Первыми самолётами ВВС, способными дозаправляться в воздухе, были штурмовики A-4 Skyhawk (Аит), поступившие на вооружение в декабре 1967 г. В то время ВВС не имел самолётов-заправщиков. В рамках испытаний в 2020 году в воздухе F-16 и Airbus A330 MRTT провели 45 часов, совершив 120 имитаций дозаправки, во время которой топливо для безопасности не передавалось. Система дозаправки позволит повысить эффективность применения беспилотников, увеличив время их пребывания в воздухе, радиус боевого применения и массу полезной нагрузки при взлете. Впервые в истории авиации беспилотный летательный аппарат MQ-25 Stingray дозаправил в воздухе другой самолет.
Дозаправка в воздухе (54 фото)
Дозаправка самолета топливом в воздухе позволяет существенно продлить время его пребывания в воздухе и обеспечить необходимую дальность полёта. Продукт MQ-25 Stingray (палубный беспилотник-заправщик), 2021 Использование для дозаправки самолётов в воздухе, 2017 Презентация палубоного беспилотника, Робототехника. Дозаправка в воздухе увеличивает дальность полёта самолёта либо время его нахождения в воздухе для нанесения удара по противнику. Дозаправка в воздухе – один из самых сложных видов летной подготовки.
Минобороны России показало процесс дозаправки в воздухе бомбардировщика Ту-160 на скорости 600 км/ч
Воздушные дроны смогут заправляться в воздухе. Airbus Defence and Space совместно с дочерней компанией Airbus UpNext разрабатывают системы автономного наведения и управления дронами для дозаправки. Военные ВСУ задействовали советский спортивный самолет Як-52 для перехвата российского БПЛА «Орлан-10» над Одесской областью, пишет ТГ-канал «Военный. 4 июня беспилотник MQ-25 компании Boeing впервые в истории заправил в воздухе самолет — истребитель ВМС США. Выходит, что военные самолёты дозаправляют в воздухе не ради экономии, а просто потому что по-другому нельзя.
Дозаправку в воздухе Су-30СМ и Су-24М показали на видео
«Тренировочные полеты экипажей проводились как в дневное, так и в ночное время суток, причем ночная дозаправка в воздухе самолетов Ту-142МЗ на Тихоокеанском флоте была проведена впервые», — уточнили в пресс-службе Восточного военного округа. Летательный аппарат MQ-25 Stingray компании Boeing стал первым беспилотником, который дозаправил другой самолет в воздухе. Об этом сообщили в пресс-службе корпорации в понедельник, 7 июня. Дозаправка в воздухе самолета А-50 от заправщика ИЛ-78. Наш YouTube-канал посвящен новостям Южного Военного Округа ЮВО ВС РФ.В этом видео Вы увидите, как экипажи новейших СУ-34 ЮВО выполнили дозаправку в воздухе Р. «Тренировочные полеты экипажей проводились как в дневное, так и в ночное время суток, причем ночная дозаправка в воздухе самолетов Ту-142МЗ на Тихоокеанском флоте была проведена впервые», — уточнили в пресс-службе Восточного военного округа.
Беспилотник впервые в истории провёл дозаправку самолёта в воздухе
Суть дозаправки в воздухе состоит в том, что один самолет передает топливо другому непосредственно в процессе полета. Первая дозаправка в воздухе одним самолетом другого с помощью гибкого шланга произведена в 1923 году в США. Впервые в истории авиации беспилотный летательный аппарат MQ-25 Stingray дозаправил в воздухе другой самолет. Первая в мире полностью автоматическая дозаправка в воздухе A3R произведена компанией Airbus. Внедрение подобных систем избавит от работы операторов заправки, компания обещает большую точность и скорость этой сложной операции в воздухе. Пилоты морской авиации России провели учения по дозаправке в воздухе новейшего истребителя Су-30СМ, которые стали первыми в истории военно-морского флота РФ. Появилось видео, как модернизированный Ту-160 выполняет тестовые контактирования на дозаправку.
Ошеломительное видео ночной дозаправки российских истребителей в воздухе попало в интернет
Четыре экипажа противолодочных самолетов Ту-142 отдельного смешенного авиационного полка 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота отработали навыки дозаправки топливом в воздухе во время учебно-тренировочных полетов. Созданный американской компанией Boeing летательный аппарат MQ-25 Stingray стал первым беспилотником, осуществившим дозаправку другого самолета в воздухе. Об этом говорится в распространенном в понедельник сообщении Boeing. Вертолет морской пехоты США CH-53K King Stallion с подвешенным F-35C, который дозаправляется в воздухе с самолета-заправщика KC-130T Hercules, является примером того, как могут выглядеть распределенные авиационные операции морской пехоты в будущем. Дозаправка в воздухе – один из самых сложных видов летной подготовки. Американский беспилотник впервые в истории осуществил дозаправку самолета в воздухе. Впервые в истории авиации американский беспилотник MQ-25 Stingray в воздухе совершил дозаправку другого самолёта. Об этом сообщает компания Boeing, разработавшая летательный аппарат.
Дозаправку в воздухе Су-30СМ и Су-24М показали на видео
Такая необходимость возникает во время осуществления продолжительных полетов, что позволяет значительно увеличить радиус действия боевых единиц. Для отработки навыков самолеты подняли в небо с разных аэродромов России. При выполнении упражнения продолжительность полета составила более восьми часов. Известно, что 3 марта в небо поднялось около 10 самолётов дальней авиации ВКС России.
Ни одна другая страна мира этот способ не использовала. Однако существует система дозаправки в воздухе, которая с успехом используется как в России, так и за рубежом. Эта система носит название «шланг-конус» иногда еще ее называют «шланг-конус-штанга». В Советском Союзе к ней, так сказать, подбирались издалека:-. Первоначальные разработки в этом направлении начались после проведения испытаний системы буксировки в воздухе «Бурлаки».
Тогда военные высказывали пожелания о том, что неплохо бы во время буксировки организовать дозаправку истребителей топливом и не только им, кстати:-. Кроме того и разработчики в сотрудничестве с испытателями в заключении после войсковых испытаний высказали предложение о переделке системы буксировки в системудозаправки в воздухе. На прямую переделку не пошли, но кое-какие изменения в конструкции были сделаны. В целом система получилась достаточно сложной, потому что к имеющейся системе буксировки после ее небольшой доработки просто добавили систему дозаправки. Как известно, в осуществлении проекта «Бурлаки» в качестве танкера использовали ТУ-4, а в качестве заправляемого МИГ-15бис.
Хвостовая часть ТУ-4. Слева конус системы "Бурлаки", справа добавлен заправочный конус. Буксировочный и заправочный конусы на МИГ-15-ом. На него были установлены три дополнительных топливных бака, насос, заправочный шланг с конусом вдоль буксировочного троса , лебедка и система нейтрального газа для продувки шланга после расцепки. Были добавлены необходимые клапана и трубопроводы.
Сам процесс дозаправки не сильно-то отличался от полета в сцепке. Заправщик-буксировщик выпускал трос и вдоль него шланг с заправочным конусом. Причем трос на длину порядка 90 м, а шланг — 20 м. После осуществления автосцепки истребитель подтягивался тросом к заправочному конусу. При необходимости летчик, увеличивая обороты двигателя, сообщал самолету небольшое ускорение, после чего происходило надежное соединение буксировочного и заправочного конусов.
Этап ввода в действие заправочного конуса при буксировке по системе "Бурлаки". Ввод в действие заправочного конуса. Буксировка МИГ-15 по системе "Бурлаки". Этап испытаний системы дозаправки на основе системы "Бурлаки" журнальное фото. Этап отработки системы дозаправки в проекте "Бурлаки" журнальное фото.
После окончания дозаправки в воздухе расцепка происходила автоматически, без участия летчика. При необходимости продолжения буксировки сматывался только заправочный шланг. Достаточная надежность и герметичность обеспечивалась до высот 4000 м. Выше 8500 м попытки заправки оказались неудачными из-за низкой температуры воздуха. Все резиновые детали соединительных механизмов теряли на морозе эластичность и не могли обеспечить необходимую герметичность.
Несмотря на успешные испытания, такая система дозаправки, впрочем как и весь комплекс «Бурлаки» так и не вышел из экспериментальной стадии. Появились более совершенные разработки, плюс дозаправка истребителей в воздухе в который уже раз отошла на второй план. Однако дозаправка в воздухе дальних бомбардировщиков актуальность не потеряла. С конца 1952 года к работам подключилось ОКБ-918. Все системы и агрегаты дозаправки, применяющиеся на сегодняшний день в России разработаны именно в этом КБ.
Первоначально в ОКБ-918 была впервые проработана система по схеме «шланг-конус-штанга». Она основывалась на работах группы В. Вахмистрова, специалисты которой продолжили свою деятельность в этом ОКБ. Основываясь на разработках фирмы FRL и опыте испытаний системы «Бурлаки» , а также на собственных разработках в 1953 году ими была выполнена системадозаправки в воздухе одновременно двух МИГ-15 от танкера ТУ-4. Точки дозаправки были две — на законцовках крыла.
Тросы не использовались. Выпускались шланги с конусами, которые стыковались со специальными телескопическими штангами, укрепленными на носовой части истребителей. В кабине кормового стрелка ТУ-4 находился оператор заправки, имеющий возможность поддерживать связь с летчиками заправляемых самолетов по радио. Испытания эта система прошла, но в серию не попала все по той же причине. Дозаправка истребителей к тому времени уже считалась неактуальной.
Тем более, что на очереди стояли более серьезные заказчики. Начало 50-х — время создания еще одного очень заметного не только, кстати, по величине самолета в нашей истории — стратегического бомбардировщика М-4. Это был во многих отношениях очень проблемный самолет, и одной из нерешенных задач для конструкторского бюро В. Мясищева была его дальность особенно в конкуренции с создававшимся одновременно ТУ-95. Бомбардировщик М-4.
Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС. Она оказалась при испытаниях значительно ниже заявленной. Нужно было что-то срочно предпринимать, и единственным реальным на тот момент решением было использование дозаправки в воздухе. Применение уже разработанных систем для ТУ-4 и ТУ-16 было затруднительно из-за определенной натянутости отношений между различными КБ. Поэтому В.
Мясищев обратился в ОКБ-918. Предполагалось, что М-4 будет заправляться от однотипного самолета. Для это разработали так называемый комплексный агрегат заправки КАЗ. В нем имелся барабан с гидролебедкой для топливного шланга с аварийным тормозом, насос и сам шланг с конусом, аэродинамике которого уделили особое внимание с целью обеспечения устойчивой стабилизации в полете. В бомбоотсек заправщика устанавливались дополнительные топливные баки.
Для приема топлива на заправляемом самолете устанавливалась телескопическаяштанга -топливоприемник, наконечник которой выдвигался выстреливался сжатым воздухом для обеспечения надежного контакта с конусом. Для осуществления заправки заправляемый самолет должен был приблизиться сзади и немного ниже к танкеру так, чтобы между конусом и штангой оставалось расстояние в 1 м. После этого штанга «выстреливалась» в конус, который при этом сдвигался, головка штанги входила в горловину, и при этом закрывался замок, после чего начиналась перекачка топлива. Постоянная натяжка шланга обеспечивалась автоматическим включением лебедки для разматывания или сматывания шланга. Управление дозаправкой на танкере должен был обеспечивать бортинженер а также КОУ в задней кабине , а на заправляемом самолете — командир экипажа.
Самолет-заправщик М-4-2 музей. Роль заправляемого выполнял МИГ-19. Макеты топливоприемников на нем устанавливались в трех вариантах: в носовой части над воздухозаборником двигателя, на правом и на левом крыле.
Во второй половине 40-х годов, на начальном этапе внедрения дозаправки в воздухе в войска, стало понятно, что имеющиеся системы, работающие по принципу «шланг-конус» дают относительно медленный темп перекачки топлива. Если для истребителей это было приемлемо, то при дозаправке больших тяжелых самолетов создавало определенные неудобства, выливавшиеся в необходимость долгого следования в строю дозаправки, что, как известно, совсем не так приятно. Ударные стратегические самолеты были одним из основных направлений развития ВВС США в особенности в период холодной войны. Поэтому Стратегическое Aвиационное Командование SAC обратилось в фирму Boeing с просьбой о разработке системы, имеющей более быстрый темп заправки.
Так появился метод дозаправки в воздухе с использованием телескопической штанги. В английском принято название flying boom. Штанга представляет собой телескопически выдвигаемую трубу длинной около 20 метров, устанавливаемую в хвостовой части самолета-заправщика. Труба подвижна в своем корневом узле в горизонтальной и вертикальной плоскостях и ближе к концу имеет специальные управляемые поверхности в виде небольших крылышек. Эти поверхности позволяют перемещать штангу в воздушном потоке и компенсировать возможные нарушения центровки танкера. Ведь размеры трубы совсем немаленькие. Управляет штангой дозаправки оператор танкера.
Он располагается в хвостовой части фюзеляжа и полностью наблюдает весь процесс. Заправляемый самолет при дозаправке в воздухе с помощью телескопической штанги играет, вобщем-то, пассивную роль в отличии от метода «шланг-конус», где он активен. Самолет пристраивается сзади и снизу к танкеру с выравниванием скоростей в определенной зоне, после чего оператор, управляя штангой, стыкует ее с заправочным узлом на заправляемом самолете. Этот узел располагается в верхней части фюзеляжа, чаще всего за кабиной экипажа. После стыковки начинается перекачка топлива. Большой диаметр трубы позволяет делать это с большим темпом. С помощью этого метода могут заправляться любые самолеты, как истребители, так и тяжелые бомбардировщики или транспортники в том числе, кстати, и сами заправщики.
Однако истребителю столь большой темп зачастую не нужен. В этом случае дозаправка идет при меньшем давлении. Этот метод дозаправки, в отличие от probe-and-drogue, облегчает работу экипажа заправляемого самолета и, тем самым, уменьшает возможность ошибок. Он практически не зависит от погодных условий, в то время как для метода «шланг-конус» они играют существенную роль, так же, как и турбулентности и спутные струи за самолетом-заправщиком. Они требуют от экипажа заправляемого самолета достаточной сноровки, внимания и точности. Недостатком flying boom system считается необходимость наличия в экипаже оператора заправки. Для probe-and-drogue он не используется.
Кроме того положительной стороной системы «шланг-конус» является ее простота, тогда как для оборудования самолета под систему flying boom требуется значительная переделка фюзеляжа. При этом заправляться от такого заправщика одновременно может только один самолет, в то время как от заправщиков probe-and-drogue — до трех. Первые самолеты-заправщики, оборудованные штангой заправки, появились в конце 40-х годов, и были это самолеты КВ-29Р, выполненные на базе серийных В-29. Самолет-заправщик Boeing KB-29Р. Boeing KB-29P. Окончание дозаправки, продувка штанги. Практически одновременно с ними в эксплуатацию поступили самолеты-заправщики Boeing KC-97 Stratotanker.
Эти машины тоже из семейства «Летающих Суперкрепостей» Боинга. То есть КС-97 сделан на базе Boeing C-97 Stratofreighter, который, в свою очередь, «произошел» от B-50 Superfortress, получив при этом больший по объему фюзеляж, особенно за счет его верхней части. C-97 Stratofreighter. Предшественник КС-97. Поршневой КС-97 столкнулся с уже упомянутой выше проблемой при заправке реактивных самолетов с большими скоростями полета. Например, бомбардировщик В-52 для уравнивания скоростей при дозаправке часто вынужден был выпускать закрылки и шасси. Поршневой самолет-заправщик КС-97G.
Самолет-заправщик с этими движками назывался КС-97L. Такая мера несколько улучшила ситуацию, но этих машин из более чем 810 заправщиков КС-97 было выпущено только 81 единица. Поршневой самолет-заправщик KC97L. Еще одной не очень привлекательной особенностью самолетов-заправщиков с поршневыми двигателями было наличие двух несвязанных топливных систем. Поршневые движки танкера работали, естественно, на бензине, а система дозаправки реактивных самолетов перекачивала керосин. Это с точки зрения эксплуатации было, мягко говоря, не очень удобно, усложняло конструкцию и увеличивало вес самолета. Поршневой самолет-заправщик КС-97 заправляет самолет А-7 Corsair.
То есть вполне понятным и логичным было бы появление более совершенного скоростного танкера с реактивными двигателями и единой топливной системой. И это появление не заставило себя долго ждать :-. Системы дозаправки в воздухе достаточно быстро совершенствовались и трансформировались в современное состояние. Поэтому и нам пришла пора об этом состоянии поговорить. Итак, какие в настоящее время существуют методы и способы дозаправки в воздухе, и какие средства для этого есть у наших «зарубежных друзей»… Во-первых, конечно, «шланг-конус» probe-and-drogue system , во-вторых, дозаправка при помощи телескопической штанги flying boom system. Хотя, что здесь во-первых, а что во-вторых еще вопрос. Например, в авиации Соединенных Штатов все же большее предпочтение отдается второму способу, считающемуся более универсальным, и с его помощью заправляются как тяжелые самолеты, так и более легкие.
А в Европе, тем не менее, более предпочтителен первый способ по крайней мере так считается :-. В целом, страны, эксплуатирующие истребители F-15 и F-16 так или иначе должны использовать flying boom system истребители оборудованы под этот способ. Однако с течением времени меняется состав ВВС, меняются и потребности в самолетах-заправщиках. Дозаправка по способу «шланг-конус» производится как с помощью встроенного в фюзеляж комплекта оборудования, так и с помощью специальных подвесных агрегатов заправки. Эти агрегаты подвешиваются либо под крыло самолета-заправщика, либо под его фюзеляж. Во втором случае заправщиком чаще всего выступает того же класса либо близкий по классу самолет. На этом основан метод дозаправки в воздухе, который американцы называют «buddy store».
Довольно забавное для русского уха название, если учесть, что «buddy» это «приятель», а «store» что-то типа «магазин» или «запас». То есть дозаправиться по-приятельски, у дружка, так сказать :-. Наши тоже так дозаправляются, но название при этом обыденное… Такой метод обычно использует палубная авиация. Дозаправка там вполне может оказаться необходимой. Во-первых для достижения нужной дальности, а во-вторых для того, чтобы самолет мог стартовать с палубы авианосца с увеличенной боевой нагрузкой. Укороченная дистанция взлета не всегда позволяет при этом еще и заправиться «под завязку», зато это можно сделать уже в воздухе. Однако для большого танкера на корабле, понятно, места нет, а вот для такого же по классу самолета как и заправляемый , «приятеля», так сказать, вполне найдется.
Типичным представителем такого класса самолетов, находящихся ныне в эксплуатации является палубный заправщик Lockheed S-3В Viking. Он использует подвесной агрегат заправки оригинальной разработки Douglas Model D704 с силовым приводом от набегающего потока крыльчатка в носовой части с подвеской его под левой консолью или подобный агрегат разработки Cobham plc об этом чуть ниже — серия 31-301 Buddy Buddy Store. Хорошо виден агрегат заправки под правой плоскостью. Дозаправка от танкера S-3B Viking по принципу «buddy store». Viking — аппарат, однако, уже в возрасте и с не очень большим запасом резервного топлива. Этот самолет имеет немало усовершенствований по сравнению с оригинальным Hornet-ом, в том числе значительно увеличенный запас топлива на 4100 кг. Это позволяет ему используя подфюзеляжный подвесной агрегат заправки обычно это тот же Cobham plc серия 31-301 Buddy Store эффективно выполнять задачи по дозаправке самолетов палубной авиации в тактическом радиусе действия.
Еще стоит сказать, что за рубежом вполне успешно заправляются в воздухе не только самолеты вроде как уже само собой разумеется :- , но и вертолеты. Наиболее интересно, конечно, когда это делается от самолетов-заправщиков скорее зрелищней, я бы сказал , но может делаться и несколько прозаичней. То есть вертолет заправляется от авианосца не садясь на него.
Автономная система контролировала относительную навигацию летательных аппаратов, обеспечивала связь между ними и осуществляла тонкое управление, чтобы избежать столкновений и других проблем. На конец года запланирована вторая серия испытаний с использованием навигационных датчиков на основе искусственного интеллекта и усовершенствованных алгоритмов и с участием еще двух беспилотников.
В США создадут новый самолет «Судного дня»
Летом прошлого года на MQ-25 установили заправочное оборудование — подвесной контейнер с системой «шланг-конус». Предполагается, что MQ-25 снимут с истребителей заправочные функции и освободят их для других миссий. Первые летные испытания прототипа палубного беспилотника-заправщика прошли зимой 2020 и были признаны успешными. Беспилотник впервые в истории дозаправил в воздухе другой самолет 4 июня.
Сообщается, что при использовании новой системы дозаправки не требуется установка дополнительного оборудования на самолетах, принимающих топливо. Система прошла проверку во всех режимах полета.
На следующий год запланирована сертификация A3R.
Выпускаемые шланги с конусами стыковались со специальными телескопическими штангами, укрепленными на носовой части истребителей. С 1953 года все новые бомбардировщики стали проектироваться с оборудованием для дозаправки в воздухе. Первые заправщики, созданные на базе Ту-4, поступили на вооружение в 1954 году, затем пришли Ту-16, а в конце 1950-х годов в топливозаправщики системы «шланг-конус» начали переоборудовать и бомбардировщики, разработанные в ОКБ Мясищева.
Первый специальный Первым в СССР специализированным авиационным заправщиком стал Ил-78, созданный на базе Ил-76 — одного из самых успешных военных транспортников в истории авиации. Если предыдущие танкеры были рассчитаны преимущественно на работу с самолетами дальней авиации, то Ил-78 мог взаимодействовать с машинами фронтовой авиации и авиации ПВО. На самолете установлено сразу три заправочных устройства: два в крыльях для заправки «легких» самолетов и одно в кормовой части для «тяжелой» авиации. Цистерна для топлива была размещена в грузовом отсеке, а на месте кормового стрелка в Ил-78 появился оператор заправки.
Система заправки состоит из унифицированного подвесного агрегата заправки УПАЗ , устанавливаемого на самолет-заправщик, и приемного устройства на штанге заправляемого самолета. Заправщик для дальней, фронтовой и специальной авиации Сегодня на вооружении российских военных стоят Ил-78 и Ил-78М, которые способны обслуживать практически весь авиапарк ВВС. Дозаправщики активно применяются в ходе крупных военных учений последних лет, задействованы в сирийской кампании. Так, в конце 2020 года завод «Авиастар-СП» , входящий в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, приступил к реализации контракта на поставку Министерству обороны РФ десяти самолетов Ил-78М-90А.
В машине полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, а также реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж, повысить безопасность и точность полетов. Ил-78М-90А в небе может одновременно заправлять два самолета фронтовой авиации, а с хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. На земле новый «семьдесят восьмой» способен одновременно заправлять четыре самолета. При необходимости топливозаправщик конвертируется в грузовую машину.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком для пополнения топливом в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.
Об этом сообщает компания Boeing, разработавшая летательный аппарат. В Минобороны рассказали о неядерных взрывных экспериментах на Новой Земле В компании успешные испытания назвали историческим событием. Напомним, первые испытания беспилотного самолёта-заправщика состоялись в сентябре 2019 года.
В США впервые испытали беспилотник для дозаправки самолета в воздухе
В истории авиации впервые произошла дозаправка самолета в воздухе при помощи беспилотника | Кроме того, предусмотрена возможность дозаправки в воздухе, что позволит самолету находиться в воздухе неопределенно долгое время в случае экстренной ситуации. Проект будет реализован в три этапа: разработка, тестирование и серийное производство, первые поставки. |
Зарубежные самолеты-заправщики. Как они делают «это».(Дозаправка в воздухе. Часть 4). | 28 результатов новостей. Фото: Помощь ВВС Индии египетскому самолету В воздухе Во Время Тренировки. |
Дозаправку в воздухе автоматизируют // АвиаПорт.Новости | Летчики отработали дозаправку самолетов Су-30СМ и Су-24М в воздухе. |
Дозаправку в воздухе автоматизируют
Появились первые кадры дозаправки в воздухе модернизированного Ту-160 - Российская газета | «Испытательный объект MQ-25 T1 вошел в историю как первый беспилотный самолет, который когда-либо заправлял другой самолет — пилотируемый или автономный — во время полета», — говорится в отчете для прессы. |
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков | Неудачную заправку американского истребителя F-35 в воздухе сняли на видео — кадры опубликовал британский авиационный инженер Джефф Райс в Facebook. |
Экипажи самолётов Ту-142 Северного флота отработали дозаправку в воздухе — РТ на русском | Дозаправка в воздухе считается самым сложным видом летной подготовки. |