Так в 1908 году Иван Иванов стал Иваном Шадром – и остался в истории с этим именем. Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры.
Люди города: художник и скульптор Иван Шадр
Among his early works, stands out the project of a Monument to world suffering 1916 , who embodied the characteristic features of the memorial plastics of modernity the mourning figures that seem to "go" in pervosti stone. Remarkable for its bright, dynamic remarkable this list, his "money men" pieces of a red army soldier, worker, peasant, of the sower, designed to reproduce on the notes; gypsum, 1922, Russian Museum; the bronze is in the Tretyakov gallery. The theme of "man and prevostii" continued large-scale high relief the Struggle with the land 1922; bronze casting — ibid. A powerful expression of the image of the leader, as though to subdue the overbearing nature of oratorical gesture, stood out executed the monument to Vladimir Lenin at the Zemo-Avalski HPP in Georgia 1927; demolished in 1991. However, easel and figures Shadr, for example the famous figure fighting worker cobblestone — the weapon of the proletariat, 1927, known in several castings , was originally the viewer in a kind of heroic monuments. Inherent in the official Soviet sculpture "modern academic" received Shadr particularly temperamental and romantic hue.
Представлена на выставке и голова самой «Девушки с веслом», а также скульптура «Сеятель», именно ее можно было видеть на миллионах советских купюр, марок и транспарантов. Можно увидеть в Новой Третьяковке маленькую модель памятника Горькому, работу над памятником Шадр начал в 1939 году, но успел сделать только эту модель, в 1941-м Шадр умер. Работы после его смерти заканчивала соратница Вера Мухина.
Иван Дмитриевич писал: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его». В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер. В 1911 году парижские учителя отправили его на стажировку в Рим в Институт изящных искусств В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, после вернулся в столицу.
В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910—1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» 1916. Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству». В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу.
Те, кто остался на Урале, всячески поддерживали развитие местных художественных помыслов и выступали организаторами ремесленных школ и рисовальных классов для кустарей. Таким был камнерез Иван Александрович Семериков, с именем которого связаны многие начинания в организации артелей, а также освоении новых материалов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут. Маршрут кольцевой: вход в главный корпус Уральского ГАУ ул. Карла Либкнехта, 42 , барельеф Ивану Шадру в фойе главного корпуса, внутренний двор университета пятый и второй корпуса, вход в хозяйственный подвал , музей истории УрГАУ, ограда главного корпуса. Оборудование: «портфель экскурсовода»: копии фотографий зданий школы в начале XX века, портретов художников, скульпторов, учащихся, авторские иллюстрации, копии объявлений дореволюционной печати, аудиозаписи и т. Целевая аудитория — студенты, школьники, учащиеся художественных школ и училищ, жители и гости города.
Экскурсия рассчитана на группу в 10-12 человек. В роли экскурсоводов могут выступать 2-3 человека. Совместное проведение развивает коммуникативные и ораторские способности, вырабатывает умение работать в команде, оттачивать свои организаторские, творческие навыки. Почему экскурсия называется «Ожившие страницы истории художественно-промышленной школы»? Екатерина использовала воспоминания учеников школы, педагогов, авторские иллюстрации с целью реконструкции жизни некогда знаменитого на Урале учебного заведения. Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности.
Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику. Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора. Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И.
Шадра автор иллюстрации Е. Береговая В рамках словесного литературного монтажа автор и разработчик экскурсии применила метод театрализации. Рассказывая об одном из преподавателей — Александре Николаевиче Трапезникове, экскурсовод приводит в пример курьезный случай, демонстрирующий об умении его претворять камень в живую скульптуру: «Как-то раз в один из уроков ученики направились в мастерские, они находились во дворе. Входим в класс мастерских. Напротив дверей стоял стол для шлифовки, и мы увидели, что на столе сидит мышь с поднятыми лапками. Один из нас сказал: «Ребята, тише, не шевелитесь». Взяв курант, он начал продвигаться к мыши. Только он замахнулся, чтобы ударить мышь, как из-за печи выскочил Трапезников, схватил его за руку и становил: «Что ты, Петя, делаешь, мышь то каменная!
«Освобожденная воля»
биография художника и его самые известные работы. Последние новости о персоне Иван Шадр новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек.
Скульптура «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади
Шадр являлся одним из известных скульпторов советского времени и состоял в Союзе советских скульпторов. Он искал себя в создании монументальных произведений реалистической направленности. Тематику для них он выбирал исходя из наиболее актуальных событий в стране.
Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос. Пушкин был любимым поэтом скульптора.
Затем парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте.
В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, выступая с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву. В 1926 году Иван Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов. Умер Иван Дмитриевич 3 апреля 1941 года в Москве. С 15 января 1988 года Свердловское художественное училище бывшая Екатеринбургская художественно-промышленная школа согласно распоряжению Совета министров носит имя своего знаменитого ученика.
Талант Шадра проявился и в скульптурных портретах: Н. Касаткина, В. Ногина, Л. Красина, К. Либкнехта, Р. Люксембург и других известных личностей. Свой труд он вложил в произведения: «Девушка с веслом», «Рабочий со знаменем», «Девушка с факелом» и др. Пушкину, А. Горькому и др. За модель проекта посвященного А. Горькому для г. Москвы, в 1952 г. Шадр посмертно удостоен Государственной премией памятник завершила В. К сожалению, многие замыслы скульптора остались не реализованы. Заканчивает череду его скульптурных работ «Портрет жены», 1940 г. Тогда Иван Дмитриевич был уже тяжело болен. Умер Шадр в апреле 1941 года, незадолго до начала Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Родители скульптора похоронены в городе Шадринске, на старом Воскресенском кладбище. Здесь же, в городе детства, живут его родственники. Несмотря на то, что великий скульптор в Шадринске провел только детские годы, о своей малой родине он помнил всю жизнь. Иван Дмитриевич писал: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его. Иван Дмитриевич Шадр оставил после себя замечательное культурное наследие.
Выставка Ивана Шадра: к 135-летию со дня рождения
Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Шадр Иван Дмитриевич — биография и известные работы автора, жанры и стили, галерея работ. В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста. Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 30 января [11 февраля] 1887 или 30 января 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва).
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность». Если Вы не читали книгу «Иван Дмитриевич Шадр», Вы можете купить её в магазинах.
3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра
Мемориальная доска И.Д. Шадру. Надпись на мемориальной доске: "В этом доме жил скульптор Иван Дмитриевич Шадр с 1937 по 1941 год". Как стало известно порталу , уже в 1935 году Шадр обдумывал памятник поэту, сохранились его рисунки – наброски. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) – русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления академический модерн. биография художника и его самые известные работы. 1941) и установленная как украшение центрального фонтана.
Истории Екатеринбурга. Иван Шадр. часть вторая.Денежные мужики.
Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.
Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут. Маршрут кольцевой: вход в главный корпус Уральского ГАУ ул. Карла Либкнехта, 42 , барельеф Ивану Шадру в фойе главного корпуса, внутренний двор университета пятый и второй корпуса, вход в хозяйственный подвал , музей истории УрГАУ, ограда главного корпуса. Оборудование: «портфель экскурсовода»: копии фотографий зданий школы в начале XX века, портретов художников, скульпторов, учащихся, авторские иллюстрации, копии объявлений дореволюционной печати, аудиозаписи и т. Целевая аудитория — студенты, школьники, учащиеся художественных школ и училищ, жители и гости города. Экскурсия рассчитана на группу в 10-12 человек. В роли экскурсоводов могут выступать 2-3 человека.
Совместное проведение развивает коммуникативные и ораторские способности, вырабатывает умение работать в команде, оттачивать свои организаторские, творческие навыки. Почему экскурсия называется «Ожившие страницы истории художественно-промышленной школы»? Екатерина использовала воспоминания учеников школы, педагогов, авторские иллюстрации с целью реконструкции жизни некогда знаменитого на Урале учебного заведения. Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику.
Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора. Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И. Шадра автор иллюстрации Е. Береговая В рамках словесного литературного монтажа автор и разработчик экскурсии применила метод театрализации.
Рассказывая об одном из преподавателей — Александре Николаевиче Трапезникове, экскурсовод приводит в пример курьезный случай, демонстрирующий об умении его претворять камень в живую скульптуру: «Как-то раз в один из уроков ученики направились в мастерские, они находились во дворе. Входим в класс мастерских. Напротив дверей стоял стол для шлифовки, и мы увидели, что на столе сидит мышь с поднятыми лапками. Один из нас сказал: «Ребята, тише, не шевелитесь». Взяв курант, он начал продвигаться к мыши. Только он замахнулся, чтобы ударить мышь, как из-за печи выскочил Трапезников, схватил его за руку и становил: «Что ты, Петя, делаешь, мышь то каменная! Мы подошли близко и тогда только убедились, что она действительно каменная]. В данном отрывке экскурсии принимают участие несколько человек в качестве героев сценки. Такая технология подразумевает передачу и восприятие информации через максимальное число органов чувств.
Ленину для Днепропетровска 1934 , осуществлению которого помешала смерть скульптора в апреле 1941 года и начавшаяся Великая Отечественная война. Произведения Шадра 1920-х годов вошли в золотой фонд русского искусства, став своеобразной эмблемой советской эпохи. Весьма требовательный к своему творчеству, Иван Дмитриевич считал именно эти работы наиболее удачными. Слава, о которой скульптор так мечтал в юности, пришла к нему через 20 лет. Несмотря на безусловное принятие Шадром ведущего в советском искусстве метода социалистического реализма, многие его произведения конца 1920-х - 1930-х годов сохранили характерное для модерна декоративно-орнаментальное начало. Необычна в его наследии скульптура «Освобожденный Восток» 1928 , а также графические эскизы к ней, в которых обнаруживается интерес к древнеегипетскому искусству и направлению ар-деко, вобравшему в себя черты модерна и неоклассицизма. В той же стилистике исполнены рисунки «Три фигуры» конец 1920-х , «Безликая» 1927 , «Сидящая обнаженная» вторая половина 1920-х , образная структура которых основана на криволинейных очертаниях и экспрессивном ритме.
Скульптурная композиция «Борьба за жизнь» 1930 и графический эскиз к ней с их плавными, текучими линиями построены на декоративной условности и экспрессии и наделены глубоким символическим смыслом. В скульптуре «В бурю» 1931 и рисунке «Обнаженная на камне» около 1930 для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр использовал гиперболизацию жестов, позы и всего силуэта. Изысканная силуэтность, тонко нюансированная монохромность характеризуют рисунки «Материнство» 1920-е и «Девушка с мячом» 1929. В 1930-е годы для Шадра стала актуальной тема советского человека - строителя новой жизни. Облик свободной от предрассудков социально активной молодой женщины выражен в портрете «Голова девушки» 1936 , являющемся фрагментом второго варианта известной парковой скульптуры «Девушка с веслом», а также в эскизе статуи «Девушка с факелом» 1937. В то же время женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале. Вдова скульптора, Татьяна Ивановна Шадр-Иванова, вспоминая о посещении римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича «привлекала Венера Киринейская, он даже говорил, что мечтает сделать такую же нежную и грациозную девичью фигуру, но только со- временную»[11].
Девушка с факелом. В намогильных памятниках скульптор отдавал предпочтение форме рельефа, как, например, в исполненном в бронзе портрете В. Гиляровского 1935. В одном из лучших созданных Шадром надгробий - Н. Аллилуевой 1933 - автор остановился на редкой для русской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию. Идеализированный образ прекрасной рано ушедшей из жизни женщины проникнут настроением элегической грусти. Мастер был уверен, что искусство скульптора должно быть так же богато эмоциями, как искусство актера на сцене[12].
На протяжении всей творческой жизни Шадр считал высшей формой монументального искусства скульптурно-архитектурный ансамбль. В 1930-е годы он участвовал в многочисленных конкурсах на проекты памятников, но лишь немногие из них были осуществлены. В экспозиции, а также в мультимедийной презентации представлены интересные по композиционной разработке, но не реализованные проекты памятников челюскинцам 1934 , героям обороны города Луганска 1935-1936 , Валерию Чкалову конец 1930-х , статуи красноармейца для Центрального театра Красной армии в Москве 1939-1940 и многие другие. Мечтая об органичном включении скульптуры в общий архитектурный ансамбль или отведенное для нее городское пространство, Шадр всегда учитывал особенности архитектуры как основы синтеза искусств и тесно связанную с ними форму рельефа, которую использовал при дальнейшем проектировании монументов. Так, в неординарном по замыслу проекте памятника революционеру Андрею Желябову 1934 он поместил в основании массивного куба, символизирующего империю, два рельефа с фигурами народовольцев в подполье. Рисунки к неосуществленным памятникам свидетельствуют о широте монументальных замыслов скульптора. Мысль должна брать более широко, чем руки.
Мечты помогают мне как бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы? Горькому в Москве. Иван Дмитриевич в молодые годы встречался с писателем, жизнь и творчество которого оказали на него огромное влияние. Шадр давно мечтал запечатлеть облик писателя, поэтому, когда в 1939 году объявили конкурс на памятник Горькому для Москвы и города Горького ныне Нижний Новгород , сразу же включился в работу. В конкурсе участвовали такие известные мастера, как В. Мухина, М.
Г Манизер, С. В скульптурном эскизе памятника для Москвы, получившем на конкурсе первую премию, Шадр изобразил писателя как умудренного опытом человека, прожившего долгую и сложную жизнь. Для Нижнего Новгорода он также исполнил два варианта скульптурных эскизов памятника Горькому14 не осуществлен. Один из этих эскизов, а также портрет писателя включены в состав выставки. Здесь же демонстрируется графический эскиз 1939 памятника для Нижнего Новгорода с изображениями статуи писателя на высоком берегу Волги и широкой ведущей к ней лестницы, с двух сторон обрамленной скульптурными композициями. Шадр утверждал, что грандиозность монумента должна заключаться не в его высоте и объеме, а в передаче величественной идеи, которую он призван увековечить[15]. Именно такую трудную задачу ставил перед собой скульптор, разрабатывая в последние годы жизни проекты памятников А.
Пушкину для Ленинграда и М.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Скульптор Шадр Иван Дмитриевич
К 135-летию со дня рождения». Благодарим Ларису Мерсатовну Бедретдинову куратор , Татьяну Львовну Карпову и Ирину Николаевну Седову за выставку, которая даёт возможность увидеть известное и незнакомое скульптурное наследие автора, а также его графические работы. К 135-летию со дня рождения Иван Дмитриевич Шадр 1887-1941 — классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Будучи одарён многими талантами, Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание — скульптура. Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общество поощрениях художеств. Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. Михаил Нестеров. Портрет скульптора И. Герои Шадра — рабочие, крестьяне, революционеры, воины, вдохновленные идеей светлого будущего. Шадр был автором нескольких памятников В. Ногину, В.
Чкалову, А. Желябову, А. Островскому, А. Пушкину, М. Лермонтову, которые так и не воплотились в реальность. Памятник А. Горькому по проекту Шадра был завершён после его смерти В. Мухиной см. В рамках городского пространства скульптору было тесно, он задумывался об установке монументов среди горного ландшафта, во льдах северного полюса, в подводном пространстве. В станковой скульптуре, рассчитанной на закрытое пространство, на интерьер общественного здания, он также тяготел к большим масштабам, к крупной форме.
Скульптуры для Гознака, статуя «Булыжник — оружие пролетариата» могут органично существовать как в экспозиции музея, так и в пространстве городского сквера. В 1930-е годы скульптором был создан ряд надгробных памятников, установленных на Новодевичьем кладбище в Москве. В них, прежде всего в женских образах, ярко раскрылась лирическая сторона дарования скульптора. Значительно меньше Шадра привлекал портретный жанр, но несколько произведений, которые были исполнены с натуры, отличаются яркостью характеристик, дают представление и об этой стороне его творчества. Булыжник — оружие пролетариата. Отлив 1947 года с отлива в гипсе 1946, ГРМ. ГТГ Статуя «Булыжник — оружие пролетариата» посвящена борьбе рабочих во время революции 1905-1907 годов, экспонировалась на выставке, организованной Наркомпросом к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. За эту работу и портрет Л. Красина скульптор был удостоен третьей премии. Однако художественные критики встретили произведение прохладно.
ГТГ И. ГТГ Оценить масштаб творческих возможностей Шадра трудно без знакомства с его графическими работами, свидетельствующими о невероятной широте замыслов скульптора. В многочисленных вариантах эскизов памятников отчётливо прослеживается стремление автора к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм. Он обдумывал сразу несколько вариантов монумента, различных по сюжетной идее, в поисках пластического решения часто отталкивался от литературного образа, от цитаты. Замыслы, оставшиеся на бумаге Иван Дмитриевич Шадр не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его графического воплощения на бумаге. Он был уверен, что художник обязан даже спать с альбомом и карандашом в руках. Одним из ранних не реализованных проектов мастера стал «Памятник мировому страданию», который он вынашивал с юности и пытался реализовать в последующие годы. Шадр задумал его как окружённый гигантскими плитами двор с «Озером слёз» в центре, замыкающийся пирамидой со «ступенями страданий» и «Воротами Вечности» у входа.
Более того, многие биографы Ивана Дмитриевича обходили годы пребывания его в городе на Иртыше стороной либо были весьма немногословны на этот счёт. Ученик Родена В 1918 г. Шадр уехал из голодающей Москвы, где он работал, на побывку домой, к родным. В Шадринске он был задержан событиями Гражданской войны. Несмотря на это 4 июля 1918 г. Слушали его шадринцы с большим интересом. Путь назад, в Советскую Россию, был отрезан линией фронта. Видимо, поэтому скульптор выбирает следующим местом своего пребывания столицу белой Сибири — Омск. К тому же имеются устные сведения, не подтверждённые архивными документами, о том, что в это время в нашем городе находилась и его супруга. Время прибытия Ивана Дмитриевича в наш город некоторые исследователи датируют концом 1918 г. Однако первое упоминание о нём в антибольшевистской периодике, которое нам удалось обнаружить, относится к 24 февраля 1919 г. В печатном органе демократической и кооперативной мысли, издаваемым Советом Всесибирских кооперативных съездов с многообещающим названием «Заря», за 26 февраля 1919 г. Шадра так в тексте. Ход мыслей лектора был приблизительно таков. Бог и человек — основные объекты искусства; тайны рождения, жизни, смерти и вечности — постоянные импульсы к художественным исканиям и воплощениям. Различные виды искусств — живопись, пластика, архитектура, поэзия, музыка — только различные формы отражений и воплощений, воспринятых человеком от природы и мира идей и образов. Искусство едино, как один человек; через разнообразные формы свои оно идёт к слиянию, к сложному единству, как человек через разъединение, страдание, искупление и смерть идёт к будущему воскрешению своему в многоликом прекрасном человечестве. Человек, как единый творец искусства, идею-содержание и форму-воплощение для своего искусства ищет и находит в тайнах мира и в многогранной — полной образов, красок и звуков — природе, живой и мёртвой, и прежде всего в жизни человечества. Вот краткая схема, скелет лекции молодого талантливого русского скульптора, вышедшего из глубин народных, — он сын крестьянина Пермской губернии Шадринского уезда — и прошедшего тяжёлую, страдальческую школу русского таланта-самоучки. Схема эта пополнена ярким, живым, искристым и в то же время глубоко философским содержанием, облеченным в красивую литературную форму. Проект И. Шадра «Памятник мировому страданию», проецированный перед публикой на экране, производит очень сильное впечатление как углублённостью философско-религиозной идеи, положенной в его основание, так и соответствием формы содержанию. А за полторы недели до этого выступления екатеринбургская газета «Наш Урал» сообщала, что в городе в настоящее время «живёт художник И. Шадр, который на днях уезжает в Америку… Ибо здесь, у себя на родине, он не может найти применения своим силам и таланту, уезжает потому, что ему нечем жить…» Сведений о повторной лекции Ивана Дмитриевича нам в периодике найти не удалось, хотя знаток художественной жизни Омска И. Девятьярова утверждала, что первая лекция талантливого скульптора перед омичами состоялась ещё в январе 1919 г. Надо полагать, что заработок лекции И. Шадру приносили небольшой, однако вскоре стали поступать более денежные и заманчивые предложения. Памятник Корнилову Весной 1919 г. Это и неудивительно! Сибирский казак по происхождению, лучший воспитанник Сибирского кадетского корпуса Лавр Георгиевич Корнилов и после своей земной кончины являлся для всего белого воинства знаменем борьбы. На волне патриотических чувств было принято решение соорудить в Омске памятник прославленному генералу. Памятник будет, по всей вероятности, поставлен на площади между Казачьим Никольским собором и Кадетским корпусом. Средства на памятник предполагается собрать путём частной подписки. По слухам, выработку проекта памятника предполагается поручить художнику-скульптору И. Принял ли Иван Дмитриевич это предложение и приступил ли к разработке проекта — пока остаётся неизвестным. Но материальные стимулы у него для этой работы, по всей вероятности, были. Ибо по прошествии всего пяти дней газета «Заря» уже сообщала следующее: «Общество потребителей Сибирского казачьего войска решило ассигновать из прибылей прошлого года 18 000 р[ублей] на памятник ген[ералу] Корнилову». Был привлечен скульптор Шадр и к другому правительственному заказу.
Но большая часть занималась кустарными промыслами, работая в художественной промышленности. Те, кто остался на Урале, всячески поддерживали развитие местных художественных помыслов и выступали организаторами ремесленных школ и рисовальных классов для кустарей. Таким был камнерез Иван Александрович Семериков, с именем которого связаны многие начинания в организации артелей, а также освоении новых материалов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут. Маршрут кольцевой: вход в главный корпус Уральского ГАУ ул. Карла Либкнехта, 42 , барельеф Ивану Шадру в фойе главного корпуса, внутренний двор университета пятый и второй корпуса, вход в хозяйственный подвал , музей истории УрГАУ, ограда главного корпуса. Оборудование: «портфель экскурсовода»: копии фотографий зданий школы в начале XX века, портретов художников, скульпторов, учащихся, авторские иллюстрации, копии объявлений дореволюционной печати, аудиозаписи и т. Целевая аудитория — студенты, школьники, учащиеся художественных школ и училищ, жители и гости города. Экскурсия рассчитана на группу в 10-12 человек. В роли экскурсоводов могут выступать 2-3 человека. Совместное проведение развивает коммуникативные и ораторские способности, вырабатывает умение работать в команде, оттачивать свои организаторские, творческие навыки. Почему экскурсия называется «Ожившие страницы истории художественно-промышленной школы»? Екатерина использовала воспоминания учеников школы, педагогов, авторские иллюстрации с целью реконструкции жизни некогда знаменитого на Урале учебного заведения. Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику. Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора. Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И. Шадра автор иллюстрации Е. Береговая В рамках словесного литературного монтажа автор и разработчик экскурсии применила метод театрализации. Рассказывая об одном из преподавателей — Александре Николаевиче Трапезникове, экскурсовод приводит в пример курьезный случай, демонстрирующий об умении его претворять камень в живую скульптуру: «Как-то раз в один из уроков ученики направились в мастерские, они находились во дворе. Входим в класс мастерских. Напротив дверей стоял стол для шлифовки, и мы увидели, что на столе сидит мышь с поднятыми лапками. Один из нас сказал: «Ребята, тише, не шевелитесь». Взяв курант, он начал продвигаться к мыши.
Глядя на эти бюсты, невольно приходишь к заключению, что в них скульптор далеко нелестно отобразил пролетариат, крестьянство и Красную армию. Приходится только удивляться, как все-таки мы ухватились за эти изображения и вот уже 7 лет помещаем их на государственные регалии и никак не можем с ними расстаться». Несмотря на излишнюю резкость, следует признать, что некоторая доля истины в этих словах есть. Возможно, поэтому в начале 1930-х годов «шадровские» скульптуры на «государственные регалии» помещать перестали. Так, в 1923 году он подготовил как минимум два варианта государственного герба СССР, не получившие утверждения. В то же время на основе скульптур рабочего и крестьянина Шадр создал гипсовый барельеф — проект будущих советских монет. Однако утвержден он не был. В 1923 году действительно разрабатывалось оформление будущих монет СССР, но это делалось без участия Гознака. Летом того же 1923 года Шадр выполнил несколько работ для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Это барельеф «Борьба с землей», фигура рабочего-металлиста и «эмблема СССР в виде фигуры женщины, выбивающейся из скалы капитализма». В Отчете Технического отдела Гознака помещена ее фотография с примечанием о том, что это — первоначальный вариант, перерабатываемый скульптором. Первые бумажные денежные знаки с изображением скульптур, созданных И. Шадром, вышли в обращение в конце 1923 — начале 1924 года. Это были государственные денежные знаки СССР номиналом 15 и 25 тысяч рублей. Работа над их проектом началась в 1922 году. Изначально их эскизы были исполнены как эскизы денежных знаков достоинством 100 с изображением крестьянина и 500 с изображением красноармейца рублей. Скульптуры на них награвировал А. Троицкий, автором самих эскизов были А. Якимченко и В. В этой же серии проектировалась купюра с изображением рабочего, но в итоге в обращение ее не выпустили. Во второй половине 1923 года банкноты были переделаны в связи с образованием СССР и инфляцией. Таким образы, номиналы денежных знаков возросли, а государственная принадлежность изменилась: они стали первыми банкнотами СССР. Первые банкноты с изображениями «шадровских» скульптур ходили очень недолго, поскольку вскоре после их выпуска начался новый этап денежной реформы, и изготовление этих купюр было прекращено. В 1924 году в обращение вышел билет достоинством 3 червонца с изображением «шадровского» сеятеля. Эта банкнота готовилась с конца 1923 года. Общую компоновку банкноты осуществил художник Я.