Когда празднуется Пасха в этом году. Когда отмечают Пасху в 2024 году История Пасхи Традиции и символы Пасхи Отличие пасхальных традиций католиков и православных Как празднуют Пасху православные в других странах Приметы на Пасху. главный праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа.
История православной Пасхи
Какого числа Пасха в 2024 году Православная Пасха в 2024 году отмечается 5 мая. Ей предшествует Великий пост, который начнётся 18 марта и продлится семь недель, до 4 мая. Хотя православные традиционно отмечают Пасху на протяжении недели, по церковному календарю праздник продолжается 40 дней. В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! Почему дата празднования Пасхи меняется каждый год Пасха — переходящий праздник, то есть дата каждый год разная.
Церковное богослужение — Пасхальная Литургия Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа — Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие.
Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств. Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные — фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота. Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы.
Разница же между римской и александрийской пасхалиями оставалась неизвестной из-за отдаленности мест. По-видимому, на Соборе ключевым вопросом относительно даты празднования Пасхи было празднование этого события некоторыми «восточными братьями» до весеннего равноденствия, а Александрии и Рима после равноденствия. Именно эти топонимы указывает свт. Афанасий см. В 1880 году Л. Дюшен обращает внимание на то, что перемещение четыренадесятников к 325 году то есть к году Никейского Собора в Сирию, Киликию и Месопотамию, живших во II веке в римской провинции Асии, непостижимо [15]. Он также указывает на то, что «восточных братий» не укоряют за празднование Пасхи не в воскресный день, следовательно, их нельзя непременно считать четыренадесятниками. Далее, после разрушения второго храма и рассеяния иудеев по всему миру, для иудеев стало невозможным пользоваться иудейским календарем. Поэтому иудеи, жившие в Сирии, приняли систему интеркаляции месяцев сирийского лунно-солнечного календаря [16]. Сирийские христиане протопасхиты иногда праздновали Пасху до весеннего равноденствия и в том же месяце, в котором и сирийские иудеи праздновали свою Пасху Сирийская Церковь, как и Александрийская, праздновала Пасху в первое воскресенье после 14 нисана. Ввиду этого, номера эмболимических годов в сирийском и александрийском календарях отличались. Ввиду этого они называются протопасхитами [17]. Таким образом, сирийские христиане протопасхиты иногда праздновали Пасху до весеннего равноденствия и в том же месяце, в котором и сирийские иудеи праздновали свою Пасху, то есть праздновали «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Дюшен и В. Болотов считают, что постановления Никейского Собора направлены именно против протопасхитов, а не против четыренадесятников. Впрочем, на наш взгляд, не исключено, что постановления Собора направлены как против протопасхитов, так и против четыренадесятников. Значение слов «не праздновать пасху вместе с иудеями» Два традиционных толкования Что касается слов «не праздновать Пасху вместе с иудеями», то традиционно эти слова толковали: 1 Либо в том смысле, что христиане не должны праздновать Пасху в один день с иудеями. Например, монах Иоанн Зонара XII век говорил: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать пасху не с иудеями, т. Два из них узаконяет Апостольское правило 7-е и два получили начало из ненаписанного предания. Феодор Вальсамон XII век : «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы пасха Господня совершалась у нас после совершения иудеями законной пасхи… мы празднуем пасху не тогда, когда совершается пасха иудейская, а после нея, т. Необходимо отметить, что два этих традиционных толкования хотя и очень похожи, однако имеют различие. Первое подразумевает, что христианская Пасха может быть и раньше иудейской, и после нее, но не в один день с ней. Второе же толкование подразумевает, что христианская Пасха должна быть только после иудейской. Причем не совсем ясно, включает ли второе толкование сам день иудейской Пасхи. Что касается первого толкования, то в нем однозначно идет речь о наличной иудейской практике празднования Пасхи. Но сложно сказать, что имеет ввиду Патр. Феодор Вальсамон под словами «законная пасха»: наличную иудейскую практику празднования или ветхозаветную. Из слов «после совершения иудеями законной пасхи» можно сделать вывод, что имеется ввиду наличная практика.
Умер Христос после еврейской Пасхи, в пятницу, которую назвали Страстной. Почему мы красим яйца на Пасху. На третий день после погребения Христа, в воскресенье, Мария Магдалина, одна из последовательниц Иисуса, вместе с женами-мироносицами, отправилась в его гробницу, чтобы оставить благовония. Подойдя к пещере, она увидела, что камень отодвинут, а в пещере сидит Ангел Господень в белоснежном одеянии. Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. В этот момент перед ней предстал сам Сын Божий. Обрадованная Мария поспешила рассказать благую весть самому императору Тиберию. Вход к великому римскому понтифику без подарка был запрещен, поэтому Мария взяла с собой символ жизни — яйцо. Услышав о воскрешении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, только тогда, когда яйцо в руках Марии станет красным. В туже секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона, как символ пролитой крови Христа. Впрочем, духовный писатель и епископ РПЦ Дмитрий Ростовский считал, что Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества. По другой версии, Богородица, мать Иисуса, развлекала окрашенными яйцами Христа, когда тот был младенцем.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». Пасхальное Богослужение начинается в Великую Субботу в 23 часа, а в полночь совершается крестный ход, который переходит в пасхальную утреню и Литургию. В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств».
Даты православной Пасхи с 1800 по 2100 год
Запреты в Песах: почему нельзя есть дрожжевой хлеб Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пить пиво и другие спиртные напитки на основе солода и т. Квасное хамец строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую. Кстати Суккот: когда в этом году иудеи отмечают Праздник Кущей Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им приходилось питаться пресной мацой.
В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа. Рецепт мацы Фото: P Deliss, globallookpress. Процесс приготовления этого символа Песаха детально расписан. К примеру, с момента добавления в муку воды и до конца выпечки должно пройти не больше 18 минут — считается, что дальше уже начинается процесс брожения, а это недопустимо. А вот форма значения не имеет — маца может быть и круглой, и квадратной, разница в том, что первая характерна больше для домашних лепешек, а прямые углы получают при производстве в фабричных условиях. Кстати, машинка для изготовления мацы появилась еще в 1838 году, однако поначалу была принята не очень благожелательно.
Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере. В Великую пятницу литургии не бывает, т. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу т. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его. В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. И в молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит, и каждого из нас! Великая суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, Иосифом и Никодимом. Получение благодатного огня с древних времён до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории. Для верующих день Великой субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи. Обычно освящение совершается так: верующие ставят свои приношения уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзинку на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу. Священник читает особую молитву и окропляет приношения святой водой. В полночь при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» совершается крестный ход вокруг храма. Затем при затворённых дверях начинается пасхальная утреня, и наконец духовенство и молящиеся заходят в храм. Радостные возгласы: «Христос воскресе! Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес — солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет ещё семь дней. Вот как о Пасхе сказал преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни. Что же, — спросит кто-нибудь, — не нужно радоваться Пасхе? Что это за Пасха? Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».
Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться. Есть примета, что если женишься на "Красную горку", брак будет счастливым и долгим. Снятое с креста тело обвили плащаницей и положили в пещере. Прежде Христос говорил о своем воскресении на третий день после окончания земной жизни, поэтому иудейские первосвященники попросили поставить на входе стражу — чтобы ученики не могли тайно вынести тело учителя.
Великая суббота — день тишины и молитвы, когда Церковь размышляет о Христе, лежащем в гробе. Празднование католической Пасхи начинается с пасхальной вигилии в субботу вечером, которая считается самым важным и торжественным литургическим событием в католическом календаре. Во время вигилии зажигают пасхальный огонь, символизирующий свет Христа, победившего тьму смерти. От этого огня зажигают пасхальную свечу, которая будет гореть в течение всего пасхального сезона, напоминая о свете Христа. Во время вигилии также происходит обряд крещения, подтверждения и первого причастия для новых членов Церкви. Этот день наполнен радостью и торжеством, в воскресных проповедях звучат послания надежды и возрождения. Традиционно, католический пасхальный сезон продолжается 50 дней до Пятидесятницы, когда отмечается день излияния Святого Духа на апостолов. В течение всего этого времени, пасхальная радость и торжество присутствуют в каждом богослужении, напоминая верующим о великом даре спасения и обещании вечной жизни. Яйцо символизирует новую жизнь, возрождение и надежду. В праздничных обычаях часто используются крашеные и украшенные яйца, которые передаются в знак взаимной любви и радости. В историческом контексте яйцо также ассоциируется с моментом воскрешения Христа из мертвых. Еще один символ католической Пасхи — это крест. Крест — это знак жертвы, искупления и победы над смертью.
Пасха глазами религиоведа: подлинная история праздника
Но на этом история пасхальных дат не закончилась ― продолжились дискуссии о разнице между александрийской и римской пасхалиями и о совпадении христианской Пасхи с иудейской датой Пасхи. Пасха, которую отмечают вовсе не один день, а 40 дней, символизирует переход от смерти к вечной жизни со Христом. Пасхальное Богослужение начинается в Великую Субботу в 23 часа, а в полночь совершается крестный ход, который переходит в пасхальную утреню и Литургию. Когда празднуется Пасха в этом году. В 2024 году Пасха приходится на 5 мая. Праздник Пасхи Христовой отмечают как минимум 2,5 млрд человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая его главным событием истории человечества.
Как появилась Пасха
В 2024 году Пасха приходится на 5 мая. пасхальные яйца и куличи, как отмечают Пасху в других странах, какие пасхальные мероприятия ждут россиян в 2022 г. Православная Пасха в этом году наступит на 5 недель позже католической, которую отметят 31 марта. Главная» Новости» 16 апреля пасха.
Пасха в 2022 году: история и традиции главного православного праздника
По одной из версий, первое пасхальное яйцо принесла императору Тиберию Мария Магдалина для того, чтобы возвестить о воскресении Пасху готовится сладкая творожная пасха. Светлый праздник воскресения Христа — Пасха — пришел из Византии вместе с крещением Руси в конце 9 века. главный праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Праздник Пасхи Христовой отмечают как минимум 2,5 млрд человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая его главным событием истории человечества. Что происходит в пасхальную ночь и как проходит празднование Пасхи. Пасхальное Богослужение начинается в Великую Субботу в 23 часа, а в полночь совершается крестный ход, который переходит в пасхальную утреню и Литургию.
Как празднуют Пасху в России (история и традиции)
Господь избрал Моисея для того, чтобы он избавил людей от рабства, но, как ни уговаривал правителя пророк дать им свободу, тот не соглашался. Даже девять страшных казней, которые предсказал Моисей, не убедили фараона. Десятым наказанием стала смерть первенцев: не только людей, но и животных. До появления ангела-губителя Моисей предупредил, что каждая еврейская семья должна заколоть по непорочному агнцу барану не старше одного года , его кровью пометить свои дома, а самого ягненка запечь с горькими травами и съесть с пресным хлебом. С тех пор появился ветхозаветный праздник Песах: в переводе это слово означает «перейти» или «пройти мимо». Есть у этого слова и другой смысл: после десятой казни фараон согласился отпустить израильтян. Люди покинули свои дома и дошли до моря, которое расступилось, давая им пройти.
А вот колесницы правителя Египта, который нарушил свое слово и бросился в погоню, вода поглотила. Так что Песах — это празднование не только спасения первенцев, но и освобождения еврейского народа. Для христиан Пасха неразрывно связана с фигурой Иисуса — это праздник в честь его воскресения, которое стало центром и основой всего христианского учения. Этот день связан с ветхозаветной датой: Христос возродился, когда иудеи праздновали Песах. Можно сказать, что некогда заколотый в Египте агнец символизировал Сына Божьего, который тоже безвинно умер на кресте за грехи людей. Поскольку жизнь человека вся наполнена скорбями, болезнями, несчастьями.
И в общем-то любой нормальный человек, не только верующий, неудовлетворен земной жизнью. Одни разрешают этот конфликт тем, что стараются получить побольше земных благ, и в этом есть смысл их жизни — в стяжании богатства, славы, наслаждений.
В Римской же церкви была произведена первая пасхальная «реформа»: праздник Пасхи решили совершать в первый воскресный день после 14 нисана. Такое изменение также имело богословскую основу: согласно Евангелиям, Христос воскрес «в первый день после субботы», т. Однако вскоре, в 195 г. Резкая позиция римского епископа вызвала протест даже в среде тех, кто праздновал Пасху по римскому обычаю. Так, св.
Ириней Лионский написал послание епископу Виктору, в котором рекомендовал ему пребывать в мире с совершающими Пасху 14 нисана. Разница в праздновании Пасхи, по мнению святителя, существовала всегда, малоазийцы сохраняют очень древнюю традицию и прерывать евхаристическое общение по обрядовому вопросу нельзя. Реформа иудейского календаря, повлиявшая на разницу дат восточной и западной Пасхи Все стороны конфликта — как малоазийцы, так и Рим, были согласны в том, что необходимо следовать в вопросе вычисления дня Пасхи иудейскому исчислению. Однако во II—IV вв. Во время существования второго храма день новолуния иудеи определяли эмпирически, путем наблюдения специально назначенных для этого людей, и затем Синедрион торжественно провозглашал «освящение» этого дня. После разрушения храма Римом и рассеяния иудеев ситуация изменилась. Как показывают дошедшие до нас документы, иудеи рассеяния перестали праздновать пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями тех местностей, в которых они жили.
Раввины, осознав необходимость сохранения единства народа, решили ввести в обиход новый, обязательный для всех иудеев лунно-солнечный календарь. Обсуждение нового календаря продолжалось со II по IV век и закончилось в 344 году н. Христиане Сирии, Месопотамии последовали за еврейским календарем. Но если опираться на него, то Пасха могла выпасть дважды в год, а на следующем году — ни разу. Такая ситуация получалась, если Пасха выпадала раньше дня весеннего равноденствия. Христиане не могли допустить такого положения вещей, и две основные христианские кафедры — Рим и Александрия начали независимо друг от друга составлять собственные пасхальные таблицы. Никейский собор не устанавливал, а предложил единую дату Пасхи Никейский собор 325 г.
Обе пасхалии были основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Разница заключалась в дате весеннего равноденствия 18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно , цикле, который лежал в основании пасхалии 8- и 19-летний цикл и пасхальных границах, т. Поэтому Пасха могла совершаться на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке — в течение 35 дней с 22 марта по 25 апреля. Никейский собор не призывал к повсеместному использованию александрийской пасхалии, как иногда ошибочно считается, но выступал против «протопасхитов» — тех, кто, согласно иудейскому календарю, иногда праздновал Пасху до дня весеннего равноденствия. Значение такого решения в том, что Церковь соборно признала возможность параллельного сосуществования двух пасхальных циклов при согласовании спорных дат, пусть и на небольшой промежуток времени. Церковное единство таким образом было поставлено выше приверженности пасхалическим правилам одной из кафедр. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать.
Великий индиктион В 342 году на Сердикском соборе св. Афанасий Александрийский совместно с римлянами попытался составить «компромиссную» пасхалию на 50 лет, и ему удалось. Сторонники обеих пасхалий не пытались доказать, чей цикл правильнее, а стремились к единству, уступая друг другу. В 525 году аббат Дионисий Малый предложил утвердить в Риме александрийскую пасхалию. Таблицы александрийской пасхалии были переложены на период 532 лет и стали называться Великим индиктионом индикт — годовой богослужебный круг — великим пасхальным кругом, по которому празднование Пасхи и переходящих праздников повторяется через 532 года. Эта пасхалия была во всеобщем употреблении христиан в течение 500 лет, до григорианской реформы 1582 года. Говоря об этой реформе календаря, необходимо отметить, что она была именно реформой пасхалии, изменение же календаря стало следствием.
В юлианском календаре дата весеннего равноденствия, решающая в исчислении пасхалии, потихоньку смещалась на более ранний срок и отходила от реальной астрономической даты. Это было замечено и западными, и византийскими астрономами, однако с разными последствиями.
Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников. Великий четверг или Чистый четверг связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий». В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Что такое схождение Благодатного огня?
Во время нее происходит чудо сошествия Благодатного огня, который символизирует воскрешение Иисуса. Считается, что храм, в котором проводится церемония, построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос. В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним Кувуклии , затем три раза обходят гробницу. На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь. За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться.
Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию. При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны.
Отметим, что на майские в 2023 году россияне получат время для семьи и досуга в не совсем привычные даты. С 2 по 5 мая вторник — пятница — рабочие дни.
С 6 мая суббота по 9 мая вторник — выходные.
Праздник Пасхи в России
Первый Вселенский собор [ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших.
Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты.
Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся. Собор вынес постановление, текст которого не сохранился. Профессор Болотов В.
Однако священник Лебедев Д. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось.
Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь , позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.
В 520-е годы эта пасхалия была принята Римской церковью [29]. Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава. Поместный Антиохийский собор 341 года в своём первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана [30].
Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья.
Это сделали для того, чтобы ученики Спасителя не смогли забрать тело. Кроме того, нужно простить своим близким все обиды и попросить у них прощения. Верующие уже в этот день начинают облачаться в светлые праздничные одежды. В субботу в храмах освящают куличи, пасхи и крашеные яйца. Ближе к ночи следует посетить праздничную службу в церкви, после которой начинается крестный ход. Пасха В полночь наступает светлый праздник Пасхи — день, когда воскрес Иисус Христос. В воскресенье все верующие при встрече друг с другом произносят «Христос Воскрес» — «Воистину Воскрес» христосование и троекратно целуются. Утром в воскресенье принято разговляться.
На столы выставляются куличи, яйца и пасха. На Пасху не следует посещать кладбища. Светлый праздник призывает к радости и символизирует победу над смертью.
Они были почти уверены, что Иисус и есть Тот Самый обещанный Богом Израилю Мессия-Избавитель, но сейчас для них, казалось, уже все было потеряно, ведь мертвые не воскресают... Немного позднее апостол Павел скажет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1 Кор 15:14. И, по сути, вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в то весеннее утро, а день Воскресения Иисуса Христа сразу же стал главным праздником христиан. Хотя началось все значительно раньше... Исход и его празднование Само слово «Пасха» евр. Дело в том, что несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом.
В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков. Вождь израильского народа — пророк Моисей — по повелению Божьему пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые «10 египетских казней», когда весь Египет за исключением того места, где жили евреи поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т. Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца однолетнего ягненка или козленка мужского пола , запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяк двери своего жилища. Это был знак для ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца.
Христос в образе агнца. Сьяновские каменоломни. Источник фото viaestvita. С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев. Однако празднование проходило не один день, а семь. Эти дни каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. На время праздника из домов выносились все квасные продукты, и хлеб в пищу употреблялся только пресный маца , в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был таким поспешным, что они не успели заквасить хлеб и взяли с собой только пресные лепешки. Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. По словам иудейского историка Иосифа Флавия , на Пасху 70 года по Р.
И немногие знают, в каких драматических событиях складывался этот календарь, сколько труднейших исчислений нужно было провести и это событие не окончено , чтобы создать пасхалию — специальный календарь для определения дней Пасхи. Откуда взялось время? В Библии читаем: на четвертый день творения Господь сотворил Солнце, Луну и звезды.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, и освещают землю, и разделяют день с ночью…» Время — хотя и не в сегодняшнем еще его понимании — появилось. Однако власти своей над человеком, пока тот был в раю, не имело — человек сотворен для жизни вечной был не необходимо смертным, не необходимо бессмертным, по уточнению святого Макария Великого. И только согрешив, обнаружил, что для всякой вещи под солнцем есть свое начало и конец, как и для него самого.
Возникает идея распределить события по шкале времени — так появляются календари, самые первые у шумеров, в Китае, Египте, Индии, за тысячелетия до нашей эры. В настоящее время, по оценкам ЮНЕСКО ,на нашей планете действует около 40 календарей — как гражданских, так и религиозных. Египетский календарь Календарь — система отсчета времени, основанная на периодичности движения Солнца и Луны.
Основными календарными единицами являются год, месяц, неделя, день. Самым древним из известных календарей был египетский, он известен примерно с IV тысячелетия до н. Египетский календарь был основан на движениях Солнца.
Солнечный год — промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, называется тропическим годом; согласно египетскому календарю, он равен промежутку времени между прохождением Солнца через точку весеннего равноденствия — 21 марта. Почему 21 марта? В Египте к этому дню созревал первый хлеб, а евреи, по заповеди Божией, должны были принести Богу первый сноп от своей жатвы, а также ягнят, готовых к тому времени для жертвоприношения.
Так праздновалась еврейская пасха, прообраз христианской. Позднее Церковь установила фиксированную дату равноденствия для исчисления пасхалии — 21 марта. Египетский календарь был простым, в нем всегда было 365 дней.
Но в такой системе определенная фиксированная дата например, день весеннего равноденствия постепенно сдвигалась и блуждала по календарю, переходя с весны на лето, осень, зиму. Юлианский календарь Два основных принципа хорошего календаря: точность и простота. Однако совместить оба качества оказалось настолько сложно, что календари в своей истории претерпевали постоянные реформы.
Юлианский календарь был назван в честь его инициатора, Юлия Цезаря, а автором стал греческий астроном Созигена. Этому способствовало введение системы високосных годов. По латыни bis sextus — значит «второй шестой», т.
Шестым днем называлось 24 февраля, его и удваивали римляне, ничуть не смущаясь. Юлианский календарь использовался повсеместно, западными и восточными христианами, до введения в 1582 году, уже спустя полтысячелетия разделения христианской церкви на православную и католическую, григорианского календаря. Пасха времен Христа, первых апостолов и самых первых христиан Христос во время Своей земной жизни отмечал иудейские праздники; вместе с Ним и апостолы, в том числе после Вознесения Христова.
Самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т. Этой традиции продолжали несколько веков следовать в римской провинции Асии. Такая практика имела глубокое богословское обоснование, т.
Даже пост ожидавших Пасху христиан имел характер «поста за заблудших братьев из народа» т. Первая пасхальная реформа Но уже во II веке нашей эры в Церкви впервые разница в праздновании Пасхи стала предметом обсуждения. При посещении св.
Поликарпом Смирнским римского епископа Аникета около 155 г. Тем не менее церковное общение не было прервано — оба епископа совершили Евхаристию в подтверждение своего единства во Христе, засвидетельствовав тем самым, что вопрос пасхальной даты не является догматическим и не может служить причиной церковного разделения.