Вас могут удивить новости про столкновения в Судане — как это армия воюет со спецназом? Судану грозит раскол после 7 месяцев гражданской войны.
К вопросу о планах создания российской военной базы на Красном море
- Из Судана экстренно и массово эвакуируют иностранцев, ВОЗ подсчитает жертвы. Что происходит?
- Почему Суданом правят военные?
- «Си-фактор»: основной целью госпереворота в Судане является не Россия, а Китай
- Почему Суданом правят военные?
- Как поссорились два генерала
Гражданская война в Судане и интересы России
РИА Новости В Судане за год конфликта погибли более 13 тысяч человек. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Более 200 человек удалось вывезти из охваченного войной Судана. Как в Судане появились две параллельные армии, как договаривались военные и гражданские и почему страна погрузилась в затяжной конфликт между двумя генералами. Конфликт между силовиками в Судане обострился 15 апреля.
О компании
- Угроза реального конфликта? Станет ли переворот в Судане началом войны
- В столице Судана вновь вспыхнули ожесточённые бои
- Что еще почитать
- Бои в Судане: стороны согласились на короткое перемирие, но надежд на прекращение огня нет
В СФ не считают события в Судане гражданской войной
Сам Хамедти, как говорят знающие его люди, реально работал над собой и развивался как политик. Но все равно этого не хватило, чтобы стать лидером после свержения президента Омара аль-Башира в 2019 году. Он стал заместителем председателя Переходного военного совета, который долго не передавал власть гражданским из-за внутренней борьбы. Формальная должность Хамедти не соответствовала его реальному влиянию и стала причиной конфликтов, а теперь и полноценной войны против суданской армии.
Еще нужно сказать, что каждый из суданских лидеров опирается на те или иные внешние силы, имея с ними совместные финансовые интересы. И зачастую это причина внутренних конфликтов в стране.
Что происходит в Судане в эти дни, смотрите в фотоленте Sputnik. Военные заняли позицию в городе Порт-Судан на Красном море. Причиной послужил указ, подписанных Бурханом, о расформировании Сил быстрого реагирования.
Официальные власти признали Силы быстрого реагирования мятежниками и заявили, что не будут вести с ними переговоры.
Последний фактор решающий: в Судане нет внутренних ресурсов для развития, любая сила, желающая удержать власть в стране, нуждается во внешних средствах. Пока аль-Бурхан и Дагло были союзниками, они активно торговались и за помощь США, и за помощь России в обмен на обещания предоставить пункт материально-технического обеспечения для ВМФ на Красном море, а также за китайскую помощь, перечисляет Лукьянов. В борьбе за помощь Запада Дагло пытается представить аль-Бурхана как сторонника исламистов, а аль-Бурхан демонстрирует внешним силам миролюбие и обещает RSF амнистию, хотя не победил противника, говорит Лукьянов. Запад ранее настаивал на допуске к власти гражданских политиков, но они дистанцируются от конфликта, не желая нести ответственность за неизбежное обострение социально-экономической ситуации, считает эксперт. Египетский президент Абдель Фаттах Ас-Сиси 17 апреля подчеркнул, что Каир поддерживает связь с обеими сторонами конфликта с целью начала переговоров. По словам Лукьянова, египтяне де-факто ставят на аль-Бурхана как на более стабильного и адекватного игрока.
И это очень не нравится американцам, которые закрепились в Южном Судане и имеют планы на освоение углеводородных ресурсов Западной Африки. Одним из перспективных проектов в этой сфере считался трансафриканский нефтепровод от Кении до Камеруна, для обеспечения безопасности которого Вашингтону, естественно, нужна очередная военная база, желательно не одна. А тут китайцы со своим собственным проектом нефтепровода от Чада до Камеруна. В общем, все очень сложно, речь идет об очередном постколониальном переделе «черного континента», на этот раз между США и КНР, и об огромных деньгах. Плюс необходимо учитывать фактор влияния на события в обоих Суданах со стороны соседних стран — Египта, Саудовской Аравии и даже далекой Турции с ее неоосманскими амбициями и «прокси» в виде исламистских группировок. По всей видимости, будет правильным рассматривать очередную попытку госпереворота в Хартуме именно через призму геополитического противостояния Вашингтона и Пекина. Напомним, что совсем недавно мы рассуждали о том, как именно американцы будут пытаться придушить экономически китайского дракона: Тут ограничат доступ к передовым микрочипам, там устроят госпереворот в какой-нибудь африканской стране, и новые «постмайданные» власти вышвырнут китайский бизнес и перекроют канал поставок сырья. Здесь понудят своих вассалов отказаться от закупок какой-то продукции из Поднебесной. А вот и попытка госпереворота в африканской стране подоспела.
Вооруженные силы Судана остановили мятеж в стране
Гражданская война в Судане — это поле возможностей не только для США и региональных игроков. Простым американцам, волею судеб оказавшимся в Судане, радоваться этому обстоятельству не следует, поскольку забирать их из горячей точки в централизованном порядке никто не собирается. Долго копившиеся разногласия между двумя генералами привели к взрыву, который угрожает разорвать Судан гражданской войной. — Как вы можете прокомментировать заявление экс-премьера Абдаллы Хамдука, что нынешний конфликт в Судане может привести к самой ужасной гражданской войне в Африке и даже к распаду Судана?
СУДАН СНОВА ВСПЫХНУЛ!
Как в Судане появились две параллельные армии, как договаривались военные и гражданские и почему страна погрузилась в затяжной конфликт между двумя генералами. Однако без вмешательства международных сил, применения мягкой дипломатии и проведения легитимных выборов в Судане может начаться гражданская война. Командующий армией Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан не исключает переброски дополнительных подразделений в столицу, если столкновения с Силами быстрого реагирования продолжатся. Судану грозит раскол после 7 месяцев гражданской войны. Интерфакс: Суданские Силы быстрого реагирования (СБР) теснят вооруженные силы Судана и могут попытаться захватить всю страну, сообщает в четверг издание The Economist со ссылкой на мнение аналитиков.
Конфликт в Судане, раскол страны, интересы России и козни Запада — интервью
Хамедти взяли под свой контроль ряд районов Хартума и добились значительного прогресса в Дарфуре запад страны. Что же касается правительства и руководителей армии, то они укрылись в г. Порт-Судан с видом на Красное море на востоке страны, который ранее оставался вдали от боев. Пока армия сражается по всему Судану, ее лидер А. Бурхан и его правительство сделали этот город своей штаб-квартирой. Это усиливает опасения по поводу разделения страны, тем более, что ни одна из сторон, похоже, не готова идти на уступки за столом переговоров, и ни одна из них не добилась решительного прогресса на местах за отдельными исключениями.
Фото: Anadolu Agency Африканский союз, ведущие арабские государства и США призвали к прекращению боевых действий и возобновлению переговоров о передаче власти от военных гражданскому правительству. Однако, судя по заявлениям воюющих сторон, они пока не собираются откликаться на эти призывы. Глава Сил быстрой поддержки генерал Мохамед Хамдан Дагало заявил, что лидер Судана, генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан - преступник, который должен сдаться.
Армия же заявляет, что переговоров не будет, пока Силы быстрой поддержки не будут распущены. Тем временем суданские врачи снова призвали международное сообщество, правозащитные и дипломатические организации оказать давление на обе стороны конфликта, чтобы они прекратили боевые действия и обеспечили безопасные проходы для гражданских лиц. Правозащитные организации призвали обе стороны прекратить боевые действия и обеспечить безопасные проходы для гражданских лиц. Представитель ВПП сообщил агентству Reuters, что все трое погибших были суданцами. Как сообщает телеканал Al Hadath со ссылкой на данные Всемирной организации здравоохранения, на данный момент в Судане во время боестолкновений погибли 83 человека, ранения получили 1126 человек. В ходе перестрелки в субботу в аэропорту Хартума был поврежден самолет Гуманитарной службы воздушных перевозок ООН. На настоящий момент неясно, какие города и регионы находятся под контролем той или иной стороны конфликта. Силы быстрой поддержки заявляют, что контролируют ключевые объекты в столице, а глава вооруженных сил говорит, что это ложь.
Подробнее расскажет корреспондент «Известий» Дмитрий Зименкин. Уже около двухсот жертв и почти две тысячи раненых. Таков кровавый итог на излете третьих суток вооруженных столкновений в Судане.
Иной конкретики мало. Информационный фон из недр восточноафриканского государства больше походит на броуновское движение. Обе конфликтующие стороны — регулярная армия Судана и группировка Сил Быстрого реагирования, СБР, она же спецназ, — освоили все инструменты войны, в том числе, медийной.
Спецназ уверяет, что захватил президентский дворец в Хартуме, столице Судана. А здесь они уже позируют на фоне якобы захваченного аэропорта.
Еще 3,4 млн человек стали внутренне перемещенными лицами. Разногласия между силовыми структурами переросли в войну, которая рискует превратиться в полномасштабную гражданскую. Столица Хартум серьезно пострадала, а население погибает не только от боевых действий, но и от нехватки гуманитарной и медицинской помощи.
При этом суданские официальные лица заявляют, что пока конца конфликта не видно, и для его завершения противодействующим силам все равно придется сесть за стол переговоров. Заместитель председателя Переходного суверенного совета Малик Агар, выступая перед журналистами, заявил, что армии и спецназу скорее всего придется договариваться о компромиссах, и одним из них могло бы стать создание временного правительства, которое устроило бы обе стороны. Но пока к подобной цели и уж тем более возвращению всех силовых структур под единое командование ждать не приходится: боевые действия не утихают, а прежние перемирия постоянно нарушались. По данным организации Save the children «Спасем детей» уже сейчас порядка 8 млн детей в Судане сталкиваются с недоеданием. К сентябрю это число может достичь 9,5 млн несовершеннолетних.
Конфликт в Судане: при чём тут «Вагнер» и что будет с нашей военной базой
Он отметил, что в Судане остались сотрудники нашего диппредставительства, которые обеспечивают его функционирование в нынешних условиях, но, когда ситуация успокоится, Россия оперативно восстановит своё присутствие в этой стране. Это сотрудники российской дипмиссии, представительств Минобороны и члены их семей, граждане РФ, стран СНГ и ряда дружественных иностранных государств, обратившиеся за содействием в их возвращении на родину. Это интересно.
С первого дня войны Хартум стал зоной интенсивных боев. Телевидение и радио не работают; размещаемые в Интернете видео носят локальный характер и не дают представлений о том, кто какие кварталы контролирует. Целиком или частично разрушены три четверти больниц в Судане, которые беспощадно бомбят обе стороны. После первого дня гражданской войны правительственные силы Бурхана контролировали Омдурман и западные кварталы Хартума, все восточные провинции Судана стягивая оттуда войска к столице и юг Дарфура Ньялу , где даже родное племя Хамидти отреклось от него. Мятежные СБР контролировали основную часть родного для них Дарфура, восточные кварталы столицы Хартума и базу Мероэ к северу от нее. За последующие семь дней фронт изменился не очень значительно. И армия, и СБР занялись активной переброской сил со всей страны в столицу.
В результате пейзажи Хартума стремительно начинают напоминать Бахмут. Убиты, по-видимому, тысячи людей, прежде всего, мирных. На данный момент кварталы в центре Хартума чересполосно контролируются двумя сторонами, хотя за неделю бурхановцы смогли овладеть и президентским дворцом, и зданием Генштаба, и аэропортом. С другой стороны, у СБР имеется небольшой очаг сопротивления в Омдурмане на другом берегу Нила: хамдановцы захватили ряд тюрем, выпускают из них заключенных и раздают им оружие. Поступала информация об их неудачной попытке освободить из тюрьмы 79-летнего Омара аль-Башира, что серьезно изменило бы политическую расстановку сил в стране. В плане военной тактики ставка СБР на быстрые, маневренные действия столкнулась с превосходством более неповоротливых ВС Судана в технике, особенно в танках и авиации. Это привело к патовой ситуации в Хартуме. Шансы Бурхана на победу в гражданской войне выглядят более вероятными, хотя появляются признаки заинтересованности США в затягивании конфликта с целью навредить России и Китаю. В этом случае не исключено движение в сторону некоторой «сомализации» Судана, выглядящей особенно тревожно на фоне нынешних военных столкновений в соседних Эфиопии и Сомали. Вовлеченность иностранных государств в суданский конфликт уже сейчас беспрецедентна.
Выяснилось, к примеру, что одних только граждан в США в стране насчитывается до 19 тысяч человек.
В июне 2021 года новые власти заявили о необходимости пересмотреть условия договора, по которому Россия расплачивалась за базу поставками оружия. Попытки как-то договориться на новых условиях результатов не дали. Всё это происходило после того, как Соединённые Штаты исключили Судан из списка стран, поддерживающих терроризм, открыв для него возможность более выгодного сотрудничества с западными государствами. В ответ Судан снял с повестки российский проект. Но Запад не оправдал надежд суданского руководства, и в этом году вопрос о российской базе в Порт-Судане удалось решить. Не исключено, что на позицию Судана повлияли и переговоры об открытии российской базы в соседней Эритрее. Наличие альтернативного варианта сделало Хартум более сговорчивым, и это помогло найти компромиссное решение. База обслуживания ВМФ на стратегически важном трафике через Красное море к Суэцкому каналу сегодня важна для России гораздо больше, чем в 2017 или 2021 годах, потому что из-за связанных с санкциями международных ограничений на морские перевозки Москве нужны собственные центры обслуживания судов, направляющихся в Азию и Африку.
Не только военных, но и гражданских с «серым» импортом и экспортом. В ходе февральского визита в Судан главы российского МИД Сергея Лаврова все спорные вопросы по базе были урегулированы. Осталось ратифицировать соглашение. То есть окончательное решение по базе в Порт-Судане должен принять суданский парламент, который ещё предстоит избрать. Всё это уже было два года назад, когда на вопрос о том, как продвигаются дела с российской базой, предыдущий министр иностранных дел Судана Марьям аль-Махди ответила такой же формулировкой про несуществующий парламент. С момента получения независимости 50-е годы ХХ века в Судане почти непрерывно шла гражданская война на этнической и конфессиональной почве. В 2011 году страна распалась на два государства — Республику Судан, обычно называемую просто Судан, и Южный Судан. Но относительно спокойная жизнь продолжалась недолго. В апреле 2019-го в Судане произошёл государственный переворот.
Президент Омар аль-Башир был арестован, действие Конституции прекращено. После трёх месяцев чрезвычайного положения для управления страной создали Суверенный совет, который возглавил Абдель Фаттах аль-Бурхан. Действие Конституции было отменено, протестные акции жестоко подавлены. Затем, в октябре 2021 года, произошёл ещё один переворот, в ходе которого был изгнан премьер-министр Абдалла Хамдок и вновь переформатирована система власти. Фактически Суданом управляет военная хунта, во главе которой стоит всё тот же аль-Бурхан, считающийся организатором обоих переворотов. К концу 2022 года планировалось подписать соглашение между всеми политическими силами страны о создании переходного правительства, после чего должны были пройти выборы и возвращение к гражданской системе управления. Но это предложение было категорически отвергнуто руководителем СБР Мухаммадом Хамданом Дагло Хамедти , который занимает ещё и пост заместителя главы переходного Суверенного совета, то есть является вторым человеком в государственной иерархии. Это фактическое двоевластие и стало причиной обострения ситуации в минувшие выходные.
В пятницу уже командующий СБП генерал Хамдан «Хемети» констатировал, что готов к переговорам с руководством армии, для преодоления накопившихся разногласий. Несмотря на то, что эти мирные увещевания ничего не дали и конфликт все-таки разразился, стороны пока продолжают демонстрировать готовность разобраться в проблеме через диалог. Вскоре после того, как началось противостояние уже глава государства генерал Аль-Бурхан сказал, что можно все решить переговорами, но мятежники должны сложить оружие. Если это условие не будет выполнено, части суданской армии из разных провинций страны будут направлены в столицу для борьбы с мятежниками. Председатель правления союза Африканская деловая инициатива Наталья Цайзер в разговоре с «Совершенно секретно» отметила, что несмотря на риторические приемы, стороны сейчас вряд ли готовы к серьезным переговорам. Я думаю, что какого-то быстрого разрешения ситуации ждать не приходится. Острая фаза может завершится относительно быстро, а вот полноценное восстановление государственности в Судане потребует времени», - говорит Цайзер. Одна из сторон противостояния рассказывает о своих новых военных успехах, другая эти заявления отрицает и в этой роли они меняются местами. СБП заявляли что захватили Международный аэропорт Хартума, президентский дворец и ту самую воздушную гавань Мероэ, с боев за которую и начался конфликт. Однако глава государства в комментариях для глобальных СМИ все эти победные реляции повстанцев опроверг. Более того, по мнению Костелянца, призывы генерала Хамдана к международному сообществу вмешаться в ситуацию указывают на то, что инициативой в конфликте владеет национальная армия. У СБП - мотивированная и опытная пехота. У армии - авиация и тяжелые вооружения. Но нельзя не учитывать вероятную поддержку суданской армии Египтом. Масштаб этой поддержки оценить сложно, но по мнению некоторых экспертов египетские ВВС уже наносили удары по СБП в интересах генерала аль-Бурхана. Не зря генерал Хамдан начал призывать международное сообщество к интервенции, чтобы остановить «жестокие бомбежки мирного населения» - видимо, дела у СБП из-за преимущества суданской армии в авиации идут не столь хорошо», - констатировал эксперт.