Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее.
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Александр Пономарев — моряк, инженер и художник, участник Венецианской биеннале современного искусства и организатор первой биеннале в Антарктиде — в этом году отмечает 65-летний юбилей. Известный российский художник, идеолог и комиссар Антарктической биеннале Александр Пономарёв рассказывает «Архсовету» о проекте Инсталляции в Ледяной пещере парка «Зарядье», которую он создал вместе с архитектором Алексеем Козырем. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет.
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
Добравшись до цели, художник расписал хранившиеся там обломки плавательных судов, тем самым вернув их к жизни. Также у Пономарева есть целый флот подводных лодок, которые в рамках акции «Утилизация стай» появляются в самых разных местах. Расписанные Пономаревым лодки уже всплывали в Баренцевом море, Северном Ледовитом океане, озере Байкал, Средиземном море и других водоемах. Портреты в соавторстве с океаном Александр Пономарев. Серия «Разрез Атлантики». Он сделал полсотни автопортретов на стаканчиках из пенопласта, а затем через каждые 30 миль погружал их по очереди под воду вместе со спецоборудованием.
На глубине до 3000 метров мощное давление водной толщи сжимало стаканчик: пропорционально этому уменьшался в размерах и лик художника. Так, изменяя размер портрета, океан становился соавтором художника. Сложные механические конструкции Александр Пономарев. Инсталляция «Икар». Например, для Всемирной выставки в Лиссабоне в 1998 году он создал пять восьмиметровых акриловых колонн и заполнил их 40 тоннами воды.
Внутри каждой бурлила жизнь: всплывали и погружались в воду субмобили — художественные объекты, похожие на странных существ из миров Жюля Верна.
Искусство 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды В Музее Москвы открылась выставка «Без берегов», посвященная творчеству Александра Пономарева — художника-моряка, которого весь мир знает как автора масштабных инсталляций в самых неожиданных местах: в пустыне, церкви и океане. Рассказываем о пяти самых необычных проектах художника в разных уголках планеты 16 июня 2022 «Икар» в Москве Для выставки «Без берегов» в Музее Москвы художник Александр Пономарев создал новую инсталляцию под названием «Икар». Гигантская птица из цемента и железа стоит во дворе музея, так что увидеть ее может каждый. Летать «Икар» не способен, зато может изящно начать махать крыльями, если подойти к нему поближе.
Самые внимательные заметят, что крылья «Икара» украшают шарики из муранского стекла, в которых отражается московское небо. По задумке художника, этот объект символизируют вечное стремление человека взлететь. У Пономарева змей свернулся в знак бесконечности и расположился на керамическом панно в основании одноименной инсталляции, став метафорой цикличности жизни как таковой.
Карпова отметила, что в собрании выставки имеется девять работ Александра Пономарева.
Выставка представляет собой ретроспективу творчества художника. Вокруг центральной инсталляции собраны различные графические работы мастера, которые он создавал на протяжении последних 20 лет.
Сначала художник придумывает идею, образ, концепцию, потом делается очень много рисунков, описаний, архитектурных чертежей. Из тумана сознания нужно превратить все это хотя бы в какие-то приблизительные конструкции. А для этого нужна большая команда профессионалов. Вместе мы думаем об установке конструкции, ее эксплуатации, надежности, специальных технологиях, находим тех людей, которые помогут это воплотить. Для меня такой командой стала московская галерея Surface Art Lab.
Создание инсталляции действительно велось в трех странах. В Новой Зеландии считали нагрузки на специальных программах, в Египте, в Александрии, изготавливали металлические конструкции по нашим чертежами. В России мы вместе с галереей Surface Lab Art и ее директором Ахметом Кагировым проектировали панно, которое находится в основании: компоновали тексты, делали рисунки, увеличивали до невероятных размеров. На производстве галереи мы создали специальную печать, разработали модули, чтобы их можно было перенаправить в Каир. Только после этого были печать и обжиг. Это очень сложный процесс. Можно ли предположить, что «солнечные лодки» станут для вас темой нового большого проекта?
Ведь уроборос, этот символ бесконечности, не имеет ни начала, ни конца — и в этом его прелесть. Конечно, я надеюсь, что будет продолжение: в Египте или еще где-то.
«Икар» в Москве
- Sound Around Камчатка / Пономарев
- Использованы технологии студии:
- Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
- Навигация по записям
Первая Антарктическая биеннале
- С этим изданием покупают
- Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте — РТ на русском
- Последние события
- Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
Стеклянную инсталляцию в виде корабля представили на выставке в Третьяковке | Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. |
Корневое зрение | Культура | Московские новости | Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». |
Антарктическая биеннале, демаскировка подводных лодок и «полоскание пепельных лун» - Устная история | С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. |
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии | МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. |
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности
Пока человек находится в Пещере — он окружен стенами, ледяными или каменными, и ему кажется, что он воспринимает жизнь как истинную реальность, а на самом деле видит только тени реального мира. Выйти и Пещеры и увидеть реальность могут не все, среди них, например, художники и философы. Я очень уважаю Платона и часто ссылался на его принцип обратного плавания, когда человек как бы останавливается, перестает участвовать в цепи реальных жизненных воздействий и реакций и находится в паузе, в которой осмысливает мир и себя в нем. Мы ни в коем случае не имитируем настоящую пещеру, ледник, как пишут некоторые СМИ, потому что имитировать природу невозможно и глупо Но мы создаем некую визуальную поэзию, которая позволяет нам при помощи художественных элементов ощутить себя действительно в пещере, в сложном пространственном образовании. Мне очень нравится название «Климатрон». Оно возникло еще в эпоху русского авангарда. У Малевича, если помните, были архитектоны, а это климатроны. Очень любил климатроны Ричард Бакминстер Фуллер, кстати. Да и само понятие «Климат», как учил Гиппарх, обозначает Наклон-Отклонение от нормы.
Проект еще в процессе движется, подобно кораблю! Мы стараемся сделать некое пространство, которое формировало бы определенным образом поведение и мысли. Нам нужна такая корабельно-путешественническая история, чтобы было ощущение приключения, как у Жюля Верна — А вот в концепции американцев, с которой они выиграли конкурс, вообще была пещера? А мы с Алексеем Козырем придумали ее драматургию, архитектуру и пространство в таком метафорическом, художественном плане. Ну и, конечно, как это сделать технологически.
Послушать рассказ художника можно в новом выпуске подкаста «С искусством на Т», а в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - увидеть макеты работ, о которых шла речь.
Мне хотелось создать ощущение вихря и глубины пространства. В качестве основы для плаката я использовала ручную графику — абстрактные пятна, сделанные тушью и акварелью. Нам было нелегко передать стихийность и свободу художника, сохранив при этом четкость изображения. Выставка художника продлится до 14 января 2024 года.
Проектная направленность предполагает несколько этапов творческой работы, первый из которых, естественно, созерцание.
Когда ты начинаешь работать с каким-то объектом, ты должен изучить его, понять его онтологию. Но в отличие от просто созерцателя, художник — это все-таки деятель. Поэтому следующим этапом у меня всегда становится построения системы операций и процедур взаимодействия с этим объектом. Это может быть инсталляция, или другой арт-объект, с которым ты работаешь. Кстати, чем менее функциональным ты хочешь его сделать, тем сложнее его создавать. Обычный инженер, если он конструктор, тоже занимается творчеством, но создает исключительно утилитарные проекты для того, чтобы ими пользовались люди.
Самолет, чтобы летал, корабль, чтобы плыл. Художник-инженер создает неутилитарные объекты, чтобы осмыслить мир. Под Тицианом, Венеция, 2009 Ведь очень часто художник работает, в отличие от инженера, с абсолютно абстрактными вещами, типа пространства, времени, эмоций. И он должен придумать для них новые формы воплощения. И как только возникают эти формы, появляется их иерархия. То есть то, о чем я уже говорил выше.
Пластическая иерархия для художника, музыкальная для композитора, смысловая иерархия речи для поэта или писателя и так далее. И в этом смысле все они инженеры. Ведь если, например, какой-то человек скажет вам: «Какая прекрасная музыка у меня в голове. Как она звучит! А вот если этот человек напишет свою симфонию, то он уже буде художником, инженером, создателем. Уроборос, плато Великих Пирамид, Гиза, 2021 В течение своего долгого творческого пути вы нередко работали с природными стихиями, будь то вода, ветер или бескрайние арктические льды.
Насколько сложно создавать из них те самые художественные формы, о которых вы только что говорили? Это очень интересная тема. Во-первых, надо отметить, что в древнегреческом языке понятие «стихия» отнюдь не подразумевало что-то беспорядочное и неуправляемое, как в русском. Термин «стойхейон» возник еще при Милетских философах и самый древний его перевод обозначает скачок, сдвиг, некий процесс, который можно охватить, а значит и облечь его в определенную форму. Кроме того, этим словом обозначали ряд букв в алфавите. То есть древние греки понимали, что любые стихии, несмотря на всю их первозданность, подчиняются жестким правилам некоего алфавита.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ. Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки.
С искусством на Т
В июне 2022 в Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов». Сергей Чебатков побеседовал с художником о природе стихий, инженерии искусства и масштабах художественных жестов. Как у Пономарева выхвачены образы того времени и того места: человек честно рисовал перестроечную вакханалию. Смотрите видео онлайн «Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+» на канале «Интересные Факты и Загадки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 15:36, длительностью 00:07:07, на видеохостинге RUTUBE. "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл.
Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее. Моряк-художник Александр Пономарев показал свою графику в Крокин галерее. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде.
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
Корабль "строили" на трёх заводах: в Казани резали стекло, в Нижнем Новгороде создавали формы для отлива, во Владимире стекло гнулось и закалялось. Художник почти 10 лет прослужил на флоте, а морская стихия — основная тема его работ. Поэтому не удивительно, что символом открытия вставки стал «первый спуск» корабля на воду.
До сих пор с особым удовольствием вспоминаю пленэры. Мы ходили по лесу, писали с натуры. Это была достаточно большая практика, что было очень важно для меня как для будущего профессионального художника. Это я сейчас уже прекрасно понимаю. И при этом меня всегда манило море, его просторы, романтика и все такое, я мечтал стать моряком. В те годы мне казалось, что настоящие приключения могут случиться либо с летчиками, либо с моряками. Но небо было для меня как-то дальше и непонятней.
А море жило во мне. Конечно, моя мама всегда мечтала, чтобы я стал архитектором, так как мои родители были строителями. Я же поступил в Высшее инженерное морское училище, которое в конечном итоге и сформировало меня как мужчину и как специалиста. Мы там получали три образования — инженерное, морское и военное. Это было в прекрасном городе Одесса, что возле Черного моря. За время учебы в мореходке моя любовь к искусству отнюдь не уменьшилась. Когда мы во время практики плавали по заграницам, в каждом иностранном порту я в первую очередь, в отличие от других курсантов, бежал в музеи смотреть на живопись. Но все-таки тогда моей основной профессией была профессия моряка. Я ходил на самых разных кораблях, даже на подводных лодках.
Когда я делал очередной проект на Венецианской биеннале, то в каталоге поместил фотографию, где видно, как мы входим в Венецию в Гранд-канал на парусном судне «Товарищ». Это был год примерно 1974-й. Прекрасное время было. Тогда я впервые попал в собор Фрари и увидел «Ассунту». Теперь у меня такая традиция — как только оказываюсь в Венеции, сразу иду в этот собор смотреть на гениальное произведение Тициана. Мы же, моряки, — суеверный народ, очень любим традиции, талисманы. Это такие суда, которые крутятся по всему земному шару, перевозят бананы, и другие фрукты и овощи из Латинской Америки в Европу, из Сингапура в Австралию и так далее. Я не прекращал рисовать, особенно акварели. И конечно же, как было положено в те годы, бани оформлял, резьбу делал — в общем, занимался народным морским творчеством.
Но все равно, хотя денег было очень мало, да и ходить по заграничной земле разрешалось только группами по трое, я платил за всех свои деньги, и мы с ребятами добирались до какого-нибудь европейского города, шли в музеи, приобщались к мировым шедеврам.
Выставочный проект знакомит с творчеством современного российского художника Александра Пономарева, автора всемирно известных грандиозных проектов, осуществившего более сотни выставок в крупнейших отечественных и зарубежных музеях. Александр Пономарев 1957 г. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Произведения художника находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А. Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других.
Это было в начале 1980-х. В Венеции. Фото из архива Александра Пономарева А потом произошли события, которые резко изменили мою жизнь. У меня начались серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до того, что я разок даже отправился на тот свет. Я был таким красивым молодым моряком, и вдруг — бац! Такой полный экзистенциализм, онкология, несколько операций… Но мы же моряки, мы не сдаемся — или тонем, или побеждаем. Поэтому надо было одеть красивую белую форму, встать на палубу и тонуть. На как это сделать именно красиво? И я придумал себе занятие. Начал снова рисовать. Пересовал всех соседей по палате, потом по больнице. Мои близкие очень меня поддерживали. Надо сказать, что у меня супруга профессиональный архитектор и всегда, когда я еще плавал, ругала меня — просила, чтобы я больше рисовал. Но в конечном итоге Бог дал мне шанс еще подышать. Решил, видимо, что я еще здесь не все досказал. Состояние моего здоровья улучшилось, и мне вновь пришлось думать, что же дальше делать, так как на флот вернуться уже я не мог. Сначала я пошел на курсы английского языка, поскольку все равно физическое состояние было не очень хорошее. Нужно было периодически проходить очередную «химию». Тем не менее учился я хорошо. При этом курсы английского были в одном известном научно-исследовательском институте. Я там так сдружился с педагогами, что они в конечном итоге предложили мне поступить в к ним в аспирантуру. А аспирантура в Центральном научно-исследовательском институте морского транспорта в те годы была самой настоящей мечтой всех дочек партийных боссов Дальнего Востока и Приморья, всех детей дипломатов и тому подобных. Это же был гарантированный путь к загранкомандировкам. Люди плакали у дверей приемной комиссии. Я, впрочем, нигде не плакал, просто взял и поступил. Это было как раз начало перестройки.
Музей Москвы
"Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее. Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом».