При синдроме отличника ребенок ориентируется на видимые подтверждения его успехов.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Со временем выработался такой инстинкт самозащиты. Началась школа. Тут каким-то образом так случилось, что я начала учиться на одни пятерки. Получила звание «отличница», и как вы понимаете, планку мне впоследствии спустить уже не давали.
Я гуманитарий. Математика в любом ее проявлении мне давалась усилиями, дополнительными занятиями и слезами, а также ощущением собственной неискоренимой тупости. Но я готова была бороться и даже не представляла, что могло быть иначе.
Давление родителей очень быстро заставило меня искренне поверить в то, что любая оценка ниже пятёрки- это повод для глубокого расстройства, паники, чувства вины и ещё большего количества дополнительных занятий. Думаю, если бы я училась сама, без какого-то подначивания со стороны, математику я бы до четвёрки вытягивала. Но мне никто не говорил, что так можно.
Будучи ребёнком, я очень быстро впитала в себя страх от падения на уровень ниже. Не помню, чтобы я доставляла родителям какие-то существенные проблемы, но повод меня побить находился частенько. Когда я пошла во второй класс, папа уехал в Москву зарабатывать деньги и приезжать стал по выходным.
Я немного выдохнула, потому что маму, отдельно взятую, я практически не боялась, словесный отпор могла ей дать уж точно, а вот физический научилась давать, только когда выросла, и она понимала, что если посмеет ударить, ей прилетит в ответ. Иногда я также с ужасом ждала выходных, потому что должен был приехать папа и устроить допрос с пристрастием на тему, как у меня дела в школе и «покажи дневник».
Порядок на столе — чтобы мама похвалила Лёля Тарасевич Синдром отличника. Ну, или отличницы, кому как больше подходит. Иногда люди приходят уже с готовым запросом: «Спасайте, у моего ребенка этот самый синдром, хоть его и нет ни в одном справочнике по медицине или психиатрии». А иногда мне просто сыплют симптомами: рыдает над домашкой, переписывает прописи по десять раз, до одури боится ошибиться, опоздать, если проиграет в шахматы, бьется в истерике, а от любого замечания переживает еще неделю. Ну что мы не так делаем?
Не ругаем вроде, уже умоляем дите перестать так реагировать, забить, в конце концов, а оно само вот. Давайте разбираться, что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное — что с ним делать-то? Есть противоядие? Ну для начала нужно понять, что именно у вашего ребенка: перфекционизм или синдром отличника. Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска.
А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили. То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею». С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый.
И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости.
Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого.
Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу? Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить. Как предотвратить появление синдрома отличника? Любите своего ребенка а также своих близких и себя самого не за что-то, а просто так.
Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием. Разговаривайте о значимости и ценности ребенка, интересуйтесь его жизнью и объясните, что поражение тоже имеет значение. Выводы Здоровая атмосфера внутри семьи — главный способ борьбы с синдромом отличника. Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха.
Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника
Синдром отличника у взрослых. Как распознать, какие последствия? | В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. |
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться | Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых. |
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться | Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребёнка синдром отличника и хотят остановить его развитие. |
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь | Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. |
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться. Более того, неудачи — это тоже полезный опыт. Вы попытались и не получилось? Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше. Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше.
Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое мышление и могут найти несколько вариантов. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке. Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции.
Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома. Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания. Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания.
Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой. Процедура одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа : 1 Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство.
Были использованы 10 заданий из теста на интеллект Айзенка.
Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться.
Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр. Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.
Но мне никто не говорил, что так можно. Будучи ребёнком, я очень быстро впитала в себя страх от падения на уровень ниже. Не помню, чтобы я доставляла родителям какие-то существенные проблемы, но повод меня побить находился частенько. Когда я пошла во второй класс, папа уехал в Москву зарабатывать деньги и приезжать стал по выходным. Я немного выдохнула, потому что маму, отдельно взятую, я практически не боялась, словесный отпор могла ей дать уж точно, а вот физический научилась давать, только когда выросла, и она понимала, что если посмеет ударить, ей прилетит в ответ. Иногда я также с ужасом ждала выходных, потому что должен был приехать папа и устроить допрос с пристрастием на тему, как у меня дела в школе и «покажи дневник». Просто «как у меня дела», «что я чувствую», «как мое настроение» меня никогда не спрашивали. И тогда я тоже, вроде как, верила, что это норма. Иногда мама ему на меня за что-то жаловалась, и тогда меня ждало наказание - битье ремнем. Били меня по разным причинам. Однажды я сидела за своим рабочим столом и к уроку труда делала вязание. У меня вяжет крестная, поэтому мама предварительно меня к ней возила, и та показывала мне способ создания определенного вида петель. Мне он приглянулся больше того, который давали на уроке, и я стала дома им пользоваться. Мама увидела это до сих пор не понимаю, как она распознала и начала орать, что я вяжу неправильно. Дальше я отчетливо помню, что я каким-то образом упала на пол, и она била меня и руками, и ногами.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Во всем виноват синдром отличника, от которого, между прочим, страдают не только школьники, но и взрослые. Разбираемся, как он формируется в детстве, как влияет на характер и почему способен обрекать свою жертву на жизненные неудачи. Что такое синдром отличника У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника — психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его. Depositphotos Характер ребенка с синдромом отличника В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей? Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте и похвалу окружающих. Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается.
Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети а потом и взрослые стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют. Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности.
Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми. Правильным будет показывать ребёнку, какой прогресс он совершил, как вырос за последнее время и какой успех сделал в развитии навыков по сравнению с самим собой прежним. Показывайте каждый день ребёнку, что любите его таким какой он есть, что цените независимо от того, какие оценки он получает, что ваша любовь безусловна и на неё не влияют его школьные успехи. Обязательно хвалите за любые достижения, подкрепляйте правильное поведение, когда ребёнок проявляет инициативу, когда старается, когда чем-то увлечён и ставит цели. И помните, что одни «пятёрки», золотая медаль — это, конечно, хорошо, но счастье и здоровье ребёнка важнее!
Источник фото: Фото редакции По словам Марии Маниной, дети с таким синдромом постоянно ищут одобрения, они с яростью хотят заслужить похвалу взрослых. При этом дети панически боятся совершить ошибку и потерпеть неудачу. Если ребенок имеет данный синдром, то это характеризуется некоторыми признаками, включая гиперответственность, стремление все доводить до идеала и постоянный страх неудач. Источник фото: Фото редакции Психолог добавила, что даже если ребенок выглядит спокойным, то его внутренний мир рушится.
Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть... Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать.
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»»
Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой. Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших». В связке «школа-университет» настолько мало полезных знаний для адаптации в жизни, что ими можно пренебречь. Учитель или преподаватель, проработав все время в бюджетной организации, не знает конкуренции, они не выполняют никакой социальный заказ, поэтому теряет уважение окружающих и самоуважение из-за бессмысленности работы. Или тот же родитель, который сдавал экзамены на более легкой основе, когда в наше время с каждым годом становится все сложнее и сложнее, поэтому они не знают; они не знают, что на самом деле важно для успеха.
Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться - путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении. Они поверили в пользу изучения того, что было полезно десятки лет назад, поэтому в жизни сталкиваются с большими трудностями. Они научились подавлять желания, не доверять себе, быть исполнителями инструкций и чужой воли. Но сегодня нужны другие качества - инициатива, умение принимать решения и брать ответственность, самостоятельное мышление, навыки поиска информации, адаптивность к быстрым переменам.
Отличники в зоне риска - потенциальные неудачники, которые не найдут применение исполнительности в новом мире А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете необходимое условие успеха в жизни? Они с детской мудростью забивают на школу, потом на университет. Как правило, они слушают только тех учителей, которые нравятся, изучают предметы, которые интересны.
Но это закономерный результат того, что родители, не зная о синдроме 7 сентября, заранее не позаботились о подготовке к учебе и профилактике. Читайте также Аденоиды у ребенка: перерастет или придется резать? К новому нужно привыкать Школа для детей — это новый этап их жизни, совершенно отличный от предыдущего пребывания в детском саду. И хотя для детей свойственна большая гибкость и пластичность в отношении приспособления к новым условиям, им все равно нужна помощь и поддержка, постепенный переход от беззаботного дошколенка к ответственному ученику. Даже если ребенок ходил на подготовительные курсы к школе, он активный, подвижный и любознательный — ему первые дни приходится нелегко. Если же это застенчивый, робкий и привязанный к родителям домашний малыш — нагрузка еще сильнее.
Психика и здоровье ребенка тесно связаны , при напряжении и стрессе организм подсознательно ищет способ разгрузиться — болезнь, простуда, недомогание — это своеобразный способ побыть дома, отдохнуть и прийти в себя. И малыш не специально это делает, он не симулирует — организм сам защищается от перегрузок, берет для себя «паузу», чтобы все осмыслить, разложить по полочкам и потом уже приступить к активной работе. Ранние подъемы, новая обстановка Пока эмоции свежи и позитивны, а ребенок на первой неделе входит в график, организм работает относительно стабильно. Но ранние подъемы, изменение режима активности и питания влияют на здоровье — это стресс, причем немалый. Если ребенок заранее, еще с середины лета, не привык к новому режиму, недосып и усталость дополняют картину.
Критика и исправление недостатков вызывают у него болезненную реакцию Ребенок стремится любой ценой заработать отличные оценки Каждому родителю льстит, когда его ребенок — пример для подражания у одноклассников. Однако следует задуматься, если он согласен только на отличный результат, а «четверки» у него вызывают приступы истерики и самобичевания Страх допустить ошибку Для детей «отличников» или «отличниц» даже малейшая ошибка — трагедия.
Если проблему не устранить, они будут придерживаться позиции: «Либо идеально, либо никак! В результате появляются эмоциональное напряжение, стресс, которые вызывают проблемы со здоровьем. Чем опасен синдром отличника Эмоциональная неустойчивость приводит подростков к формированию тиков, обсессивно-компульсивного расстройства, психосоматических реакций. У них появляются навязчивые действия, головокружение, боли. Если не прибегать к психологической коррекции, во взрослом возрасте у человека появляются неврозы, депрессия, бессонница, психосоматические заболевания, отравляющие жизнь «отличника». В профессиональной сфере стремление стать лучшим также работает против людей-«отличников». Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой приводят к тому, что они: боятся провала, поэтому откладывают дела в долгий ящик, а ко многим даже не приступают боятся работать в незнакомой сфере, потому что несовершенны в ней занимают должность подчиненного, потому что боятся, что не справятся, хотя обладают достаточными знаниями не берут на себя ответственность «Отличники» не контролируют себя при выполнении профессиональных задач, желание быть идеальным доходит до одержимости.
Они теряют над собой власть. Как избавиться от синдрома отличника Есть много способов, которые помогут решить проблемы с самооценкой: Лечение любой болезни начинается с ее принятия Поэтому признайтесь себе, что проблема существует и ее нужно решать Перестаньте сравнивать себя с другими людьми Это источник стресса и недовольства собой. Человек должен сравнивать себя только с собой, потому что у каждого свой путь развития Развивайте новые навыки и интересы Важно не бояться нового. Пусть вы там будете не идеальны, это поможет расширить способности, почувствовать уверенность в том, что все получится Работайте над самооценкой Важно отмечать сильные стороны, не слушать внутреннего критика, который указывает на недостатки Ведите дневник достижений Фиксируйте победы. Они послужат мотивацией и помогут сохранить трезвый взгляд на свои способности Помните, критикуют не вас, а результаты работы Каждая ошибка — это опыт, без которого невозможны результаты. Боитесь, что ошибки приведут к непоправимым последствиям? Запишите их.
И увидите, что последствия ошибок легко поправимы, а значит, о них бессмысленно переживать Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. На психотерапевтических беседах специалист выявит причины синдрома и сформирует новые личностные установки, которые помогут ориентироваться не на результат, а на процесс, и получать наслаждение от работы.
Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе.
Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят.
В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость. Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку.
Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований.
Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией.
Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Родители с синдромом отличника: как такими не стать | Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. |
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия | Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике. |
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Родители с синдромом отличника подвержены этому больше всего, но все старания, как правило, приводят к неврозу и иногда разочарованию. Согласно последним данным, дети, имеющие синдром отличника, подвержены страху совершить ошибку. Синдром отличника – это совокупность психологических особенностей личности (отметим, не только ребенка, но и взрослого), при котором человек стремится во всем добиваться успеха, получать уважение и похвалу за проделанное и одновременно страдает. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам. Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений – плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Синдром отличника – это совокупность психологических особенностей личности (отметим, не только ребенка, но и взрослого), при котором человек стремится во всем добиваться успеха, получать уважение и похвалу за проделанное и одновременно страдает. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих.
Синдром отличника у ребенка
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей | Ребенок с синдромом отличника хорошо учится, но у него возникают определенные проблемы. |
Синдром отличника: почему возникает и как от него избавиться | Я не стала: это стало первым шагом к нелегкому избавлению от синдрома отличника. |
Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология | Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. |
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Родители с синдромом отличника подвержены этому больше всего, но все старания, как правило, приводят к неврозу и иногда разочарованию. Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас). Возникновение синдрома отличника у ребенка, прежде всего, связано с межличностными отношениями внутри семьи.