Дело в том, что в Израиле нет конституции, вместо нее — свод основных законов, который в случае разногласий трактуют в духе Декларации Независимости, принятой в 1948 году. 27 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о намерении приостановить продвижения судебной реформы, вызвавшей в стране массовые протесты.
Please wait while your request is being verified...
Будет ли у Израиля своя конституция? СОЮЗ | В Декларации независимости было заявлено, что к августу 1948 г. конституция Израиля будет принята. |
Израиль живет без Конституции. Как так вышло? | Издание отмечает, что Израиль готов согласиться на освобождение только 20 заложников при условии, что среди них будут тяжелобольные, женщины и мужчины старше 50 лет. |
Президент Израиля призвал остановить судебную реформу | Новости Израиля. |
Судебная реформа в Израиле вызвала почти тотальную забастовку
В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд. В Израиле нет единой конституции, а поэтому нет и конституционного суда. В современном Израиле Конституции нет, но ее функцию выполняет свод основных законов. Фактически, в Израиле есть основной закон "Основы государственного устройства", который является эквивалентом конституции.
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
Со времён Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 года, «будут объединены и составят Конституцию государства». За это время как отдельные юристы, так и группы специалистов опубликовали десятки самых разных проектов конституции. Со многими из них можно познакомиться на сайте проекта «Конституция на основе широкого консенсуса» [19]. Здесь приводятся три примера таких проектов. Проект профессоров-юристов Тель-Авивского университета[ править править код ] Проект конституции Израиля, предложенный группой профессора Райхмана В 1986 году группа юристов из Тель-Авивского университета в составе профессоров Уриэля Райхмана председателя группы , Баруха Брахи, Ариэля Розен-Цви, Амоса Шапира и других юристов опубликовала свой проект конституции [20]. Речь шла о жёсткой конституции — для её изменения требовалось большинство в две трети голосов депутатов Кнессета, и она закрепляла своё верховенство над обычными законами. Предложенная конституция содержала главу «Права человека» в то время ещё не было основных законов, гарантирующих права человека и статью, позволяющую ограничить какое-либо из этих прав только тогда, когда это совместимо с демократическими ценностями государства. Предусматривалось введение судебного конституционного контроля, а Верховный суд получал полномочия Конституционного суда. Проект также включал изменения в избирательной системе: предлагалось перейти к системе прямых выборов премьер-министра и половину состава Кнессета избирать в 60 избирательных округах. К достоинствам этого проекта следует отнести то, что авторы сумели познакомить с его содержанием широкие круги израильской общественности.
Многочисленные объявления в СМИ рассказывали о его основных положениях, экземпляры проекта распространялись вместе с центральными газетами. Проект вызвал необходимую для принятия конституции демократического государства общественную дискуссию и нашел горячих сторонников. Однако содержание проекта не уделяло достаточного внимания еврейскому характеру государства и ставило под угрозу существующий баланс между различными ветвями власти и статус-кво в отношениях между религией и государством. Поэтому он нашел также много не менее горячих противников. Позднее, в 1992 году, был пересмотрен Основной закон о правительстве и объявили о прямых выборах премьер-министра. Последовавшие после этого выборы показали, что прямые выборы не только не уменьшили число партий в Кнессете к чему стремились авторы проекта конституции , но и увеличили это число. В результате Основной закон о правительстве был вновь пересмотрен и прямые выборы премьера были отменены. Это было одно из немногих положений проекта, которые проверены на практике, но закончились неудачей. Проект законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва[ править править код ] В мае 2003 года председатель законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва депутат Кнессета Михаэль Эйтан инициировал проект, целью которого была разработка конституции государства Израиль [21].
Предполагалось, что проект будет пользоваться широкой поддержкой как в Израиле, так и среди евреев всего мира, и поэтому он получил название «Конституция на основе широкого консенсуса». Законодательная комиссия провела примерно 90 заседаний в качестве комиссии по подготовке проекта конституции. Кроме депутатов Кнессета в работе над проектом приняли участие юридические советники комиссии, видные профессора-юристы, представители министерств, судьи и бывшие судьи Верховного суда и других судов, эксперты исследовательских институтов, представители общественных организаций [22] , а также зарубежные эксперты [23]. В январе 2006 года работа над проектом была завершена. Предложенный комиссией проект состоял из преамбулы, подготовленной профессором Рут Габизон, и основной части, составленной из 14 глав [24]. По всей видимости, согласие членов комиссии с текстом проекта не было самым широким, так как трое членов проголосовали против её предложения, а двое воздержались [22].
Предлагается черновой набросок Конституции страны. Приветствуются поправки и дополнения. Деятельность государственных учреждений сугубо прагматическая — в интересах всех граждан вне зависимости от их взглядов и убеждений исключая экстремистские. Практика отношений с внешним миром — экономическое сотрудничество при взаимном невмешательстве во внутренние дела за исключением эксцессов, опасных или вредящих Израилю.
Территория Западного Берега — предмет переговоров с правительством в Рамалле при обязательном свободном и тайном волеизъявлении референдум палестинцев, постоянно проживающих на этой территории. В случае оформления суверенного государства Палестина «Зелёная черта» дожна быть исправлена с учётом стратегической безопасности Израиля: возможное выпрямление периметра, оборудованные военные форпосты на высотах; несколько автономных укреплённых форпостов по правому берегу Иордана. Столица государства Израиль — Иерусалим. Древний Иерусалим в пределах «турецких стен» - международная зона под юрисдикцией и охраной Израиля. Эйлат — округ с особым преимущественным в отношении развития статусом. Избрание органов округов осуществляется путём всеобщих-прямых-тайных выборов населением — с последующим утверждением Парламентом Кнессетом. Однопалатный Парламент в составе 120-ти депутатов с законодательными полномочиями и надзорными функциями за деятельностью правительства. Выборы членов Парламента - общенародные-прямые-тайные - осуществляются каждые пять лет с возможностью переизбираться максимум — две каденции. Так же, на тех же условиях избирается Президент Израиля. Для реального осуществления президентских функций выборы Президента проводятся не одновременно с выборами в Парламент, но со сдвигом на три года.
Выборы по всей вертикали проводятся строго в индивидуальном порядке. Выдвижение министров и премьер-министра исключительно по профессиональным качествам — прерогатива Президента при утверждении Парламентом каждой кандидатуры. Парламенту дано право сменять министров в случае деловой непригодности - при непременном согласии на это Президента Израиля. Государственный язык Израиля — иврит. При необходимости правоприменение арабского, английского и русского языков. Свободное развитие национальных языков и культур отделено от государства. Национальные землячества, их инициативы, финансирование - в статусе общественной деятельности без вмешательства государства. Добровольное финансирование этой деятельности исключает государственные дотации, но освобождено от налогообложения. Религии отделены от государства. Строительство храмов любой конфессии и любого назначения, их обслуживание, религиозное образование - за счёт верующих.
Храмы и служители веры освобождены от налогообложения. Партии, какие бы то ни было, - не политические, но в статусе лишь общественных структур, связанных общей идеологией. Никакого присутствия каких бы то ни было партий в государственных структурах, в управлении страной!
Прежде всего, Бен-Гурион и другие лидеры считали, что не следует «загонять» государство в рамки несовершенной конституции, которая станет тормозить развитие государства, вместо того, чтобы способствовать ему. При всей своей нелюбви к британцам, Бен-Гурион не раз ссылался на пример Великобритании, где политическая жизнь регламентируется не единым документом, а собранием законов и прецедентов. Вместо того, чтобы отвлекаться на создание некоего глобального документа, Кнессет может заняться решением насущных вопросов и изданием актуальных законов, совокупность которых, в конечном итоге, образует конституцию государства. Главным камнем преткновения стало требование религиозных партии положить в основу законодательства Тору и Талмуд.
В Конституцию Израиля войдет параграф "Законодательство", который ограничит полномочия Верховного суда и даст возможность Кнессету преодолевать запреты на введение новых законов. Последний пункт Конституции определит полномочия местных властей.
72. Кп Израиля
То есть номинально это попытка меньшинства навязать свою волю большинству. А еще забавнее то, что протесты в Израиле длятся уже более полугода — и правящая коалиция практически не реагирует на них. С одной стороны, тысячи людей еженедельно выходят на улицы и требуют «демократию», с другой — правительство занимается своими делами. Например, создает Национальную гвардию для разгона демонстраций. Премьер-министр Нетаньяху и правящая коалиция крепко связаны друг с другом. Если она распадётся, то «Биби» прозвище Б. Нетаньяху — ред. Ибо в основе протестов — не только недовольство судебной реформой, но и неудовлетворённость личностями вроде Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира во власти.
Впрочем, те, кто за них голосовали, не желают видеть у руля Яира Лапида, Бени Ганца и прочих «леваков». Кризис потому и кризис, что простых и очевидных решений нет. Ярким примером стала неоднозначная реакция общественности на министерское назначение крайне правового политика Итамара Бен Гвира. На Ваш взгляд, в чем причина раскола в израильском обществе и столь масштабных протестов в стране? Проблема в том, что в Израиле — настоящий, полномасштабный и всесторонний системный кризис. Он выражается в отсутствии политических деятелей, которые объединили бы общество; в неспособности сторон вести конструктивный диалог; в усугубляющихся социальных разрывах; в экономических трудностях, законодательной путанице, проникновении во власть людей с общеизвестным криминальным прошлым в том числе, обманувших суд, как Арье Дери и т. За 75 лет своего существования Израиль реально не решил ни одну проблему — будь то «палестинский вопрос», создание израильской нации, нейтрализация иранской ядерной угрозы или что-то другое.
Новые проблемы, как известно, наслаиваются на старые. Некоторые моменты, наоборот, усугубились — в частности, обострилась проблема Иерусалима и резко ухудшились отношения с Тегераном. Нормализация отношений с ОАЭ никогда не воевавших с Израилем не мешает шейхам всячески «помогать» еврейским «друзьям» на международной арене в том числе, инициировать заседания Совета безопасности ООН из-за их провокационного поведения. Февральский инцидент на церемонии открытия саммита Африканского союза, думаю, тоже все помнят израильскую делегацию оттуда выгнали, хотя Израиль имеет статус наблюдателя. А про еженедельные порой и ежедневные теракты, совершаемые в Израиле или на палестинских территориях против израильтян, и говорить не стоит.
Страх перед безудержным правлением большинства может еще больше разжечь напряженность на Западном берегу. И ощущение того, что Израиль отходит от либеральных ценностей, подорвет поддержку в Америке, его жизненно важном партнере в области безопасности, как дал понять на этой неделе президент Джо Байден. Г-н Нетаньяху должен остановить законодательный процесс, как предложил Исаак Герцог, президент Израиля. Судебная и политическая системы, безусловно, могли бы улучшиться. Судьи могли бы быть более представительными. Отношения между судами и парламентом можно было бы лучше определить. Но важно, как будут решаться конституционные реформы. Сначала должен сформироваться широкий межпартийный консенсус, возможно, на учредительном собрании. Во многих отношениях это момент Израиля. Его экономика процветает, благодаря соглашениям Авраама у него появились новые друзья в арабском мире, а Иран, его главный враг, столкнулся с беспорядками дома. Вместо того, чтобы извлечь выгоду из этого момента, Нетаньяху проводит реформы, которые ослабят Израиль. Он должен изменить курс.
И это даст правительству решающее право голоса при назначении судей, которые в настоящее время выбираются комиссией, в которой юристов и судей больше, чем политиков. Одна из причин, по которой законопроект опасен, заключается в том, что он оставляет Израилю мало сдержек и противовесов. Кнессет состоит только из одной палаты, в отличие от многих законодательных органов, и израильский в основном церемониальный президент не может блокировать законы. В условиях реформ правительство с небольшим большинством могло делать почти все, что хотело. Это будет равносильно мажоритарному правлению, проекту, с которым г-н Нетаньяху давно заигрывает. Он и его партнеры по коалиции говорят, что они позволяют «воле народа» возобладать. Но либеральным демократиям требуется нечто большее : им также нужны институты, чтобы не допустить чрезмерной власти отдельных лиц и защитить права отдельных лиц и меньшинств. Мажоритаризм особенно опасен в Израиле из-за его особой природы как государства. Пятая часть граждан — арабы, равные перед законом, но часто сталкивающиеся с дискриминацией. Кроме того, раскол между евреями-израильтянами — левыми и правыми, светскими и ортодоксальными — может быть ожесточенным. Экстремистские партии, когда-то маргинальные, теперь являются частью правящей коалиции. Израиль также несет ответственность на Западном берегу, и хотя палестинцы отрицают, что он вершит там правосудие, Верховный суд иногда оказывал сдерживающее влияние на расширение поселений. Всем странам нужны разумные ограничения власти; изменчивые, разделенные вдвойне.
Автор реформы, министр юстиции Израиля Ярив Левин, заявил, что она поможет «укрепить демократию, восстановить веру в судебную систему и баланс между тремя ветвями власти». Подробнее о судебной реформе В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд. Новая реформа ограничит полномочия судей в области пересмотра и отмены законов: они не смогут обсуждать так называемые основные законы особые нормативные акты, которые лягут в основу будущей Конституции страны. Более того, кабмин будет вправе менять и даже отменять судебные решения большинством голосов то есть даже если суд посчитает закон неконституционным, Кнессет сможет его принять. Также изменится состав комитета, назначающего судей. На сегодняшний день в нем состоит девять человек: пятеро из которых — юристы и судьи, а остальные — члены кабмина и министры. Согласно реформе, состав комиссии будет увеличен до 11 человек, восемь из которых будут представлять интересы Кнессета, а остальные — судебную власть. В израильских министерствах есть так называемые юридические советники. После проведения реформы их замечания не будут иметь обязательную силу, а главы ведомств смогут лично назначать или снимать их с этой должности. На грани гражданского конфликта Реформа вызвала резкое недовольство у оппозиции, которая посчитала, что новелла нарушает основополагающие принципы демократии в стране. С момента анонса законопроекта и по сей день в Израиле проходят массовые акции протеста против реформы и политики нового правительства Нетаньяху. Первые митинги состоялись 14 января. На главной площади Тель-Авива, по оценкам организаторов, собрались более 100 тыс.
Немецкий посол в Израиле: «Нет двух вариантов думать о том, что ХАМАС сделал 7-го числа».
К 75-летию Израиля мы должны остановить разрушительный процесс, который происходит в эти дни, и рассматривать кризис как возможность собраться вместе и написать нашу конституцию. Интерфакс: Гражданка России и Израиля Юлия Ильинская (Яэль Ильински), которая год назад три раза проголосовала в Израиле по поправкам к российской Конституции. Документ, написанный на иврите Титульная страница проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. РИА Новости, 1920. Экономика-последние новости Израиля сегодня.
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения
Необходимость введения Конституции в Израиле была также провозглашена Давидом Бен-Гурионом в Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года. Эхуд Ольмерт планирует на зимней сессии Кнессета представить на утверждение депутатов проект Конституции Израиля [.]. Полиция Израиля стягивает водометы к зданию парламента в Иерусалиме в преддверии голосования по судебной реформе, вызвавшей самые массовые и длительные в истории.
Что известно о судебной реформе в Израиле
Одна из причин, по которой законопроект опасен, заключается в том, что он оставляет Израилю мало сдержек и противовесов. Кнессет состоит только из одной палаты, в отличие от многих законодательных органов, и израильский в основном церемониальный президент не может блокировать законы. В условиях реформ правительство с небольшим большинством могло делать почти все, что хотело. Это будет равносильно мажоритарному правлению, проекту, с которым г-н Нетаньяху давно заигрывает. Он и его партнеры по коалиции говорят, что они позволяют «воле народа» возобладать. Но либеральным демократиям требуется нечто большее : им также нужны институты, чтобы не допустить чрезмерной власти отдельных лиц и защитить права отдельных лиц и меньшинств. Мажоритаризм особенно опасен в Израиле из-за его особой природы как государства.
Пятая часть граждан — арабы, равные перед законом, но часто сталкивающиеся с дискриминацией. Кроме того, раскол между евреями-израильтянами — левыми и правыми, светскими и ортодоксальными — может быть ожесточенным. Экстремистские партии, когда-то маргинальные, теперь являются частью правящей коалиции. Израиль также несет ответственность на Западном берегу, и хотя палестинцы отрицают, что он вершит там правосудие, Верховный суд иногда оказывал сдерживающее влияние на расширение поселений. Всем странам нужны разумные ограничения власти; изменчивые, разделенные вдвойне. Израильские либералы вооружились.
Понятно, что может произойти через одно поколение. И Биньямин Нетаньяху возглавил в начале января свою шестую коалицию. Он политик, который традиционно опирается на консервативное население Израиля. Партия «Ликуд», которую он возглавляет, заявляет о себе как о праволиберальной партии, даже буква «L» присутствует на ее официальном флаге, но при этом постепенно эта партия стала отдаляться от либеральных принципов, которые в свое время были заявлены ее основателем Менахемом Бегином. Эта партия хотела уловить настроения правых избирателей, которые очень близки к иудаизму в религиозном смысле этого слова. И многие считают, что «Ликуд» перестала быть либеральной, а стала очень консервативно-религиозной партией. При этом в ней сохраняются люди, которые в большей степени назвали бы себя либералами, а не консерваторами. Биньямин Нетаньяху является бессменным очень харизматичным лидером этого правого консервативного лагеря, который был мобилизован в отличие от левых и центристов, которые к выборам пришли разрозненно, оспаривая друг у друга первенство. Именно правильная организация выборов позволила Нетаньяху победить.
Если мы будем говорить на языке сухих цифр, то противники Биньямина Нетаньяху, как и его сторонники, получили плюс-минус одно и то же количество голосов на выборах. Но технически голоса были распределены из-за особенности израильской системы выборов так, что коалиция получила преимущество — из 120 депутатов Кнессета у коалиции есть 64 голоса, что позволяет ей принимать практически любые законодательные инициативы. В экономическом смысле они представляют левые идеи, а консерваторами их можно назвать только в том смысле, что они выступают за иудейский характер еврейского государства. Они считают, что законы, написанные в Торе, должны быть основанием для гражданского законодательства в Израиле. Это чуть больше чем четверть сегодняшней коалиции. Они тоже выступают за то, чтобы законы в Израиле основывались на религиозных предписаниях в Торе. Но при этом в отличие от ортодоксов они служат в армии и гораздо больше вовлечены в гражданскую ткань общества, тогда как ортодоксы пытаются укрыться от любой модернизации, живя очень обособленно, заключают браки друг с другом. Оставшиеся проценты в коалиции — люди, которые придерживаются более либеральных взглядов, но опасаются выступить против большинства. Во главе такой конструкции стоит Биньямин Нетаньяху.
Поэтому они не имеют права заявлять политическое мнение. Открыто главные раввины не высказываются за или против реформы. Хотя всем понятно, какую позицию они занимают. Дело в том, что главные раввины в Израиле не являются главными духовными авторитетами. Духовные авторитеты религиозных евреев — другие раввины, и они высказываются вполне конкретно — за эту судебную реформу.
Министр и депутат Кнессета от партии ШАС Ицхак Хаим Перец высказал мнение, которое в течение тысячелетий было также мнением большинства евреев: «У народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора» [11].
Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы. При таком подходе писаная конституция может стать причиной разногласий и раздоров [12]. Согласно мнению Габизон «Жёсткая конституция нежелательна, если она принята без широкого согласия в обществе и в обход надлежащей и всесторонней подготовки. От принятой таким образом конституции больше вреда, чем пользы» [13]. Судья Меир Шамгар предупредил, что задержка в принятии конституции компрометирует государство и «Израиль остался единственным государством, у которого нет конституции» [14]. Депутат Кнессета от партии Яхадут ха-Тора Моше Гафни сказал, что он изменил своё мнение и теперь он хочет конституцию больше, чем израильские левые или арабы, которым некуда торопиться. Гафни заявил: «Без конституции Верховный суд может урезать права, касающиеся вопросов нашей веры» [15].
Профессор Элиав Шохетман полагает, что Израилю не нужна конституция, так как в любом случае Верховный суд будет толковать её согласно своим убеждениям, а не в соответствии с намерениями учредительного органа. Шохетман также считает, что «любой закон можно забронировать, принимая его обычной процедурой и требуя для его изменения специального большинства, причём это можно сделать и при отсутствии конституции» [16]. Судья Аарон Барак подверг резкой критике Кнессет, обвинив его в неисполнении обязанностей: «Я думаю, что настало время завершить этот важный проект и учредить конституцию. Кнессет нарушает свои обязанности по принятию Конституции Израиля, которые были возложены на него во время провозглашения государства» [17]. Проекты конституции в прошлом Незадолго до провозглашения государства Израиль Зерах Вархафтиг начал работать над проектом конституции в рамках Народного совета. В свою очередь, Еврейское агентство поручило подготовить проект конституции Иехуде Пинхасу Коэну. После провозглашения государства Временный Государственный Совет создал комиссию по вопросам конституции под председательством Зераха Вархафтига.
На рассмотрение комиссии было представлено пять проектов конституции и среди них проект Иехуды Пинхаса Коэна. Однако, как указывалось выше, разработка конституции закончилась принятием предложения Изхара Харари. Со времён Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 года, «будут объединены и составят Конституцию государства». За это время как отдельные юристы, так и группы специалистов опубликовали десятки самых разных проектов конституции. Со многими из них можно познакомиться на сайте проекта «Конституция на основе широкого консенсуса» [18]. Здесь приводятся три примера таких проектов. Проект профессоров-юристов Тель-Авивского университета Проект конституции Израиля, предложенный группой проф.
Действия израильтянки расследует московское управление Следственного комитета. В сентябре 2020 года следствие добилось ее повторного заочного ареста.
Демократия в Израиле, проблемы и раскол общества, новая политика в регионе — интервью
Израильские СМИ сообщают, что, несмотря на отказ коалиции и оппозиции от переговоров по вопросу судебной реформы, она тем не менее обсуждается за закрытыми дверями. Портал "Валла" пишет, что под эгидой президента Ицхака Герцога ведущими юристами ведутся дискуссии по указанному вопросу. В феврале Герцог предложил компромиссный вариант судебной реформы, отвергнутый как оппозицией, так и коалицией. Тем не менее президент не сдался и организовал в своей резиденции площадку, на которой о судебной реформе дискутируют юристы, представляющие все политические спектры общества. По словам участников этих переговоров, практически по всем вопросам удалось достичь компромисса. Единственная тема, по которой стороны никак не могут сойтись, — состав комиссии по назначению судей. Министр юстиции Ярив Левин настаивает на контроле коалиции за этим органом. Пока переубедить его не удается. Тем не менее Герцог преисполнен оптимизма.
Курс «Израиль: общество и государство». Перевод основных законов Израиля на русский язык — сайт Кнессета. Платформы, созданной Евро-Азиатским Еврейским Конгрессом для обмена идеями ведущих исследователей еврейской диаспоры на постсоветском пространстве, в Восточной Европе, Азии и на Балканах. Институт анализирует то, как вопросы социо-политики влияют на жизнь еврейских сообществ в отдельных странах - и какова во всем этом роль Израиля.
Моя очередь ходить в них в понедельник».
Я даже застал живыми тех, кто молодыми ребятами поехал из СССР строить еврейское государство по комсомольско-партийному призыву. Фёдор Лукьянов: А какая партия осуществляла этот призыв? Это очень интересная история, которую никто никогда не рассказывал, когда я учился, но действительно были люди, которые специально приезжали помогать строить новое еврейское государство. Как я уже говорил, Декларация независимости утверждала принятие конституции, но израильская конституция не состоялась. Отсутствие конституции является действительно краеугольной проблемой, обойти которую и перепрыгнуть через которую не удастся.
Дискуссии по этому поводу продолжаются, некоторые политические деятели говорят о том, что нужно возвращаться к идее конституции, потому что нереализованный конституционный проект является причиной смешения понятий, в частности поднимает вопрос о том, кто такой израильтянин. К сожалению, на протяжении долго времени наблюдается подмена понятия «израильтянин» понятием «еврей». Дело в том, что Бен-Гурион изначально планировал создать моноэтнического государство Израиль. Моноэтнические государства действительно существуют, но их крайне мало — Албания, Армения, Италия, Греция, Венгрия, Монголия, Бангладеш. В моноэтническом государстве 95 процентов населения — представители одного народа.
Искусственно создать подобные государственные образования невозможно, и опыт Израиля это демонстрирует. Огромное количество людей, живущих в Израиле, испытывают серьёзный дискомфорт, потому что понятие «еврей» относится не ко всем здесь живущим. Например, есть дети и внуки евреев, которые не являются евреями, однако, по закону о возвращении они могут ехать в Израиль. Аналогичная ситуация с арабами. На мой взгляд, идея моногосударства Израиль провалилась полностью, и попытка держаться за неё отбрасывает систему назад.
Предлагаю обратиться к демографии, поскольку именно она в большинстве случаев показывает всю полноту картины. Среди светских евреев коэффициент рождаемости — 2 ребёнка на 1 женщину. Среди религиозных националистов — 4, ультраортодоксальных сефардов — 5,2, ашкенази — 8. Разговор о том, что арабы отличаются высокой фертильностью, поэтому скоро их будет больше, чем евреев, не имеет никакого смысла, потому что коэффициент рождаемости здесь — 2,2. Несмотря на то, что официальная статистика говорит о том, что светские евреи составляют 53 процента населения Израиля, на самом деле таковыми себя считают всего 12 процентов.
Эти 12 процентов в то же время придерживаются определённых правил поведения, жизни, присущих больше праворелигиозному спектру. Это сама настоящая трансформация — Израиль действительно правеет с каждым днём. Если бы мы дискутировали на подобную тему два года назад, мы бы ещё сомневались в своих оценках, но сегодня всё весьма очевидно. Изменения начались не с кризиса в Газе, а с заключения Нетаньяху договора с религиозными сионистами и «Оцма Йехудит», и с этого момента Израиль оказался в по-настоящему кризисной ситуации.
Ибо в основе протестов — не только недовольство судебной реформой, но и неудовлетворённость личностями вроде Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира во власти. Впрочем, те, кто за них голосовали, не желают видеть у руля Яира Лапида, Бени Ганца и прочих «леваков».
Кризис потому и кризис, что простых и очевидных решений нет. Ярким примером стала неоднозначная реакция общественности на министерское назначение крайне правового политика Итамара Бен Гвира. На Ваш взгляд, в чем причина раскола в израильском обществе и столь масштабных протестов в стране? Проблема в том, что в Израиле — настоящий, полномасштабный и всесторонний системный кризис. Он выражается в отсутствии политических деятелей, которые объединили бы общество; в неспособности сторон вести конструктивный диалог; в усугубляющихся социальных разрывах; в экономических трудностях, законодательной путанице, проникновении во власть людей с общеизвестным криминальным прошлым в том числе, обманувших суд, как Арье Дери и т. За 75 лет своего существования Израиль реально не решил ни одну проблему — будь то «палестинский вопрос», создание израильской нации, нейтрализация иранской ядерной угрозы или что-то другое.
Новые проблемы, как известно, наслаиваются на старые. Некоторые моменты, наоборот, усугубились — в частности, обострилась проблема Иерусалима и резко ухудшились отношения с Тегераном. Нормализация отношений с ОАЭ никогда не воевавших с Израилем не мешает шейхам всячески «помогать» еврейским «друзьям» на международной арене в том числе, инициировать заседания Совета безопасности ООН из-за их провокационного поведения. Февральский инцидент на церемонии открытия саммита Африканского союза, думаю, тоже все помнят израильскую делегацию оттуда выгнали, хотя Израиль имеет статус наблюдателя. А про еженедельные порой и ежедневные теракты, совершаемые в Израиле или на палестинских территориях против израильтян, и говорить не стоит. Все эти и многие другие эпизоды говорят об одном и том же: проблемы надо решать, а не заталкивать их под ковер, параллельно рассказывая про демократию, благополучие и безопасность.
Таковы итоги Шестидневной войны, ситуация не меняется с 1967 года. Нормально ли то, что учащаются нападения на христиан и христианские объекты со стороны евреев, причем виновные, как правило, не несут должного наказания либо вовсе остаются безнаказанными? Нормально ли то, что восточная часть города — это фактически арабское гетто, отделенное от Западного Иерусалима заборами с КПП, и «скорая помощь» туда быстрее приедет из палестинской Рамаллы? А сколько раз Израиль придумывал для себя «хороших арабов»? Сначала это были «служилые» бедуины, но потом они успешно криминализировали Негев и живут там согласно своим правилам, устраивают перестрелки среди белого дня, торгуют наркотиками, нарушают ПДД. Потом были «хорошие» израильские арабы, которые продемонстрировали свою лояльность еврейскому государству во время операции «Страж стен» 2021 год — да так, что с тех пор израильские власти осознают перспективу масштабных внутренних беспорядков при любом удобном случае.