Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила. Павла Дорофеева в Неделю 5-ю Великого поста. ? Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы, который жил в 14 веке и был архиепископом Фессалоникийским, то есть, современного греческого города Салоники. Поскольку Смотрите видео онлайн «НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА.
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
В пятницу первой Недели Великого поста епископ Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров. В Великий пост первая неделя самая строгая, в первый день придется отказаться от любой пищи. Неделя вторая Великого Поста. седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя1 Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния.
Шестая неделя Великого поста. Рецепты постных блюд
Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. С 15 по 21 апреля идет пятая календарная неделя Великого поста — она посвящена Преподобной Марии Египетской, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». Новости» Вторая неделя Великого поста.
Великий пост 2024
За Литургией читалось Евангелие от Марка, глава 2-я стихи с 1-го по 12-й, об исцелении расслабленного в Капернауме. Проповедь по запричастном стихе произнёс клирик Преображенского кафедрального собора иерей Евгений Фокин. По окончании Божественной литургии епископ Нестор обратился к богомольцам с архипастырским словом.
Литургии Преждеосвященных Даров вечером. С этой седмицы на некоторых приходах по вечерам среды иногда и пятницы начинают служить литургии Преждеосвященных Даров; в последние годы такая практика обретает популярность. Евангельские чтения на часах.
Также в некоторых храмах, где реализуется практика досрочного вычитывания на часах Евангелий по Матфею, Марку и Луке в связи с тем, что в первые 3 дня Страстной седмицы, когда Устав требует прочитать эти Евангелия, данное указание Устава не может быть исполнено по причине избыточной длительности служб , соответствующие отрывки начинают читать или в понедельник 2-й седмицы, или в среду. Суббота 2-й седмицы. День поминовения усопших Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы. Из богослужения отметим следующие особенности: Великое повечерие без поклонов; На утрене есть четверопеснец Триоди, потому канон по смешанной схеме: 1 — 5 песни: Минеи и храма, 6 — 9 песни: Минеи и четверопеснец; Утром в субботу — литургия святителя Иоанна Златоуста.
Святитель Григорий Палама часто поучал о том, что всем христианам надлежит непрестанно молиться. Однажды в беседе со своим другом Иовом он напомнил слова святого апостола Павла: Непрестанно молитеся 1 Фес. Напомнил святитель, что всем христианам надлежит имя Божие поминать чаще, чем мы вдыхаем воздух. Повинуясь заповеданиям богомудрых отцов, нам не только самим нужно молиться всегда, но и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей, и вообще всех учить непрестанной молитве.
Старцу Иову показалось новым делом это, и он начал спорить, говоря, что молиться беспрестанно — дело лишь монахов и аскетов-пустынников, но не мирян, которые живут в суете и имеют много забот и трудов.
Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно.
Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке править На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».
Неделя светотворных постов: что это такое?
Дар ктитора храма Юрия Сидоренко. Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. В воскресенье 31 марта, в неделю 2-ю Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в храме святого апостола Филиппа в Шардже, была отслужена Литургия Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев , в сослужении с клириком храма иереем Константином Орловым. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор.
Она посвящена Святителю Григорию Паламе. RU рассказывает, что можно и нельзя делать на второй неделе поста. Ru Тем, кто впервые соблюдает Великий пост, следует питаться небольшими порциями 5-6 раз в день.
В рационе должны присутствовать каши из различных злаков, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, а также соки и ягодные смузи. Для получения необходимых организму белков можно использовать грибы и бобовые культуры. Из гороха, сои, чечевицы и фасоли можно готовить разнообразные блюда, как первые, так и вторые. Существуют категории людей, для которых строгий пост не рекомендуется: беременные женщины и кормящие матери, пожилые люди, тяжелобольные, в том числе страдающие онкологическими заболеваниями, диабетом и болезнями ЖКТ.
Святитель Григорий Палама долгое время подвизался на горе Афонской, где посвятил долгие годы умному деланию — безмолвной, внутренней молитве, навыку которой еще в IV веке нашей эры положили начало преподобные отцы-пустынники египетские.
Тысячу лет эта аскетическая практика развивалась в монашеской среде. Она получила название исихазма — от греческого слова, обозначающего покой или молчание. Святой Григорий Палама был опытным исихастом; благодаря сформулированному им богословскому обоснованию этой практики она распространилась в монашеской среде по всему православному миру, включая и русские земли. Но если озарение Божественным светом доступно лишь духоносным подвижникам, то, казалось бы, какой в нем прок мирянам? В одном их своих главных трудов, называемом «Томос веры», святитель Григорий Палама пишет, что в нас, созданных по образу и подобию Божьему, Его Свет присутствует изначально.
А пост, молитва, исповедь и благие дела позволяют нам наполниться ощущением его присутствия. Возможно, другие не увидят его явно, но так ли это важно для нас?
И в этой связи весьма любопытно, как евангельский отрывок нам предлагается сегодня ко вниманию. Нет, это вовсе не отрывок о Преображении Господнем, что могло бы показаться вполне естественным.
Во второе воскресенье Поста мы слышим отрывок из второй главы евангелия от Марка, где речь идет об исцелении Господом расслабленного. И главными в этом зачале Лекционарий полагает слова Спасителя: «Чадо! Ну а далее хороша нам всем известная дискуссия Христа и книжников, результат которой — свидетельство Божественной природы Иисуса Христа, ибо прощать грехи и исцелять безнадежно больных способен только Бог. Таким образом, сегодняшний Лекционарий в сочетании с историческим названием этой Недели учит нас тому, что Христос способен не только дать человеку здравие, но и преобразить его природу, приобщить его к Своей Божественной природе.
Мы — причастники Божества. Неделя святителя Григория Паламы
Каждый день этого периода ведет людей к Светлому Воскресению Христову — празднику Пасхи. В среду, 8 марта, празднуется обретение мощей Матроны Московской. Это одна из самых известных и почитаемых в нашей стране святых. Кроме того, в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу поминают умерших. Самоограничения должны быть посильными.
Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ — этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.
Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Раз мы знаем об этом, то следующую седмицу будем идти еще легче, чем шли до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть! Вернусь к святому Серафиму Саровскому. Святой Серафим Саровский имел ученика — Мотовилова. И когда Мотовилов увидел этот свет в Серафиме Саровском, ему тоже стало так же хорошо. Именно потому, что этот свет — божественный свет, отблеск, луч божественной славы, явленной на Фаворской горе.
Он нам присущ, каждому из нас он дан в образе Божием, который вписан в каждого человека. Вот кто такой человек, вот что такое человек! Среди слушающих меня сейчас есть люди, занимающиеся литературой, музыкой, искусством, и они лучше меня знают, конечно, как много больших, самых больших умов человечества отмечало, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы человек нашел самого себя. Герой этого великого классического писателя стал героем и известного музыкального произведения тоже северного музыканта Грига напомню вам об этом для того, чтобы вам было легче ориентироваться в том, о чем я говорю. Это значит как раз найти в себе, увидеть в себе причастность Божеству и свою жизнь построить так, чтобы эта причастность Божеству была осуществлена. Она осуществляется тогда, когда идет человек путем веры в Бога и веры в человека, которую проповедует Церковь. Эта причастность раскрывается, этот образ осуществляется человеком на том самом пути, о котором говорит молитва святого Ефрема Сирина.
Мать-Церковь по-матерински берет за руку каждого из нас и ведет по тому пути, на котором человек непременно находит самого себя в самом высоком смысле слова, находит причастность Божеству в глубине своего существа. Конечно, Царство Божие существует объективно вне нас, но никогда не забывайте: Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству.
Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля.
В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне. К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии молчания , учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике.
Беда, когда все жизненные устремления на этом и заканчиваются! Беда, когда средство принимается за цель! Беда, когда молитва об исцелении ограничивается желанием «встать и ходить», а вот уж куда ходить — это дело десятое! А между тем ходить-то надобно за Христом. Делать же это, не боясь утонуть в бурной пучине, можно только в том случае, когда «прощаются тебе грехи твои» Мк.
С ним, по слову Христову, одна дорога — в пучину морскую! А нам-то, как и отважному апостолу, всё кажется, что и вода нас выдержит, и небо, и не потянет нас на дно тяжкий груз неизжитых страстей, и уж никогда не обрушимся мы из заоблачных высей, где было нам так хорошо парить, в душный смрад земных привязанностей! Книжники капернаумские от зависти задохнулись: «что Он так богохульствует? А нам грешным — от Бога даже Божьего не надо! Какое прощение грехов!
Нам бы здоровья да долгих лет жизни, остальное — не важно!
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» 1338. К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но, несмотря на это патриарх отлучил святителя от Церкви 1344 и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.
В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. За три года до кончины святитель Григорий Палама вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя!
За усердные труды в деле строительства и благоустройства территории храма отец настоятель вручил Грамоты Александру Муравьеву и Роману Хадисову. По окончании богослужения отец Владимир обратился в молящимся с пастырским словом: «С каждым годом мы становимся мудрее, старше, плоть наша становится немощной, она стареет, и с этой старостью уходят страсти и появляется мудрость. Так все Господом устроено, что невозможно сразу стать мудрым человеком, пока не насовершаешь ошибок, пока в этом мире не пройдешь свои жизненные пути и не споткнешься, не разобьешь коленки. Но тот христианин, крещеный от воды и Духа Святого, который находит в себе силы встать и Господа за все не обвинить, а поблагодарить. И в такой силе, мудрости проявляется человек, идущий ко спасению. Если посмотреть на подвижников благочестия нашего века или первых веков христианства, все они были бедны, нищие, одинокие, но с огромной любовью и радостью, в их сердце жила любовь такая, настолько сильно покрывающая человеческое сердце, душу и разум, что они, видя свою нищету, живя в ущельях и пещерах в одиночестве, видели со всего этого великую радость.
Во седмицу вторую, по учению Церкви, нужно постараться быть в мире и любви с живыми и усопшими. Как называется вторая неделя Великого поста Вторая седмица Великого поста 2024 года называется Неделей светотворных постов. Название этой недели отражает важность духовной практики и самоотречения, которые помогают верующим очистить душу и подготовиться к встрече с Богом. Прошло семь дней с начала поста, и религиозным людям к этому времени обычно легче соблюдать ограничения в питании. Христиане каждый день учатся великодушию и терпимости к недостаткам других людей, что помогает им стать более сострадательными. Считается, что на второй седмице легче достичь состояния душевного умиротворения и смирения, которые необходимы для понимания своего истинного предназначения в этом мире. Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать Что можно делать во вторую неделю Великого поста. Вторая неделя кажется терпимее, позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути. Вторая седмица Великого поста имеет особое значение для верующих, которые стремятся к самопознанию и духовному развитию.
В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов православия. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» 1338. К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но, несмотря на это патриарх отлучил святителя от Церкви 1344 и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Третья Седмица (неделя) Великого поста с точки зрения питания в точности повторяет вторую Седмицу, в ней нет дней, когда положено голодание. Лазарева суббота у православных христиан — это суббота перед Вербным воскресеньем, суббота шестой недели Великого поста. Следует упомянуть, что в 2024 году на субботу третьей недели Великого поста выпадает предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому особое поминовение усопших не совершается, и следующая, последняя в посту, родительская приходится на 13 апреля. Особенности второй недели Великого поста. Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Вторая неделя Великого поста в отношении питания не сильно отличается от первой: ограничения являются все такими же строгими, и послаблений не предусмотрено.