революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Надежда Крупская в детстве, 1879 год. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия.
Надежда Крупская. Женой так женой
Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию… — Стандартная сословно-феодальная система. Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью. Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников. У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах.
Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям… — В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. Как же она могла недолюбливать Чуковского?! Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате. Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки. В качестве еще одного примера.
Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино. Была изменена ее сущность. Наш Буратино уже не является мальчиком-лгуном. Он формируется, он совершает ошибки, а коллектив помогает ему стать лучше. И вот он уже большой защитник коллектива кукол, а не, как сказали бы в 30-е годы, «буржуазный выгодоприобретатель», который нашел себе красивую девчонку и кучу денег. Именно по просьбе Крупской Алексей Толстой переписал эту сказку на новый лад.
То же самое произошло и с «Крокодилом» Чуковского. Зайдите в интернет и найдите самое первое издание этой сказки, до критики Крупской. Ознакомьтесь с ней и скажите сами себе: готовы ли вы читать ее в таком виде своим детям? Крупская выстроила другую систему. Она создавала для детей специальную литературу, специальную информационную среду. Именно она выступила с идеей создания детской литературы. Где, в какой стране мира к тому времени возникло специализированное детское издание, которое не создавало комиксы или сказочки, а развивало детей и заключало контракты с теми издателями, которые пишут развивающую литературу?
Одним из таких писателей был Виталий Бианки, на чьих рассказах о природе воспитано целое поколение. Сейчас же, когда читаешь современную литературу, невольно думаешь, что эти люди сами никогда на природе не были. Надежда Крупская выступала именно за то, чтобы информация для детей очень сильно фильтровалась. Информация должна не засорять мозг ребенку и не развивать в нем низменные инстинкты в виде бешеной сексуализации. Вы посмотрите, сколько у нас сегодня случаев раннего секса! Бешено растет количество ранних абортов, после чего ставшая уже взрослой женщина испытывает проблемы с рождением детей. У нас появилась детская косметика, детская мода, детское шампанское, детские сигареты — попытка заработать на ребенке еще до того, как он перестал быть ребенком.
По сути дела, его лишают детства. Крупская же выступала за то, чтобы к нему относиться как к личности, но не лишать при этом детства, вложив в него в период формирования максимально те знания и умения, которые ему пригодятся в жизни.
В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы. По данным исследователей-библиотековедов, к началу 1930-х годов число библиотек в стране по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [22]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [22].
Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. В 1938 году консультировала Мариэтту Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых для книги «Билет по истории». Смерть Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года , на следующий день после своего 70-летия. Карета скорой помощи добиралась в квартиру Крупской целых 3,5 часа, а в больницу она была доставлена через 9,5 часов после начала приступа, что сделало её положение безнадёжным [22]. Тело Крупской было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве [26].
Крупскую похоронили 2 марта 1939 года, на её погребение власти потратили 207 024 руб. Основную часть этой суммы истратили на сопутствующие расходы: музыкальное оформление было задействовано несколько профессиональных оркестров , оформление залов, питание приглашённых [28].
Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома. Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций.
Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место.
К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А.
On her way to the exile she visited Krasnoyarsk. Upon arrival at the railway station, Nadezhda Krupskaya and her mother, Yelizaveta Vasilievna, took a cab from the station to the address received from Vladimir Lenin. Krupskaya wrote in her memoirs: "In Krasnoyarsk, I lived with some medical assistants. Of course, I agreed. When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street... My sister and I gave our guests the bigger room. In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife. Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye.
The end of the exile Krupskaya spent in Ufa. Then there were two emigrations. In April 1917, she finally returned with Lenin to Russia. In the Soviet times, she taught at the Academy of Communist Education.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- 155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской — КПРФ по Кабардино-Балкарской Республике
- Надежда Крупская: биография, политическая карьера, фото, личная жизнь с Лениным
- Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
- Правила комментирования
- Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу
Не пропустите самое важное
- История жизни Надежды Константиновны Крупской
- Информация
- Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
- Navigation menu
- Девушка с идеалами
- Отец и мать Надежды
Арест и ссылка
- Надежда Крупская
- Надежда Крупская - биография, фото, личная жизнь, причина смерти жены Ленина
- Поход на молодежь
- Клинический случай. Единственная Надежда - Телеканал Доктор
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Крейдина Л. Логинова Т. Медведев Р. Они окружали Сталина. Надежда Константиновна Крупская: альбом.
Надежда Константиновна Крупская: биография. Наследница: страницы жизни Н. Кузнецова, Е. Прокофьева Е.
Руднев Д.
Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала.
Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены. Ленин и Н.
Крупская на параде 1 мая, 1918 года Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию… «Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, — пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. Ленина Н. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом.
Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. Крупская, — заявил Каганович, — что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм». В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина.
Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. Крупская, 1936 год «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т.
С одной стороны она, как любая женщина и ее мать, хотела семейного тепла, с другой стороны была таким же бунтарем по своей природе, как и ее отец. Знакомство с Лениным Совместных фото у них не так много, хотя она всегда была рядом с ним.
С Владимиром они познакомились на одной из встреч марксистского кружка. Ее пригласили туда на посиделки «на блины». Встреча была организована по случаю приезда «одного волжанина». И вот они встретились. Не было никакой искры или взаимного притяжения.
Сердца обоих уже были отданы революции. Однако Надежда влюбилась. Правда ее друзья говорили, что Крупская влюбилась не в Ленина, а в него как в орудие этой революции. У себя в голове она уже сотворила из него вождя, и готова была помочь ему во всем, идти за ним до конца. Руку и сердце Ленин предложил ей по почте.
На тот момент они оба отбывали наказание и такая форма общения была нормальной. Другое дело, что между и не было никакой романтики. Скорее они как два товарища революционера хотели держаться вместе. Историки уверены, что брак вовсе должен был быть фиктивным. И вообще изначально Владимир должен был связать себя узами брака с некой Еленой Лениной.
Но она наотрез отказалась ехать в Сибирь к будущему мужу. Потому Крупская стала единственной из возможных вариантов. Даже на картинах Ленин выглядит веселым, а Крупская - озадаченной. Надя приехала с мамой к Ульянову, а тот на тот момент был на охоте. Это в качестве примера того, как были выстроены их отношения еще на начальном этапе.
На момент регистрации Крупской было 29, Ленин на год младше. Чем популярнее становился Ульянов, тем больше на него обращали внимание женщины. В 1911 году своим вниманием его осаждать стала Инесса Арманд — дочь французского оперного певца и богатая вдова. За возможность находиться рядом с Лениным она, во имя революции спускала все свое наследство. Ходят слухи о том, что сын Инессы Андрей — плод тех бурных отношений.
Но во Франции такую точку зрения не одобряют. Сама Крупская не могла подарить наследников вождю революции. Ее болезнь, которую врачи смогли обнаружить слишком поздно, отняла у нее радость материнства и миловидную внешность. Нарушения в работе щитовидной железы или Базедова болезнь стали причиной того, что Крупская стала странно выглядеть. Сначала она была болезненно худой, затем резко набрала вес и стала тучной.
Глаза на выкате и огромные глазные яблоки — это все последствия болезни. Несмотря на это, революционные сподвижники то и дело подшучивали над этими обстоятельством. Зато современники сравнивают Крупскую с красоткой Скарлетт Йоханссон. Знала ли Крупская о французской подруге своего супруга? Когда слухи одолели ее окончательно, она предложила ему развестись.
Но Ленин без доли сомнения прервал отношения с красавицей, и не был согласен оставаться без поддержки Крупской. Хотя приходы и уходы были частью жизни всех троих из этого любовного треугольника, еще долгое время. Ленин попросту пользовался обеими женщинами и не мог поступить как честный человек. Возможно, этот треугольник существовал бы и дальше, если бы Инесса не скончалась от холеры. Крупская могла вздохнуть спокойно и больше не терзать себя ревностью.
Но в то же время видела, как убивается по этой женщине ее законный супруг. Ленин даже несколько раз терял сознание на похоронах, на которые они пришли вместе.
Даже за границей партийная работа не прекращалась. Крупская ведет активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий» Когда началась революция 1905—1907 гг. Начиная с 1901 года Владимир Ильич стал подписывать свои печатные работы псевдонимом Ленин. Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена - Крупская Надежда Константиновна. Настоящая фамилия «вождя» - Ульянов - на тот момент уже был известна в правительственных кругах. И когда ему нужно было выехать за границу, то, ввиду его политической позиции, появились оправданные опасения по поводу выдачи заграничного паспорта и выезда из страны.
Выход из ситуации нашелся неожиданно. Давняя подруга Крупской Ольга Николаевна Ленина откликнулась на просьбу о помощи. Она, движимая социально-демократическими идеями, тайно взяла паспорт у своего отца Николая Егоровича Ленина, помогла подделать некоторые данные дату рождения. Именно с этим именем Ленин выехал за границу. После этого случая псевдоним так и закрепился за ним на всю жизнь. Жизнь в Париже В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Инессой Арманд. Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам.
Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей. Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд. У Надежды Константиновны было столько партийных дел, что и переживать было некогда.
Она с головой ушла в работу. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа.
Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась. Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области. Женой, секретарем и ближайшей помощницей вождя была выдающаяся женщина – Надежда Константиновна Крупская. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение.
Славная родословная. Моя Крупская
Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу.
С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва. Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла.
А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось. Просветительская деятельность В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина.
В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд. В России болезнь, казалось, отступила. Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи. Именно она стояла у истоков комсомола, пионерской организации и системы детских садов. Во дворах начали устраивать детские площадки — песочницы, мостики, лесенки, горки, первые лавочки для родителей и клумбы с цветами. Крупскую всегда удручали муштра, зубрежки и наказание, делавшие учеников гимназий глубоко несчастными. Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих.
В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге.
Другим путем: жизнь без Ленина Сложно сказать, до какой степени Ленин был смыслом жизни для Крупской. Безусловно, она всю жизнь искренне любила его и была верной опорой, сумела внести значимый вклад в развитие советского государства и общества. Активно помогая мужу в подготовке и проведении Октябрьской революции, она также занималась организацией пролетарского юношеского движения. Именно благодаря Крупской в Советском Союзе долгие годы существовали такие организации, как Социалистический союз рабочей молодежи, комсомол и пионерское движение.
С 1917 года Надежда Константиновна являлась членом Государственной комиссии по просвещению. Она очень много сделала для развития женского движения, советской журналистики и литературы. Кроме того, Крупская является одним из создателей советской системы народного образования. В свое время она сформулировала основную задачу нового просвещения, которая звучала так: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». За эти и другие заслуги ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны — это работа.
К сожалению, многие в Советском Союзе в последующие годы воспринимали ее исключительно как «жену Ленина». С одной стороны, это вызывало некий трепет и уважение, а с другой — пренебрежение к личной политической позиции этой умной, волевой и независимой женщины. Надежда Крупская дожила до преклонных лет и все это время продолжала активно трудиться. Последним днем ее жизни стало 27 февраля 1939 года. По горькой иронии судьбы, свою гибель Надежда Константиновна встретила на следующий день после дня рождения. Праздник по случаю 70-летия был устроен пышно: Сталин лично прислал имениннице торт.
Однако, судя по всему, обилие лакомств сыграло с Крупской злую шутку. Через несколько часов после празднования она почувствовала, что ей нездоровится. Врачи диагностировали у вдовы Ленина аппендицит, который перешел в перитонит. Надежда Крупская оставила после себя поистине великое наследие. И плоды многолетних трудов этой женщины невозможно стереть, как нельзя стереть и ее всеобъемлющую любовь, бесконечную верность и преданность. Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича.
Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы. Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества.
Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику.
Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука… Н. Крупская справа и К. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены. Ленин и Н. Крупская на параде 1 мая, 1918 года Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть.
Образ Надежды Константиновны они нахально слизали у Веры Дридзо и размазали его, как пюре по тарелке. Хотя несколько свежих мыслей я всё же у них обнаружил и пронумеровал. Их оказалось ровно четыре. Маштакова и Куницкая сообщают нам, что детство Надежды Константиновны было счастливым, но не в материальном плане, а «полной духовной гармонией» и это славно, хоть за это спасибо. Мать Крупской, как мы уже знаем, восемь лет провела в институте благородных девиц. Но Машкова-Куницкая не пишут? Имена остальных братьев и сестёр так же оставляют в забвении. Как она впоследствии рассказывала дочери, на неё, 12-летнюю девочку, произвёл впечатление не великолепный дворец и сад, а неграмотная записка, прилепленная к воротам одного из домов, мимо которых они шли: «Здесь сдается угол». Всю ночь она не могла заснуть: «Неужели люди живут в углах? Василий Васильевич Розанов: "Все женские учебные заведения готовят в удачном случае монахинь, в неудачном проституток. Кем не разрешалось? Вместо работы Елизавета Васильевна пишет книжку в стихах посвящённую своей дочери. Книга «Детский день» издаётся в Варшаве в 1874 году на русском и польском языках с двенадцатью картинками. В ней описывается, как проводит день примерная девочка Надя. Солнце чуть в окно заглянет, Надя вмиг с постельки встанет, Не лежит напрасно в ней, А оденется скорей. Вас, молодые матери из дворянских, но нищих семей, хочу спросить я, — не хотите ли выпустить книжонку с картинками про своё чадо на двух языках? Отчего же? Искренне жаль! В этом нет ничего сложного, заплатите за тираж то есть за свой счёт, если деньги есть на подобные причуды и попадёте в "поэтессы" - книжка-то в стихах! Точнее - из одного стихотворения. Знакомым будете дарить... Сам г-н Крупский так же был не прочь побаловаться пером на литературной ниве. Когда Наде исполнилось шесть лет, кто-то из ребят принёс ей в подарок глиняного петуха-свистульку. Все дети наперебой стали дудеть и только самой виновнице торжества никак не удавалось получить удовольствие. Она всё ходила за ребятами и канючила: «Дайте Наде подудеть! Кунецкая: «Надя росла чутким и впечатлительным ребёнком; не имея ни братьев, ни сестёр, крепко привязывалась к детям, так в четырёхлетнем возрасте очень полюбила свою няню — четырнадцатилетнюю Люду». У Нади была няня? А то как же! Ведь в пансионе благородных девиц не учат стирать за детьми подписанные пелёнки. И потом, кто же тогда будет книжки писать? Но ведь няням нужно платить, а мы уже знаем, что у Крупских «ни кола - ни двора», и в карманах — моль вместо денег. Крупская: «Люди богатые нанимали вместо себя нянек, бонн, гувернанток, гувернёров. Дридзо: «В доме Крупских отец с матерью часто задумывались над тем, как лучше воспитать дочку. Они считали, что детям надо предоставлять как можно больше самостоятельности, меньше опекать их. Надя весьма рьяно отстаивали свои ребячьи права, и ей разрешалось читать, что хочет, дружить, с кем хочет, не ходить в гимназию, если не хочет, и т. Но знания давались туго. В школе её справедливо признали неспособной и решили оставить на второй год. Крупская: «В гимназии мне было плохо. Класс был большой, человек 50. Я была очень застенчива и как-то затерялась в нём. Никто не обращал на меня никакого внимания. Спрашивать ни о чём не полагалось... Я много читала, писала почти совершенно без ошибок, но я совершенно не знала грамматики. У нас бывали по четвергам уроки грамматики, но никто из ребят решительно ничего не понимал. Недели через две после начала занятий приехал в гимназию какой-то инспектор... Я откровенно сказала, что никогда этих слов не слыхала и что они значат, не знаю. Классная дама у нас была придира и крикса» «Когда мне было 11 лет, я была в гимназии. Мы целый год писали изложение описания добывания соли, на уроках грамматики щипали друг друга, чтобы не заснуть» В детстве, Крупская отличалась крайней бестолковостью. Учительница даёт домашнее задание на сороковой странице, а Надя учит с первой — по сороковую страницу. Оказалось заданы были четыре строчки на 40-й странице» Г-н Крупский, понимая, что оставлять уже 11-ти летнюю дылду в первом классе на второй год ни как нельзя переводит дочь в одну из лучших частных гимназий Петербурга, в гимназию Оболенской. Сразу в третий класс. Справка: Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. Ещё раз отмечу - "только состоятельных родителей" и "сословный характер". Что там Дридзо писала про 20 копеек на обед? Взять бы её за шкирку и натыкать носом в эту справочку. Это к мифам о "бедности" и "скромности". Нет ничего постыдного в том, что ребёнок получает образование в дорогой элитной гимназии, напротив - это прекрасно! Но не нужно потом строить из себя сироту казанскую, пролетария не нужно из себя корчить! Дридзо: «Большое влияние имела на Надю её гимназическая подруга Саша Григорьева. Её мать революционерка, женщина врач, и вся их семья очень заботились о литературном и художественном воспитании Нади, которая у них часто бывала. Жизнь Саши сложилась неудачно. Она стала провинциальной актрисой. Будучи ещё совсем молодой, покончила жизнь самоубийством. Пока подруга Саша алчет аплодисментов Крупская: «жадно вглядывается в окружающую жизнь, видит нищету народа, бесправие, неравенство, произвол. Её, как и всю передовую молодёжь того времени, мучает вопрос о том... Как бороться с произволом царской власти, полиции? Где выход? Что же делать? Всю передовую молодёжь во все времена мучают в восемнадцать лет совсем другие вопросы. ПЕЗИК: аббревиатуру коллектива авторов расшифруем чуть позже «Надежда Константиновна выросла и воспитывалась в революционной среде. Её отец, К. Крупский, был типичным представителем революционной интеллигенции 60 годов. С юных лет Надежда Константиновна посвятила себя революционной деятельности. Что ж, очень даже может быть. Шагинян 1938г. В феврале 1883 г. Крупский скончался от туберкулёза лёгких. Семья получает посмертное пособие 9 рублей серебром? Заметьте, пособие не разовое. Кунецкая: «И вот мать и дочь остались одни. Средств к существованию не было, а ведь Наде ещё надо окончить гимназию. Пошли по пути, который подсказали друзья, — сняли квартиру побольше и стали сдавать комнаты фельдшерицам, студентам, телефонисткам, швеям». То есть, мама стала сдавать углы. Это спекуляция чистой воды. Взять в аренду жилплощадь побольше и перепродать по частям втридорога. А ведь Надежда Крупская не сирота казанская! У неё полно родственников! Только по материнской линии Тистовы тёти-дяди; Пётр Васильевич 1829 г. А по линии отца Крупские ; Александр Игнатьевич 1836 г. Есть и двоюродные братья Александр и Октавиан дети Александра Игнатьевича. Фонд 268. Опись 2. Дело 303 Об опеке над дочерью умершего коллежского асессора Крупской Н. Что-то мне подсказывает - опять не обошлось без дяди - прокурора. К сожалению не имею такой возможности, может кто из читателей сподобился и даст знать? Мало того — она ещё и профессиональный разведчик. Такая вот судьба у человека. Перу Штирлица в юбке принадлежат известные художественно-публицистические произведения о семье Ульяновых, о новой Конституции СССР какой по счёту? В общем всё то, что так интересно детям! Потому что пишет она в основном для юных читателей, только чересчур увлекается и иногда её заносит. Деньги большие». Это не просто большие деньги. Помните у Ильфа и Петрова, Бендер говорит Шуре: «Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером». А жалование Константин Игнатьевич получал соответственно - 135 рублей серебром. Честно, не знаю сколько это на тот год в ассигнациях. В ту пору это деньги огромные. Всеволод Абрамов: «А. Крупский к тому времени уволился и служил адвокатом, а до того он служил прокурором Волынской губернии. Брат вмешался в судебное дело Константина, и Сенат не только снял с него судимость, но даже выделил около 11 тысяч рублей в качестве компенсации ущерба потерпевшему». Не забывал Александр ни брата Костю, ни семью его. И похороны Константина оплатил Александр Игнатьевич. А вот племяшка Надин удивительным образом забыла упомянуть дядю - прокурора. Зоя Воскресенская: «Со свойственной Елизавете Васильевне энергией были закуплены кровати, столики, половики, постельное и столовое бельё, всякая посуда. Елизавета Васильевна делала это на широкую ногу, рассчитав, что за год все расходы окупятся. К пяти часам все нахлебники были за столом. Надя с Клашей еле успевали разносить тарелки с вкусно пахнущим борщом, Клаша? Какая Клаша? А вы, что же думали, Елизавета Васильевна будет сама на кухне кастрюлями греметь, да тарелки мыть? Не только студент, но и акцизный чиновник попросил «повторить». Маленькая, худенькая Елена Георгиевна — портниха из модной лавки — ела мало. Про коммерческую деятельность Елизаветы Васильевны Воскресенская написала зря. Я уже как-то свыкся с образом молодой Крупской — полуголодной в перешитом - перештопанном мамином платье. А тут, так некстати,подвернулись эти десять тысяч, платные обеды, репетиторство. Умышленно или по рассеянности, не знаю. Читая их измышления в первый раз, я невольно подумал: «Господи, а живут-то Крупские на что?
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает
Отец — поручик Константин Игнатьевич Крупский 1838 — 1883 , участвовал в Комитете русских офицеров , поддерживал участников Польского восстания 1863 года , мать — гувернантка Елизавета Васильевна Тистрова 1843 — 1915. В 1887 году Н. Крупская окончила с золотой медалью гимназию кн. Оболенской в Петербурге. В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год.
В 1890 году , будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным.
Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905 — 1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Конспиратор» [3] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами.
У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство.
Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии.
Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская.
Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма.
Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Они пробыли в Уфе около трех недель. Ульянова в письме младшей дочери Марии Ильиничне в Подольск так описала жилищные условия Крупской: «Приехали, наконец, в 12 часов. И здесь также льют дожди, так что и в город — 4 версты в гору — пришлось ехать, отчасти под дождем… Квартира у наших не нравится нам очень. Низкие комнаты, духота страшная и к тому же высокая крутая лестница, по которой приходится часто подниматься». Но хозяева затеяли ремонт дома, и ей накануне приезда Владимира Ильича пришлось сменить жилье. Здесь у домовладелицы Прасковьи Чеглоковой она сняла мезонин. Это две маленькие комнаты и кухонька. Простотой своего убранства, граничащей с аскетизмом, они впечатляют посетителей, особенно иностранцев. Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин. После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она автор многочисленных работ о В.
Вместе они воевали с непривычной русской печкой и разбивали огород. Хозяйство давалось Надежде с трудом, зато там, где требовалась скрупулезная умственная работа ей не было равных. Она отвечала за шифровку и дешифровку переписки мужа. Вот прислали книгу, и там были иголочкой точечки проставлены над буквами, которые нужно было выглядывать. Она не скандалила, а тихо и спокойно выполняла эту рутинную работу. Для Ленина это было невозможно — человек с такой скоростью мысли, не мог точечки вычитывать, — историк, начальник отдела научно-просветительской работы исторического музея «Горки Ленинские» Светлана Генералова. Крупская наизусть знала все явки, шифры, псевдонимы, пароли и пути распространения нелегальной литературы. Чувствовала себя в этой работе как рыба в воде. Но партийные псевдонимы Рыба и Минога появились не из-за этого. Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист». Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения. Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва Генитальный половой инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов. Во имя любви В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд. Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата. На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма | российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. |
Клинический случай. Единственная Надежда - Телеканал Доктор | 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. |
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости | По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер. |
Крупская, Надежда Константиновна — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. |
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу | Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. |
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо.