Самый длинный и строгий семинедельный Великий пост начинается у православных 18 марта и продлится до 4 мая. Сухоядение в Великий пост может быть вкусным и разнообразным. Во время Великого поста варили сочиво, канун (кутья), взвар, домашний хлебный квас, ботвинью или окрошку, кислые щи».
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
объясняем принципы питания, предлагаем оригинальные и простые рецепты. Что значит сухоядение. Богослужения во время Великого Поста носят особый характер. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. Общие правила питания во время Великого поста довольно просты.
Великий пост — как правильно поститься?
Сухоядение в пост 2024 19, 20, 21, 22, 25, 27, 29 марта, 1, 3, 5, 8, 10, 12, 15, 17, 19, 22, 24, 26, 29, 30 апреля, 1 мая. Горячая пища с маслом в пост 2024 23, 24, 30, 31 марта, 6, 13, 14, 20, 21 апреля. Горячая пища с маслом, рыбная икра в пост 2024 27 апреля Лазарева суббота. Горячая пища с маслом, рыба в пост 2024 7 апреля Благовещение , 28 апреля Вербное воскресенье.
Горячая пища без масла в пост 2024 26, 28 марта, 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25 апреля, 2, 4 мая. В Великий пост больше всего дней сухоядения, это самые строгие дни поста, которые предполагают употребление пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, а также свежих, сушеных или моченых овощей и фруктов, меда, орехов.
Следует питаться просто приготовленными блюдами из овощей, фруктов и злаков. В понедельник, среду и пятницу постящиеся придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена тушеная и вареная еда. В субботу и воскресенье допускается горячая еда с небольшим количеством растительного масла.
Шестая неделя Великого поста 3 апреля — 9 апреля Неделя носит название Вербной и приближает светлую Пасху. В понедельник и среду придерживаемся сухоядения. Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается.
Но в тех описаниях, которые оставили ее близкие, об этом нет ни слова. Богослужения на седьмой неделе Великого поста На седьмой неделе проходят специальные богослужения, которые не похожи на другие и отличаются особой продолжительностью.
Службы построены в порядке, который поможет донести верующим историю страданий Спасителя и его наставления в хронологическом порядке. В понедельник, 29 апреля, богослужения посвящены патриарху Иосифу Прекрасному. На следующий день в храмах вспоминают притчи о десяти девах и талантах, а также пророчество о Страшном Суде. В среду на вечерней службе проходит Таинство Покаяния — люди приходят в храм, чтобы исповедаться. В пятницу осудили и распяли Иисуса. В память о великой скорби верующие не едят до выноса Плащаницы в храмах.
Кроме этого, на протяжении всей недели православные убирались и готовили свои дома к Пасхе и старались избегать громких разговоров, пения и уличных игр. Календарь питания в четвертую неделю Великого поста по дням Седьмая неделя Великого поста — самая строгая. Однако помните, что перед любыми экспериментами с питанием сначала стоит посоветоваться с врачом.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка. Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста , кроме суббот, воскресений [4] и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» [5] полное воздержание от пищи. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается[ источник не указан 218 дней ] дополнительным подвигом, на который рекомендуется [ источник не указан 218 дней ] получить благословение духовника.
Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
- О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав
- Богослужения на седьмой неделе Великого поста
- Что такое сухоядение?
- Сухоядение - что это, постные рецепты и календарь постов с сухоядением
- Великий пост: что можно есть постящимся
Каша и белок
- Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
- Богослужения на седьмой неделе Великого поста
- Великий пост 2024
- Сухоядение и разрешение на елей: как питаться во время поста
- Сухоядение — это значит «без воды»? - Православный журнал «Фома»
- Чего нельзя есть мирянам во время Великого поста?
Что можно есть в пост
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360° | Что означает сухоядение и каково его предписание в пост? |
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным | Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» – Василий Великий. |
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360° | Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. |
Что такое сухоядение в пост. Что значит сухоядение
К такому варианту стоит особенно внимательно присмотреться тем, кто постится впервые или же имеет проблемы со здоровьем. Но что точно понятно, так это то, что в такие периоды поста не стоит употреблять алкогольные напитки. Большинство дней сухоядения приходится на первую неделю Великого поста: ограничения следует соблюдать с 19 по 22 марта. Если следовать монастырскому посту, сухоядение следует соблюдать по понедельникам, средам и пятницам на протяжении всего периода поста. Однако для мирян рекомендуется более мягкий вариант.
Супчик из тыквы, или протертый из брокколи с гренками… Ох, есть такое. А еще паровые котлетки из капусты, моркови, картофеля, свеклы или тыквы… Да с грибной подливкой! Вроде привычные овощи, а вкусно. Да и фасоль можно так обработать, что она будет легко усваиваться. Но обычно все подобные изыски - имитация привычных нам мясных блюд, только на растительной основе. Ольга Касымова: Дело в том, что наш организм имеет уже сформированные пристрастия - вкусовые и даже зрительные.
И не всегда получается эти пристрастия, эти внутренние установки поменять… В итоге получается: человек полон решительности в пост есть "все правильное" и даже какое-то время усердно придерживается своего решения, а потом - раз и сорвался… Ольга Касымова: А вот чтоб такого не было, можно свой организм немного обхитрить. Любите сладкое, не можете без него жить, прям плохо становится - ну съешьте ягоды. Или фрукты, но не конфеты. Это тоже способ, который убережет и от срыва, и от стресса. С конфетами отдельная тема. Есть среди них такие, что, вроде бы ничего животного в своем составе не содержат… И вот сидишь в пост полуголодный, и сам того не замечая, начинаешь эти постные конфеты в себя забрасывать. В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой. Причем дело не только в трансжирах. Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность.
И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит? Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить. В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу. Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами. Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно.
Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор.
И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства.
Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве.
Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж".
Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор.
Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей.
Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию".
Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны.
Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13.
Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.
Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет? Не должны.
Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями.
Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть.
Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве.
Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот.
Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен».
Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться.
Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха.
То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост.
Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние.
Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель.
Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами.
Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви.
Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.
Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите.
Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других.
Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других.
Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко.
Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.
Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага?
Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне.
В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя.
Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».
При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды.
Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя.
Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф.
Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием.
Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи.
Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:...
Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.
Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна.
Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т.
И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди.
Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха.
Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви.
Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею?
Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию.
Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный.
Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом?
Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего.
Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение.
Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает.
А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть!
Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там.
Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость.
Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев.
Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением.
Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него.
Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты.
Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов.
Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;.
Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься.
Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать.
Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле.
Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение ; то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению.
После Пасхи возможны сильные пищевые расстройства. Чтобы сберечь свой организм, старайтесь соблюдать меру и не налегать на жирную пищу. После Великого поста можно начинать употреблять скоромную пищу, однако все подряд есть не стоит. Скоромная пища — продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных: мясо; субпродукты; животный жир; молоко, молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло; яйца, а также содержащие их блюда и кондитерские изделия. Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста В саму Пасху лучше обойтись кусочком кулича и одним яйцом, отдавая предпочтения постным блюдам. На следующий день можно включить в меню кисломолочные продукты вроде йогурта и кефира. На третий день можно съесть нежирные сорта рыбы и легкий рыбный бульон. Мясные блюда вводят в рацион начиная с четвертого дня после Пасхи. После долгого поста можно съесть паровые котлеты или тефтели из мяса птицы или говядины.
И пейте побольше воды. Починить сломанные вещи.
Кому пост может быть опасен: мнение врача и священника
Во время поста христиане усиливают свою борьбу с грехами, уделяя больше времени молитве и покаянию, чем в обычные дни. Этому служит в том числе и сухоядение в пост. Великий пост самый долгий, но не самый строгий, как ошибочно думают многие. Что это такое, что означает сухоядение в пост? Но до этого чем приступать к сухоядению, нужно осознать, что пост — это до этого всего смирение плоти и победа духа над ней. Губкин Новости Новости религии Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля. Что это такое, что означает сухоядение в пост? Но до этого чем приступать к сухоядению, нужно осознать, что пост — это до этого всего смирение плоти и победа духа над ней.
Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго
Сухоядение является одним из основных рационов Великого поста. Фото: Pxfuel. В 2022 году он начался 7 марта и завершится только 23 апреля, то есть будет длиться 48 дней до празднования Светлой Пасхи. Этот период предписывает для верующих строгое духовное и физическое воздержание. Физическое воздержание связано с отказом от определенных продуктов Какие продукты нельзя есть в Великий пост? Для каждого из 48 дней Великого поста предписано свое питание. Одним из таких питаний является сухоядение, которое вызывает у верующих и мирян много вопросов. Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. Сухоядением называют употребление в пищу тех продуктов, которые не подвергались какой-либо тепловой обработке.
Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение. Принимать пищу необходимо 4—5 раз в день небольшими порциями, в идеале — каждые три часа. Понедельник: сухоядение Завтрак: бутерброды с ржаным хлебом, авокадо, помидорами и семенами кунжута. Обед: томатный суп гаспачо. Ужин: печеный картофель с квашеной капустой. Вторник: горячее без масла Завтрак: гречневая каша с луком. Обед: суп с лапшой и овощами.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка. Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста , кроме суббот, воскресений [4] и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» [5] полное воздержание от пищи. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается[ источник не указан 218 дней ] дополнительным подвигом, на который рекомендуется [ источник не указан 218 дней ] получить благословение духовника.
А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля. Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней. Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой. С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться. Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз.
Сухоядение-что это
Поэтому часто возникают вопросы, что в такие дни можно есть? Что такое сухоядение в пост Сухоядение — это строгое воздержание от пищи во время постных дней. Оно включает в себя еду без добавления масла, чаще всего в холодном виде. Типикон о сухоядении говорит следующее: — глава 35: разрешены «хлеб и вода и сим подобная». Сюда можно отнести сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты.
То есть во время приема пищи разрешается употреблять что-то одно из перечисленного перечня продуктов. Можно есть хлеб, соль, пить воду. Сюда же входят сырые и квашеные овощи, зелень, мед, а также вареная растительная пища без приправ. В Русской Православной Церкви к сухоядению относили термически обработанную пищу, но исключительно холодную.
Сухоядение составляет обязательный элемент поста для монашествующих. Обычные верующие столь строгий пост соблюдают Первую неделю Великого Поста, в Великую Пятницу Страстной седмицы, Рождественский и Крещенский сочельник. В некоторых церковных календарях указан график постных дней. Когда предусмотрено сухоядение в пост — Первые дни Великого поста монашествующие должны обходиться без какой-либо еды.
Такое же предписание относится к пятнице Страстной недели. В остальные будние дни Устав предписывает сухоядение вторник и четверг разрешена теплая пища, но без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье можно добавить в великопостные блюда немного масла. В Рождественский сочельник постящийся ничего не ест до первой звезды.
Кому и зачем нужно сухоядение в пост Такие правила поста Устав предписывает только людям, которые отрешились от мирской жизни и приняли монашеский постриг.
Составляя для себя рацион питания в дни Великого поста, не забудьте о напитках. Ежедневно употребляйте не меньше 1,5-2 л жидкости. Кроме чистой некипяченой воды можно пить свежевыжатые соки, морсы, кисели,компоты, зеленый или некрепкий черный чай. Ограничения в питании в этот период могут быть и более строгими — в соответствии с монастырским уставом. И какую пищу можно есть в Великий пост, решать вам. Однако учитывайте, что строгий пост не рекомендуется соблюдать маленьким детям, беременным и кормящим женщинам, а также больным людям. Существуют четыре степени поста: очень строгий — сухоядение, когда употребляют только не подвергавшуюся тепловой обработке растительную пищу без постного масла; строгий — едят вареную растительную пищу с растительным маслом; обычный, кода в рацион также включают рыбу. Надо сказать, что в периоды самых строгих ограничений, которые накладываются в первую и последнюю неделю поста перед Пасхой, церковный устав, предусматривающий полный отказ от пищи или употребление ее один-два раза в день, рассчитан в основном на монахов, а не на мирян. Что ещё запрещается есть в период Великого поста 2024 года?
Не все знают, что в это время также нельзя есть сдобную выпечку, белый хлеб, майонез. В перечень продуктов, запрещенных во время Великого поста также включаются конфеты и шоколад, ведь они тоже содержат ингредиенты животного происхождения. В еде важно придерживаться умеренности. А список продуктов, которые можно включать в этот период рацион, достаточно велик. Что означает полное воздержание от пищи во время Великого поста 2024 года? Как уже говорилось ранее полное воздержание от приема пищи в Великий пост предписывается в Чистый понедельник и Страстную пятницу. Эти правила в полной мере относятся только к священнослужителям. Согласно рекомендациям церкви, мирянам в первый день поста лучше придерживаться сухоядения: есть сырые овощи, фрукты, орехи, сухофрукты. О возможности блюсти строгий пост следует поговорить с вашим духовником.
А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье. Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение.
Но необходимо помнить и о том, что мирянам разрешают делать и послабление законов поста. Сухоядение, рецепты Принято считать, что мирянам разрешается постится по такой схеме: по нечетным дням недели — сухоядение, по четным — разрешено горячую пищу без масла, а по выходным — пищу с растительным маслом. Важно помнить то, что основной составляющей поста является молитва, а соблюдение поста без молитвы можно назвать ни чем иным как диетой или очисткой организма. Рецепты для мирян при сухоядении в основном состоят из различных салатов. Это могут быть фруктовые, смешанные и овощные. Использование масла запрещается, но для улучшения вкусовых качеств можно использовать сок лимона. Также в салаты можно добавлять семечки и орехи. А запеченные фрукты и овощи можно использовать как десерт, так и основное блюдо. Несмотря на такое ограниченное количество продуктов меню сухоядения может быть и разнообразным, включая в себя и десерты. Рецепты в пост сухоядения, которые мы Вам представим, помогут разнообразить меню и приготовить полноценные блюда. На первое можно приготовить холодный суп. Для этого Вам понадобятся: гречка, огурец, зеленый лук, помидор, зелень, вода. Измельчите огурец и помидор на терке. Залейте крупу водой. Нарежьте лук и зелень и смешайте все. По вкусу добавьте соль. Разбавьте водой.
Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго
Пост нужен не Богу, а человеку. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" — Мф. И какую пользу получит он от того, что смирялся" — Сирах. Примите пост, здоровые, это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные, это матерь здоровья. Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» — Василий Великий Пост заповедан самим Богом, ибо в пророчестве св. Иоилем сказано: "Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне — Иоиль 2:12- всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост. Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» — Иоанн Златоуст «Ни по каким причинам не разрешается вкушать рыбу в Великий Пост» «Новая скрижаль» стр. Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость» — Игнатий Брянчанинов «Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти, и сделать покорным этого коня» — Златоуст. Ты не ешь мяса, но за то клеветой терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Если ты постишься ради Бога, то избегай, всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью.
Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь? Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Не предавайся тщеславию» — Иоанн Златоуст «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Пусть постятся не одни уста, но и зрение, слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Что за польза нам воздерживаться от пищи, если не изгоним из души порочных привычек? Если ты постишься для Бога избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый. Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осуждаем их, сами имея брёвна в глазах своих и всё делаем для того, чтобы показать себя?
Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и в питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая польза им от этого? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, какая им от этого польза? Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста, и он столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам.
Несклонным к посту на этом надо бы настаивать, а не на том, что пост необязателен, хотя он действительно есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательны и средства к нему, считающиеся необходимыми, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из неё, а член её не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права.
И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» — Феофан Затворник. Поэтому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда, т. Таким образом, сохранённые силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугождать Богу» — прп. Марк «Пост это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия делается для подвижника орудием самоубийства. Сколь вредно невоздержание, столь вреден или ещё более неумеренный пост.
Чтобы сберечь свой организм, старайтесь соблюдать меру и не налегать на жирную пищу. После Великого поста можно начинать употреблять скоромную пищу, однако все подряд есть не стоит. Скоромная пища — продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных: мясо; субпродукты; животный жир; молоко, молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло; яйца, а также содержащие их блюда и кондитерские изделия.
Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста В саму Пасху лучше обойтись кусочком кулича и одним яйцом, отдавая предпочтения постным блюдам. На следующий день можно включить в меню кисломолочные продукты вроде йогурта и кефира. На третий день можно съесть нежирные сорта рыбы и легкий рыбный бульон.
Мясные блюда вводят в рацион начиная с четвертого дня после Пасхи. После долгого поста можно съесть паровые котлеты или тефтели из мяса птицы или говядины. И пейте побольше воды.
Починить сломанные вещи. Заранее купить продукты для праздничного застолья.
Календарь питания по дням представил kp. Есть дни без еды вообще, дни без употребления масла, дни с теплой пищей, дни на сухой еде.
В будние едят один раз — вечером. В выходные — два раза, дням и вечером. В первую и последнюю неделю пост самый строгий. Для обычного работающего человека достаточно придерживаться постного меню и в дни поста больше времени уделять мыслям о душе, благотворительности и помощи ближним.
Стол пусть будет постным, но праздничным — разрешается послабление в виде рыбы. В Лазареву субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино, а в Вербное воскресенье — рыба и вино. Седьмая неделя Великого поста 10 -15 апреля Завершающую седмицу называют Страстной. Это самая строгая в Великом посте. Первые три дня — понедельник, вторник и среда — отведены под сухоядение. Православные употребляют постную пищу без термической обработки.
В четверг разрешены вареные и тушеные блюда без масла.
Значение слова «сухоядение»
Сухоядение во время поста делает этот период особенно тяжелым, так как вареная и жареная, то есть вся горячая пища запрещена. Всем людям, которые хотят держать Великий пост важно понимать, что дни сухоядения не предписывают какого-либо голодания или употребления сухой пищи. Что это такое, что значит сухоядение в пост? Однако прежде, чем приступать к сухоядению, необходимо понять, что пост — это, прежде всего, смирение плоти и победа духа над ней.