Точная дата начала восстания Черниговского полка неизвестна, однако это событие произошло в середине XVIII века. Восстание Черниговского полка было возглавлено членами "Южного общества" и "Общества соединённых славян", персонально это были ёв-Апостол и впоследствии,после поражен.
Декабристы
Восстание Черниговского полка - Chernigov Regiment revolt | В. — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку. |
Странное восстание: как декабристы обманули солдат Черниговского полка | Восстание Черниговского полка состоялось уже после восстания декабристов на Сенатской площади. Бунт длился с 29.12.1825 г. по 03.01.1826 г. Полк был расквартирован на территории Киевской губернии. |
195 лет назад было подавлено второе восстание декабристов - | 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). |
Восстание черниговского полка кратко
Участники восстания Черниговского полка. Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник, командир 2-го батальона, 30 лет. Восстание Черниговского полка было возглавлено членами "Южного общества" и "Общества соединённых славян", персонально это были ёв-Апостол и впоследствии,после поражен. Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги | Восстание Черниговского полка — это второе восстание декабристов, организованного Южным обществом во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом на Украине в период с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, и охватившего такие населенные пункты. |
Глава шестая. Мятеж черниговского полка | Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Происходило с 29 декабря 1825 года (10 января 1826 года) по 3 января (15. |
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами
Но после ареста одного из лидеров П. Пестеля, С. Муравьев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка его ближайшим помощником был М. Восставшие захватили город Васильков.
Пушки противника на глазах истребляют восставших, значительно уменьшая размер войска. Ранили и главу восстания. Наказания и расплата Муравьева-Апостола арестовали, как и 895 солдат и шесть офицеров. Около сотни солдат были телесно наказаны, а восемьсот сосланы на Кавказ.
Сергея Муравьева-Апостола казнили 13 июля 1826 года. При повешении его тело сорвалось с петли, поэтому пришлось вешать его повторно. Кстати, ошибочно считать, что нельзя второй раз исполнить смертную казнь. Причины разгрома декабристов Отсутствие четких целей и задач. Это подтверждается их нерациональным маршрутом. Не достигнув одной цели, армия Муравьева-Апостола переходила к другим. Кроме того, многие участники восстания не осознавали, что от них требуется, да и в ряды повстанцев попадали случайно.
Их завлекали деньгами, насильно, обманным путем, обещаниями лучшей жизни. В рядах декабристов властвовало пьянство и разбой.
Тут разгорелись жаркие споры, что делать дальше? Они надеялись, что по пути к ним присоединяться крестьяне и другие полки. Михаил Бестужев-Рюмин 1801 — 1826 , участник Южного общества Сергей Муравьев занял другую позицию: надо выждать вдруг еще какие-то полки присоединяться к восставшим? Так, например Александр Вадковский обещал поднять 17-й егерский полк в Белой Церкви.
Однако его совсем скоро арестовали, и эта надежда рухнула. Одновременно стало известно о поражении восстания в Санкт-Петербурге. Там никого не было, никаких полков. Все разошлись на Рождество по домам. Тогда они пошли к Белой церкви. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года у Белой Церкви восставшие встретились с войсками генерала Федора Гейсмара.
Муравьев и Бестужев-Рюмин надеялись на то, что государственные войска перейдут на сторону восставших. Но после первого залпа стало ясно, что этого не будет.
Сбор рядовых полка дался заговорщикам с большим трудом — на Рождество большинство солдат разошлось по своим деревням. Но всё же небольшие отряды собрались в Василькове, недалеко от Киева. Там перед строем был зачитан «Православный катехизис» — документ, составленный Бестужевым-Рюминым и Муравьёвым-Апостолом. Восставших попытался образумить лояльный к властям майор Трухин, но Бестужев и Сухинов схватили его и толкнули в середину колонны.
Солдаты сорвали с Трухина эполеты, разорвали на нём мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и побоями. От гибели майора спасло лишь заступничество Муравьёва-Апостола. Между тем в руках мятежников оказались полковые знамёна и казна — около 27 тыс. Но плана действий у них не было. Идеи Муравьёва-Апостола о восстании в Киеве носили теоретический характер. Вожаки мятежа хотели разного: Бестужев и братья Муравьёвы планировали дождаться присоединения других полков, а Щепило, Сухинов, Кузьмин и Соловьёв требовали немедленного выступления в сторону Киева, предлагая по пути привлекать на свою сторону местных крестьян.
В итоге решили ждать и пошли в сторону Мотовиловки, чтобы там встретиться с Алексопольским и Ахтырским полками. Но те бунтовщиков не поддержали. Тогда мятежники отправились в сторону Белой Церкви, там они надеялись получить поддержку со стороны бойцов 17-го егерского полка. Эту поддержку Муравьёву-Апостолу обещал прапорщик Александр Вадковский, полагавший, что сможет убедить несколько рот присоединиться к мятежу. Но Вадковского арестовали сразу по прибытии в расположение полка. Полковник Николай Муравьёв-Карский, по некоторым сведениям, сам сочувствовавший декабристам, на деле мятеж не поддержал.
Тогда было решено идти к Житомиру. Из-за изменений в планах перемещения полка были хаотичными.
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка
ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА – значительное событие в декабрист. движении, произошло на Украине 26 декабря 1825 – 3 января 1826. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Восстание Черниговского полка было вторым и последним крупным вооруженным конфликтом декабристского восстания в бывшей Российской империи. Восстание Черниговского полка, разгоревшееся на территории тогдашней Киевской губернии и продолжавшееся с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, отчётливо продемонстрировало ряд отличительных особенностей, свойственных декабризму как таковому. Восстание Черниговского полка имело свои особенности от восстания на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка – одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.
Список персонажей
Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. Южное восстание (восстание черниговского полка). Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. восстание черниговского полка дата. Причины поражения. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Восстание Черниговского полка.
15 (3) января 1826 года подавлен мятеж Черниговского полка, поддержавший "восстание Декабристов"
Гебелем, но тогда же освобождены 4 офицерами-заговорщиками. Муравьёв-Апостол захватил в г. Васильков оружие, боеприпасы, продовольствие и полковую казну. К восставшим присоединились 3 роты полка. Утром 31 декабря 12 января перед строем восставших полковой священник прочитал составленные С. Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым «Православный катехизис» и «Воззвание» с призывом к свержению самодержавия. Восставшие двинулись к местечку Брусилов ныне посёлок городского типа в Житомирской области, Украина , близ которого к ним примкнули ещё почти 2 роты полка.
Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права. Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции. Мог ли мятеж «кончиться удачей»? Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами. Но, с другой стороны, все 10 лет существования тайных обществ лидеры заговора не могли найти общий язык, не могли договориться о том, кто будет главным в новом российском правительстве. Заговорщики не сумели договориться и о совместных действиях, и это значительно уменьшало их шансы на успех. Однако победа императора Николая I над декабристами обернулась для него историческим поражением. Случайный путешественник-француз, пораженный устройством русского государственного механизма, писал о нем: «Россия — империя каталогов; она замечательна, если читать ее как собрание этикеток; но бойтесь заглянуть дальше заголовка! Если вы откроете книгу, то не найдете ничего из обещанного: все главы в ней обозначены, но каждую еще предстоит написать» [4]. И даже самые рьяные защитники этой Империи были вынуждены признать ее крах. Монархист Федор Тютчев написал на смерть Николая I стихотворение: Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Неудача же декабристов не помешала им победить в иной плоскости — моральной и нравственной. Не без помощи Александра Герцена возникла знаменитая декабристская легенда, мощно влиявшая на русское общественное сознание и культуру от стихов Пушкина до песен Александра Галича и фильма «Звезда пленительного счастья». И именно поэтому многие интеллектуалы могут сказать сегодня: декабристы — «nos amis de quatorze».
Начались грабежи крестьянских дворов. При селе Устимовке 3 15 января 1826 года полк был разбит правительственными войсками под командованием генерал-майора барона Фёдора Гейсмара. Отряд Гейсмара, используя преимущества пересечённо-лесистой местности, ожидали мятежников в засаде. Подпустив полк на расстояние выстрела, артиллерия открыла огонь ядрами без предупреждения. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдал приказ продолжать движение прямо на пушки, которые, стреляя теперь уже картечью, нанесли ощутимый урон рядам восставших и рассеяли их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит — убит картечью по другим данным — застрелился , также погиб Щепилло. Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель. Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадёрская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк. Восстание Черниговского полка. Декабристы в Мотовиловке Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 26 декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года 10-15 января 1826 г н. Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов. На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т. По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды. О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. Масонство — это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии — антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России февраль — март 1917 года — масонами были все члены так называемого Временного правительства. И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны. Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства — разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства. К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему. Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога. Вот как описывал в мемуарах свой социальный круг один из наиболее заметных представителей декабристов — князь, генерал и масон Сергей Волконский: для него, этого круга были характерны «общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству», «картеж и беззазорное б…во». Да, большинство декабристов были патриотами своей страны, но патриотами… ловко управляемыми представителями масонских лож Англии, Франции, Австрии. Они наивно полагали, что, свергнув царя одни предлагали полностью уничтожить царскую династию Пестель , другие — резко ограничить власть монарха и провозгласив свободы, Россия заживет счастливо и сытно. Увы, так полагали многие из тех, кто готовил и претворял в жизнь масонские революции в Западной Европе, а после с ужасом наблюдал, к каким последствиям — рекам крови народной — они приводят если, конечно, был совестливым человеком или сам не погиб в жерновах послереволюционного террора.
По слухам С. Муравьев-Апостол послал в Киев поручика Мозалевского, чтобы связаться с кем-то из них, но Мозалевский их не нашел и вообще перепутал фамилию искомого. К одному из указанных офицеров прилагаются два брата тоже с полными послужными списками. Поскольку сами по себе эти люди погоды не делали, даже если бы и вздумали примкнуть к восстанию, то предполагается, что они должны были служить связными с вышеупомянутым князем Щербатовым. На этом приложения заканчиваются. Не будем здесь придираться к качеству археографической обработки публикуемого. Вышеизложенное в общем исчерпывает обещанную попытку "первого деидеологизированного". Потому свои мысли вольными полагают, что они у них в голове, словно мухи без пристанища, там и сям вольно летают" М. Кстати, слово "идеологизировано", как и однокоренные ему, в книге нигде более, кроме как на упаковке, не встречается, зато часты заявления, что история декабризма сильно мифологизирована. Данная терминологическая подмена знаменательна. Значит, обсуждать проблемы декабристской идеологии и трактовок ее в таковой же советской-марксистской автор не собирался. Речь по-видимому должна была идти о де-мифологизации. То есть развеять навороченные предшественниками мифы и на этом месте построить — собственно, что? Итак, что мы имеем на месте устаревшего мифа? Деньги на революцию, поиск денег на лечение, навязчивые подозрения во взяточничестве, коррупции, подкупе высших чинов, все это пересыпано дешевым морализаторством и подтверждается заявлением о множестве документов чемоданы компромата, как говорил недавно один тоже, между прочим, бывший полковник — узнаете? В контексте, так сказать, постсоветского ментального пространства, извините за выражение. А также "формирования современных управленческих моделей" см. Жаль упущенной возможности для разговора по существу. Из материалов о пьянстве и неповиновении солдат можно было при умении сделать неплохую статью о ходе восстания. Можно было бы вновь вернуться к главной загадке восстания — внутренней логике событий, заставившей вполне разумного С. Муравьева-Апостола сложить свою и подставить чужие головы ради заведомо безнадежного предприятия.
Черниговская восьмёрка
Муравьевым создаётся Северное общество. На Украине создаётся Южное общество, руководителем которого становится полковник П. Цель обществ - ликвидация крепостного права и конституционное ограничение монархии, вплоть до убийства императора, ареста царской семьи и установления правления диктатора, которым предполагалось назначить князя Сергея Трубецкого. Что предопределило восстание Главной причиной восстания стала противоречивая юридическая ситуация, возникшая вокруг прав на престолонаследие. Император Александр I был бездетным.
Идущий по старшинству за Александром I Константин Павлович написал ранее отказ от престола, что давало право младшему брату Николаю Павловичу занять престол. Но он был крайне непопулярен среди высшей знати, представлявшей военно-чиновничью элиту. Под влиянием генерал-губернатора С. Милорадовича он пишет отказ от наследия в пользу старшего брата.
Создалось положение, называемое междуцарствием. Позднее Николай Павлович провозглашает себя императором. Назначается новая присяга, которая должна произойти 14 декабря, так как Константин повторно отказался принять престол. Ночью 14.
Сенат признал законность передачи престола будущему императору Николаю I. Повторная присяга назначена на день. Заговорщики принимают решение претворить свои замыслы в действие. Но по ряду причин этому не удалось сбыться.
Восстание на Сенатской площади было подавлено. Все декабристы были арестованы. Кроме того, было арестовано более 600 солдат и 62 матроса восставших полков. Причины восстания Черниговского полка Получив вести из Петербурга о восстании декабристов, командир Черниговского полка приказал взять под стражу С.
Муравьева-Апостола - подполковника полка, ведь о его связи с заговорщиками было хорошо известно. Именно он дал обещание действовать вместе с Северным обществом, пытаясь конкретными действиями склонить на свою сторону другие военные части. Четверо офицеров Черниговского полка, состоящие в «Обществе объединённых славян», ранее вошедшем в Южное общество, освободили его и ранили полковника Гебеля, отдавшего приказ об аресте. Вопрос о том, кто возглавит восстание Черниговского полка, не стоял.
Его предводителям стали С. Муравьев-Апостол и М. Ими же был написана прокламация, носившая название «Катехизис». Восстание полка В селе Трилесы, где располагалась 5-я рота полка, 29.
Строевым маршем рота двинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой. Объединившись, они выступили в город Васильков, где квартировали остальные части полка. Город был захвачен восставшими, в руках у бунтовщиков оказалось оружие и полковая касса. Далее была занята деревня Мотовиловка.
Это произошло 31 декабря. Целью полка был прорыв в г. Житомир, где должно произойти соединение с воинскими частями , по замыслу восставших именно они должны были поддержать их, так как здесь проходили службу члены «Общества объединённых славян». Но на пути стояли правительственные войска, поэтому мятежному полку осталось одно - повернуть на Белую Церковь.
Не все служащие поддержали восстание Черниговского полка. Гренадёрская рота под командованием капитана Козлова ушла к правительственным войскам. При деревне Устимовке 3. Муравьев-Апостол, раненый в голову, был арестован.
Его брат убит картечью. Причины поражения Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось.
Восстание Черниговского полка 1825 г.
Укрепить силы восставшего полка С. Муравьеву-Апостолу так и не удалось. Против Черниговского полка были высланы конные части генерала Гейсмара с артиллерией. Столкновение произошло 15 января 1826 года около деревни Ковалёвка, в 8 - 10 км к югу от города Фастова.
Гейсмар рассеял восставший полк залпами картечи. Многие участники восстания погибли. Раненного в голову С.
В том же году оно разделилось с аристократическими декабристами Санкт-Петербурга и приняло титул Южного общества, но к 1823 году влияние Пестеля снова сблизило две группы. Третье общество, The, действовало в Украине в союзе с Южным обществом. Командующий 2-й армией Ганс Карл фон Дибич , царское правительство и сам царь Александр I получили достоверную, но разрозненную информацию о размахе заговора в войсках. До смерти Александра в Таганроге 1 декабря [ OS 19 ноября] 1825 года не производились аресты. Черниговский пеший полк фактически базировался в Киевской губернии, на полпути между Киевом и Белой Церковью. Штаб полка располагался в Василькове на реке Стуха. Роты полка были разбросаны по деревням западнее Василькова, вдоль реки Камянки. Эти села, от Трилисов на западе до Устимовки на юго-востоке, образуют непрерывную полосу населенных пунктов вдоль Камянки и связаны дорогами с Белой Церковью на юге и Фастовцом, Мытницей, Васильковом и Киевом на юге. Солдаты жили индивидуально в крестьянских избах, буквально «за деревней». Это помогло декабристам поодиночке взволновать рядовых, не вызывая подозрений, но в решающий час помешало им собрать все силы в короткие сроки. Командир полка полковник Гебель не участвовал в заговоре и не участвовал. Его непосредственный подчиненный, командир батальона Сергей Муравьев-Апостол , был заместителем Пестеля в Южном обществе. Полк буквально кишел офицерами повстанцев всех уровней. Офицеры повстанцев также проникли в соседние Актырский, Алексопольский, Кременчугский и Полтавский полки, хотя и в меньшей степени. Муравьев-Апостол рассчитывал на «союзные» части, расположенные в Житомире и Брусилове на западе и в Белой Церкви на юге, хотя в реальной жизни эти части оставались на стороне государства. Смерть Александра прервала планы декабристов и вынудила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу, унеся жизни 1271 человек, в основном мирных жителей. Дибич, не имеющий отношения к делу, арестовал Пестеля 25 декабря [ О. Декабристы на Украине запаниковали, но не предприняли никаких действий, надеясь, что арест - это единичный эпизод и что их главарь будет хранить молчание. Десять дней спустя они получили известие о неудавшемся восстании и массовых арестах в Санкт-Петербурге.
Следовательно, в качестве адъютанта Пестель был Витгенштейну бесполезен, в действительных сражениях он физически участвовать не мог. Чернов считал Пестеля-декабриста «большим мастером политической разведки»[11]. Вероятно, первые навыки разведывательной деятельности — конечно, пока еще не связанные с «политикой» — Павел Пестель получил именно на войне. Военная служба Пестеля в 1813-1814 годах — это не просто деятельность адъютанта. Сохранилось немало сведений об особого рода «заданиях», которые ему довелось выполнять. Об одном из них — очевидно, первом в карьере Павла Пестеля — есть упоминание в письмах его родителей. Так, мать Пестеля в июле 1813 года радовалась, что сын успешно справился с «поручениями», которые были на него возложены русским и австрийским императорами; в письме речь шла и о каких-то важных документах, которые он доставил Витгенштейну. Публикатор семейной переписки Н. Соколова справедливо считает, что в данном случае речь идет об участии Пестеля «в качестве курьера в переговорах, которые велись в июне 1813 года» между двумя императорами, в результате которых Австрия обязалась присоединиться к антинаполеоновской коалиции[12]. В августе 1813 года Пестель получает чин поручика. Из документов следует, что этими «поручениями» военная деятельность Пестеля не ограничилась[13]. В дни «битвы народов» под Лейпцигом он покупает у лейпцигского аптекаря яд. Но для того, чтобы «избавиться от жестоких мучений», у каждого офицера был более простой способ — собственное оружие. И тяжело раненому человеку принять яд, конечно же, было не намного проще, чем застрелиться. Скорее, яд был нужен Пестелю как разведчику, выполняющему тактические задания своего командования и отправляющемуся на чужие территории без оружия. Война для него закончилась весной 1814 года. Вскоре, сопровождая Витгенштейна, поручик самого привилегированного в России Кавалергардского полка Павел Пестель, награжденный пятью боевыми орденами и золотой шпагой двадцатилетний ветеран войны, вновь появляется в Петербурге. Несмотря на грозное звучание своего названия, отсылающего к знаменитому якобинскому Комитету, при всей резкости речей, звучащих на его заседаниях, Союз вряд ли был опасен устоям самодержавной России. Понимая, что положение дел в России надо менять, заговорщики совершенно не представляли себе, что конкретно нужно для этого сделать. Их программой, согласно позднейшим мемуарам Якушкина, было «в обширном смысле благо России»[15]. О том же, что понимать под «благом России», в обществе шли споры. Некоторые предполагали, что оно — в «представительном устройстве» государства. Другим казалось, что необходимо «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору». Третьи считали, что дворянство не согласится на подачу такого проекта, что император Александр — тиран, презирающий интересы страны, и потому его необходимо уничтожить. Осознанием этой идеи стал «московский заговор» сентября 1817 года Возбужденные письмом одного из основателей Союза, князя Сергея Трубецкого о том, что «государь намерен возвратить Польше все завоеванные нами области и… удалиться в Варшаву со всем двором», юные конспираторы едва не убили царя в Москве. После этого «цареубийственный кинжал» еще много раз «обнажался» заговорщиками, но в действие, как известно, приведен не был. Пестель в число основателей Союза не входил. Но очевидно, что он вполне разделял вольнолюбивые искания гвардейских офицеров. Впоследствии на допросе он дал подробные показания о том, каким образом формировались его «вольнодумческие и либеральные мысли». Желание добра своему Отечеству, увлечение политическими науками в годы учебы в Пажеском корпусе, анализ политической ситуации в России и в мире привели его к мысли, что «революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может даже быть весьма полезна». Вскоре он решил для себя, что наилучшей формой государственного устройства является республика[16]. Среди членов Союза Пестель резко выделялся уже на этом, первом этапе существования заговора. Плохо представляя, какой должна стать Россия в будущем, уже тогда он понимал, что одними разговорами о «благе России» добиться ничего нельзя. Практически сразу же Пестель составил для себя четкие представления о том, как должен быть построен заговор — если целью его действительно является изменение государственного строя России. И стал претендовать на безусловное лидерство в тайных обществах. Именно Пестелю, как известно, принадлежала решающая роль в написании устава, «статута» Союза спасения. Впоследствии он был уничтожен заговорщиками, и судить о его содержании можно лишь по дошедшим до нас косвенным свидетельствам. Согласно им, составляя «статут», Пестель учитывал опыт деятельности двух современных ему организаций: масонства и тайной полиции. Не буду здесь вдаваться в сложный, но на сегодняшний день достаточно хорошо изученный вопрос об идеологии и истории русского масонства в начале XIX века. Отмечу только, что масонские цели — образно говоря, нравственное усовершенствование отдельного человека, государства и, в итоге, всего человечества — реализовались в ту эпоху в двух противоположных формах, «демократической» и «аристократической». Шведская система, считавшая своим покровителем Святого Андрея Первозванного, а «великим магистром» — шведского короля, была основана на строгих принципах иерархии в управлении и беспрекословного послушания. Соколовская, — называли себя великими каменщиками чаще, чем свободными каменщиками». По ее мнению, это не случайно: «Для достижения масонских целей, для соделания людей счастливыми и благородными употреблялось порабощение духа и даже тела; от низших братьев и низших лож отнималась всякая самодеятельность, всякая самостоятельность; от них требовалась только слепая вера, а общемасонская цель о соединении всех людей в одну всемирную семью была известна только самым высшим степеням». Руководил шведскими ложами в России могущественный и таинственный Капитул Феникса. Состав этого Капитула не был известен рядовым масонам, от которых требовалось лишь слепое повиновение. Не в полной мере известен он и современным исследователям: члены Капитула проходили в масонских документах под вымышленными, символическими именами. Иоанновское масонство, находившееся под покровительством Святого Иоанна Иерусалимского, изначально считало себя частью масонства андреевского. Иоанновскими назывались масоны низших степеней, не посвященные в «великие тайны» Капитула Феникса и не знавшие истинных, сокровенных масонских целей. И постепенно в иоанновских ложах возник стихийный демократический протест против Капитула. В 1815 году русское масонство раскололось на две системы. Если шведскими масонами по-прежнему управлял Капитул, то для управления масонами иоанновскими была создана «великая ложа Астреи». Принятое тогда же уложение Астреи «устанавливало выборное начало в управлении масонского сообщества и клало в основу этого управления ответственность всех без исключения должностных лиц, их выборность, терпимость ко всем религиям и ко всем принятым масонским системам и равноправность всех представителей лож в великой ложе»[17]. Члены Союза спасения, большинство из которых были масонами, определялись в выборе системы. Это — важнейший выбор: именно в нем следует искать истоки разности взглядов заговорщиков на природу тайной организации, на принципы деятельности заговора. Именно здесь — зерна позднейших программных разногласий декабристов, их разных представлений о характере власти в постреволюционной России. Историк Н. Дружинин, автор классической работы «К истории идейных исканий П. Пестеля», подробно описал процесс вхождения заговорщиков в иоанновскую ложу Трех добродетелей 1816 год. Участниками ложи стали «корифеи» движения декабристов — в частности, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы и князь Сергей Трубецкой. В январе 1816 года, еще до знакомства с Союзом спасения, в ложу вступает и Пестель. Однако став членом иоанновской ложи, Пестель не порвал со шведским масонством, в которое был принят еще на корпусной скамье. К 1816 году он был обладателем высокой степени шведского «мастера», и патенты на свое имя, выданные в подчинявшейся Капитулу Феникса ложе Сфинкса, хранил всю жизнь. Судя по тому, что он не принимал активного участия в деятельности ложи Трех добродетелей, иоанновское масонство интересовало его гораздо меньше, чем шведское. Формы масонской деятельности шведского образца — «разделение» членов общества на «разряды», безоговорочное подчинение «низших» «высшим», сложные «обряды» при принятии в организацию нового участника, клятвы, угрозу смерти за предательство — Пестель положил в основу устава Союза спасения[19]. Обращаясь к истории Союза спасения, историки не могут пройти мимо знаменитого эпизода из мемуаров Сергея Трубецкого — о том, как заговорщики принимали написанный Пестелем «статут». Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость», — вспоминал Трубецкой[21]. Традиционно эти воспоминания Трубецкого комментируют в том смысле, что Пестель уже в Союзе спасения «признавал целесообразность» якобинской диктатуры[22]. При этом исследователи — по традиции, идущей от Б. Сыроечковского, — «поправляют» Трубецкого: по их мнению, «речь у Пестеля шла не о Комитете общей безопасности, охранительном органе, а о Комитете общественного спасения, том самом органе революционной диктатуры, который в 1793—1794 годах исполнял функции революционного правительства. Возглавляемый Дантоном, а потом Робеспьером, он олицетворял, особенно на своем последнем этапе, якобинскую диктатуру во всем ее кровавом безумстве»[23]. Между тем, М. Нечкина справедливо отмечала: «Беря это чрезвычайно любопытное свидетельство по существу, нельзя не отметить, что в 1817 году, когда Пестель читал свой вводный доклад, он еще не был республиканцем, а придерживался идеи конституционной монархии; не был он также еще сторонником диктатуры Временного правительства. Этих идей — республики и диктатуры — он, по его собственному признанию, стал придерживаться позднее». Отвергая мысль о том, что Трубецкой в мемуарах «перепутал» комитеты, Нечкина была убеждена, что Пестель действительно «восхвалял Комитет общественной безопасности». Однако почему именно этот комитет удостоился похвалы Пестеля, «установить», по ее мнению, «не удается»[24]. Правда, еще в 1920-х годах Н. Дружинин «установил», в чем состоял смысл этого «восхваления». Пестель говорил именно о Комитете общественной безопасности — тайной полиции якобинцев. Смысл его фразы состоял в том, что благоденствие государства во многом базируется на способности тайной полиции исполнять свои обязанности. Кроме того, тайная полиция была интересна заговорщику именно как структура, близкая по своему устройству масонским ложам шведского образца, построенная «на началах строгой иерархии, суровой дисциплины и планомерной конспирации»[25]. От шведских лож мысль Пестеля перешла к тайной полиции — ближайшему к ним по форме учреждению. О том же, в чем, по мнению Пестеля, заключалась суть деятельности этой организации, можно судить по любопытному документу — написанной им чуть позже «битвы за устав» «Записки о государственном правлении». Формам деятельности политической полиции — «приказа благочиния», по терминологии Пестеля, — в «Записке» посвящена особая глава. Эта тайная «канцелярия» действует посредством шпионов — «тайных вестников», как называет их Пестель. Уместно предположить — имея в виду свидетельство Трубецкого, — что именно «канцелярией непроницаемой тьмы», подчиняющейся единому лидеру, имеющей разветвленную сеть «тайных вестников» и занимающейся тайными розысками в отношении государственных органов и частных граждан, Пестель представлял тайное общество. Кропотов в исследовании, написанном в 1870-х годах по мемуарам и личным впечатлениям участников «битвы за устав»[28]. Следует признать, что несмотря на эмоциональность этой оценки, она во многом верна.