Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически.

Виды толпы

Тема: «Социальное поведение » — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое.
Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой Действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта.

Психология толпы, ее виды и содержание.

Толпы подразделяются следующие разновидности. группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. — Стяжательская толпа.

Библиотека

  • Источники:
  • Библиотека
  • Социальное поведение
  • Характеристика различных видов толпы
  • Особенности психологического состояния людей в толпе.

Понятие и классификация толпы

К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий. Разрешения конфликта могут быть: компромисс: Достижение соглашения, в котором каждая сторона соглашается на частичные уступки. В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты: индивидуальные: Между отдельными людьми.

Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное, т. По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы: 1 случайная оказиональная ; 2 экспрессивная — совместно выражающая общие аффективные чувства: ликование, страх, негодование, протест; 3 конвенциональная — основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях; 4 действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую спасающуюся , стяжательскую, экстатическую действующую в состоянии экстаза , повстанческую — возмущающуюся действиями властей. Любая толпа характеризуется напряженностью эмоционального состояния, спонтанно возникающей направленностью поведения, нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций.

Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, то есть существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие. Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе. Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина.

Если вы оказались в центре конвенциональной толпы, постарайтесь выбраться на периферию. Помните о правилах нахождения в толпе: не выделяться, идти по движению и пр. Помнить, что стяжательская толпа лучше панической или агрессивной! Например: г. Невельск, ситуация, когда заранее объявлено, что в таком-то месте, во столько-то часов, будет выдаваться питьевая вода и хлеб. Люди начали подтягиваться с разных мест, многие приходили издалека, оставляя маленьких детей на попечение соседей. Воду давали по бутылке в одни руки и хлеб по буханке, - ситуация моментально вышла из-под контроля. Те, кто привёл с собой детей, получили больше, чем тот, кто пришёл один. Раздача воды по бутылке в руки вызывала большее раздражение, чем выдача хлеба по буханке на одного человека. Работа психологов была информационно-разъяснительной, людям сообщали о том, что городков временного размещения организовано 9, что в каждом из них будут выдаваться и вода, и хлеб, что не надо специально приходить к зданию администрации, чтобы получить всё необходимое. Экспрессивная толпа. Формируется как и конвенциональная толпа, на основе интереса к заранее объявленному массовому развлечению. В экспрессивной толпе совместно выражается общее отношение к какому либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экспрессивная толпа возбуждена и психологически уже созрела для стихийных действий, поэтому опасна для людей. Работа в экспрессивной толпе: находясь в ней, необходимо направлять вектор своего движения от центра к периферии, не обращать на себя внимания толпы недовольными высказываниями, присоединиться, при необходимости, к выкрикиваемым лозунгам, постараться свою одежду максимально приспособить к общему внешнему виду толпы, например, надеть сверху кожаную куртку — делать всё, чтобы выбраться в безопасное место и, - по возможности, - организовать и вывести с собой часть людей. Например: Стадион «Лужники», популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был важен, но игра текла вяло, люди теряли надежду на то, что гол будет забит. За 15-20 минут до окончания матча люди стали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, буквально на последней минуте матча, долгожданный гол был забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто под давлением задних рядов по инерции продолжал двигаться к выходу. Десятки людей были задавлены насмерть. Экстатическая толпа представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т. Работа в экстатической толпе: переключение внимания толпы, снятие с возвышенного места экстатически заражённых людей, выведение их из транса в удалении от зрителей. В первую очередь — людей с самоповреждающим поведением, тех кто хлещет себя цепями, трясётся, доводя себя до исступления, рвёт на себе одежду. Действующая толпа: Формируется как конвенциональная, превращается в толпу, осуществляющую действия относительно конкретного объекта. Например: Около здания ДК в Беслане, где на такой-то час вечера был объявлен общий сбор родственников захваченных заложников, собралась большая группа людей. Они прибывали и прибывали, однако долгое время к родственникам никто не выходил: ни представитель администрации, ни представители штаба по ликвидации последствий ЧС. Затем на крыльце появилась тоненькая девушка лет 20, которой было поручено объявить, что она представляет администрацию и что новостей нет. Террористы пока требований не выдвигают, однако делается всё возможное для спасения детей. Толпа, простоявшая к тому времени несколько часов, мгновенно превратилась в агрессивную.

Виды толпы

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения.

Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.

Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность.

Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, то есть существо инстинктивное.

В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий.

При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо.

Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе. Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении.

Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.

В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию.

Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна.

Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения.

Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать, прежде всего, психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Юнгом, А. Большую часть жизни человек проводит в привычных для себя группах со сложившейся групповой моралью, системой ценностей; группах, осуществляющих непрерывный социальный контроль за его поведением и деятельностью. Социальный контроль - это не только управление человеком, но и сложившаяся система защиты от любых непривычных, пугающих явлений и процессов. Однако случаются ситуации, когда человек или целые группы людей оказывается вне привычных для него условий, вне коллектива понимаемого в данном случае предельно широко.

Оторванность от привычной социальной среды заставляет неосознанно человека ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющих сходные потребности. Чем в большей степени проявляется реальная или мнимая угроза удовлетворения общего для данной общности интереса, тем острее противопоставление «мы» - «они», тем большая сплоченность враждебность к тем, кто мешает. Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов , в случаях аварий и стихийных бедствий рис. В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий. В качестве субъектов можно назвать следующие. Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации , эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т.

Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом. Признаки стихийного массового поведения Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Толпа - контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Толпа как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения - крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей рис. Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Основной контингент, составляющий случайную толпу, - лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Как правило, случайная толпа формируется при всевозможных уличных происшествиях, дорожных авариях, пожарах, появлении необычных машин и механизмов, людей с непривычным внешним видом или поведением.

Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы. Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности.

Составляющими девиантного поведения являются: нарушение социальных норм: Девиантное поведение часто связано с нарушением общественных правил и норм.

Существует пять типов поведения: конформизм: Подчинение общественным нормам и ожиданиям. Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды. К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих.

Особенности психологического состояния людей в толпе.

Тема: Социальное поведение — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое.
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например.
Поведение людей в толпе | Психологическая энциклопедия 1vc0 Действующая толпа подразделяется на.
Психология толпы агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую.

6.2. Социальное поведение

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Действующая толпа. группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •.

Поведение людей в толпе

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов.

Тема: Социальное поведение

Существует четыре основных вида Т. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на религиозном шиитском празднике шахсей-вахсей, доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока. Действующая active Т. В ее рамках выделяется несколько подвидов: агрессивная aggressive Т. В практическом плане наиболее важное свойство Т. Контролировать поведение Т. Нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжательной и панической Т.

Необходимо обустроить жизнь так, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. Караяни Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. Харвест 2021 г. Толпа во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация — типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий.

Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения — концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... Назаретян, Ю.

Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической одна из разновидностей толпы действующей и т. Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов. Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «... Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы.

Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;... Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума.

Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1. При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.

Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2.

Читайте также: Стиль жизни как система: создание Life Style по щелчку мыслиСтиль жизни Экспрессивная толпа — это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, рок-фестивали, религиозные собрания, и т. Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

Одной из важных форм действующей толпы является сборище — эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа. Другая важная форма действующей толпы — восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом.

Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы. Активная толпа Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным — тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии. Понятие толпы Определение 1 Толпа — это большое скопление людей на какой-либо территории, имеющих непосредственный контакт и спонтанно реагирующих сходным образом на одни и те же стимулы. Толпа характеризуется примитивными, но сильными эмоциями и импульсами и не обладает установленными моральными нормами и табу.

Толпа может быть агрессивной, убегающей, алчущей, демонстрирующей. Для разных толп характерны общие явления: исчезновение индивидуальных личностных черт, склонность к подражанию; ослабление этических и правовых норм в результате чувства стандартности; ощущение правильности предпринимаемых ими действий; снижение чувства ответственности за совершаемые действия, ощущение собственной силы. Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Характеристика и примеры толпы 450 руб. Реферат Характеристика и примеры толпы 220 руб. Контрольная работа Характеристика и примеры толпы 220 руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Человек, оказавшись в толпе, получает сильное эмоциональное воздействие, получает повышенную возбудимость в отношении своих социальных чувств, поэтому случайное слово, брошенное в толпе, может стать толчком для насилия и погромов. Толпа преходяще влияет на индивида, но настроение, которое у него возникло, может ещё долго сохраняться. Та связь, которая объединяет толпу, будет разрушена, если новые стимулы создадут другие эмоции — инстинкт самосохранения способствует рассеиванию толпы, чувство голода, юмор, возбуждение, направленные к другим целям. Технические приемы, с помощью которых манипулируют толпой, основываются на знании специальных механизмов, объединяющих толпу.

Толпа может состоять из индивидов любой национальности, пола, профессии и не зависит от причин этого собрания. Для «человека толпы» характерны новые черты, отличающиеся от других индивидов. Эти отдельные новые черты образуют целое и принимают одно и то же направление, а сознательная личность исчезает. Образуется своеобразная «коллективная душа» с временным характером, но составляющая единое существо и подчиняющаяся закону духовного единства толпы. Чтобы толпа стала организованной скопления случайных индивидов недостаточно, необходимо ещё влияние некоторых возбудителей. Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос Толпа может образоваться на улице по поводу самых разных событий, а стихия, как основной фон поведения толпы, может привести её к агрессивным формам. Когда появляется человек, способный её возглавить, тогда возникают очаги организованности, но они нестабильны.

Французский психолог С. Мокович считает, что массы — это социальный феномен, под влиянием внушения лидера индивиды «растворяются» и социальная машина делает их иррациональными. Раздраженные люди, собравшись вместе, не могут сдержать свои импульсы. Энергия эмоций придает мужество и бросает вперед. Лидеры используют энергию масс в своих целях. Масса является более стабильным образованием, более организована и сознательна, хотя разнородна и неустойчива. Организаторы в массе выдвигаются заранее и имеют большее значение. Действующая толпа Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый.

Тема: Социальное поведение и социальный контроль. Описание: Социальное поведение описывает способы, которыми люди взаимодействуют в обществе. Это понятие включает в себя разнообразные формы социальных взаимодействий, начиная от индивидуальных действий и заканчивая участием в социальных движениях и коллективных действиях. Рассмотрим основные концепции и понятия в этой области: — Субъекты социального поведения — это группы или индивиды, которые участвуют в социальных взаимодействиях. Это могут быть массы, толпа, межличностные объединения и другие социальные группы. Эти виды толпы имеют разные характеристики и динамику. Это может включать в себя нарушение законов или социокультурных норм.

Эти типы описывают, как люди реагируют на социальные нормы и ценности.

Общая характеристика Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением. Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это: Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели. Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель. В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах демонстрации, шествия, митинги, забастовки. Имеют место и транспортные толпы.

Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии. Активная толпа Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным — тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии. Действующая толпа Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении.

Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа. Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями.

Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Агрессивный тип Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания.

Понятие и классификация толпы

Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя.

Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость.

Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия.

Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Класс вожаков подразделяется на две категории: - люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей; - люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей встречаются гораздо реже. Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом.

В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех. Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры. Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой. Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее.

Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы. Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: 1 пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; 2 предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Эффективными средствами могут считаться следующие: - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается.

Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы.

Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями.

Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго.

Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него. Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог.

Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Сознательные действия индивиде всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя. Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида.

Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации , эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т. Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом. Признаки стихийного массового поведения Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Толпа - контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Толпа как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения - крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей рис. Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.

Основной контингент, составляющий случайную толпу, - лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Как правило, случайная толпа формируется при всевозможных уличных происшествиях, дорожных авариях, пожарах, появлении необычных машин и механизмов, людей с непривычным внешним видом или поведением. Случайная толпа толпа зевак по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы. Экспрессивная толпа - группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста. На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурные, профессиональные и другие особенности. Для экспрессивной толпы характерно высокое эмоциональное напряжение, но сама толпа сравнительно легко поддается управлению. В своем поведении она подчиняется определенному ритму, который может задаваться песней, маршем, скандированием лозунгов и т. Этот ритм может возникать как спонтанно благодаря самодеятельности самих участников толпы, так и внедряться с помощью громкоговорящих установок и т. Более сложная разновидность толпы с точки зрения поддержания общественного порядка - конвенциональная толпа, представляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения. Наиболее сложным и опасным для общественного порядка видом толпы является действующая.

Действующая толпа - контактная общность людей, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта рис. Индивиды, составляющие данную сущность, связаны определенной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий. Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту рис. Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей. Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период от нескольких часов до нескольких суток нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. В то же время сама агрессивная толпа и в пространстве, и во времени локализована.

Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него. Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Сознательные действия индивиде всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя. Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения, Теория "зеркального Я" была развита Дж. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали кавыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту. Лекция девятая. Социальное поведение и социальный контроль План 1. Сущность и субъекты массового социального поведения.

Активная толпа

  • Модели поведения
  • СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте - id43649855 от may12312 13.09.2022 10:07
  • Психология толпы (часть 2)

Этапы формирования толпы

  • § 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
  • Психология толпы (часть 2)
  • Модели поведения
  • Виды толпы и их характеристики
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Психология толпы (часть 2)

Толпа и социальный психоз

Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям.

Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Способы разрешения конфликта могут быть различны.

В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты: индивидуальные: Между отдельными людьми. В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают конфликты: политические: Связанные с политическими интересами и властью.

Таким образом, эти понятия и характеристики помогают понять различные аспекты социального поведения, контроля и конфликтов в обществе. Покажи ответ друзьям: Предмет: Обществознание.

Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов. Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление —это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей. Неформальный контроль характерен для небольших групп.

Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное «явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта.

Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного повседневного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы вполне может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.

Под термином «публика» понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может выступать событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной и той же газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Массовое социальное поведение - это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами такого поведения являются массы, толпа, публика и отдельные индивиды, а также их микрообъединения семья, круги межличностного общения. Понятие «массы » относится к большому количеству людей, которые не объединены ни в какую организацию, основанную на общем интересе, и которые, как правило, политически равнодушные и пассивные.

Существует также понятие «народные массы ». Этим термином называют большинство трудящегося населения, как решающей силы общественного прогресса. Термин толпа относится к внешне не организованной, но активной контактной группе людей, характеризующейся пассивным принятием господствующего мнения составляющих ее индивидов, связанных сходным состоянием и общим объектом внимания. Различают следующие виды толпы : случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу образуют случайно собравшиеся люди на месте происшествия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий