгоритма действий. Однако было очевидно, что первым делом нужно остановить химическую реакцию, поэтому картину начали промывать водой.
На следующий день в Эрмитаже провели совещание, на котором картину изучили искусствоведы и реставраторы, художники музея и сотрудники художественных факультетов МГУ. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института и директор Института химии силикатов им. Гребенщикова академик Михаил Шульц. Его помощь в реставрации «Данаи» ценна тем, что он был не только талантливым химиком, но и художником. Таким образом, он знал о и технике масляной живописи, и о химических процессах, сопровождающих её. Картина после нападения. На бедре и животе Данаи видны порезы. Больше всего пострадало изображение Данаи, что характерно для повреждённых картин с обнажёнными женщинами. Стекающая кислота оставила на полотне безобразные потёки, заполняющиеся разъеденной краской. Центр картины представлял собой смесь бурых рельефных пятен, брызг и вертикальных натёков.
Такая бурная химическая реакция связана с тем, что кислота, разрушив слой лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. За счёт этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Усугубляли ситуацию два глубоких пореза, один из которых достигал 12 см. Ущерб оценили в 200 тыс. Сначала партийные работники пытались скрыть информацию от СМИ особенно зарубежных , но когда стало ясно, что это невозможно, то они заверили общественность, что ситуация под контролем и реставрация завершится за год. Специалисты такого оптимизма не разделяли, и дальнейшие события подтвердили их правоту: одно удаление с фигуры Данаи потёков кислоты, смешавшейся с краской, заняло несколько лет! И только после этого стало возможным оценить перспективы восстановления картины. Но до этого нужно было сделать важные шаги по сохранению самого полотна. Первым делом нужно было укрепить краску на холсте. Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его.
Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта. Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту. Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г. Холст, прорезанный ножом, продублировали. В этом плане «Данае» повезло: мощное деревянное крепление минимизировало удары ножа, не позволив преступнику изрезать полотно. После этого была проведена большая работа по реставрации лака: где-то его слои сняли, где-то выровняли. Это позволило лучше изучить палитру Рембрандта, что также помогло реставраторам. К концу 1985 г. Следующие полтора года реставраторы под микроскопом удаляли следы кислотной реакции.
Последний шаг заключался в восстановлении самой живописи.
Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна "Даная" написана в 1636 г. Рембрандт изобразил лежащую на постели молодую обнаженную женщину, фигура которой окутана потоком золотистого света, льющегося сквозь отдернутый полог. Размеры полотна - 185x202,5 см. Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх скончалась в 1642 г. После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини.
По мнению ряда искусствоведов, живописец придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. Установлено также, что в первоначальном варианте полотна был изображен льющийся сверху золотой дождь, который в окончательном варианте художник заменил на золотистый свет. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда.
Хроника 1913-2009 Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Долой кровь! В феврале 1914 г.
За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи. Чаще всего покушаются на творения Рембрандта. Великий голландец как будто притягивает людей с неуравновешенной психикой. Особенно их привлекает рембрандтовский шедевр "Ночной дозор", написанный в 1642 г. Виновник был арестован. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи.
В 1990 г. В 1977 г. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г. В декабре 1956 г. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" — едва заметная отметина.
Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину. В 1987 г.
Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III".
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Картина Даная Рембрандта В Эрмитаже | «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя Акрисия Данае, матери героя Персея. |
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта | Blog Fiesta | 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. |
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Многоликая Даная | На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки. |
Красавица Даная в живописи | Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
Картина Даная Рембрандта В Эрмитаже | Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ | Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво. |
Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | Клиника Эксперт | Рембрандт ван Рейн, «Даная», 1636-1647 гг. Так картина выглядела до нападения. |
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
Во время прохождения лечения на родине Бронюс Майгис вдруг стал говорить, что картина Рембрандта оскорбляла его чувства: Даная была обнажена, что по словам литовца, является развратом. Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.