Новости когда башкирия присоединилась к россии

Главные новости Башкирии и городов, самые актуальные новости этого часа. Ответ на вопрос: Присоединение Башкирии к России. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам.

БАШКОРТОСТА́Н

история присоединения башкирии к россии — статьи и видео в Дзене. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Присоединение Башкирии к России произошло в 1557 году, при Иване IV Грозном, через 5 лет после попытки присоединения Казанского ханства.

Матвиенко: 100 лет назад Башкирия стала первой автономией в составе России

В 1557 г. Россия завершила присоединение основной части Башкирии, находившейся под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Текст научной работы на тему «Добровольное вхождение Башкирии в состав России судьбоносное событие в истории многонационального народа страны». Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКОРТОСТАНА К РОССИИ, вхождение башкир в состав Рос. гос-ва на основе соглашения.

Присоединение башки р к Московскому государству

Создались условия для дальнейшего развития связей Российского государства во многом через посредство Башкортостана с Казахстаном и Средней Азией. По своему геополитическому расположению Башкортостан остаётся мостом между Европой и Азией, территорией тесных экономических, политических и культурных контактов тюркских, славянских и угро-финских народов. Сразу после вхождения в состав России башкирские полки участвовали в Ливонской войне второй половины XVI в. Особенно массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 г. Они участвовали во всех крупных операциях 1812-1814 гг. Вторая историческая веха связана с Октябрьской революцией В начале XX в. Соглашение о советской автономии Башкирии между центральной Со- ветской властью и Башкирским правительством от 20 марта 1919 года явилось первым в современной истории России правовым актом начала строительства федеративного Российского государства, стало основой государственной национальной политики России и ее регионов. С помощью русского и других народов Башкортостан превратился в развитую индустриально-аграрную республику. В настоящее время Республика Башкортостан является одним из ведущих субъектов Российской Федераций, входит в десятку самых экономически и политически развитых.

Их наследие имеет огромное значение для всей страны и мирового сообщества. Немеркнущей славой овеяна история республики в годы Великой Отечественной войны. Башкортостан проводил на фронт свыше семисот тысяч своих сыновей и дочерей, каждый третий из которых пал смертью храбрых. За отвагу и мужество более 200 тысяч воинов, призванных из республики, были награждены орденами и медалями, 278 уроженцев Башкортостана удостоены звания Героя Советского Союза, 35 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. Особо следует выделить замечательные подвиги башкирских кавалеристов, продолживших боевые традиции народа. Были отмечены наградами и 1300 работников тыла. Как центр машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, сельского хозяйства и других отраслей, Башкортостан внес весомый экономический вклад в победу. Каждый третий танк и самолет на фронте заправлялись топливом, произведенным в республике.

Одновременно на фронт непрерывным потоком шли эшелоны с техникой, боеприпасами, снаряжением, одеждой и продовольствием. В послевоенные годы республика отличалась высоким динамизмом социальноэкономического роста, входила в число наиболее индустриально развитых регионов страны. Получили дальнейшее мощное развитие добыча и переработка нефти, а также нефтехимия и химия, металлургия, машиностроение, электроэнергетика, десятки других отраслей. Башкирская АССР стремительно ур- банизировалась, стала одной из ведущих не только промышленных, но и сельскохозяйственных республик страны. Наряду с прежними крупными центрами здесь появились новые красивые города. Третья историческая веха - конец 20 века Он, как известно, ознаменовался тяжелыми испытаниями. Распад СССР стал катастрофой планетарного масштаба. Над Россией также нависли реальная угроза дезинтеграции.

Страну раздирали противоречия, от бывшего Союза разрушительные процессы и тенденции перекидывались на ее правопреемницу - Российскую Федерацию. Шел трудный поиск взаимоприемлемых для центра и регионов решений, чтобы сохранить целостность страны. В этих сложнейших, даже опасных условиях при совершенствовании федеративного устройства немаловажное значение имела конструктивная, взвешенная позиция Башкортостана. И наряду с некоторыми другими регионами республика вновь сыграла весьма значимую роль. Современную стратегию Башкортостана определил возглавивший в 1990 году республику политик новой формации М. Рахимов, сначала в качестве Председателя Верховного Совета, а с 12 декабря 1993 года - Президента Республики Башкортостан. Население республики оказало ему высокое доверие и на президентских выборах 1998 и 2003 годов. Он входит в число ведущих политиков страны.

С его многогранной деятельностью связано все развитие нашей республики за последние годы. После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан 1990 был подписан Федеративный Договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан 1992 , принята Конституция Республики Банпсортостан 1993 , подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» 1994. В условиях смены политического строя и экономической системы республика решительно использовала открывшиеся возможности исторического творчества. В переходный период при проведении в стране не всегда четко продуманных реформ был осуществлен во многом самостоятельный курс. Он отвечал коренным интересам не только страны и республики, но и традициям народа. Все это при- несло зримые достижения.

В переломные моменты башкиры всегда апеллировали к добровольному характеру их подданства. В челобитной башкир всех четырех дорог от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что «... Материалы по истории России. Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края. Оренбург, 1900. Татищеву от 2 августа 1736 года: «Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею» В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная междоусобица, что положительно сказалось на развитии х-ва и росте числинности населения. В Башкирию стали переселяться рус. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до ср. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края. Недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. В 1957 в Уфе в честь 400-летия П. В середине XVI в. До этого башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства.

Только несколько слов. Во-первых, уже только приведённые выдержки не позволяют относить их все к чисто башкирским выступлениям. А во-вторых, сами же башкиры, наоборот, вполне даже активно участвовали в подавлении этих восстаний. Мало того, в рапорте начальника Башкирской комиссии приводятся данные, что в его распоряжении имеются 4 267 человек регулярных войск и 7 045 иррегулярных, что вместе составляет 11 312 человек. Причем «верные башкиры» в последних были числом в 4 455 человек. И в череде этих выступлений, следует особо отметить, что самым идейно выдержанным и самым результативным по послаблениям царских властей для тюрко-мусульман, и действительно восстанием, а не рядовым бунтом, оказалось восстание под водительством муллы Б. Причин этих восстаний было много, и главными были причины экономического и социального характера, в приведённой же нами выдержке Н. Фирсов особо подчёркивал религиозную составляющую антироссийских башкирских восстаний, так ведь восстание под именем Батырши более чем какое либо было именно с этой составляющей. Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С. Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии. Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары. Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным образом торговлею даже с отдалёнными местностями Средней Азии , они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, нередко красивая, пища разнообразная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно высокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа мектебе или медресе. Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар.

Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума. Конкретный ход вхождения происходил следующим образом.

Присоединение Башкирии к Русскому государству и его последствия.

Прогрессивное значение присоединения Башкирии к Русскому государ-ству особенно ярко видно на фоне тех грандиозных успехов, которых, до-стигла бывшая колониальная окраина царской империи за 40 лет совет-ской власти. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить. В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Официальным временем присоединения к России Поволжья и Урала, согласно романовской историографии, считается период с 1554 по 1585 годы, начиная с покорения Иваном Грозным Казани и до разгрома частным войском Строгановых под командованием Ермака Сибирского.

Присоединение Башкирии к России

считает Рустам Алмаев. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 455-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. Однако, когда правительство нарушало условия присоединения Башкирии к Московскому царству, башкиры всякий раз восставали. Башкирия стала первой автономией в составе России, заложив фундамент отечественного федерализма.

День рождения Третьей республики: как Башкортостан завоевывал суверенитет

Башкиры обязывались платить ясак, нести военную службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутреннее управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения. Получение царских жалованных грамот на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между родами и письменное закрепление его результатов в так называемых «Казанской» или «Московской» книгах позволили в какой-то мере урегулировать вопрос о землевладении. Это имело большое значение, поскольку накануне принятия русского подданства земельные дела башкир находились в запущенном состоянии. Причиной тому было не только углубление процесса феодализации внутри башкирского общества, что вело к ломке старых земельных порядков и общинного начала в земельном пользовании. Значительные земельные площади были отобраны у башкир казанскими и ногайскими владетелями, да и междоусобная борьба мурз и биев сильно осложняла земельные отношения в крае. Большое значение в решении земельного вопроса имело объявление московского правительства о возвращении башкирам земель, захваченных у них татарскими и ногайскими феодалами.

Сведения об этом сохранились в некоторых шежере. Так, шежере юрматынцев указывает, что «земли, оставшиеся отбежавших ногайцев, нижайше попросив, взяли [себе]».

Теперь мы про них ничего не знаем, они — слабые периферии регионов, которые их получили. Принципиально в их развитии ничего не произошло. Как и в развитии материнских регионов», — отмечает она. Зубаревич высказалась и о регионах, которые предложил объединить вице-премьер. По ее мнению, Еврейская автономия при слиянии с Хабаровским краем потеряет трансферты, которые сейчас перечисляются ей напрямую и составляют существенную часть регионального бюджета, а край при этом не сможет развивать присоединенный регион. Любой город, который перестает быть центром, ухудшает возможности развития.

XX век: бунты и революции Во время революции 1905—1907 гг. В декабре 1905-го местный совет даже попытался захватить власть, но восстание было подавлено, Башкирия не получила независимости, а монархия в целом сохранилась. В 1914 году началась Первая мировая война, которая ознаменовалась патриотическим подъёмом: стихийные выступления в поддержку вооружённого конфликта были в Бирске, Стерлитамаке и других городах. В период войны из Уфимской губернии на фронт отправилось около 300 тысяч человек. В промышленной сфере произошли резкие изменения: производство ориентировалось на потребности армии. Выпуск гражданской продукции сократился почти наполовину, а, например, выплавка стали и чугуна увеличилась на треть по сравнению с довоенным периодом. В 1916 году начался заметный спад производства, совпавший с Великим отступлением — отходом императорской армии. Начались забастовки, которые по всей стране переросли в революцию. Национальное движение за создание автономии После Февральской революции 1917-го в регионе появилась заметная тенденция к созданию национальной автономии — Башкурдистана. Демократическая республика должна была остаться в составе федеративной России. Но планы, одобренные I и II Всебашкирскими курултаями, изменил октябрь 1917 года. Башкурдистан получил и второе название — Малая Башкирия. Летом 1918 года была объявлена всеобщая мобилизация в национальную армию, в сентябре Башкирское правительство и Комитет членов Учредительного Собрания подписали договор, по которому национально-территориальную автономию признали законной. Местные жители сочувствовали белому движению. Именно в Уфе 23 сентября 1918 года созвали Государственное совещание, на котором решили до созыва Учредительного собрания передать управление страной Всероссийскому Временному правительству. Это событие вошло в историю под названием «Уфимской директории». Колчак автономию башкир не признал, объявил себя Верховным правителем России и предложил всем местным органам власти ликвидироваться. Лидеры Башкирской автономии, оставшиеся из-за поступка Колчака без поддержки сторонников, начали переговоры с Советами. Однако уже к 1922 году границы республики расширились благодаря включению в её состав Уфимской губернии. Столица вернулась в Уфу, началась организация нового, советского жизненного уклада. В период первых пятилеток каждое селов республике было коллективизировано. Активно развивалась тяжёлая промышленность, в том числе машиностроение. На территорию республики перевезли более сотни заводов и фабрик. После войны в регионе бурно развивалось сельское хозяйство, медицина, строительство, промышленность.

В X—XI вв. Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI века башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования. В результате вхождения Башкортостана в состав России в крае прекратились междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства. С середины XVII века начался захват башкирских земель. Земли вокруг них раздавались дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым людям. Уфимские воеводы допускали произвол и насилие по отношению к коренным жителям при сборе ясака и судопроизводстве. Захват земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир. Отстаивая свои земли и свободу, они подавали челобитные на имя центральной власти, затем многократно поднимали восстания против угнетения. Активное участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Весь второй этап восстания — с апреля до середины июля 1774 года — пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли. Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогервик Палдиски, Эстония. В то же время нельзя не обратить внимания на то, что жестокое подавление восстаний приводило к разрушению производительных сил башкирского общества и значительному сокращению численности коренного населения. К концу ХIХ века башкиры уже занимали второе место после русского населения края по численности. Продолжалось ущемление вотчинных прав башкир на землю — к середине XVIII века башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX века за коренным населением Башкортостана сохранилось не более 20 процентов владений. В первой половине ХIХ века в Башкортостане, как и во всей стране, происходили разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие рыночных отношений, обострение социальных противоречий, приведших к великим реформам середины и второй половины ХIХ века. Для башкирского населения ХIХ век был временем существенной перестройки социально-экономического уклада жизни. Адекватно основным этапам исторического развития формировалась культура башкир. Они создали богатейший фольклор, отражающий наиболее существенные стороны своей жизни. Со времени принятия ислама развивались письменная духовная культура и своеобразная система образования. На новой родине — в Башкортостане развивалась также культура представителей русского, татарского, мишарского, чувашского, марийского и других народов. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий