В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей. 10 ответов на вопрос “Сколько героев в романе война и мир?”.
Откройте свой Мир!
В целом в «Войне и мире» нет ни одного по настоящему положительного героя — все совершают ошибки. Главныи и второстепенные герои романа Толстого «Война и мир»: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие. Краткая характеристика персонажей, описание внешности и характера, роль в произведении. В основе британской «Войны и мира» — судьбы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского и семейства Курагиных. «Война и мир», роман-эпопея Л. Н. Толстого. Написан в 1863–1869 гг. Сюжет составляют события из жизни графа Пьера Безухова и персонажей.
Война и мир краткое содержание
Но в «Войне и мире» есть и другое: проповедь всеобъемлющего человеколюбия, выходящего далеко за рамки любой политики. Образ Николая Ростова Итоговый вывод Четвертый том Том второй Центральные фигуры романа «Война и мир». Возраст героев в романе "Воина и мир". Впервые Наполеон как персонаж «Войны и мира» появляется в главах, посвященных Аустерлицкому сражению; сначала его описывает повествователь, затем мы видим его с точки зрения князя Андрея.
Сколько героев в войне и мир. Главные герои война и мир
Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века. Краткое содержание Том 1 Первый том "Войны и мира" посвящен знакомству с главными героями и описанию обстановки в России перед началом войны 1805 года. Роман начинается с визита главного героя Пьера Безухова к своему отцу, который умирает и оставляет Пьеру значительное наследство. Затем читатель знакомится с богатой и общительной княгиней Анной Павловной Шерер, которая является своего рода связующим звеном между различными персонажами романа. В первом томе также описываются события войны 1805 года, включая битву при Аустерлице. Том 2 Второй том романа описывает жизнь главных героев после окончания войны 1805 года. Читатель знакомится с жизнью великороссов и масленницей в деревне, где живут Наташа Ростова и ее семья. Также описывается личная жизнь главных героев, их романы, дружбы и вражды. Затем начинается новая война, и главные герои отправляются на передовую. Том 3 Третий том романа описывает войну 1807 года между Россией и Францией.
Главные герои участвуют в битве при Эйлау, и Толстой описывает жизнь на передовой, включая трудности, с которыми сталкиваются солдаты и офицеры. В этом томе также описывается личная жизнь главных героев, их любовные треугольники и конфликты. Том 4 Четвертый том романа описывает финал войны 1812 года и события после нее. В этом томе Толстой описывает битву при Бородино, захват Москвы французами и последующее отступление Наполеона и гибель большей части его армии во время зимнего похода. Роман заканчивается описанием возвращения главных героев к обычной жизни и тем, как они находят свое место в новом порядке вещей после войны. Заключение "Война и мир" - это грандиозный эпический роман, который по праву занимает свое место в истории мировой литературы.
Ростов Петр Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова.
Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью. Соня Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова. Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе.
Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном. Болконский Андрей Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру.
Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости.
Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку , потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова. Безуховы — графы и графини Безухов Пьер Петр Кириллович Один из главных героев, который заслуживает пристального внимания и самой положительной оценки. Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума. Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив.
Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на "беспокойного дурака", которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. Он откровенно глуп, не находчив, но популярен в обществе, потому что "у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность". Его не волнуют другие люди, он эгоистичен. К женщинам А. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты.
Последний раз они видятся в лазарете, после Бородинского сражения. Андрей Болконский Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя.
Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Б. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Б. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Б.
В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием. В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь.
Багратион Это реальное историческое лицо , один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б. Во время Аустерлицкого сражения Б. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б.
Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это "свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный". В начале произведения Б. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником.
Внешне это "высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица". Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Спустя время становится любовником Элен. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Б. В конце концов он женится на Жюли Карагиной. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В.
Автор показывает своего героя "в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица", с "надушенной и сияющей лысиной". Но, когда он улыбался, в его улыбке было "что-то неожиданно грубое и неприятное". Специально князь В. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. Князь В. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства.
Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р. Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи.
Решения, какие она принимает в отношении детей, продиктованы не просто стремлением к выгоде и спасению семьи от разорения хотя и этим тоже ; они направлены на то, чтобы обустроить жизнь самих детей наилучшим образом. И когда графиня узнаёт о гибели на войне любимого младшего сына, жизнь её, по существу, завершается; едва избежав помешательства, она мгновенно стареет и теряет деятельный интерес к происходящему вокруг. Все лучшие ростовские качества передались детям — всем, кроме сухой, расчётливой и потому нелюбимой Веры. Выйдя за Берга, она закономерно переместилась из разряда обычных людей в число прожигателей жизни. Особенно трогателен младший, Петя, который полностью впитал атмосферу ростовского дома. Подобно отцу и матери, он не слишком умён, зато предельно искренен и душевен; эта душевность особенным образом выражается в его музыкальности. Петя мгновенно отдаётся сердечному порыву; поэтому именно с его точки зрения мы смотрим из московской патриотической толпы на государя Александра I — и разделяем неподдельный юношеский восторг. Хотя и чувствуем: рассказчик относится к императору не столь однозначно, как юный персонаж. Смерть Пети от вражеской пули — один из самых пронзительных и самых запоминающихся эпизодов толстовской эпопеи. Но как есть свой центр у прожигателей жизни, у вождей, так есть он и у обычных людей, населяющих страницы «Войны и мира». Этот центр — Николай Ростов и Марья Болконская, чьи жизненные линии, разделённые на протяжение трёх томов, в конце концов все равно пересекаются, подчиняясь неписаному закону сродства. Но зато весьма эмоционален, порывист, сердечен, а потому и музыкален, как все Ростовы. Его жизненный путь прослежен в эпопее почти столь же подробно, сколь и пути главных героев — Пьера, Андрея, Наташи. В начале «Войны и мира» мы видим Николая юным студентом университета, который бросает учёбу ради армейской службы. Затем перед нами молодой офицер Павлоградского гусарского полка, который рвётся в бой и завидует закалённому вояке Ваське Денисову. Один из ключевых эпизодов сюжетной линии Николая Ростова — переправа через Энс, а затем ранение в руку во время Шенграбенского сражения. Это переживание не только не снижает образ героя, наоборот: именно в тот момент и происходит его духовное взросление. И всё же недаром Николаю так нравится в армии — и так неуютно в обычной жизни. Полк — это особый мир ещё один мир посреди войны , в котором всё устроено логично, просто, однозначно. Есть подчинённые, есть командир, и есть командир командиров — государь император, которого так естественно и так приятно обожать. А жизнь штатских вся состоит из бесконечных хитросплетений, из человеческих симпатий и антипатий, столкновения частных интересов и общих целей сословия. Приезжая домой в отпуск, Ростов то запутывается в своих отношениях с Соней, то вдрызг проигрывается Долохову, чем ставит семью на грань денежной катастрофы, — и фактически бежит из мирской жизни в полк, как монах в свой монастырь. Он добрый малый, честный человек, а потому, дав юношеское обещание жениться на бесприданнице Соне, считает себя связанным до конца жизни. И никакие уговоры матери, никакие намёки близких на необходимость поиска богатой невесты его поколебать не могут. При том, что чувство его к Соне проходит разные стадии — то полностью угасая, то возвращаясь вновь, то опять исчезая. Поэтому самый драматический момент в судьбе Николая наступает после встречи в Богучарове. Здесь во время трагических событий лета 1812 года он случайно встречается с княжной Марьей Болконской, одной из самых богатых невест в России, на которой его мечтали бы женить; Ростов бескорыстно помогает Болконским выбраться из Богучарова — и оба они, Николай и Марья, внезапно чувствуют взаимное притяжение. Но то, что в среде прожигателей жизни да и большинства обычных людей тоже считается нормой, для них оказывается препятствием, почти непреодолимым: она богата, он беден. Лишь сила естественного чувства оказывается способной превозмочь эту преграду; поженившись, Ростов и княжна Марья живут душа в душу, как потом будут жить Кити и Левин в «Анне Карениной». Однако в том и различие между честной посредственностью и порывом правдоискательства, что первая не знает развития, не признаёт сомнений. Как мы с вами уже отметили, в первой части эпилога между Николаем Ростовым, с одной стороны, Пьером Безуховым и Николенькой Болконским — с другой, назревает незримый конфликт, линия которого тянется вдаль, за пределы сюжетного действия. Пьер ценой новых нравственных мучений, новых ошибок и новых исканий втягивается в очередной поворот большой истории: он становится членом ранних преддекабристских организаций. Николенька полностью на его стороне; нетрудно подсчитать, что к моменту восстания на Сенатской площади он будет молодым человеком, скорее всего — офицером, и при таком обострённом нравственном чувстве окажется на стороне восставших. А искренний, добропорядочный, недалёкий Николай, раз навсегда остановившийся в развитии, заранее знает, что в случае чего будет стрелять в противников законного правителя, его возлюбленного государя... Правдоискатели Это самый важный из разрядов; без героев-правдоискателей никакой эпопеи «Война и мир» вообще не было бы. Их нельзя назвать безусловно положительными; для создания их образов повествователь использует самые разные краски — но именно благодаря неоднозначности они кажутся особенно объёмными и яркими. Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты Болконский — изначально, незаконнорожденный Безухов — после внезапной смерти отца , умны, хотя и по-разному. Ум Болконского холоден и остр; ум Безухова наивен, зато органичен. Как многие молодые люди 1800-х годов, они без ума от Наполеона; горделивая мечта об особой роли в мировой истории, а значит, убеждённость в том, что именно личность управляет ходом вещей, в равной мере присуща и Болконскому, и Безухову. Из этой общей точки повествователь и прочерчивает две очень разные сюжетные линии, которые поначалу расходятся очень далеко, а потом вновь соединяются, пересекаясь в пространстве истины. Но здесь-то как раз и обнаруживается, что правдоискателями они становятся вопреки своей воле. Ни тот, ни другой правду искать не собираются, к нравственному совершенствованию не стремятся и поначалу уверены, что правда явлена им в образе Наполеона. К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем. Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир. Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно. Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство. Приняв истину сразу и во всей полноте, князь Андрей её неожиданно утрачивает — и начинает мучительный, долгий поиск, боковой дорогой возвращаясь к тому чувству, которое однажды посетило его на поле Аустерлица. Вернувшись домой, где все считали его погибшим, Андрей узнаёт о рождении сына и о смерти жены: маленькая княгиня с короткой верхней губкой исчезает с его жизненного горизонта в тот самый момент, когда он готов наконец-то открыть ей своё сердце! Это известие потрясает героя и пробуждает в нём чувство вины перед умершей женой; бросив военную службу вместе с тщетной мечтой о личном величии , Болконский поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, читает, воспитывает сына. Казалось бы, он предваряет путь, по которому в конце четвёртого тома пойдёт Николай Ростов — вместе с сестрой Андрея, княжной Марьей. Самостоятельно сравните описания хозяйственных забот Болконского в Богучарове и Ростова в Лысых Горах — и вы убедитесь в неслучайном сходстве, обнаружите очередную сюжетную параллель. Но в том и различие между обычными героями «Войны и мира» и правдоискателями, что первые останавливаются там, где последние продолжают неостановимое движение. Болконский, узнавший истину вечного неба, думает, что достаточно отказаться от личной гордыни, чтобы обрести душевный покой. Но на самом деле деревенская жизнь не может вместить его нерастраченную энергию. А истина, полученная как бы в подарок, не выстраданная лично, не обретённая в результате долгих поисков, начинает ускользать от него. Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает. Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт. Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах. И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший. Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна... Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский. За Сперанским, который хочет преобразовать Россию, Болконский готов следовать точно так же, как прежде готов был во всем подражать Наполеону, который желал бросить всю вселенную к своим ногам. Но Толстой строит сюжет таким образом, чтобы читатель с самого начала почувствовал нечто не совсем ладное; Андрей видит в Сперанском героя, а повествователь — очередного вождя. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Что в этой цитате отражает точку зрения персонажа, а что — точку зрения повествователя? Иными словами, князь Андрей на новом витке своей биографии повторяет ошибку юности; он опять ослеплён ложным примером чужой гордыни, в котором находит себе пищу его собственная гордость. Но тут в жизни Болконского происходит знаменательная встреча: он знакомится с той самой Наташей Ростовой, чей голос лунной ночью в рязанском имении вернул его к жизни. Влюблённость неизбежна; сватовство предрешено. Но поскольку суровый отец, старик Болконский, согласия на скорый брак не даёт, Андрей вынужден уехать за границу и прекратить сотрудничество со Сперанским, которое могло бы соблазнить его, увлечь на прежний путь вождя. А драматический разрыв с невестой после её неудавшегося бегства с Курагиным вовсе выталкивает князя Андрея, как ему кажется, на обочину исторического процесса, на окраину империи. Он вновь под началом Кутузова. Но на самом деле Бог продолжает вести Болконского особым, Ему Одному ведомым путём. Пройдя соблазн примером Наполеона, счастливо избежав соблазна примером Сперанского, повторно потеряв надежду на семейное счастье, князь Андрей в третий раз повторяет рисунок своей судьбы. Потому что, попав под начало Кутузова, он незаметно заряжается тихой энергией старого мудрого полководца, как прежде заряжался бурной энергией Наполеона и холодной энергией Сперанского. Толстой не случайно использует фольклорный принцип троекратного испытания героя: ведь, в отличие от Наполеона и Сперанского, Кутузов поистине близок к народу, составляет с ним одно целое. Детальнее о художественном образе Кутузова в «Войне и мире» будет сказано далее; пока же обратим внимание вот на что. До сих пор Болконский сознавал, что поклоняется Наполеону, догадывался, что втайне подражает Сперанскому. Духовная работа самовоспитания на примере Кутузова протекает в нём скрыто, подспудно. Более того, Болконский уверен, что решение покинуть штаб Кутузова и пойти на фронт, ринуться в самую гущу сражений приходит к нему спонтанно, само собой. На самом же деле он перенимает от Михаила Илларионовича мудрый взгляд на сугубо народный характер войны, который несовместим с придворными интригами и гордыней вождей. Именно накануне Бородинского сражения Андрей встречается с другом своим Пьером; между ними происходит третий опять фольклорное число! Первый состоялся в Петербурге том I, часть первая, главка VI , во время него Андрей впервые сбросил маску презрительно-светского человека и откровенно сказал другу о том, что подражает Наполеону. Во время второго том II, часть вторая, главка XI , состоявшегося в Богучарове, Пьер увидел перед собой человека, скорбно сомневающегося в смысле жизни, в существовании Бога, внутренне помертвевшего, утратившего стимул к движению. Преодолев невольное отчуждение, накануне того дня, когда, возможно, оба они погибнут, друзья вновь откровенно обсуждают самые тонкие, самые важные темы. Они не философствуют — для философствований нет ни времени, ни сил; но каждое их слово, даже очень несправедливое как мнение Андрея о пленных , взвешено на особых весах. Я вижу, что стал понимать слишком много.
Санкт-Петербург, 1993. Единственным явным исключением была серия статей Н. Страхова Заря. Ранчин Андрей Михайлович «Война и мир» в кинематографе, на театральной и оперной сцене Среди наиболее известных экранизаций романа: фильм 1956 г. Видор ; премия «Золотой глобус» за лучший зарубежный фильм на иностранном языке Италия за 1956, вручена в 1957], советский многосерийный фильм 1965—1967 гг. Бондарчук , главный приз Московского международного кинофестиваля , 1965; премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке за 1968, вручена в 1969; премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке за 1968, вручена в 1969 , британский сериал 1972 г. Дэвис , телесериал австрийского режиссёра Р. Дорнхельма 2007, Россия — Франция — Германия — Италия — Польша , британский драматический мини-сериал 2015, режиссёр Т. В 1-й четверти 21 в. Начало романа. Сцены» 2001, Московский театр «Мастерская П. Фоменко» , режиссёр П. Фоменко ; премия «Золотая маска» в номинации «Драма. Товстоногова , режиссёр В. Рыжаков , «Война и мiр. Русский Пьер» 2019, Московский драматический театр «Модернъ» , режиссёр Ю. Грымов , «Война и мир» 2021, Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова , режиссёр Р. Туминас ; в 2022 спектакль показан на 6-м Международном театральном фестивале на открытом воздухе «Толстой» в Ясной Поляне ; премия «Золотой витязь», 2022; премия «Гвоздь сезона», 2023; специальная премия «Золотая маска» «за создание уникальной сценической картины мира романа Льва Николаевича Толстого», 2023. В Московской государственной творческой мастерской под руководством Алексея Рыбникова Театр Алексея Рыбникова в 2021 г. Князь Андрей Болконский» на музыку А. Рыбникова либретто и постановка Рыбникова, режиссёр А. Роман Л. Толстого лёг в основу оперы С. Прокофьева «Война и мир» либретто автора и М. Мендельсон-Прокофьевой, с использованием фрагментов текста романа. Опубликовано 29 марта 2024 г. Последнее обновление 29 марта 2024 г. Связаться с редакцией.
Дальнейшая судьба героев война и мир. Характеристики героев "война и мир"
Испытание войной проходят все главные герои романа «Война и мир», проявляя лучшие свои кА. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей.
Сколько героев в войне и мире. "Война и мир": персонажи
Ряшенцев Традиция старить пожилых персонажей по сравнению с молодыми уходит своими корнями в глубь веков. В этом смысле, ничего нового Толстой не изобрел. Расчеты показывают, что коэффициент "старения от возраста" в романе равен 0. Результат неудивительный. Гораздо интереснее, как Толстой подает возрасты своих героев, как он их по шкале "молодые - старые" оценивает.
Начнем с самого начала. До десяти лет Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Бывало приведут ему полную горницу. Шагу ступить некуда, а он все кричит: Еще!
Хармс Хармс, безусловно, прав. Персонажей младенческого возраста в романе множество. Общим для них является, пожалуй, то, что они не кажутся самостоятельными единицами, наделенными своими проблемами и переживаниями. Возраст до десяти лет является как бы сигналом того, что герой будет, по сути, маленьким рупором для автора.
Дети в романе видят мир удивительно тонко и правильно, они занимаются систематическим "остранением" окружающей обстановки. Они, не испорченные бременем цивилизации, успешнее взрослых решают их моральные проблемы и при этом как бы начисто лишены разума. Поэтому столь юные персонажи, число которых к финалу вырастет до невероятных пределов, смотрятся весьма искусственно: Через пять минут маленькая черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца, узнав от брата, что папенька спит в маленькой диванной, не замеченная матерью, побежала к отцу... Николай обернулся с умиленной улыбкой на лице.
Такой вот назидательный маленький персонаж. А вот следующий - немного постарше: Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка , которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе... Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между "дедушкой" и "длиннополым", как она называла Бенингсена. Потрясающая проницательность!
Последний по возрасту персонаж, проявляющий признаки такого же "детски-бессознательного" поведения, как все малолетние персонажи Толстого, - вечно шестнадцатилетняя Наташа Ростова: В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками... После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей.
Итак, Наташа видит мир тем же самым детским неразумным образом. Не по возрасту же взрослые дети смотрятся как юные старики. Стремясь к глобальности, автор "Войны и мира" теряет мелочи, индивидуальность младенцев, например, дети у Льва Николаевича идут не штучно, а в комплекте: За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей , гувернантка, гувернер, племянник со своим гувернером, Соня, Денисов, Наташа, ее трое детей , их гувернантка и старичок Михаил Иванович, архитектор князя, живший в Лысых Горах на покое. Индивидуальность в этом перечислении полагается всем, даже старушке Беловой, которую мы встречаем в первый и в последний раз.
Даже гувернер, и гувернантка, и еще гувернер не сливаются в обобщающее понятие "гувернеры". И только дети, бесполые и безликие, идут скопом. Хармсу было что пародировать. Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи.
Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений.
Она стоит того, чтобы ее прожить. Зарождение идеи и творческие искания В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г.
Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой. Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок.
Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая по задумке автора должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов.
Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом. Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже.
Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов. Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы.
И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой. Система персонажей в романе «Война и мир» Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации.
Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других. Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию.
Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни. Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей: Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца».
Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения.
Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.
Самая простая классификация Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации.
Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя. По Архангельскому и Баку «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими. Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей.
К этой группе, например, авторы относят Наполеона. К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни. В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова.
Они считают, что она одновременно близка и к « обычным людям », и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины. Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим.
Поэтому положительные «народные» герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет. Толстой «Война и мир»: персонажи женские Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.
Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков.
Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях. Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве. Пьер Безухов Это самый любимый персонаж Толстого. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.
На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной. Лев Николаевич очень любит своего героя.
Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой. Из эпилога можно понять будущее Пьера.
Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом.
Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером.
Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.
Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно. Наташа Ростова Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом.
Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей. По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу.
Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером. Марья Болконская Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича.
Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье. Элен Курагина У Толстого многогранна характеристика персонажей.
Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья. Николай Ростов Основа любого романа - это персонажи. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца.
Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа , по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.
Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года — именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.
Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй — непосредственно описание восстания декабристов; в третьей — вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне , амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен. Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов.
Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал. Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.
Темы «Войны и мира» Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, — остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. Тема войны.
Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев.
Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть.
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке. Другой незаметный герой - капитан Тушин. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты, советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия. Аустерлицкое сражение Аустерлицкое сражение 1805 г. Генеральное сражение между русско-австрийской и французской армиями произошло 20 ноября 1805 г. Русско-австрийская армия насчитывала почти 86 тыс. Командовал ею генерал М. Французская армия насчитывала около 3 тыс.
Возглавлял ее Наполеон. Главные силы союзной армии под командованием Ф. Буксгевдена атаковали корпус маршала Л.
Для тех, кто хотел прочитать книгу, но так и не осилил.
Главные герои В романе примерно 559 героев, из них не более 20 — центральные персонажи. Но главных героев гораздо меньше, и их имена знают даже те, кто не прочел книгу. Кажется, десятилетиями школьники спорят о том, кто лучше — Пьер Безухов или Андрей Болконский, и восхищаться ли Наташей Ростовой или упрекать ее в легкомыслии. ТАСС предлагает проголосовать и решить, кто из героев вам кажется наиболее привлекательным.
Роман на карте Москвы Довольно большая часть действия романа проходит в Москве. Знаковые для романа дома — это реальные здания, на них можно посмотреть и сейчас.
Несмотря на уверения автора, герои вовсе не такие выдуманные, как кажется на первый взгляд. Литераторы обратили внимание, что у многих есть реальные прототипы — например, жена писателя Софья. Произведения Толстого отличаются яркой реалистичностью. Его многогранные герои не делятся на плохих и хороших — как в настоящей жизни. В целом в «Войне и мире» нет ни одного по настоящему положительного героя — все совершают ошибки.
Наташа Ростова обманула Андрея Болконского: после помолвки она влюбилась в Курагина и собиралась с ним бежать. Пьер Безухов дает лучшему другу честное слово не кутить больше с компанией мерзавцев и тут же едет к ним. Благородный Николай Ростов проигрывает крупную сумму в карты, что напрямую влияет на благополучие его семьи. После орфографической реформы 1917—1918 годов слова стали писаться одинаково. А еще герои романа взрослеют с разной скоростью. В первый раз мы встречаем Наташу Ростову в возрасте 13 лет. На дворе август 1805 года: «В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то кисейной юбкою».
Тогда же мы знакомимся со старшей сестрой Наташи Верой. На тот момент она на 4 года старше, а значит, ей 17 лет. В декабре 1806 года Вера уже предстает перед нами «двадцатилетней красивой девицей», которая за год успела вырасти на 3 года. Помимо путаницы с возрастом, в эпопее есть еще несколько неточностей. Критике в основном подвергались недостоверные описания событий и в целом, и в мелочах.
Княжна Марья
- «Война и мир». Большая российская энциклопедия
- Наташа Ростова
- Краткое содержание эпилога романа «Война и мир»
- «Война и мир»: краткое содержание
- Бондарчуку Толстой не указ. Возраст актеров и героев эпопеи «Война и мир» | Аргументы и Факты
- «Война и мир»: краткое содержание и анализ
Народ, скажите сколько героев в романе "Война и Мир"???
Во взаимоотношениях с мужем ее отличает полное непонимание его устремлений и характера. Во время споров с мужем ее лицо из-за поднятой губки принимало «зверское, беличье выражение», однако князь Андрей, раскаиваясь в женитьбе на Л. После отъезда Болконского на войну Л. Выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она всех любит, никому не делает зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой вины у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя. Болконская Марья - княжна, дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями.
Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке после смерти «маленькой княгини» , которому она, как может, заменяет мать, М. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа «на долг и присягу». Болконский Андрей - один из главных героев романа, князь, сын Н. Болконского, брат княжны Марьи.
Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли», он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей. В начале романа его герой - Наполеон. Желая подражать Наполеону, мечтая о «своем Тулоне», он уезжает в действующую армию, где проявляет храбрость, хладнокровие, обостренные чувства чести, долга, справедливости. Участвует в Шенграбенском сражении. Тяжело раненный в Аустерлицком сражении, Б.
Герой возвращается домой, где его считали погибшим, в день рождения сына и смерти жены. Эти события еще более потрясают его, оставляя ощущение вины перед умершей женой. Решив после Аустерлица больше не служить, Б. Во время приезда Пьера он признается в том, что живет для одного себя, но что-то на миг просыпается в его душе, когда он видит впервые после ранения небо над собою. С этого времени при сохранении прежних обстоятельств началась «во внутреннем мире его новая жизнь». За два года жизни в деревне Б.
В Петербурге происходит вторая встреча Б. Отложив свадьбу на год под влиянием отца, не согласившегося с решением сына, Б. После измены невесты, чтобы забыть об этом, успокоить нахлынувшие на него чувства, он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне , Б. Перед участием в последнем в его жизни Бородинском сражении герой встречается и разговаривает с Пьером. Получив смертельное ранение, Б.
Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Н. Волконского, «умного, гордого и даровитого человека». Всеми почитаемый князь «ходил по-старинному, в кафтане и пудре», был невысок, «в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства.
До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее. Болконский Николенька - сын князя Андрея и «маленькой княгини», родившийся в день смерти матери и возвращения отца, считавшегося погибшим. Воспитывался вначале в доме деда, затем княжной Марьей. Внешне очень походит на покойную мать: у него такая же вздернутая губка и вьющиеся темные волосы. В эпилоге романа ему 15 лет, он становится свидетелем спора Николая Ростова с Пьером Безуховым.
Под этим впечатлением Н. Денисов Василий Дмитриевич - боевой гусарский офицер, игрок, азартный, шумный «маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами ». Он храбр, способен на дерзкие и необдуманные поступки, как в случае с захватом продовольственного транспорта, участвует во всех кампаниях, командуя в 1812 г. Прототипом Д. Давыдов, упоминаемый в романе и как историческое лицо. Долохов Федор - «семеновский офицер, известный игрок и бретер».
Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. Прототипы образа Д. Дорохов, кутила и храбрец, которого Толстой знал на Кавказе; родственник писателя, известный в начале XIX в. Толстой-Американец, послуживший также прототипом героев А.
Пушкина, А. Грибоедова; партизан времен Отечественной войны 1812 г. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже жестоким образом, совершая невероятные поступки. В 1805 г. Он тщательно скрывает от. Разделяя всех людей на полезных и вредных, он видит вокруг себя в основном вредных, нелюбимых, которых готов «передавить, коли станут на дороге».
Будучи любовником Элен, он провоцирует на дуэль Пьера; хладнокровно и нечестно обыгрывает Николая Ростова, мстя за отказ Сони на его предложение; помогает Анатолю Курагину готовить побег с Наташей, Друбецкой Борис - сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. Прототипы героя - А. Кузминский и М. Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Д. Участвуя в походе 1805 г.
В 1806 г. Шерер «угощает» им, приехавшим из прусской армии курьером, своих гостей. В свете Д. Он становится близким человеком в доме Элен и ее любовником. Во время свидания императоров в Тильзите Д. В 1809 г.
Каратаев Платон - солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. В первой редакции романа этого персонажа не было. Его появление обусловлено, видимо, развитием и окончательным оформлением образа Пьера и философской концепции романа. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от К. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица.
Однажды К. Этот рассказ производит впечатление в среде пленных как что-то очень важное. Ослабев от лихорадки, К. После смерти К. Курагин Анатоль - сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от «спокойного дурака» Ипполита князь Василий смотрит на А.
Он щеголеват, нагл, глуп, не находчив, не красноречив в разговорах, развращен, но «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Будучи другом Доло-хова и участником его кутежей, на свою жизнь А. К женщинам А. После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. Их последняя встреча состоится в лазарете после Бородинского сражения: А. Курагин Василий - князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты.
Князь В. Он появляется «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Когда он улыбается, в морщинах его рта складывается «что-то неожиданно грубое и неприятное». Он всегда стремится к сближению с людьми, которые богаче и выше его по положению. Герой считает себя образцовым отцом, сделавшим все возможное для воспитания детей и продолжающим заботиться об их будущем. Узнав о княжне Марье, князь В.
Родственник старого графа Безухова, он едет в Москву и затевает вместе с княжной Катишь перед смертью графа интригу, чтобы помешать Пьеру Безухову стать наследником. Не преуспев в этом деле, он затевает новую интригу и женит Пьера и Элен. Курагина Элен - дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победи? Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспечивает ей постоянный успех.
Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Дол охов и Друбецкой, Э. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщины. Решив перейти в католичество и обдумывая возможность развода и нового брака, запутавшись между двумя очень влиятельными, высокопоставленными любовниками и покровителями, Э. Кутузов - главнокомандующий русской армией.
Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и одновременно сюжета произведения. У него «пухлое, изуродованное раной лицо» с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступает. На страницах романа К. Перед Шенграбенским сражением К. В 1812 г. Он любимец солдат и боевых офицеров.
С начала своей деятельности в качестве главнокомандующего К. Согласно толстовской историко-философской концепции, личность не в состоянии по-настоящему влиять на ход исторических событий. Накануне и во время Бородинского сражения командующий следит за подготовкой к бою, вместе со всеми солдатами и ополченцами молится перед иконой Смоленской Божией матери и во время боя управляет «неуловимой силой», называемой «духом войска». Мучительные чувства испытывает К. Направив все свои силы на освобождение родины, К. Наполеон - французский император; реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л.
В начале произведения Н. П, Шерер. Как действующее лицо романа появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Н. Фигура Н. Самодовольство и уверенность Н. Иногда он бывает подвержен взрывам гнева.
Еще до приказа о переходе границ России воображению героя не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение , Н. Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после него вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». По мысли автора, Н. Многие черты характера и некоторые эпизоды жизни своего деда с отцовской стороны, графа И. Толстого, писатель использовал при создании образа старого графа Ростова, отметив в его внешнем облике те черты, которые известны по портрету деда: полное тело , «редкие седые волосы на лысине».
Он член и старшина английского клуба со дня основания. Именно на него возлагают хлопоты по устроению обеда в честь Багратиона. Жизнь графа Р. Более всего он страдает от сознания, что разоряет детей, однако все более запутывается в делах. Чтобы поправить имущественные дела, Ростйвы живут два года в деревне, граф выходит из предводителей, ищет место в Петербурге, перевозя туда семью и со своими привычками и кругом общения производя там впечатление провинциала. При выезде из Москвы после Бородинского сражения именно старый граф начинает потихоньку отдавать подводы под раненых, нанося тем самым один из последних ударов своему состоянию.
События 1812-1813 гг. Последнее событие , которым он по старой привычке руководит, производя прежнее деятельное впечатление, - свадьба Наташи и Пьера; в том же году граф умирает «именно в то время, когда дела… так запутались, что нельзя было себе представить, чем все это кончится», и оставляет по себе добрую память. Герой отличается во многом теми же чертами открытости, веселости, доброжелательности, самопожертвования, музыкальности и эмоциональности, что и все Ростовы. Будучи уверен в том, что он не чиновник и не дипломат, Н. Он участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 г. Первое боевое крещение Н.
В Шенграбенском сражении он идет в атаку слишком храбро, но, будучи ранен в руку, теряется и покидает поле боя с мыслью о нелепости смерти того, «кого так любят все». Пройдя эти испытания, Н. Чувствуя себя в родном полку как дома, как в некоем особом мире, где все просто и ясно, Н. В полку Н. В мирной жизни он ведет себя как настоящий гусар. Его долго длящийся роман с Соней завершается благородным решением Н.
Княжна Марья поражает его своей кротостью и одухотворенностью. После смерти отца Н. При встрече с княжной Волконской он из благородных побуждений старается избегать ее, одну из самых богатых невест, однако их взаимное чувство не ослабевает и увенчивается счастливым браком. Он музыкален, как все Ростовы, добр и весел. После вступления Николая в армию П. Во время войны П.
Он случайно гибнет, проявляя накануне смерти в отношениях с товарищами все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме. Ростова - графиня, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». При создании образа графини Р. Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по отцу П. Толстой и тещи Л. Она гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы.
Несмотря на кажущуюся слабость и даже безволие, графиня принимает в отношении судеб детей взвешенные и разумные решения. Любовью к детям продиктовано и ее стремление во что бы то ни стало женить Николая на богатой невесте, придирки к Соне. Известие о смерти Пети едва не приводит ее к умопомешательству. Единственный предмет неудовольствия графини - неумение старого графа управлять делами и небольшие ссоры с ним из-за растраты состояния детей. При этом героиня не может понять ни положения мужа, ни положения сына, с которым остается после смерти графа, требуя привычной роскоши и исполнения всех своих капризов и желаний. В качестве ее прототипа Толстому послужили его жена и ее сестра Т.
Берс, в замужестве Кузминская. По признанию писателя, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа». Образ героини складывался постепенно с самого зарождения замысла, когда писателю рядом с его героем, бывшим декабристом, представляется и его жена. Одно из определяющих качеств и достоинств Н. Своим пением она способна воздействовать на лучшее в человеке: именно пение Н.
Он любит свою жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Он очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых постоянно находятся в плачевном состоянии. Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова и мать четверых детей. Больше всего на свете она любит свою семью. Она опечалена смертью своего сына Пети.
Учитывая тяжелое материальное положение семьи Ростовых, она не позволяет Николаю жениться на распутной Соне. Николай Ростов — граф, маленький, курчавоволосый человек, старший сын Ростовых, честный, благонамеренный и искренний. Сначала он стремится к славе, поэтому и хочет идти на войну, но после битвы при Шенграбене и Аустерлице его взгляды меняются: Николай против войны как таковой. Он женится на Марии Болконской. Соня Ростова — милая девочка, племянница Ильи Ростова, верная, ласковая и готовая к самопожертвованию. Она влюблена в Николая Ростова и отрицает свои чувства к Федору Долохову. Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный человек, любящий отец он стыдится своей любви к детям и старается ее не показывать. В ходе действия романа он умирает от инсульта. Марья Болконская — принцесса, непривлекательная, но очень красивая девушка с сияющими глазами.
Образованный, религиозный и склонный к самопожертвованию. Она заботится об отце и племяннике, позже выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям. Елена Курагина — княгиня, дочь князя Василия, лучезарная красавица, любимица всего мира, мечта многих мужчин. Не умный, но сообразительный. Она вышла замуж за Пьера Безухова. Она умерла от болезни. Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и безнравственный. Он организовал пьянство и разврат. Он был влюблен в Наташу Ростову и хотел похитить и жениться на ней, хотя уже был женат. Федор Долохов — офицер, общительный человек среднего роста.
Он циничен, жесток и авантюристичен. Он храбр, честен и нежно любит свою мать. У него роман с Элен Безуховой, женой Пьера, ради которой он устраивает дуэль с Пьером. Он хотел жениться на Соне Ростовой, но был отвергнут ею.
Он принимает участие в военных действиях особенно в Бородинском сражении.
Некоторое время он находится в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: у Пьера появляются собственные взгляды на жизнь. Он женится на Наташе Ростовой. Это интересно: Николай Бондаренко. Кто такой николай бондаренко Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин.
Он любит свою жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Он очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых постоянно находятся в плачевном состоянии. Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова и мать четверых детей. Больше всего на свете она любит свою семью. Она опечалена смертью своего сына Пети.
Учитывая тяжелое материальное положение семьи Ростовых, она не позволяет Николаю жениться на распутной Соне. Николай Ростов — граф, маленький, курчавоволосый человек, старший сын Ростовых, честный, благонамеренный и искренний. Сначала он стремится к славе, поэтому и хочет идти на войну, но после битвы при Шенграбене и Аустерлице его взгляды меняются: Николай против войны как таковой. Он женится на Марии Болконской. Соня Ростова — милая девочка, племянница Ильи Ростова, верная, ласковая и готовая к самопожертвованию.
Она влюблена в Николая Ростова и отрицает свои чувства к Федору Долохову. Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный человек, любящий отец он стыдится своей любви к детям и старается ее не показывать. В ходе действия романа он умирает от инсульта. Марья Болконская — принцесса, непривлекательная, но очень красивая девушка с сияющими глазами.
Образованный, религиозный и склонный к самопожертвованию. Она заботится об отце и племяннике, позже выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям. Елена Курагина — княгиня, дочь князя Василия, лучезарная красавица, любимица всего мира, мечта многих мужчин. Не умный, но сообразительный. Она вышла замуж за Пьера Безухова.
Она умерла от болезни. Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и безнравственный. Он организовал пьянство и разврат.
Петр Безухов - отец Пьера Безухова, богатый и эксцентричный человек, который на протяжении романа пытается помочь своему сыну найти свою жизненную цель. Анна Михайловна Друбецкая - подруга Наташи Ростовой, которая помогает ей заново влюбиться в Андрея Болконского, после того как она пережила разочарование в любви к Анатолю Курагину.
Платон Каратаев - крестьянин, у которого Андрей Болконский жил во время войны. Он символизирует духовное просвещение и духовную силу русского народа, а его философия жизни оказывает сильное влияние на Андрея. Василий Курагин - богатый и эгоистичный аристократ, который пытается жениться на Наташе Ростовой и свести её с ума своими обещаниями. Он является примером многих отрицательных качеств аристократии того времени. Марья Дмитриевна Ахросимова - богатая и общительная вдова, которая старается помочь героям романа и часто действует как своеобразный меценат.
Анатоль Курагин - брат Василия Курагина, непостоянный и жестокий человек, который пытается завоевать сердце Наташи Ростовой, но в конце концов бросает её ради другой женщины. Николай Болконский - брат Андрея Болконского, молодой офицер, который становится близким другом Николая Ростова и женится на Марье Болконской. Долохов - друг Николая Ростова, бравый офицер, но иногда слишком склонный к азартным играм и аморальному поведению. Марья Николаевна Болконская - сестра Андрея Болконского, интеллигентная и чувствительная женщина, которая помогает Наташе Ростовой во время её трудностей. Пьер Безухов - главный герой романа, сын богатого купца, который страдает от своей неопределенности и ищет своё место в жизни.
Он оказывается втянут в войну и становится свидетелем многих исторических событий. Наполеон Бонапарт - французский император, который является центральной фигурой второй половины романа и в итоге побеждает Россию в войне. Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века. Краткое содержание Том 1 Первый том "Войны и мира" посвящен знакомству с главными героями и описанию обстановки в России перед началом войны 1805 года.
Оглавление
- «Война и мир»: краткое содержание и анализ
- Сколько героев в войне и мире. "Война и мир": персонажи
- Второстепенные персонажи романа толстого война и мир. Характеристики героев "война и мир"
- актеры и роли
- Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»
Лев Толстой «Война и мир»
- Возраст положительных и отрицательных персонажей
- Содержание
- Лев Толстой
- Сколько персонажей в войне и мире - 88 фото