Он символизирует обновление и возрождение природы, а также начало нового года в иранском календаре. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному летоисчислению и совпадает с весенним равноденствием.
Персидский Новый год отметят на ВДНХ
Заранее благодарны! О традициях «персидского Нового года» рассказал глава Невинномысска Сегодня, 21 марта, по всему миру отмечают древний международный праздник Навруз, или «персидский Новый год». Навруз символизирует наступление нового года по солнечному летоисчислению и совпадает с весенним равноденствием. Именно с сегодняшнего дня день становится длиннее ночи. Это не религиозный праздник, а скорее традиция народа, которая включает в себя обычаи и формы творчества, передаваемые из поколения в поколение.
Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году.
Навруз почитаем мусульманами. В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду». Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году.
Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Здесь традиционно теплее и снег уходит раньше даже в горных районах. Иранский Курдистан — неофициальное название части Ирана, населенной преимущественно курдами. Самая масштабная церемония Агир Наврузи проходит в деревне Паланган. Это горная террасная деревня среди гор Загрос, а один из притоков реки Сирван делит деревню на две части. На Агир Наврузи женщины-курды надевают яркие традиционные платья, а мужчины курды — традиционные костюмы.
Жители деревни подготавливают дрова для больших костров. Молодые девушки и юноши несут горящие факелы и символически зажигают Огни Навруза, открывая дверь Новому году и приветствуя Навруз. На крышах домов собираются музыканты, играющие на дафе иранском бубне , а люди танцуют и водят хороводы вокруг костров. Они будут гореть всю ночь, освещая путь новому году и новому началу. А когда полностью прогорят, многие фермеры возьмут себе пепел этих костров, чтобы смешать с землей на полях и тем самым дать понять пашням, что приходит весна и пора просыпаться от зимней спячки. Хане Текани — генеральная уборка перед иранским новым годом Ноуруз отмечают с размахом и начинают готовиться заранее. Одна из главных традиций перед новым годом — Khaane Tekaani — плановая генеральная уборка.
В переводе с персидского это буквально означает «тряска дома». Примерно за 10-14 дней до ноуруза семья собирается вместе и начинает намывать, начищать и драить дом от пола до потолка. Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы — как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника. Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом.
Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести. Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными. В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты. По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году.
И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны. Огненная среда Чахаршанбе Сури После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования. Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые — неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь».
По традиции нужно выставить семь яств, название которых начинается с буквы "син": сипанд семена руты , себ яблоко , сиахдане черные косточки , санджид дикая маслина , сирке уксус , сир чеснок и сабзи проросшее зерно , сабзе зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых. Что нежелательно делать в праздничный день Навруз: категорически запрещено ругаться, вспоминать старые обиды и погружаться в плохие воспоминания; не принято работать исключение — приготовление праздничных блюд ; в праздничный день нельзя ходить в старой одежде обязательно нужно надеть что-то новое. До Нового Года осталось:.
Согласно одному из известных повествований «Истории Табари», переведенной в X веке на фарси Абуали Балами, о царствовании Джамшеда написано: «…затем он собрал ученых и спросил у них: «Отчего столько времени я царствую и почему? Ему ответили: «От того, что ты был справедливым и добрым по отношению к народу». Затем он захотел расширить границы своей доброты и сказал ученым: «Когда я соберу всех угнетенных и сяду с ними, и вы приходите ко мне. Справедливостью и добром одарю я всех нуждающихся в этом.
Я сделаю все, что вы хотите». И день, когда он вышел к народу искупить свои грехи и покаяться, был первым днем месяца Фарвардин. С этого дня он стал называться Наврузом…». Кроме того, сохранилось много рассказов об этом дне, свидетельствующих о надеждах и чаяниях иранских народов, мечтавших о справедливом и добром царе, заботившемся о людях, ибо, как известно в день Навруза, то есть в первый день нового года солнце входит в созвездие Овна и происходит весеннее равноденствие.
Спящая природа пробуждается, и все сущее начинает новую жизнь. Навруз после принятия ислама Нет ни какого сомнения, что народ, принадлежащий к древнейшей мировой цивилизации и имеющий богатейшую историю и традиции, огромную территорию и создавший три великие империи, жил благополучно и радостно. После принятия ислама, этот народ, по справедливому замечанию советского востоковеда, критика и литературоведа Иосифа Брагинского, «некоторое время грустил, а затем очень быстро освоил новую культуру и новый язык». Были династии иранского происхождения, управляющие арабским исламским Халифатом и благодаря усилиям этих правителей древнеиранские традиции возродились.
Влияние иранской аристократии было настолько значительно, что она могла убедить халифов, подражая Сасанидским правителям, во время празднования Навруза выходить к народу в дорогостоящих одеждах с сияющими жемчугами и общаться с ним. Был так же возрожден древний обряд песнопений. Спустя некоторое время персидские поэты и писатели во дворцах относительно самостоятельных от Халифата иранских государств, таких как Саффаридов, Тахиридов, и особенно Саманидов стали воспевать былое величие Ирана и этим способствовали возрождению Навруза. Навруз в Иране Слова персидско-таджикских поэтов и мыслителей были настолько сильны и пленительны, что невозможно было оставаться равнодушным, и влияние это было так велико, что правители не могли пренебрегать иранскими традициями и обычаями, иначе они подписались бы в своей собственной несостоятельности.
Несмотря на то, что изначально арабами не была по достоинству оценена иранская культура, иранцы уже на арабском языке продолжали обращаться к имамам своего времени и объясняли важность своих обычаев и традиций и, таким образом, укрепляли их в исламской среде. Они сумели убедить общество, что эти традиции не противоречат законам Шариата, а, наоборот, украшают его. Благодаря этому стало возможным принятие летоисчисления по солнечному календарю и празднование Навруза. Много достойных людей того времени приложили усилия для закрепления статуса Навруза.
Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Он обратился к имаму Садыку Да будет мир над ним и получил от него одобрение, после чего этот праздник среди иранцев также как и во времена Сасанидов вновь приобрел религиозную окраску, но теперь уже исламскую. Об этом было изложено в рассказе книги «Бустон-аль-Орифин» Цветник суфиев , которую ходжа Насредин Туси привел в поэтической форме. Навруз в Узбекистане www.
В этот благоприятный день больные начинают чувствовать себя лучше, легкими бывают роды, человек, рожденный в этот день должен быть счастливым». Кроме того, есть поверье, что в исламском мире Навруз распространялся при содействии Салмони Форси, который был одним из приближенных исламского пророка Хазрата Мухаммада Да приветствует Аллах его и род его. Рассказывают, что Салмони Фарси говорил, что первый день месяца Фарвардин назван одним из имен Всевышнего-Хурмузд, и этот день является самым счастливым. Так же рассказывают, что Хазрат Имам Садик наказывал: «в день Навруза хорошенько омойте свое тело и сохраняйте его в чистоте, наденьте свои лучшие одежды, используйте благовония и восхваляйте Всевышнего».
Иранцы сделали все зависящее для сохранения и возрождения своих национальных традиций и обычаев в новых условиях.
Имя и фамилия
- Традиции праздника
- Все, что вы хотели знать про иранский Новый Год
- В Челябинске отпразднуют Персидский Новый год
- Студенты Института агроэкологии отметили Персидский Новый год
Все, что вы хотели знать про иранский Новый Год
Праздник обычно проводится в день весеннего равноденствия и является одним из самых древних в мире. В Москве Навруз отмечается уже 16 лет, и в этом году его проведение во второй раз запланировано в онлайн-формате. Прямая трансляция праздника пройдет 27 марта с 12:00 до 18:00 на официальном сайте Навруза.
И началось это мероприятие не со здравиц и приветствий, а с минуты молчания в память о жертвах теракта в подмосковном Красногорске. На стене зала — большое белое панно с силуэтами улетающих журавлей, на котором участники и гости Навруза-2024 пишут соболезнования, слова поддержки и обещания не забывать. Те, кто еще не умеет писать а такие на празднике тоже присутствуют , рисуют в нижней части полотна что хотят и как умеют: кривобокие солнышки, домики, цветочки, человечков. Они, конечно, не понимают сути акции «Журавли», организованной в память о жертвах теракта в Красногорске, но рисуют примерно то же, о чем сейчас думают и говорят взрослые. В тяжелейшие времена испытаний наш народ всегда объединялся и сплачивался вокруг главной идеи — патриотизма и любви к своему Отечеству… А Навруз за эти годы стал наглядным воплощением многовековой дружбы и согласия народов, живущих как в Петербурге, так и в России в целом.
Со словами чиновника солидарна и общественница, председатель курултая конгресса башкир Санкт-Петербурга и Ленинградской области Гульназ Ибрагимова. Все ряды амфитеатра исторического парка заняты зрителями, замерев, они слушают песню «Журавли», ставшую символом памяти о павших защитниках нашей Родины, их бессмертия. Как мы помним, написал ее на стихи народного поэта Дагестана аварца Расула Гамзатова замечательный русский композитор еврейского происхождения Ян Френкель, родившийся в Киеве. А исполнила ее в Петербурге на сей раз казашка Алия Кикенова, президент петербургской национально-культурной автономии «Ата-Мекен»… За ней на сцену выходит ансамбль доулистов «Ритмы Кавказа». Это искусство считают близким к теме защиты Родины, ведь барабаны доулы — это сигнальная система, которую воины Дагестана использовали в бою. Затем звучат другие песни: на татарском и кумыкском, лезгинском и башкирском, узбекском и казахском… На экране за спинами исполнителей — перевод стихов на русский, что помогает лучше эти песни понять и почувствовать. И вокальные, и танцевальные, и инструментальные номера как на подбор — либо серьезные, патриотические, либо очень лиричные.
Мы же хотим показать, что не пойдем у них на поводу. Но концепция праздника была полностью изменена. Изначально это должен был быть широкий и радостный Навруз — такой, каким его умеют сделать наши тюркские и иранские народы.
Навруз символизирует весну и обновление природы, не случайно символ праздника — пророщенные ростки пшеницы. В этот день принято устраивать большие застолья, угощать близких и друзей национальными блюдами, поздравлять друг друга. Челябинцев к празднованию Навруза пригласил Южно-Уральский университет , где учится немало иностранных студентов. Студенты уже готовят национальные танцы, стихи и песни, — сообщается в пресс-релизе вуза.
Присоединиться к праздничным мероприятиям сможет любой желающий. Организатором выступает Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Проведение праздника из года в год поддерживают национальные общественные организации города, полномочные представительства российских регионов и посольства зарубежных государств, отмечающих Навруз.
Костры, конные заезды, стрельба по луне. Как встречали Новый год на Кавказе
В Таджикистане же — это реальность, и власти страны в последние годы начали многое, чтобы создать из празднования Навруза еще один национальный туристический бренд. Встречают дорогих гостей не хлебом и солью, а сумалаком. Это красиво разложенная на подносе проросшая пшеница. Есть ее не надо — предназначено это «блюдо» исключительно для созерцания.
На праздничном столе должны присутствовать продукты, символизирующие непорочность, свет, изобилие, счастье и плодородие в Новом году. Среди них - прокрашенные яйца. В «обязательную программу» входит семь яств, название которых начинается с таджикской буквы «син»: сипанд семена руты , себ яблоко , сияхдона черные косточки , санджид дикая маслина , сирке уксус , сир чеснок и сабзи проросшее зерно.
И конечно одним из главных атрибутов Навруза была и остается встреча первого луча солнца ранним утром 21 марта. Тут же зажигают костры. Прыгать через них не обязательно, но так заманчиво!
Саману — сладкий пудинг из пшеничных ростков — символ святости и плодородия, представляет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно. Также символизирует зороастрийское божество Шахривар. Сенджед — дикая маслина — символ любви и зороастрийского божества Хордад. Сир — чеснок — символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи. Это также символ Ахура-Мазды, главного зороастрийского божества. Сумах — ягоды этого растения, как считается, цвета солнца , символизируют победу добра над злом, Ахура-Мазды над Ахриманом, а еще служат символом столь любимых иранцами специй.
Он же символизирует божество Бахман, и является одновременно символом дождя и символом восхода солнца. Серке — уксус — символ старости и мудрости, дарует столь необходимое в жизни иранцев терпение, а еще — символ чистоты. Символизирует зороастрийское божество Амордад. Сабзе — за неделю-две до праздника иранские хозяйки приносят в дом семена пшеницы или чечевицы и проращивают их. В Ноуруз зеленые ростки сабзе — символ возрождения зороастрийское божество Ордибехешт — украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы. Есть и менее древние символы, в последнее время вошедшие в обиход.
Монеты Секе — как несложно догадаться, представляют богатство. Гиацинт Сомболь вместо него могут поставить и любой другой цветок, например, тюльпан — символ весны и юности. Принято ставить столько цветов, сколько в семье детей. А наиболее интересная самая современная часть хафт-сина — золотые рыбки, плещущиеся в специальной вазе. Это скорее китайская традиция, и приняли ее иранцы потому, что им приятно ставить на хафт-син сосуд с водой, символом просветления и чистоты. На стол непременно кладут книгу — Коран или томик стихов Хафиза «второй Коран», по выражению персов.
По Хафизу гадают после наступления Нового года, чтобы узнать, что он принесет. Кроме того, на Ноуруз… принято красить яйца. Да-да, как у нас на Пасху. Хозяйке дома полагается съесть столько яиц на Ноуруз, сколько у нее детей. Все съедобные части хафт-сина с удовольствием поедаются в течение двух праздничных недель. Дело хозяйки — вовремя заменять съеденное новыми продуктами, ставить новые свечи взамен догоревших и ухаживать за рыбками.
Также на Ноуруз принято готовить традиционное блюдо из рыбы с рисом махи-поло. Иранские традиции на Ноуруз Эйд дидани и дид-о-баздид В честь Нового года каждый иранец получает отпуск на 10-12 дней.
В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Автор: Корр. Алексей Романов.
Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син.
Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году.
За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны. Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году. Коран и томик Хафиза — две главные книги Ирана. Живые рыбки — по рыбке на каждого члена семьи. Раскрашенные яйца — по одному на каждого ребенка в семье.
Зеркало — символ многообразия мира. Свечи — символ огня и очищения. Апельсин в миске с розовой водой — символизирует Землю. Подарки на Навруз — аиди eydi Какой же новый год без подарков! А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги! Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года.
Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка — папе, маме, дочке и сыну, папа — маме, мама — своим детям, внук — внучке. Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье. Младшая дочка в Иране — главная и всеобщая любимица. Слово «Sizdah» означает «тринадцать», а «bedar» — «избавиться». Это тринадцатый день нового года, означающий переход от веселья к обычной повседневной жизни. Название этого праздника буквально означает «избавление от тринадцати».
Это число, как и во многих культурах, считается неудачным и несчастливым.
Казань встретила персидский Новый год – Навруз
Информационно-инвестиционный портал Невинномысска» Новости» Глава Невинномысска рассказал о традициях «персидского Нового года»». Это главный праздник иранских народов в течение последних 2800 лет, и вот уже несколько лет в семье Арины и Маджида Ахмади празднуют сразу два Новых года, персидский и классический. Персидский Новый год отметят завтра в Казани. Или праздник Науруз. Традиционно он проходит в день весеннего равноденствия. Его широко отмечают на Кавказе.
Костры, конные заезды, стрельба по луне. Как встречали Новый год на Кавказе
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ | Новости | 05:31 am: В Тегеране гуляют персидский Новый год. |
Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син | один из древнейших праздников в истории человечества. |
Иран. Ограничения движения на период празднования Персидского Нового года | Более 300 миллионов человек на планете во вторник отмечают праздник тюркских народов Навруз или «персидский Новый год». |
21 марта отмечается Международный день Навруз
Двадцатого марта, в персидский Новый год (канун весеннего равноденствия), Турция повсеместно отметила Навруз. Формально закреплен день 21 марта, по календарю новый год в Иране начинается всегда 21 марта (1 фарвардина), однако фактически Ноуруз отмечается со дня астрономического весеннего равноденствия, т.е. иногда с 20 марта, как это будет в нынешнем году. Международный день Навруз или "персидский Новый год" – национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. Ежегодно РИА Новости, 21.03.2023. В Афганистане используется персидский календарь, Новый год здесь приходится на день весеннего равноденствия, то есть 21 или 22 марта.
С праздником весны или Персидский новый год добрался до Кармаскалов
Международный день Навруз или "персидский Новый год" – национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. Ежегодно, более 300 миллионов человек во всем мире, в день весеннего равноденствия 21 марта, отмечают данное. Персидский новый год или Новруз (в переводе с языка фарси – «новый день) традиционно отмечается в день весеннего равноденствия, 21 марта, что, кстати, вполне логично – новый год приходит в переломный момент в природе, когда день начинает становиться длинее ночи. 21 марта Международный день Навруз, или персидский Новый год, — национальный праздник тюркских народов.
Войновское сельское поселение
- Когда отмечают Новый год в Иране
- Когда отмечают новый год в Иране?
- Кормили всех, даже мышей
- Какой 21 марта праздник у мусульман
- Выбор цветовой схемы:
- С праздником! С Персидским Новым годом!
Навруз, день надежды
В период празднования Персидского Нового года (Новруз) с 14 марта по 4 апреля 2023 г. (включительно), иранская дорожная полиция ввела ограничение на движение транспортных средств с целью контроля дорожного движения. который по персидскому календарю - 1400 год - празднования во многих местах должны были проходить в условиях ограничений, связанных с коронавирусом. Персидский новый год, день весеннего равноденствия или Навруз встретили в Южноуральском госуниверситете. На персидский Новый год принято готовить особые блюда, которые символизируют процветание и благополучие. День хиджры - наступает в разное время года. Персидский новый год или Новруз (в переводе с языка фарси – «новый день) традиционно отмечается в день весеннего равноденствия, 21 марта, что, кстати, вполне логично – новый год приходит в переломный момент в природе, когда день начинает становиться длинее ночи.