Фестиваль «Светлая седмица» начал свое существование в 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, инициативе Детского вокально-хорового ансамбля «Юность России.
Приметы о вербах
- Светлая седмица: что нужно и чего нельзя делать на неделе после Пасхи
- Главные новости
- Приметы на Вербное воскресение: что можно и нельзя делать 28 апреля 2024 года - ВФокусе
- В воскресенье православный мир отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим
Страстная седмица 2024: что можно и нельзя делать перед Пасхой?
Откуда информация? Отцы Трулльского Собора т. Пято-Шестого Собора 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание: «…от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Итак, если с Божией помощью верные христиане 48 дней к встрече Пасхи готовились молитвой, постом, покаянием, регулярно прибегая к Таинствам Исповеди и Причастия при этом, теперь всю неделю празднуют.
А поскольку во все дни Светлой седмицы как бы продолжается одна служба, которая начинается в Пасхальную ночь и продолжается до Антипасхи, то со страхом Божием даже ежедневно приступают к Чаше. По благословению священника, конечно. Обратите внимание, что со страхом Божиим подходить к Чаше в период отмены воздержания, могут те христиане, которые должным образом соблюдали Великий пост, неоднократно исповедовались — готовили душу к Таинству 48 дней. Приступать к Причастию в Светлую седмицу впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я коротенькое правило почитаю, быстренько поисповедуюсь какая уж там серьезная исповедь благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» — неправильно, это — оскорбление Таинства. Господу нужны наши чистые сердца, а не лукавые.
А исповедь? Относительно же Исповеди перед Причастием следует сказать, что если человек исповедовался накануне Пасхальной службы и решил причащаться всю Светлую седмицу, исповедваться каждый день не обязательно. Если, конечно, его совесть не отягчена какими-либо событиями и внутри ничто не гложет. Но и это примечание исполняется только по благословению священника, который знает верующего. К слову, православные всё относящееся к духовной жизни делают исключительно по благословению, поскольку опытным путем ведают, что только тогда бывает выздоровление души и телу польза.
Впрочем, любые молитвословия следует так начинать. Венчаться, жениться и играть свадьбу На Светлой Седмице по Церковному Уставу в храмах еще не совершаются Венчания календарь. Исключение может сделать только правящий архиерей. А в ЗАГсе брак зарегистрируют, конечно. Играть ли свадьбу — решать брачующимся.
Возобновятся Таинство Брака с первого воскресенья после Пасхи — в день, который народ именует «Красной горкой» , в 2024 году он выпадает на 12 мая. Узнайте также: Как венчаться в церкви уже женатым парам Супружеские отношения Поскольку на Светлой седмице Таинство Брака ещё не совершаются, то по взаимному согласию верующих супругов принято продолжать воздерживаться и от интимных отношений. Но не из страха смертного, а ради участия в церковном праздновании во всей полноте, не лишая душу Причастия. Хотя официального запрета нет. Позиция Церкви такова: Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов и праздников, но это не должно быть против воли одного из супругов.
Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение — это трехдневный запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен Исх. Позиция же тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания не совсем оправдана. Отмена Венчаний в дни особых праздничных служб св.
Симеон Солунский объясняет невозможностью совершить брачное пиршество, а не запретом на плотское общение.
В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях.
Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит — размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление а кто не способен на него? Путь Страстной седмицы — путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря — говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни.
И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ Мф.
Посещать кладбище в этот день можно, но лучше прийти туда в специальные поминальные дни. Убирать дом и работать в этот день нельзя.
Православные люди приходят утром воскресенья в церковь, чтобы прочитать молитву и освятить ветки вербы. Фото: 1MI Пасха Когда отмечаем? Пасха отмечается в следующее воскресенье после Вербного — в этом году её празднование выпало на 5 мая.
Это переходящий праздник, поэтому узнавать, на какой день выпала Пасха, нужно ежегодно по лунному и солнечному календарю — традиционно её отмечают в первое воскресенье после полнолуния в период весеннего равноденствия. Изначально суть праздника состояла в дне освобождения иудеев от египетского рабства, затем, согласно Новому Завету, погребённый Христос воскрес, поэтому Пасху стали ассоциировать с перерождением и вечной жизнью. Традиционно православные люди на Пасху красят яйца и готовят куличи или творожные пасхи.
Некоторые христиане навещают своих умерших близких на кладбищах, посещают храмы и отказываются от употребления в пищу мяса. На Пасху принято красить яйца, поскольку, согласно легенде, однажды обычное белое яйцо изменило цвет и стало красным: цвет символизирует кровь Иисуса Христа, яйцо — могилу. Когда же христиане бьют яйца и те раскалываются, — это означает воскресение Христа.
Одна преграда — это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа , и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много… Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Почему Антипасха
- В воскресенье православный мир отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим
- Страстная седмица 2024: что можно и нельзя делать перед Пасхой?
- Светлая Седмица 2024 года - какого числа, история
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Навигация по записям
Лазарева Суббота
В 2024 году Светлая седмица будет отмечаться с 30 апреля по 7. Также и Светлая седмица. В 2024 году Пасха отмечается 5 мая, а Пасхальная неделя (Светлая седмица) длится, соответственно, с 6 по 12 мая. это неделя после Пасхи, которая символизирует светлое воскресение Христа. Пасхальная неделя, которую называют Светлой седмицей, начнется 17 апреля 2023 года, а завершится 22-го числа. Светлая седмица 2024: даты и расписание праздников. Рассказываем о том, что можно и нельзя делать во время православного праздника 28 апреля 2024 года, а также о его традиционных поверьях. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется.
Светлая седмица: что нужно и чего нельзя делать на неделе после Пасхи
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года | Сплошные седмицы в 2024 году. |
Когда Антипасха в 2024 году и что это за праздник - 11 апреля 2024 - ЧИТА.ру | Светлая седмица 2023: празднуем Пасхальную неделю правильно. |
Светлая неделя
Страстная седмица является седьмой и самой строгой неделей, предваряющей Пасху. Главная» Новости» Светлая седмица 2024. Светлая седмица, это не день, а целая неделя, следующая за Христовым Воскресением – Пасхой. Пасхальная седмица 2024: точные даты начала и конца светлой недели – что делать каждый день до АнтипасхиПасхальная седмица — это первые семь дней после Пасхи, которые являются одними из самых. это неделя, которая следует за Пасхой.
Пасха 2024: что можно и нельзя делать во время главного христианского праздника
Даты и календарь Светлой седмицы 2024 года В течение этих семи дней верующие вспоминают события, произошедшие после воскрешения Христа. Какие особые правила следует соблюдать в первую пасхальную неделю, что можно и нельзя делать после Пасхи в Светлую седмицу и что важно помнить — читайте в материале. Светлая седмица 2023: празднуем Пасхальную неделю правильно.
Какого числа Светлая седмица в 2024 году
Приметы на Вербное воскресение: что можно и нельзя делать 28 апреля 2024 года - ВФокусе | Эти дни называют Светлой седмицей, и в 2024 году они продлятся с 6 по 11 мая. Светлая седмица 2024: как провести первую Пасхальную неделю, какие молитвы нужно обязательно читать. |
В 2024 году: какого числа будет Вербное воскресенье, Чистый четверг и Пасха | Прочитать полную статью и узнать больше про "Страстная седмица в 2024 году", вы всегда сможете на информационном портале "Правмир". |
Светлая седмица-2024 по дням: молитвы, причастие без поста, свадьбы и поминки | Всю Светлую седмицу он хранится у Царских врат, а в субботу пасхальной недели его раздадут верующим. Во время крестного хода 4 остановки – по четырем сторонам света. |
Светлая неделя
Великий пост 5 день сухоядение, сырые негорячие продукты и неподогретое питье: любые фрукты, овощи и орехи, сухофрукты, мед и черный хлеб. Великий пост 6 день вареные, тушеные овощи и фрукты с добавлением растительного масла. Великий пост 7 день вареные, тушеные овощи и фрукты с добавлением растительного масла. Великий пост 8 день сухоядение. Великий пост 9 день вареная растительная пища без масла. Великий пост 10 день сухоядение. Великий пост 11 день вареная растительная пища без масла. Великий пост 12 день сухоядение.
Суббота 2-й седмицы Великого поста. Великий пост 13 день обработанная теплом овощная и фруктовая пища с маслом. Великий пост 14 день обработанная теплом овощная и фруктовая пища с маслом. Апрель 1 апреля понедельник Мученика Хрисанфа, мученицы Дарии и с ними, преподобного Иннокентия Комельского Вологодского. Великий пост 15 день сухоядение. Великий пост 16 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 17 день сухоядение.
Великий пост 18 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 19 день сухоядение. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Великий пост 20 день отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла. Великий пост 21 день отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла. Великий пост 22 день сухоядение. Великий пост 23 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла.
Великий пост 24 день сухоядение.
Первый по значимости праздник, разумеется, Пасха. За ней по церковной иерархии следуют 12 двунадесятых праздников слово двунадесятый как раз означает число 12 , связанных с земной жизнью Христа и Богородицы.
Остальные шесть праздников называют Великими недвунадесятыми Тематически праздники делятся на Господские, то есть посвященные Христу, Богородичные — в честь Девы Марии, и дни памяти святых. Два Господских праздника — Пасха и Рождество — предполагают соблюдение постов перед ними. Помимо этого, ограничения в пище христиане соблюдают каждую среду и пятницу в течение всего года.
Пасха и связанные с ней праздники Пасха, или Светлое Христово Воскресение — главный праздник у христиан любой конфессии. При этом православные и католики отмечают Пасху в разные дни. Это кульминация большого предания о подвигах и чудесах, совершенных Мессией так называли Иисуса в Священном Писании , который пришел на землю, чтобы пострадать за людские грехи.
Какие события предшествовали Пасхе? Распятие и чудесное Воскресение — последний эпизод из земной жизни Иисуса Христа. При этом в Священном Писании подробно описаны важнейшие вехи его биографии, начиная от самого рождения.
В Ветхом Завете есть только пророчество о приходе Мессии — спасителя, который пострадает за грехи людей и очистит их души, оскверненные еще со времен изгнания Адама из Рая. Незадолго до появления на свет Иисуса Христа римский император Октавиан Август приказал провести по всей Иудее перепись населения. Согласно обычаю, эту процедуру нужно было проходить в том регионе, откуда происходит род, поэтому родители Иисуса — Мария и Иосиф из рода царя Давида — направились в Давидов город Вифлеем.
В Вифлееме родителям Иисуса разместиться было негде — все гостиницы были заняты, поэтому Божий сын появился на свет в хлеву, и первой его колыбелью стала кормушка для скота. В ту ночь на небе зажглась яркая звезда, которая возвестила о появлении на свет Мессии Точная дата, когда произошли данные события, неизвестна. Христиане празднуют Рождество 25 декабря — в том числе и православные.
Дело в том, что РПЦ так и не приняла григорианский календарь, по которому Россия живет с 1918 года, и ведет летоисчисление по юлианскому. В настоящее время он «отстает» на 13 дней, поэтому и Рождество Христово православные празднуют 7 января по григорианскому календарю, то есть 25 декабря по юлианскому. Эта процедура была своего рода аналогом крещения — обрезание проводили в знак союза Бога и праведного Авраама с его потомками.
То есть после обрезания ребенок становился иудеем и принимал церковный закон, который предполагал «урезание» плотских, греховных страстей. С IV века праздник официально входит в Церковный календарь и отмечается на восьмой день после Рождества — 14 января.
После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление а кто не способен на него? Путь Страстной седмицы — путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря — говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни.
И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ Мф. Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя.
Путь Страстной седмицы — оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.
Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы — одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом. Из книги «Как провести Страстную седмицу».
Великая Пятница — тоже особый день. Начинаются богослужения Великого Пятка в четверг вечером, когда совершается чтение 12-ти Евангелий. Как правило, днем в храмах совершается вынос Плащаницы, а вечером — ее погребение. Плащаница — это льняная ткань, которой, по преданию, обвили Тело Христа. В богослужебной практике термин «плащаница» означает "большой". Это фрагмент ткани с Образом положенного во Гроб Спасителя. Все православные как бы шествуют за Телом Христа — это момент высочайшей скорби. В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. Василия Великого. На литургии во время великого входа вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча».
Интересно, что в древности в этот день происходило ещё и Крещение оглашенных людей, желавших принять Святое Крещение , которые готовились к этому дню весь Великий пост. Традиция эта уже не существует, но память о ней сохранилась в порядке богослужения Великой Субботы: вместо Трисвятого «Святый Боже…» поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о силе Крещения. И после Апостола, вместо «Аллилуиа» поются семь стихов, составленных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли». А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» стр. ПРИМ: Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви.
Корреспонденты tvsamara.ru узнали секреты производства
- Светлая седмица. Пасха Воскресения - 2023 - Екатеринбургская епархия
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Вербное воскресенье
- Пасхальная неделя в 2024 году по дням
Светлая седмица: что нужно и чего нельзя делать на неделе после Пасхи
Эта неделя считается самой строгой неделей Великого поста и самой важной. Великий пост для православных новороссийцев очень важный период, когда человек не просто проверяет себя, но и старается сделать лучше, чище, светлее. Вниманию участников Фестиваля “Светлая седмица” 2024. В Светлую седмицу нельзя скорбеть по усопшим, рыдать, думать о плохом, находится в подавленном настроении, ругаться, заниматься ненужными делами, напиваться или проявлять излишества в еде. Пасхальная неделя, которую называют Светлой седмицей, начнется 17 апреля 2023 года, а завершится 22-го числа. 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище. Седмица — сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост. В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы , на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон.
Антипасха завершает круг праздничных богослужений. Наконец, у названия «Красная горка» несколько версий происхождения, но все они близки друг с другом: В этот день с горки деревянного помоста катали крашеные яйца. Они символизировали камни, убранные ангелом от гроба Господа в момент его воскресения.
Тогда, кстати, яйца красили только в красный. Другая версия связана с язычеством. До Крещения Руси в середине апреля ведь Пасха выпадает чаще именно на это время отмечали день прихода весны, пробуждения природы. Делали это на холме, вершина которого первой осталась без снега. Ее называли красной — красивой или нагретой солнцем. В XIX веке к Красной горке приурочивали начало ярмарок невест.
Сейчас церковь именно с этого дня после Светлой недели разрешает венчаться и заключать браки. Последние, будучи совершенными в этот день, должны быть счастливыми и крепкими. Приметы в Фомино воскресенье: Нельзя грустить и плакать, иначе весь год будет полон неудач. Не стоит делать трудную работу по дому и копаться в почве, она возрождается, поэтому ее не беспокоят. Для привлечения удачи и богатства надевайте красную одежду. Не сидите дома весь день — это к одиночеству или неблагополучному браку.
Радоница 14 мая проходит важный православный праздник — день особого поминовения усопших. Его отмечают во вторник Фоминой седмицы. Поминовение усопших отражает веру в то, что даже после смерти христиане остаются причастными к церкви и жизнь у православных людей вечная. Традиции: Перед походом на кладбище сходить на литургию и панихиду. Около могилы прочтите Пасхальный канон или стихиры Пасхи, можно зажечь свечу. Уберитесь на участке родственника или просто постойте в тишине, вспоминая добрыми словами усопшего и вообще все хорошие моменты, связанные с ним.
Дома можете собраться семьей за тихим поминальным ужином. Традиционно на поминки готовят кутью — рисовую кашу с изюмом и другими сухофруктами Как сказали в начале, почти на каждый день в мае приходится празднование памяти святых, икон и так далее. Часто даты разных важных событий совпадают. Но мирянам все их знать не обязательно. Расскажем о самых важных церковных праздниках в конце мая. День жен-мироносиц Эти женщины посвятили свою жизнь Христу, служили ему, были рядом в момент распятия и первыми узнали о воскресении.
Так, восклицание «Христос Воскрес! Что касается традиций, этот день у православных людей схож с 8 марта. Принято поздравлять близких женщин и дарить цветы мамам, бабушкам, дочерям, сестрам и женам. Празднуется день жен-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи — 19 мая в этом году. День памяти Иоанна Богослова Этот церковный праздник проходит 21 мая. Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, трех соборных посланий и Апокалипсиса.
Считается, что каждый год из могилы апостола выступал тонкий прах, который собирали верующие, чтобы исцелиться с его помощью.
Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов.
В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор.
Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века.
Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев.
Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в.
Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции.
Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон.
При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания.
В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков.
До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером..
Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения.
Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни.
Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в.
Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти».
Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров.