В правительстве предложили внести поправки в закон «О национальной платежной системе», которые будут касаться возврата клиентам банков денег, украденных мошенниками со счетов (или тех, которые клиенты передали мошенникам добровольно). Банки стали возвращать россиянам деньги, похищенные аферистами, передает ФедералПресс. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях.
Как будет работать новый закон о возврате банком денег, отправленных мошенниками
ЦБ: банки будут возвращать клиентам переведённые мошенникам деньги. Финансовым организациям придётся возвращать клиентам деньги, если они допустили перевод денег на мошеннический счёт, который есть в специальной базе Банка России. Российские банки в 2024 году будут возвращать украденные мошенниками деньги по новым правилам. Банки будут обязаны возвращать клиентам деньги, которые были переведены злоумышленникам. В каком случае банки должны будут вернуть деньги за 30 дней. Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента — физического лица в следующих случаях. Документ обязует банки возмещать клиентам похищенные деньги.
Как будет работать закон, обязывающий банки возвращать деньги жертвам мошенников
Предлагается сделать участником процесса не только банк плательщика, но и банк получателя. Помимо этого предлагается дать банкам право несколько дней не выполнять операции с явными признаками мошенничества, даже если на них есть согласие клиента. Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику», — говорится в пояснительной записке. Закон вступит в силу через год после его официального опубликования.
Когда придет компенсация за украденные с банковской карты деньги Потерпевший сможет вернуть средства, украденные мошенниками, если финансовая организация нарушит какое-либо из требований закона. Например, если банк осуществит перевод на счет, имеющийся в общей базе мошенников. При этом возвращается полная сумма похищенных мошенниками средств — в течение 30 дней при переводах по России и в течение 60 дней, если деньги были переведены на зарубежные счета.
Срок возврата считается с момента подачи заявления клиентом о похищенных средствах. Деньги не вернут, если банк действовал в рамках закона. Например, если операция была приостановлена, человек получил об этом уведомление, но тем не менее подтвердил правильность перевода. Читайте также:.
Однако все еще множество россиян становятся жертвами мошенничества. По данным регулятора, в III квартале 2023 года злоумышленникам удалось украсть у клиентов с помощью несанкционированных денежных переводов 3,6 миллиарда рублей. Это связано с активным использованием методов социальной инженерии, когда россияне самостоятельно перечисляю деньги жуликам или сообщают им банковские данные.
В таких ситуациях банки-эмитенты не обязаны компенсировать потери своих клиентов. Вернуть деньги, переведенные под влиянием мошенников, можно только по результатам судебного дела.
Кроме этого, по новому закону банки на 2 дня могут заморозить переводы клиентов на подозрительные счета и оправят об этом уведомления. Предполагается, что двух дней хватит, чтобы клиент принял решение о подтверждении или отказе от операции, если поймет, что может стать жертвой мошенников. Также по новой норме, российские банки будут должны блокировать доступ к дистанционному обслуживанию клиентов, если полицейские потребуют этого или же передадут в банк информацию, что те совершают вывод и обналичивание украденных средств. В банках связывают такой низкий процент возврата с высокой долей применения мошенниками методов социальной инженерии. В ЦБ обратили внимание на необходимость повышения уровня финансовой ответственности банков, поскольку если там не обеспечивают достаточной защиты клиентов и допускают перевод средств мошенникам из базы данных регулятора, то кредитным организациям придется возместить украденные средства.
Данная статья была полезна?
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
В каких случаях можно добиться возмещения и какие меры принимаются государством против перевода денег на сомнительные счета, рассказал в комментарии "РГ" председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, член Национального финансового совета Сергей Гаврилов КПРФ. Он обратил внимание, что деньги возместят в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Кроме того, начал действовать так называемый двухдневный "период охлаждения", в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет, отметил Гаврилов. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод", - пояснил депутат.
Тогда возмещения денег не произойдет. Закон вступит в силу через год. Он был принят Госдумой ранее в июле. Напомним, что проблема телефонных мошенников остро стоит в Хабаровском крае. Ранее аферисты обманули супружескую пару на четыре миллиона.
Изначально злоумышленники звонили только пенсионеру, но жена вмешалась в разговор.
Суммы должны возвращаться в полном объёме. Предлагается сделать участником процесса не только банк плательщика, но и банк получателя. Помимо этого предлагается дать банкам право несколько дней не выполнять операции с явными признаками мошенничества, даже если на них есть согласие клиента.
Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику», — говорится в пояснительной записке.
И о ситуациях, когда средства списываются без добровольного согласия клиента, будут оперативно оповещать все заинтересованные ведомства. Для МВД — это серьезная помощь в истории раскрытия преступлений, для банков — механизм предотвращения совершения операций», — рассказал Емелин. Таким образом, если кредитная организация получает информацию о потенциально мошеннической операции от Банка России, то она имеет право приостановить перевод. В случае поступления аналогичной информации от МВД — обязана это сделать.
В России банки будут возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками
План ЦБ: кому и когда вернут деньги, украденные мошенниками с карт | В 2024 году банки начнут возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, по новой схеме. |
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства | Российские банки в 2024 году будут возвращать украденные мошенниками деньги по новым правилам. |
В России банки будут возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками | Банку, который не проследил за наличием согласия клиента на перевод, придется возвращать человеку украденные деньги. |
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги - Hi-Tech | Российские банки начнут возвращать своим клиентам похищенные мошенниками деньги по обновленной схеме: в течение 30 суток с момента получения соответствующего заявления от владельца счета, а также в установленных законом случаях. |
Теперь можно вернуть деньги? Банки обяжут возмещать ущерб тем, кто пострадал от мошенников
Банки будут возвращать россиянам украденные мошенниками деньги Им предстоит улучшить работу своих антифрод-систем. Фото: freepik. Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение.
Полная сумма вернётся, если банк допустил перевод на мошеннический счёт, находящийся в специальной базе Центробанка, а также не направил клиенту уведомление о транзакции, которая прошла без его согласия. Кроме того, под действие закона подпадают случаи, когда клиент потерял карту и сообщил об этом в банк, а ею впоследствии без его ведома воспользовались третьи лица. Помимо этого, кредитные организации смогут на два дня блокировать переводы на подозрительные счета. В течение 48 часов клиент должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймёт, что находится под влиянием мошенников.
У банка имелись достаточные основания полагать, что распоряжение на перевод денежных средств дано уполномоченным лицом, — говорится в письменном отзыве Райффайзенбанка, представленном в суд. Представители кредитных организаций советуют в таких случаях обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве. По пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ тайное хищение средств с банковского счета, электронных денежных средств предусмотрены различные виды наказания: от штрафа в 100—500 тысяч рублей до 6 лет лишения свободы. Родион Жеков, конечно, обратился в МВД, и там возбудили уголовное дело по факту кражи, но через три месяца приостановили «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» документы есть в распоряжении редакции. В общем, типичная картина при расследовании подобных дел. По его словам, в законах всё прописано и предусмотрено, но главная проблема — найти нужные пункты и убедить суд в своей правоте. Родион Жеков потратил целый год, чтобы создать новую правоприменительную практику. Многие пострадавшие в таких случаях махнули рукой. Моя позиция: банки должны платить, — объяснил Родион Жеков. Он нужен для обращения к финансовому уполномоченному, а потом для иска в суд. Мне полгода бумагу не давали, пока не пожаловался в прокуратуру и Центробанк. Конечно, скриншот переписки в чате можно заверить у нотариуса. Но вы знаете, сколько сейчас стоит такая услуга? Главный акцент в иске юрист сделал на том, что операция по списанию средств была нетипичной и проведена без согласия клиента. В законе «О национальной платежной системе» есть три признака такой операции. Если при переводе денег имеется хотя бы один из них, банк обязан приостановить операцию на 5 дней и выяснить ее суть. В итоге суд решил взыскать с Райффайзенбанка сумму в полном объеме — 118,8 тысячи рублей, а также штраф 58,4 тысячи рублей. Отказано лишь в неустойке на 1,5 миллиона рублей.
Это может привести к увеличению нагрузки на банки, требующему дополнительных ресурсов для проверки и рассмотрения таких заявлений, — заключила Юлия Макаренко. В свою очередь, автор законопроекта Анатолий Аксаков считает, что новые нормы не приведут к блокировке счетов «добропорядочных граждан» — по его словам, один из крупных банков за время использования антифрод-системы заблокировал более 100 тысяч счетов, и «ни одной жалобы от их владельцев не поступило». В пресс-службе ВТБ уверены, что новые стандарты помогут защитить от различных случаев проведения операций по картам без согласия клиентов: скимминга кражи данных с карты, когда она вставляется в банкомат , фишинга передача данных с карты мошенникам через фейковый сайт в интернете , а также в случае потери или повреждения самой карты. А в пресс-службе «Совкомбанк Страхования» отметили, что в случае принятия нововведений потребуется дорабатывать полисы страхования и документации. Возможно, вырастут и минимальные тарифы на страхование банковских карт. По словам директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова, предлагается отключать каналы финансового обслуживания мошенников, если сведения поступили от МВД — когда возбуждено уголовное дело или есть запись в книге учета состава преступлений. По его словам, это ускорит блокировку мошеннических транзакций. Что еще почитать по теме Госдума приняла законопроект, устанавливающий уголовную ответственность для коллекторов. Казалось бы, должники могут вздохнуть спокойно, но нет — коллекторская деятельность в целом не отменяется. Юрист Юлия Федотова в своей колонке рассказала, за что будут наказывать коллекторов и какие методы им всё еще можно применять к должникам. Долги банкам из-за действий мошенников — не такая уж и редкость, людям регулярно приходится возвращать деньги, которых они даже не видели. Часто кредит оформляют на человека без его ведома. Мы рассказали историю женщины, которая участвовала в оформлении своего кредита, но денег всё равно не увидела — все средства были перечислены на счет другому человеку. С тех пор уже третий год она судится с банком. Месяц назад родители жительницы Новосибирска Евгении приобрели в кредит пылесос Kirby за 250 тысяч рублей. Когда эйфория прошла, покупку решили вернуть, но оказалось, что сделать это не так-то просто.
Теперь можно вернуть деньги? Банки обяжут возмещать ущерб тем, кто пострадал от мошенников
Также будет действовать двухдневный период охлаждения. В это время банк не будет переводить деньги на подозрительный счет и уведомит клиента о приостановке операции. За двухдневный период охлаждения у человека будет возможность одуматься и отказаться от перевода.
Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. Для этих целей даже была создана база «Банка России», к которой у финансовых организаций есть доступ.
Нужны более жёсткие меры для защиты граждан. Депутаты Госдумы уже отреагировали на запрос снизу. На этой неделе в третьем чтении они приняли закон, который обязует банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства. Читайте также по теме: Кредитный шок: россиянам предрекли массовое банкротство Закон есть, а толку мало? Согласно закону, если денежные средства были списаны без согласия клиента, то банк обязан их вернуть в течение 30 дней после подачи соответствующего заявления. Если деньги были похищены при помощи трансграничного перевода, то на их возврат отводится 60 дней. Новый закон также обязует проверять финансовые операции на мошенничество не только банк отправителя, но и банк получателя. Кредитным учреждениям дали право «не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента», — написано в пояснительной записке к закону. Максимальная сумма возврата похищенных денежных средств не установлена. В законе сказано: «Если банк не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без добровольного согласия клиента, то похищенная сумма должна быть возвращена в полном объёме». Изучив новый закон, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пришёл к неутешительному выводу: государство всю ответственность переложило на банки. Они оказались крайними в решении проблемы с мошенничеством и будут исполнять новый закон только в том случае, «если потерпевший не совершал глупость — не передавал мошенникам персональные данные, не устанавливал подозрительные программы, с помощью которых похищались денежные средства». Иллюзий таких быть ни у кого не должно», — сказал ForPost Тосунян. Несмотря на все «но», отметил он, логика в принятии закона всё-таки есть. Ряд механизмов уже отработан. Банки должны их использовать», — сказал Тосунян. Он подчеркнул: клиенту самостоятельно «трудно обеспечить финансовую безопасность», за исключением случаев, когда он передавал коды и пароли неизвестным лицам, а затем все претензии предъявлял банку.
Предлагается сделать участником процесса не только банк плательщика, но и банк получателя. Помимо этого предлагается дать банкам право несколько дней не выполнять операции с явными признаками мошенничества, даже если на них есть согласие клиента. Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику», — говорится в пояснительной записке. Закон вступит в силу через год после его официального опубликования.
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги
С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке. Тинькофф первым из российских банков начнет возвращать украденные средства клиентам, которые стали жертвами телефонных мошенников: возврат будет совершен независимо от того, в какой банк был осуществлен перевод мошенникам из Тинькофф. Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги.
Банки будут возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам. Фотография из архива Российские банки начнут возвращать своим клиентам похищенные мошенниками деньги по обновленной схеме: в течение 30 суток с момента получения соответствующего заявления от владельца счета, а также в установленных законом случаях. Деньги россиян, похищенные мошенниками, станет проще вернуть. Закон об этом принят на уровне федерального парламента. Отныне банки будут обязаны уведомлять граждан перед переводом на подозрительные счета.
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме
И в течение 30 суток банки обязаны будут возвращать деньги гражданам, если те были украдены мошенниками. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. Банки начали по собственной инициативе возвращать клиентам украденные мошенниками деньги, не дожидаясь вступления в силу нового закона, пишут «Известия». Тинькофф Банк компенсировал уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса «Защитим или вернем деньги». Банки начали по собственной инициативе возвращать клиентам украденные мошенниками деньги, не дожидаясь вступления в силу нового закона, пишут «Известия». Тинькофф Банк компенсировал уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса «Защитим или вернем деньги».
Новый закон: Госдума обязала банки возвращать жертвам мошенников украденные деньги
Но мошенники счета меняют как перчатки. Читаем далее 314. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 31 - 35, 38 - 311 настоящей статьи, а также частями 112 - 1111 статьи 9 настоящего Федерального закона. Если деньги все-таки ушли, они ушли с концами. Возместят только в том случае, если банк владел информацией от цб, что счет подозрительный, и был обязан операцию заблокировать, но проебался и перевод таки сделал.
В таком случае банк в течение месяца должен возместить деньги.
Однако законодатели работали над этим проектом несколько месяцев: первое чтение состоялось в марте 2023 года, а до этого проводились долгие подготовительные работы. Причина такой задержки заключается в том, что за простой формулировкой скрывается много трудностей. Миллионы людей считают, что они не попадутся на уловки аферистов.
Но затем они берут кредиты и переводят свои сбережения на счета мошенников. В 2022 году аферисты обманули высокопоставленных лиц: подполковника КГБ в отставке и бывшего замглавы аппарата Госдумы Юрия Безверхова, получив доступ к их банковским счетам и выведя 44,3 млн рублей. Эти люди, казалось бы, должны были различить мошенничество и законную деятельность, но и они попались на удочку. Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России, отмечает, что мошенники придумывают новые схемы, чтобы развести жертв на большие деньги.
Узнать подробнее «По официальным данным, только в 2022 году со счетов россиян преступники украли более 14 млрд рублей. Судя по комментариям в аккаунтах моифинансы. Способы остались прежними — в основном телефонное мошенничество и фишинг — меняются только легенды и обстоятельства, которыми мошенники пользуются для обмана», — рассказала Ольга Дайнеко. Узнать подробнее Преступники учитывают все изменения, которые происходят в обществе, объясняет директор компании «Выберу.
В некоторых случаях жертве присылают в мессенджеры поддельные документы. Недавно появилась новая схема мошенничества, о которой заявил регулятор.
Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной. Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи. А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно. Поэтому сначала нужно думать именно о предотвращении, а не о компенсациях. О том, что банки не должны отвечать за ошибки клиентов, говорит и эксперт в области права в ИТ Евгений Царев. По его словам, клиенты банков сами часто теряют бдительность, но делать «крайним» именно банк — незаконно: Ответственность банков за похищенные средства, очевидно, должна быть. Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги.
Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных. Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента. И тогда уже, при нарушении этой процедуры, взыскивать с недобросовестного банка средства. Вариант задержки перевода, например, на сутки, вне зависимости от подозрений также снизит поток хищений. Но на это должна быть воля клиентов, а ее ожидать не приходится. Менее одного процента клиентов банков ставят сами себе ограничения на ежедневные переводы — никто не хочет себя ограничивать. В этой ситуации, опять же, заставлять банки нести ответственность — как минимум, незаконно. С введением схем компенсации банками похищенных сумм, как справедливо отмечено, возрастет объем мошенничества уже по отношению к банкам. В целом, идея заставлять банки платить — видится как перекладывание с больной головы правоохранительных органов в том числе, ФСИН на условно здоровую — банки.
Иногда вина за кражу действительно частично лежит на банке, говорит консультант по стратегическому развитию Григорий Пахомов, но и в этом случае срабатывает скорее человеческий фактор. Эксперт рассказывает — иногда клиентские данные продают недобросовестные сотрудники банков, но чаще это просто некомпетентность. Например, руководитель выгружает из системы банка данные клиентов под своим доступом , чтобы сделать «прозвон» — но кто-то может скопировать файл и передать его злоумышленникам. Решать проблему мошенничества эксперт советует техническими способами — например, внедрить в приложение банка модуль, который выявлял бы входящие вызовы с подменного номера.
Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество. Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21.
Российские банки вернут украденные мошенниками деньги по новым правилам
На полный возврат украденных средств граждане могут рассчитывать, если банк допустил перевод на мошеннический счет, расположенный в базе Центробанка РФ, или если клиенту не направили уведомление о транзакции, совершенной без его согласия. Теперь можно вернуть деньги? Банки обяжут возмещать ущерб тем, кто пострадал от мошенников. Банки будут проверять все денежные переводы физических лиц и в течение 30 дней возмещать похищенные средства, если они были переведены без согласия клиента. Если банк осуществит перевод на счета мошенников, попавших в базу данных ЦБ, то будет обязан возместить средства в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, при трансграничном переводе — в течение 60 дней.