Занимаюсь велосипедным спортом второй год, и передо мною остро стоит проблема выбора подходящего седла, потому что мое седло достаточно «пивное» и после поездок продолжительностью более 1 часа я стал замечать некоторое онемение в области гениталий. Велосипедные седла относительно просто украсть, к тому же мало приятного садиться на мокрое седло, если велосипед постоял под дождем. Седло – это одна из важнейших комплектующих велосипеда, от которой зависит ваш уровень комфорта во время езды.
Выбор велосипедного седла: советы
Развитие велосипедного туризма набирает обороты, и наличие всего необходимого для этого — главное, чтобы путешествие стало успешным. Конечно, самым важным в этом мероприятии является велосипед, но и остальные составляющие играют не менее значительную роль. Ведь длительная поездка возможна только тогда, когда вам будет, действительно, удобно. Комфорт зависит во многом от посадки на велосипеде. Буквально через пару километров вы начнете чувствовать себя неуютно, появятся болезненные ощущения, если неправильно подобрано седло для велосипеда.
Выбор этой запчасти для своего велосипеда необходимо проводить особо тщательно, учитывая и размер изделия, и возможности его регулировки под себя.
Ставлю на КК и тур. Жесткие и без дырки хороши, ставлю на трековые и шоссеры. Может еще играет роль, то что мягкому материалу есть куда деваться, тогда логично что мягкое седло с вырезом удобней в общем случае.
Еще бывают случаи когда уже не про удобство речь идет, а про то как доехать до конца без травм. Я могу одинаково долго ездить что с вырезом и без, не чувствую разницы, а жена на седла без выреза смотрит как на пыточный девайс.
Его средняя ширина 170 мм, длина — 280 мм. Доступно дамское седло Flyer s. B-67 с пружинами. Фото Седло Brooks B-67.
Седло Brooks B67 имеет такую же форму как и B-68, но у него более жесткие пружины. Лучше всего подходит для вертикальной посадки, когда руль находится выше седла. Его максимальная ширина 210 мм, длина 260 мм. Доступно дамское седло B-67 s. Самое лучшее седло для дорожного велосипеда Specialized Toupe Expert. Многие велосипедисты знают компанию Specialized благодаря их первоклассным велосипедам.
Также эта компания уделяет много внимания разработке своих знаменитых сёдел передовой конструкции. Specialized Toupe Expert — это гладкое и сверхлёгкое седло с отличными характеристиками. Надёжные полые титановые рельсы хорошо поглощают вибрацию. Набивочный материал EVA гарантирует комфорт в длительных поездках, а специальный вырез седла обеспечивает профилактику нарушения кровообращения в чувствительных для мужчин местах. Самым лучшим дорожным седлом оно стало благодаря запатентованной технология Body Geometry. Конечно, за все эти передовые технологии придётся заплатить.
Цена седла Specialized Toupe Expert составляет примерно 130 долларов, но оно стоит своих денег, ведь комфорт это самое главное. Неправильное вело-седло, как источник реальной опасности для здоровья Неправильно подобранное седло может стать причиной серьезного дискомфорта. Но для девушек оно еще и является угрозой сексуальному здоровью. Как правило, именно женщинам сложнее всего подобрать сиденье, так как большинство моделей создаются для мужчин. Дополнительно ученые из Йельского университета провели ряд исследований. Согласно полученным результатам, неправильное седло нарушает кровообращение в области половых органов.
Оно может стать причиной снижения либидо у мужчин и женщин. Также нередко отмечаются неприятные ощущения и онемение в области промежности. Если вы уже столкнулись с проблемами после длительных поездок на велосипеде, то необходимо срочно обратиться к врачу. Своевременная помощь специалиста позволит предотвратить неблагоприятные последствия. Регулировка сиденья Высота Боясь упасть с велосипеда, люди опускают сиденье низко, так чтобы сидя в нем достать ногами до земли, если станет страшно. Сидя очень низко в седле и вращая педали, несведущие велосипедисты чрезмерно сгибают колени, до такой степени, что это сравнимо с многочисленными приседаниями.
Конечно, у такого горе-велосипедиста быстро устают ноги, а что более опасно, при постоянной подобной езде — разрушаются коленные суставы. Большинство велосипедистов совершает ошибку, устанавливая седло слишком низко. Чтобы правильно настроить сиденье велосипеда по высоте нужно: Провернуть педали так, чтобы одна из них установилась в самой нижней точке. Установите такую высоту седла, при которой вы сможете выпрямить ногу в нижнем положении педали, но будете касаться её пяткой. Проверьте, не слишком ли высоко поставлено сиденье, у вас должно получиться коснутся носком стопы нижней поверхности опущенной педали. При правильно отрегулированном седле на велосипеде, ноги в коленях при педалировании должны полностью выпрямляться Обратите внимание, что подседельный штырь нельзя вытягивать дальше, если в трубу он заходит меньше чем на 10-15 см, иначе он разломает раму.
На каждом подседельном штыре есть ограничительная отметка Наклон Если носик седла будет задран вверх, то он будет давить на органы промежности. Ну а если сиденье будет опущено носиком вниз, тогда вы будете постоянно смещаться вперёд, упираясь напряженными руками в руль. Идеальным наклоном седла является нулевое положение, когда оно расположено параллельное ровной дороге. На ровно установленном по наклону седле всегда удобно ездить, поскольку только так можно найти идеальное положение для дальней поездки. Ежели вы чувствуете, что выровненное седло вам давит, тогда необходимо опустить его лишь на несколько миллиметров. Продольное положение Правильная установка сиденья в продольном положении Крепление многих современных велосипедных седел позволяет сдвигать их ближе-дальше от руля в широких пределах.
Чтобы правильно отрегулировать сиденье велосипеда в продольном положении нужно: Провернуть одну из педалей в положение «3 часа». Сдвинуть седло вперед или назад так, чтобы коленная чашечка ноги оказалась над осью педали, в данном положении. Не во всех случаях получится установить седло в идеальной продольной позиции, из-за особенности личной анатомии или конструкции рамы велосипеда.
Также существуют седла с тонким кожаным покрытием, но остальные используемые в них материалы также полностью синтетические. Многие велосипедисты кроме, пожалуй, владельцев горных велосипедов постепенно начали ценить приходящую со временем комфортабельность и долговечность обычных кожаных седел. Секрет кроется в их конструкции. Цельный кусок толстой кожи растягивается и зажимается между рамками металлического каркаса. Проехав около 300 км, кожа приспосабливается к вашему весу и особенностям расположения седалищных костей. Ощущение получается такое же, как и при обувании пары любимых ботинок — они сидят, как влитые. Да, первоначально вам придется немного потерпеть, но в итоге вы получите эксклюзивное седло, каждая выемка которого целиком и полностью повторяет строение вашего таза.
Между тем, кожаные седла также могут иметь вырезы по центру для защиты промежности и пружины для дополнительного комфорта. Кроме того, за счет отсутствия синтетических материалов кожаные седла меньше нагреваются, что является довольно ощутимым преимуществом на длинных маршрутах. Однако есть и минусы. В дополнение к уже упомянутому «адаптационному периоду» кожаные седла не могут похвастаться водонепроницаемостью, поэтому их нужно периодически смазывать средством по уходу за кожей. Это поможет защитить седло от проникновения влаги и от иссушения на солнце. В периоды простоя обязательно надевайте на кожаное седло защитный чехол. Еще несколько рекомендаций по выбору седла Определившись со стилем езды и материалом седла, обратите внимание еще на несколько моментов: По возможности обязательно опробуйте седло перед покупкой. Во многих магазинах даже при отсутствии в точности такой же модели всегда найдется сопоставимый аналог, который можно протестировать. Попробуйте разный угол наклона, чередуйте разгоны и замедления, а также проедьтесь по нескольким кочкам. Это две металлических стержня крепящихся к подседельному штырю.
Большинство изготавливается из легированной стали, удобной и доступной большинству потребителей. Гонщики же за прочность, универсальность и надежность предпочитают титановые рамки. Диапазон цен на седла весьма широк. В целом, стоимость седла прямо пропорциональна качеству материалов и обратно пропорциональна его массе. Дело в том, что тот же титан или специальная спортивная кожа сильно влияют на итоговую цену, равно как и факт ручной сборки или изготовления по индивидуальному заказу. Данный неприятный факт наталкивает вас на мысль, а может быть, дело в седле? Так давайте же разберемся, каким должна быть наша велосипедная пятая точка опоры. Ширина Один из основных параметров при выборе велоседла — его ширина. Может показаться, что чем шире, тем удобнее. Особенно так думают, когда внешне человек тучный.
На деле же основную роль играет расстояние между седалищными буграми — именно на них должен сидеть велосипедист, и именно по ним подбирается ширина седла. Как понимаем, строение тазовых костей не зависит от нашего веса и внешнего вида. Если ширина седла будет большей необходимого расстояния, выйдет так, что мы будет тереться бедрами о крылья седла, нарабатывая ненавистные потертости. Если же седло будет уже, то выйдет ситуация, когда мы всем весом опираемся на промежность, передавливая кровеносные сосуды, зарабатывая кучу проблем со здоровьем. Расстояние между седалищными буграми определяется экспериментальным путем, здесь можно дать волю фантазию. Линейку вам в руки! Жесткость Второе известное заблуждение, чем мягче седло, тем комфортнее. Но при правильной посадке мы опираемся лишь на 2 точки в районе тех самых бугров, где все устроено таким образом, чтобы не было никаких проблем. Когда седло мягкое, мы рискуем провалиться в него. Увеличивается давление на промежность, мягкие ткани соприкасаются с седлом, натираются, передавливаются, и всё доходит до онемения промежности.
Делаем вывод, что для поездок на дальние дистанции необходимо жесткое седло. При этом очень желательно использовать велотрусы с памперсом. Во-первых, памперс впитывает пот, а во-вторых, значительно уменьшает потертости. Сейчас еще популярны гелевые чехлы на велоседло. Голь на выдумки хитра, как говорится. Ситуация аналогична тому, когда седло мягкое. А мы уже решили, что мягкое не означает комфортное. В контексте мягкости седла можно упомянуть пружину. Она актуальна на простых велосипедах, так сказать сити-байках с вертикальной посадкой, при которой мы всем весом опираемся на зад, а не дополнительно на руки при более растянутой посадке. Поэтому пружина по существу на седле для велосипеда будет лишней и может наоборот приводить к нежелательным раскачиваниям.
Исключение составляют жесткие пружины, как, например, у седел Brooks. Для уменьшения давления на руки пригодятся велоперчатки. Разрез в седле Интересный момент — отверстие в седле. Нет однозначного мнения касательно его целесообразности. Очевидно, оно делается для того, чтобы убрать давление на промежность и как по мне, в этом действительно есть смысл. При правильно подобранном седле это полностью исключает передавливание и потертости. Другое мнение заключается в том, что при ширине седла меньшей, чем расстояние между седалищными буграми мы промежностью будем еще больше вгрызаться в это отверстие, уменьшается площадь соприкосновения, и гораздо легче ослабить циркуляцию крови вплоть до онемения. Это действительно так, но априори нет никакого смысла использовать неправильно подобранное седло. В противоположной же ситуации разрез свою функцию выполняет. Женского седло Женская анатомия такова, что бедра немного шире, чем у мужчин, дальше друг от друга могут находиться седалищные бугры, а поэтому женские велосипедные седла делают шире и короче мужских.
Однако следует просто брать седло подходящей ширины, вовсе не обязательно покупать именно женское седло. Практически все седла сейчас производятся именно из синтетических материалов, это может быть пластик с пенопластом, у которых закрыты поры, они совершенно не пропускают влагу, а может быть кожезаменитель, но от этого ничего не меняется, он все так же плохо пропускает пот, в результате чего потертости гарантированны. Спасут ситуацию, как уже говорилось, велотрусы с памперсом. Другое дело кожаное седло, оно дышит, пропускает влагу, принимает форму пятой точки седока. С этим никто не поспорит, что на кожаных седлах наиболее комфортно проезжать большие расстояния. Правда, на многие спортивные седла делают лишь обшивку из кожи, в то время как основа состоит из пластика или карбона. Все преимущества от кожи в этом случае теряются. Единственно верное решение делать седло, у которого и несущая основа и обшивка сделана из кожи. Такие седла производит английская фирма Brooks, она использует прессованную коровью кожу. На таких седлах проезжаются почти все кругосветные путешествия, а это о чем-то, да говорит.
Нельзя отрицать тот факт, что подобные седла подойдут не всем. Они идеально подходят для дальних продолжительных путешествий, для велотуризма одним словом, подходят и для простых поездок в парке. Но больший вес по сравнению со спортивными велосипедными седлами и их форма практически исключают использование седел Brooks и им подобных при активном катании по лесам, внедорожью, и особенно на соревнованиях. Кстати, рекомендую посмотреть небольшой фильм про то, как делают такие седла. Надеюсь данная статья поможет Вам избежать проблем с вашей пятой точкой при увлекательных покатушках. Оно может идеально подходить одному велосипедисту, но не подойти другому. Я не буду пытаться агитировать за кожаное седло брукс, которое нравится мне, просто попытаюсь дать наиболее полную информацию. От чего зависит комфорт? Когда ты сидишь на плоской поверхности, большую часть твоего веса поддерживают мягкие ткани, находящиеся между поверхностью и твоими «седалищными костями». То же самое относится и к посадке на велосипеде.
На мягком седле поначалу ты себя чувствуешь комфортно из-за того, что просто прибавляется больше «мягкого материала» между жесткой поверхностью и твоими «седалищными костями». Но с каждым километром боль будет только увеличиваться и области «седалищных костей» начнут побаливать. С каждым днём эта боль будет только прогрессировать без каких-либо признаков малейшего улучшения. Большинство велосипедистов выбрасывают своё старое велосипедное седло и покупают новое помягче, наивно надеясь что это мягкое седло уж точно поможет. Простая замена седла не решит проблему, пока ты не купишь седло, которое будет равномерно поддерживать не одни «седалищные кости», а весь зад. Ты будешь только покупать разные сёдла и будешь жить с болью в заду. Может стоит купить гелевое седло или гелевую набивку? Гель является всего лишь одним из видов набивочного материала. Возможно ты будешь пытаться купить седло всё мягче и мягче. Чрезмерное увеличение толщины набивки может спровоцировать усиление раскачивания, что приведёт к натиранию по внутренней поверхности бёдер.
Кожаное или синтетическое седло: какое из них лучше для туризма? История седла начиналась именно с кожи. Сейчас их преимущественно делают или из ПВХ с покрытием, или из пластика с пенопластом с закрытыми порами и покрытием. Практически на каждом велосипеде из магазина будет установлено синтетическое седло. Независимо от стиля езды при производстве сёдел предполагается, что оно подойдёт всем. К сожалению так происходит не всегда — владелец нового велосипеда или смирится с результатом, или купит новое или даже два. Если возникают проблемы с первых километров, то с каждым следующим километром дискоморт будет только усиливаться. Но не надейтесь, что со временем станет лучше. Боль возникает из-за распределения нагрузки на седло только по двум «седалищным костям». Даже при наличии набивочного материала нагрузка распределяется в основном только на область «седалищных костей».
Профессиональные велогонщики обычно используют узкое твёрдое пластиковое или композитное спортивное седло с лёгким покрытием, с набивочным материалом или без него. Они идеальны, так как во время короткой быстрой гонки велогонщик постоянно то привстаёт, то садится или подолгу висит низко на руле или рожках. Стиль езды велотуристов отличается от стиля езды велогонщиков и большинства профессиональных велосипедистов. Велотурист много времени проводит на велосипеде и преимущественно в вертикальном положении. До тех пор пока пластиковое седло не будет полностью соответствовать форме твоего зада, поверхность будет давить на «седалищные кости» и болезненне ощущения не пройдут никогда. Основное преимущество правильно притёртого кожаного седла — идеально сформированная поверхность. Во время езды точки давления, служащие основной причиной болей, из-за нагрузки на седло постепенно выравниваются. После разноски кожаное седло идеально соотвествует форме зада и полностью поддерживает зад, а не только «седалищные кости». Несколько лет назад я ездил на кожаном сёдле. Однажды я решил попробовать современное мягкое.
Со временем мой зад дал про себя знать и мне на время даже пришлось отказаться от езды на велосипеде. Пришлось вернутся назад к кожаному, на котором я могу ездить хоть 8 часов в сутки без какой-либо боли. Со временем на все свои велосипеды я установил только кожаные. Попробуйте поездить на каждом типе седёл, чтобы понять какое из них больше всего подходит и не вызывает боли. Размеры сёдел — ширина Так как «седалищные кости» у всех разные, то каждому велосипедисту нужна своя ширина. Если оно сзади слишком узкое, то «седалищные кости» будут нависать по краям и плохо поддерживать твой зад; и наоборот слишком широкое седло будет сильно натирать внутренню поверхность твоих бёдер. Перед тем как купить седло, необходимо сравнить его параметры со своим старым седлом. Проблемы никуда не исчезнут сами по себе, если не подобрать правильный размер. Нужны ли пружины в конструкции? Современные пружинные сёдла в определённых ситуациях имеют свои преимущества.
Что значит удобное седло?
Ученые изобрели супер-удобное велосипедное седло | Однако не секрет, что традиционное велосипедное седло вызывает проблемы, и многие пользователи считают его неудобным. |
Велосипедное седло, которое не вредит | У мужчин ситуация особенно опасна: обычное велосипедное седло может стать причиной импотенции. |
Какое велосипедное седло удобнее, а какое – эргономичней? | bibimot | Дзен | Такое седло в версии без пружин у меня уже было, понравилось, но отдал коллеге. |
Умное седло SmartSaddle намерено произвести революцию в мире велосипедов
Купив новое сиденье для велосипеда, вы должны его, так сказать, обкатать. К новому седлу нужно привыкнуть, проехав в нём не одну сотню километров. Однозначно говорить о том, насколько вы правильно сделали покупку можно лишь после двух недель частых поездок на велосипеде. Не спешите менять недавно купленный аксессуар, если почувствовали дискомфорт при поездке на велосипеде.
Сначала проанализируйте, какая боль вас беспокоит. Если боль появляется только при надавливании на кости таза, тогда вы еще не прикатались. Если у вас появились покраснения кожи от натирания, то в первую очередь попробуйте надеть другую одежду.
Все равно сиденье велосипеда натирает, тогда вам нужно выбрать новое седло для велосипеда. Благодаря большому выбору, каждый велосипедист может выбрать седло индивидуально. У каждого человека анатомия и стиль езды особенны, поэтому изготавливают узкие и широкие, а также твердые и мягкие модели.
Подбор по ширине Для того чтобы наиболее верно подобрать велосипедное седло, нужно знать расстояние между косточками таза, на которых вы сидите. Эти седалищные кости при посадке должны поддерживать тело как опоры. Расстояние между двумя косточками несложно определить индивидуально: сначала сев на мягкую пластичную поверхность, а затем, замеряв расстояние между центрами оставшихся вмятин.
Усевшись на слишком узкое сиденье, ваши седалищные кости не попадут на его поверхность, и ваш вес будут поддерживать мягкие ткани между ногами. Под тяжестью тела кровеносные сосуды в паху перелавливаются, нарушая кровоснабжение промежности. Вращая педали на слишком широком сиденье, вы будете тереть внутренними поверхностями бедер об бока седла.
В этом случае натираний кожи не избежать, особенно в летнюю жару. Покупайте такое седло, на котором вы будете сидеть костями таза, а также не будете тереть об него ногами. Сиденья-кресла с толстым, слишком мягким набивочным материалом продавливаются костями, и значительная масса туловища переносится на мягкие ткани в паху.
А ведь большая часть веса должна распределяться между двумя седалищными костями. Чрезмерно мягкие сиденья для велосипедов так же вредны для здоровья, как и слишком узкие. Главное преимущество кожи как материала в том, что она может принимать новую форму, а также она пропускает воздух и впитывает влагу.
Новое сидение из кожи сначала будет неудобно, возможно даже болезненно для вас. Причиной боли будет несформированная поверхность в точках давления седалищных костей. Во время поездки на велосипеде прессованная кожа со временем продавливается в точках касания костей.
После разноски кожаное седло приобретает форму идеально соответствующую телу велосипедиста. Настоящее сиденье из кожи по удобству можно сравнить с кожаным креслом. Выбор седла стоит остановить именно на изделиях из натуральной кожи.
Важно знать, что большинство седел, продающихся как кожаные, на самом деле таковыми не являются. У спортивного вида изделий кожа используется лишь как тонкое покрытие, а их основа изготавливается из пластмассы или карбона. Основа таких седел не пропускает воздух и слишком жесткая, чтобы продавливаться костями таза.
Одним из немногих седел, в которых прессованная коровья кожа используется для основы и для покрытия, является изделие английской марки Brooks. Такое лучшее седло из кожи изготавливается без подкладки из поролона или гелия. Без какого-либо мягкого изолирующего материала велосипедное седло лучше пропускает пот и тепло в жаркую погоду.
Седло Brooks B-17 — самое популярное из всех моделей. Предназначено для туризма.
Многие райдеры мужчины жалуются на дискомфорт от седла в системе половых органов. Избавиться от неприятных ощущений удастся, установив седло раздельного типа. Его конструкция подразумевает наличие двух подушек круглой формы, которые расположены друг около друга. Существует разновидность, где имеется возможность регулировать подушки по высоте.
Раздельное седло не имеет центральной основы. По этой причине многие предпочитают использовать данную разновидность, чтобы избежать развития воспалительного процесса предстательной железы или онемения паховой зоны. Эффективно ли В действительности раздельное седло для велосипеда доставляет больше проблем, чем их решает.
Рельефные и перфорированные «мужские» модели. Отличаются специальными формами, улучшающими циркуляцию крови в области простаты. Они меньше по размеру, однако имеют большую длину. Основными параметрами при выборе седел являются: Ширина. Очень важный параметр при подборе. Наиболее комфортной для велосипедиста будет ширина седла, соответствующая расстоянию между так называемыми «седалищными буграми», образованными тазовыми костьми; Мягкость.
Мягкие седла могут быть причиной появления потёртостей, для дальних поездок не годятся. Как правило, узкие жесткие седла устанавливают на шоссейные велосипеды. Еще они очень удобны при катании на горном велосипеде в стиле кросс-кантри, то есть при активной езде по лесам, полям, паркам. Идеальный вариант для преодоления больших дистанций.
Делается из вспененного материала, более дорогие варианты с гелевыми вставками.
Иногда в середине основы делается отверстие для того, чтобы седло меньше давило на область промежности. Нужны ли пружины в конструкции? Можно сказать, что на велосипеды, у которых руль находиться высоко, лучше поставить сиденье с пружинами, а если руль расположен на уровне или ниже места посадки, тогда можно обойтись и седлом без пружин. Кожаное седло Brooks Мягкие пружины, особенно при интенсивном педалировании, вызывают небольшое раскачивание, которое приводит к снижению эффективности педалирования и натиранию внутренних поверхностей бёдер. Более жесткие пружины, такие как на кожаных сёдлах Brooks, имеют достаточную упругость, чтобы обеспечить эффект задней подвески без раскачивания.
Самые разные велосипедные седла Основными параметрами седел являются: Ширина. Очень важный параметр при подборе. Наиболее комфортной для велосипедиста будет ширина седла, соответствующая расстоянию между так называемыми «седалищными буграми», образованными тазовыми костьми; Мягкость. Мягкие седла могут быть причиной появления потёртостей, для дальних поездок не годятся. Как регулируется велосипедное седло Обычно есть возможность регулировать положение седла по трём степеням свободы: высота — регулируется выдвиганием подседельного штыря из подседельной трубы рамы; наклон — регулируется с помощью зажима, крепящего седло к подседельному штырю; небольшой сдвиг вперёд-назад — регулируется за счёт сдвигания рамки в зажиме.
Распределение нагрузки на седло в зависимости от позиции Регулировка по высоте и сдвиг вперёд-назад позволяют расположить седло относительно педалей наиболее подходящим для педалирования образом.
Про пятую точку замолвите слово
Такая форма подойдет спортсменам с хорошей растяжкой. Разгрузка на промежность Разгрузкой называют вырезанный посередине седла канал. Он может различаться по ширине и располагаться в разных частях: ближе к носику, ближе к задней части седла или ровно посередине. Бывают и седла без разгрузки — как правило, это стоковые седла. Отсутствие разгрузки может быть чревато перекрытием кровотока и, как следствие, чувством дискомфорта во время езды. Выбор формы разгрузки зависит исключительно от индивидуальных ощущений спортсмена. Длина Еще один индивидуальный параметр. Понять, седло какой длины подходит именно вам, можно только опытным путем.
Короткими считаются седла длиной в 240-250 мм, классическими — от 260 до 280 мм. Универсальная рекомендация здесь — короткие седла, которые предполагают большее количество вариантов по установке и регулировке. Вес Самый незначительный критерий. Градация по весу между всеми возможными седлами может составлять максимум 100 гр — как правило, этот параметр можно вовсе не учитывать при выборе седла. Материал Различают три основных материала, из которых изготавливаются рамки седла: Железные — более тяжелые по весу, но более мягкие поддаются деформации ; Титановые — более легкие и прочные; Карбоновые — максимально лёгкие и максимально прочные. Разным может быть и материал каркаса: пластиковый переживёт даже жёсткие падения и карбоновый он легче и отличается большей упругостью. Обшивку можно выбирать на свой вкус и цвет, перечислить все варианты даже не представляется возможным: от клеёнки и искусственной кожи до специальных покрытий с маленькими резиновыми ворсинками для предотвращения скольжения.
Седло На спортивных велосипедах оно достаточно жёсткое, узкое, тоненький слой поролона и всякое отсутствие амортизирующих пружин. Разумеется, так сидеть не совсем комфортно. Иногда можно видеть, как обладатели «горных» велосипедов боятся заехать на самую гладенькую тропиночку. Что тут говорить о горных кручах и бездорожье?! Чтобы исправить эту проблему, женщины и мужчины закачивают себе в ягодичные области силикон. Имеется в виду, что они надевают специальные шорты с силиконовыми вставками. В спортивных магазинах продаются поролоновые накладки на седло, но они совсем не помогают. На дорожных велосипедах используются широкие сидения с хорошей амортизацией и толстым слоем поролона. На таком седле и сто километров можно пролететь легко.
Амортизирующая вилка На первый взгляд, отличная вещь, позволяет скрадывать неровности дороги, легко взъезжать на бордюры. Но тут есть одна неприятная вещь. При спуске с горки, когда переднее колесо попадает даже в небольшую ямку или на кочку, велосипед отправляет вас кувырком через руль и чем мягче пружины, тем опаснее. Тут, конечно, есть ещё вина и низко посаженного руля, который сдвинут вперёд, из-за чего смещается центр тяжести велосипедиста. Чтобы так не происходило или в случае выхода из строя пружин, профессионалы заменяют их в вилке на армированные резиновые шланги. Покрышки Очень внушительно смотрятся шины с глубоким протектором. Примерно таким: Он отлично вгрызается в грунт, но на асфальте из-за него теряется скорость. Это похоже на езду на квадратных колёсах. Хорошо видна разница, когда два велосипедиста съезжают с пологой горки, не крутя педалей.
На одном велосипеде колёса с глубоким протектором, а на другом с более гладким. Профессионалы часто имеют два вида покрышек и меняют их перед заездом в зависимости от типа дороги. Если вы собираетесь ездить преимущественно по асфальту, то выбирайте покрышки с более гладким протектором. Женский велосипед Таким он был раньше. Это связано с тем, что женщины ездили в юбках или платьях. Естественно было бы не прилично высоко запрокидывать ногу из-за рамы, а звёздочка нуждалась в лучшей защите, чтобы не накрутить подол платья. Сейчас подобные проблемы ушли в прошлое. Прекрасный пол надевает шорты или штаны, но хитрые маркетологи всё равно пытаются нас убедить, что велосипед для женщин должен отличаться конструктивно.
Идеальное попадание в ростовку избавляет от необходимости мудрить: купили костюм своего размера — и ничего не нужно подшивать, ужимать, укорачивать. Он изучит пропорции вашего тела и подскажет, какой велосипед должен подойти, — говорит наш эксперт. В идеале нужно прокатиться на велосипеде, прежде чем его покупать. Чаще всего в магазинах предоставят такую возможность. Нет ничего зазорного в том, чтобы полагаться на рекомендации производителя обычно он предлагает размерную сетку на свою продукцию исходя из роста велосипедиста , у некоторых крупных велокомпаний на сайтах можно найти калькулятор ростовки, где учитывается большее число параметров, включая, к примеру, длину внутренней стороны ноги. В большинстве случаев велосипед подходящей ростовки будет по размеру своему владельцу без каких-либо серьезных вмешательств. Достаточно будет установить седло на нужной высоте, да внести еще парочку корректировок для удобства. Насколько поднимать седло? Если в магазине его более-менее адекватно настроили — значит, повезло, — говорит Максим. Вы знали, что большинство велосипедистов, которые не занимались своей посадкой, сидят слишком низко. В результате нога не разгибается должным образом, суставы испытывают повышенное напряжение и больше подвержены травмам. Такому человеку не так удобно, как могло бы быть, — он быстрее устает, он неэффективен. Седло слишком низко Седло слишком высоко При этом поднять седло вовсе не трудно, обычно для этого не требуется даже дополнительный инструмент: чаще всего подседельный хомут зажимается вручную эксцентриком — небольшим рычажком в месте выхода подседельного штыря из рамы. Не бойтесь, попробуйте его оттянуть, освободив штырь и получив возможность регулировать положение седла. Самый простой совет: сядьте на велосипед ровно, используйте в качестве опоры стенку, например. Поставьте пятку на педаль: в таком положении нога должна быть полностью выпрямлена. Учитывайте толщину подошвы, если у вас какая-то особо объемная обувь. В результате вы будете сидеть на велосипеде так, что во время педалирования ваша нога будет хорошо разгибаться, но не полностью, а именно в нужном диапазоне. Колени вам скажут за это спасибо: если не сейчас, то через десяток-другой годков. Правильно Неправильно — Второй способ: сядьте на седло и попытайтесь в таком положении дотянуться носком до земли. Вы должны доставать, но только кончиками пальцев, а-ля балерина. Стоять так будет неудобно, но это одновременно укажет на правильно выставленную высоту седла, — говорит фит-техник. Не допускайте ошибку многих: сразу залезайте на седло, чуть наклонив велосипед, а не заводите раму между ног, пытаясь затем достать до седла, находящегося в районе поясницы. При правильно выставленной высоте это не удастся сделать. Тут большинство решает, что седло установлено слишком высоко, и опускает его, садясь в итоге чересчур низко. Правильно Неправильно Еще один нюанс касается детей. Если правильно выставить ребенку посадку по пяточке, то он не будет доставать до земли даже кончиками пальцев ноги. Что делать? Чуть-чуть опустить седло, чтобы был баланс.
Для этого можно использовать различные виды масел: жир тюленя seal oil , костяное масло neatsfoot oil , масло для бейсбольных перчаток, кондиционер для ухода за кожей Lexol Leather и другие. Все это можно приобрести в спортивных и обувных магазинах. Вполне возможно, что существует много жидких масел, которые подходят этого. Разнашивание кожаного седла Можно просто налить на седло масло и растереть руками. Также, даже можно седло замочить в масле. Простой способ замочить в масле седло — обернуть его в алюминиевую фольгу и налить туда 4 унции 120 мл масла, которое вы считаете подходящим и оставить пропитываться седло маслом 30 — 60 минут. Затем остатки масла надо слить в емкость, а излишки протереть ветошью или бумагой. Осталось седло установить на велосипед, одеть черные велосипедные штаны, и ехать. Такой способ подходит даже для наиболее толстокожих седел типа Brooks Professional, примерно через 200 миль вы заметите, что седло стало лучше. Прочитать дальше Разнашивание кожаного седла Регулировка натяжения седла из кожи Через несколько тысяч миль езды на велосипеде седло из кожи постепенно становится слишком мягким, чем раньше и более широким. Бывает иногда полезно проделать в коже несколько дырочек по бокам внизу седла и после этого стянуть его под рамкой шнурком. Этот метод позволяет подрегулировать жесткость и ширину седла под отдельного ездока.
Велосипедное седло SmartSaddle устраняет дискомфорт при езде (2 фото)
Какое седло не выбирай, на оловянче никогда не будет удобно, ибо тройной треугольник передает малейшую вибрацию куда надо. На первый взгляд может показаться, что выбор велосипедного седла – дело простое. Рассуждаем о том, как выбрать седло для велосипеда с учётом анатомических особенностей владельца и отрегулировать старое сиденье так, чтобы забыть о боли. Седло – это одна из важнейших комплектующих велосипеда, от которой зависит ваш уровень комфорта во время езды.
Седло для велосипеда: какое оно может быть и как его выбрать — всё о велоспорте
Использование всякого рода смягчителей часто принимается за истинное зло, а сидушки-диваны и вовсе за полноценные сёдла не принимаются. Распространённой проблемой велосипедистов является боль в тазу. Чтобы разобраться в причинах её возникновения, нужно уяснить раз и навсегда, что в процессе сидения на велосипедном седле давление тела приходится не на всю площадь мягкого места, а только на две седалищные кости. Причём такой принцип сохраняется у полных и худых людей. Доводы против гелевого седла Многие велосипедисты, а также производители сидушек и накладок на велосипедное седло пытаются различными способами решить проблему с болью в ягодицах.
Вариант придания седлу мягкости не даёт результатов, поскольку всё равно давление будет приходиться на кости. Если используется гелевая накладка на седло велосипеда, то седалищные кости будут как бы утоплены в мягком и податливом материале. В этом случае кровеносные сосуды и мягкие ткани будут зажаты между седлом и вашим собственным весом. Комфорт от использования подобного инновационного дополнения будет продолжаться недолго, а на смену ему придёт острое ощущение онемения в области малого таза и ягодиц.
Гелевая накладка на велосипедное седло позволит своему владельцу проехать всего несколько десятков километров при быстром темпе езды. А затем захочется выкинуть её куда подальше.
Самое мягкое седло не является самым удобным для езды на велосипеде. Проблема «Двух ударов». Представьте себе, что вы сидите на кофейном столике. Ваш вес сосредоточен на двух бугорках ваших "сидячих костей", также известных как "седалищные бугры". Это части тела, предназначенные для того, чтобы выдерживать сидячий вес. Большинство случаев дискомфорта, связанного с седлом, возникают из-за того, что нагрузка переносится на мягкие ткани между сидячими костями. Представьте себе, что вы кладете мягкую подушку на кофейный столик. Теперь, когда вы садитесь на него, сидячие кости сжимают подушку, которая подгибается до тех пор, пока сидячие кости снова не окажутся почти на поверхности стола.
Разница в том, что теперь у вас есть давление между вашими сидячими костями от средней части подушки. Точно так же седло с чрезмерно мягкой, толстой обивкой может сделать поездку менее комфортной, увеличивая давление между вашими сидячими костями. Мягкие седла удобны только для очень коротких поездок. Широкое или узкое седло? Ширина седла очень важна для комфорта велосипедиста. Если седло слишком узкое, то сидячие кости будут свисать по бокам, а мягкие ткани будут нагружены. Если седло слишком широкое, то оно, скорее всего, вызовет натирание внутренней поверхности бедра, особенно в жаркую погоду. Многие из симптомов несоответствия ширины седла связаны с неправильной регулировкой, поэтому вы не должны отбрасывать свое седло, если вы не экспериментировали с его положением. Кроме того, общепринятая мудрость заключается в том, что у женщин сидячие кости расположены дальше друг от друга, поэтому мужчины должны ездить на более узких седлах, чем женщины. Это в целом верно, но существуют большие индивидуальные различия и совпадения.
Пластик или кожа? В настоящее время существует два основных типа конструкции седла: мягкий пластик и эластичная кожа. Мягкие пластиковые седла. Типичное современное седло состоит из четырех частей: рамы, основания, обивки и покрытия. Металлическая рама, как правило, изготавливается из стального или титанового прута, имеющего форму буквы «V» с острием вперед. Пластиковая основа седла крепится к раме в трех точках. Основа может быть изготовлена из твердого или гибкого пластика.
Существуют некоторые виды моделей имеющие необычные формы. Такие сидения для велосипедов имеют свои преимущества и могут использоваться по индивидуальным предпочтениям. Отсутствие носика В сидении отсутствует полностью носик, на устройстве предусмотрено место для тазовых костей. Преимущество такого вида устройства является то, что во время движения не оказывается трение на промежность. Внешне устройство имеет вид полумесяца. При подборе такой модели необходимо учитывать индивидуальные особенности тела. Седло с отверстием Такой вид сидушки необходимо детально подбирать зависимо от габаритов велосипедиста. Правильно подобранное изделие снижает давление на ткани в области промежности. Однако если сидение узкое могут возникнуть ситуации, когда участки тела проваливаются в отверстие, тем самым причиняя сильную боль. Сидушка с пружинами Наличие пружин снижает удары во время движения. Также с помощью пружин можно отрегулировать сидушка в соответствии с высотой руля. Однако такой тип сидения используется для любителей прогулочной езды. Для спортивной езды пружины не применяются, так как большую часть времени велосипедист проводит в стоячем положении. Сидушки для женщин В отличие от стандартных сидушек, женские разрабатываются с учётом некоторых особенностей: Строение тела женщины имеет более широкие тазовые кости, что учитывается при разработке сидушек. При использовании мужских моделей, у представительниц женского пола возникают болевые ощущения. Седло имеет укороченный носик и является более широким и мягким. Регулировка сиденья Для длительной езды на велосипеде необходимо правильно настроить седло, для этого необходимо: Определить высоту — оптимальной считается высота, при которой пользователь может в сидячем положении доставать самой нижней точки во время прокручивания педалей. Наклон носика — носик должен находиться параллельно раме,для предотвращения соскальзывания и трения на мягкие ткани. Продольное размещение — седло должно настраиваться индивидуально для каждого человека. Продольное размещение определяется таким образом, чтобы во время езды не возникало дискомфорта. При выборе велосипеда следует учитывать все нюансы, неправильно подобранное устройство приносит большое количество неприятностей во время перемещения. Отзывы велосипедистов Приобрёл модель в форме месяца, читал много отзывов, что такой вид модели очень удобен.
Увы, такие уже наши анатомические особенности без привязки к половой принадлежности. Разумеется, вы уже могли догадаться, что речь идет о новичках, им в первую очередь кажется, что боль связана с неудобным седлом. Визуальный осмотр седла друга или на витрине магазина, или по фотографиям в Интернете не несет в себе никакой практической пользы. Выбирать придется попой, она очень тонко чувствует не только страх или приключения, но и смену седла. И, да, придется поездить какое-то время на разных сёдлах, пока не остановитесь на чем-то, что вам действительно понравится. Если же седло понравилось сразу, не спешите с выводами, поездите на нем еще какое-то время. Часто случается, что некоторые моменты ощущаются только спустя некоторое время или при определенных условиях. Кроме того, озадачив себя выбором седла стоит вдумчиво разобраться в дисциплинах, для которых они создаются. Основных категорий всего пять. Велосипед для активного отдыха или прогулки В этой категории находятся, наверное, самые большие и мягкие сёдла, так как предназначены они для исключительно любительского употребления с минимальными болевыми ощущениями. Довольно часто они обладают внушительной шириной, толстой мягкой поверхностью, пружинами и коротким носом. Типичное седло для городского велосипеда: широкое, мягкое и стоит не дорого. Даже не думайте ездить на нем на большие расстояния. Купить Велосипед для повседневного применения Сёдла для такой техники делаются наиболее стойкими к погодным условиям, и не такими мягкими и широкими, как в предыдущем случае. Впрочем, самыми тонкими и легкими их называть не приходится. Они являют собой нечто среднее между всеми дисциплинами. Шоссейные велосипеды. Вот, а здесь уже появляется место для небольшого веса и высокой жесткости. Сёдла для шоссеров выполняются очень тонкими и с минимальной прослойкой амортизации, которая носит больше декоративный характер, чем практический. Такая ситуация обусловлена необходимостью передать на педали максимальный крутящий момент без потерь на деформации элементов велосипеда. К тому же, серьезные велосипедисты ездят в велоформе, которая имеет мягкую подкладку в шортах на задней части. Тут напрашивается логичное замечание в виде вопроса... На этот вопрос у меня ответа нет, я сам озадачен. В любом случае, традиции так уже сложились и, наверняка, инженеры и исследователи поступают таким образом не просто так. Specialized Romin — одно из самых комфортных седел для шоссейных велосипедов. Также стоит сказать, что шоссейные сёдла тоже между собой могут значительно отличаться в зависимости от дисциплины. Если речь идет о раздельных стартах на время, то здесь требуется аэродинамика и невысокий вес с минимальными значениями комфорта. Если же мы говорим об эндуранс велосипедах и соответствующих гонках, то здесь уже больше упора на комфорт происходит, так как расстояния покрываются весьма значительные 100-300 км гонка. Горные велосипеды. Такие сёдла несколько мягче и шире шоссейных, но по-прежнему остаются довольно жесткими из-за того, что и здесь одежда комплектуется мягкой подкладкой памперсом. С другой стороны, горные велосипеды между собой значительно различаются в зависимости от дисциплины, и в некоторых ситуациях они выполняют чисто номинальную функцию. Следовательно, они могут быть максимально жесткими и легкими, но и не шоссейными. Fizik Gravita Alpaca X5 — седло для даунхилла Туринговый велосипед. Еще одно направление, которое близко к горным и шоссейным технологиям. Однако вес здесь вторичен, а первична прочность, износостойкость и комфорт.
Экстремальный горный велосипед
Также велосипедные седла условно разделяют на несколько типов, отличающихся между собой параметрами и предназначением велосипедов. По собственным ощущениям, вполне нейтральное седло было "Syncros FR"(первой версии), после зимнего перерыва привыкал уже на третьем выезде. Какое седло не выбирай, на оловянче никогда не будет удобно, ибо тройной треугольник передает малейшую вибрацию куда надо. Женское седло для велосипеда, правильный выбор женского седла основа комфортой велопоездки. Буквально через пару километров вы начнете чувствовать себя неуютно, появятся болезненные ощущения, если неправильно подобрано седло для велосипеда. Если вы едете на горном велосипеде, и способны остановиться, не слезая с седла — это верный признак того, что седло установлено слишком низко.
Экстремальный горный велосипед
2105 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс - Яндекс Маркет. Поэтому для гоночного велосипеда подойдет узкое седло, а для прогулочного более широкое. Типичное седло для городского велосипеда: широкое, мягкое и стоит не дорого. Производство велосипедных сёдел с использованием технологии Stratasys SAF.
Сиденье для велосипеда: виды и рекомендации по выбору
Для этого они предлагают развернуть сидение и сделать его поперечным, кардинально изменив точки и площадь соприкосновения седла и тела. Предыдущая версия альтернативного седла была пластиковой со вставками из пенопласта, новая собрана из углеродного волокна и полимеров для снижения веса и добавления прочности. Седло устанавливается на все типы велосипедов и рекомендуется для людей с избыточной массой и габаритами.
Все это можно приобрести в спортивных и обувных магазинах. Вполне возможно, что существует много жидких масел, которые подходят этого. Разнашивание кожаного седла Можно просто налить на седло масло и растереть руками. Также, даже можно седло замочить в масле. Простой способ замочить в масле седло — обернуть его в алюминиевую фольгу и налить туда 4 унции 120 мл масла, которое вы считаете подходящим и оставить пропитываться седло маслом 30 — 60 минут. Затем остатки масла надо слить в емкость, а излишки протереть ветошью или бумагой. Осталось седло установить на велосипед, одеть черные велосипедные штаны, и ехать. Такой способ подходит даже для наиболее толстокожих седел типа Brooks Professional, примерно через 200 миль вы заметите, что седло стало лучше.
Прочитать дальше Разнашивание кожаного седла Регулировка натяжения седла из кожи Через несколько тысяч миль езды на велосипеде седло из кожи постепенно становится слишком мягким, чем раньше и более широким. Бывает иногда полезно проделать в коже несколько дырочек по бокам внизу седла и после этого стянуть его под рамкой шнурком. Этот метод позволяет подрегулировать жесткость и ширину седла под отдельного ездока. На некоторых более ранних старых моделей седел, а также у отдельных современных моделей компании Brooks имеется несколько отверстий по бокам внизу седла, предназначенных именно для этих целей.
Выбирай то, что красивей и катайся в своё удовольствие! На самом деле от правильного подбора сидушки зависит не только комфорт, но и безопасность райдера. В покупке седла, в первую очередь, нужно ориентироваться на стиль катания. Город, несложные загородные поездки Для прогулок по паркам, улицам и несложным загородным трассам лучше выбирать широкое комфортное седло.
Оно немного тяжелее, чем сидушки у спортивных байков, но, когда речь идёт о непродолжительных поездках, это не имеет большого значения. В последнее время в городских байках стали применять специальные сёдла с гелевыми наполнителями, которые не только гасят вибрацию, но и принимают удобную для седока форму.
Идеально подходит для вертикальной посадки. Ширина 170 мм, длина мужского варианта 280 мм, длина женской модели 245 мм На кожаном седле очень удобно путешествовать на дальние расстояния. А когда старое потертое сиденье прогнется, то достаточно немного подкрутить натяжной болт на рамке, и оно как новое. Седла Brooks и ему подобные имеют слишком большой вес и размер, чтобы использовать их в велогонках и при выполнении трюков, но для велотуризма такие сиденья подходят идеально. Создание знаменитых сёдел Brooks на фабрике в Англии: Пластмассовое седло Большинство современных сидений на велосипеды собирают из поливинилхлоридной основы, поролоновой подкладки и покрытия из искусственных материалов.
Подобные сиденья устанавливаются фактически на каждый имеющийся в продаже велосипед. Так как большинство пластмасс является недорогим материалом, то изготовленное из них седло будет иметь низкое качество. Катаясь на велосипеде с пластмассовым сиденьем, желательно надевать велоформу или толстую одежду, поскольку вы очень быстро натрете мозоли, когда будете ёрзать по скользкому искусственному покрытию. Не все седла из пластмассы имеют низкое качество изготовления. Например, есть вело седло Tioga Spyder, которое имеют сложную структуру с отверстиями. Оно быстро принимает форму тела человека, хорошо пружинит и отлично охлаждает. При поездке в жаркую погоду, оно приносит только удовольствие, огорчает лишь высокая цена на него, которая равняется 90-100 долларам.
Очень легкое седло марки Tioga Spyder Кожезаменители Кожезаменитель как материал покрытия велосипедных сидений применяется на экземплярах среднего ценового уровня. Видов кожезаменителя много, они различны по плотности и прочности. Дерматин быстро истирается. Поливинилхлорид устойчив к изнашиванию, но очень скользкий и совершенно не пропускает пот. Стретч-кожа самая прочная из всех заменителей, но скользкая. Чехол на сидение Чтобы не натереть кожу до покраснения лучше не кататься на велосипеде с дешевым сиденьем, надев лишь плавки или тонкие шорты, штаны из синтетической ткани. Можно обезопасить себя, надев чехол на седло, который примет на себя трение при движении.
Если вам нравиться любимое легкое пластмассовое седло, его можно улучшить, купив на него кожаный чехол. В этом случае новый аксессуар смягчит скользкую грубую поверхность. Широкое или узкое? Размер рамы велосипеда в зависимости от роста Профессиональные велогонщики всегда используют узкое седло, изготовленное из качественных пластмасс или композитных материалов. Чаще всего в таких изделиях смягчающая подкладка не используется. Ведь фактически велогонщик не сидит: он чаще всего стоит на педалях, вращая их, а большую часть своего веса спортсмен вешает на рога, ложась на руль. Как правило, узкие жесткие седла устанавливают на шоссейные велосипеды.
Еще они очень удобны при катании на горном велосипеде в стиле кросс-кантри, то есть при активной езде по лесам, полям, паркам. Широкое На городские велосипеды и круизеры, на которых люди ездят, усевшись вертикально, ставят широкие и мягкие сиденья. На таких велосипедах важен комфорт при непродолжительной и неспешной поездке по городу. Быстрому вращению педалей на горных, туристических, шоссейных велосипедах широкие сиденья будут мешать. Кстати, мнение о том, что тучным людям нужно обязательно ставить на велосипед широкое седло, является заблуждением. На самом деле, ширина тазовых костей у человека, имеющего лишний вес, часто оказывается такой же, как у худощавого коллеги велосипедиста. Женское седло Девушкам, выбирая велосипедное седло, важно знать, что тазовые кости у многих представительниц прекрасного пола шире, чем у мужчин.
В среднем расстояние между седалищными костями у женщин составляет 132 мм, а у мужчин — 90 мм. Не всем дамам подойдет мужское седло. Девушке нельзя долго кататься на велосипеде с узким сидением, оно может доставить дискомфорт, вплоть до ощущения боли.
Велосипедное седло SmartSaddle устраняет дискомфорт при езде (2 фото)
recumbents) имеют именно сиденья, а обычные "вертикальные" велосипеды имеют "седла". Патент RU483U1: Седло гоночного велосипеда, содержащее опорный формообразующий элемент, контактирующий с телом человека и выполненный из синтетического материала, и силовой элемент, установленный под опорным формообразующим элементом и снабженный. Вот 10 лучших велосипедных седел для шоссейных гонщиков, пассажиров пригородных поездов, горных байкеров и многих других. Велосипедное седло Cycledesign RACE Гоночное седло для горного велосипеда. Виды седла велосипеда. — городское седло; — спортивное седло; — комбинированное седло.