В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя.
В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя
Мистический уход цивилизации майя — кто виноват? | Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. |
Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя | Предметы из этого полупрозрачного зеленоватого минерала на севере территории, где жили майя, можно найти только в гробницах правителей, пирамидах и древних храмах. |
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя | Кто такие майя, где жили, история, достижения, религия, медицина, науки, письменность, архитектура, технологии, водоснабжение, календарь, цифры, искусство, предсказания, интересные факты о древнем племени загадка упадка цивилизации, индейцы майя сегодня. |
В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя | Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. |
Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн | Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале |
Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?
Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя.
Майя прибыли из Сибири
- Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
- Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя - МК
- Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
- Доклассический период
В джунглях Мексики обнаружен древний город индейцев майя
Мистический уход цивилизации майя — кто виноват? | Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. |
Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение | Смотрите видео онлайн «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение» на канале «10-ka» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2021 года в 13:19, длительностью 00:11:14, на видеохостинге RUTUBE. |
21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам | В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. |
Куда исчезли древние майя?
На улицах находились каналы, по которым дождевая вода стекала в многочисленные емкости. Рядом с городом были естественные резервуары для воды, которые и наполнялись дождевой водой. Майя строили на улицах специальные каналы. Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности. Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг.
Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя. Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб.
У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом. Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь. Документальные свидетельства засухи прошлых лет найдены, и вряд ли можно отыскать сведения о климате в IX веке. Теперь можно продолжить исследования, но в совершенно другой области в метеорологии. Поэтому я начал собирать данные об изменении климата на нашей планете и пытался узнать, что происходило в мире в то время, когда погиб народ Майя. Первые результаты появились во время изучения климата Европы. В руки попали документы с заголовком "Дендрохронология и флуктуация ледяного фронта на севере Швеции". Документ содержал важную информацию.
Изучая кольца на деревьях, ученые выяснили, что 1200 лет назад как раз в то время, когда исчезли Майя, в Швеции наступил чрезвычайно холодный период. Но можете ли похолодание в Европе вызвать засуху в Центральной Америке, специалисты сомневались. Какая может быть связь между похолоданием и засухой? Оказалось, что этот вопрос недостаточно изучен. Кажется, я был первым из жителей Техаса, кто всерьез задумался об этом. Мне даже сказали, что большинство метеорологов сочтут эту проблему в изрядной степени надуманной. Понимаете, я дошел до этого интуитивно, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу и уверен, что между засухой и похолоданием имеется связь" - Дик Гилл. Он решил, что климат Европы и Центральной Америки связаны определенной областью высокого давления, которое находится где-то в Северной Атлантике.
Задача оказалась не из легких. Изучив метеосводки только за XX век, на что ушло порядка двух лет, Дик Гилл сделал настоящее открытие. Области высокого давления обычно ассоциируется со спокойной устойчивой погодой, в Северной Атлантике имеются такие области, одна из них уже длительное время находится возле Европы. А в Арктике зафиксирована необычно низкая температура". Исследователь установил, что между изменениями климата в разных частях существует взаимосвязь. Подтвердит ли это версию о засухе? В этом ему поспособствовали специалисты по компьютерному моделированию. Для этого не нужно мерзнуть на полюсе или потеть в тропиках, имеется уникальная возможность моделировать климат на земле".
Специалисты определяют как можно сместить область дождей из Центральной Америки и вызвать засуху. Модулируя похолодание на Севере, компьютер выдает поразительные результаты.
К поверхности воды спускались лианы, а стены сенота обросли причудливыми растениями. Он построен в виде пирамиды. Каждый год, в дни осеннего и весеннего равноденствия 22 сентября и 20 марта тысячи людей со всего мира съезжаются посмотреть уникальное явление Кукулькана — Пернатого змея. Именно в эти дни, даже при отсутствии солнца, на ступенях пирамиды появляется изображение гигантского змея из треугольников света и тени. Это волшебное явление доказывает, что у древних майя были очень развиты геодезия и астрономия.
Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась! Все сооружения в Чичен-Ице построены особым образом, для усиления акустического эффекта. Даже тихие звуки здесь слышны очень четко. Я ощутила на себе особую энергетику Чичен-Ицы. Бескрайние размеры города, точность в построении и астрономии, священная тишина делают это место волшебным. Потомки майя В один из дней мы попали в поселение потомков майя. Нас встретил человек, отличавшийся по внешности от мексиканца.
Жертвами становились только пленные из соседних племен, которых майя забирали с собой после сражений. Иногда и вовсе обходились без чужого участия: религиозные лидеры занимались кровопусканием, прокалывали свои тела и кровью смазывали священных идолов. Отсутствие материалов Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. Многие орудия представляли собой весьма примитивные конструкции. Что же касалось оружия для битв, воины предпочитали использовать подручные средства: например, гранаты из осиных гнезд.
Специфические вкусы Среди майя существовали неоднозначные понятия о красоте. Косоглазие не считалось изъяном, наоборот, родители старались с детства нарушить зрение у ребенка, чтобы сделать его красивым по всем канонам: малышу на уровне глаз привязывали шарик. Более того, на пятый день жизни к голове младенца вплотную привязывали деревянную дощечку — лобная кость черепа должна была иметь сплющенную форму. Обязательная татуировка Татуировки пользовались особенной популярностью в народе. Больше обычных рисунков на теле майя любили геометрическую татуировку — прежде чем окрасить кожу делали надрезы.
Покрытые тату люди считались самыми смелыми — обычно процесс занимал достаточно долгое время, причем боли были почти нестерпимые. Людей с девственно чистой кожей в обществе высмеивали.
Но ни одно из этих предположений не получило какого-либо подтверждения. Истина как всегда оказалась проста и банальна. Цивилизацию майя погубила её собственная элита, дошедшая в своём властолюбии до крайней точки. Империя майя никогда не была государством в том классическом виде, к которому привыкли жители Европы и восточных регионов. По сути дела это был конгломерат множества городов-государств, во главе которых стояли местные царьки. Все эти мини-республики периодически воевали друг с другом, создавая временные союзы то против одной, то против другой группировки, а иногда внезапно нападая на собственных союзников. Как видим, хорошо знакомая ситуация, не меняющаяся в течении всей истории.
Собственно, все эти войны, якобы необходимые для совершения кровавого культа жертвоприношений ненасытным богам, были вызваны вполне меркантильной причиной — убедить свои народы в социальной значимости паразитирующей знати. Следует заметить, что города соперников никогда не разрушались, не было и массового истребления жителей. Побеждённые отделывались только данью, все тяготы которой ложились в основном на плечи простолюдинов.
Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото)
Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката | Кто такие майя, где жили, история, достижения, религия, медицина, науки, письменность, архитектура, технологии, водоснабжение, календарь, цифры, искусство, предсказания, интересные факты о древнем племени загадка упадка цивилизации, индейцы майя сегодня. |
Куда исчезли древние майя? | Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя. |
В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя | Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. |
Майя: тайна гибели цивилизации
Майя проживали на территории юга Мексики, а также Гватемалы, Белиза и Гондураса. самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества.
Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ
Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам.
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Чтобы добраться до затерянного в джунглях города, учёные преодолели 60 километров по густым зарослям. В городе были обнаружены несколько зданий, в том числе пирамидальные конструкции высотой 15 метров, каменные колонны и другие сооружения, расположенные в виде концентрических колец. Кроме того, в городе есть площадка для игры в мяч, которую, возможно, использовали для отдыха или религиозных целей. По словам археологов, город был важным местным центром между 250 и 1000 годами нашей эры, известной как классическая эпоха с точки зрения цивилизации майя.
Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство.
В постклассический период 1200—1450 Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты — например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями. Календарь древних майя.
В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления — т. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет катун. Двадцать катунов то есть четыре века составляли бактун.
Майя применяли одновременно две системы календарного времени — 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 365-дневных года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена. Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.
На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств — будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе.
Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков. Социальная организация.
Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом — простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.
Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины.
Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни. Письмо и изобразительное искусство.
Сауны занимают важное место в культуре майя, потому что майя верили, что, войдя в сауну, можно избавиться от грязи не только физически, но и морально Gett Images 12.
Потомки майя все еще живы, несмотря на приход испанцев в 1520-х годах и начала эпохи неизвестных до того майя болезней, колонизации и завоеваний Gett Images Лишь в 1697 году пал последний независимый город майя Тайясаль. Как и другие, он был подчинён Испании. Подавляющее большинство руин и пирамид, которые мы привыкли видеть на фотографиях, на самом деле являются «Чичен-Ица» и были недавно куплены бизнесменом, который не пожелал назвать своего имени Wikipedia 14. Заключенных и рабов выкрашивали в синий цвет перед принесением в жертву и пытками.
Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением.
Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс».
Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания.
В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа.
Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света.
Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий.
Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда.
Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре.
В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами.
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.
Древний город майя Теотиуакан Факты и история Майя Древняя цивилизация майя не имела централизованной политической системы, как это было в Древнем Риме. Вместо этого майя имели множество небольших государств-городов со своими лидерами и политическими системами. Некоторые из таких городов угасали с течением времени, к примеру такой как Тикаль, который находился на территории сегодняшней Гватемалы или Чечен-Ица, располагавшийся в районе мексиканского полуострова Юкатан. Политическая система и исчезновение Майя Падение городов майя происходило в основном за счет многолетних засух и политических потрясений. Государства мая продолжали свое существования даже после европейских завоеваний и болезней, которые принесли Испанцы в Америку. Однако последний город Нойпетен, был оставлен только в 1697 году. Научный анализ спелеотемов и скальных структур в пещерах подтвердил догадку ученых — между 800-930 годами нашей эры случилось множество сильнейших засух в регионах южной Мезоамерики.
Сама политическая система майя основывалась на воде.
На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель.
Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова. Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул?
Две страницы из Дрезденского кодекса. Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований. Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города.
Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане. В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече. В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками. Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга.
В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор. К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами. Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца. Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял.
В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть. Местные жители большей частью распутнее и коварнее, чем где бы то ни было в уже открытых землях. При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью.
После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик. Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти.
Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете.
Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов.
И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают.
Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах.
Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей.
Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах.
Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа.
Чтобы намеренно развить его, ребенку на уровне глаз привязывали каучуковый шарик. Кроме того, майя специально деформировали лобную кость черепа, придавая ей сплющенную форму. Для этого ко лбу младенца через пять дней после рождения плотно прикрепляли деревянную дощечку. По мнению майя, удлиненная форма головы придавала человеку благородный вид.
К тому же за лоб такой головы было удобнее цеплять лямки, с помощью которых переносили тяжести. Знатные люди, помимо того, искусственно изменяли форму носа, создавая орлиный профиль иногда с помощью глиняных или восковых накладок. Согласно одному из предположений, так лицо было больше похоже на початок кукурузы — основную сельскохозяйственную культуру, которую выращивали майя. Что касается телосложения, то знатные люди, как мужчины, так и женщины, обычно изображались довольно упитанными , даже с заметным брюшком. Вероятно, полнота считалась признаком материального благополучия и достатка. Чем больше на теле было тату, тем храбрее считался мужчина, так как нанесение рисунка прорезанием было очень мучительным, а человек после этого болел несколько дней.
При этом тех, кто не хотел татуироваться, высмеивали. Примечательные факты о майя, которые не расскажут на уроках истории Бытует мнение, что в древние времена люди мало жили. Однако это не совсем верно.
Доклассический период
- Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
- Конец цивилизации майя: почему покинули свои города, и куда они исчезли
- Окомтун — древний город цивилизации майя
- В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя
- МАЙЯ (Цивилизация)
- Тайны цивилизации Майя
Что еще почитать
- Руины Коба
- Почему исчезла древняя цивилизация Майя?
- Ранние майя, 1800 г. до н.э. - 250 г. н.э.
- Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении – Москва 24, 18.01.2017
В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя
Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива. Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия. Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями.
Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще.
На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье.
Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов.
Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков.
На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V.
Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель. Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова. Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул?
Две страницы из Дрезденского кодекса. Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований. Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города. Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане. В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече. В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками.
Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор. К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами.
Один из основных стилей архитектуры майя носит название пуук «холмистая местность» , названный так по одноименному холмогорью, которое находится на юго-западе Юкатана. Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле.
Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств. Построенные в стиле пуук храмы напоминают дворцы со множеством комнат. Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol.
Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н.
Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная.
Климатическая версия гибели майя Средневековые конкистадоры завоеватели , в начале шестнадцатого века прибыли на неизвестные берега с одной целью — окультурить живших там дикарей. Но, как оказалось, эти племена вовсе не дикие, более того, они сами могут кого хочешь поучить культуре. Конфликт был неизбежен, но индейцы не просто выжили, но еще и упорно сопротивлялись европейскому рабовладельческому строю много лет. Почему же погибла цивилизация майя, неужели не вынесла напора инфекционных заболеваний, который им преподнесли в дар гордые испанцы? Почему покинули свои города майянцы Изучая вопрос падения майянцев, неплохо вспомнить первые шаги этой легендарной народности. Первые поселения майя появились в первом тысячелетии до нашей эры, а своего расцвета эта цивилизация достигла около 600 года н. Археологи современности были без ума от счастья, когда начали обнаруживать тысячи майянских городов на юге Мексики, поблиз Белиза и Гватемалы. Почти за двести лет раскопок и исследований ученые ни на йоту не приблизились к разгадке заката народности. Единственно, о чем можно говорить с уверенностью: майя имели высокоразвитый интеллект, знали математику и астрономию, что позволяло им возводить пирамиды и храмы. Эти удивительные здания майя соотносили с музыкой сфер и астрономическими явлениями вроде затмений Солнца и Луны. А набор узелков-иероглифов смог расшифровать в середине прошлого века ученый из СССР.