Поскольку время празднования (21 марта) выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу – последнюю подготовительную неделю перед началом поста.
Праздник Масленица — гулянья и обряды
- Какого числа отмечают Масленицу в 2024 году
- Масленица 2023: традиции, история, рецепты блинов
- Почему после Масленицы не приходит весна?
- Славянский Праздник Масленица
- Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
Откуда пошла традиция праздновать Масленицу?
Говорят, что вначале она была связана с весенним солнцеворотом. Когда же было принято христианство, этот праздник начал предварять Великий пост, а также зависеть от его начала. Свое название этот праздник получил благодаря тем блюдам, которые разрешается есть в эту неделю, до начал Великого Поста, а это рыба, яйца и молочные продукты. На территории Руси с древности отмечали смену разных времен года. Так, зима была зачастую самым трудным, холодным, темным и голодным временем. А потому приход весны был для людей особенно радостным. До начала крещения Руси Масленица отмечалась 7 дней перед началом Весеннего Равноденствия и затем еще одну неделю после него. Когда было принято христианство, срок празднования Масленицы стали другими.
Кроме того, время празднования сократилось на одну неделю.
Люди верят, что она принесет достаток, благополучие. Также народ начинает наряжать соломенное чучело в старые лохмотья. В руках у чучела часто была сковорода и блин.
Раньше наши бабушки, дедушки жили большими семьями. Чаще всего, невестка после замужества отправлялась жить в дом к родителям супруга. Поэтому первое утро Масленичной недели свекры отправляли жену сына в гости к ее родителям. А ближе к вечеру сами отправлялись к родне.
Обязательное правило понедельника — сватов накормить хорошенько, чтобы те не обиделись. Отсюда и название дня Масленичной недели — встреча. Вторник — заигрыши Вторник посвящают смотринам. Молодых неженатых и незамужних отправляют пообщаться, посмотреть друг на друга.
Многие отправляли сватов к будущим невесткам. Впереди будет Великий пост — время, когда свадьбы играть нельзя. А вот после поста можно будет смело отправлять молодежь на Красную горку, где те, познакомившись на заигрыше, могли уже и пожениться. Люди постарше зовут к себе родственников, друзей.
Предки верили, что чем изобильнее, богаче стол, тем больше уважения гостям выказывает хозяин. Со вторника можно начинать Масленицу зазывать, проговаривая слова: «У нас горы снежные готовы, да блины напечены — просим жаловать! Для массовых гуляний уже все должно быть готово: карусели, качели, горки ледяные и др. Среда — лакомка Зять приходит к теще на блины.
Кроме зятя хозяйка приглашает к себе друзей, родных и соседей. Стол ломится от угощений: блинов, пирогов, медовых пряников, сбитней и др.
По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.
Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения.
Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом.
Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица.
Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту.
Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света.
Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер.
Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу.
Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот».
Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане.
В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе.
В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм.
Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду.
Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд.
Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.
Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.
Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства».
Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.
Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.
Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.
Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!
А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит.
А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.
Другие названия, как Сырная седмица или Мясопустная неделя, отражают православные традиции питания перед Великим постом. Приметы о блинах на Масленицу Во времена Масленичной недели, блины становятся не просто лакомством, а настоящим символом праздника. Именно в эти дни, начиная с понедельника, наши дома наполняются ароматами самых разнообразных блинов с начинкой и без.
Существует поверье, гласящее, что отказ от выпечки блинов в масленичную неделю может обернуться целым годом безрадостности. Вот почему, стоит заботиться о том, чтобы на столе их было предостаточно. Издревле существует и множество других примет, связанных с блинами. Вот некоторые из них: Дарите первый блин духам предков, отдавая его природе, чтобы угодить и птицам, и зверям. Замешивая тесто, помните, что его резать нельзя - только мять и рвать руками, дабы не накликать беду.
Если блин подгорел с одного края - это к неверности супруга, а если внутри - к его преданности. Идеально ровная стопка блинов предвещает изобильный год и успех в делах. Здоровье семьи тоже можно "предсказать" по первому блину: если он получился румяный и аппетитный, болезни обойдут стороной, если нет — возможны недомогания. Легкая и благостная жизнь ждет тех, у кого первый блин вышел тонким и ажурным, а вот толстый и плотный блин предвещает трудности. Острые предметы, включая ножи, рядом с блинами — плохой знак, который может принести неудачу.
Чтобы проверить насколько благополучным будет год, в четверг один из блинов предложите петуху. Если он поделится с курами - в доме будет гармония и счастье.
Масленица в христианскую эпоху
- Почему каждый год Масленица празднуется в разное время
- А ВЫ ЗНАЕТЕ ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА ВСЕГДА ПРАЗДНУЕТСЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ?
- Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре
- Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ - Узнай Россию
- Масленица — не безобидный праздник
- Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
Масленица — древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время — время Весны. Почему масленица связана с пасхой (ведь масленица праздник языческий)? Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица.
Смысл и традиции Масленицы
Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая. То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен. Идея плодородия распространялась и на человека. Молодежи было положено устраивать предбрачные игры — совместные катания на санях; дозволены были и прилюдные поцелуи. Во время гуляний у масленичного костра распространены были сквернословия, выкрики и припевки эротического содержания. Холостых и незамужних не просто поощряли к скорому вступлению в брак, но и осмеивали, привязывая им к ноге или вешая на шею «в наказание» небольшой кусок полена, символизировавшего колодку.
Ныне Масленица сырная седмица — это один из четырех праздников Русской православной Церкви, введенных христианами взамен прежних языческих великих солнечных праздников. Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено. Так как День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, Масленица сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и, по сути, утратила связь с космосом, природой, утратила свой древний смысл торжественной встречи астрономической весны. Комоедица была также необходима нашим предкам как праздник Жизни: так как после холодной зимы, которую, к сожалению, пережить удавалось не всем, прощание с зимой смертью в широком смысле слова было необходимо для поднятия духа, для встречи весны, тепла, новой жизни также в широком понимании , «взбадривания» людей весельем и плотной едой, чтобы те набирались сил и хорошего настроения перед началом интенсивных полевых работ. В православном же понимании Масленица - это подготовительная неделя к Великому посту. Посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом христианская составляющая Масленицы. Однако дарованный славянами-пращурами глубокий смысл празднования Масленицы все же сохранился. В последний день Масленичной недели, в воскресенье, проходили настоящие проводы Зимы, который в разных губерниях России заключался в сожжении соломенного чучела Масленицы Марены - в славянской мифологии богини зимней стужи, вечного сна, ночи и смерти.
О древности Мары свидетельствуют и наши привычные слова "обморок" люди верили, что Мора садится на грудь человеку и вызывает дурные сны, а вместе с ними и удушье , "морочить", "марево", "мрак", "сумрак", "мор", "уморить", "смерть". В весенних обрядах западных славян Марена Морена, Мара — это воплощение смерти мора и зимы, чучело которого топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай и уничтожить холод, смерть. Чучело Масленицы везли участники масленичного «поезда». В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу блины, яйца, лепёшки.
В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы. Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов». Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот».
Согласно обычаю в этот день родители жены встречались с родителями мужа, пекли блины, угощали друг друга. А еще в первый день масленичной недели заготавливалось соломенное чучело Масленицы. Вторник назывался «заигрыш» — в этот день проходили смотрины невест. Юноши и девушки катались с горок и присматривались друг к другу, чтобы после Пасхи пожениться, — поделилась Светлана Клименко. Дальше уже начиналась широкая Масленица. В четверг проводились различные уличные игры, в пятницу с ответным визитом к зятю в гости приходила уже сама теща, в субботу проходили золовкины посиделки, когда сестры мужа навещали невестку, и заканчивалась неделю прощеным воскресеньем — днем, в который все просили друг у друга прощения. И самым главным обрядом Масленицы, конечно, остаются ее проводы. В большинстве регионов Северной и Центральной Руси, по словам Светланы Клименко, принято прощаться через сжигание. В южных регионах есть еще традиция захоранивать Масленицу, устраивать ей полноценные похороны и закапывать в каком-нибудь ящике прямо в поле, чтобы оно потом принесло много плодов в следующем году, — рассказала эксперт. Идея была именно в смерти и воскрешении земли». Традиция отмечать Масленицу хоть и потеряла свой основной смысл, но тем не менее сохранилась до наших дней вместе со многими ее обрядами. Так, народные гуляния и сожжение чучела проводятся в Северной столице каждый год. Секрет многовековой традиции По словам старшего научного сотрудника Социологического института РАН Марии Мацкевич, главный секрет этого праздника состоит в том, что каждое последующее поколение продолжало непрерывно воспроизводить эти ритуалы, поэтому многие до сих пор продолжают отмечать Масленицу. Масленица — это не повод для раскола, а наоборот, причина для объединения.
Почему христиане празднуют Масленицу, если в церковном календаре ее нет?
Дни масленичной недели. Почему масленица носит такое название? Масленица празднуется на протяжении целой недели. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время? Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. Похожие ритуалы проводятся во время народных праздников в разных странах Европы.
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
По сложившейся традиции Масленица празднуется на неделе, предваряющей начало Великого поста. Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе. Праздник Масленица — Комоедица традиционно всегда отмечается 22 марта. Праздник Масленица — Комоедица традиционно всегда отмечается 22 марта. Почему Масленицу назвали масленицей: значение слова.
А ВЫ ЗНАЕТЕ ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА ВСЕГДА ПРАЗДНУЕТСЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ?
Но, быть может, мы не вполне верно представляем себе и другие традиции, связанные с Масленицей? Кандидат философских наук Андрей Бесков разоблачает некоторые устойчивые стереотипы. Каждый год на Масленицу наши СМИ разражаются однотипными статьями и видеосюжетами, рассказывающими нам о древних славянских корнях этого праздника. Утверждается, что этим праздником древние славяне провожали зиму. Правда, если вчитаться в научную литературу, то окажется, что единства мнений по поводу Масленицы нет.
Кто-то считает, что этот праздник есть проводы зимы или даже некой богини зимы, упоминания о которой в исторических источниках до нас не дошли. Кто-то связывает Масленицу с празднеством в честь бога Волоса, кто-то с почитанием Ярилы, кто-то — с почитанием богини Лады существование которой отвергается современными исследователями. Проблема в том, что все эти гипотезы совершенно умозрительны и не имеют опоры на исторические источники, которые почему-то не сообщают нам о таком языческом празднике у славян. Адмиралтейская площадь во время Масленицы, 1850—1862, И.
Шарлемань рисунок , Жакотте Ж. И тут вроде бы всё просто и очевидно — как показывает собранный ими материал, Масленица была широко распространённым в России и малоизвестным в Белоруссии и на Украине праздником. А поскольку церковь явно не причастна к его установлению, то остаётся думать, что это языческий праздник, чудом дошедший до наших дней. Вроде бы да.
Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал. А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню. Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай?
Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали.
Показательно, что известный фольклорист И.
Также масленицу традиционно делят на два периода: Узкая Масленица, которая включает первые три дня недели: понедельник, вторник и среду, и Широкая Масленица, состоящая из четырех оставшихся дней: четверга, пятницы, субботы и воскресенья. Во время Узкой Масленицы дух праздника был еще не так силен, и можно было заниматься сельхозработами и делами по дому, а начиная с четверга, Разгуляя, наступало время только отдыхать, веселиться и угощаться традиционными масленичными блюдами. Источники: Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ 9.
Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной.
И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце.
Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные.
Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай.
С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов.
Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора isereb ya. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора isereb ya.
Трансграничная передача персональных данных Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. Заключительные положения Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты isereb ya. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором.
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
Люди катались на лошадях, пели песни и танцевали, делали все, что душе угодно. В забавах принимают участие не только дети, но и взрослые. У всех появлялась возможность выплеснуть накопившеюся энергию, сполна насладиться отдыхом. Пятница В пятницу уже теща приходит в гости к зятю. Он также должен накрыть щедрый стол, самостоятельно напечь блины. Обычно теща берет с собой подруг, чтобы похвастаться, какой у нее хороший зять. Если мама супруги будет довольна — отношения будут складываться хорошо.
Суббота В субботу хозяйка приглашает в гости сестер супруга и незамужних подруг. Их нужно угостить блинами и другими вкусностями. Также каждой гостье нужно вручить небольшой презент. Благодаря этой традиции, появляется возможность сдружиться с родней супруга. Воскресенье В воскресенье заканчивается празднование Масленичной недели, люди прощаются с зимой и встречают весну.
Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия. Готовиться к празднику начинали заранее, примерно за пять дней до наступления масленичной недели.
Обязательно проводили тщательную уборку жилища, избавлялись от всего старого и ненужного, считалось, что нельзя оставлять мусор в доме или во дворе, поэтому его сжигали или выметали за ворота. Природные явления получили своё воплощение в форме антропоморфного существа — большого соломенного чучела, облачённого в женское тряпьё, иногда со сковородкой или с блином в руках. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения. Люди пели песни, устраивали пляски и хороводы, катали чучело на конных упряжках-тройках или с ледяных горок, забавлялись играми на снегу. Во все времена почитанию предков уделялось особое внимание, поэтому, по традиции, полагалось первые блины раздавать нуждающимся людям, на поминки усопшим. В масленицу большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода. Плодородие ассоциировалось с созданием новых семей и рождением детей.
Поэтому во вторник проводили смотрины невест, сватались, планировали, как после Великого поста сыграть свадьбу. Вторник получил название «Заигрыш», потому что начиналось время забав, различных игр на снегу и катания с горок. В среду вовсю пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых. Оттого среду называли «Лакомка». Зять навещал тёщу, которая готовила и угощала его блинами. Эта традиция актуальна и сохранилась и в наше время. Тёще полагалось готовиться к приходу зятя и гостей и потчевать их блинами и вкусными блюдами, да так, чтобы никто не остался в обиде — важно было показать доброжелательное расположение.
Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играм и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь. Дети ходили по дворам и колядовали, читали разные стихи хозяевам, а взамен просили сладости и угощения. Люди собирались на площади, устраивали соревнования и кулачные бои, забеги, штурм и взятие снежного городка. Пятница называлась «Тёщины вечёрки».
Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали.
Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая.
То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен.
Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы. Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др.
Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов».
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Эту неделю нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Праздничное воскресенье стало называться Прощёным. В этот день христиане должны были очистить душу, простить обидчиков и попросить прощения у тех, кого они обидели. История празднования Масленицы Масленица — это древний праздник родом из язычества. Говорят, что вначале она была связана с весенним солнцеворотом. Когда же было принято христианство, этот праздник начал предварять Великий пост, а также зависеть от его начала. Свое название этот праздник получил благодаря тем блюдам, которые разрешается есть в эту неделю, до начал Великого Поста, а это рыба, яйца и молочные продукты. На территории Руси с древности отмечали смену разных времен года. Так, зима была зачастую самым трудным, холодным, темным и голодным временем.
С этого момента начинается период христианизации государства, который повлек уничтожение языческих идолов, храмов, гонения на язычников и запрет языческих праздников. Но вот с Масленицей справиться не удалось. Попробовала разобраться, почему. Согласно языческим сказаниям о богах, Морана олицетворялась с чудищем, наводившим страх на все живое. Главным атрибутом этой церемонии были блины. У славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый намек на вечность , теплый намек на земную радость , сделан из муки, воды и молока намек на жизнь. Такие поминки Мораны означали проводы зимы и празднование возвращения жизни. Помимо просто возращения жизни, нужно было подумать и про умножение этой жизни. Тут возникает Масленица как культ плодородия. Люди пытались освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. А это очень важно для людей в то время - другого способа прокормить себя, свою семью, своих близких просто нет. Нет хорошего урожая — будет голод.
Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник — 11 марта — Встреча Понедельник открывает Узкую Масленицу. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. Заканчивали строить снежные города, качели, балаганы. В понедельник начинали печь блины. Первый блин дарили бедным соседям, чтобы те помянули усопших. Исключительно языческими и никак не связанными с Православием были все традиции связанные с чучелом Масленицы. Его мастерили из соломы и старой одежды, возили по улицам на санях. Вторник — 12 марта — Заигрыши В этот день проходили смотрины невест.
Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Корни Масленичной недели уходят к языческим временам. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. Почему Масленицу назвали масленицей: значение слова. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время? Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. одно из святилищ Масленицы.