Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области.
Юрий Гагарин. Биография
Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (сейчас — Гагаринский район Смоленской области). Первый космонавт Земли Юрий Гагарин ровно 50 лет назад трагически погиб во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. В 1955 году Юрий Гагарин уезжает учиться в город Оренбург в летное училище.
Рассекречено личное дело Юрия Гагарина
56 лет назад в Москве простились с советским летчиком-испытателем, первым человеком в космосе Юрием Гагариным. Версий смерти Героя СССР первого космонавта Юрия Гагарина много, заявил последний ныне живущий представитель первого отряда. В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос.
Юрий Гагарин. Сила – в любви
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения самого знаменитого человека на Земле. Сколько лет прожил гагарин. Летчики космонавты СССР Гагарин. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика.
Какой была жизнь первого космонавта Земли
9 марта 2019 года первому космонавту Земли, Юрию Алексеевичу Гагарину, исполняется 85 лет. 12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. 63 года назад, 12 апреля 1961-го, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
«Особенный человек»: 55 лет со дня гибели Юрия Гагарина
Первый раз Юрий Алексеевич Гагарин был в Хабаровске с женой 20 мая 1962 года по пути в Японию, куда он направлялся по приглашению общества дружбы «Япония – СССР». Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. Гагаринский район Смоленской обл. Ровно 90 лет назад родился первый в мире космонавт Юрий Гагарин. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин в паре с инструктором — полковником Владимиром Серегиным выполнял тренировочный полет на самолёте МиГ-15. Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего в 1968 году при крушении самолета, очень долго были окружены слухами.
Юрий Гагарин. Сила – в любви
Корпус полностью разрушился, а обломки разбросало на площади 100 на 200 квадратных метров. Вскоре был найден второй парашют и оба катапультных кресла с целыми пиропатронами. Останки обоих летчиков немедленно отправили в Москву на экспертизу и уже вечером кремировали. Во второй половине дня из земли извлекли двигатель самолета, а затем и обе кабины, переднюю и заднюю В каждой были часы — и по отпечаткам стрелок удалось установить время катастрофы. На первом же заседании создали четыре подкомиссии — по изучению летной подготовки, по самолету, по организации летной работы в ЦПК и организационную. Стоит отметить важную вещь: и комиссиями, и подкомиссиями руководили профессионалы. По данным Госкомиссии, столкновение с землей произошло в 10 часов 31 минуту 00 секунд — через 50 секунд после последнего сеанса связи. По результатам расследования катастрофы было установлено, что МиГ-15УТИ летел под углом 50-55 градусов, с креном 5-7 градусов и с полностью исправным двигателем, работавшим в момент столкновения с землей в штатном режиме.
Рули высоты были отклонены вверх на 16-18 градусов, элероны — вправо на 5 градусов, рули поворота и триммеры находились в нейтральном положении До самого момента столкновения с землей самолет оставался целым и невредимым. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться, оба находились в сознании, Юрий Гагарин управлял самолетом — на это указывали отпечатки подошв на педалях управления и отпечатки рукавиц на рукоятях. Анализ показал, что в крови у Гагарина и Серегина не было алкоголя и что ни один из них не чувствовал страха — адреналина не было. Оба были в рабочем состоянии до момента гибели, Гагарин левой рукой держал ручку управления самолетом, ноги обоих были на педалях и давили на них Степан Микоянгенерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Позже по срубленным МиГом деревьям установили угол падения — около 55 градусов. Не выявили следов попадания молнии. Ни в кабине, ни в телах не нашлось следов ядов или газов. Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром.
При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский. На земле нашли два десятка старых метеозондов, но ни на одном не было следов столкновения с самолетом. В результате уже через пять месяцев комиссия фактически завершила работу. Из заключения и предложений Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника Гагарина Ю. В результате тщательного анализа динамики полета самолета, изучения материальной части и дополнительных исследований установлено, что наиболее вероятной причиной аварии является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или что менее вероятно для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности. Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеообстановки. Правительственная комиссия отмечает, что тяжелому исходу летного происшествия способствовали крупные недостатки в организации и руководстве полетами на аэродроме Чкаловский и безответственное отношение командования Военно-воздушных сил тт.
Ими и руководством полетами на аэродроме Чкаловский т. Пушко не было принято никаких дополнительных мер по обеспечению безопасности полета Ю. Гагарина и не обеспечено выполнение целого ряда мер по безопасности полетов, предусмотренных установленными правилами. Вывод о резком изменении траектории из-за угрозы столкновения с метеорологическим шаром устраивал всех: фактически никто не был виноват — ни летчики, ни офицеры полка, ни инженеры. При этом все результаты расследования были засекречены. Возникло множество слухов: согласно одним, перед вылетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки каждый; по другим — Гагарина убили по приказу Брежнева, так как он, став депутатом Верховного Совета СССР, пытался улучшить положение советских людей; по третьим — Юрий якобы погиб во время испытаний космического корабля для высадки на Луну. Результаты работы Госкомиссии были засекречены, с ними ознакомили только узкий круг руководителей — и практически повелели забыть Впрочем, это лишь подпитывало множество слухов и сплетен, которые долго беспокоили народ.
Между тем специалистов волновали другие вопросы, которые оставались без ответа. Первый из них был связан с тем, что самолет МиГ-15УТИ под бортовым номером 18 не был предназначен для учебно-тренировочных полетов — именно поэтому он находился в технико-эксплуатационной части ТЭЧ. Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов. Пилот размещался в передней кабине, а парашютист — в задней И для того, чтобы было удобно, в кабине инструктора сняли ручку управления самолетом — она мешала при срабатывании катапульты. Для этих же целей переоборудовали фонарь задней кабины. Именно по этой причине Владимир Серегин, находясь в полете с Гагариным в кресле инструктора, не мог взять управление на себя — педали управления там тоже были отключены. К тому же кабина МиГ-15 была сделана таким образом, что если передний летчик катапультировался, то у заднего фонарь не откидывался: он был обречен погибнуть вместе с самолетом.
А барорегистратор высоты и скорости полета в тот день почему-то забыли заправить бумагой — объективных данных о происходящем не было. Установленные на МиГ-15 подвесные топливные баки сильно влияли на аэродинамические характеристики, замедляя маневрирование и снижая допустимые перегрузки почти в три раза: управлять таким самолетом могут только опытные летчики. Тонкость в том, что они быстрее сваливаются в неуправляемый режим Однако, по словам Степана Микояна, уже после катастрофы летчики на МиГ-15 с подвесными баками специально исследовали вопрос управляемости и ничего критического не почувствовали. Самолет действительно реагировал немного иначе, но не критично. Однако и испытания проводили опытные летчики с большим налетом. У Юрия Гагарина действительно была очень слабая летная подготовка, а самолет был не подготовлен к работе инструктора, да и полетные характеристики сильно отличались от тех МиГ-15, на которых раньше летал Гагарин. Причиной трагедии стали грубейшие нарушения элементарных правил безопасности Николай Сергеевлетчик Впрочем, против этой версии играет тот факт, что в крови летчиков не был обнаружен адреналин — то есть ничего опасного ни Гагарин, ни Серегин не чувствовали.
Перевернутое небо В среде специалистов существуют еще две версии катастрофы, которые связаны с техническими недостатками самолета Гагарина. Первая — в том МиГ-15 был установлен авиагоризонт модели АГИ, у которого сверху находилась коричневая полусфера, а снизу — голубая. На других истребителях стояла более новая модель АГД — на ней цвета были расположены наоборот, и голубой фактически соответствовал небу.
Он был удостоен Золотой звезды Героя Советского Союза, ордена Ленина и высших наград многих государств. Гагарин и Серёгин погибли. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Гагарина. Его именем были названы кратер на Луне, малая планета, Центр подготовки космонавтов и Военно-воздушная академия.
Кроме него у его родителей было ещё трое детей — двое мальчиков и девочка. В 1941 году Гагарин пошёл в школу, но долго не проучился из-за войны. Деревня Клушино попала под немецкую оккупацию, под которой пробыла почти полтора года. Вернуться к учёбе мальчику удалось только в 1943 году. С 1951 по 1954 годы Гагарин учился в Саратовском индустриальном техникуме по специальности «Литейное производство», который окончил с отличием. А после этого — связал свою жизнь с небом. С 1954 по 1955 годы Юрий Гагарин занимался в Саратовском областном аэроклубе. С 1955 года стал курсантом 1 -го Чкаловского военного авиационного училища летчиков имени К. С декабря 1957 года служил в истребительном авиационном полку Северного флота. Также в 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой. У них родились две дочери — Елена 1959 и Галина 1961. Обе они сейчас живы, занимаются научной деятельностью. Юрий и Валентина Гагарины «Поехали! Чтобы его признали годным для космических полётов, молодому человеку пришлось выдержать множество тестов и проверок. Психологи аттестационной комиссии так характеризовали Гагарина : «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краёв полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием.
Старших брата и сестру нацисты увезли на работы в Германию, где те чудом остались живы. После войны они вернулись домой. Здесь же окончил вечернюю школу рабочей молодёжи. В 1951 году будущий космонавт поступил в Саратовский индустриальный техникум и записался в клуб авиалюбителей. Именно там будущий покоритель космоса познакомился с трудами Константина Циолковского — полученные благодаря им знания сыграли едва ли не определяющую роль в его судьбе. После окончания техникума юноша отправился в военное авиационное училище летчиков имени Ворошилова, окончив которое в 1957 году был направлен на службу в Мурманскую область. Через два года Военно-воздушные силы СССР начали отбор и подготовку космонавтов и 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой стать одним из них. Отбор в первый отряд космонавтов проводился по определенным параметрам: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70—72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений, которые определялись мощностью ракеты-носителя корабля «Восток-1».
«Береги девчонок, Валюша». Вдова Юрия Гагарина пережила его на 52 года
В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. Чкалова: «Если быть, то быть первым».
Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё.
Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления наших лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно не летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-60-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Белоцерковского и ряда учёных По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. Белоцерковского и космонавта А. Леонова который был членом правительственной комиссии , исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта. Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым. Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования. Серьёзные нарушения в планировании полётов. Белоцерковский и Н. Каманин обвиняют генерала Н. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Наиболее вероятным «событиями» могли быть: Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц; Попадание в след пролетевшего самолёта; Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра. Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх. С подвешенными баками, допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности по сообщённой лётчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали. По данным комиссии: «Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась». По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Качаровского: «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом». Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно. Эти же перегрузки являются практически максимальными и для пилотов. По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях. В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунд полёта. Кузнецова По версии, выдвинутой Николаем Фёдоровичем Кузнецовым , Серёгину последнее время нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин выполняя пилотаж не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина. Кроме того, исследования останков подтвердили, что тело Гагарина до сих пор не найдено. А на вещах Юрия нет следов его крови. Эта тема продолжает волновать умы до сих пор. Существует версия, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки, и только после этого полетели. Но эта версия кажется полной нелепостью: алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Также существует версия, что Гагарин подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего ещё много лет прожил в имении в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком. Существует также Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги Гагарин был большим хоккейным болельщиком. Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина.
В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты. После того, как выбор пал именно на него, в жизни Юрия Гагарина произошло величайшее событие. Благодаря Хрущеву , сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора. Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия. Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов.
Что еще почитать
- Сегодня Юрий Гагарин мог бы отметить 87-летие — «Важное в Гагарине»
- Из книги «Слово о сыне: Воспоминания» Анны Тимофеевны Гагариной
- Вдова Юрия Гагарина: Тихо в квартире. Я одна. Я чего-то жду
- Со дня рождения Юрия Гагарина исполнилось 89 лет
Какой была жизнь первого космонавта Земли
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина | Первый космонавт Юрий Гагарин прожил всего 34 года, но остался в памяти человечества как первый, кому удалось совершить подвиг и отправиться в бескрайнюю темноту, где царит неизвестность. |
10 малоизвестных фактов о Юрии Гагарине - 10 марта 2024 - НГС24.ру | В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. |
Как погиб Юрий Гагарин: узнайте все версии смерти первого космонавта | Биография Гагарина Юрия Алексеевича, совершившего первый полет в космос, фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти. |