Выявляя нарушения почерка у взрослых, ученые могут предупреждать атеросклероз сосудов головного мозга и деменцию на ранней стадии, когда существующие способы диагностики не замечают болезнь. почерк — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты.
Говорящий почерк. Графолог Анна Шадрова о профессии, стереотипах и секретах наших подписей
Если буквы наклонены влево, то вы шизоид, если вправо — тоже шизоид, но с наклоном букв вправо. Так ли работает графология — нет, не так. Рассказываем почти. «Почерк выдаёт тип личности, интеллекта, восприятие действительности, мотивацию человека, его энергию, темперамент, даже манеру говорить, вредные привычки, отношения в семье», — отмечает эксперт-графолог, кандидат психологических наук Лариса Дрыгваль. Главная» Новости» Почерковедческая экспертиза: понятие, история и области применения.
Графология – ключ к характеру
«Заключения о почерке» — работа о графологии и определении в почерке интеллекта человека, Альфреда Бине — ученого с мировым именем, основоположника теста интеллекта IQ. Почерк Петра плохо разборчив, и именно это стало причиной того обстоятельства, что фундаментальное издание наследия Петра I «Письма и бумаги Петра Великого» в течение более чем 150 лет так мало продвинулось. Вы здесь: Главная» Все новости» Наука» Болезни головного мозга можно диагностировать по почерку.
Что о человеке говорит почерк? Проверяем графолога на точность
Однако раньше это было совсем не так. Поэтому первыми экспертами стали каллиграфы — писари и учителя чистописания, поэтому почерковедческая экспертиза называлась каллиграфической. Также в качестве экспертов в суд приглашались типографы, литографы, граверы, секретари присутственных мест, канцелярские чиновники и т. Считалось, что благодаря постоянному общению с письменными документами указанные профессии приобретали некоторые навыки в распознавании почерков, но сводилась такая экспертиза, как правило, исключительно к определению сходства или несходства сравниваемых рукописей.
В XIX веке наука о почерках еще зарождалась и не получила официального признания, поэтому и лица, которых суд приглашал в качестве экспертов, не могли ссылаться на положения, выработанные и установленные наукой или опираться на мнения авторитетных ученых. Указанное обстоятельство нередко приводило к экспертным ошибкам. В качестве примера можно привести случай, описанный в пособии «Судебная экспертиза документовъ, производство ея и пользованiе ею» Буринским Е.
Выпускники специальных факультетов получают семь допусков на выполнение семи видов экспертиз. Один из этих видов — исследование почерка. Почерковедческую экспертизу может проводить и выпускник гражданского вуза. При условии повышения квалификации при университетах МВД.
Точность проведения экспертизы почерка зависит от объёма исследуемого текста то есть количества буквенных и цифровых письменных знаков и идентификационной значимости рукописи то есть проявление свойств индивидуального и динамически устойчивого навыка письма. Эксперт-почерковед работает со сравнительными материалами. Это образцы почерка или подписи предполагаемого исполнителя, которые содержатся в различных документах. Эти документы и представляют на экспертизу.
В почерковедении есть три вида сравнительных образцов: условно-свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ПОСЛЕ возникновения дела, но НЕ ДЛЯ экспертизы; свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ДО возникновения дела и назначения экспертизы почерка; экспериментальные, которые предполагаемый исполнитель выполняет специально для экспертизы. Самые информативные из них — это свободные образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы были пригодные или удовлетворительные. Это значит, что они должны быть в достаточном количестве и в хорошем качестве.
Главное требование к свободным образцам: они бесспорно должны принадлежать лицу, образцами почерка и подписи которого они должны служить. При наличии пригодных образцов для сравнения, почерковед может провести качественное исследование и сделать категоричные выводы. Если образцы непригодные или ограниченно пригодные, то почерковед запрашивает дополнительно образцы. Но если, например, пригодных образцов нет скажем, в случае, если человек умер и не сохранилось образцов его почерка , то выводы могут быть только вероятностные.
Изменился ли почерк с приходом глобальной цифровизации? Не исчезнет ли рукописный текст, в общем, и подпись, в частности? За последние 100 лет конфигурация и состав подписи значительно изменились. На это повлияли новые пишущие приборы, изменение норм прописей и методики обучения письму.
Что не изменилось? То, что подпись — это по-прежнему базовый реквизит документа. Она придаёт ему юридическую силу. Собственно, вот основная причина, по которой подпись часто подделывают.
Несмотря на цифровизацию, бумажных документов еще достаточно. И востребованность проверки на подлинность не снижается. Вряд ли рукописный текст исчезнет совсем, а значит, работа почерковеда будет еще долго нужна. Выводы Заказать почерковедческую экспертизу можно на досудебной стадии.
После обработки текста приложение позволяет распознать лекарства, упомянутые в рецепте. Компания не сообщила, когда планирует сделать функцию общедоступной. Стоит отметить, что т. Помимо Google, разработки в сфере нейронных сетей и искусственного интеллекта ведут многие другие компании, осознающие тот факт, что без поиска новых перспективных направлений преуспеть и занять лидирующие позиции на современном IT-рынке не то чтобы проблематично, а попросту невозможно.
Все работает на основе искусственного интеллекта. Пока функция работает только на языке хинди Индия. Исполнительный директор Google в Индии подробно рассказывает о новых функциях ИИ компании. Фото: techcrunch Напомним, Google Lens — встроенная утилита в поисковике.
Наука о почерке
Эксперты НИИ экспертиз рассказали, что представляет собой почерковедческая экспертиза, как почерковед проводит исследование почерка, чем отличается графологическая экспертиза от почерковедческой и как заказать экспертизу. Попытки найти взаимосвязь между характером человека и его почерком предпринимались еще в античности. Подделать почерк, конечно, можно, но грамотный эксперт почти всегда установит подделку. Наука о почерке и отражении в нем свойств характера пишущего зародилась почти одновременно с созданием письменности.
День почерка: о чем могут рассказать буквы
Команде специалистов Университета искусственного интеллекта имени Мухаммеда бен Заида в ОАЭ, как сообщает Bloomberg, уже удалось создать профильную нейросеть и опробовать её в деле. Эту разработку авторам даже удалось запатентовать в юрисдикции США. Пока данной разработкой не могут воспользоваться обычные пользователи. Прежде чем этот инструмент начнёт распространяться, по мнению разработчиков, необходимо создать защитные механизмы.
Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень» — о преобладании отрицательных. Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии среднюю зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы. В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замедленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».
В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор психологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходством почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка. Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще, — важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов.
Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных. В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графологического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку». В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного».
Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобрела инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, а также много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройствами. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей день считается классической работой в области графологического анализа. Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направлении стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психографология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет 1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом столетии был Д.
Люди должны понимать, что почерк каждого человека является по-настоящему неповторимым. К этой дате центральная библиотека провела познавательный час-практикум «Почерк — зеркало души». Библиотекарь познакомила ребят с малоизвестной для них наукой графологией и семью ключевыми характеристиками почерка, использовать которые можно для создания портрета человека, так как в почерке отражается характер личности. Обратили внимание и на значения тех или иных форм подписи. В качестве примеров были представлены подписи русских классиков и известных личностей, демонстрирующие те или иные черты характера своих обладателей.
В почерковедении есть три вида сравнительных образцов: условно-свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ПОСЛЕ возникновения дела, но НЕ ДЛЯ экспертизы; свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ДО возникновения дела и назначения экспертизы почерка; экспериментальные, которые предполагаемый исполнитель выполняет специально для экспертизы. Самые информативные из них — это свободные образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы были пригодные или удовлетворительные. Это значит, что они должны быть в достаточном количестве и в хорошем качестве. Главное требование к свободным образцам: они бесспорно должны принадлежать лицу, образцами почерка и подписи которого они должны служить. При наличии пригодных образцов для сравнения, почерковед может провести качественное исследование и сделать категоричные выводы. Если образцы непригодные или ограниченно пригодные, то почерковед запрашивает дополнительно образцы. Но если, например, пригодных образцов нет скажем, в случае, если человек умер и не сохранилось образцов его почерка , то выводы могут быть только вероятностные. Изменился ли почерк с приходом глобальной цифровизации? Не исчезнет ли рукописный текст, в общем, и подпись, в частности? За последние 100 лет конфигурация и состав подписи значительно изменились. На это повлияли новые пишущие приборы, изменение норм прописей и методики обучения письму. Что не изменилось? То, что подпись — это по-прежнему базовый реквизит документа. Она придаёт ему юридическую силу. Собственно, вот основная причина, по которой подпись часто подделывают. Несмотря на цифровизацию, бумажных документов еще достаточно. И востребованность проверки на подлинность не снижается. Вряд ли рукописный текст исчезнет совсем, а значит, работа почерковеда будет еще долго нужна. Выводы Заказать почерковедческую экспертизу можно на досудебной стадии. Однако чаще всего специальные познания почерковеда востребованы в суде. Выводы почерковедческой экспертизы являются одними из важнейших доказательствам по делам о признании договора сделка незаключенным. Чтобы почерковедческая экспертиза прошла быстрее и эффективнее, а выводы были категоричными, рекомендуем предоставить на анализ эксперту большой объем текста. Достаточным для экспертизы почерка считают 10-15 документов в качестве свободных условно-свободных образцов и 2-3 листа экспериментальных образцов. Исследование почерка можно проводить по копии, однако эксперты рекомендуют предоставить оригиналы спорных документов. Так, нежелательно представлять копии подлинника, так как по ним невозможно установить условия выполнения рукописи. Статья подготовлена экспертом-почерковедом НИИ экспертиз. Заказать почерковедческую экспертизу можно по телефону 8 800 550-92-65.
Учителя винят современные технологии в редкости красивого почерка у школьников
Пока Google не рассказала когда именно выпустит функцию на рынок. Также, вероятнее всего, система распознавания почерка врачей дебютирует в Индии. Во время конференции представители компании рассказали, что больше всего пользователей Google Lens сосредоточенно именно в Индии, и компания старается реализовывать полезные функции, которые найдут применение в регионе.
Только тогда мы будем иметь право говорить о научности этого знания. Если мы говорим об анализе почерка для каких-либо целей, сами методы и исследования, подтверждающие сделанные выводы, должны быть опубликованы в журналах. Научных рецензируемых журналах, признанных в мире. Журнал «Научная графология», несмотря на свое громкое название, увы, не считается. Любой желающий может самостоятельно проверить на сайтах таких журналов, как Nature, Science, PNAS и других, какие исследования, связанные с почерком, были опубликованы там за последнее время. А читая данные о некоем исследовании на сайте графолога, не полениться проверить по именам ученых и названию университета, где они работают, имело ли действительно место такое исследование, каковы были его результаты и где они опубликованы.
О чем говорит почерк: научные данные Следует сказать о том, что анализ почерка кроме криминалистов используют также медики. Например, по изменившемуся характеру почерка они судят об изменениях в тех зонах головного мозга, которые отвечают за этот навык. Либо же о проблемах с подвижностью суставов руки. Подобные взаимосвязи понятны и логичны даже на уровне элементарного здравого смысла. В отличие, например, от связи размера букв и оптимизма или склонности к работе с людьми.
Полезные советы , как писать быстро и при этом красиво.
Подпись: а Простая, без чего-то лишнего — смелость, уверенность в себе; б с подчеркиванием — предприимчивость; г с обведением — трусливость или замкнутость, не обязательно это плохо, возможно автор подписи интроверт. При изучении данной темы захотелось написать дополнительный 11-й факт о подписи. С вами был канал «Логия», подписывайтесь! Ставьте лайк! Впереди много интересного...
Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Мурат, 11 лет В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть.
Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить. Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом. Можно предположить, что воспитывают его в строгости. От чего это зависит?
Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные — почерки, соответственно, тоже. Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку. Легче рассказать, что по почерку не определяется.
Учителя винят современные технологии в редкости красивого почерка у школьников
Самые информативные из них — это свободные образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы были пригодные или удовлетворительные. Это значит, что они должны быть в достаточном количестве и в хорошем качестве. Главное требование к свободным образцам: они бесспорно должны принадлежать лицу, образцами почерка и подписи которого они должны служить. При наличии пригодных образцов для сравнения, почерковед может провести качественное исследование и сделать категоричные выводы. Если образцы непригодные или ограниченно пригодные, то почерковед запрашивает дополнительно образцы.
Но если, например, пригодных образцов нет скажем, в случае, если человек умер и не сохранилось образцов его почерка , то выводы могут быть только вероятностные. Изменился ли почерк с приходом глобальной цифровизации? Не исчезнет ли рукописный текст, в общем, и подпись, в частности? За последние 100 лет конфигурация и состав подписи значительно изменились. На это повлияли новые пишущие приборы, изменение норм прописей и методики обучения письму.
Что не изменилось? То, что подпись — это по-прежнему базовый реквизит документа. Она придаёт ему юридическую силу. Собственно, вот основная причина, по которой подпись часто подделывают. Несмотря на цифровизацию, бумажных документов еще достаточно.
И востребованность проверки на подлинность не снижается. Вряд ли рукописный текст исчезнет совсем, а значит, работа почерковеда будет еще долго нужна. Выводы Заказать почерковедческую экспертизу можно на досудебной стадии. Однако чаще всего специальные познания почерковеда востребованы в суде. Выводы почерковедческой экспертизы являются одними из важнейших доказательствам по делам о признании договора сделка незаключенным.
Чтобы почерковедческая экспертиза прошла быстрее и эффективнее, а выводы были категоричными, рекомендуем предоставить на анализ эксперту большой объем текста. Достаточным для экспертизы почерка считают 10-15 документов в качестве свободных условно-свободных образцов и 2-3 листа экспериментальных образцов. Исследование почерка можно проводить по копии, однако эксперты рекомендуют предоставить оригиналы спорных документов. Так, нежелательно представлять копии подлинника, так как по ним невозможно установить условия выполнения рукописи. Статья подготовлена экспертом-почерковедом НИИ экспертиз.
Заказать почерковедческую экспертизу можно по телефону 8 800 550-92-65.
Эксперты НИИ экспертиз часто поясняют клиентам, что графология — это не наука.
Она занимается предсказанием черт личности, характера и наклонностей человека по его почерку. Тем временем, почерковедение — это наука, и ее задача совсем другая. Какими инструментами пользуется эксперт-почерковед?
Основные инструменты почерковеда — это его глаза и увеличительное оборудование лупа и микроскоп. Иногда для экспертизы почерка может понадобиться фотооборудование и сканер для перевода рукописного текста в цифру. Где учат на почерковедов?
Как и других экспертов-криминалистов, почерковедов готовят в университетах МВД. Выпускники специальных факультетов получают семь допусков на выполнение семи видов экспертиз. Один из этих видов — исследование почерка.
Почерковедческую экспертизу может проводить и выпускник гражданского вуза. При условии повышения квалификации при университетах МВД. Точность проведения экспертизы почерка зависит от объёма исследуемого текста то есть количества буквенных и цифровых письменных знаков и идентификационной значимости рукописи то есть проявление свойств индивидуального и динамически устойчивого навыка письма.
Эксперт-почерковед работает со сравнительными материалами. Это образцы почерка или подписи предполагаемого исполнителя, которые содержатся в различных документах. Эти документы и представляют на экспертизу.
В почерковедении есть три вида сравнительных образцов: условно-свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ПОСЛЕ возникновения дела, но НЕ ДЛЯ экспертизы; свободные, которые предполагаемый исполнитель выполнил ДО возникновения дела и назначения экспертизы почерка; экспериментальные, которые предполагаемый исполнитель выполняет специально для экспертизы. Самые информативные из них — это свободные образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы были пригодные или удовлетворительные.
Это значит, что они должны быть в достаточном количестве и в хорошем качестве. Главное требование к свободным образцам: они бесспорно должны принадлежать лицу, образцами почерка и подписи которого они должны служить. При наличии пригодных образцов для сравнения, почерковед может провести качественное исследование и сделать категоричные выводы.
Если образцы непригодные или ограниченно пригодные, то почерковед запрашивает дополнительно образцы. Но если, например, пригодных образцов нет скажем, в случае, если человек умер и не сохранилось образцов его почерка , то выводы могут быть только вероятностные. Изменился ли почерк с приходом глобальной цифровизации?
Не исчезнет ли рукописный текст, в общем, и подпись, в частности? За последние 100 лет конфигурация и состав подписи значительно изменились. На это повлияли новые пишущие приборы, изменение норм прописей и методики обучения письму.
На ежегодной технологической конференции в Индии Google сообщила, что разрабатывает систему распознавания почерка врачей. Представители компании рассказали, что врачи по всему миру в спешке выписывают рецепты и заключения. Из-за этого бывает сложно разобрать написанное.
В будущем с этой задачей поможет справиться камера Google Lens.
Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, среди графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются очень важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров.
Допускается говорить следующее: — почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное все, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее чувство легкости, непринужденности, плавности письма, недостаток микрографии. Отмечается подобие почерков пикников между собою; — почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств: разобщенность слова на сколько-нибудь частей, на буквы или части букв, между собою не соединенные; ежели буквы соединены, то замысловато, прерывисто; отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены; иной раз буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя скрупулезность и прилежность в выведении отдельных букв; известная «детскость», дефективность, нерешительность почерка; микрография; закостенелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма; необычный крен букв; — почерк атлетика, в отличие от почерков астеников и пикников, сильнее вариативен и в значительной степени связан с той ролью, которую атлетоид выбирает для себя в том или ином случае. Метаморфоза атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
История почерковедческой экспертизы
- Читайте также
- Популярное
- Когда исследователей заинтересовал почерк и как появилась почерковедческая экспертиза?
- Проведём черту: что почерк может рассказать о вашем характере?
- Один человек — два почерка. Что скажет о нем графолог?
Почерковедческая экспертиза: 5 любопытных фактов из истории отечественной криминалистики
Образцы различных математических циклоид. И вот о настоящем скорописном письме можно сказать буквально то же, что и о модулированных колебаниях несущей частоты в радиопередачах. В нашем случае такой «несущей частотой» является циклоидное движение кисти и пальцев, а ведущая мозговая система пишущего модулирует этот колебательный фон, наделяя его смыслом и преобразуя циклоидные петли в осмысленный код букв и слов. Росчерк с характерными петлями циклоид подпись Александра I. До этой самой низовой и глубоко сидящей в недрах мозга подсистемы, управляющей плавно-колебательным фоном движений, ведущему мозговому уровню удается добраться только в самую последнюю очередь. И лишь когда она бывает вовлечена в работу писания, сложная многоэтажная пирамида управления завершена и закреплена настолько, что в дальнейшем почерк уже сохраняется пожизненно. Об этой-то важной характеристике письма — почерке — тоже следует сказать несколько слов.
Скажу сразу, что если в неврологическом строении письма для нас ясно уже очень многое, как я и стремился показать на предыдущих страницах, то проблема того, что такое почерк и каковы его механизмы, все еще остается полной вопросительных знаков. А между тем в этой проблеме, может быть, и заключается как раз самое интересное. Наш взор уже давно сумел подметить во многих видах человеческих движений какие-то стойкие индивидуальные особенности, составляющие свойственный этим движениям характер или манеру. В языке подыскалась даже подходящая приставка «по», которая используется в ряде случаев для обозначения этой манеры: по-ходка, по-бежка, по-черк, по-вадка и т. О каких главных характерных свойствах этих «по» мы можем сейчас с уверенностью сказать? Во-первых, хотя ни одно навыковое движение не бывает точно тождественным с предыдущими или последующими, как бы прочно ни был выработан навык, тем не менее общий облик или физиономия этих движений остаются настолько устойчивыми, что мы опознаем их с первого взгляда.
В сберкассе вам без колебаний выдают деньги по вашей подписи, хотя она наверняка не тождественна выражаясь математически, не конгруэнтна ни с имеющимся в кассе образчиком, ни с любым из своих повторений. То же самое справедливо для тембра голоса, акцента произношения, походки, по которым мы нередко способны узнать человека и через много лет. Во-вторых, удивительно, хотя пока еще мало понятно, другое свойство почерка мы опять сосредоточимся на нем : он остается неизменным и характерным, пишем ли мы мелко или крупно, перед собой или сбоку, пером по бумаге или мелом на классной доске и т. Образ и облик букв как бы находят себе дорогу из командного поста мозга через любые исполнительные органы нашего тела. Более того: характерные и, так сказать, существенные черты почерка сохраняются и тогда, когда мы пробуем писать запястьем, локтем, ртом, носком ноги и т. Только глубинный механизм плавных циклоидальных колебаний не способен к такому переключению, и поэтому письмо всеми этими непривычными органами утрачивает характер скорописи.
Может быть, еще удивительнее, что инвалиды с протезами обеих рук, которым, конечно, приходится особенно усердно культивировать в себе эту способность переключения, дают еще более яркие образцы сохранности почерка. Третье, опять столь же загадочное свойство почерка заключается в его пожизненности. Автор записи, сделанной в памятной книжке в 1920 году рис. Сравнив эти две записи, можно сказать, что почерк неотъемлем от человека в не меньшей степени, нежели отпечатки пальцев. Запись сделана в 1920 году. Тот же текст и тем же лицом переписан через сорок четыре года.
Даже при умышленном резком изменении почерка рис. Умышленное резкое изменение почерка. Очень возможно, что именно это стойкое постоянство индивидуального почерка при огромном разнообразии его облика у разных людей и привело к мысли о том, что почерк может отражать в себе обстоятельно и ярко характер и всю личность человека. Можно ли, однако, считать серьезными всевозможные попытки обычно проводимые на фоне широкой рекламы провозглашать, что уже сегодня существует строгая наука — графология? Буржуазные журналы и газеты до сих пор а до революции это было и в России изобилуют объявлениями с заманчивыми приглашениями: пришлите, уважаемый читатель, образчик вашего почерка с приложением двух почтовых марок или без оного — и вы получите от нас точное определение вашего характера и чуть ли не целый гороскоп с предсказанием вашей будущности на годы вперед. Если даже не говорить об этих «пророчествах» и «предсказаниях» прямых жуликов, то и тогда графологию в ее современном виде нельзя назвать научной дисциплиной.
Графологи декларируют, что ими открыты соотношения между почерком человека и его индивидуальными психическими особенностями, его характером. Примеры нескольких почерков: «женский» почерк, «мужской» почерк. Ниже — два почерка, резко отличающиеся друг от друга. Примечательно, что принадлежат они людям с очень похожими характерами. Но вряд ли можно считать достоверными, научно установленными такие утверждения, что почерк с наклоном влево указывает на упрямство, а с сильным наклоном вправо — на чувствительность, что закругленные буквы — это признак доброты, слитые в словах буквы выдают мечтательность, а раздельные — рассудительность и т. Конечно, нет никаких оснований считать, что все это так и есть.
Безусловно, дело значительно тоньше, сложнее. В графологической литературе вы можете прочитать: «Если некоторые буквы, как, например, а, м, у, г, в, ф, т, ж, своими концами спускаются ниже строки, то это указывает на ясный и светлый ум, способность к мышлению и умению упорно преследовать свою цель». А от такого, например, утверждения, что если в заглавной букве «М» обе палочки равны по высоте, а нижний крючок у первой палочки очень мал, то это указывает на «возвышенность натуры, на холодность, ровность в обращении, отсутствие застенчивости, способность к составлению законов», прямо веет шарлатанством.
Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека». А императору Нерону 37—68 н. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере. И на Востоке, в Древнем Китае, уделяли внимание человеческому почерку.
Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI—XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность. Интерес к психологии личности, в частности к почерку, идет с глубокой древности, однако стройной системы графологического анализа не было вплоть до XVII столетия. Лишь в 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, опубликовал труд под названием «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму». Книга эта хотя и вызвала живой отклик среди людей образованных, но не получила широкого распространения из-за неграмотности большей части населения. Постепенно число людей, заинтересованных графологическим анализом, стало возрастать. Следующая работа на эту тему была опубликована в 1778 году. Ее автором стал ученый из Цюрихского университета, теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер, считавший, что «каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Кроме того, он вывел закономерность между почерком и физическим и эмоциональным состоянием человека в момент письма, а также взаимосвязь между почерком, походкой и звуками голоса.
После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Вплоть до начала XIX столетия графологический анализ считали просто увлекательной игрой. Однако во Франции аббат Луи Ж. Фландрен, занимавший епископскую кафедру Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез. Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего графолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена. В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графологического анализа. В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом.
Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз переиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий. В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтересовался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал, анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которого было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента, кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столько же образцов почерка людей преуспевающих.
Как отметила специалист, неразборчивый почерк связан не только с определёнными личностными качествами, но и с тем, что человеку приходится держать в голове огромный объём информации. При работе в потоке также приходится выделять только самое главное, отчего почерк становится упрощённым, схематичным. Также одной из причин неразборчивого почерка могут быть невротические проблемы, особенности личности или характера», — сказала эксперт.
Считалось, что благодаря постоянному общению с письменными документами указанные профессии приобретали некоторые навыки в распознавании почерков, но сводилась такая экспертиза, как правило, исключительно к определению сходства или несходства сравниваемых рукописей. В XIX веке наука о почерках еще зарождалась и не получила официального признания, поэтому и лица, которых суд приглашал в качестве экспертов, не могли ссылаться на положения, выработанные и установленные наукой или опираться на мнения авторитетных ученых. Указанное обстоятельство нередко приводило к экспертным ошибкам. В качестве примера можно привести случай, описанный в пособии «Судебная экспертиза документовъ, производство ея и пользованiе ею» Буринским Е. Таких случаев «научно-обоснованных» суждений судебная практика того времени знала достаточно много. Однако в конце XIX века с накоплением знаний о природе почерка и ростом экспертной практики, подход к проведению почерковедческих экспертиз кардинально изменился. Многими учеными, в том числе и Буринским Е.