Новости в советскую эпоху нормой стало

От редакции Власть и искусство в советскую эпоху.

Была ли свобода информации в СССР?

А вот русская народная музыка не звучала. Радиостанции дали имя Коминтерна, и она реально могла донести звуки "Интернационала" до Парижа и Берлина. Этот радиоканал получил название Всесоюзное радио. Постепенно в программе Всесоюзного радио начинают появляться литературно-музыкальные передачи, прямые репортажи с парада на Красной площади в Москве и с других важных событий, зачитываться сообщения правительства. В это время большевики осознают значимость радио и принимают программу насыщения его идеологией. В 1920-1940-е гг открываются радиостанции во всех союзных и автономных республиках, крупных городах страны. Они ведут ретрансляцию программ Всесоюзного радио в диапазонах длинных, средних и коротких волн. В 1930-е гг складывается культура семейного прослушивания радио в тех семьях, где были радиоприемники. Это по-прежнему были семьи интеллигенции и квалифицированных рабочих, которые жили в крупных городах. Радиопередачи отличались высоким уровнем лингвистической грамотности и способствовали распространению литературного русского языка.

Эта традиция потом перейдёт и на телевидение, когда оно станет значимым средством массовой коммуникации. Наличие единой централизованной сети радиовещания позволило поддерживать коммуникацию властей с населением в годы Великой Отечественной войны. Диктор Всесоюзного радио Ю. Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В эфире появились выступления бойцов с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан. Немцы конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. И советские власти изымали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам, одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк».

В 1947 г. В 1960 г. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых уже не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Возникла проблема проникновения зарубежных "радиоголосов", которые подрывали идейное единство советской нации. Причиной этого было то, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этим стали боролись с помощью "радиоглушилок", которые размещались на границах страны и у крупных городов. Запрет выпуска радиоприёмников без КВ диапазона был признан малоэффективным, поскольку любой радиолюбитель мог впаять несколько деталей и получить возможность принимать радиопередачи в коротких диапазонах. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была ещё не решена, и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг перекрывался живым общением со слушателями редакции "Маяка".

Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный приём трёх программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвёртая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио "Маяк". Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, радиопостановки, юмористические программы.

Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места. В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград.

В «Советской России» освещались вопросы экономики, которые объединялись рубриками «О людях хороших», «Реформа: опыт и проблемы», «Хозяйствовать по-новому». Во второй половине 1950-х годов оттепель принесла значительные перемены в общественно-политическую жизнь страны, наметила новые тенденции. В конце 1956 году в союзных республиках и многих областях РСФСР стали выходить колхозные многотиражные газеты. Реорганизация системы хозяйственного управления и связанное с этим разделение партийных органов с селе привело к возникновению новых видов местной печати — газет колхозно-совхозных производственных управлений, межрайонных газет. Однако они просуществовали недолго, уже через год были преобразованы в районные газеты. Замечание 2 В 1960-е годы в России выходило примерно 3 тыс. Печатная пресса находилась в постоянном развитии. В 1970- году в стране издавалось 7250 газет, тираж которых составлял 140 миллионов экземпляров.

СССР — страна советов, достижений мировых, гениев, певцов, поэтов и людей душой простых. Ты великая держава, наш родной СССР, о тебе повсюду слава, ты для стран других пример. Красный флаг наш гордо реет, серп и молот есть на нем, добрым людям сердце греет, он прожжен в боях огнем. Гимн Советский окрыляет, смысл его великих слов, душу людям согревает, отгоняя прочь врагов. Пятнадцать дружеских сестер, семьей одною назывались и чтобы дать врагам отпор, на беды вместе отзывались. Много наций проживало, на твоей земле большой, дружба всех объединяла, больше нет страны такой. Все блага, недра и богатства, служили людям всей страны, в которой были дружба, братство и визы не были нужны. Труд доярки был в почет...

Содержание

  • Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества
  • Газеты СССР
  • Газеты СССР
  • Обследование частных предприятий

Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

В августе 1921 года Ленин написал письмо И. Сталину , в котором поручил Политбюро распустить комитет и арестовать его руководителей [3]. Одновременно Ленин поручил организовать газетную травлю против членов комитета [3] : Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать «Кукишей»… Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев. Плакат периода коллективизации , 1930 год Государственная сеть газет стала основным рупором агитации и пропаганды социалистических ценностей, а также инструментом партийного контроля повседневной жизни населения [4]. Одной из основных стратегий распространения идей стало многократное их повторение: одни и те же материалы последовательно дублировались центральной, областной и районной прессой [5]. Пропаганда в СССР использовалась как инструмент в решении социально-экономических проблем страны, для насаждения определённых ценностей, борьбы с чуждыми обществу взглядами и идеями [2]. Так как одной из первых задач нового руководства страны являлось просвещение населения и распространение марксистско-ленинской идеологии , одним из первых лозунгов стал «Каждый большевик — агитатор» [1].

Позднее на базе региональных школ была создана система начального политпросвещения. К примеру, за 1930—1939 годы количество таких учреждений выросло с 59 школ политграмоты сокращённого типа до 1200 кружков по изучению марксизма-ленинизма. Одновременно единые отделы пропаганды и агитации были созданы во всех горкомах и райкомах партии [5]. Плакат 1933 года Открытость советской пропаганды и агитации объясняется верой в то, что коммунистическая идеология по определению привлекательна для народных масс. Предполагалось, что пропаганда заинтересована в «правдивом, достоверном» отражении действительности [1]. Для лучшей организации института пропаганды в 1935 году, по инициативе Сталина , Агинтроп разделили на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы.

Так, под руководством соответствующего отдела была установлена система устной пропаганды, которой постоянно занималось более 112 тысяч читающих лекции и выступающих на публике агитаторов [1]. Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества [2] [1]. Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2].

Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс.

Всё изменилось с приходом гласности в отечественную культуру. В фильмах второй половины 80-ых годов открыто критикуется советская система, социализм, исторические события, связанные с революционерами. Также на экраны вышли картины, снятые по мотивам ранее запрещённой в СССР литературы. Так, режиссёр Владимир Бортко снял злободневную социальную сатиру «Собачье сердце», в которой автор высмеивал нравы пролетариев и вообще строй, закрепившийся в России после октября 1917 года. Фильм был создан по мотивам одноимённой повести Михаила Булгакова , ранее запрещённой цензурой. Кадр из фильма «Собачье сердце».

Источник: YouTube Перестройка оказалась плодовитым периодом для киноиндустрии. Во всех этих фильмах прослеживаются ранее запрещённые в Советском Союзе темы. Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. Король и Шут. Ангелы панка. Документальный роман. Виктор Цой: Поём вместе с тобой. Жизнь замечательных людей.

Вожди СССР. Фото главной: vsednr.

Свернуть Вера в светлое коммунистическое будущее не только СССР, но и всего мира, ярко проявилась в жанре научно-социальной фантастики.

Первым произведением такого рода стал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», написанный в середине 1950-х гг. В нём автор описывает развитие Земли как части галактического содружества цивилизаций — «Великого Кольца». Широкую популярность у почитателей этого жанра получили романы братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

Первая их совместная книга — «Страна багровых туч» — вышла в 1959 г. Но всё же основной темой для литературы и искусства периода оттепели стал человек с его духовными ценностями и исканиями, переосмысление недавнего прошлого страны, проблем в развитии советского общества. В литературе начал развиваться новый жанр — деревенская проза.

Представители этого направления — Валентин Овечкин, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин в раннем периоде творчества — отказались от «лакировки» колхозной действительности, сосредоточили внимание на переосмыслении драматической судьбы крестьянства, русской деревни в 20-м веке, нравственных проблемах, взаимоотношении человека и природы. Большую роль в развитии этого жанра сыграла публикация в журнале «Новый мир» рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Шукшин и В.

Белов, 1973 г. Фотография И. Гневашева С конца 1950-х гг.

Начало ей положили так называемые «исповедальные повести» в журнале «Юность». Их героем стал молодой образованный горожанин, вчерашний школьник, студент, — начитанный, критически мыслящий, внутренне свободный молодой человек. Эта тематика нашла широкое отражение и в советском кинематографе.

Именно такие молодые люди были представлены в фильмах Георгия Николаевича Данелии 1930—2019 «Я шагаю по Москве» 1964 г. Фрагмент съёмок фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г. Из коллекции Мосфильма Возрастание роли науки, вера в её возможности изменить жизнь общества вела к романтизации учёных, особенно физиков.

О людях науки начал рассказывать Даниил Гранин в повести «Искатели». В 1960-е гг. Лучшим фильмом 1962 г.

Картина была посвящена работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. Процесс десталинизации дал возможность обратиться к теме репрессий. Но ещё ранее, в 1956 г.

Рассказ об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем чиновников, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете, вызвал большой резонанс. В развернувшейся дискуссии принял участие и Хрущёв. Из произведения Н.

Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» «В его [Владимира Дудинцева] книжке «Не хлебом единым», которую сейчас пытаются использовать против нас реакционные силы за рубежом, предвзято надёрганы отрицательные факты и тенденциозно освещены с недружественных нам позиций. В книжке Дудинцева есть и правильные, сильно написанные страницы, но общее направление книги неверно в своей основе. У читателя создаётся впечатление, что автор этой книги не проникнут заботой об устранении увиденных им недостатков в нашей жизни, он умышленно сгущает краски, злорадствует по поводу недостатков.

Такой подход к изображению действительности в произведениях литературы и искусства есть не что иное, как стремление показать её в извращённом виде, в кривом зеркале». Задания Как вы поняли, что именно вызвало возмущение у Хрущёва в книге Дудинцева? В чём Хрущёв видел предназначение литературы?

Важное место в искусстве и литературе этого периода занимала тема Великой Отечественной войны. Продолжалось развитие так называемой «лейтенантской прозы». Писатели, прошедшие войну в звании младших офицеров, обращались к собственному фронтовому опыту.

На первом плане в их произведениях — не героизация событий, а интерес к личности, попавшей на войну, осмысление пережитой трагедии. Василь Владимирович Быков 1924—2003 , 1944 г. Фотография неизвестного автора Снижение пафоса при изображении войны не привело к снижению драматизма, скорее, наоборот, придало ему трагедийную силу.

Такую оценку можно дать и фильму «Судьба человека» Сергея Фёдоровича Бондарчука 1920—1974 , также участника войны. Фильм был снят по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Сергей Бондарчук был не только его режиссёром, но и снялся в главной роли — шофёра Андрея Соколова, прошедшего ад фашистского концлагеря и потерявшего на войне всю свою семью.

Сергей Бондарчук в роли Андрея Валько. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Судьбе человека на войне были посвящены художественные фильмы «Летят журавли» режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г. Их высоко оценили не только советские, но и зарубежные зрители.

Но такое изображение войны — не как подвига, а как трагедии — далеко не всегда устраивало советское партийное руководство. Показательна в этом отношении судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Явный антисталинский характер романа вызвал резкую реакцию.

Рукопись и черновики были конфискованы КГБ и уничтожены. Суслов, отвечающий за идеологическую работу, ответил, что об этом «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет.

Про это мало кто слышал, но такие "разрешения" действительно существовали, как минимум в шестидесятые годы — у моих друзей сохранилась такая бумажка, как-нибудь сфотографирую и напишу про нее отдельный пост.

Карточек не существовало в 1970-е годы, во времена правления Брежнева — и с тех пор многие фанаты СССР считают это время "золотыми годами Союза". Почему в то время не было карточек? В семидесятые годы цены на нефть пошли вверх, и за счет экспорта нефти и получения валюты СССР смог закупать множество импортных товаров.

В центральных универмагах крупных городов можно было купить джинсы FUZZ и кассеты BASF производства ФРГ, в стране повсеместно начали появляться пресловутые "румынские стенки" и немецкие туфли "Salamander" прозванные попросту "саламандрами" , а также множество других импортных товаров, купленных за валютную выручку. Фактически, это и был тот самый загадочный «золотой век СССР» — высокие цены на нефть дали возможность хоть чем-то наполнить магазинные полки. В эти годы руководством СССР была сделана фатальная ошибка — вместо того, чтобы за полученную валюту организовать у самих себя подобные производства, СССР тратил деньги на товары — и с закатом высоких цен на нефть, а также с увеличением расходов к примеру, на войну в Афганистане советская экономика медленно и верно начала приближаться к своему концу.

Возвращение талонов «по просьбам трудящихся». Талоны начали появляться снова не «в девяностые годы», как любят рассказывать фанаты СССР, а уже в конце семидесятых — дефицит нарастал, и в некоторых регионах ещё при Брежневе были введены талоны на мясо, сливочное масло и сахар. Дальше было только хуже — «талонизация» охватывала всё новые и новые группы товаров.

Что самое интересное — далеко не везде эти бумажные штуки назывались "талонами". Местная власть часто импровизировала и называла их, например, "Карточка покупателя", "Заказ" или даже "Приглашение на получение".

«Перемен требуют наши сердца»

Звонок был за счет абонента-заказчика. Многие предпочитали заказывать разговор на позднее вечернее время — после 21-22 часов. Тарифы на этот временной отрезок были более дешевые. Приходишь поговорить, входишь, значит в раж, особенно, если спор или надо решить какой-то принципиальный вопрос, а оплаченное время заканчивается. Продолжение в рамках этого сеанса даже за доплату было невозможно. А организовать сразу новый сеанс в силу загруженности сетей чаще всего было нельзя, - рассказала Анна Георгиевна. О чем говорить, если даже связь между двумя столицами в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» герой заказывают с помощью телефонистки и слышит в ответ - «Ждите в течение часа». Или когда оплатил сеанс, а абонент не пришел на разговор. Помню, что разговоры по межгороду были не из дешевых, а цена росла пропорционально расстоянию.

Длительный разговор с другим концом страны мог выйти даже больше 10 рублей, - вспоминает Иван Александрович. Звонок с работы Рабочий телефон в условиях отсутствия домашнего для многих советских граждан оставался самым используемым средством связи. И, например, договориться о встрече, или мужу позвонить с планами на вечер - так было проще всего. Начальство на такие неслужебные использования телефонных линий смотрело сквозь пальцы. Если, конечно, успевать выполнять свою основную работу, - рассказала о рабочих буднях времен СССР 59-летняя Елена Сергеевна. Картошку и колбасу по почте В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Советские люди часто отправляли открытки знакомым в рамках одного города. Иногда писали в другие города.

Это касалось и родственников, и друзей, с которыми познакомился в летнем лагере. Обменивались и письмами с иностранцами. В основном из стран советского блока. Уж не знаю, вскрывались мои письма или нет, но ничего политического мы в любом случае не обсуждали. На жизнь я не жаловалась, за границу не рвалась, но было интересно, - вспоминает 50-летняя Инна Александровна. Отметим, что конверт можно было отправить как обычной почтой, так и авиа. Для последнего способа нужно было приобрести и наклеить специальные марки. По стоимости выходило на 5-10 копеек дороже.

Сортировка писем ускорилась с появлением индексов в начале 80-х годов. С этого момента распределение писем шло не вручную, а специальными машинами.

Редакция газеты первоначально располагалась в Мюнхене в апреле 1902 года редакция переехала в Лондон, через год — в Женеву , а первый номер «Искры» был набран и свёрстан в Лейпциге к 11 24 декабря 1900 года. В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели. В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально. Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты. Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда».

В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих. Первый номер «Правды» вышел в Петербурге 22 апреля 5 мая 1912 года с 1922 года 5 мая отмечался как День печати. Стоила газета 2 копейки, в номере описывались Ленские события расстрел рабочих на якутских приисках , освещалось рабочее движение в России и мире, были опубликованы телеграммы и письма с мест. Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально. Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда». А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической меньшевистской и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой.

После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет.

Булгакова , И. Ильина , П. Сорокина и др. Активность литературных журналов 1987—1988 гг. В среде советской журналистики уже сформировались представления о том, что гласность должна обеспечивать «свободу слова», которая трактовалась как возможность высказать авторское мнение. К концу 1988 г. СМИ окончательно превратились в один из главных ориентиров общества и гаранта процесса демократизации. Спустя некоторое время после вступления в силу «Закона о печати и средствах массовой информации» были созданы Комитет по защите свободы слова и прав журналистов май 1991 и Фонд защиты гласности июнь 1991.

Менялось отношение и к различным музыкальным направлениям. Так, например, если до второй половины 1980-х гг. Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий 28 сентября 1987 г. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС 1956 , были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. Первый Московский процесс 1936 , Второй Московский процесс 1937 , Третий Московский процесс 1938 и др. Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками. Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений — В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр» А. Бека «Новое назначение», А.

Рыбакова «Дети Арбата». Начиная с 1988 г. Солженицына : в 1988 г. Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Андреевой «Не могу поступаться принципами» Андреева Н. Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И. Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А.

Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». О чём бы ни шла в ней речь — гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, — эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями». Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер. Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В. В конце 1988 г. Яковлева, доктора философских наук А. Ципко, «Истоки сталинизма» Ципко А. Поскольку в это время пресса ещё находилась под контролем власти, целый ряд других изданий и часть общества восприняли статью как «установку» ЦК КПСС на отказ от ленинского наследия и устоявшегося официального взгляда на Октябрьскую революцию 1917 г. Противоречивым результатом реализации курса гласности стал рост интереса населения СССР к эзотеризму и различным религиозно-мистическим учениям, в том числе нетрадиционным. На экранах телевидения и на страницах журналов стали выступать приверженцы нематериалистического мировоззрения, появились предсказатели, пророки, знахари.

Якунин , Л. Тимофеев и др. К концу 1987 г. Многие из них со временем включились в политическую деятельность и стали активно поддерживать реформы. Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность — наша сила! В нём говорилось: «Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» Бюллетень Верховного Суда СССР. Реже и осторожней стали применяться статьи Уголовного кодекса «за антисоветскую деятельность», ослаблен надзор за «неблагонадёжными элементами». Прекратилось радиоглушение иностранных вещательных станций, разрешён провоз через границу зарубежных изданий.

На Январском пленуме ЦК КПСС 27—28 января 1987 была сформулирована идея политической реформы и отмечена её сильная обусловленность дальнейшим развитием гласности. Москва, 1987. В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения. Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. Государственная монополия на вещание была ликвидирована.

На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании. К 1990 г. Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. Первомайская демонстрация в Москве. В рамках гласности стало допустимым обсуждение вопросов об оппозиции КПСС, реформаторском курсе Горбачёва, изменении политико-экономической системы, о Народных фронтах 1988—1990 гг. Отражение курса гласности в СМИ и культуре Гласность породила читательский бум и рост тиражей многих периодических изданий. Так, в 1985 г. Лидерами тиражей в 1990 г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине.

В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета» , журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» Burda и др. История новейшей отечественной журналистики февр. Москва, 1999. Почти треть всей периодики составили частные издания. Рост номенклатуры изданий в 1991 г. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты. Геннадий Комольцев. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений.

«В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»

Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». констатировал Роман Захаров. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года.

Перестройка СМИ в годы перестройки

Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография».

Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И.

Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э.

Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И.

Кириллов, Н. Бодрова, В. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека.

Передачи телевидения различались в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей.

Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год... Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама».

В будние дни в прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов», «Время». На втором канале преобладала информационно-публицистическая и художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера».

Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли. На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи. Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах.

Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены четыре повтора. В 60-е гг.

Тогда появляются такие игры, как «Клуб веселых и находчивых», «А ну-ка, девушки!

К этому времени Российская Империя была уже сильно истощена войной, как психологически, так и экономически — в стране начался продовольственный кризис, и была введена карточная система. В частности, существовали талоны на сахар — так как сахаропроизводящие заводы Польши оказались в зоне боевых действий. После переворота 1917 года был тут же построен коммунизм карточная система накрыла всю страну — в отдельных районах страны по талонам распределялся даже хлеб, и продолжалось так до 1921 года. В 1921 году начался НЭП, страна вздохнула немного свободнее и карточки отменили. Однако с приходом к власти великого агронома и языковеда НЭП был свёрнут, и карточная система была введена снова — товаров на всех попросту не хватало. Помимо, собственно, карточной системы, при "великом вожде" существовали так же нормы отпуска товаров в одни руки — так, к примеру, с апреля 1940 года один покупатель мог купить не более 1 килограмма мяса и не более 0,5 килограмма колбасы. Напомню, что в 1940 году со времен переворота прошло уже 23 года — но страна, как видите, так и не стала жить по-человечески. Во времена Второй мировой войны стало, как вы понимаете, ещё хуже — карточное распределение стало ещё строже, а тому, кто потерял свои талоны на продукты, грозила буквально голодная смерть — об этом замечательно рассказал Кир Булычёв в фантастическом рассказе "Можно попросить Нину? Когда и почему в СССР жили без карточек?

В 1947 году карточная система была отменена, но товарные ограничения в том или ном виде остались — к примеру, советский гражданин не мог просто прийти в магазин и купить автомобиль — для этого было нужно, во-первых, отстоять "очередь", затем нужно было заплатить большую сумму денег собственно за покупку автомобиля, и в третьих — нужно было ещё получить некое "разрешение" на приобретение автомобиля у местных органов власти. Про это мало кто слышал, но такие "разрешения" действительно существовали, как минимум в шестидесятые годы — у моих друзей сохранилась такая бумажка, как-нибудь сфотографирую и напишу про нее отдельный пост. Карточек не существовало в 1970-е годы, во времена правления Брежнева — и с тех пор многие фанаты СССР считают это время "золотыми годами Союза".

Пенсионеры сожалеют, что уходят в прошлое традиции семейных обедов, которые были характерны прежде. Для приема пищи у советских граждан назначалось конкретное время, к которому все собирались за столом. Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно.

В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек. Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц. Мы жили в эпоху очередей, но о некоторых из них сейчас приятно вспомнить. В частности, это очереди в библиотеках. Люди действительно увлекались чтением.

На некоторые книги записывались за месяц. Особым спросом пользовались научно-популярные, литературные, спортивные и детские издания. Женщины читали журналы, к которым прилагались выкройки и схемы вязания. Рукодельницы шили по ним оригинальные наряды.

Обилие обращений позволяет автору выстроить доверительный диалог с читателями. Присутствие причастных и деепричастных оборотов свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи. Запишите этот союз. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ТИП, -а, м. Основные типы производственных отношений. Монгольский т. Сочетание германского и славянского типов. Забавный т. Если привлечь факты древнерусского языка — можно, и очень легко. Значит, непроизносимое Т в существительном «лестница» — это остаток суффикса «-тв а »!

Шанского «Лингвистические детективы» Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Воздействие текста на читателя достигается не путем приведения лингвистических данных, а с помощью создания живых образов, ярких картин жизни. Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, — описание, так как автор описывает появление непроизносимой буквы Т в слове «лестница». Автор использует данные морфемики и словообразования, рассказывая об этимологии и изменении слова «лестница». В первом абзаце текста содержится несколько односоставных безличных предложений. В тексте приводится лексика древнерусского языка, что делает рассказ о происхождении слова «лестница» более убедительным и понятным. Запишите это местоимение. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Оставшаяся неиспользованной, неизрасходованной часть чего-л. Продать весь о. Небольшой о. Остатки запасов. То, что ещё сохранилось, уцелело от разрушения, гибели и т. Остатки античного храма. Остатки фарфорового сервиза.

Остатки былого могущества. Остаток давнего детского чувства. Отходы какого-л. Нефтяные остатки.

ВОПРОСЫ СССР

Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. В ежедневных выпусках новостей СССР, мы расскажем вам о главных событиях, произошедших в этот день во время Советского союза. Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. Главная» Новости» В советскую эпоху нормой стало строительство егэ ответы. В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы.

Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР

Книга Иова 6:29 Информирование советских граждан в эпохи СССР. В ежедневных выпусках новостей СССР, мы расскажем вам о главных событиях, произошедших в этот день во время Советского союза. музыка из программы новостей ссср. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». Издательское дело в советский период (1917-1991).

Навигация по записям

  • Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг
  • Новости Центрального телевидения | Телепедия | Fandom
  • Образование: попытки реформ
  • Читайте также

Цифровые архивы газет

Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. Старейшее советское издание на английском языке стало своеобразной призмой, через которую на происходящее в СССР смотрел весь англоязычный мир.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий