Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Выставочно-просветительские мероприятия, посвященные 200-летию Ф.М. Достоевского, проведены в Российском доме науки и культуры в Берлине. Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Новости, фото и видео Федор Достоевский в Саратове. Материалы про персону Федор Достоевский в Саратовской области за неделю и за месяц.
Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского
В Турции провели конференцию, посвящённую 200-летию Достоевского | Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский. |
Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского | Представляем вам канал Лекторий Dостоевский — все самое достоверное, интересное и неординарное!Лекторий Dостоевский включает 8 направлений:— история;— литера. |
Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг заведующей канцелярией ОВЦС
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых читаемых, цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100».
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
На физ-ре будем отрабатывать многочасовое отстояние служб. На музыке- церковное песнопение. Заодно выгоним всех девочек из школы, ибо женщина- существо тупое и бесправное, должна дома сидеть и пачками детей строгать, учиться для этого не нужно, и даже вредно. Короче, совершим гигантский откат к дремучести и недоразвитости, введем обратно крепостное право или бесправие, смотря с какой стороны поглядеть , и будем жить счастливо до 30-40 лет, а потом тихонько помрем. И на пенсии сэкономит государство заодно. Не принимайте близко к сердцу.
Так, был на грани закрытия и остался без ставок центр изучения творчества Ф. Достоевского, причем произошло это одновременно с отменой русской культуры за рубежом. Но нет… Он сознательно делает все, чтобы уничтожить образование, то, что связано с формированием патриотических чувств, патриотического воспитания, с оборонным комплексом», — добавила Татьяна Смирнова. Они поддерживали дух университета, знали, что такое университетская культура, и понимали, что люди, работающие в вузе, — уникальные кадры.
Сейчас происходит разбрасывание кадрами. Еще год, и все рухнет», — считает Светлана Корусенко. Достоевского, д. Олег Рой, главная проблема омского классического вуза — это то, что он оказался не в состоянии подготовить сильного лидера, способного возглавить университет в это неспокойное время. Несмотря на наличие в университете ярких научных школ, слабое вузовское руководство не способствовало их продвижению, узнаваемости на федеральном уровне. Апофеозом всех этих изменений и является нынешнее положение университета, с легкостью растерявшего большое количество знаковых для региона и страны специалистов и являющегося предметом многочисленных скандалов», — подчеркнул Рой. Сейчас ОмГУ переживает непростые времена. Хотя, по словам работников ОмГУ, до прихода Замятина в вузе и не существовало глобальных проблем, факты говорят об обратном. Госуниверситет мелькал в скандальных новостях при всех предыдущих ректорах: уголовные дела из-за строительства корпуса у метромоста, хищение 136 млн рублей проректором, сорванные выборы декана юрфака и ректора, снижающиеся доходы вуза и как следствие — финансовая яма, раздутый штат сотрудников.
Недовольных состоянием ОмГУ и своим положением всегда было предостаточно. На текущий момент основные проблемы университета заключаются в том, что его административная система устарела и он годами жил не по средствам. Когда все осознали, что денег мало и надо «прижиматься», во всех вузах пошли инвентаризации и оптимизации. Этот процесс в большинстве университетов пришелся на относительно сытые 2013—2014 годы.
В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский. Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие. Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении. Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь. Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие. Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются. Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор. Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский? Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф. Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф.
В начале 1854 г. Семей, Республика Казахстан. Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г. В 1855 г. В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения. В 1859 г. В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100». Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом? Например, для того чтобы ребенка не стошнило между Достоевским и Толстым, мы берем в промежутке для анализа рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто».
Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске
образовательный портал c видео и аудио материалами. чтобы быть принятым в Европе, Достоевский должен выразить свое однозначное отношение к происходящему. Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом? Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях.
Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского»
Новости по теме "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского". Об этом сообщает пресс-служба университета. На заседании присутствовали замминистра науки и высшего образования России Пётр. Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого «Война и мир». Федор Михайлович Достоевский справедливо утверждал, что для будущего России необходимы «университетские города», которые будут готовить не просто «специалистов».
Достоевский, Федор Михайлович
На музыке- церковное песнопение. Заодно выгоним всех девочек из школы, ибо женщина- существо тупое и бесправное, должна дома сидеть и пачками детей строгать, учиться для этого не нужно, и даже вредно. Короче, совершим гигантский откат к дремучести и недоразвитости, введем обратно крепостное право или бесправие, смотря с какой стороны поглядеть , и будем жить счастливо до 30-40 лет, а потом тихонько помрем. И на пенсии сэкономит государство заодно. Не принимайте близко к сердцу. Единственное удручает то, что подобные мысли высказывает "Президент Российской академии образования".
Поначалу золотым дном ему казались переводы иностранной литературы. Он активно агитировал старшего брата заниматься вместе с ним переводами. Несколько его переводов даже были опубликованы в журналах, правда, без указания имени. Достоевский решает начать писать свои произведения.
Правда, он не имеет связей в литературных кругах и из-за своей природной робости не знает, как к ним подступиться. Спасителем будущего великого писателя неожиданно выступил Дмитрий Григорович — его бывший однокурсник, бросивший скучную учёбу на инженера и вращавшийся в литературных кругах. Он показал рукопись "Бедных людей" Некрасову, который нехотя прочитал её, пришёл в восторг и отнёс Белинскому, который тоже пришёл в восторг и потребовал немедленно найти Достоевского и привести к нему. Сам Белинский был всего лишь критиком, но его слово и авторитет в литературных кругах значили столь много, что по щелчку пальцев он мог вознести на вершину или стереть в прах почти любого писателя. Белинский похвалил начинающего писателя, что Достоевский воспринял с практически религиозным экстазом и потом всю жизнь вспоминал этот миг как один из счастливейших в жизни. Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. И с той же лёгкостью, с какой он ворвался в столичную богему, он её разочаровал. Уже очень скоро над ним стали открыто посмеиваться в литературных кругах.
Иногда повод к этому давал сам Достоевский, у которого произошло головокружение от успеха, иногда над ним смеялись из-за его явной неуклюжести. Молодой Достоевский был очень впечатлительным и нервным человеком и мог, например, упасть в обморок, когда его представляли какой-то даме. Прежние знакомые передразнивали Достоевского или открыто потешались над ним, что привело к его разрыву с Белинским и Некрасовым. Один из таких инцидентов положил начало многолетней вражде и соперничеству Достоевского и Тургенева, которые длились всю их жизнь. Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов.
Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть. В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров.
Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам.
В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их.
К настоящему моменту, как указывает « Российская Газета », руководство университета отозвало запрет. Также сервис призвали объяснить причины наложенных ограничений.
По пути они встретили мальчика, который просил милостыню. Проникшись, Федор Михайлович написал небольшой рассказ. Он был опубликован уже через месяц. Познакомиться или освежить в памяти это произведение можно с помощью еще одного теста. Над одной из величайших книг мировой литературы — романом «Преступление и наказание» — Федор Достоевский работал в непростых условиях. Сначала он много лет вынашивал идею. Потом, заключив контракт с крупным издательством, уехал за границу, потратил все деньги за несколько дней и, оставшись без средств к существованию, поспешно приступил к созданию произведения. Сегодня этот роман лег в основу многих приложений в «МЭШ». Проверить свои знания о книге помогут, например, тест и интерактивное приложение. Выход в свет «Преступления и наказания» вызвал бурю откликов — одни были в полном восторге, другие разносили произведение в пух и прах. Но как бы то ни было, книга оказала огромное влияние на весь литературный мир. Персонажам романа посвящена блицигра.
Достоевский Фёдор
Они стали студентами Инженерного училища, хотя, как вспоминал позже Достоевский, мечтали о поэтах и поэзии. Он писал, что по вечерам у них нет ни минуты свободной, у них не было возможности даже закрепить пройденный в классе материал. Молодые люди занимались фехтованием, танцами и пением, и отказаться от этих занятий они не имели права. Кроме этого, каждый из них стоял в карауле, так и проходили все вечера в училище. В 1843-м году Достоевскому вручили диплом об окончании училища. В том же году он получил распределение на должность полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Однако спустя год подал рапорт об отставке. С тех пор его биография была неразрывно связана с литературой, которой он посвящал каждую минуту своей жизни. Помимо этого его привлекало творчество соотечественников, среди которых самыми почитаемыми были Лермонтов и Державин, Гоголь и Карамзин. Но настоящий благоговейный трепет Достоевский испытывал по отношению к Александру Пушкину , он читал его стихи с ранних лет, многие знал наизусть. Именно смерть Пушкина стала вторым ударом после мамы для молодого Федора.
Он даже говорил, что если бы не носил траура по любимой маме, он бы попросил отца разрешить ему носить траур по Александру Пушкину. Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому , что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался. Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами. Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете.
Утверждая, что основы личности закладываются в раннем детстве, Достоевский особое внимание уделяет семейному воспитанию, разрабатывая типологию «русского семейства» и выделяя три его типа: «ленивое», «случайное» и «благочестивое». Главную задачу государственного строительства писатель видит в формировании «национальной личности», возможном лишь при помощи продуманной и выстроенной в соответствии с национальными интересами системы воспитания и образования, как школьного, так и высшего. Решающую роль в этом процессе Достоевский отводит семье, школе и национальному учителю. В творчестве Ф. Достоевского нет «оформленного» в определенную систему учения о воспитании и образовании. Но нет у писателя произведения, в котором бы в той или иной степени эти проблемы не поднимались. Поступки, судьбы героев его романов так или иначе объясняются тем, в каких семьях и как они росли и воспитывались, какое образование получили, как происходило в связи с этим их самоопределение в обществе и мире. Можно сказать, что мысли Достоевского о воспитании и образовании являются неотъемлемой частью его учения о «русской идее», представляющей собою обширный эйдологический комплекс, включающий в себя не только представления о сущности национального сознания и характера, но и основных векторах его развития -всечеловеческом и национальном. Мыслитель утверждал, что русская национальная идея является неотъемлемой частью «общечеловеческой идеи» 1, 23; 31 , более того, становясь идеей государственной, «русская идея» органически перерастает из общенациональной идеи во всечеловеческую. Необходимость формирования национальной русской идеи Достоевский связывал с проблемой будущности государства как самостоятельной национальной единицы. Он был убежден: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее» 1, 26; 155. Достоевский верил в идею общечеловечности, сущность которой полагал в том, что «падут когда-нибудь, перед светом разума и сознания, естественные преграды и предрассудки, разделяющие до сих пор свободное общение наций эго -измом национальных требований, и что тогда только народы заживут одним духом и ладом, как братья, разумно и любовно стремясь к общей гармонии». И нет ничего выше и «святее этой веры» 1, 25; 19. Являясь составной часть «русской идеи», «национальная идея» призвана осуществить миссию национального мироустройства, выполнив следующие функции: стать основой национальной самоидентификации народа; способствовать внутринациональному примирению между народом и «образованным классом»; содействовать формированию истинной «русской национальной личности»; стать основой национального искусства, призванного духовно преобразить нацию: «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение» 1, 25; 20. Задумывался Достоевский и над задачами формирования такой личности. Можно выделить несколько основных аспектов, оговоренных писателем в различных источниках. Главными факторами формирования национальной личности Достоевский полагал семью, школу, русский язык и литературу. Размышляя о русском национальном укладе, Достоевский совершает истинное открытие, предложив актуальную и сегодня, точную и емкую типологию русского семейства. Писатель рассматривает три типа русского семейства: «случайное» 1, 25; 173 , «ленивое» 1, 20; 181 и «благочестивое» 1, 21; 134. Мыслитель утверждал, что лишь в лоне «благочестивого семейства», основанного на принципах любви и взаимопонимания, ориентированного на религиозное и «гражданственное» воспитание, формируется истинная национальная личность. В «исконную русскую идеологию семьи» В. Владимирцев Достоевский включает такие понятия, как основательность, благочестие, «попечительная родительская любовь к детям», забота не только о материальном, но и нравственном, душевном благополучии своего чада, любовные отношения родных и близких, воспитание «сердечной веры» в Христа, благочестие, добротолюбие, красотолюбие, соборность как принцип взаимоотношений с людьми, ощущение причастности своей жизни к мировому всеединству. Все эти понятия ребенок впитывает вместе с живой русской речемыслью, которой так дорожат в «благочестивом семействе». Достоевский утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» 1, 22; 9. Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек. Достоевский был убежден, что «создается общество началами нравственными» 1, 24; 184 , и эти нравственные начала закладываются в семье. Поэтому историческая судьба государства целиком зависит от семьи, от качества и направленности семейного, родительского воспитания. Конечно, замечает писатель, «мы любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на ней крепко стоит государство» 1, 22; 72. Святость семьи для Достоевского - идея особенно дорогая. Он воспринимал семью как Малую Церковь, как некое духовно-родственное образование, в котором формируется человеческая душа, где ребенок получает первоначальное духовное воспитание, учится любви и взаимопониманию и впитывает основы христианского миропонимания. Трагедию современной ему и грядущей эпох Достоевский усматривал в том, что в российском государстве все больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и все меньше - истинно русских «благочестивых семейств». Особенно волновала Достоевского связанная с проблемой «русского семейства» идея связи поколений.
Третье место занимает «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, потому что там про убийство. Наверное, это первая тройка. Это не так. Конечно, ребенок, который вырос в читающей семье, более будет склонен к гуманитарному взгляду на мир, чтению, он скорее выберет гуманитарную профессию. Но все ведь зависит от того, как преподается литература в школе, от учителя. Благодаря чему дети начинают читать? Литература — это единственный предмет в школе, который говорит о жизни души. Я не знаю ни одного человека, которому не было бы интересно узнать о жизни собственной души, другое дело — этот разговор нужно вести правильно, и тогда любой ученик на это откликнется. Литература как область искусства самоценна. Это способ познания человеком самого себя. Если ученик думает, что Пушкин придумал «Капитанскую дочку» чтобы мучить учеников, — это одна история, а если поймет, что это произведение отчасти про него, то будет читать. В чем заключается главная сложность изучения гуманитарных наук? Можно ли сказать, что это ничуть не легче, чем погружение в технические? ЕГЭ и сам современный взгляд на литературу в школе сегодня на — это анализ текстов, где требуется аналитическое, логическое мышление. Это очень сложный механизм, сложная наука.
Вместе они прожили семь лет. Мария умерла в 1864 году, как и мама писателя, от туберкулеза. Вторая жена была младше Достоевского на 25 лет. Всем известна история, как простая стенографистка Анна Сниткина, нанятая для набора романов под диктовку, стала другом писателя, возлюбленной, а затем и женой. Федор Михайлович и Анна Григорьевна Впрочем, до наших дней дошли сведения, что Достоевский был очень ревнив — он даже разработал свод специальных правил для своей жены: например, не красить губы вообще не пользоваться косметикой , не улыбаться мужчинам. Может быть, такое «закрепощение» супруги было отчасти нормой в то время — по крайней мере, сама Анна не бунтовала против такого формата отношений и оставалась верной спутницей до конца жизни. Был страстным игроком Во время своей первой поездки в Европу в 1862—1863 годах писатель так проигрался, что денег не хватало не только на поездку в другой город, но и на еду. Во время другой заграничной поездки дело дошло до закладки украшений и одежды жены. А свое обручальное кольцо он закладывал и выкупал восемь раз. Письменные свидетельства указывают на то, что он больше всего увлекался рулеткой, но периодически играл в бильярд. Почти четыре года Достоевский скрывался в Европе, прячась от своих кредиторов. За это время отчасти вынужденного туризма он успел побывать в большинстве европейских государств. Окончательно побороть пагубную страсть писателю удалось только в 1871 году благодаря молитвам, участию и деликатности его жены. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Написал «Игрока» за 26 суток Литературную продуктивность Достоевского почти всегда подстегивали особые внешние обстоятельства — жесткий договор с издателем и «горящие» сроки возврата долгов. Федор Михайлович безудержно писал, особенно по ночам, запивая вдохновение неизменным крепким чаем. Так, «Игрока» он написал за 26 суток, чтобы не попасть в «вечную» кабалу к издателю Федору Стелловскому. Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики. Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника». Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной». Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н.