Услуги репетитора. Теория раздела человек и общество для подготовки к егэ по обществознанию.1.1 природное и общественное в человеке. теории происхождения человекачеловек как. В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество». Курс по блоку «Человек и общество».
Теория ЕГЭ-2024: Обществознание
К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию. Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса.
Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них , принято называть общественными отношениями. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные или идеальные.
Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а между двумя индивидами муж и жена, учитель и ученик, два товарища ; б между тремя индивидами отец, мать, ребенок ; в между четырьмя, пятью и более людьми певец и его слушатели ; г между многими и многими людьми члены неорганизованной толпы.
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений. Развитие взглядов на общество С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т. Совокупность мифов называется мифологией.
Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.
В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.
Руссо и др. В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» Г. В XIX в. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества. Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисториче-ский, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф.
Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.
А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей. Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему: 1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т.
Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В кон-е XIX в.
Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности.
С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д.
Белл , или технотронная А. Тоффлер , или же технологическая 3. На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни.
Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства.
Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками.
Виды общества в обществознании. Типы обществ ЕГЭ. Виды общества ЕГЭ Обществознание. Природное и Общественное в человеке.
Человек и общество Обществознание. Природное и Общественное в человеке ЕГЭ. Природное и социальное в человеке. Вся теория для ЕГЭ по обществознанию.
Обществознание в таблицах и схемах 9 класс ОГЭ. ОГЭ Обществознание таблицы и схемы. Таблицы ОГЭ Обществознание 9 класс. Разделы обществознания для ЕГЭ.
Таблицы для ОГЭ по обществознанию. Разделы обществознания е. Термины Обществознание. Понятия по обществознанию.
Термины по обществознанию ОГЭ. Термины Обществознание ОГЭ. Планы для ЕГЭ по обществознанию 2021 шпаргалки. ЕГЭ теория.
Образование его значение для личности. Образование его значимость для личности и общества. Образование его значение для личности и общества Обществознание. Образование и его значимость для личности и общества Обществознание.
Чек лист по обществознанию ОГЭ. Экономические теории ЕГЭ. Шпоргалки ОГЭ Обществознание. Социальный статус ЕГЭ.
Социальный статус ЕГЭ Обществознание. Социальная роль и социальный статус ЕГЭ. Социальные статусы и роли ЕГЭ. Термины по обществознанию ЕГЭ.
Термины Обществознание ЕГЭ шпаргалки. Понятие общественного прогресса. Общественный Прогресс ЕГЭ. Понятие общественного прогресса ЕГЭ Обществознание.
Понятие общественного прогресса ЕГЭ. Кодификатор ЕГЭ Обществознание 2022. Кодификатор ЕГЭ 2020 Обществознание. Спецификатор ЕГЭ Обществознание 2022.
Блоки Обществознание ЕГЭ 2022. Главные темы для ОГЭ по обществознанию. Темы по обществознанию ОГЭ. ОГЭ по обществознанию 2021 теория.
Теория для сдачи ОГЭ по обществознанию. Термины по обществу ЕГЭ. Термины по праву ЕГЭ Обществознание. Термины Обществознание ЕГЭ.
Термины и понятия ОГЭ 9 класс Обществознание. Деятельность Обществознание ЕГЭ. Мышление и деятельность. Деятельность это в обществознании.
Потребности и интересы. Потребности и интересы Обществознание. Интерес это в обществознании. Интерес ЕГЭ Обществознание.
Котова Лискова ЕГЭ 2022.
Человечество созидает и разрушает одновременно. Признаки глобальных проблем. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
Для этого требуется к каждому понятию и определению привести пример из общественной жизни: истории, новостей, из жизни общества. Например: выучили вы что такое научное познание — приведите три примера реальных научных открытий, совершенных в прошлом, либо в настоящем. Запишите эти примеры в специальный блокнот, чтобы потом на экзамене не тупить и не придумывать примеры от балды. Тоже самое касается и остальных понятий. На моих курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию я все это уже сделал: дал ребятам короткие и понятные определения, и привел примеры к каждому. Именно поэтому подготовка на максимальные баллы на моих курсах занимает не 2 года, а всего несколько месяцев! Кстати, как приводить примеры, расписал в этой публикации. Те, которые эти теории игнорируют — как правило сдают ниже 80 баллов. Почему так? Потому что теории эти объясняют, почему происходят те или иные общественные явления. Почему человек имеет двойственную биосоциальную природу? Почему человек познает мир? Что такое деятельность? Почему общество это система?
Раздел "Человек и общество"
Варианты ЕГЭ по обществознанию 2024 сложные, но с нужной теоретической базой их можно решить на максимальный балл. Практические занятия: тесты Перед экзаменом обязательно нужно прорешать тесты ЕГЭ по обществознанию. Это поможет выявить пробелы в знаниях, приобрести нужную уверенность. Самое главное, что ученик познакомиться с самой системой и сможет быстрее сориентироваться на проверке знаний. В большинстве случаев вопросы повторяются. Если прорешать максимальное количество тестов, то есть вероятность, что будут такие же задания. Это облегчит работу на экзамене.
На нашем ресурсе собраны все последние варианты, которые предоставлены министерством образования. Удобно отдельно выполнять часть А и Б, чтобы систематизировать свои знания. После тщательной подготовки с помощью нашего сайта, любой может сказать, я решу ЕГЭ обществознание 2024. А если вы заинтересованы в том, чтобы стать репетитором, то блог школы репетиторов может помочь вам в этом! ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты Введите интересующую вас тему Человек как результат биологической и социокультурной эволюции На протяжении всей истории цивилизации человек постоянно стремился постичь себя. Кто мы, откуда пришли в этот мир и с какой целью — этими вопросами задавались лучшие умы человечества.
В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И всё же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к... Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах. В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности.
Да и на большинство гуманитарных направлений в вузах третьим предметом после русского и истории ставят обществознание. И что же теперь - уберут его и из вступительных экзаменов? А что вместо будет? К чему готовиться?
В чатах народ предполагает, что, поскольку стране нужны инженеры и естественники, скорее всего «общагу» заменят математикой, географией или литературой.
Человечество созидает и разрушает одновременно. Признаки глобальных проблем. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
Характерные черты учения как вида деятельности Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения. В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры. Человеческая деятельность имеет особенности: Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру. Систематичность, то есть деятельность — это длительный, ежедневный процесс.
Продуктивность — направленность деятельности на получение результата. Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории. Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество? Творчество — это любая деятельность человека духовная или материальная , в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. Механизм творческой деятельности: Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании. Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы. Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить. Отличие деятельности человека от активности животного.
Черты деятельности человека Черты активности животного Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий.
Нет систематической деятельности. Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
Активность животных — это результат их биологической эволюции. Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. Общение — это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений.
Важным средством общения является язык, речь вербальное общение , хотя большое место занимают жесты, мимика, поза невербальное общение. Функции общения Социализирующая — формирование личностных качеств. Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику. Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения.
ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки. Новости Новости Новости. ЕГЭ Обществознание. 2. Социальные науки (человек и общество, базовый понятийный аппарат социальных наук). Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. ЕГЭ. ОГЭ. Теория.
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».
Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений. Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира. Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры принципы вероучения , который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов.
Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном аморальном поведении, о добре и зле. Наука - это 1 социальный институт, представленный особыми учреждениями, производящими новые научные знания; 2 отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества; 3 особая система знаний. Научная революция - коренное изменение системы научных знаний; смена научных парадигм.
Научный закон — доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение. Революция - резкое, коренное изменение, приводящее к переворотам во всех сферах жизни общества.
Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение. Реформа - как правило, медленное изменение, затрагивающее отдельные стороны общественной жизни.
Поэтому у большинства педагогов раздражение и глобальное состояние неопределенности. Система развивалась постепенно, а потом вдруг сказали: «До этого всё было неправильно, сейчас мы сделаем правильно».
Но за два дня всё поменять нереально. Поэтому и получается: ФГОСы новые, а учебники ещё старые действуют. Новый «единый» учебник обещают нам выдать в 2024 году. Но что в нем будет — вопрос.
Вот такую логику и преследует кодификатор. В нем темы, вы их выучили и уверены в том, что на экзамене попадутся именно они. Но в жизни, к сожалению, это всё так не работает. Есть кодификатор «де юре», а есть «де факто».
Про предыдущую версию кодификатора, которая с незначительными изменениями существовала больше 10 лет, все довольно неплохо знали это «де факто». Сюрпризы были, но не так часто. А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели.
Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели. Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет. Или нужны дополнительные пособия?
У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука? Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы.
Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом. Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.
Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога. В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо и др. В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» Г. В XIX в. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества. Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисториче-ский, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей. Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему: 1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В кон-е XIX в. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности. С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д. Белл , или технотронная А. Тоффлер , или же технологическая 3. На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций. В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). Урок по теме Вся теория по кодификатору. «Человек и общество». Теоретические материалы и задания Единый государственный экзамен, Обществознание. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке.
Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ
А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели. Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели. Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет. Или нужны дополнительные пособия? У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука? Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы. К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии.
Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой. Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет. Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы? Учеба в школе и подготовка к ЕГЭ — процессы пересекающиеся, но не совпадающие. С учебниками всё ещё веселее. Есть учебники по старому ФГОС, их закупать школам нельзя, но те, которые есть, можно использовать ещё определенное количество лет. Таких учебников много — 6 линеек для 10—11-х классов и 8 линеек для 6—9-х классов.
Появилась одна линейка учебников по новому ФГОС, её школам закупать можно. Но нужно ли?
Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом: 1 балл — за 1, 2, 3, 10, 12, 16 задания. Максимум можешь набрать 64 балла. Минимум должно быть — 43 суммарных балла. Особое внимание уделите критерию оценивания заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.
Решение заданий ЕГЭ по обществознанию Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания.
Спланируйте и проведите подготовку так, чтобы на экзамене показать все, на что вы способны. Обязательно конкретизируйте для себя цель количество баллов, сроки подготовки , чтобы она соответствовала критериям достижимости.
Проанализируйте свои ресурсы и достижения. Удается ли вам укладываться в заранее намеченные сроки? Если нет, пересмотрите подход к планированию.
Не переоценивайте свои силы: если вам тяжело работать больше часа или двух в день, то не надейтесь, что ближе к экзамену сможете эффективно готовиться с утра до вечера. Постарайтесь выявить не то, что знаете, а то, чего не знаете. Обязательно анализируйте каждую ошибку.
Внимательно читайте условия заданий очень внимательно! Для эффективной работы необходимо еще раз внимательно изучить демонстрационный вариант , опубликованный на сайте ФИПИ. Знание формата ЕГЭ по обществознанию поможет сэкономить время на экзамене и избежать ошибок, связанных с нарушением требований, которые имеют условия заданий.
Приведу несколько формулировок, на которые выпускники часто не обращают внимания. В задании 1 надо указать две лишние позиции, но некоторые по привычке выбирают варианты, которые считают подходящими, а не выпадающими из общего ряда. В первой части задания 25 объяснения должны быть сформулированы в нескольких предложениях.
Одно предложение, пусть верное и длинное, не будет засчитано из-за нарушения формальных условий. Обращайте внимание и на другие требования к ответу, как правило, выделенные курсивом. Слова, словосочетания и нераспространенные предложения вне зависимости от содержания не будут засчитаны в качестве объяснений связей, примеров, аргументов, характеристик в большинстве заданий с развернутым ответом.
Лишние неверные элементы также могут привести к потере баллов. При выполнении последних девяти заданий КИМ необходимо избегать двусмысленных формулировок. Например, изменения равновесной цены, спроса или предложения в задании 21 должны быть указаны однозначно в соответствии с критериями.
Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны. В заданиях 3, 18 и 25. Именно задания 18 и 25 тяжелее всего дались участникам на единой городской контрольной работе в Москве в декабре этого учебного года.
Задание 3 За задание 3, ориентированное на поиск соответствия, по темам раздела «Человек и общество» снизили максимальный балл с двух до одного. Задание 18 Оно входит в группу из четырех заданий, основанных на фрагменте текста. Количество баллов за него осталось неизменным, но существенно изменилось условие.
Общая формулировка «Объясните смысл понятия» в нынешнем году конкретизирована. Например, в одном из вариантов декабрьской контрольной работы требовалось указать не менее трех основных признаков малой группы как формы объединения людей.
Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания Экзаменационный билет разделен на две части: Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа слово, словосочетание или цифра ; Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения. Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом: 1 балл — за 1, 2, 3, 10, 12, 16 задания. Максимум можешь набрать 64 балла. Минимум должно быть — 43 суммарных балла.
Теоретический материал
Задания ЕГЭ человек и общество — практика Задание 1 В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле? Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". Услуги репетитора. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену.
Раздел "Человек и общество"
Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез. мы можем предложить вам обучение в классах, а также наши онлайн-курсы.
Всё о разделе «Человек и общество» | ЕГЭ по обществознанию | Умскул
ЕГЭ обществознание 2024 Теория и тесты. Варианты ЕГЭ по обществознанию с решениями ЕГЭ обществознание 2024 Здесь вы найдете актуальные тесты для подготовки к экзамену, а также теорию по всем экзаменационным заданиям. Новый тестовый вариант для подготовки: Сдавать ЕГЭ по обществознанию 2024 нужно многим ученикам. Этот экзамен необходим для поступления на разные экономические и юридические факультеты.
Хорошая подготовка гарантирует успешную сдачу и получение максимально высоких баллов. Внимание нужно уделить теории и практике. Изучение теории Для ЕГЭ обществознание теория играет важную роль.
Ученикам приходится запоминать множество понятий, дат и разных фактов. Обеспечить себе хорошую базу знаний нужно заранее. Для этого есть несколько секретов: 1.
Во время учебного года необходимо уделять большое внимание этому предмету. Активно слушать на уроках и выполнять домашнее задание в полном объеме. Пользоваться дополнительной справочной информацией.
Все нужные данные собраны на нашем сайте. Сделать для себя справочник. Небольшую тетрадь, где будут выписаны основные факты, их будет легко повторить непосредственно перед экзаменом.
Варианты ЕГЭ по обществознанию 2024 сложные, но с нужной теоретической базой их можно решить на максимальный балл. Практические занятия: тесты Перед экзаменом обязательно нужно прорешать тесты ЕГЭ по обществознанию.
Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект процесс, явление, внутреннее состояние человека и др. Уровни познания непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения: Эмпиризм от греч. Рационализм от лат. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс.
Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Человек — существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие. Человек — существо духовное.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию сложный, но очень интересный процесс, результатом которого станет не только приобретение необходимого для сдачи экзамена багажа знаний, но и личностное самосовершенствование, ведь вы изучаете предмет о том, как жить. Обществознание - это интегрированный школьный предмет. Вы изучите основы таких наук, как философия, социология, экономика, политология, правоведение и социальная психология.
Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. Решу ЕГЭ, ОГЭ Права человека и гражданина. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом. Человек и общество ЕГЭ 2024: подготовка к экзамену + полезные материалы.