Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Если бы не знаменитая певица Сезария Эвора, которая здесь родилась и прожила всю свою жизнь. Еще этот городок сохранил прекрасную колониальную застройку 18-19 веков и развалины. 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде.
Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе
Сезария Эвора: путь к успеху босоногой девушки | 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде. |
Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь | Сезария Эвора является легендой в мире музыки. |
Сезария (Цезария) Эворa. | Пикабу | Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. |
Сезария Эвора
Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу (Острова Зеленого Мыса, ныне Республика Кабо Верде). В 1993 году 51-летняя певица из Кабо-Верде Сезария Эвора собрала полный зал главной европейской концертной площадки — парижской «Олимпии». Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног.
КОГДА СЛОВА НЕ ВАЖНЫ
- 8 милых причуд Сезарии Эворы, покорившей мир своим талантом и непосредственностью
- ГТ - До своей кончины Сезария Эвора успела дважды выступить в Ярославле
- Спасающий голос
- Детство и юные годы Сезарии Эворы
- Унылое место
- Курсы валюты:
Сезария Эвора: история жизни великой певицы
Культура 20. Первый концерт состоялся три года назад, последний - за год до её смерти. В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик".
Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош.
Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями».
Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство.
При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила.
Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса.
Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде.
С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство.
Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях.
Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения. Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели.
На ее деньги содержалось почти половина здравоохранения страны, несколько больниц. Босоногая дива 1990 — Distino de Belita рус.
Судьба красавицы 1991 — Mar Azul рус. Лазурное море 1992 — Miss Perfumado рус. Благоухающая девушка 1994 — Sodade 1997 — Cabo Verde рус. Кабо Верде 1999 — Caf? Избранное 2001 — S?
Всё это для меня - счастье. Никаких фестивалей! Её называют восходящей звездой и едва ли не вашей преемницей.
Нет творческой ревности? Она талантлива. Мы дружим. А вообще у нас один и тот же продюсер, Хосе де Сильва. Думаю, автор песни Консуэло Веласкес была бы довольна вашим исполнением. Просто она показалась мне настолько прекрасной, что невозможно было не записать её. Несколько лет назад мы с Консуэло встретились в Мексике, и она сказала, что ей нравится именно моё исполнение. Вы готовитесь к этому событию?
Наверное, в вашей стране эта дата будет отмечаться как национальный праздник… - Нет-нет, никаких фестивалей. Дочка купит тортик, приедет в гости, и мы съедим его в тесном семейном кругу. Это дедушка-домовой. Начинает задумчиво вертеть в руках, рассматривая глазастенькое существо с пушистой льняной шевелюрой.
Памяти Сезарии Эворы
Кабо Верде 1999 — Caf Atlntico рус. Избранное 2001 — So Vicente de Longe рус. Сан Винсенте издалека 2003 — Voz de Amor рус. Голос любви 2006 — Rogamar рус. Ода морю 2009 — Nha Sentimento Интересные факты Песню «Rotcha Scribida» принято считать автобиографичной, написанной на смерть матери певицы. В своей стране певица финансировала всю систему начального школьного образования. Также финансировала большую часть и среднего образования в Кабо-Верде. На её деньги содержалась почти половина здравоохранения страны, несколько больниц.
В 2004 году Сезария записала ремейк известной композиции «Il ragazzo della via Gluck», исполнив его совместно с итальянским актёром и певцом Адриано Челентано. В 2004 году российский певец Сергей Пенкин записал песню «Посвящение Сезарии Эвора», которая вошла в его альбом «Не забывай». В 2013 году бельгийский певец Stromae посвятил ей песню «Ave cesaria» со своего альбома «Racine Carre».
Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знала, как объяснить другим, что это такое.
Единственный язык, которым она владела — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходила на крупные концертные площадки мира и рассказывала о своем народе. Несколько лет назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля.
Последних, правда, принято называть бардами. Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания.
Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». В семилетнем возрасте Сезария потеряла отца, а вскоре и вовсе оказалась в детском приюте Намного позже, став певицей мирового масштаба, она не покинет свою родину окончательно, станет помогать семьям бедняков и обитателям приютов, открывая сердце каждому, кто придет к ней со своей печалью. Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное.
В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие — кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Когда слова не важны. Даже если ты не знаешь языка, ты все равно слушаешь ее и понимаешь. Люди говорят на языке ритмов». Слушателю запоминаются больше морны — печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке.
Есть еще коладеры — они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый — Distino di belta — был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми».
А Сезария пела душой — к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности — кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, — признавалась она.
К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Но это тоже произойдет позже, а пока Сезария оставалась в Минделу, пела для посетителей и пила с ними, слушая рассказы о дальних странах. Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», — скажет она много лет спустя.
И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. Лучше позже.
Свой первый сольный альбом певица записала в 43 года в Лиссабоне.
Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Титу Париш. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердианцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию [9]. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».
В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Miss Perfumado» в 1992 году.
Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь
В этом контексте можете ли вы назвать себя счастливым человеком? Не слышала о таком. Но согласна с ним полностью. Я действительно счастлива именно в семье - слава Богу, она у меня есть. Мои родители уже ушли, но есть дочь, сын, внук - уже совсем взрослый - и внучка. Всё это для меня - счастье. Никаких фестивалей! Её называют восходящей звездой и едва ли не вашей преемницей. Нет творческой ревности?
Она талантлива. Мы дружим. А вообще у нас один и тот же продюсер, Хосе де Сильва. Думаю, автор песни Консуэло Веласкес была бы довольна вашим исполнением. Просто она показалась мне настолько прекрасной, что невозможно было не записать её. Несколько лет назад мы с Консуэло встретились в Мексике, и она сказала, что ей нравится именно моё исполнение.
Казалось, что счастье было уже так близко, но вскоре Эдуардо сел на корабль и навсегда уплыл из маленького Минделу, так как у него были серьезные планы на материке.
Больше Сезария его не видела. Но Эвора мечтала о настоящей славе, она хотела, чтобы ее творчество стало популярным в других странах. Увы, этим мечтам было суждено сбыться еще не скоро. В 1975 году на Островах Зеленого Мыса случился политический переворот, они наконец обрели независимость от Португалии и получили название Республика Кабо-Верде. Правда, эти перемены повлекли за собой тяжелый финансовый кризис. Сезария была вынуждена уйти со сцены на 10 лет, так как песни перестали приносить ей деньги. Более того, они уговорили ее поехать в Лиссабон, чтобы выступать перед кабо-вердианской диаспорой.
Именно в португальской столице Сезария записала свой первый альбом. На тот момент ей было уже 43 года. Он был поражен ее голосом и колоритными песнями, поэтому убедил Эвору поехать вместе с ним во Францию. В 47 лет Сезария исполнила свою давнюю мечту — она увидела Эйфелеву башню. В Париже Сезарию ждал успех, она записала еще 3 альбома, которые наконец-то пробили этнический барьер и принесли певице славу «аристократки ресторанной музыки» — так ее называли местные журналисты. Французы были покорены немолодой женщиной с чарующим голосом, песни которой переносили их в совершенно другой мир. Однако сама Эвора уверяла, что в этой ее привычке не было никакой подоплеки — просто она не любила носить обувь.
Первую пару туфель она купила специально для гастролей, когда ей было уже за 40. Ее прозвали «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей».
Сезария появилась на свет в порту Миндело на острове Сан-Висенте, бывшем гнезде пиратов и работорговцев.
Звучит романтично, но, увы, после отмены рабства на островах Зеленого Мыса оно просуществовало аж до 1878 года и окончательной ликвидации флибустьеров колония впала в окончательный упадок. Да и полученная в 1974 году независимость не сделала жителей Кабо-Верде много богаче — по размеру ВВП на душу населения страна стоит в начале второй сотни, между Монголией и Украиной , а по индексу человеческого развития чуть-чуть уступает Таджикистану и Киргизии. Большую часть своей жизни певица провела в климате, не особо требующем туфель и ботинок как не вспомнить соответствующую главу из «Королей и капусты».
Впрочем, климат этот, пожалуй, наложил свой отпечаток и на привычки аборигенов, и на их музыку — монотонные и печальные песни, именуемые «морна», выросшие на питательном субстрате культуры Западной Африки и португальских городских «романсов» фаду и модиньо. Великая французская певица остается популярной и спустя десятилетия после смерти Русский писатель Иван Гончаров, посетивший острова на борту фрегата «Паллада» в 1853 году, так описывал здешние места: «Берег между скалами весь пустой, низменный, просто куча песку, и на нем растет тощий ряд кокосовых пальм. Как всё это вместе взятое печально, скудно, голо, опалено!
Пальмы уныло повесили головы; никто нейдет искать под ними прохлады: они дают столько же тени, сколько метла. Всё спит, всё немеет. Нужды нет, что вы в первый раз здесь, но вы видите, что это не временный отдых, награда деятельности, но покой мертвый, непробуждающийся, что картина эта никогда не меняется».
Сама Сезария, скупая на слова и немного застенчивая женщина, говорила о своей родине так: «Там довольно уныло.
Сезария появилась на свет в порту Миндело на острове Сан-Висенте, бывшем гнезде пиратов и работорговцев. Звучит романтично, но, увы, после отмены рабства на островах Зеленого Мыса оно просуществовало аж до 1878 года и окончательной ликвидации флибустьеров колония впала в окончательный упадок. Да и полученная в 1974 году независимость не сделала жителей Кабо-Верде много богаче — по размеру ВВП на душу населения страна стоит в начале второй сотни, между Монголией и Украиной , а по индексу человеческого развития чуть-чуть уступает Таджикистану и Киргизии.
Большую часть своей жизни певица провела в климате, не особо требующем туфель и ботинок как не вспомнить соответствующую главу из «Королей и капусты». Впрочем, климат этот, пожалуй, наложил свой отпечаток и на привычки аборигенов, и на их музыку — монотонные и печальные песни, именуемые «морна», выросшие на питательном субстрате культуры Западной Африки и португальских городских «романсов» фаду и модиньо. Великая французская певица остается популярной и спустя десятилетия после смерти Русский писатель Иван Гончаров, посетивший острова на борту фрегата «Паллада» в 1853 году, так описывал здешние места: «Берег между скалами весь пустой, низменный, просто куча песку, и на нем растет тощий ряд кокосовых пальм. Как всё это вместе взятое печально, скудно, голо, опалено!
Пальмы уныло повесили головы; никто нейдет искать под ними прохлады: они дают столько же тени, сколько метла. Всё спит, всё немеет. Нужды нет, что вы в первый раз здесь, но вы видите, что это не временный отдых, награда деятельности, но покой мертвый, непробуждающийся, что картина эта никогда не меняется». Сама Сезария, скупая на слова и немного застенчивая женщина, говорила о своей родине так: «Там довольно уныло.
Сезария Эвора - Cesária Évora
С шестнадцати лет Сезария Эвора пела в тавернах, с девятнадцати — на круизных судах. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. С шестнадцати лет Сезария Эвора пела в тавернах, с девятнадцати — на круизных судах. 7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!
Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива
Биография. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. В 1993 году 51-летняя певица из Кабо-Верде Сезария Эвора собрала полный зал главной европейской концертной площадки — парижской «Олимпии». Биография Cesaria Evora. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов.
Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
Поклонники много чего дарят, и в доме Сезарии есть сувениры с разных концов света. Она любит ходить по магазинам и признается, что в России покупает одежду и золото. Эвора готова приехать в любую страну, в которую ее позовут, но никогда ничего не загадывает и ни о чем не мечтает: все должно идти своим чередом. И принесла 50 миллионов Ее голос завораживает. Шелковые мягкие звуки с хрипотцой на кабовердийском креольском диалекте португальского языка, есть в нем знакомые французские, испанские, португальские слова, но его невозможно понять — это родной язык Сезарии, которому она принципиально не изменяет ни на сцене, ни в жизни. С благодарностью она вспоминает того, кому пела первый раз: если бы не эта любовь, слава бы ее не нашла. Эвора очень любит свою родину, старается почаще туда возвращаться чтобы «зарядить батарею». А когда она поет, перед ее глазами встает родной берег в окружении волн. Она не отдает предпочтения ни коладерас танцевальные песни , ни морна блюзовые напевы в типичных ритмах Кабо-Верде , а любимая песня — Miss Perfumado, она дала название одному из ее альбомов.
Важным было и то, что морна по определению существовала в плоскости поп-музыки — пусть и в достаточно архаичной ее форме. К 85-летию певицы, подарившей нам «Надежду» Триумф и тишина Ее записи разошлись по всему миру более чем в 6 млн экземпляров, ей восхищались знаменитые режиссеры Эмир Кустурица специально пригласил ее записать песню для «Андерграунда» и музыканты. Мадонна просила Эвору выступить на своей свадьбе, а потом на дне рождения, но оба раза получила отказ — главная звезда Кабо-Верде уже отпела свое на вечеринках. К тому моменту она собирала залы на 20 тыс.
На манеру исполнения новый масштаб не повлиял — «я одинаково пою перед президентом, компанией рыбаков в баре или публикой в большом концертном зале». К концу жизни она была кавалером французского ордена Почетного легиона и Большого креста португальского ордена Генриха-мореплавателя, лауреатом «Грэмми» и «Виктуар де ля мюзик». Восторженная пресса называла ее курящей и пьющей бабушкой поп-музыки. Эвора скромно отмечала в ответ, что курят и пьют многие бабушки, а она сама, по крайней мере, отказалась от виски.
Впрочем, для земляков ее дом в Миндело оставался открытым всегда — даже за сутки до смерти она принимала гостей, просто зашедших с улицы выразить свое почтение королеве морны. Незадолго до смерти она объявила, что уходит со сцены — здоровье певицы было сильно подорвано. В Кабо-Верде был объявлен двухдневный траур, память же о «босоногой диве» остается и поныне.
В семье было семеро детей, отец умер рано, и вся забота о малышах легла на плечи матери. Маленькую Сезарию сначала отдали в приют, а когда девочка подросла и вернулась домой, то активно помогала маме по хозяйству.
У Сезарии рано проявился талант к музыке, и уже с 14 лет она активно выступала на площадках своего города. Сначала девушка исполняла африканские песни, коладеру и морну. У певицы был поистине завораживающий тембр голоса и люди обожали слушать в ее исполнении ностальгические и искренние песни о любви, жизни и нелегкой судьбе. В 17 лет Сезария вместе со своими музыкантами регулярно выступала в клубах и зарабатывала неплохие деньги для себя и своей семьи. Она завоевала любовь людей, которые прозвали ее «Королева морны».
Отличительной чертой в образе певицы было то, что она всегда выступала босиком, а обувь надевала только в странах с холодным климатом. Таким образом, Эвора выражала солидарность с бедными африканскими женщинами.
Ее семья была бедной, но дружной — Сезария росла вместе с 4 братьями. Когда девочке было 7 лет, умер ее отец. Эта потеря далась семье очень нелегко, и особенно горевала маленькая Сезария, ведь она была отцовской любимицей. Мать была не в состоянии одна прокормить детей, поэтому отдала дочь в приют к католическим монахиням. В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна.
Это традиционные песни для Островов Зеленого Мыса, в которых чувствуется влияние африканских мотивов, а также бразильских и португальских ритмов. Название произошло либо от английского глагола to mourn «печалиться» , либо от португальского слова morno «теплый».
Cesaria Evora
Она завоевала любовь людей, которые прозвали ее «Королева морны». Отличительной чертой в образе певицы было то, что она всегда выступала босиком, а обувь надевала только в странах с холодным климатом. Таким образом, Эвора выражала солидарность с бедными африканскими женщинами. Большая творческая карьера Эвору много раз приглашали в Лиссабон для записи песен. Сначала ее продюсером был Тито Парис — земляк Сезарии. Первый сольный альбом певицы вышел в 1988 году. Выход четвертого альбома "Мисс Перфумаду" имел головокружительный успех и о Сезарии заговорили во всем мире.
Эвора стала обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также — ордена Почетного легиона, который ей вручил министр культуры Франции Кристи Альбанель. Всего Эвора записала 18 альбомов, много гастролировала, несколько раз приезжала выступать в Россию.
Семья вынуждена была сдать в аренду часть дома, кормились также с огорода бабушки. Кукуруза, фасоль, арбузы. Все это собиралось и делилось между соседями. И все же Сезарию пришлось отдать в приют. Приютский хор стал первым местом, где услышали её голос. Эвора очень любила свою маму и, несмотря на мировую славу, оставалась домашним человеком, любила только свой Минделу, детей и внуков.
Одна из песен её посвящена маме, она называется «Старушка-мама». Ты вырастила нас возле кухонной плиты Твоя чёрная юбка и маленькая косынка напоминали нам, кто мы такие. Мама, мама, старушка мама, Я пою тебе эту песню, чтобы порадовать тебя. Ты научила нас, что этот мир создан для жизни, Что он создан для любви, Но он создан также для смерти и страданий… Страданий в жизни Сезарии было немало. Мужчины, моряки, прибывали в этот городок и покидали его вновь, оставляя разбитые сердца на берегу… И много детей оставляли. Эвора начала петь в клубах с 16 лет, когда влюбилась в местного моряка Эдуарду. Он первый восхитился её голосом, обучил многим песням, а потом уехал навсегда в другую страну. В клубах Сезарию любили и очень хвалили, она нашла свою нишу, ну а уж голос и тембр и что-то ещё, чему нет названия, как будто родились вместе с ней.
Но… Ни гонораров, ни пластинок. Потом Сезария надолго замолчала. Неудачная личная жизнь, алкоголь… Она никогда не была замужем, рожала детей от разных мужчин, в которых влюблялась… Скрытая страсть очень чувствуется в ней и видна на лице, приглядитесь… Слышна в её глубоком с богатейшим интонированием голосе… И может быть, эта смесь страсти, горечи, бесконечной тоски по счастью, обещания себе, а значит и нам, этого неуловимого счастья — одна из бесконечных загадок Эворы. Я думаю вот о чем. Люди, говорящие на одном языке, самые близкие, порой, абсолютно не понимают друг друга, часто не могут достучаться ни до разума, ни до души ближнего. А эта «бабушка», не очень здоровая, а потом очень больная, неграциозная, не отвечающая никаким стандартам и трендам, естественная, никем не хотела казаться, только собой, просто пронзает сердца совсем незнакомых людей, говорящих на других языках, с чуждым ей менталитетом.. Феноменальный посетил нашу планету человек. Утешала нас, горевала вместе с нами, пела так, как будто разговаривала только с тобой.
К слову, о менталитете. У Сезарии есть развеселый популярный клип Sangue de Beirona. Кто бы мог подумать, что это название означает кабоверденскую идиому «кровь девственницы». На той маленькой земле у моря своя знаковая система, поэтому петь о табуированном в других культурах не то что говорить — петь! Но вернёмся в семидесятые, когда певица на десять лет замолчала, вела жизнь матери-одиночки. До восьмидесятых годов, когда в её судьбе произошёл волшебный перелом, она так и оставалась в своём городке, внутри своей закрытой, познавшей боль душе. Почти не выходила из дома, много, беспробудно пила… И вот середина восьмидесятых.
Такой агрессивный, броский маникюр, казалось бы, совсем не сочетался с ее образом простой босоногой дивы из народа, однако пожилая певица очень тщательно следила за своими ногтями и непременно красила их именно так. А пошло это еще со времен ее молодости, когда она жила бедно и у нее были очень плохие зубы. Чтобы во время выступления этот недостаток не так бросался в глаза, певица специально переключала внимание зрителей на свои руки с яркими ногтями. Разбогатев, Сезария, конечно же, сделала себе хорошие зубы, но до конца своей жизни не изменила стиль маникюра, ведь это уже было частью ее образа и мироощущения. Чем больше косметики и парфюмерии — тем лучше И в гримерках на гастролях, и дома у Эворы всегда было множество флакончиков с духами, кремами, парфюмерией. Все это она очень активно использовала — и по поводу, и без повода. Наводить красоту перед зеркалом было для нее самым настоящим ритуалом. Она курила сигары и сигареты Сезария Эвора очень много курила, причем, все подряд — сигары, сигареты, трубки. Она могла закурить даже во время концерта, что больше подошло бы юному рок-музыканту, но никак не лирической певице преклонных лет. Кстати, она злоупотребляла и алкоголем: когда в молодости Сезария пела в барах, благодарные посетители постоянно угощали ее крепкими напитками, и со временем привычка опрокинуть рюмочку-другую переросла в зависимость. Только в последние годы жизни она отказалась от спиртного из-за серьезных проблем со здоровьем. Но вот курить Сезария так и не бросила. Ее продюсер даже пытался «подкупить» певицу, пообещав подарить ей шикарный «Мерседес» в обмен на отказ от табака. Сезария очень хотела эту машину и даже попробовала какое-то время не курить, но в итоге все равно сорвалась. Она могла часами утюжить одежду Организаторы концертов и журналисты не раз обращали внимание на забавное чудачество великой певицы. Сезария требовала, чтобы в ее номере обязательно был хороший утюг, и перед концертом могла часами выглаживать свои наряды. Она делала это фанатично и, казалось, находила в манипуляциях утюгом своего рода отдушину. Порой Сезария так увлекалась процессом, что обжигалась, за что частенько сама над собой посмеивалась. Ходить босиком Сезария всегда выступала босиком, любила ходить без обуви в повседневной жизни, а если и обувалась, то это были, как правило, простые шлепанцы на босу ногу. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах. Говорят, что босиком она ходила ради удобства: дело в том, что в последние годы у певицы очень сильно болели ноги. Ну а сама Сезария не раз повторяла в интервью, что это просто дань традиции, ведь так ходить она привыкла с детства. На ее родине люди живут очень бедно и встретить босоногого человека на улице не редкость. Спать на полу С раннего детства и вплоть до преклонных лет Сезария прожила в старом доме вместе со своими многочисленными родственниками. Она была гостеприимным и хлебосольным человеком, и помимо того, как разрасталась ее семья, Эвора просто делала в доме пристройки. Новым большим домом Сезария обзавелась только тогда, когда поняла, что старый уже просто не может вместить всех жильцов. Даже будучи уже мировой знаменитостью, Эвора жила просто. Дома носила передник с множеством карманов, в которых, как любая деревенская хозяйка, держала уйму полезных вещей, а домочадцев и гостей любила закармливать, как типичная добрая бабушка. А еще она любила вздремнуть прямо на полу, открыв входную дверь и слушая столь любимые звуки родной улицы. Леопардовые наряды и много, много золота «Народная» певица Сезария Эвора была очень простой, непосредственной и совсем не гламурной, однако, помимо страсти к кричащему маникюру была у нее и еще одна забавная причуда. Сезария любила покупать в больших количествах золотые украшения и постоянно их носила. На ее шее красовалось сразу по несколько цепочек, а руки украшали массивные золотые браслеты и перстни. Кроме того, ей нравилась яркая одежда и особенно — все оттенки леопардового. Такие пятнистые платки, юбки, блузки были неотъемлемой частью ее образа. Все свои деньги она отдавала другим Часто бывает, что люди, которые выросли в бедности, разбогатев, начинают очень трепетно относиться к деньгам, но Сезария была не такой. Даже став высокооплачиваемой мировой знаменитостью, она не научилась жить солидно и делать прибыльные вложения, как другие «звезды». Эвора не ценила деньги и раздавала их всем, кто нуждался, но самые большие пожертвования делала на образование и медицину родной страны, изрядно пополнив бюджет маленького полунищего государства. Ведь она так любила свой народ! В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня - Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми».
Это были композиции о жизни, любви, земных радостях и печалях. Личная жизнь Всю свою жизнь Эвора посвятила творчеству, а вот личного женского счастья так и не обрела. Первая любовь с гитаристом Эдуардо закончилась болью и разочарованием. Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное. Однако Сезария состоялась как мать, она самостоятельно воспитала троих детей. Что интересно, в результате своей деятельности, Эвора заработала более 50 миллионов долларов. Но она не стала «сорить» деньгами направо и налево. Большую часть средств она потратила на финансовую поддержку систем образования и здравоохранения в своей маленькой бедной стране. Благодарные люди хотели поставить Сезарии памятник еще при жизни, но она попросила организаторов перевести средства нуждающимся детям.
Спасающий голос
- Умерла легендарная певица Сезария Эвора
- Сезария Эвора — биография, музыкальная карьера, личная жизнь | Биографии известных людей
- Сезария Эвора
- Биография Cesaria Evora
- Содержание
- Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
Биография Cesaria Evora
- Cesaria Evora
- Сезария Эвора: история чернокожей Золушки
- Лучше поздно
- СЕЗАРИЯ ЭВОРА
#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы
Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал. Телеграм-канал @news_1tv. Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона. Сезария Эвора: судьба певицы, любовь к маленькой небогатой стране, которая дала ей жизнь, помощь школам Кабо-Верде, морны и танцы босиком.