Бочка, в которой Диоген спал, стала символом его отказа от материальных условностей и олицетворением его простоты и независимости. Зачем Диоген спал в бочке Диоген из Синопа, известный своей непредсказуемой и эксцентричной жизнью, выбрал спать в бочке не только как символ своего презрения к общепринятым нормам, но и по причине своей философии. Диоген Синопский, названный циником, родился в городе Синоп (ныне Турция) в 412 году до нашей эры, и умер в 323 году до нашей эры в Коринфе. Зачем Диоген спал в бочке Диоген из Синопа, известный своей непредсказуемой и эксцентричной жизнью, выбрал спать в бочке не только как символ своего презрения к общепринятым нормам, но и по причине своей философии.
Почему Диоген жил в бочке?
Великий древнегреческий философ Диоген принял решение спать в бочке не только из-за его потребностей в пространстве и укрытии, но и по философским и практическим соображениям. Бочка, в которой Диоген спал, стала символом его отказа от материальных условностей и олицетворением его простоты и независимости. Некоторые считают, что Диоген жил в пифосе (ёмкость для вина, масла). Независимо от конкретной причины, выбор Диогена спать в бочке является ярким примером его скромности и отказа от материальных благ. В конечном счете, невозможно точно установить, почему Диоген спал в бочке. Диоген и бочка — всё было не совсем так.
Почему Диоген спал в бочке
Символичность бочки, в которой Диоген отдыхал и спал, заключается также в том, что она является олицетворением отказа от излишеств и чрезмерного мирского достатка. Одной из философских причин, по которой Диоген спал в бочке, была его стремление к независимости от общественных норм и правил. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Зачем Диоген жил в бочке. Киники, по сообщению одного из комментаторов «имели обыкновение, словно собаки, публично есть и предаваться любовным утехам, ходить босыми, спать в бочках и на перекрестках».
Почему диоген спал в бочке?
Диоген умер в один день с Александром Македонским Сидонский саркофаг со сценами из жизни Александра Македонского. Вероятно, IV век до н. Вряд ли Об этом, ссылаясь на другого автора, упоминает Диоген Лаэртский. Однако нет ни одной точной даты, связанной с жизнью Диогена. Смерть неординарного философа в один день с великим правителем — скорее всего, красивая легенда. Именем Диогена назвали недуг Да Синдром Диогена также известен как «синдром старческого убожества». Расстройство поведения проявляется среди прочего в том, что люди крайне пренебрежительно относятся к себе и своему жилищу, не прибираются и заполняют его хламом, не соблюдают личной гигиены, теряют чувство стыда. В честь Диогена назвали семейство членистоногих Да Это семейство diogenidae. Рак-диоген селится в опустевших раковинах брюхоногих моллюсков, которые подбирает на дне или на берегу водоемов.
Скончался философ в 323 году до н. Какой была его кончина — остается додумывать. Существует несколько версий — отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным? Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».
На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть. Дискуссии с Платоном Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.
Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек — смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой». Рабство, как власть Когда мыслитель после Херонейской битвы попал на невольничий рынок, у него поинтересовались, какими талантами он обладает. Диоген сказал: «Лучше всего я умею властвовать над людьми». Мудрец попал в рабство к Ксениаду и стал учителем для его двоих сыновей.
Диоген учил парнишек ездить на лошадях, метать дротики. Преподавал ребятам учение об истории, греческую поэзию. Как-то его спросили: «Почему Вы, будучи рабом, не моете себе яблоки? Аскетизм, как образ жизни Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.
Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны? March 25th, 2017 , 06:29 am Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма. Что известно о жизни мыслителя?
Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»? Общие сведения о Диогене Синопском Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, Диогена Лаэртского. К этому времени после смерти Диогена Синопского прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно. Диоген бочка Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься.
Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии. Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом , которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.
Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным. Аскетизм Диоген спал в бочке Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, довольствуясь малым. Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке.
Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.
Почему что-то ценно только потому, что другие говорят, что это ценно? Должен ли я заботиться о том, что другие люди любят, любят или даже уважают меня? Если да, то почему? Эти вопросы многие из нас все еще пытаются решить на глубоком уровне мысли сегодня, и Диоген не только искал ответы на них, он стремился через свою жизнь конкретно продемонстрировать, что его философия была больше, чем просто слова — это должна была быть философия жизни.
Цинизм был философией собак, и его практиков иногда считали находящимися на одном уровне с собаками. Многие древние афиняне сказали бы, что Диоген жил скорее как зверь, чем как цивилизованный человек. Однако первое значение слова циник никуда не ушло, и мы теперь можем встретить его в латыни, немного видоизмененным — канис, что означает «пес» например, знаменитый средневековый церковный орден доминиканцев переводится как «псы Господни» — domini canes. Аскетизм Аскетизм-это практика, когда люди стремятся жить с минимальным количеством мирских материальных благ и удовольствий. Диоген определенно был аскетом, и к тому времени, когда он переехал из Синопа в Афины, он уже практиковал аскетизм, отвергая почти все, что не входило в самые основные детали для поддержания его жизни.
Он отверг деньги, стремясь показать их такими, какими они были, абсолютно бесполезными монетами. Говорят, что Диоген даже избавился от всего своего имущества, и у него из своего была только чаша, которую он использовал для питья. Когда Диоген увидел, как мальчик пьет воду, сложив ладони чашечкой и поднеся воду ко рту сжатыми руками, Диоген немедленно выбросил чашу, чтобы придерживаться своей довольно строгой версии аскетизма. Бездомность Диоген так далеко зашел в своем аскетизме, что даже стал бездомным, отказываясь от жилья и живя на улицах Афин. Чаще всего он ночевал недалеко от рынка.
Диоген часто конфликтовал со своими собратьями-афинянами.
Мудрец также хотел отказаться от кулинарной обработки пищи, однако это оказалось вредно для его организма. При этом, аскетизм Диогена не предполагал отказа от удовольствий: он пировал на чужих праздниках, пользовался бесплатными услугами гетер и был вхож в дома богачей. Но к Диогену относились позитивно. Философ постоянно высмеивал власть, правила, законы и даже своих коллег по цеху, считая их слишком напыщенными. Философ читал лекции на площади. Однажды, когда люди начали его игнорировать, он вдруг защебетал по птичьи. Собрав таким образом толпу, циник язвительно заметил: чтобы собрать недоумков, ему самому пришлось изобразить недоумка. Как сложилась судьба Диогена? Диоген жил в IV веке до н.
Кризис ознаменовался обнищанием населения, разрушением полисной демократии и завоеванием Греции Македонией. В условиях, когда богачи стали «хозяевами жизни», высмеивающие их циники стали очень популярны. Последние годы мудрец учил его детей и, вероятно, заслужил свободу. Диоген умер в 323 году до н. Об уважении греками этого человека свидетельствует помпезный памятник на его могиле с изображением собаки.
Жилище древнегреческого философа
Диоген был стойким приверженцем кинизма и последовательно претворял взгляды в. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Независимо от конкретной причины, выбор Диогена спать в бочке является ярким примером его скромности и отказа от материальных благ. В конечном счете, невозможно точно установить, почему Диоген спал в бочке. Почему Диоген жил в бочке: миф или реальность. Диоген Синопский – эпатажная личность, символ воздержания, остроумия и игнорирования морали, оставил заметный след в истории.
Синдром Диогена — диагноз, который ведет к патологическому накопительству и деменции
Его отец был казенным менялой, и Диоген иногда работал вместе с отцом. Но вскоре их изгнали за то, что они обманывали и грабили народ. Поселившись в Афинах, он стал учеником Антисфена, который, по преданию, сначала прогнал Диогена палкой, но затем все же принял его, разглядев в юноше глубокое стремление познать жизнь таковой, какая она есть на самом деле. С тех пор он стал вести весьма своеобразный образ жизни. Диоген прожил интересную и необычную жизнь, умерев в глубокой старости.
Не только о его жизни, но и о смерти сложено немало легенд. Одни говорят, что он съел сырого осьминога и заболел холерой, другие — что он умер от старости, специально задержав дыхание. Третьи рассказывают, что Диоген хотел поделить осьминога между бездомными собаками, но они были настолько голодны, что искусали его самого, и от этого он скончался. Умирая, Диоген дал наказ не хоронить его тело, а бросить, чтобы оно стало добычею зверей, или скинуть в канаву.
Но, конечно же, благодарные ученики не посмели оставить бренные останки без погребения — и похоронили Диогена возле ворот, ведущих в Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе изображение собаки и огромное количество медных табличек, на которых были высечены слова благодарности и сожаления по поводу его кончины. Может показаться странным, что на могилу поставили каменную собаку. Дело в том, что при жизни Диоген сам себя называл собакой философ причислял себя к киникам, а «кинос» с древнегреческого переводится «собака» , мотивируя это тем, что добрым людям, давшим ему кусок хлеба, он будет облизывать ноги, а злых — беспощадно кусать.
Диоген сочинил множество произведений, среди которых «Афинский народ», «Государство», «Наука нравственности», «О богатстве», «О любви», «Аристарх», «О смерти» и прочие. Как уже говорилось ранее, Диоген Синопский обладал незаурядным умом и практиковал крайний аскетизм, порою граничащий с эксцентрическим юродством. Он проповедовал здоровый образ жизни.
Что сказал Диоген? Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак. Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых. Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином. Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им. Как похоронили Диогена?
Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз — как и просил. В чем суть философии Диогена? В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей эхо общения с дельфийским оракулом , а себя считал космополитом — гражданином мира. Что сказал Диоген Платону? Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для "стельности" и "чашности", Диоген сказал: "А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стельности и чашности не вижу".
Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины. Последний период жизни Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств. Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков. Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным. Смерть философа Умер философ в 323 году до н. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни. Сегодня память о философе хранит известный фразеологизм «бочка Диогена». Бочка Диогена Бочка Диогена По преданию, древнегреческий философ кинической школы циники или киники Диоген Синопский ок. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос - большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца XVI в. Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Вадим Серов. Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, а Райский успел уловить главные черты… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Книжн. О чём л. БТС, 93; Ф 1, 33. БМС 1998, 56 57 … бочка Диогена - О месте проживания человека, ведущего аскетический образ жизни. Согласно легенде, древнегреческий философ Диоген 404 323 гг. Очень много наговорить чего л. БТС, 46, 93; Жиг. Наплановать семь бочек арестантов. Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы используется обычно как тара для хранения и перевозки продуктов, горючего … Энциклопедический словарь Диогеновская бочка - БОЧКА ДИОГЕНА. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! Первым он… … Фразеологический словарь русского литературного языка Имя: Диоген Diogenes Дата рождения: 412 г. Возраст: 89 лет Дата смерти: 323 г. Деятельность: античный философ Семейное положение: не был женат Диоген: биография Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии — человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день. Античные философы на картине Рафаэля " Афинская школа " Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными порой даже вульгарными выходками. Детство и юность О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе отсюда и прозвище , расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом — так в Древней Греции называли менял и ростовщиков. Детство Диогена прошло во времена неспокойные — в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы. В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше. Философия Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа. У Диогена не было денег по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины , поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы недалеко от Афинской агоры — центральной площади пифос — большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали античная версия холодильника. В бочке пифосе Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена». Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена — пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.
Это был способ продемонстрировать, что он не зависит от общества и его стандартов. Протест против социальных условностей: Диоген был известен своим презрением к общественным нормам и ценностям. Жизнь в бочке была также формой протеста против общественных ожиданий и материализма. Символическое значение: его выбор проживания в бочке также носил символический характер, подчеркивая его философские взгляды и представление о том, что истинное богатство заключается не в материальных вещах, а в духовном развитии и независимости. Таким образом, жизнь в бочке для Диогена была не просто практическим выбором, но и мощным символическим актом, отражающим его философские убеждения и вызов общепринятым нормам и ценностям. Байки про Диогена вряд ли убедят преподавателя на экзамене поставить вам «5», а вот саммари «История философии: от античности до наших дней» — очень даже. Слушайте фоном, пока играете в игры или занимаетесь чем угодно поинтереснее чтения первоисточников.
Диоген не жил в бочке. Зачем диоген жил в бочке. Жизнь "до" философии
Его принципы и идеи до сих пор актуальны и влияют на различные сферы нашей жизни. Один из самых ярких аспектов наследия Диогена — это его отношение к материальному богатству и потребительской культуре. Спящий в бочке, он отказался от комфорта и роскоши, предпочтя простоту и скромность. Этот образ жизни вдохновляет людей не только в сфере философии, но и в современном обществе, где многие стремятся к минимализму и неприкосновенности от материальных ценностей.
Мудрец удивлялся, что музыканты настраивают струны на лире, но не могут настроить покой и умиротворение в своих душах.
Риторы учат правильно говорить, но не способны научить правильным поступкам. Люди приносят жертвы богам и просят себе здоровье и долгие годы жизни. Но затем садятся за пиршеский стол и объедаются во вред своему здоровью. Философия Диогена учила людей простоте, естественности и гармонии с окружающим миром.
Но мало кто из современников мудреца последовал его примеру. Умер он в один год с Александром Македонским. Говорят, что даже в один день. Это очень символично, так как великий завоеватель стремился наслаждаться всеми благами жизни, а наш герой призывал полностью отказаться от них.
Две крайности исчезли в один день, оставив людям выбор. Но те выбрали не философа, а завоевателя. До сегодняшнего дня человечество не пересмотрело своих взглядов, а поэтому неуклонно идёт к гибели. Валерий Крапивин Философ, который жил в бочке и отличался циничным отношением к окружающим — вот реноме Диогена, которое он с удовольствием поддерживал.
Эпатаж или верность догмам собственного учения — к чему стремилась натура этого древнегреческого мудреца? Мошенник или философ-киник? Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений. Он родился, очевидно, в 412 году в городе Синопе в семье менялы Гикесия.
По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо проведением других финансовых махинаций. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена. Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма, учения, частично основанного на философии Сократа.
Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши — они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами — гражданами мира.
Помимо аскезы, киники провозглашали отказ от следования догмам — в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии — полностью независимому существованию. Свое учение Антисфен проповедовал на афинском холме Киносарге, возможно, отсюда и название этой школы философии - кинизм. По другой версии, «киники» взяли свое наименование от греческого «кион» - собака: повадки именно этого животного философы приняли за образец правильной жизни: следует обратиться к природе и простоте, презреть условности, отстаивать себя и свой образ жизни. Маргинал или аскет?
Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде — но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре — пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города. Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно — что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта.
Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена — заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда. Короткие истории из жизни Диогена содержатся в книгах его тезки — Диогена Лаэртского, и это едва ли не единственный источник сведений о философе. Так, по этим рассказам-анекдотам, киник любил зажечь свечу-фонарь среди бела дня и отправиться бродить по городу в поисках Человека и, как правило, не находил. Описание же человека, данное Платоном — «существо с двумя ногами без перьев» - Диоген высмеял, показав ощипанного петуха, «человека согласно Платону».
Платон не оставался в долгу, называя Диогена «Сократом, выжившим из ума». В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался, и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски. Раб или свободный человек?
Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который по разным версиям то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи.
Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать, прежде всего, самого себя, свою собственную неповторимую личность. В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».
По мнению Диогена, истинное счастье состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто не зависит от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, уметь властвовать над собственными желаниям, воспитать в себе презрения к наслаждению и удовольствиям. Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности.
Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке.
Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих. Его философские высказывания Высказывания мудреца могут показаться шокирующими, а его действия вызывающими и даже непристойными. Диоген вёл совершенно свободный образ жизни, ну примерно, как его представляют нынешние жители просвещённой Европы. Небольшой пример этого демократичного образа жизни. Однажды он как обычно занимался онанизмом у всех на виду посреди площади. Ведь у него не было жены.
Прохожие сделали ему замечание, что мол демократия демократией, но ведь не до такой же степени! Так он хотел показать неверное понимание многих сущности человеческой жизни. Однажды Диоген забрался на площади повыше и стал излагать свои мысли. Никто его не слушал. Все проходили мимо. Тогда он начал кричать всевозможную бессмыслицу, издавать звуки животных. Тут же около него собралась толпа. Мудрец заявил, что в этом вся ваша сущность.
Когда он говорил о полезных вещах, никто и слушать не хотел. Но стоило ему начать блеять как овца, тут же собралась толпа мерзавцев. Диоген и Александр Македонский Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке.
ПОЧЕМУ ДИОГЕН СПАЛ В БОЧКЕ
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных. Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным. Некий софист спросил Диогена: «Я — это не ты, верно? Но Диоген похвалил его: - Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать. Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека - животные. Образ жизни вне цивилизационного комфорта - бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Путь, ведущий к добродетели - аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе. Киник - вне государства, его отечество - весь мир. Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: "Проси, чего хочешь", мудрец ответил великому полководцу: "Уйди, не заслоняй мне солнца!!!
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти... Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне. Его искать не надо... Первое, что приходит на ум - мудрец отрекся от земных благ, обрек себя на лишения. Недаром его называют «философ в бочке». Такие знания о судьбе мудреца, его научном вкладе поверхностны. Жизненный устрой Древнегреческий мыслитель родом из Синопа.
Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился. Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников. Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней.
Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой. Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал — все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум.
Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца. Философствование и отказ от материального Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях — почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения. Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили.
Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена — горожане дали новую. Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности. Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь? Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти. Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном».
Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки. Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми — ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.
Вот в таком сосуде и жил Диоген. Кроме плаща, у него не было никакого имущества, а питался Диоген тем, что подавали местные жители, то есть по сути своей, он был бомжом. При этом Диоген очень любил пофилософствовать. В его понимании брак был не нужен, Диоген прославлял единство жен и детей. Он считал, что человек, по сути своей, не имеет гражданства, такой себе гражданин всего мира. Его все жалели: подавали еду, женщины легкого поведения оказывали ему услуги бесплатно, богачи приглашали в свои дома и показывали его, как диковинку. Философия Диогена сегодня Нынешняя жизнь очень напоминает общество Греции в те годы, когда жил Диоген.
Демократию сменили тирания и олигархат. Люди в большинстве своем обнищали и были отброшены за черту бедности, а небольшая кучка «сильных мира сего» разбогатела до немыслимых размеров и узурпировала власть.
Человек должен буквально уподобиться собаке: не бояться выражать чувства, вести себя естественно, не обижаться на оскорбления.
Никто не идеален, но каждый индивидуален. Люди скрывают индивидуальность, чтобы не казаться безумцами Нужно быть полезным обществу, проповедуя свои взгляды. Мудрость отличает циника от обычного маргинала.
Миссия — от нигилизма. Отказавшись от навязанных обществом ярлыков и ограничений, человек обретает свободу. Название школы происходит от греческого выражения «истинный пёс».
Почему Диоген жил в бочке? Циниками не рождаются. Ими становятся.
Чтобы добиться совершенства, ученики регулярно упражнялись, ломая в себе воспитанные ограничения. Наибольшего успеха в этом добился именно Диоген. Деятель был сыном начальника монетного двора полиса Синоп.
По молодости он был очень высокомерен и жил в роскоши.
Впрочем, в ходе позднейших археологических раскопок в Синопе была найдена партия монет с именем Гигесия, выпущенных в 362—310 годах до н. Это значит, что во второй половине IV века в тех краях действительно жил казначей, которого звали так же, как и отца Диогена. Мы не знаем, действительно ли их семья промышляла фальшивомонетничеством и не выдумал ли сам мыслитель сюжет с оракулом, но идея «переоценки ценностей», упомянутой в этой истории, служит лучшей метафорой того, чем философ занимался на протяжении жизни. Он называл себя гражданином мира, отрицал брак и проповедовал общность женщин, говорил, что не видит ничего дурного в краже из храма или употреблении в пищу мяса любого животного. И даже утверждал, что попробовал бы человечину, если бы ему представилась такая возможность.
Увидев однажды двух женщин, повесившихся на ветвях оливы, Диоген воскликнул: «Вот если бы на всех деревьях были такие плоды! Диоген издевался над богачами и завистниками, жрецами, риторами, математиками, наблюдающими за Солнцем и Луной, но не видящими того, что происходит у них под ногами, и обжорами, которые приносят жертвы богам, чтобы исцелиться от болезней, а потом объедаются и гробят свое здоровье. Даже по сравнению с поведением Антисфена аскетизм и образ мышления Диогена достигали крайних форм. По его словам известным нам в переложении Лаэрция , он брал пример «с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим». Диоген относился без малейшего почтения к государственной власти. Когда Пердикка, сподвижник Александра Македонского и регент его империи, потребовал у философа явиться к нему, угрожая в противном случае казнить за непослушание, тот заявил: «Невелика важность: то же самое могли бы сделать жук или фаланга.
Хуже было бы, если бы он объявил, что ему и без меня хорошо живется». На вопрос, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген ответил: та, из которой были сделаны Гармодий и Аристогитон — два афинских гражданина, известных тем, что совершили покушение на братьев- тиранов Гиппия и Гиппарха и героически погибли. С другой стороны, нельзя назвать дерзкого уроженца Синопы и мизантропом, ведь он говорил, что все, кто стремятся к добродетели, друзья и лучше сражаться среди горстки хороших людей, чем среди множества дурных. Платон назвал Диогена «обезумевшим Сократом», а сам был постоянной мишенью для его издевок. Благодаря собранным Лаэрцием анекдотам мы знаем, что «человек-собака» топтал ковер автора диалогов, насмехался над его велеречивостью и гордостью и говорил, что не видит никаких «чашности» и «стольности», а только чашу и стол, отрицая таким образом существование царства идей. Что же стояло за этими бесконечными спорами, как не детское желание двух умудренных сединами философов поддеть друг друга?
По мнению Луиса Навиа, Диоген считал, что Платон предал Сократа и попрал принципы интеллектуальной ясности, которые тот отстаивал, а также подозревал его в намерении обмануть слушателей. Воспринимать сочинения, речи, умозрительные рассуждения и философский жаргон такого человека всерьез было бы пустой тратой времени. Мысль Диогена развивалась в противоположном платоновскому направлении. Вместо мира идей он говорил о естественном существовании в гармонии с природой, где есть только материальные вещи, язык используется лишь для того, чтобы указывать на явления, но не определять их как мы помним, еще Антисфен доказывал, что это невозможно. В некоторых историях о Диогене есть похожий сюжетный ход — например, в той, где он с фонарем бродил в поисках человека по улицам или когда кричал: «Люди! По всей видимости, Диогеном в этих случаях двигало не только желание эпатировать публику, но и намерение заявить о несоответствии слов обозначаемым ими предметам.
Всех афинян мы называем «людьми», но в действительности такой чести заслуживают в лучшем случае несколько наиболее добродетельных из них. В этом и состоял смысл переоценки ценностей, о котором говорил дельфийский оракул. На место социальных норм, достойных лишь насмешки, считал Диоген, должны были прийти труд в согласии с природой и счастливая жизнь. Большинство же людей по неразумию стремится к ложным благам и занимается бесполезными делами. Если бы вместо этого они озаботились своими естественными потребностями, то в скором времени достигли бы блаженства. Так же как атлет укрепляет свое тело гимнастикой, необходимо учиться презирать удовольствия.
Тогда их отсутствие больше не будет причинять человеку страданий, а аскеза сама по себе станет источником наслаждения. Диоген говорил, что ведет тот же образ жизни, что и Геракл самый почитаемый киниками персонаж мифов , ставя выше всего на свете свободу. Лаэрций писал, что, несмотря на все безумства, и афиняне, и жители Коринфа любили чудаковатого мыслителя. Первые подарили ему новый пифос, когда его предыдущую обитель разбил мальчишка, а вторые установили Диогену после смерти памятник в виде мраморной колонны с собакой, сидящей на вершине. По другим версиям которые самому философу пришлись бы куда больше по сердцу , его тело вышвырнули за стены города диким зверям на поживу, бросили в канаву, засыпав пылью, или в воды реки Илисос. Горбатый миротворец Самый известный из учеников Диогена, Кратет, был горбат и хромоног, как писал о нем император Юлиан.
Он не заботился о своем внешнем облике и приделал к плащу заплатку из овечьей шерсти, выставляя себя перед афинянами на посмешище. Это не помешало Кратету очаровать Гиппархию, девушку из родовитой семьи, которая захотела стать его женой, несмотря на то что к ней сватались многие богатые и красивые греки. Пришедшим в ужас от перспективы такого союза родителям она пригрозила самоубийством. Сам Кратет сбросил перед девушкой одежды и сказал: «Вот твой жених и всё его богатство, решай! Гиппархию это не остановило, она покинула дом, странствовала вместе с супругом, носила такое же тряпье и стала философом-киником.
Грек живший в бочке. Диоген Синопский — эпатажная философия
Почему Диоген жил в бочке — WIKI Истограф | Что такое синдром Диогена и почему старики живут в антисанитарии. |
Зачем диоген жил в бочке - 33 квадратных метра | Живя в «бочке» Диоген стремился как можно больше сократить свою зависимость от благ цивилизации и приблизиться к естественному состоянию, тем самым очистив себя. |
Что делал диоген в бочке. Почему Диоген жил в бочке? Античный философ Диоген
Зачем Диоген сидел в бочке? | Почему Диоген спал в бочке. Не все древнегреческие философы звались Диогенами, и уж точно немногие спали в бочке. Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. |
10 странностей Диогена | Диоген жил в маленькой бочке в публичном месте. Его современники ругались что он часто мастурбировал в своей бочке, где его хорошо было видно. |
46) «Мой дом – моя бочка» (диоген синопский) | Киники, по сообщению одного из комментаторов «имели обыкновение, словно собаки, публично есть и предаваться любовным утехам, ходить босыми, спать в бочках и на перекрестках». |