Главная Новости Общество В Рязани прошла конференция ФСИН по вопросам освобождения и ресоциализации* заключённых.
Путин согласился с идеей создания должности замглавы ФСИН
Прокурор разъясняет - Прокуратура Красноярского края | Они обсудили возможность создания службы пробации в структурах Федеральной службы исполнения наказаний. |
В России создадут службу помощи бывшим заключенным // Новости НТВ | Руководящий состав Федеральной службы исполнения наказаний поздравил с получением ведомственной награды генерал-лейтенанта внутренней службы в отставке Алексея Гиричева. |
Чуйченко рассказал, зачем нужна служба пробации
– Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний, которая будет на системной основе эти проблемы решать. На рассмотрение Госдумы внесли законопроект «О пробации» — об адаптации заключенных как во время отбытия наказания, так и после. Такую меру поддержки сотрудники ФСИН смогут оказать для осуждённых в рамках исполнения нового закона «О пробации в РФ».
Вы точно человек?
Вступил в силу закон о пробации осужденных | ФСИН будет вести единый реестр участников пробации, а меры к каждому из них будут применять, учитывая обстоятельства и особенности его личности. |
Путин подписал закон о пробации для заключенных и вышедших из тюрем | Такую меру поддержки сотрудники ФСИН смогут оказать для осуждённых в рамках исполнения нового закона «О пробации в РФ». |
[26/01/23] Принят закон о пробации: заключенных адаптируют к воле, а освобожденным помогут | Перемены в структуре службы исполнения наказаний начались после публикации общественного проекта (внесен в реестр иноагентов). |
«Вернуть социальные навыки»: когда и как в России заработает система пробации бывших заключённых | Статья 7. Полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти. |
ФСИН назвал число российских заключенных, нуждающихся в помощи после освобождения | Глава Минюста Константин Чуйченко предложил президенту России Владимиру Путину ввести должность замдиректора ФСИН, который займется созданием службы пробации осужденных. |
Минюст подготовил законопроект о создании службы пробации для помощи осужденным
Участники совещания обсудили проект приказа Минюста России, а также подробно рассмотрели механизмы реализации мер пробациив отношении осужденных и освободившихся лиц. Так, указанным категориям граждан будет оказываться содействие в восстановлении социальных связей, обеспечении жильем, получении образования, реализации права на социальное обслуживание, получение медицинской, психологической и юридической помощи, а также в трудоустройстве к моменту освобождения от отбывания наказания. Все меры пробации будут применяться на добровольной основе. В ходе встречи было отмечено, что эффективное взаимодействие всех субъектов пробациибудет способствовать снижению рецидивнойпреступности, восстановлению социальных связей и более успешной адаптации в обществе освободившихся граждан.
Даже когда судимость погасят или снимут, трудности с трудоустройством это решит лишь отчасти, поскольку многие работодатели перестраховываются и отказывают в работе тем, кто был судим. Росту рецидивов также способствует и десоциализация, то есть утрата осужденным полезных социальных связей — разрыв или ухудшение отношений со своей семьей, родственниками, друзьями и прочими. Зачастую люди выходят из учреждений УИС, ненужные никому. Безусловно, это лишь самые очевидные факторы роста рецидивной преступности. Каждый рецидивист имеет личную причину повторить свой печальный опыт. Как собираются решать проблему адаптации?
Закон о пробации — не первая попытка властей создать систему ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Как отмечали инициаторы закона в пояснительной записке, в ряде регионов уже приняты законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Республика Башкортостан, Архангельская, Кировская, Ленинградская, Омская и Тюменская области , созданы центры социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы Республика Башкортостан, Забайкальский, Красноярский края, Воронежская, Ульяновская области, г. Новый же закон стремится систематизировать отдельные нормативные положения в этой сфере и установить единые принципы организации работы по осуществлению контроля, социальной адаптации и реабилитации соответствующих категорий лиц путем создания единой системы пробации. Согласно ст. Закон выделяет 3 вида пробации: исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную. Первый вид пробации применяется исключительно к лицам, которые подвергнуты наказанию, не связанному с изоляцией от общества за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам , и иным мерам уголовно-правового характера. Это, например, освобожденные по УДО, условно осужденные, осужденные, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и прочие. Пробация применяется не ко всем таким осужденным, а только к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации и, в связи с этим, обратился в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим заявлением об оказании содействия. Пенитенциарная пробация применяется в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы в период отбывания наказания, а равно и в период их подготовки к освобождению.
Она осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи, социальная реабилитация и подготовка к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, оказание содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве. Постпенитенциарная пробация применяется в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данный вид пробации призван служить делу социальной адаптации и реабилитации уже освободившихся граждан.
Поэтому мы стали работодателей возить туда заранее, стали знакомить их с подопечными работниками, которые к ним потом придут.
Они перестают их бояться. У нас есть экзаменационные центры, которые позволяют оценивать квалификацию», — глава Республики Мордовия Артем Здунов. ПРОБЛЕМЫ Сложность в трудоустройстве и социальной адаптации бывших заключенных «После отбытия уголовного наказания основная часть лиц сталкивается с серьезными сложностями, последствиями осуждения. Особую группу составляют осужденные к лишению свободы, потому что за время отбытия срока они теряют практически все социальные навыки», — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Всеволод Вуколов.
То есть это все осужденные с квалификацией и образованием.
Инструментом пробации станет индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации. Документ регулирует: общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации; правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация; направления деятельности и полномочия субъектов пробации в РФ. По оценкам Минюста, ежегодно под действие программы могут попадать 30-40 тысяч человек. Заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов ранее подчеркивал, что подход к осужденным и освободившимся будет в корне изменен.
В Архангельской области готовятся к реализации закона о пробации
приговорная (исполнительная) будет действовать при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН) планирует к 2024 году закрыть почти десять процентов казенных домов из-за их несоответствия современным требованиям. Президент России Владимир Путин подписал закон «О пробации в РФ», которым вводится система мер по социальной адаптации и реабилитации, защите прав.
Вступил в силу закон о пробации осужденных
Также к субъектам пробации относятся Минюст, ФСИН, МВД, Минтруд, Минобразования, Минздрав, службы социального обслуживания. Законопроектом предусматривается наделение ФСИН России полномочиями по ведению единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация. И сейчас ФСИН занимается выявлением кадров, готовых работать в пробации, а они «должны делать все, чтобы освободившийся из мест лишения свободы человек больше не оставался. Учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в 2022 году снизили вырубку леса на 31%.
В России появится должность замглавы ФСИН по службе пробации
Об этом в среду сообщает ТАСС. Глава Минюста обратил внимание, что создание эффективной службы пробации является одним из приоритетных вопросов. Люди освобождаются из мест лишения свободы, имея судимость, но не имея профессии, часто без средств к существованию, без жилья. Они остаются один на один с серьёзнейшими проблемами, что, безусловно, отражается на росте рецидивной преступности», — сказал Чуйченко.
Ведомство поможет осужденным получить социальную поддержку, а также окажет психологическую помощь после освобождения. В ноябре 2023 года Минюст опубликовал проект приказа, который устанавливает права и обязанности учреждений и уголовно-исполнительных инспекций, работающих в системе пробации. Документ предлагает в том числе критерии и методику оценки индивидуальной нуждаемости осужденного в помощи.
Пробация - существующая в некоторых странах форма условного осуждения, при котором вместо лишения свободы осужденный направляется на определенный срок под надзор специальных органов. В мае 2021 года правительство обнародовало концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года, цель которой - снизить количество заключенных в колониях и сократить рецидивную преступность. Авторы концепции считают необходимым создать систему по адаптации, ресоциализации и всесторонней помощи обвиняемым, осужденным и отбывшим срок. Концепция предусматривает закрепление института пробации на законодательном уровне до 2024 года, передачу таких полномочий уголовно-исполнительным инспекциям, которые будут помогать освободившимся с работой, жильем, оказывать психологическую и правовую помощь.
Пробация употребляется также в другом значении - как вид уголовного наказания на условиях пребывания осужденного в обществе, но под надзором специальной службы на срок и с определенными ограничениями выполнением обязательств , установленными судом. В последнем случае, правонарушитель, в отношении которого вынесен приказ о пробации, обычно подвергается определенному надзору со стороны сотрудника службы пробации в течение установленного срока. В ряде стран мира отсрочка исполнение приговора предусмотрена и без установления надзора над правонарушителем. В качестве примера можно привести Венгрию, где установление надзора со стороны сотрудника службы пробации обязательно в отношении только несовершеннолетних и рецидивистов, а в других случаях решение этого вопроса отдается на усмотрение суда. Но именно эта сторона пробации, то есть нивелирование обязанностей правонарушителя до простого поддержания режима присутствия с сотрудником службы пробации, привела, по мнению некоторых экспертов, к стагнации этого института, как раз в тех странах, где он был более всего развит и распространен Англия, США и т. Одной из главных причин подобного кризиса, является профанация сущности и содержания института пробации, сведения ее к лишь социальной реабилитации осужденных [2]. К тому же, несмотря на общую востребованность и популярность службы пробации, численность ее персонала и финансирование неуклонно сокращалось. Как следствие, подучетным лицам, находившимся в пробационном режиме, была предоставлена недопустимая свобода, при которой пробация свелась к ежемесячным встречам правонарушителя с сотрудником контролирующей службы. Указанные обстоятельства, не могли не вызвать скепсис к пробации со стороны общественности, как форме социально-правового контроля и даже уголовно-правового института. С целью преодоления возникшего кризиса, в период выполнения работ и интенсивного пробационного надзора, на подучетных лиц, со стороны сотрудников пробации, были возложены не только жесткие обязательства, но и применен более строгий контроль поведения. Но, данная схема требовала достаточного финансового сопровождения и подходила в большей степени к тем правонарушителям, которые не принадлежат к группе низкого риска и потенциально более опасны. Тем не менее, помимо гуманитарных соображений оградить правонарушителей от негативных последствий тюремного заключения, криминальной субкультуры, с прагматической точки зрения затрат на тюремное заключение, пробационный надзор дает государственной казне значительную экономию средств. С учетом вышеизложенного, на сегодня, целесообразны три варианта организации службы пробации: 1. Создание службы пробации как единой, централизованной и самостоятельной системы учреждений социальной пробации и органов управления ими. Уголовно-исполнительные инспекции в этом случае передаются в новую структуру - службу пробации. Образование службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций в организационно-правовых рамках уголовно-исполнительной системы России. Поэтапное внедрение отдельных элементов пробации докладов о социальном обследовании, пробационного контроля, отдельных элементов социальной помощи на различных этапах правоохранительной деятельности без образования службы пробации. В целом, выбор модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от экономического положения России, его приоритетов в социально-экономической и политической сферах. Идея целесообразности создания в России системы пробации в рамках отдельной федеральной службы, находящейся в подведомственности Минюста РФ была одобрена в марте 2013 г. В тоже время, подготовленный в 2012 году проект федерального закона, предусматривающий создание указанной службы, не нашел поддержки Министерства финансов РФ, поскольку его реализация требовала более 65 млрд. В результате, Минюст России подготовил законопроект предусматривающий введение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних. В дальнейшем, анализ законопроекта показал, что без существенной доработки его нельзя вводить в действие.
Уголовникам предложат жить по-честному. Зачем нужна федеральная служба пробации?
У нас есть экзаменационные центры, которые позволяют оценивать квалификацию», — глава Республики Мордовия Артем Здунов. Сложность в трудоустройстве и социальной адаптации бывших заключенных «После отбытия уголовного наказания основная часть лиц сталкивается с серьезными сложностями, последствиями осуждения. Особую группу составляют осужденные к лишению свободы, потому что за время отбытия срока они теряют практически все социальные навыки», — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Всеволод Вуколов. То есть это все осужденные с квалификацией и образованием. Высокий процент рецидивов среди бывших заключенных «На протяжении многих лет Федеральная служба исполнения наказаний занималась и занимается оказанием помощи и подготовкой осужденных к освобождению.
Он призван выстроить систему социальной поддержки осуждённых — чтобы они после освобождения могли вернуться в социум. В своей колонке она подробно разбирает документ, указывает на его плюсы и минусы — и делает вывод, будет ли он работать на практике. Чтобы прокомментировать новый закон , нужно сначала оценить, с какой ситуацией ему придётся иметь дело.
Действительно, осуждённым необходима помощь в налаживании жизни после изоляции — которая тянется порой десятки лет. На свободе человека встречает совсем другая жизнь, а порой и другая страна. Жильё обычно отсутствует, родственники и друзья растерялись, рабочие компетенции устарели… Всё это никак не способствует социальной адаптации — и повышает риск рецидива криминального поведения.
Проблема в том, что с социализацией и ресоциализацией осуждённых у нас в стране всё совсем плохо. Проще говоря, её фактически нет. Да, сотрудники исправительных учреждений и сейчас должны проводить ресоциализацию осуждённых перед их выходом на свободу.
Это работа с психологами, с системой соцзащиты и так далее. Чтобы человек после длительной изоляции мог быстрее адаптироваться и наладить свою жизнь. Звучит хорошо… но на практике такая ресоциализация сводится к формальным отчётам.
Либо к составлению характеристики на осуждённого — которая зачастую настолько негативная, что мешает человеку претендовать на УДО. Отличная ресоциализация, не правда ли? По линии соцзащиты дела обстоят не лучше.
Осуждённому даже паспорт помогают оформить с чрезвычайным трудом — и после неоднократных жалоб в надзирающие органы. Адвокат Ирина Бирюкова Я ни разу не слышала, чтобы кто-то из государственной исполнительной системы всерьёз, на практике занимался проблемами социальной адаптации осуждённых. Эту тему тянут на себе различные общественные организации и фонды.
Но они есть не в каждом регионе — и число их стремительно сокращается. Причины вы знаете — отсутствие финансирования, закон об «иноагентах» , давление на правозащитное сообщество.
Для создания этого органа Минюст внесёт на рассмотрение Госдумы федеральный закон о пробации. Чтобы снизить этот процент, и взято направление на гуманизацию системы ФСИН. Читайте также: Севастопольские воры и бандиты оказались склонны к урбанизации Развивается и практика принудительных работ вместо заключения. По словам Чуйченко, на такой облегчённый вариант наказания, по закону, сейчас могут рассчитывать 180 тысяч осуждённых, но в стране гораздо меньше мест, в которых могут работать преступники. Но сейчас создано 15 тысяч таких рабочих мест, а к концу 2024 года их станет на 100 тысяч больше. Это позволит сократить число людей, отбывающих наказание в колониях. Кроме того, на встрече была поднята статистика, согласно которой за 2021 год число людей в местах лишения свободы сократилось более чем в два раза. В 2000 году заключённых было 1,06 млн, а в 2021 году — 374 тысячи плюс 109 тысяч в СИЗО.
Попытка номер пять Однако главной темой разговора стало появление новой службы для социализации заключённых. Дикань вспомнил, что в России уже было несколько попыток создать подобную службу, однако в силу исторических событий — революции, Великой Отечественной войны — закончить эти реформы не удавалось. Распад СССР также не способствовал этому процессу, хотя зарождающееся гражданское общество дало свои плоды: «С начала 1990-х годов появилось большое количество общественных организаций, которые активно усваивали зарубежный опыт и помогли бывшим заключённым. Государству было это выгодно». По мнению Диканя, нынешняя попытка обречена на ряд ошибок и трудностей — сразу построить правильную систему сейчас просто невозможно.
Применяться меры к конкретному лицу будут в зависимости от обстоятельств и «характеристики его личности», отмечали авторы проекта. Вести единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, будет ФСИН. В том числе предусмотрено и оказание психологической помощи», — приводит пресс-служба слова председателя профильного комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева.