Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.
Кутья на поминки
Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!». кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Поминальное блюдо на похороны «Кутья». Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути. В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки.
Кутья да мед душе надежду дает
Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти. Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности.
Православная поминальная трапеза
Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» — его используют в своей работе темные маги. Поэтому, прежде чем взять вещь, следует ее троекратно перекрестить, а придя домой, совершить полный обряд. Так даже обычный человек сможет нейтрализовать то зло, которое причиняют люди с недобрыми намерениями. Что еще необходимо освящать Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка — все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках. Данный ритуал поможет защитить его владельца от различных неприятностей на дороге.
Покупая дом или квартиру, мы хотим, чтобы они были нашей «крепостью». Даже если жильё новое, его тоже необходимо освятить. Таким образом, оно наполниться духом радости, любви и процветания. Обручальные кольца. Это не просто украшение, это символ супружеской верности, любви и стабильности. Поэтому, прежде чем надеть его на палец свой второй половинке, обручальное кольцо нужно освятить. Разновидности кутьи В различные церковные праздники, где кутья уместна, ее готовят по-разному, и названия у неё тоже разные: бедная кутья, богатая или щедрая кутья и голодная кутья. Почему у последнего вида кутьи такое название — голодная кутья? Её подают на Крещение — 18 января.
Связано это с библейским рассказом об Иисусе Христе. Он сорок дней до своего крещения ходил по пустыне, не принимая никакой пищи, и в день крещения 18 января получил небольшую порцию зерновой каши, сваренной на воде с добавлением небольшого количества меда. В наши дни такую кутью варят и вкушают на Крещение. Второй вид кутьи — постная кутья готовится в Сочельник 6 января. В эту кашу из зерна добавляют мед и сухофрукты: изюм, курагу, чернослив. Третий вид кутьи — щедрая или богатая кутья. Это самая вкусная каша, в ней, кроме цельного зерна еще и распаренные сухофрукты, мед приправлен измельченными орехами, в кашу добавляют сливочное масло, молоко или сливки. Подается на стол щедрая кутья 13 января в Старый Новый Год. Какие молитвы обязательно читают перед вкушением кути?
Ну, если уж заговорили о молитве, то правильно называть не кутья и не кутя , а сочиво, или коливо. Обязательных молитв нет. Достаточно молитвы, которую читают перед вкушением пищи.
Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность.
Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь. Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими. А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны. Родственников на поминках объединяет совместная трапеза.
Православные поминки не предполагают употребления спиртного. Одеваться принято скромно, в одежду темных тонов. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. В кутью добавляют орехи, изюм или другие сладости.
Блюдо поливают медом, а подают кутью в самом начале поминальной трапезы. Если поминовение усопшего пришлось на время поста, блюда поминального стола должны быть постными. Трапезу заканчивают блинами или оладьями, если это позволяет в конкретный день церковный устав. На поминках, как правило, пьют компот.
Память о покойном иногда почитают минутой молчания. Можно ли 40 дней поминать раньше В течение 40 дней после смерти родственники оплакивают умершего и усиленно помогают ему молитвой. Особенно на 40 день, когда решается судьба человека до Страшного Суда. Молитвенно вспоминать человека можно в любой день, но именно эти вехи в прощании с человеком считаются важными.
Ходить на кладбище, молиться о почившем чином келейной молитвы для мирян можно всегда. Самое главное для души человека — это молитва, все остальные мирские традиции второстепенны. Существуют и исключения: Если 40 дней после смерти выпадают на последнюю неделю перед Пасхой и первое воскресенье после Пасхальной недели. В сам праздник Пасхи панихиды не служат.
В Рождество и другие двунадесятые праздники тоже не принято служить панихиду, но, по согласованию со священником, читают литию. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно.
К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного».
Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т.
Читайте также: Деионизированная вода: что это такое, получение, применение, отличие от дистиллированной воды Главные блюда поминального обеда Учитывая, что кутья — основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными: блины; пирожки; котлеты. Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола. Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию.
Но в основе любого рецепта — зерна. Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов: пшеница без плевел, очищенная — 1 стакан; вода — 2-3 стакана; соль по вкусу; добавки — любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак. Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой.
Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед.
Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти.
Это важно и для близких. После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв. Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву. Поминки на 40 дней после смерти До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства.
В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы. Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна.
Господь создавал всех нас для вечной жизни. Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность. Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь. Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими.
А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны. Родственников на поминках объединяет совместная трапеза. Православные поминки не предполагают употребления спиртного. Одеваться принято скромно, в одежду темных тонов.
Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. В кутью добавляют орехи, изюм или другие сладости. Блюдо поливают медом, а подают кутью в самом начале поминальной трапезы. Если поминовение усопшего пришлось на время поста, блюда поминального стола должны быть постными.
Трапезу заканчивают блинами или оладьями, если это позволяет в конкретный день церковный устав. На поминках, как правило, пьют компот. Память о покойном иногда почитают минутой молчания. Можно ли 40 дней поминать раньше В течение 40 дней после смерти родственники оплакивают умершего и усиленно помогают ему молитвой.
Особенно на 40 день, когда решается судьба человека до Страшного Суда. Молитвенно вспоминать человека можно в любой день, но именно эти вехи в прощании с человеком считаются важными. Ходить на кладбище, молиться о почившем чином келейной молитвы для мирян можно всегда.
Поминки 9 дней
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды.
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господи, помилуй трижды , благослови. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему имя и сотвори ему вечную память.
Вечная память трижды. Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Панихида на 40 дней Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти.
Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню. За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно.
Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб. Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т. Куда деть воду и хлеб после поминок Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором.
Это проявление неуважения к умершему родственнику. После смерти все предметы, а также пища и растения, которые были в контакте с мертвым телом, впитывают негативную энергетику, поэтому необходимо узнать, куда девать оставшиеся продукты так, чтобы они не навредили живым. Эзотерики запрещают употреблять продукты, оставленные для покойника, это может стать причиной серьезной болезни, другой беды. Скармливание хлеба птицам Из каких ингредиентов можно готовить кутью? Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом. Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты. Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства.
Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов: Пшеница. Очищенные и готовые к приготовлению цельные зерна можно приобрести на рынке. Также можно использовать быстро разваривающийся булгур, который представляет собой твердые сорта пшеницы. В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива. Обязательный ингредиент поминального блюда.
Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп. Частый ингредиент в поминальном блюде. Растительный продукт можно приобрести в любом магазине в бакалейном отделе. Перед добавлением в блюдо, мак нужно замочить и растереть. Грецкие орехи. Очищенные ядра светлого оттенка дополнят вкусовые качества блюда.
Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть. Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники.
Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год. Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее! Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите.
Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков.
Как попросить прощения у покойника при захоронении. Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу.
Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет. О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать. Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер...
Лучшее чем? Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Читать надо, стоя в ногах могилы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего имя. Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить. Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба имя по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила.
Ключ, замок, язык. Далее читают сорок раз «Да воскреснет Бог». Уходить с могилы следует не оглядываясь. Дома съесть кутью и выпить кисель. О, Пречестный и Животворящий Крест Господень!
От тоски по покойному. Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите: Не тосковать, не горевать, слез не проливать!
Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло.
Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед.
Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис. Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно.
Весь процесс занимает не более 1 часа. Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились: Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак.
Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант — сахарный сироп. Приготовление кутьи Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива — в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите.
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
Не случайно символом гостеприимства у нас служат хлеб и соль: поев вместе с нами нашей еды, чужак становится своим. Поэтому еда рядом с могилой — это символ единства с умершим, знак того, что он по-прежнему остается членом семьи, рода. В этом очень много от культа предков, которых славяне и не только славяне почитали как могучих заступников, защитников живых. Предков нельзя обидеть, обойти их трапезой, а то из заступников они запросто могут превратиться в зловредных духов. Отношение церкви к тризнам и поминкам Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья. Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу. Но проводить поминальную трапезу на кладбище, превращая ее в языческую тризну, церковь считает совершенно неправильным. В могиле находится бренное тело усопшего, а душа его бессмертна.
Поэтому совершенно бессмысленно искать общения, единения с умершим членом семьи на его могиле.
Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.
Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление.
Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.
Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему.
Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться.
Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий.
Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает.
Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует.
Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей.
Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле.
Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи.
Они же и дали название этому блюду — кутья. Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья — сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл. Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха. Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека. Попадая в землю, зерна прорастают и дают жизнь новым колосьям, так же как и похороненный по церковным обрядам каждый человек, воскреснет в вечной жизни. Сами же зерна истлевают, что происходит и с телом усопшего.
По церковной традиции это третий день после смерти, в то время как первым днем считается сам день смерти, даже если человек отошел ко Господу вечером. Если же существуют внешние непреодолимые обстоятельства, которые препятствуют погребению на третий день, в этом нет греха и на посмертную участь души это никак не повлияет. Служба погребения состоит из молений об упокоении души. Священник данной ему от Бога властью читает разрешительную молитву об отпущении грехов, в которых христианин раскаялся, но не успел исповедоваться при жизни. На отпевании читается послание святых Апостолов и Евангелие. Оканчивается служба сугубой ектенией — усиленной молитвой о помиловании души усопшего. Последние слова, которые звучат на отпевании — «вечная память» — свидетельствуют о том, что близкие всегда будут помнить усопшего, поминать его в своей домашней молитве и в храме. Молитвы этого богослужения исполнены радости и надежды на то, что душа усопшего направляется к Богу, в лучший мир. Оставшимся на земле сродникам эта служба дает облегчение, напоминая, что наши души бессмертны и они обязательно встретятся. После окончания отпевания процессия с телом усопшего отправляется на кладбище. У могилы служится лития и совершается погребение. В наше время, однако, чаще все упомянутые службы совершаются сразу в храме, а на кладбище священник выезжает только по просьбе близких усопшего. Заочное отпевание Бывают ситуации, когда в связи с какими-либо обстоятельствами нет возможности отпеть новопреставленного после его кончины. Поэтому в Церкви существует заочное отпевание. В таком случае похороны проводятся отдельно, без молитвы, а при ближайшей возможности сродники заказывают заочное отпевание в храме или приглашают священника, чтобы отслужить его на кладбище. Традиции похорон в православии и их значение Кутья Ближайшие родственники умершего готовят на погребение кутью — это старинное славянское блюдо из зерен пшеницы или других злаковкруп, в которое по желанию добавляют мед или сахар, мак, орехи, цукаты, изюм и другие сухофрукты. В конце отпевания священник освящает кутью, а на поминках — поминальной трапезе — ее делят между присутствующими и едят в память усопшего. Кутья — символ радости и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Земля Кроме кутьи на отпевании освящается земля. Это символ праха, из которого был создан человек. Обычно эту землю приносит на погребение священник. Когда гроб опускают в могилу, его крестообразно посыпают сверху освященной землей и только потом начинают закапывать. Свечи На отпевании и на панихиде молящиеся держат в руках свечи. Зажженная свеча — это символ победы над тьмой и над смертью, вечной жизни, которую принес Христос. Это и образ нашей молитвы за усопшего в надежде на то, что Бог будет милостив к его душе и упокоит ее вместе со святыми и праведными. Как поминать усопших? Задаваясь вопросом, что мы можем еще сделать для души умершего, необходимо помнить о главном.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря. В постные дни на столе не должно быть мяса и рыбы. Исключаются яйца в том числе в блинном тесте. Летом и осенью на поминальном столе могут быть салаты из свежих овощей помидоров, огурцов. Зимой или весной на закуски готовят свекольные салаты или оливье. Традиционные первые блюда — борщ, щи или лапша. В некоторых регионах к столу подают поочередно два первых блюда.
Супы должны быть горячими. На второе присутствующим можно подать картошку с мясом, плов, фаршированные перцы, котлеты или тефтели с гарниром. Десерт — чай или компот. На поминальном столе расставляют тарелки с мясными и сырными нарезками, конфетами, печеньем, булочками, а также блюда с блинами и плошки со сметаной для борща и блинов. Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности. Старинные названия блюда — сочиво, коливо. Традиционная кутья — сваренные рисовые или пшеничные зерна, заправленные медом, орехами, изюмом.
Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято.
Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон? Достаточно произнести короткие прощальные слова скорби, православным — помолиться, а поминальные речи и тосты оставить на время трапезы после похорон. Подробнее: как прощаться у гроба. Что нельзя делать на поминки? Что раздают на поминки? Принято раздать еду со стола, раздавать сладости и платки. Но эту традицию резко отменяют санитарные ограничения пандемии коронавируса. Сегодня раздавать ничего не нужно, разве что если попросят. Когда нельзя делать поминки?
Нужны ли поминки на полгода? Поминки — это не черная месса, а трапеза, добрые воспоминания и молитвы. Поэтому поминки можно устраивать в любое время, и на полгода тоже. Как поминают в день смерти? Нужны ли поминки? Можно ли не делать поминки? В какие дни проходят поминки у мусульман? Кто-то скажет, что организовать и провести поминки по всем канонам — будь то христианские поминки, мусульманские или светские, — не всегда выполнимо.
Рисовую крупу помещают в кастрюлю и заливают водой. Если это кипяток, его количество должно быть на четверть меньше, чем указано. Соль добавляют после закипания крупы. Когда испарится половина жидкости, ёмкость накрывают крышкой, уменьшают огонь и продолжают варку до готовности. Крупа должна получиться рассыпчатой. Ее нужно остудить до комнатной температуры. Изюм заливают кипятком и оставляют на 10 минут. Он должен размокнуть.
Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: - Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни. Иначе «наспите» еще одного покойника. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место. Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб. Омовение должно охватывать все части тела. Сверху кладут тело усопшего человека. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды. Его дают в церкви на отпевании. Тело покрывают простыней. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи. Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу». К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы. Руки складывают так, чтобы правая была сверху, В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. Это делают священники. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи. Не верьте — это делают для наведения порчи.
Почему на поминках первой надо есть кутью
Домой Организация похорон Кутья из риса с изюмом поминальная: рецепт приготовления. Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли? Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.