Новости постные дни в православии

Рассказываем, в какие дни весны 2024 года можно отходить от строгих правил питания. В эти семь дней перед началом Великого поста православная церковь отмечает неделю о Страшном суде, которому только ещё предстоит произойти после второго пришествия Иисуса Христа. В этот день Русская Православная церковь отмечает день обретения мощей святой блаженной старицы Матроны Московской, одной из самых почитаемых в России святых.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Православные посты — содержание, смысл, расписание В дни строгих постов предусмотрены для служителей церкви.
Россиянам назвали рецепты необычных постных блюд С течением времени восточная церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница.
Православный календарь на 2024 год, церковные праздники, посты, родительские субботы в 2024 году В эти дни разрешены постные горячие блюда неживотного происхождения с добавлением растительного масла.

У православных христиан – мясопустная неделя

Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Просто вернитесь к соблюдению постных дней, а на исповеди скажите священнику, что оскоромились. Что можно есть и что нельзя, как правильно поститься, календарь питания по дням с примерами постных блюд, постное меню на неделю. Родительские дни в 2022 году: дни поминовения усопших у православных. Дни особого поминовения усопших (родительские субботы). Благоприятные дни в Августе.

Православный календар‪ь‬

  • Календарь постов на 2024 год: что можно есть?
  • Сплошные седмицы
  • Православные посты — Русская вера
  • Великий пост в 2024 году
  • постное меню светские новости и полезные статьи на
  • Православные посты — содержание, смысл, расписание

Великий пост 2024

Для этого десерта потребуется всего три ингредиента. К 250 мл апельсинового сока добавьте 30 г кукурузного крахмала и 50 г сахара. Хорошо перемешайте, чтобы не было комков. Нагрейте смесь до загустения в сотейнике на среднем огне, постоянно помешивания. Вылейте в форму, смазанную растительным маслом, остудите и отправьте в холодильник на 4 часа.

В частности, эта противостояние простирается и на природу самого человека, в которой его плоть враждует с его же духом. Как об этом говорит апостол Павел: «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» Гал. Совершенно естественно, что человек духовный стремится подчинить свою плоть духу.

Причем одним из основных средств сего подчинения как раз и является христианский пост. Как говорят, святые отцы по мере того, как увядает в частности, от поста плоть, в такой же мере процветает дух христианина. И наоборот: насколько утучняется плоть, настолько же хиреет дух. Однако здесь достойны более внимательного исследования эти слова Гал. По их смыслу выходит, что не только плоть похотствует на дух, но и сам дух также похотствует! Что здесь имел в виду апостол? Выскажу свое мнение.

В привычной нам системе православно-аскетических «координат» обычно под плотью понимается тело, а под духом душа человека. И чаще всего именно так оно и бывает. Но не всегда, особенно в наше время. Дело в том, что если душа, которую мы считаем духом, одержима грехами, то тогда она или дух действительно похотствует на тело плоть. Особенно это касается гордыни, которая является чисто душевным или духовным грехом. В таком случае бывает по пословице: «От дурной головы — ногам больно»! А типичный пример сему евангельский блудный сын Лк.

По своей гордыне, чисто душевной или духовной страсти тело, ведь, не гордится , он требует дать положенную ему часть имения Лк. И заметим, сколь много бед эта похоть духовная, то есть гордыня, причинила его телу: он «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лк. Как видим, типичный пример того, как дух похотствует на плоть! И что же спасло блудного сына, может быть какие-то «великие духовные рассуждения»?! Нет, Евангелие говорит о нем: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему» Лк.

Заметим, та же самая гордыня греховная страсть духовная удерживала блудного сына в чужой стране и в рабском состоянии. Из-за этой гордыни ему было стыдно, после всей своей предыдущей фанаберии, вернуться к отцу нищим, босым и в лохмотьях. А спас его от этого рабства обыкновенный голод — естественная и беспорочная то есть не греховная телесная страсть. Она-то и внушила заблудившемуся юноше смиренную и спасительную мысль вернуться к отцу уже не в качестве сына, а в качестве обыкновенного наемника. Итак, в данном евангельском примере похотствует дух, то есть душа по причине гнездящейся в ней гордыни. А спасает тело, поскольку удобно смиряет горделивую душу. Это следует помнить каждому постящемуся.

И не случайно Неделя о блудном сыне, в которую и читается сие евангельское зачало Лк. Православный пост предназначен совсем не для богопротивного убийства тела, как считали язычники, а для искоренения гнездящихся в нем и в душе христианина греховных страстей. Ведь у язычников также был пост ради достижения духовных целей. Но под этими духовными целями они понимали общение с нечистыми духами, которых почитали, как «богов». Так, к примеру, в житии св. Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем!

Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления! А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого. Пост — это некий отказ от земного ради небесного. О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный! Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова. Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями.

Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду. Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания. И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом! Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т. Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин.

Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся. Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий. И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости. Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка».

Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем. Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил. Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление. Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт. Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть?

В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди. Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже. А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть. Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?!

Это особенно хорошо видно из того, что называется: Постные ограничения интимной жизни супругов Речь, конечно, идет о христианских супругах, состоящих в законном браке. Поскольку вне его интимная жизнь между мужчиной и женщиной — это тяжкий грех блуда. Как известно, любой пост налагает ограничения не только на вкушение тех или иных видов пищи, но и на половые отношения между супругами. Для некоторых из них, особенно молодых, эти запрещения гораздо более тягостны, чем ограничения в пище.

При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться.

Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи.

В благодарность ко Христу бабушка прихожанки до конца своих дней строго соблюдала постные дни. Анализируя такие истории, невольно приходишь к мысли, насколько же благ и милостив Господь! Что даже за нашу готовность неукоснительно соблюдать христианские правила, Он воздает нам такими дарами, что порою, даже диву даешься! Конечно, держать пост, работая в неверующей среде, очень трудно. Еще труднее, когда домочадцы не одобряют этот духовный порыв.

Но взвешивая все «за» и «против», следует помнить, для чего мы это делаем. Господь же думал о нас, когда был предан Иудой в среду, но даже тогда Он мог отказаться от идеи спасения человечества! Но Он за нас пошел на смерть крестную в пятницу, чтобы в воскресенье воссиять во всей Своей славе. Ведь именно так поется в Пасхальном Тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Помните об этом!

Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая

Все среды и пятницы месяца: 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25, 30 октября - строгий пост «хлеб и вода и сим подобная». Православный пост в ноябре 2024 Питание для мирян отличается нестрогими правилами — в Посты разрешены рыбные блюда. Подробнее о том, как питаться в строгом варианте: Однодневные посты По средам и пятницам — 1, 6, 8, 13, 15, 20, 22 и 27 ноября - сухоядение. Рождественский пост 28 ноября 2024 года, в четверг, начинается долгий Рождественский пост. Разрешены блюда из рыбы. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября 2024 года. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября 2024 года. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты — дни строгого поста кроме среды и пятницы. Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. Православные праздники. О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

Когда не совершается браковенчание Накануне среды и пятницы всего года вторник и четверг , воскресных дней суббота , двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы Масленицы и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября 2024 года.

В понедельник, среду, пятницу можно употреблять сухую пищу без масла, во вторник и четверг разрешается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье можно есть горячую пищу с растительным маслом. В день Преображения Господня — 19 августа — можно съесть рыбу.

Рождественский пост Второе его название — Филиппов пост, он продлится с 28 ноября 2023 года по 6 января 2024 года. Вплоть до дня святителя Николая — 19 декабря — Филиппов пост соблюдается так же, как и Петров. Если Введение во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то можно съесть рыбу.

После 19 декабря рыбу можно есть в субботу и воскресенье. Со 2 января рыбу есть нельзя во все дни, а в субботу и воскресенье разрешается горячая пища с маслом. В сочельник нельзя есть никакую пищу, пока на небе не взойдет первая звезда.

Существует поверье: если договор о свадьбе свершится на Успение, то жизнь молодых будет долгой и счастливой, а брак — крепким. И самое главное — в день Успения Пресвятой Богородицы следует убрать в сторону плохие мысли и задумки, пожелать всем окружающим добра и здоровья. Традиции и обряды праздника Успение Пресвятой Богородицы отмечается в Православной Церкви с особой торжественностью. Праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Священнослужители облачаются в одежду голубого цвета. В канун праздника в центр храма выносится Плащаница, на которой изображен лик Богоматери. Затем совершается всенощное бдение, во время которого поются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери.

Во время утрени на великом славословии священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее. Затем они обносят ее вокруг храма. После этого священнослужители помазывают прихожан освященным маслом елеем. Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день. Сырная масленица 11 — 17 марта 2024 Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса яйца, рыба, молочные продукты. Пасхальная Светлая 6 — 11 мая 2024 Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день. Троицкая 24 — 30 июня 2024 Неделя после дня Святой Троицы. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день. Мясоеды Зимний мясоед 7 января — 17 марта 2024 Период между Рождественским и Великим постами. В 2024 году он начинается 7 января и заканчивается 17 марта в Прощеное воскресенье. Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба. Весенний мясоед 5 мая — 30 июня 2024 Период между Великим и Петровым постами. В 2024 году он начинается 5 мая и заканчивается 30 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу. Летний мясоед 12 июля — 13 августа 2024 Период между Петровым и Успенским постами.

Оптина пустынь

Православный календарь на 2024 год, церковные праздники, посты, родительские субботы в 2024 году Еженедельными постными днями являются среда и пятница.
Православные посты в 2024 году Православный календарь постов и праздников с 1900 по 2099 год (вечный календарь), работает без интернета в браузере, скачать бесплатно.

Православные посты в 2024 году

В постные дни можно питаться разнообразно и достаточно сытно. Среда и пятница имеют особое значение как постные дни в Православии. Православный календарь с иконами и списком святых дня.

Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы

Вне постных дней на стене группы возможна публикация скоромных рецептов. Основные ограничения Успенского поста такие же, как и у остальных постных дней в Православии. 12 июля Церковь отмечает день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в 2023 году выпал на среду, то есть пост не заканчивается после праздничной молитвы. В благодарность ко Христу бабушка прихожанки до конца своих дней строго соблюдала постные дни. Для просмотра следующих или предыдущих дней, используйте стрелки навигации по дням, которые расположены рядом с датой в верхней части приложения. «Рамблер» рассказывает, на какие дни в 2023 году приходятся главные посты и как их нужно соблюдать.

Календарь постов

Как выглядит строгий вариант воздержания: в каждую среду и пятницу разрешено сухоядение за исключением 19. Сентябрь Среди важных церковных торжеств в первом месяце осени отмечают: 11. Постные дни в сентябре В каждую среду и пятницу нельзя употреблять продукты животного происхождения. В Великие праздники 11. Если рассматривать строгий устав, то в среды и пятницы рекомендовано сухоядение. Рыбные блюда разрешают на Рождество Божьей Матери. Октябрь По правилам миряне в выпадающие в октябре постные даты могут употреблять рыбные блюда, люди, следующие строгим ограничениям, придерживаются сухоядения. Постные дни будут выпадать на каждую среду и пятницу. В Великое торжество Покров 14. Ноябрь У мирян постные рыбные дни будут выпадать на все среды и пятницы.

Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления. Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения. А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию.

Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля. Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней.

Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей.

Накройте крышкой и дайте стручковой фасоли размягчиться в течение 4-5 минут. Подавайте со свежим хлебом и зеленью. Если тебе очень тяжело и не можешь при этом толком молиться, то нужно понудить себя просто довериться Богу - вопреки обстоятельствам, своему усмотрению, эмоциям. Ты поступаешь так и в какой-то момент вдруг понимаешь, как был прав Старец Паисий, когда говорил, что доверие - своего рода молитва, то, что связывает, как некая золотая нить, соединяет тебя с Богом, возвращает утраченное ощущение Его присутствия в жизни. И сама молитва вдруг оживает.

Совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Василия исп. Парийского: Богослужение в Казанском храме. Артемона, пресвитера Лаодикийского.

Великий пост в 2024 году

Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.

А в народе бытует поверье, что такой брак будет пустым: супруги не найдут согласия и быстро разведутся. Можно ли отмечать день рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен. Можно ли поминать усопших родственников Во время Великого поста можно ежедневно поминать умерших. В храмах проводится литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в Великопостные родительские субботы вторая, третья и четвертая недели поста.

Николай Савченко советует честно посмотреть в глаза порокам и отказаться от греховного поведения. Это и алкоголь, и азартные, и компьютерные игры, и развлечения, особенно с греховным подтекстом. Это опасно, отвратительно и неуместно в Великий пост», — считает священнослужитель. Ради соблюдения православных канонов Николай Савченко призвал бороться с возникающим искушением и не ограничиваться только приемом растительной пищи, а обращать внимание на возникающие чувства и мысли, направлять свою волю к Богу. Какие молитвы нужно читать в Великий пост В понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке. В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест.

Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Лазарева суббота. Разрешена растительная пища, рыбная икра. Вербное воскресенье. Допускаются рыба, растительная пища и немного вина. Неделя 7 «страстная» 10 апреля, Масленица. Допускается горячая растительная пища с растительным маслом. Максимальное воздержание от пищи.

Рекомендуется пить только воду. Перед снятием савана — хлеб да вода. Все даты Скачать Май в мае 2023 года постными днями являются только среда и пятница. В эти дни и мирянам, и тем, кто живет по строгому правилу, разрешается есть рыбу. Скачать Июнь 2 июня — празднование праздника Вознесения Господня. В эти дни миряне должны воздерживаться от пищи животного происхождения. Для тех, кто живет по строгому правилу, в эти три дня предписано всухомятку.

Поскольку на эту неделю приходится два праздника, у постящихся будет больше разнообразных блюд. В субботу можно употреблять горячую пищу с маслом и рыбную икру, а в воскресенье — еще и рыбные блюда. Будничные дни более строгие: во вторник и четверг можно есть только горячую пищу без масла, а в среду и пятницу — продукты без термической обработки. Один из предложенных рецептов — оладьи царские, в которых используется любая рыбная икра минтая или мойвы. Для приготовления смешайте 380 г икры с мелко нарезанной луковицей, 2 зубчиками чеснока, 1 ч.

Православные посты

Великий пост меню на каждый день 2024 для мирян: постные рецепты с пошаговыми фото Главная → Новости / События → Новости → ВЕЛИКИЙ ПОСТ-2023: КАКОГО ЧИСЛА, СКОЛЬКО ДЛИТСЯ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТИТЬСЯ + КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ ПО ДНЯМ.
постное меню светские новости и полезные статьи на Великий пост длится 48 дней и завершается Пасхой.
Великий пост 2024 - Православный журнал «Фома» Праздники и дни поминовения в Великий пост. Великий пост состоит из шести недель. К ним прибавляется еще Страстная седмица – дни воспоминаний о последних страданиях Христа в земной жизни.

Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 5 мая 2024 года

  • Календарь постов
  • Почему был установлен пост в среду и пятницу?
  • Великий пост меню на каждый день 2024 для мирян: постные рецепты с пошаговыми фото
  • Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь
  • Великий пост 2024
  • Великий пост: что можно есть постящимся

Рождественский пост 2023-2024: что можно есть по дням мирянам и что нельзя?

В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке. В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник. В четверг на пятой неделе проводится «стояние Святой Марии Египетской». В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице.

В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью.

Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению.

Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.

Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы?

С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение.

Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне.

Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события.

Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти».

Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил". Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе.

Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

Впоследствии такой пост или даже более длительный, подражая Спасителю, принимали на себя многое великие подвижники и подвижницы.

Почему же сейчас это крайне затруднительно для нынешних православных христиан, желающих подвизаться как можно строже? Отчасти сие объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он ссылается на то, что в древности люди обладали гораздо более крепким здоровьем. И по этому поводу приводит пример преподобного Досифея, а именно: какое громадное количество хлеба он обычно съедал в пищу до начала своего подвижничества!

Что явно свидетельствовало о том, каким могучим здоровьем он обладал! И заметим, это оскудение телесных сил человека свт. Игнатий констатирует в свое время, то есть конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Что уж говорить о нашем времени?!

Опыт показывает, что попробует нынешний подвижник попоститься по древнему хотя бы пору дней, как у него тут же начинаются всякие телесные болезни, начиная от сильнейшей головной боли и заканчивая гораздо более серьезными болевыми приступами и обострением разных болячек. Но копнем глубже, поняв более точно, почему же мы сейчас не можем поститься так, как древние подвижники? Ответ лежит на поверхности. Медицина говорит, что человек может прожить без пищи около тридцати дней, а без питья воды не более пяти-шести.

Как же, вопреки этой медицине, постились по сорок и более дней, ничего не вкушая и не пия, святые?! И после этого, хотя и была сильно обессилена, но затем, вкусив немного пищи, пошла в церковь и, во всяком случае, вопреки медицине не умерла. Так как же выдерживали такой подвиг святые? Ответ на это дал Сам Господь во время Своего сорокадневного поста, сказав, что: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф.

Здесь речь идет о благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», коя подается постящемуся по мере его подвига и смирения в нем. И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.

Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни. В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский.

В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение.

Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития. Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение. Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих.

Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию. А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося.

Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк.

Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных. Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки.

Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания. О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов».

В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет!

Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод. В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше.

Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом. Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы.

Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост.

Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе. Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней.

Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери. Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом.

Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу. Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий