Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Дистанционное электронное голосование — это онлайн-голосование без бумажного бюллетеня.
Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Электронное голосование позволяет гражданам участвовать в выборах из любой точки мира, в которой есть доступ к интернету. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) стало одним из самых спорных эпизодов прошедших выборов в Думу. Прием заявлений для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) и голосовании на выборах Президента РФ в марте 2024 года через механизм «Мобильный избиратель» завершится в понедельник, 11 марта. Прошедшая избирательная кампания показала, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ), как правило, дает преимущество «Единой России» (ЕР) по спискам, но играет против ее кандидатов персонально.
Эксперты ожидают расширение электронного голосования на выборах в России
Ранее председатель Памфилова заявляла, что дистанционное электронное голосование может быть применено в 20-25 регионах РФ в ходе выборов 2023 года. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) –является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале. Стартовали выборы мэра, губернатора и депутатов: рассказываем, как проголосовать дистанционно. Собрали инструкцию по электронному голосованию в удобных карточках. Центризбирком опубликовал список из 24 регионов, где на выборах 2023 года (пройдут 10 сентября) будет работать дистанционное электронное голосование (ДЭГ).
Электронное голосование пройдёт на выборах в сентябре в 24 регионах РФ
Ещё 160 000 планируют участвовать в процедуре по месту нахождения через механизм «Мобильный избиратель» [50]. Первый — это очное присутствие в помещении территориальной избирательной комиссии ДЭГ. Второй уровень — наблюдение на специальном портале в интернете, к которому будет доступ у политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, их региональных отделений, доверенных лиц кандидатов и общественных палат субъектов. Третий уровень доступен любому желающему в интернете — пользователь сможет запросить на портале ДЭГ данные об избирателях, получивших бюллетени в разрезе избирательных участков, а также о числе проголосовавших избирателей, а после расшифровки голосов и о результатах ДЭГ [53]. Самыми активными регионами по подаче заявлений являются Московская, Ростовская и Свердловская области, Алтайский край и Чувашская Республика [54].
В Москве в тестировании системы дистанционного электронного голосования приняли участие свыше 715 тысяч человек [56]. Избирателям, принимающим участие в тестировании, предстоит сделать выбор между четырьмя кандидатами по фамилии Кандидатов [57]. Общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве и территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования по итогам тестового электронного голосования пришли к выводу, что обе платформы выдержали нагрузку и готовы к голосованию [61]. Минцифры сообщило, что порядка 4,9 млн человек из 28 регионов, где применяется ДЭГ, подали заявления, чтобы проголосовать дистанционно в электронном виде, 3,7 млн человек — с помощью сервиса «Мобильный избиратель», а 23,5 тыс.
Олег Артамонов сообщил, что система дистанционного электронного голосования полностью готова к процедуре наблюдения за президентскими выборами и начнет свою работу 14 марта в 23:00 по московскому времени [66]. Минцифры сообщило, что в первый день голосования проголосовало более 3 млн россиян, зарегистрированных на платформе дистанционного электронного голосования [68].
У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить. Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов.
Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно. Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами».
И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным. Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем.
У нас с этим очень плохо. В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи. Мы вынуждены сделки с банком подписывать эсэмэской, что очень небезопасно в ряде случаев. Во-первых, голосование должно быть организовано независимой комиссией. Второе: избиратель голосует лично, в его личности вы убеждаетесь с помощью паспорта, а эти документы массово подделать сложно.
Активное избирательное право проверяется по прописке, то есть даже если вас нет в списках, при её наличии вы всё равно сможете проголосовать. Сохраняется тайна голосования. Эстонская система электронного голосования позволяет всё это реализовывать. А в чём проблема нашей системы? Кто убеждается в том, что избиратели голосуют лично? Портал мэрии Москвы или портал Госуслуг.
Электронная комиссия, в которую входят и представители КПРФ, просто сидит рядом и смотрит, как чьи-то фамилии раскрашиваются зелёным цветом. То есть комиссия не убеждается в том, что избиратели голосуют лично. Кто включён в список избирателей, комиссия не могла убедиться — как раз из-за того, что она не видит прописку. Основная проблема в том, что в списке избирателей под электронное голосование могло появиться какое-то количество людей, которые вообще не являются избирателями. Подсчёт голосов тоже не является прозрачным для избирательной комиссии. Отдельная история — это нарушение тайны голосования.
В интернете вы оставляете следы — IP-адрес, тип устройства и всё остальное. Даже если вы голосуете с телефона, про вас будет передано очень много информации. Какой зашифрованный голос, с какого устройства, был получен на финальном этапе голосования и с какого устройства происходила авторизация на Mos. Собственно, в эстонской системе комиссия, которая знает, как вы голосовали, не знает, откуда вы голосовали. Условно говоря, там с применением криптографических технологий ваш голос упакован в «конверт», который подписан вашим именем, а потом в какой-то момент зашифрованные голоса достаются из «конвертов», которые уничтожаются, голоса перемешиваются и считаются отдельно. А в Германии, к примеру, оно запрещено Конституционным судом… - Да, там решили, что пока все не поймут, как работает этот «чёрный ящик», это внедрять нельзя.
Они не запретили, а отложили на будущее. Это логично. К примеру, 200 лет назад далеко не все умели читать и писать. А сейчас каждый может прочитать, что написано в бюллетене. Может быть, когда-нибудь все будут хорошо понимать, как работает IT-инфраструктура, и тогда электронное голосование реализуют и в Германии. Например, что у нас будет переголосование — якобы для защиты от административного давления.
На вопрос: «а как вы гарантируете, что вы сами не переголосуете за избирателя», нам обещали представить математическое доказательство корректности выбора последнего голоса. Нам его, естественно, не предоставили. За день до голосования правительство Москвы приняло постановление о дистанционном электронном голосовании. Причём оно даже не опубликовано на сайте правительства, его нашли только в бумажных вестниках. И про московскую систему у нас больше ничего официального нет.
После этого вы попадете в реестр электронных избирателей. Это аналог бумажных списков на избирательных участках.
Все изменения в нем фиксируются и проверяются. Если же у членов комиссии возникают сомнения в корректности списка, они связываются с избирателем и уточняют необходимую информацию. Тайна голосования В списках персональные данные есть, а в бюллетенях они отсутствуют. Голосуя с помощью бумажного бюллетеня, избиратель идет в кабинку, чтобы сделать свой выбор, а потом опускает бюллетень в урну, где он смешивается с другими. В электронном хранилище смешиваются не только голоса, но и прочие данные например о том, что избиратель получил бюллетень. Электронный бюллетень существует только на экране пользователя.
С 15 по 17 марта 2024 года в России пройдут выборы президента. Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. Жители труднодоступных регионов начнут голосование досрочно — с 25 февраля по 14 марта. Списки таких мест формируют региональные власти, обычно туда входят поселения Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Те, кто проживает за границей, тоже голосуют с 1 по 14 марта, для них в Тинькофф Журнале есть отдельная инструкция. ДЭГ доступно жителям 29 регионов. Остальным придется по-прежнему идти на избирательный участок и ставить галочку в бумажном бюллетене. Расскажем, кому и как можно проголосовать дистанционно и что надо сделать уже сейчас, чтобы в нужный день все работало. Рассылка с разбором новых законов Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Временная регистрация не подойдет. В день голосования избиратели могут находиться где угодно в России, не обязательно в субъекте прописки. Вдобавок к регистрации по месту жительства в нужном регионе гражданин должен быть совершеннолетним или стать им не позднее дня выборов — 17 марта 2024 года. А еще — выполнить ряд условий. О них расскажем дальше.
Сделать это быстрее всего через некоторые банки , например Тинькофф Банк.
Как проголосовать онлайн
Posted 22 мая 2023,, 11:44 Published 22 мая 2023,, 11:44 Modified 22 мая 2023,, 11:46 Updated 22 мая 2023,, 11:46 В России запустили электронное предварительное голосование на выборах 22 мая 2023, 11:44 В России запустили электронное предварительное голосование на выборах «Единая Россия» запустила электронное предварительное голосование-2023, говорится на сайте партии. Оно начнется с 22 мая в полночь по московскому времени и продлится до 28 числа в регионах, где в этом году планируются выборы. Ключ шифрования блокчейна предварительного голосования разделили на четыре части 21 мая. Это было сделано с целью обеспечить безопасность процесса и сохранить конфиденциальность голосования. Известно, что специальные сейф-пакеты будут использоваться для хранения частей ключа. По завершении голосования, их объединят, после чего начнется процедура подсчета голосов. Все заинтересованные лица смогут проверить правильность подсчета. Кроме того, на предварительном голосовании наблюдается очень высокая конкуренция между кандидатами.
Дистанционный способ волеизъявления — это действительно удобный формат, доступный тем, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги». В 2021 году регион стал вторым в России по количеству проголосовавших дистанционно на выборах в Госдуму. Количество учетных записей т. Таким образом, у значительного числа избирателей есть возможность выбора: голосовать очно или в формате ДЭГ. Это делает участие в выборах более удобным, что потенциально увеличивает количество граждан, которые примут участие в выборах в 2023 году.
Значимым преимуществом ДЭГ является возможность для гражданина проголосовать в любом месте, где бы он ни находился дома, в больнице , что потенциально в перспективе сделает выездной формат голосования не нужным. А именно с выездным голосованием часто возникает наибольшее количество споров и претензий у наблюдателей, кандидатов, представителей политических партий. Одновременно результаты ДЭГ становятся известны примерно через час после проведения процедуры объединения цифрового ключа для расшифровки голосов. Подсчет результатов голосования на участках преимущественно проводится членами избирательных комиссий, он более трудоемкий и затратный по времени. Если граждане не участвовали в выборах ранее, то, скорее всего, нововведение ничего не изменит.
Кроме того, среди желающих проголосовать дистанционно могут появиться те, у кого нет соответствующих электронных устройств, учетной записи на портале «Госуслуги» или доступа в Интернет. В первую очередь здесь речь идет об упомянутой категории граждан — работников вахтовым методом. Чаще всего их условия труда не позволяют иметь постоянный доступ к глобальной сети. Таким образом, введение ДЭГ не сможет существенно повысить явку избирателей или сделать голосование более удобным для всех. Однако у такого способа волеизъявления есть очевидный недостаток — отсутствие прозрачности процедуры.
Во-первых, электронное голосование не предполагает наблюдателей. Во-вторых, системы сайта могут быть подвержены компьютерным атакам. В-третьих, при большом количестве одновременных запросов работа сайта может замедлиться или вовсе остановиться. В итоге результаты выборов подвергаются огромному риску фальсификаций и утечек, что является очевидным препятствием для введения электронного голосования в качестве альтернативной или же основной формы волеизъявления граждан.
Ведь не зря же ходят люди на митинги, на массовые мероприятия. Однако дистанционное голосование в данный момент допустимо, и, скорее всего, это не самый худший случай. Другое дело, что тут необходимо технически держать контроль. Так что весь этот вопрос — пакетный, где есть несколько оттенков. Для того, чтобы пойти на избирательный участок, людям действительно надо сделать над собой усилие.
Представьте, что на улице непогода, а вам надо кусок мыла купить, и люди думают, что делать. А тут не просто надо мыло купить. Поэтому убедить людей сходить на избирательный участок — достаточно сложная задача. Надо, чтобы человек созрел для такого волеизъявления. И вообще — личная явка говорит о человеке, что он все-таки проявил характер. Что касается электронного голосования, то сегодня много таких функций, которые вообще можно выполнять, не выходя из дома. Можно на диванах сражаться на фронтах, можно на диване решать какие-то другие задачи или общаться через цифровые гаджеты. Здесь есть свои плюсы, связанные с расширением участия людей — подтягивается молодежь, которая хорошо разбирается в цифровых технологиях. Но, с другой стороны, есть определенный минус.
Он в том, что есть возможность манипуляции общественным мнением. Ну, и то, что люди отвыкают общаться непосредственным образом. Повлияет ли такая форма выборов на явку? Думаю, что на реальную явку не повлияет. Те, кто на выборы не ходил, тот и в компьютер не пойдет.
То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах! Система ДЭГ не застрахована от иностранного вмешательства. Применение созданных за рубежом электронных устройств не даёт гарантий от вмешательства враждебных стран в избирательный процесс. Любая ГИС государственная информационная система после изменения её компонентов должна проходить сертификацию и аттестацию заново. Власть не предоставила убедительной информации и касательно соответствия используемых систем требованиям безопасности персональных данных граждан и защиты от взлома и хакерских атак. Электронное голосование тотально подрывает доверие граждан к самому институту выборов в стране в целом и её столице — Москве. Неприемлемы попытки свести к нулю голосование бумажными бюллетенями. Сокращение числа избирательных участков в Москве и максимальное продвижение терминалов электронного голосования ТЭГ — ещё одна афера мэрии. ТЭГи не прошли никакой нормальной проверки. Доверять этой технике нет никаких оснований. Фактически система ДЭГ стала очевидным инструментом узурпации власти, способом воспроизводства диктатуры буржуазии. Организаторы и воплотители этой системы присвоили себе право на произвол, прикрываясь лживой, декларативной заботой об удобстве избирателей.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
В мае 2004 года Отдел Правительственного Учёта США опубликовал отчёт под названием «Преимущества и текущие задачи электронного голосования», в котором были проанализированы преимущества и проблемы электронного голосования. Второй отчёт под названием «Работы по улучшению безопасности и надёжности систем электронного голосования», опубликованный в сентябре 2005г, описывал некоторые проблемы электронного голосования и предстоящие улучшения. В отчете было показано, что системы электронного голосования становятся всё более сложными, включающими в себя программное обеспечение, поэтому возможны различные виды нарушений. Также говорилось, что поскольку избиратели не могут как-либо подтвердить свой голос, то таким системам нельзя доверять. С другой стороны, некоторые ИТ-специалисты говорят, что нельзя доверять любой программе, автором которой ты не являешься. Критики электронного голосования, в том числе и Брюс Шнайер , отмечают, что «устройства электронного голосования должны быть оборудованы системой, с помощью которой избиратель мог подтвердить свой выбор на бумаге… ПО должно быть открыть для всеобщего исследования», чтобы убедиться в корректности работы. Бумажное подтверждение необходимо из-за того, что компьютеры могут сбоить, и устройства для голосования могут быть подвержены уязвимостям.
Электронные бюллетени Системы электронного голосования могут использовать электронные бюллетени для хранения голосов в памяти компьютера. При этом отпадает необходимость затрат на печать бюллетеней. При проведении выборов, в которых бюллетени должны быть на нескольких языках, электронная система может быть настроена на использование многоязычных бюллетеней на одном и том же устройстве. Такая возможность является уникальной для электронных голосований. Нет нужды рассчитывать, сколько бюллетеней на каждом языке необходимо поставить в каждый избирательный пункт. Критики же говорят, что проблему распределения бюллетеней на разных языках по избирательным участкам можно решить путём печати бюллетеней прямо на месте.
Также они утверждают, что проверка качества ПО, аппаратного обеспечения, проверка качества установки и настройки систем являются сложными и дорогостоящими, и нет гарантии, что электронные бюллетени будут менее дорогостоящими, чем печать бумажных бюллетеней. Доступность Системы электронного голосования вполне доступны людям с ограниченными возможностями. Системы, использующие перфокарты, и системы сканирования недоступны людям с недостатками зрения. Кнопочные системы могут вызывать трудности для людей, ограниченных в движениях. Электронные же системы могут использовать наушники, педали, джойстики и другие приспособления для обеспечения доступности. Некоторые организации подвергают критике доступность электронных систем и предлагают альтернативу.
Некоторые недееспособные избиратели например слепые могут использовать тактильные системы, специальным образом помечающие места, в которых нужно поставить отметку. Но в то же время люди с ограниченными двигательными функциями подобные системы использовать не в состоянии. Криптографическая защита Системы электронного голосования позволяют избирателям подтвердить свои голоса с помощью математических вычислений.
А суд сказал, по существу, примерно следующее: какое электронное голосование, какой блокчейн, ничего этого не было.
Есть бюллетени, есть протокол комиссии, и ваши претензии не обоснованы. А то, что вы не имели возможности контролировать личность голосующих, правильность формирования списка и так далее, это ваше дело. Да, то, что попало внутрь блокчейна, это не меняется. Но, как говорил один из разработчиков первой схемы асимметричного шифрования, «если в блокчейн попал мусор, он там останется навсегда».
Нам говорят, что блокчейн не подделать, но что именно туда попало — мы не контролируем. Одно из требований «протокола двух агентств», то, чем обеспечивается «прозрачность урны» — публикация всех голосов. И вы можете проверить, что там есть ваш голос, что его не выбросили. Но официально этой возможности не дали: мы, мол, не можем вам дать механизма проверки вашего голоса, потому что он не предусмотрен 67-ФЗ.
Но если вы реализуете алгоритм, который этого требует, сделайте это! Или реализуйте другой алгоритм, или откажитесь от электронного голосования до лучших времён. Далее, у нас есть два регулятора безопасности, которые следят за тем, чтобы государственные информационные системы были правильными, чтобы туда не могли проникнуть злоумышленники. Это федеральная служба по техническому и экспортному контролю ФСТЭК , которая следит за тем, чтобы система не содержала незадекларированных возможностей, чтобы она делала ровно то, что написано в документации, и чтобы нельзя было делать в ней что-то другое.
Другой регулятор информационной безопасности — это ФСБ. Там есть отдел, который занимается алгоритмами шифрования. И в государственных информационных системах могут применяться только отечественные алгоритмы шифрования. Соответственно, ФСБ должна выдать некий сертификат, что в данной системе криптография применяется правильно.
Но в нашем случае она ничего не сказала про московскую систему электронного голосования. Потому что она реализована настолько плохо, настолько не соответствует документации, что даже сказать нечего. Применяются алгоритмы шифрования, не разрешённые в Российской Федерации, американские. Но и в Российской Федерации вообще не стандартизирован алгоритм слепой электронной подписи, над ним только работают в соответствующем подразделении ФСБ.
То есть с соблюдением российского законодательства такую систему в принципе нельзя реализовать. Федеральную систему разработали примерно так же, с отсутствием «двух агентств», только более правильно сделали криптографию. Но их описания системы в документах тоже не правдивы. Потому что, например, там говорится, что в системе находится рабочее место рядового члена комиссии, он выполняет какую-то операцию, связанную с включением или исключением из списка.
Но до публикации этого документа Центральная избирательная комиссия поменяла регламент голосования, и эта операция была исключена. Таким образом, мы видим, что они подавали документы регулятору не на ту систему, которую они будут использовать. Теперь непосредственно о результатах выборов. Вы знаете, что есть математик Сергей Шпилькин, который анализирует территориальное распределение голосов с точки зрения статистических аномалий.
Здесь же, при электронном голосовании, так как они выполняли требование опубликовать итоговые голоса, они были опубликованы с меткой времени. Хотя это не было точное время, когда подавался голос, это было специально сделано для обеспечения тайны голосования. Но был сделан анализ распределения по времени голосования за тех или иных кандидатов. И вдруг выяснилось, что начали активно переголосовывать за провластных кандидатов в субботу вечером и с обеда в воскресенье.
Вы можете убедиться, что ваш голос попал в блокчейн, но вы не можете убедиться, что туда не попали другие голоса от вашего имени. И результаты выборов по Москве резко изменились. В других регионах была федеральная система, там не было переголосования. И там электронно голосовал существенно меньший процент.
Возможность проверки в Москве была затруднена, нельзя было посмотреть адрес проголосовавшего, сверить со списками — что в обычном списке человек вычеркнут, а в списке для ДЭГ он присутствует. Когда некоторые статистические моменты выплыли, Венедиктов организовал «группу сверки», чтобы айтишники убедились, что всё посчитано верно. Коммунисты мне предложили туда войти. Группа проанализировала некоторые факты и сказала: нам для более подробной проверки нужны данные, которые находятся у ДИТ Москвы, логи серверов, которые у вас гарантированно есть.
Чтобы все вопросы были сняты. Но нет, они в Общественной палате опубликовали 30-страничный отчёт, смысл которого сводился к тому, что мы вообще ничего сказать не можем, нам нужны ещё данные, и мы будем работать дальше. Но Венедиктов использовал его для истерики о том, что «они ничего не нашли». И это было в такой хамской форме, что коммунисты вышли из этой группы.
Я формально не коммунист, поэтому я там остаюсь и продолжаю следить за происходящим ДЭГ. У нас явно не хватает информации. Скажем так, у нас не хватает так много информации, что мы не имеем права говорить, что электронное голосование прошло честно. Потому что поправки Вяткина-Ламейкина, которые внесены, предлагают оставить всё как есть: для федеральных выборов всё решает ЦИК, а для региональных регионы могут разрабатывать свои системы.
Но написано так, что, получается, город Москва имеет право не согласовывать с ЦИКом и проводить выборы как хочет. Мы же предлагаем такие поправки, которые должны быть для честных выборов.
Люди все-таки немного ленятся ходить на избирательные участки, но могут проголосовать в домашних условиях. Тем более что сейчас зацвела интернет-торговля, многие люди и в магазины-то не ходят. Так что это веление времени и большой плюс. Но я понимаю позицию КПРФ, которой надо народ шевелить, чтобы люди приходили на участки, общались и голосовали бы воочию. КПРФ со своей стороны права.
Однозначного ответа нет. Но я смотрю на эту проблему проще. Дистанционное голосование допустимо в сегодняшних условиях. Но, с другой стороны, когда народ дома сидит, общаясь в гаджетах, — пропадает, в хорошем смысле, патриотичность. Ведь не зря же ходят люди на митинги, на массовые мероприятия. Однако дистанционное голосование в данный момент допустимо, и, скорее всего, это не самый худший случай. Другое дело, что тут необходимо технически держать контроль.
Так что весь этот вопрос — пакетный, где есть несколько оттенков. Для того, чтобы пойти на избирательный участок, людям действительно надо сделать над собой усилие. Представьте, что на улице непогода, а вам надо кусок мыла купить, и люди думают, что делать. А тут не просто надо мыло купить. Поэтому убедить людей сходить на избирательный участок — достаточно сложная задача. Надо, чтобы человек созрел для такого волеизъявления. И вообще — личная явка говорит о человеке, что он все-таки проявил характер.
Приводится порядок осуществления этой процедуры. Заседание в ЦИК РФ Фото: Телеграм—канал cikrossii На выборах президента Российской Федерации 2024 года возможно отдать свой голос традиционно на избирательном участке или онлайн ДЭГ в течение периода: с 08:00 часов до 20:00 часов ежедневно 15-17 марта. Для этого на участках будут доступны как бюллетени на бумажном носителе, так и в электронном виде через специальные терминалы. По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения.
Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ. Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени. После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено». Избирателю останется дождаться начала голосования.
Но надо убедиться, что их запись на платформе «Мос-ру» полная. Это можно сделать в разделе «Профиль». Если там написано «У вас полная учетная запись», можно ждать начала голосования.
Если нет — заполните анкету и подтвердите личность через госуслуги, МФЦ или банк. Те, кто подал заявление на участие в ДЭГ и не отозвал его до указанного времени, голосуют дистанционно, на участке бюллетеня для них не будет. С 08:00 15 марта до 19:59 17 марта по местному времени избиратели могут заходить на платформы, чтобы проголосовать.
В день голосования на платформах появится кнопка «Проголосовать». Ее нужно нажать, а затем: Авторизоваться через учетную запись госуслуг и нажать «Перейти к голосованию». Ознакомиться и нажать «Подтвердить» под согласием с условиями ДЭГ.
Подтвердить личность кодом из смс, нажать «Продолжить» и получить электронный бюллетень. Поставить галочку напротив фамилии выбранного кандидата — передумать и поменять галочку невозможно, — нажать «Проголосовать».
О проекте Организационные комитеты Новости ЭПГ-4 Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 — это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов законодательных или представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, включенные в список избирателей, утвержденный решением соответствующего Организационного комитета.
Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании.
С 15 по 17 марта 2024 года в России пройдут выборы президента. Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. Жители труднодоступных регионов начнут голосование досрочно — с 25 февраля по 14 марта. Списки таких мест формируют региональные власти, обычно туда входят поселения Дальнего Востока и Крайнего Севера. Те, кто проживает за границей, тоже голосуют с 1 по 14 марта, для них в Тинькофф Журнале есть отдельная инструкция. ДЭГ доступно жителям 29 регионов. Остальным придется по-прежнему идти на избирательный участок и ставить галочку в бумажном бюллетене. Расскажем, кому и как можно проголосовать дистанционно и что надо сделать уже сейчас, чтобы в нужный день все работало.
Рассылка с разбором новых законов Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Временная регистрация не подойдет. В день голосования избиратели могут находиться где угодно в России, не обязательно в субъекте прописки. Вдобавок к регистрации по месту жительства в нужном регионе гражданин должен быть совершеннолетним или стать им не позднее дня выборов — 17 марта 2024 года. А еще — выполнить ряд условий. О них расскажем дальше. Сделать это быстрее всего через некоторые банки , например Тинькофф Банк.
Вместе с этими поправками принимается ещё один федеральный закон об эксперименте ДЭГ в Москве, а также соответствующий Закон Москвы. Как и в случае с регулированием выборов-2019, оба закона носили рамочный и отсылочный характер. Эти поправки не сопровождались такой же бурной дискуссией, как было годом ранее. Здесь интересен скорее вопрос юридической техники или даже тактики : первоначально законопроект не содержал упоминания ДЭГ и касался лишь процедур сбора подписей и проверки подписных листов. Это следует как из самого названия, так и пояснительной записки законопроекта. Определение ДЭГ и неограниченное усмотрение ЦИК появляются лишь в таблице поправок, рекомендуемых к принятию во втором чтении. Столкновение сторонников и противников ДЭГ произошло в момент принятия нового закона об эксперименте электронного голосования в Москве, однако новых аргументов в этом споре практически не появилось. Сторонники ДЭГ повторяли уже всё вышеперечисленное и говорили о косметических исправлениях, работе над ошибками. Их аргументация дополнилась только тезисом о неизбежности прогресса: если мы уже сейчас можем дистанционно делать покупки и получать госуслуги, то электронное голосование — лишь вопрос времени. Противники ДЭГ дополнили старые доводы проблемами принуждения к голосованию и перечисления многочисленных сбоев на выборах-2019. По их мнению, в угоду удобства приносятся все принципы свободных выборов, а ряд полномочий избирательных комиссий передаются исполнительной власти. В этот раз парламентское обсуждение было более предметным, но всё же стоит сказать, что споры преимущественно сводились к прошлому опыту ДЭГ, его недостаткам, сбоям и нарушениям. В избирательном законе появилась отдельная статья 64. Нововведения не снимали проблем старого регулирования, а просто переносили ряд норм из законов об эксперименте ДЭГ. Точно также механически в статью 64. Что нового говорили депутаты об этих изменениях? Аргументация сторонников была дополнена опытом предыдущих избирательных кампаний, а также учитывала текущий внешнеполитический контекст. Игнорировать эту возможность — значит лишать значительную часть избирателей их конституционных прав. ДЭГ не будет вводиться повсеместно и подменять традиционное голосование.
В России запустили электронное предварительное голосование на выборах
Главная» Новости» Электронное голосование на выборах президента россии в 2024 году. В документе говорится, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Электронное голосование на выборах — голосование, проведённое при помощи электронных средств подсчёта голосов или технологий для онлайн-голосования. Трамп, уверенно победив в голосовании на участках, затем просел и не менее уверенно проиграл выборы по итогам почтового голосования.