Общеизвестно, что после усекновения главы Иоанна Крестителя его тело было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава пребывала где-то у Иродиады. 9 марта 2023 г. — в монастыре престольный праздник — первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Накануне праздника в честь первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи, 8 марта, Преосвященнейший епископ Коктебельский Агафон, викарий Феодосийской епархии.
9 марта – день Первого и Второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней. Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим. Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси. К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария. Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения. Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий — именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.
Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли согласно летописям Маркелла 18 февраля 452 года. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных. В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта 24 февраля по старому стилю. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг. Емеса подвергалась набегам сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы Абхазия , место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст.
Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений.
Литургия в Иоанно-Предтеченском храме кремля видео 08 марта 2024. Как правило, дата в православном календаре, связанная с именем того или иного святого — это день окончания его земного пути. Но с некоторыми угодниками Божиими бывает связано сразу несколько важных событий, которые Церковь выделила в особые торжества.
В Иоанно-Предтеченском храме Рязанского кремля праздничное утро началось с Божественной литургии. На богослужении побывала съемочная группа Рязанской епархиальной телестудии "Логосъ":.
Что есть язык человеческий, если не подобие ударного музыкального инструмента, если не тимпан, о котором сказано: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» Пс. Предтечев язык, как набатный колокол, не знал иных мелодий, кроме призыва к покаянию. За это Иродиада, как говорит предание, после отсечения главы исколола язык пророка многократно острой иглой.
За это и большевики лишали колокола голоса, отрывая язык. Так бес не любит призыва к покаянию и молитве; бес ищет людей, могущих исполнить его злую волю и голос сей заставить замолчать. Но глава это не только язык. Глава — седалище ума. Ум Предтечи был облагодатствованным и молящимся. Видели они и тысячи глаз, увлажненных слезами, искрящихся верой, ободренных надеждой. Обретение главы Иоанна Предтечи Обретши главу Иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся? Подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах. Что мы видим, и что ищем видеть? Не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей 1 Ин.
Что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? К каким речам мы жадно прислушиваемся? Если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал Иеремия: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» Иер.
Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
? А вот настоящим вторым обретением главы для православной Церкви стало событие 452 года, когда глава оказалась во владении у одного православного архимандрита, настоятеля монастыря. Это было уже третье обретение главы Предтечи, которое отмечают 7 июня. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения. 9 марта — первое и второе Обретение его главы. 12 марта православные верующие отметили празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, а так же память великомученика Феодора Тирона. ? А вот настоящим вторым обретением главы для православной Церкви стало событие 452 года, когда глава оказалась во владении у одного православного архимандрита, настоятеля монастыря.
День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта
Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла в маленький ковчег некую часть того мира, желая отнести его в свой монастырь на благословение. Но множество народа теснилось вокруг нее: все хотели получить благословение от священников и быть помазанными миром. Некоторые, заметив, что преподобная Матрона несет в ковчеге миро, просили ее, чтобы она помазала их миром, ибо сами они никак не могли дойти до священников, и она исполнила их прошение. Среди народа находился некий слепец, который от рождения не видал дневного света. И он обратился к преподобной Матроне, чтобы она ознаменовала его священным миром. Она помазала ему очи, и он тотчас прозрел. Так передает святой Симеон Метафраст об обретении главы Предтечи. Через некоторое время святая глава Иоанна Крестителя была перенесена из Емесы в Константинополь.
Здесь на месте, называемом Евдом, по царскому повелению, был построен прекрасный храм, в котором и положили честную главу. Во время ереси иконоборцев, когда много святых икон сжигали, другие бросали в море и реки, попирали ногами и различно бесчестили, тогда некоторые благочестивые христиане, убегая из наполненного еретиками Константинополя, взяли тайно вместе с собою главу Крестителя и принесли ее в Команы12, где преставился некогда святой Иоанн Златоустый. Здесь они снова скрыли ее в земных недрах, положив в серебряный сосуд. Эта драгоценная святыня здесь в неизвестности хранилась до времен царя Михаила, сына Феофила, и матери его царицы Феодоры, которая вновь утвердила православие13. В царствование Михаила эта святыня была вновь обретена14 по Божественному изволению и перенесена в Царьград патриархом Игнатием, в честь и славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Севастия - главный город Самарии, подаренный Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил и, в благодарность Августу, назвал его Севаста или Севастия, что значит - город Августа. По преданию, святой евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, выпросил у жителей десную руку Иоанна Крестителя и перенес ее в Антиохию. В X веке десница Крестителя перенесена в Константинополь, а в 1798 г. Подробнее об этом повествуется 12 октября.
И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою! О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель Мф. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя, и проповедь Иоанна Предтечи была проповедью о покаянии Мф. Мы только что слышали слова из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф.
Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека. Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди. И эту цель нельзя достичь с легкостью — требуются усилия, чтобы открыть перед собой двери Божиего Царства. Замечательно говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас — это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой».
Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что такое Божие Царство. Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении. Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу.
Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы ангелов Мф. Но этого не произошло, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путем, какой сам человек пожелает избрать. Но в Царствии Небесном пути человеческие заканчиваются, и тот, кто поставляет себя под власть Бога, и достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий. Как замечательно сказано!
Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу. Когда Господь в другом месте произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» Лк. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие начинается здесь, на земле.
Нельзя здесь жить в аду, а там наследовать Божие Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией: умножать грех, ложь, неправду, работать не на Бога, а на диавола; а там обрести Царствие Божие. Мы должны поставлять себя под власть Бога здесь, на земле, ведь так и учит нас святитель Василий. Это поставление себя под власть Бога является результатом нашего свободного произволения.
Мы просто должны стремиться исполнять, насколько это возможно, Божии заповеди — такие простые и такие ясные.
По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь.
Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.
С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.
И предложил руку и сердце. Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы.
А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр.
Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича.
Оптина пустынь
Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Вот и сегодня мы вспоминаем Иоанна Крестителя в связи с 1-ым и 2-ым Обретением его честной главы. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения.
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
Первое и второе обретение главы Предтечи Господня совершились следующим образом. честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — что можно и нельзя делать. День памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. 9. Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году.
Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам.
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Так случилось третье обретение главы Предтечи. Это событие празднуют 7 июня. Первое и Второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — традиции В православных храмах торжество отмечают богослужениями.
Если праздник проходит до Великого поста, совершается полиелей — служба, объединяющая утреню и вечерню, во время которой происходит помазание верующих елеем. В рамках таких служб также принято читать отрывки из Священного Писания, посвященные Иоанну Предтече. Утром служится литургия. На Руси праздник в честь обретения главы Крестителя называли Ивановым днем. Утром люди посещали храмы и зажигали свечи у иконы пророка.
Святого просили о богатом урожае, здоровье для детей, избавлении от головной боли и различных зависимостей. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Также существовало поверье, что в этот день возвращаются перелетные птицы. Увидеть летящего жаворонка или аиста считалось хорошей приметой, сулящей человеку большое счастье. К прилету пернатых в деревнях сооружали скворечники, насыпая туда в качестве угощения семена. Птицы защищали поля от вредителей, поэтому о них старались заботиться.
Иоанна Предтечу в народе почитали как покровителя рыбаков. Поэтому в его праздник мужчины отправлялись на «тихую охоту». Из пойманной рыбы готовили уху. Ее должен был отведать каждый член семьи, чтобы год прошел успешно. Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — что можно и нельзя делать Верующим в праздник рекомендуется посетить храм и уделить время молитве.
А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою.
Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали. Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца.
Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии. Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборно божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи?
Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный. Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст, в житии преподобной Матроны повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи.
Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне. Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слух об этом распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всех окрестных городов и сел стали собираться сюда. Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла в маленький ковчег некую часть того мира, желая отнести его в свой монастырь на благословение.
Но множество народа теснилось вокруг нее: все хотели получить благословение от священников и быть помазанными миром. Некоторые, заметив, что преподобная Матрона несет в ковчеге миро, просили ее, чтобы она помазала их миром, ибо сами они никак не могли дойти до священников, и она исполнила их прошение. Среди народа находился некий слепец, который от рождения не видал дневного света. И он обратился к преподобной Матроне, чтобы она ознаменовала его священным миром.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения.
Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, с XIV века в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.
В XVI—XVII веках изображения Рождества Иоанна Крестителя стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма со сценами жития. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Сегодня ее можно видеть на иконостасах всех православных храмов. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил его в водах реки Иордан. История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту.
Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России.
Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку.
С тех пор честная глава была преемственно хранима христианами, пока ее обладателем не стал живший недалеко от Емессы священник Евстафий, зараженный арианством христианской ересью IV — VI вв. Приходившие к нему больные люди получали исцеление от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне. Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь.
Вскоре кощунство его было раскрыто, и Евстафий был изгнан из Емессы. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого.
В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.
Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси.
В этот день прихожане после таинства Покаяния приобщились Святых Христовых Таин. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям.
Так произошло Первое обретение главы.