28.9 Мб или 3gp - 8 Мб на мобильный телефон. – Шуйдин и Никулин более тридцати лет проработали вместе, достигнув редкого взаимопонимания. 1962 год /Фотохроника ТАСС На арене цирка клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, 1958 год Фото Льва Великжанина/РИА Новости Клоун Юрий Никулин на арене цирка. Только администатор цирка и Никулин с Шуйдиным жили в отдельных номерах в гостинице Няринга.
На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин". Документальный фильм. Фильм о буднях цирка на Цветном бульваре, о его "закулисной" жизни, о любви и преданности цирковых артистов своему призванию и ремеслу.
Юрий Никулин — человек слова. Хотя понятие молодости для артиста оказалось смещенным. Клоуну было уже за 30, молодые годы он провел на фронте, а призвали его в Красную Армию еще до войны. Воевал на Ленинградском фронте. Его заслуги отмечены медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией»… Фронтовик поступал в институт кинематографии, во все театральные вузы Москвы, но везде получал отказ. Нашлось место только в студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. На манеже тогда царил клоун Карандаш Румянцев.
Во время гастролей в Калинине к нему пришел на интервью мой коллега из областной газеты и назвал его по имени и отчеству. Характер, в отличие от манежного героя, у Карандаша — Румянцева, по отзывам, был жестким. К Карандашу в ассистенты и попал будущий главный комик страны Юрий Никулин. Там же он познакомился со своим будущим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным, тоже фронтовиком и тоже многократно отмеченным наградами. Около трех лет пара была тенью Карандаша, но ей хотелось самостоятельности. Да и конфликты с «начальником» из переменных переходили в постоянные. Злые языки приписывали «разводу» увлечение Юрия Никулина женой Карандаша, которую в цирковых кругах именовали Карандашихой. В общем, тройственный союз превратился в две конкурирующие стороны. Первые гастроли пары Никулин — Шуйдин в Калинине ажиотажа не вызвали. Мало ли клоунов с именами смешили публику в те времена?
Кто помнит, например, Бориса Вяткина? А его имя в свое время в афише самыми крупными буквами обозначалось. Впервые Юрий Никулин засветился в картине «Девушка с гитарой» 1958 год. Маска Клячкина перекочевала в малометражку «Пес Барбос и необычайный кросс», где Никулин впервые был назван Балбесом. Из серьезных киноработ — картины «Когда деревья были большими», «Двадцать дней без войны», «Андрей Рублев». После выхода этих фильмов, особенно поставленных Леонидом Гайдаем, манежная слава Юрия Никулина выросла. Как на дрожжах.
Со своим взводом тов. Шуйдин уничтожил: 4 танка, 2 самоходные пушки, в том числе самоходное орудие «артштурм», 7 автомашин, 70 солдат и офицеров противника, взял в плен 20 немецких автоматчиков. За проявленное мужество и личный героизм достоин звания Героя Советского Союза».
Звание Героя Шуйдину заменили на орден Красного Знамени, который вручил ему в сентябре 1943 года комбриг Асланов. Полагаю это своим гражданским и, разумеется, профессиональным долгом. Так вот мне не ведом более подобный случай. Чтобы советский артист-фронтовик был официально представлен к высшей награде страны. Стоит ли удивляться тому, что я особенно пристально «пытал» на эту тему «дядю тёзку», как всегда называл Михаила Ивановича. Его практически невозможно было «завести» на воспоминания про свои героические подвиги на войне. Если всем давать Героя — никаких звёзд не напасёшься», - говорил он. Из него же мы унесли «дядю тёзку» на Ваганьковское. Первый и последний раз я видел Юрия Владимировича плачущим. С ним мы продолжали поддерживать самые тесные отношения.
Во многом и потому, что оба в разное время принадлежали к Войскам ПВО. Для Никулина та принадлежность никогда пустым звуком не являлась. Он всегда откликался на все мероприятия, проводимые в Войсках. Очень дружил с фронтовых времён! Поэтому лучше процитирую из моих записей его воспоминания. Вот его рассказ: «В армию меня призвали в 1939 году. Ей-богу, я был горд и счастлив тем, что в числе многих ребят меня не забраковала призывная комиссия. Попасть служить тогда мечтали все, но не каждому это удавалось: в вооруженные силы отбирали жестко по классовому принципу. Прибыл я служить во второй дивизион 115-го зенитного артиллерийского полка ЗАП , где меня определили на шестую батарею. Она тогда располагалась невдалеке от Сестрорецка под Ленинградом, вблизи границы с Финляндией.
Вид мой, как и остальных новобранцев, оставлял желать, конечно, лучшего. Шинель болталась как на палке — я был страшно худющим и длинным. Сапоги на ходу сползали с ног. Когда старшина украинец Войтенко заставлял меня пройти строевым шагом, ребята хватались за животы и покатывались со смеху. Меня же это злило не на шутку. И если выдержал насмешки товарищей, как теперь говорят, не закомплексовал, то только благодаря спасительному чувству юмора. На шутки отвечал шутками. Так что все скоро поняли: со мной лучше не связываться. Началась финская компания.
И приехал он правильно.
Отец рассказывал вам о фронте? Когда я был маленьким, пару раз подъезжал к нему с вопросами про войну. А он плавно уходил от них. Я почувствовал, что эта тема ему в тягость. Все артисты того времени так или иначе были связаны с войной. Кто-то прошел фронт, кто-то был в эвакуации, пережил блокаду. Война никого не обошла. К столетию со дня рождения великого режиссера А самый главный праздник для Юрия Никулина был 9 Мая. День Победы — это святое. Иногда приезжали его фронтовые друзья из Ленинграда.
Самый близкий его друг Марат, с которым прошел полвойны вместе, как и отец, был москвич. Когда они вместе демобилизовались, он был свидетелем на свадьбе моих родителей. Там познакомился с маминой сестрой.
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1964 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка. Когда перед Курским цирком открывали памятник Никулину и Шуйдину, я так и сказал: они всегда были солдатами. Источник: Фото Александра Макарова\РИА Новости. Клоуны Михаил Шуйдин и Юрий Никулин и в гримерной цирка на Цветном бульваре. Кто знает, оказалась бы столь успешной тридцатилетняя история дуэта, не получи Никулин и Шуйдин такой тяжёлый военный опыт. народный артист СССР Юрий Никулин и заслуженный артист РСФСР Михаил Шуйдин - любимые многомиллионной зрительской аудиторией клоуны.
Родился под Тулой, горел в танке, стал великим клоуном: история Михаила Шуйдина
На манеже тогда царил клоун Карандаш Румянцев. Во время гастролей в Калинине к нему пришел на интервью мой коллега из областной газеты и назвал его по имени и отчеству. Характер, в отличие от манежного героя, у Карандаша — Румянцева, по отзывам, был жестким. К Карандашу в ассистенты и попал будущий главный комик страны Юрий Никулин. Там же он познакомился со своим будущим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным, тоже фронтовиком и тоже многократно отмеченным наградами.
Около трех лет пара была тенью Карандаша, но ей хотелось самостоятельности. Да и конфликты с «начальником» из переменных переходили в постоянные. Злые языки приписывали «разводу» увлечение Юрия Никулина женой Карандаша, которую в цирковых кругах именовали Карандашихой. В общем, тройственный союз превратился в две конкурирующие стороны.
Первые гастроли пары Никулин — Шуйдин в Калинине ажиотажа не вызвали. Мало ли клоунов с именами смешили публику в те времена? Кто помнит, например, Бориса Вяткина? А его имя в свое время в афише самыми крупными буквами обозначалось.
Впервые Юрий Никулин засветился в картине «Девушка с гитарой» 1958 год. Маска Клячкина перекочевала в малометражку «Пес Барбос и необычайный кросс», где Никулин впервые был назван Балбесом. Из серьезных киноработ — картины «Когда деревья были большими», «Двадцать дней без войны», «Андрей Рублев». После выхода этих фильмов, особенно поставленных Леонидом Гайдаем, манежная слава Юрия Никулина выросла.
Как на дрожжах. Любая реприза Никулина — Шуйдина воспринималась на «ура». Больше всего повезло «Бревну». Кто не помнит, режиссер для съемки нанимает двух балбесов переносить бревно.
Вокруг их неудач в подъеме и переноске тяжести и построена вся цирковая комедия. Зрители смотрели на потуги клоунов по нескольку раз, но все равно покатывались со смеху. В «Бревне» ассистировала признанным артистам жена Никулина — Татьяна.
Никулин был понятен и любим огромным количеством людей, хотя никогда не опускался до хамства и пошлости. В искусстве его поколения этого не было. От современных звёзд и звёздочек иногда приходится слышать: «Это люди такие — они требуют, им это нравится…» Ничего подобного! Это ваше неумение работать ищет себе аудиторию. Можно ли по-другому? Можно быть любимым и понятным для всех, не превращаясь в фонтан пошлости. Возможно, нынешним артистам не хватает желания развивать свой талант, или конвейер по зарабатыванию денег их настолько захватывает, что некогда думать об искусстве.
Артисты того времени жили очень скромно. Сейчас же даже самый недостойный блогер может зарабатывать в десятки, сотни раз больше, чем тот же самый Никулин, который прошёл войну, имел награды, снимался в огромном количестве фильмов — по сей день любимых зрителем. Только важно получить не сиюминутную славу, а то, как долго вас будут вспоминать. Жизнь — она настоящая. Получается так, что трагедии и испытания — они как огранка для алмазов. В оранжереях, в тепличных условиях ничего кроме овощей не растёт. Тот, кто смог достойно перенести все тяготы и лишения, получает огранку жизнью. Создание тотального комфорта не гарантирует, что у нас появится миллион гениев.
Юрий Никулин продлил память о себе своими киноработами, а его напарник Михаил Шуйдин клоун Миша остался за кадром.
В канун важной для каждого из нас даты - начала Великой Отечественной войны - хочется вспомнить, как народный артист РСФСР героически сражался в 35-й гвардейской танковой бригаде, был представлен к званию Героя Советского Союза и... Снова за кадром. И это не единственная несправедливость в его жизни. Сын пастуха и работницы цементного завода, он провел детство на окраине Подольска, куда семья перебралась из Тульской области. Рано потеряв отца, Михаил мог примкнуть к местной шпане, но его вместе с другими ребятами пригласили в Дом художественного воспитания, где каждый мог выбрать бесплатный кружок по интересам. Подросток перепробовал многое и даже учился играть на домре. Но в 12 лет впервые побывал в цирке и влюбился в него навсегда. Шуйдин мечтал стать акробатом. Окончив ФЗУ, в 1940-м все же поступил в цирковое училище, но через год началась Великая Отечественная.
Юношу направили слесарем на Подольский 187-й завод. А он рвался на фронт. Окончил его Шуйдин с отличием, получив звание лейтенанта. Командовал танком Т-34. Из танкистов - в клоуны Из танкистов - в клоуны На его долю выпало участие в Сталинградской операция «Кольцо» и Курской битвах, защита города Ростова-на-Дону, села Матвеев Курган и не только. Обгоревший и ослепший, он случайно был подобран санитарами и по приказу комбрига Ази Асланова направлен в тыловой госпиталь. Больше на фронт он уже не вернётся. Шесть месяцев Шуйдин будет бороться за жизнь, а затем за возможность видеть, двигаться, шевелить пальцами. Об акробатике пришлось забыть.
Когда стали рисовать афишу, он возмутился: «Почему вы пишете, что у вас сценка из французской жизни? Какие могут быть Пьеры во Франции? Пьеры — в Англии! Растолковать разницу между французским Пьером и английским пэром ему было невозможно.
Положение спас только телефонный разговор с одним крупным цирковым начальником из Москвы. Немалую трудность для Никулина и Шуйдина вызвало и то, что в калининском цирке не было круглого фойе. Публика из зала сразу выходила в парк. Полицейские в сценке «Маленький Пьер», гоняясь за мальчишкой, все время появлялись в разных проходах.
В Москве, где первоначально репетировали этот номер, все было просто: беги как можно быстрее по фойе и появляйся в разных проходах. В Калинине же перебегать от прохода к проходу приходилось через городской сад на глазах прогуливающихся людей. Более двух месяцев они прожили в Калинине. Быстро почувствовали себя в программе своими людьми.
После представления купались в Волге, ходили в театр и кино. В этом году исполнилось 68 лет со времени первого самостоятельного выступления Юрия Никулина в цирке. Как выяснилось, эту дату сам он помнил всегда.
Юрий Никулин: жизнь и любовь глазами клоуна. Часть III
В этот момент в радионаушниках танкистов на обоих берегах реки зазвучал голос Шуйдина — Михаил… читал по памяти рассказы Зощенко, каждая фраза которых вызывала дружный смех слушателей. Так и дождались подхода подкрепления, враг в атаку не пошел. Позже один из пленных сказал, что их командир, услыхав по радио перехваченный хохот танкистов, не рискнул атаковать — веселиться так могли только люди, бесконечно уверенные в своих силах… Шуйдин не зря был уверен в себе. Долгими тренировками он избавился от инвалидности и получил от врачебной комиссии разрешение вернуться в строй.
На фронт он, правда, опоздал и после Победы прослужил всего ничего: в конце июня 1945-го старшего лейтенанта демобилизовали. Дальше были цирковое училище и студия разговорных жанров при Московском цирке: со следами таких ожогов, как у него, выступать с открытым лицом и руками было нельзя, приходилось прятать их под гримом и белыми перчатками. Право учиться у знаменитого клоуна Карандаша оспаривали около трехсот кандидатов, отбор проходил в три тура.
Выиграли в конкурсе трое, в том числе и Михаил. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка. И они, действительно, стали самым прочным клоунским дуэтом в истории мирового цирка.
Юрий Владимирович вспоминал, как однажды один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио, готовя реквизит к выступлению, уронил за кулисами трюковую шкатулку: «Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет».
Узнав об этом, Миша предложил свои услуги. Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио.
Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе. Реквизит для номеров клоуновского дуэта в основном делал Шуйдин. С реквизитом всегда много мороки.
Номер, посвященный семидесятилетию товарища И. Варшава, 1949. Лот 271. Рекламный лист «Книга лучший подарок». Лот 187. Две фотографии: Акробатический этюд со стулом. Лот 91.
Голике и А. Вильборг, 1916. Лот 298. Лот 164. Зеленый ужас. Рига: Книга для всех, [1930]. Предаукционный показ проходит с 1 по 9 декабря кроме воскресенья и понедельника с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер.
Торги состоятся 9 декабря в 19 часов на портале bidspirit. Что такое «Литфонд»? Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства в том числе фарфором, стеклом и бронзой.
Конечно вечерком посидели, выпили. Всё чинно-благородно без конфликтов, местное население не обижали.
Утром головная боль, но Шуйдин привык просыпаться рано и вышел на крыльцо покурить. Вдруг видит машина "скорой помощи" не может проехать на узкую улочку из-за вставшей там легковушки возле которой туда-сюда бегает плюгавенький мужичонка в слезах и панике. Выяснилось, что у него супруга рожает раньше срока, роды возрастные, сложные, двойня, кровотечение, вызвал врачей, а те по узким, средневековым улочкам проехать не могут потому что некто товарищ Лиепиньш - местный партийный начальник свою новенькую "Волгу" убирать не хочет и разговаривает с соседями через дверь. Врачи выскочили из своего автомобиля метнулись к бедняге домой, потом вернулись безаппеляционно заявив, что нужна срочная госпитализация, а "Волга" всё стоит. Шуйдин принял решение действовать.
Позади на пустыре отеля трактор выкорчёвывал пни и...
Боевые машины, оставшиеся на ходу, поступают на вооружение более боеспособных частей, а остатки танкового отряда отправляют в тыл на пополнение и переукомплектование. Танки теряли в каждом бою, и теряли помногу. Но Шуйдину повезло — и он, и его боевая машина остались целы.
В конце августа 1943 года в одном из боёв защитник уничтожил несколько противотанковых орудий, пулемётных гнёзд, а также шестиствольный миномёт, два грузовика и около 20 солдат противника. Это сражение принесло ему орден Красной Звезды. В следующих боях танковая бригада понесла серьёзные потери, а сам Шуйдин получил ранение. Весной 1944 года укомплектованная новенькой ленд-лизовской техникой — «шерманами» и «валлентайнами» — бригада отправилась в пекло операции «Багратион».
Только что вышедший из госпиталя защитник был в числе танкистов, которые ударили по врагу на севере Минской области и форсировали Березину. На его боевом счету — изрядная свалка горелой немецкой техники и целое кладбище вражеской пехоты. В представлении к званию Героя Советского Союза значится почти десяток танков и самоходок и не один десяток солдат. К сожалению, звезду Героя Шуйдину так и не дали.
Редкие и интересные фотографии Юрия Никулина
В 1950 году Никулин и Михаил Шуйдин составили клоунский дуэт, который стал знаменитым в кратчайшие сроки. В самом начале 80-х клоунскому тандему Юрий Никулин – Михаил Шуйдин стукнуло тридцать лет. – Шуйдин и Никулин более тридцати лет проработали вместе, достигнув редкого взаимопонимания. Нашел фотографию из цирка и вспомнил, что этой клоунаде Юрий Никулин в своей книге посвятил пару абзацев. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин некоторое время выступали вместе с известнейшим клоуном Карандашом, кстати, уроженцем тверского края.
Родился под Тулой, горел в танке, стал великим клоуном: история Михаила Шуйдина
Юрий Владимирович Никулин был человек и артист удивительно разнообразных талантов. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные. Анатолий Тарасов с супругой в гримерной Никулина и Шуйдина Фото: из архива Андрея Шуйдина. Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре. Фото: РИА Новости/Лев Великжанин. Артисты Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка.
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман»
Первый — Красной Звезды — Шуйдин получил годом раньше за освобождение украинского села Удовиченко. Тогда, как отмечалось в представлении к награде, он «отлично руководил экипажем своего танка, неоднократно смело и решительно водил его в атаку на врага, в результате чего его экипажем было уничтожено 2 орудия, 3 станковых пулемета с их расчетами и до 2 взводов вражеской пехоты. В этом же бою лично тов. Шуйдиным было уничтожено одно орудие, один шестиствольный миномет, 2 автомашины с боеприпасами и до 20 гитлеровцев». Смех — сильное оружие Этой реляции Михаил, конечно, и в глаза не видел — долгими госпитальными ночами он просто вспоминал. Как под Ахтыркой впервые пошел в разведку боем, форсировал Днепр, Березину, Нарочь. Как за отличное освоение новой техники его поощрили отпуском на родину — бригада переучивалась на полученные по ленд-лизу американские танки в Тульской области, совсем неподалеку от его родного Казачьего, где Михаил родился в семье пастуха. Как по окончании школы ФЗО работал слесарем-лекальщиком на оборонном заводе, участвовал в художественной самодеятельности. Как поступил в Горьковское бронетанковое училище, как чудом сумел удержать плацдарм на берегу Вилии у города Сморгони, захваченный его взводом: танковая бригада еще не успела переправиться, а враг под прикрытием сумерек накапливался у плацдарма, занимал исходные позиции для контратаки. В этот момент в радионаушниках танкистов на обоих берегах реки зазвучал голос Шуйдина — Михаил… читал по памяти рассказы Зощенко, каждая фраза которых вызывала дружный смех слушателей. Так и дождались подхода подкрепления, враг в атаку не пошел.
Позже один из пленных сказал, что их командир, услыхав по радио перехваченный хохот танкистов, не рискнул атаковать — веселиться так могли только люди, бесконечно уверенные в своих силах… Шуйдин не зря был уверен в себе. Долгими тренировками он избавился от инвалидности и получил от врачебной комиссии разрешение вернуться в строй. На фронт он, правда, опоздал и после Победы прослужил всего ничего: в конце июня 1945-го старшего лейтенанта демобилизовали. Дальше были цирковое училище и студия разговорных жанров при Московском цирке: со следами таких ожогов, как у него, выступать с открытым лицом и руками было нельзя, приходилось прятать их под гримом и белыми перчатками. Право учиться у знаменитого клоуна Карандаша оспаривали около трехсот кандидатов, отбор проходил в три тура. Выиграли в конкурсе трое, в том числе и Михаил. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка. И они, действительно, стали самым прочным клоунским дуэтом в истории мирового цирка.
Никулин Юрик — флегматичный неулыбающийся персонаж, не лишённый черт трогательности и наивности. Шуйдин — предприимчивый мастер на все руки , неунывающий «рубаха-парень», задира, который всё время стремится разыграть своего приятеля [1]. В некоторых интермедиях дуэта в качестве третьего партнёра выступала жена Юрия Никулина — Татьяна Николаевна [1].
Но маститые экзаменаторы талант его не разглядели… Осенью еще одна попытка: студия Камерного театра. В это же время из "Вечерки" узнаёт о наборе в студию клоунады при Московском цирке. Приходит, показывается. Приняли Никулина обе студии. Он выбрал цирк… А Михаил Шуйдин после школы и ФЗУ, получив специальность слесаря-лекальщика, сразу поступает в цирковое училище на акробатическое отделение. Но война обрывает надежды.
Лёвик, запомни. Когда ты вырастешь, он уже умрёт! После такого общаться с друзьями и веселиться Утёсову надолго расхотелось. Кино В качестве киноартиста Юрий Владимирович работал в основном со столичными киностудиями — «Мосфильмом», студией им. Горького и другими. Но и в истории ленинградского кино он оставил особый след, сыграв Лопатина в «Двадцать дней без войны» 1976 Алексея Германа. Меттер убеждал не отказываться — уверял, что Герман режиссёр способный. Через несколько дней позвонил сам Алексей Герман. Никулин снова попытался отбояриться, объяснял, что не годится по возрасту Лопатин в книге младше Никулина и по темпераменту, и вообще ему сейчас хочется ещё раз сыграть в комедии. Но «способный режиссёр» делал вид, что не слышит возражений. В итоге Никулин уступил и согласился приехать на «Ленфильм» на пробы. Пробы были тяжёлыми — чрезвычайно дотошный Герман не мог, например, просто взять форму тех лет, которая подходит Никулину по размеру. Он пробовал разные шинели в течение многих часов, пока не находился вариант, который действительно лучше прочих. То же самое с очками — по воспоминанием жены Никулина, для проб Алексей Юрьевич приготовил столько старых очков, что казалось, будто он собрал их у всех без исключения стариков Ленинграда. Не легче были и сами съёмки, участие в которых Никулин всё-таки принял. На это решение даже больше, чем Герман, бравший артиста измором, повлиял Константин Симонов, который в личной беседе с Юрием Владимировичем дал понять, что согласен с режиссёром: Никулин — идеальный Лопатин. И когда после того, как работа над фильмом уже началась, худсовет, отсмотрев снятый материал, потребовал от Германа заменить Никулина, потому что он «похож на алкаша», Симонов устроил скандал. Константин Михайлович был членом ЦК КПСС, и с его аргументом, что это же он придумал Лопатина, вот и ему решать, как герой должен выглядеть, пришлось считаться. Страстная увлечённость Германа реализмом не оставляла нервной системе артистов шансов. Так, сцены в поезде снимались не в тёплом студийном павильоне, а в настоящем продуваемом вагоне времён войны. На экране — около десяти минут, а в жизни — больше месяца напряжённой работы. Случалось, что Никулин не выдерживал и делился с Германом тем, что накипело у него, Людмилы Гурченко и других участников съёмок, иногда на повышенных тонах. Но от полноценного бунта его удерживала мысль: а что, если Герман прав и именно так и надо? Позднее, посмотрев «Двадцать дней без войны», Никулин признал: их актёрские страдания были ненапрасны. Как и когда-то во время войны, Юрий Владимирович старался поднимать общий боевой дух при помощи шуток. Узнав, что им с Гурченко придётся сниматься в сцене свидания полуобнажёнными позднее режиссёр передумал, и в фильме всё более чем целомудренно , на следующий день он постучался к актрисе в трусах и майке, а когда та открыла, объявил: «Начнём приучать друг друга к нашим телам. Я первый». А во время работы над сценой, где Гурченко говорит: «Обними меня, у тебя такие сильные руки», Никулин как-то раз сострил в ответ: «Ты бы знала, какие у меня ноги». Но на экране Лопатин не шутит. Смотреть фильм в первый раз для тех, кто хорошо знает Никулина по комедиям, занятие необычное. Уводя от привычных образов, разными способами давая выход ранее незнакомым оттенкам, полутонам и вариантам существования на экране, Герман, должно быть, отчасти помогал прорваться наружу и внутреннему миру Никулина. Юрий Владимирович вспоминал: когда на «Ленфильме», на пробах, он надел лопатинские очки, то впервые заметил, что стал похож на отца.
Юрий Никулин: жизнь и любовь глазами клоуна. Часть III
Никулин прошел через две войны: Советско-Финскую и Великую Отечественную. А после войны появилось желание вернуться к мирной жизни и стать артистом. И тут Никулину попалась на глаза газета «Вечерняя Москва»: «Московский ордена Ленина государственный цирк на Цветном бульваре объявляет набор в студию клоунады». Два года учебы, знакомство с Михаилом Шуйдиным, который станет его постоянным сценическим партнером, работа с прославленным клоуном Карандашом уроженцем Тверского края, кстати. Первый номер на арене цирка. Неудивительно, что он запоминается артистам на всю жизнь. Именно с ним они и приехали на свои первые самостоятельные гастроли в Калинин летом 1951-го года. Номер незамысловат. Французский подросток расклеивает прокламации, строит козни полицейским, которые его стараются поймать. На вокзале в Калинине московских артистов встретил экспедитор цирка и повез в цирк на трамвае.
Летний Калининский цирк оказался деревянным обшарпанным зданием с пристройками и большим двором. Находилось оно в Горсаду рядом с Волгой, там, где проходил ров, оставшийся еще от древнего Тверского кремля. Оставив чемоданы во дворе цирка у проходной, артисты, все втроем, отправились вместе с экспедитором выбирать квартиру. В те времена при цирках не было ни гостиниц, ни общежитий, и артисты, гастролируя, жили на частных квартирах, а иногда даже прямо в цирке, в гримерной. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка.
И вдруг за кулисами пролили бензин. Кто-то, видно, неосторожно чиркнул спичкой, вспыхнула вся стена. Выскакиваем на манеж. Я срываю огнетушитель, и мы начинаем танцевать. Для нас это была страшная импровизация. А в зале, набитом до отказа — от смеха со стульев сползают. Мы танцуем, я поливаю из огнетушителя то стену, то Мишу, то инспектора. Зрители так и не заподозрили опасности, настолько сильна уверенность, что у клоунов моет случиться все, даже пожар настоящий. А ведь стоило произнести слово пожар и страшно представить, что бы произошло. Это была импровизация не от хорошей жизни, тем более, что назавтра наши костюмы распались от кислоты: поливал-то я щедро. Известно также, что кроме таланта клоуна у Шуйдина были золотые руки. Для многих номеров реквизит изготовлял именно он. Это признавал и сам Никулин. Миша вырос в глазах Карандаша после случая со шкатулкой. Готовя реквизит к представлению, один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио уронил за кулисами трюковую шкатулку. Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет». Узнав об этом, Миша предложил свои услуги. Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он, пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио. Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе». Свободных мест в зале не было «У Карандаша им было довольно трудно, потому что у него тяжелый, деспотический характер, — считает Александр Калмыков. Там сложился дуэт сангвиника, немного заторможенного Юрика и хитрого, энергичного Миши Шуйдина. Они вместе создавали репризы, объехали с этим репертуаром весь мир. Успех везде был необыкновенный. У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист. Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже. Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек. Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто. Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами. Хорошая семья, двое сыновей. Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами. Долгое время потом был директором программы «Цирк на льду». Сам тоже выступал, он великолепно владел коньками». Александр Дмитриевич вспоминает, что заполучить на гастроли Никулина и Шуйдина было невероятно трудно.
Воевал на Ленинградском фронте. Его заслуги отмечены медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией»… Фронтовик поступал в институт кинематографии, во все театральные вузы Москвы, но везде получал отказ. Нашлось место только в студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. На манеже тогда царил клоун Карандаш Румянцев. Во время гастролей в Калинине к нему пришел на интервью мой коллега из областной газеты и назвал его по имени и отчеству. Характер, в отличие от манежного героя, у Карандаша — Румянцева, по отзывам, был жестким. К Карандашу в ассистенты и попал будущий главный комик страны Юрий Никулин. Там же он познакомился со своим будущим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным, тоже фронтовиком и тоже многократно отмеченным наградами. Около трех лет пара была тенью Карандаша, но ей хотелось самостоятельности. Да и конфликты с «начальником» из переменных переходили в постоянные. Злые языки приписывали «разводу» увлечение Юрия Никулина женой Карандаша, которую в цирковых кругах именовали Карандашихой. В общем, тройственный союз превратился в две конкурирующие стороны. Первые гастроли пары Никулин — Шуйдин в Калинине ажиотажа не вызвали. Мало ли клоунов с именами смешили публику в те времена? Кто помнит, например, Бориса Вяткина? А его имя в свое время в афише самыми крупными буквами обозначалось. Впервые Юрий Никулин засветился в картине «Девушка с гитарой» 1958 год. Маска Клячкина перекочевала в малометражку «Пес Барбос и необычайный кросс», где Никулин впервые был назван Балбесом. Из серьезных киноработ — картины «Когда деревья были большими», «Двадцать дней без войны», «Андрей Рублев». После выхода этих фильмов, особенно поставленных Леонидом Гайдаем, манежная слава Юрия Никулина выросла. Как на дрожжах. Любая реприза Никулина — Шуйдина воспринималась на «ура». Больше всего повезло «Бревну». Кто не помнит, режиссер для съемки нанимает двух балбесов переносить бревно.
Иногда они ссорились. Если Михаил Иванович слишком много выпивал и срывал представление. Если долго находился не в духе и мог что-то резкое сказать Татьяне Никулиной. Тут Юрий Владимирович взрывался. Но через день-два все шло по-прежнему». У Шуйдина были золотые руки. Трюки в номерах дуэта придумывал он и сам же изготавливал реквизит. Часто на гастроли клоуны выезжали с семьями. А жены Татьяна и Зинаида участвовали в их репризах.