ая Двина длиной 744 км и на всю её длину всего лишь 3 автомобильных моста. Малой Северной Двиной называется верхний участок водоема длиной 74 км от места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в Двину Вычегды. Дельта Северной Двины — ширина ее достигает 45 км, а длина 37 км — представляет собой лабиринт из более чем 150 рукавов и проток.
Синоптики рассказали об актуальной обстановке на реках Поморья
Река Северная Двина | По данным Северного УГМС, третьи сутки сохраняется затор льда длиной около 20–22 км на Малой Северной Двине в 673 км от Архангельска. |
Подвижки льда зафиксированы в 48 километрах от Архангельска | Длина Северной Двины всего 744 километра. |
Видеофакт: Двина снова вышла из берегов - Новости | Весна - 28 апреля 2024 - Новости Архангельска - |
Северная Двина - Northern Dvina
Самая внушительная река российского севера, Северная Двина — стратегический водный путь между Азией и Европой. он был спущен на воду еще в 1911 году и до сих функционирует как полноценное круизное судно, пользующееся вниманием со стороны туристов. Река Северная Двина принимает на своем пути большое количество других речек, ручьев и водотоков. Ее длина 1020 км, и к Северной Двине она никакого отношения не имеет.
Исток Северной Двины
Далее течёт на север, в Архангельскую область. Почти на самом севере сливается с Пинегой. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. Северная Двина — типично равнинная река. Имеет многочисленные перекаты и острова. Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м. Ниже устья Вычегды берега высокие, обрывистые, ширина русла увеличивается почти в два раза; в расширениях долины русло образует крупные излучины, разветвляется.
Что касается прогноза развития гидрологической обстановки, то при безостановочном прохождении ледохода подход основного ледохода к г. Архангельск прогнозируется не ранее 21:00 мск 27 апреля.
Естественно новая магистраль на всём своем протяжении должна была стать глубоководной!!! Причём планировалось не только создание магистрали, но и строительство по ходу её маршрута плотин гидроэлектростанций. Данная магистраль была отнесена комиссией к первой очереди работ, которые планировалось провести в 1918-24 годы. Однако крушение Российской империи в революционном вихре 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война не позволили реализовать эти амбициозные планы. Проект Междуведомственной комисси В Советском Союзе осознание необходимости создания единой системы внутренних водных путей наблюдалось в период, когда его лидером был И. Именно при нём в стране приступили к активному строительству судоходных каналов, гидроэлектростанций, водохранилищ и т. Однако после смерти Сталина его преемники даже близко не обладали размахом сталинского государственного видения и потому заниматься созданием новых водных путей скоро перестали. Да, после кончины в 1953 году Иосифа Виссарионовича какие-то работы в этом направлении по инерции ещё несколько лет велись, но потом всё заглохло.
Северо-Двинская система в неё не входит Однако идея реконструкции рек России и сведения их в единую систему внутренних водных путей не умерла. Она живёт в научной среде. Например, инженер-гидротехник, доктор географических наук, действительный член Академии водохозяйственных наук РФ Алексей Алексеевич Беляков, основываясь на материалах упомянутой выше Междуведомственной комиссии и современных исследованиях, разработал целую Речную доктрину, то есть концепцию, обосновывающую настоятельную необходимость и техническую возможность указанной выше реконструкции российских рек. К числу первоочередных проектов, подлежащих реализации, данная концепция относит и создание Волжско-Северодвинского водного пути. Кстати, размещённые в начале статьи карты с проектами единой системы внутренних водных путей России как раз таки позаимствованы мною из научных работ А.
Из-за прохождения местного ледохода при высокой скорости течения буксиры с трудом добираются к островным территориям. Сегодня ледокол «Чадаев» освободил путь буксиру, и с 15:15 возобновились перевозки пассажиров на остров Хабарка. Тем временем, ледокол «Евдокимов» продолжает работу по спуску льда в Никольском рукаве.
В ночь на 24 апреля планируется проведение работ по расчистке пути для буксирных маршрутов на остров Кего. Основной ледоход подойдет к Архангельску 25 апреля.
Исток Северной Двины
Далее начинается многорукавная приливная дельта площадью около 900 км2. В бассейне реки около 62 тыс. Летне-осенняя межень нарушается паводками , зимняя межень устойчива. Диапазон колебания уровней воды в течение года 5,5—9 м. Ниже впадения Пинеги на режим уровней влияют приливы и сгонно-нагонные явления. Замерзает в среднем в ноябре, вскрывается в конце апреля. Ледоход бурный, с частыми заторами , приводящими к резкому и значительному повышению уровня воды максимум до 10—12 м , к наводнениям в населённых пунктах.
Северная Двина судоходна на всём протяжении.
Половодье ждет большую часть территории России, так как три четверти страны все еще остаются покрыты снегом, сообщил на пресс-конференции научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Он отметил, что еще не вскрылись крупные реки. Северо-запад Европейской России: Северная Двина и многие другие реки великие, Архангельск и так далее».
Метеоролог отметил, что в Сибири бывает два и даже три пика половодья, поскольку сначала снег тает в низинах, а потом в предгорьях и горах.
Мост был построен в 1959-1964 годах. Он соединяет центр Архангельска с левым берегом Северной Двины.
Работы на переправе начались в 2019 году. За это время железнодорожники провели ремонт опор и металлических пролётов, установили новые подъёмные механизмы, а также смонтировали системы навигации, сигнализации и видеонаблюдения.
Грунты илисто-песчаные, на перекатах дно хрящеватое или галечное. Становится в середине ноября, вскрывается во второй половине апреля-мае. Из притоков наиболее значительны семужьи реки Вычегда, Вага и Пинега. Из проходных рыб в Северную Двину входят минога, семга, нельма, в дельту и низовья входит корюшка и речная камбала.
Страницы истории судоходства на Северной Двине
Площадь бассейна Северной Двины, впадающей в Белое море, составляет порядка 357 тысяч км². Затор льда на Северной Двине у деревни Белая Гора — это в 170 километрах от Архангельска — разрушен. Длина р. Северная Двина: 744км Северная Двина течет на север с небольшим отклонением на восток по Устюжскому ущелью на протяжении 63 км, до места слияния с Вычегдой.
Синоптики рассказали об актуальной обстановке на реках Поморья
Высота начала Северной Двины над уровнем моря (Устюг) 53 м, следовательно, средний уклон всей реки 0,000071. Северная Двина официально начинается от слияния рек Сухоны и Юга, которое происходит у города Великий Устюг. Главная» Пресс-центр» Новости компании» Страницы истории судоходства на Северной Двине. В Архангельской области на р. Северная Двина произошел разлив нефтепродуктов, по реке плывет нефтяной пятно длиной 4 км. Об этом сообщила глава Росприроднадзора С. Радионова. Он соединяет центр Архангельска с левым берегом Северной Двины. Работы на переправе начались в 2019 году. Длина его достигала почти 12 километров.
Вильфанд предупредил, что половодье на большей части России еще впереди
По словам сотрудников Облгидромета, вода начнет «уходить», как только установится сухая погода. Популярное за сутки.
Подвижки льда отмечались до гидропоста Косково 48 км от Архангельска. По данным гидропоста Холмогоры на 12:00 уровень воды составил 829 см опасное значение от 800 см.
В порту Архангельск и в устьевой области Северной Двины в результате проведенных ледокольных работ наблюдается движение льда, редкий ледоход. В случае формирования затора льда на выходе из рукавов Холмогорского разветвления уровень воды прогнозируется на отметке 850 см.
Почти на самом севере сливается с Пинегой. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. Северная Двина — типично равнинная река. Имеет многочисленные перекаты и острова.
Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м. Ниже устья Вычегды берега высокие, обрывистые, ширина русла увеличивается почти в два раза; в расширениях долины русло образует крупные излучины, разветвляется. Пойма изрезана протоками и старицами. От устья левого притока — р. Ваги — до впадения р.
К тому же времени относится и первое упоминание о поселении Кичменгский Городок, выполнявшего роль крепости, защищавшей от нападения татар, а спустя почти 150 лет — и от поляков.
В ХХ веке река использовалась для лесосплава. Для этих целей в районе села Демьянова реку перекрывали поперечной запанью плавучим заграждением. Регулярный молевой сплав древесины стал причиной разрушения берегов на крутых поворотах русла. Лесосплав бывает нескольких видов: молевой — это когда бревна сталкивают в воду, и они сплавляются по реке россыпью, сами по себе, плотовой — когда бревна связывают в пучки, кошельный или судовой — когда лес в специальных плавучих ограждениях кошелях транспортируют теплоходы, и в сплоточных единицах, когда группы бревен, расположенных в определенном порядке, скрепляют в единое целое с помощью гибких снастей. Близ Великого Устюга, у стоянки Мармугино были обнаружены два старичных торфяника «старица» — место, где когда-то проходило основное русло реки , содержащих остатки рыболовных заграждений. Торфяники принадлежат протоке Юга, который тогда распадался на два рукава.
Заграждения первого торфяника относятся к неолиту правая половина III тысячелетия до н. Исток — Северный Урал, юго-восточная часть Республики Коми. Длина — 1809 километров. Печора — важная воднотранспортная магистраль. В настоящее время от села Усть-Уньи до города Вуктыла она используется для судоходства в многоводные сезоны, от Вуктыла до Нарьян-Мара река судоходна в течение всего периода открытого русла. С древности по реки сплавляли лес.
Сейчас молевой сплав прекращен, объемы плотового и судового сплава постепенно сокращаются. Интересные факты: Река впервые упоминается в «Повести временных лет», Упоминание относится к 1096 году, в связи с походами новгородцев за Урал, в Югру. При освоении Московским государством северных территорий Печора служила важным звеном в торговом пути на Мангазею Мангазея — первый русский заполярный город, важный и богатый центр пушной торговли, располагался на севере Западной Сибири, просуществовал до 1671 года , а город Пустозёрск в низовьях Печоры — одним из главных форпостов на этом пути. В советское время были планы соединить бассейны Камы и Печоры для переброски воды из последней в мелеющее Каспийское море. Делать это хотели с помощью ядерных взрывов, проект носил кодовое название «Тайга». Исток — болото на западном склоне Четласского камня отрог Тиманского кряжа.
Впадает в Мезенскую губу Белого моря. Длина — 966 километров. Река сплавная. Судоходна на 201 километр от устья до впадения реки Вашка , весной — на 681 километр. Самые крупные населенные пункты — город Мезень, поселок Усогорск, села Лешуконье, Долгощелье, Мучкас.
Лед тронулся на реке Северная Двина.
Переименован в «Комсомолец». Разобран в Исакогорке. На 4 фото — механик парохода «Крепыш» — Рудометкин П. Спасибо АО «Северное речное пароходство» за предоставленные информационные материалы и архивные фотографии.
Длина — 40,5 метра, ширина — 5,5 метра, высота — 2 метра, мощность — 140 сил. Разобран в Исакогорке в 1959 году.
На 2 фото — пароход «Посыльный», год постройки — 1915, построен г. Длина — 36,0 метра, ширина — 5,18 метра, высота — 1,97 метра, мощность — 110 сил.
Они получили имена «Северодвинск» и «Норильск» и использовались для переправы через Северную Двину в Архангельске. С их помощью обеспечивалось круглогодичное сообщение жителей эстонских островов Сааремаа и Хиумаа с материком, а также Кронштадта с фортами и городом Ломоносов. Длина каждого из судов была 45,6 метра, ширина — 11 метров, высота борта — четыре метра, а осадка — 2,6 метра. Они оснащались двумя главными двигателями мощностью 300 л. Экипаж состоял из 12 человек. При погрузке десяти легковых автомобилей вместимость пассажиров увеличивалась с 90 до 173 человек.
Ледовые подкрепления корпуса допускали продвижение во льду толщиной до 200 миллиметров. После ввода в эксплуатацию первого на Северной Двине железнодорожного моста был переведён в Таллин в состав Эстонского морского пароходства, а примерно в 1987 году — в Северо-Западное бассейновое управление в Лениграде.
Затем русло реки окончательно переместилось на луг, поглотив озеро, а справа осталась старица. В этом районе, судя по карте, произошли и другие изменения. Приток Северной Двины, речка Евда, стал впадать на 5 км выше по течению, а из четырех рукавов Северной Двины, на которые река разливалась возле деревни Ляпунове, остались всего два — основной и Тихий полой. Да и тот в последние годы Северная Двина усиленно заполаскивает песком. Наверное, М.
Ломоносов вспоминал Северную Двину, на берегах которой родился, когда писал о русловых про цессах: "Обитатели по берегам больших рек тому свидетели, коль великие перемены в берегах и стрежах их течение воды, наипаче вешнее, причиняет. Не упоминаю песков, кои всякая весна и осень перемывает, ни лугов, которые быстрина, отнимая от переднего конца, наращивает к заднему, но токмо чем внутренность земная открывается, представляю яры крутые, которых великие звена иногда с огородами и строениями оседают и в реки опровергаются, будучи подмыты". На каждой реке русловые процессы, т. Северная Двина за одно лишь половодье смывает иногда участок поймы шириной в 10—20 м. Скорость же сползания песчаных гряд по ее руслу составляет в среднем 100—200 м в год. Прорези, выбранные в перекатах земснарядами для судового хода, держатся обычно не больше полутора-двух недель. Откладываемые в шахматном порядке рекой в виде скошенных гряд то у одного, то у другого берега, скопления песка, называемые побочнями, теснят судовой ход к камням, делая его узким и извилистым.
А ведь капитанам буксиров, которые водят по Северной Двине плоты длиной до 700 м, приходится еще учитывать и затяжные течения в рукава и вы ходящие из них течения. Тут мало знать реку, надо еще уметь "чувствовать" и свой плот. За устьем Ваги начинается самый красивый участок Север ной Двины. Река на большом протяжении течет здесь одним рукавом. Долина ее, врезаясь в толщи гипсов пермского пе риода, сужается, и пойма местами исчезает полностью. Белые поросшие лесом обрывы над широкой полноводной рекой просто сказочно хороши. Высота берегов возле пристани Звоз достигает 50—60 м.
В половодье белокаменные стены отвесно уходят в воду, в межень внизу открывается узкая полоска песка и осыпей, по которой почти везде можно про браться вдоль берега. Надо только, если не хочешь иску паться, стараться не наступать на шаткие, неустойчивые глыбы. В осыпях попадаются небольшие куски гипса белого, голубого, желтоватого и розового цвета. Местами гладкие плиты ступенями, словно белая лестница, спускаются под воду, и невольно на память приходит легенда о древнем Китеже. Среди камней стекают к реке небольшие ручейки, узкие трещины в белых обрывах уходят в глубину гипсовых толщ. В районе пристани Звоз вода вымыла в береговых обрывах семь пещер. Когда плывешь по этому участку реки, не знаешь, куда и смотреть.
Прекрасен высокий, чисто-белый, как сахар, обрыв, но не менее живописны и белая стена с тремя, словно по линейке, на равном расстоянии друг от друга проведенными кирпичными полосами, и идущий за ней желто-бурый откос, отороченный понизу, словно пеной, осыпью из белых камней. Кое-где между залежами гипсов и растущим наверху лесом лежит толстая подстилка песка, а в других местах сосны растут почти прямо на камнях и слой дерна так тонок, что, кажется, его можно скатать, как ковер. Постепенно берега реки пони жаются, гипсы тянутся теперь вдоль воды неширокой лентой, словно белокаменная набережная. Прорвавшись через преградившие дорогу к морю толщи гипсов, Северная Двина опять растекается рукавами, и вновь по руслу ее вниз по течению сползают побочни, перераспре деляется сток по рукавам. Река живет своей жизнью, равно душная к тревогам и заботам речников, которым надо под держивать гарантированные глубины на фарватере, ширину судового хода и радиус его закругления. Казалось бы, чего проще — загородить протоку, и все. Но вступать в спор с такой мощной рекой, как Северная Двина, рискованно.
Иногда бывает выгоднее подчиниться реке и не отстаивать прежнее место положение фарватера, а, учитывая направленность русловых процессов, перенести его. Но в данном случае и этого делать не пришлось. Через некоторое время побочень, сдвигаясь вниз по течению, сам стал загораживать вход в протоку Мар тушева. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Река подмывает то правый берег, то левый. Золотистые песчаные отмели сменяются глинистыми откосами, под ко торыми возле уреза воды лежат вымытые из морены ва луны. Лес то отодвигается к горизонту, открывая поля и де ревни, то вновь вплотную подступает к реке, загораживая обзор.
Вот уже остаются слева впадающая в Репный рукав быстрая Емца, Сийские пески и леса. За пристанью Ракула в береговых осыпях начинают попадать ся известняки. Вскоре долина Северной Двины сужается, и возле деревни Орлецы над рекой встают светло-серые скалы. Русло реки делает здесь крутой поворот, и поверх ность воды Плитные выходы светло-серого и желтоватого известняка попадаются местами в береговых обнажениях Северной Двины вниз по течению еще примерно около 25 км. Сразу же за впадением Пинеги возле села Усть-Пинега правый берег Север ной Двины поднимается сравнительно невысокой, около 25 м, скалой, и дальше вниз по течению скалистых берегов нет. Рядом со скалой по склону к воде проложены слеги для скатки леса — в устье Пинеги оборудована большая запань. Ниже Усть-Пинеги по течению начинается устьевая область Северной Двины, ее самый молодой участок.
Ведь после лед никового периода река впадала в Белое море не там, где теперь, а гораздо северо-восточнее, сбрасывая воду по Кулой-Пи нежской долине, пока в одно из высоких половодий не прорвала Холмогорскую конечно-моренную гряду. Процесс формирова ния Северной Двиной своего русла продолжается. Вероятно, в конце концов река обойдет большой моренный массив, находящийся сейчас по ее правому берегу в 118 —124 км от устья. В устьевой области Северная Двина почти на всем протя жении течет несколькими рукавами, причем выделить главный среди них не всегда легко. По наиболее крупным рукавам — Богоявленке, Мечке, Косковскому и Бокарицкому проходят местные судоходные линии. Ширина реки в устьевой области в среднем составляет 600—800 м, но возле села Уймы до стигает 2,0—2,5 км. Высота коренных берегов к морю по степенно снижается — в районе Холмогорского расширения русла она составляет примерно 20—25 м, а у Архангельска — около 10 м.
В начале устьевого участка, вскоре после Усть-Пинеги, вдоль левого низкого берега Северной Двины тянутся широ кие отмели светлого песка, а по верхней части поросшего лесом довольно крутого правобережного откоса идут неболь шие оползни треугольной формы, словно кто-то специально срезал здесь куски дерна. От небольшой пристани вверх к знаменитому некогда селу Вавчуга ведет деревянная лестница. В 1680 г. В 1733 г. Автор: Плаксин Олег Дата: 2 июля 2019 г. Почти сразу за Вавчугой начинается Холмогорское рас ширение. Левый, поросший кустами берег реки становится все ниже и ниже и в конце концов переходит в песчаную отмель, через которую перекатываются поднятые теплоходом волны.
За отмелью к далеким, похожим на зеленые застывшие волны холмам убегает широкая протока. Несмотря на большое рас стояние, на холмах ясно и четко, словно это старинная лито графия, видны дома, церковь, куртины рощ и даже отдельные деревья. Левый берег закрывает окно в просторный мир зеленых холмов и песчаных проток. Словно в компенсацию, справа на фоне неба вскоре вырисовываются на высоком берегу шатровая часовня и церковь деревни Чухчермы. Потемневшее от времени и непогод дерево подчеркивает их четкий строгий силуэт. По деревням на Северной Двине сохранились еще местами и чудесные деревянные часовни, и церкви, и коло кольни, и просторные дома с высокой подклетью, с изукра шенным, на две стороны выходящим балконом-крыльцом. В Малых Корелах под Архангельском создан музей-запо ведник деревянного зодчества.
В него свозятся все наиболее интересные, как культовые, так и бытовые, постройки Север ного края. Конечно, это в какой-то мере компромиссное решение, но других реальных средств уберечь и сохранить этот деревянный эпос нет. За низкими островами и мелями с борта теплохода на какое-то время снова приоткрывается чудесный мир зеленых холмов.