Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты. Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на противодействие возможности использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП). Право выпуска цифровых финансовых активов предоставляется ИП и юридическим лицам.
Что нужно знать о новом законе “О цифровых финансовых активах”
Закон о цифровых финансовых активах должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Согласно ему федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется определением майнинга и майнинг-пула. 2. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, предусматриваются решением о выпуске цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона. Полагаем, что со вступлением в силу закона о цифровых финансовых активах произошёл фундаментальный сдвиг, который уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду. В среду, 22 июля, Государственная дума приняла закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте. Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Обзор закона о цифровых финансовых активах
Законодательно предусмотрена возможность использования цифровых финансовых активов для международных расчётов. Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками и уплаченные ими в бюджет при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные. Речь идет об изменениях в статье 14 закона 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». 22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Чтобы исключить конкуренцию цифровому рублю со стороны цифровых финансовых активов, в закон был включен запрет на обмен активов на фиатные деньги, обмен их исключительно на аналогичные активы и так далее, отмечает эксперт. Президент России Владимир Путин 11 марта подписал закон об использовании цифровых финансовых активов в международных расчётах.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
Уголовную ответственность следует предусмотреть за незаконное потребление электроэнергии для майнинга и мошенничество, полагают эксперты. Майнинг в законе В законопроекте о регулировании майнинга, который предполагает легализацию добычи криптовалют и декларацию дохода от этой деятельности, пропишут ответственность за его несоблюдение, рассказал «Известиям» Анатолий Аксаков. Глава комитета Госдумы по финрынку уточнил: готовятся изменения в Уголовный кодекс. Ответственность последует, например, если участники рынка не будут корректно фиксировать и отражать в документах оборот цифровой валюты. В документ также войдет регулирование трансграничных сделок с криптовалютами.
При этом в налоговом законодательстве ничего менять не потребуется: ставка будет зависеть от того, по какой схеме работает бизнес, отметил Анатолий Аксаков. Например, может использоваться налог на прибыль или налог с оборота. Уже сейчас есть компании и физлица, которые добровольно делают взносы в бюджет по сделкам с криптовалютами, сообщал ранее депутат. Справка «Известий» Поправки к законопроекту «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые касаются майнинга, планировалось принять в первом чтении еще в декабре 2022-го.
Однако рассмотрение отложили.
Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении ЦФА, особенностей деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и оператора обмена ЦФА, а также отношений, возникающих при обороте цифровой валюты в РФ. Цифровой валютой закон признаёт совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и или могут быть приняты в качестве средства платежа. Однако цифровая валюта не является денежной единицей РФ или иностранного государства, международной денежной или расчётной единицей. Для инвестиций цифровая валюта может использоваться, только если существует лицо, обязанное перед каждым обладателем цифровой валюты.
Полностью его положения вступили в силу в июне 2021 года. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении ЦФА, особенностей деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и оператора обмена ЦФА, а также отношений, возникающих при обороте цифровой валюты в РФ. Цифровой валютой закон признаёт совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и или могут быть приняты в качестве средства платежа. Однако цифровая валюта не является денежной единицей РФ или иностранного государства, международной денежной или расчётной единицей.
Так, токены, получаемые в ходе майнинга, обеспечивают инвестору право на участие в компании или на овладевание ее имуществом. Примечательно, что выпуск токенов доступен как юридическим лицам, так и гражданам РФ со статусом ИП. Правда подготовкой решения об эмиссии придется озаботиться и тем, и другим, ведь все токены должны обладать базой в виде имущества эмитента или же третьих лиц. Размещение токенов, согласно второй редакции законопроекта, можно будет исключительно на официальных площадках, имеющих особую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Помимо этого, платформы, для осуществления легальной деятельности, должны быть обозначены в специально созданном реестре Банка России. Не трудно догадаться, что этого реестра пока не существует, как и правильного определения профессионального участника рынка ценных бумаг, которое могло бы использоваться по отношению к цифровым активам. Об анонимности транзакций не стоит мечтать, ведь все площадки обязаны будут идентифицировать клиентов и вести их учет. При этом, по запросу регулятора или госорганов, платформа обязана будет предоставить все требуемые данные. Вторая редакция закона «О цифровых финансовых активах»: плюсы и минусы Данная редакция законопроекта была признана более приемлемой для работы на рынке.
Она позволяет токенизировать долг или акции, делает более ясным механизм действия некоторых операций и в принципе более грамотно описывает криптоиндустрию в целом. Так, например, процесс передачи доли в капитале компании третьему лицу стал гораздо понятнее и логичнее. Однако вторая версия законопроекта все еще не делает готовым к легализации криптовалютный рынок в РФ. На данный момент законопроект не выглядит так, как будто он собирается узаконивать именно криптовалютный оборот в стране. Такие правила просто вынудят компании уйти на «теневой рынок» или за границу. Напомним, что главным автором законопроекта «О цифровых финансовых активах» является Анатолий Аксаков, занимающий должность председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку. Также он является депутатом «Справедливой России». Так, еще в январе, до публикации первой версии законопроекта, он сообщил следующее: «Смысл биткоина непонятен, у нас нет никаких планов легализовывать его в стране. Он показал все признаки пирамиды.
Теперь у развития криптовалюты есть два варианта: либо биткоин полностью уйдет с рынка, либо остановится на каком-то равновесном уровне, к которому он уже движется. В биткоин, как в валюту, я не верю, но в сами криптоинструменты верю и думаю, что они возьмут свое». Такое заявление свидетельствует о том, что комитет Госдумы не очень заинтересован в легализации криптовалюты В РФ. Кроме того, к разработке не были привлечены ни российские, ни заграничные эксперты рынка. Однако не так давно, Анатолий Аксаков все же заявил, что ЦБ РФ и законодателями наконец-то удалось уладить все разногласия. Он также отметил, что закон «О цифровых финансовых активах» вполне может быть принят уже в марте 2020 года: «По цифровым финансовым активам, к сожалению, противоречивые взгляды у Банка России и компетентных органов», — сообщил Аксаков во время заседания рабочей группы Госдумы по реализации послания президента Федеральному собранию. На прошлой неделе было еще одно совещание, вроде бы согласовали позиции.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
В нем также должны быть зарегистрированы операторы обмена цифровых финансовых активов. Законопроект также дает определение цифровых валют, однако их регулирование будет определяться отдельным законом. Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку РФ Анатолий Аксаков выразил надежду , что к сентябрю текст проекта закона «О цифровой валюте» утвердят и он будет готов к публичному обсуждению. В то же время документ «О ЦФА» описывает оборот цифровых валют. Согласно ему, юридическим и физлицам, являющимся резидентами РФ, запрещается принимать цифровую валюту «в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров или услуг».
Поправки уже подготовлены и, допускаю, что в декабре уже примем. Соответственно, со следующего года они начнут действовать ", — заявил также Аксаков. В настоящее время в Госдуме ведется подготовка соответствующего проекта закона ко второму чтению.
Важно отметить, Закон о цифровых финансовых активах не распространяется на зарубежные блокчейны и выпущенные на них токены. Все остальное в Законе — скучный список обязательств эмитентов цифровых валют, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке России. Также в Законе очень много нюансов, которые особо не будут интересны массовому потребителю. Тем н менее, ниже перечислены главные нюансы в Законе о цифровых финансовых активах: Запрещено распространение информации об использовании криптовалют в качестве средства платежа товаров и услуг Простыми словами, цифровой актив — это ценная бумага, выпущенная в распределенном реестре. Чиновники и другие представители власти не могут использовать криптовалюту Запрещено распространять информацию об обороте криптовалют прим, сам оборот не запрещен, но в СМИ о нем писать нельзя Блокчейн — это совокупность баз данных, а не база данных Узел года — люди Security-токены должны регулироваться, поэтому есть большая доля вероятности, что рынок STO в России канет в лету. Задаётся вполне закономерный вопрос: а что будет с майнингом, сферой децентрализованных финансов DeFi и смарт-контрактами?
Думский комитет представил проект о расчетах в ЦФА во внешней торговлеЧитать подробнее В "антиотмывочный закон" закон вносится уточнение, согласно которому операции по передаче утилитарных цифровых прав, ЦФА или гибридных ЦФА подлежат обязательному контролю, если они совершаются в рамках внешнеторговых контрактов между резидентами и нерезидентами. ЦБ вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора по выпуску ЦФА сведения о бенефициарных владельцах лиц, выпустивших данные активы.
Госдума может разрешить применение цифровых активов в международных расчетах
В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "ж" пункта 1 части 3 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора обмена цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов до размера, не превышающего 10 процентов акций долей в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору обмена цифровых финансовых активов. Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора обмена цифровых финансовых активов и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора обмена цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора обмена цифровых финансовых активов, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора обмена цифровых финансовых активов, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора цифровых финансовых активов. Предписание Банка России, указанное в части 8 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Оператор обмена цифровых финансовых активов не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Оператор обмена цифровых финансовых активов обязан обеспечить хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, совершенных через него, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов включая требования к организации обращения цифровых финансовых активов, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Банком России.
Оператор обмена цифровых финансовых активов может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Оператором обмена цифровых финансовых активов, а также иных видов цифровых прав, выпущенных с использованием инвестиционной платформы, может быть оператор указанной инвестиционной платформы. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 512 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, через оператора обмена цифровых финансовых активов является возложение на такого оператора обмена цифровых финансовых активов обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. Статья 11. Правила обмена цифровых финансовых активов и порядок их согласования, реестр операторов обмена цифровых финансовых активов 1. Оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает правила обмена цифровых финансовых активов, подлежащие согласованию с Банком России. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 2 настоящей статьи требования к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов. После утверждения правил обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить указанные правила на согласование в Банк России вместе со следующими документами: 1 ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов; 2 документы, подтверждающие соответствие оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Порядок представления оператором обмена цифровых финансовых активов на согласование в Банк России правил обмена цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено кредитной организацией или организатором торговли, в срок не более 45 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено юридическим лицом, не относящимся к кредитной организации или организатору торговли, а также осуществляет проверку соответствия данного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России в срок не более 90 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи. Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случае несоответствия правил обмена цифровых финансовых активов требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона; 3 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Если оператор обмена цифровых финансовых активов не является кредитной организацией или организатором торговли, Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона и нормативными актами Банка России; 3 в случае несоответствия лиц, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона; 4 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов оператора обмена цифровых финансовых активов с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов. Банк России включает лиц в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов. В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила обмена цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании.
Банк России принимает решение об отказе в согласовании изменений в правила обмена цифровых финансовых активов в случае их несоответствия требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Порядок представления и согласования изменений в правила обмена цифровых финансовых активов устанавливается Банком России. Внесенные в правила обмена цифровых финансовых активов изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6, 7 за исключением пункта 3 , 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и или неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России вправе исключить такого оператора из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, в случае аннулирования отзыва у оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности кредитной организации, некредитной финансовой организации соответственно либо исключения оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, из соответствующего реестра, за исключением случая аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением статуса микрофинансовой компании, или случая аннулирования отзыва лицензии по заявлению лицензиата, или случая исключения из соответствующего реестра по заявлению некредитной финансовой организации, включенной в соответствующий реестр. Со дня исключения оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов запрещается совершение через такое лицо, исключенное из указанного реестра, сделок, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить исключение возможности совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, через привлеченного им оператора обмена цифровых финансовых активов со дня исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из указанного реестра не позднее семи рабочих дней со дня представления им в Банк России такого ходатайства.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, обязан прекратить осуществление деятельности по обеспечению заключения сделок с цифровыми финансовыми активами со дня его исключения из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также не позднее 30 рабочих дней после дня его исключения из указанного реестра обеспечить привлечение оператора обмена цифровых финансовых активов для совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, в случае отсутствия иных операторов обмена цифровых финансовых активов, привлеченных таким оператором информационной системы. Положения настоящей части об обязательном привлечении оператора обмена цифровых финансовых активов не применяются в случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, после исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов самостоятельно обеспечивает заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является. Статья 12. Особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг 1. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, реализации через оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, прав по эмиссионным ценным бумагам, предусмотренных решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, передачи ему ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов, в течение срока или при наступлении события, предусмотренных таким решением. Акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемыми в акции, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами или право требовать передачи которых удостоверяется цифровыми финансовыми активами, могут быть только акции непубличного акционерного общества и эмиссионные ценные бумаги непубличного акционерного общества, конвертируемые в его акции. Процедура эмиссии ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым или право требовать передачи которых удостоверяют цифровые финансовые активы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". В случае, если цифровые финансовые активы предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, открытом лицу, выпускающему цифровые финансовые активы и осуществляющему права по указанным эмиссионным ценным бумагам.
Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, не вправе зачислять иные ценные бумаги на лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов. Лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов открывается с указанием оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и сведений, позволяющих идентифицировать цифровые финансовые активы. В случае, если на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов учитываются ценные бумаги, под которые выпущены несколько выпусков цифровых финансовых активов, регистратор депозитарий при зачислении ценных бумаг на такой лицевой счет счет депо обязан открыть субсчета под каждый выпуск цифровых финансовых активов для учета прав на эти ценные бумаги. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, осуществляет права по учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов ценным бумагам в соответствии с указаниями обладателей цифровых финансовых активов. Условия, порядок и сроки направления таких указаний устанавливаются решением о выпуске цифровых финансовых активов. Доходы и или иные выплаты по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, подлежат передаче обладателям цифровых финансовых активов, удостоверяющих право на их получение, в порядке и сроки, предусмотренные решением о выпуске цифровых финансовых активов. Не позднее даты выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить доступ приобретателям цифровых финансовых активов, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать их передачи, к решению о выпуске соответствующих ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества 1.
Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов , и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом следующих особенностей: 1 регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется; 2 решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций; 3 устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы; 4 возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи.
Ряд правил, которые первоначально хотели устанавить только для ЦФА, теперь распространен также и на операции с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и УЦП, в частности, прописаны правила определения для них матвыгоды в целях НДФЛ. Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.
Закон должен объяснять каждое определение и не иметь недочетов и лазеек. Сегодня эксперты Intelion Data Systems решили разобраться, какие вопросы охватывает законопроект, а также проследить то, как менялся его текст с течением времени. Первая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» или как рассказать о необъятном Первая редакция законопроекта под названием «О цифровых финансовых активах» была выставлена на обсуждение членами Госдумы еще 20 марта 2018 года. Примечательно, что данная версия законопроекта была практически идентична предварительной версии текста, которая ранее была представлена на официальном сайте Минфина РФ в конце января 2018 года. Всего опубликованный на всеобщее обозрение документ содержал в себе три статьи, а именно: Базовая терминология Данный раздел был подготовлен для обозначения основной терминологии, посвященной криптовалютам и работы с ними в рамках правового поля. В разделе основных понятий в том числе было описано определение цифрового финансового актива, который, по версии закона, охватывало как токены, так и непосредственно криптовалюты. При этом все цифровые финансовые активы признавались имуществом. Право собственности же холдер актива должен был подтвердить в особом реестре, содержащим в себе все цифровые транзакции. Обмен цифровых активов по первой версии законопроекта был доступен исключительно уполномоченным операторам, которые представляли собой юридические лица, имеющие право осуществлять обмен токенов и криптовалют на фиат — рубли или иностранную валюту. В первой версии законопроекта майнинг также определен как вид деятельности, который направлен на создание криптовалюты. При этом домашний майнинг считается таковым только в том случае, если в течение трех месяцев работы устройств для добычи криптовалют лимит энергопотребления, определяемый правительством, не будет превышен. При этом те майнеры, которые занимаются добычей криптовалют на профессиональном уровне, обязаны были легализовать свою деятельность. Для этого им необходимо было открыть собственную компанию или же оформить себе статус индивидуального предпринимателя ИП. Смарт-контракт также получил свое определение. Тогда он определялся как договор, выполненный в электронном виде. Правила выпуска токенов Данный раздел первой редакции законопроекта был прописан для компаний, которые хотят провести собственное ICO в пределах российской юрисдикции. Начало описания вполне понятное и логичное. Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям. Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все. Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте. Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты.
В свою очередь, узлы — это участники сети, которые поддерживают работу распределенного реестра и подтверждают достоверность данных. Важно отметить, Закон о цифровых финансовых активах не распространяется на зарубежные блокчейны и выпущенные на них токены. Все остальное в Законе — скучный список обязательств эмитентов цифровых валют, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке России. Также в Законе очень много нюансов, которые особо не будут интересны массовому потребителю. Тем н менее, ниже перечислены главные нюансы в Законе о цифровых финансовых активах: Запрещено распространение информации об использовании криптовалют в качестве средства платежа товаров и услуг Простыми словами, цифровой актив — это ценная бумага, выпущенная в распределенном реестре. Чиновники и другие представители власти не могут использовать криптовалюту Запрещено распространять информацию об обороте криптовалют прим, сам оборот не запрещен, но в СМИ о нем писать нельзя Блокчейн — это совокупность баз данных, а не база данных Узел года — люди Security-токены должны регулироваться, поэтому есть большая доля вероятности, что рынок STO в России канет в лету.
Защита документов
Путин разрешил использовать цифровые активы в международных расчётах Путин подписал закон об использовании цифровых активов в международных расчётах Москва , 11 марта, 2024, 15:20 — ИА Регнум. Президент России Владимир Путин 11 марта подписал закон об использовании цифровых финансовых активов в международных расчётах. Закон устанавливает возможность проведения внешнеторговых сделок с использованием цифровых активов в качестве средства платежа. Банк России получил полномочия по установлению условий совершения отдельных валютных операций с такими активами и установлению запрета на их совершение.
Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо. Кто может быть обладателем цифровых финансовых активов? Обладателем ЦФА признается лицо, которое: включено в реестр пользователей информационной системы, где учитываются ЦФА; и обладает уникальным кодом, который позволяет получать информацию о ЦФА, принадлежащих данному лицу, и распоряжаться ими. Однако уникальный код — это не единственный «ключ» к ЦФА. Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ например, потерявшего код , а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов. Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо. Полномочия Банка России. Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью.
Президентом подписан и официально опубликован федеральный закон от 14. При этом закон дает определение выкупу цифрового финансового актива и или цифрового права, включающего одновременно ЦФА и утилитарное цифровое право, в налоговых целях.
Также под запрет подпадает реклама платежа цифровыми деньгами. Из документа убрали уголовную и административную ответственность, но сохраняется необходимость декларирования. Цифровую валюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и сбережения, как инвестиция. После того как его подпишет президент Владимир Путин, документ вступит в силу с 1 января 2021 года. В сообществе ждут принятия второго профильного закона — «О цифровой валюте».
«Приняли, но не совсем». Закон о цифровых финансовых активах
Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Тогда был принят закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 22 июля Госдумой был принят закон «О цифровых финансовых активах». Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Первые цифровые финансовые активы начали выпускать в России в 2023 году после того, как в январе 2023 года в новой редакции вступил в силу федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные.