«Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение. Игра Синий кит изначально была выгодна её создателю преследующего цель унести из жизни многих из подрастающего поколения. «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году.
Синий кит - задания, которые убивают
Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены. Любовь Чистякова, корреспондент: «Спрыгнуть с крыши, перебежать дорогу перед близко идущим транспортом – суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности. вы делаете те новости. В информационном пространстве стали появляться новости про самоубийства подростков, вступивших в некие тематические группы в социальных сетях.
Часть жертв — из арабского мира
Александр Глазов, который ранее был «куратором» группы «Синий кит», провел урок по теме «С чего начинается патриотизм» в одной из школ Подмосковья. Игра синий кит новости. Суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности, например, на это указывают порезы на руке.
Умри или беги: «Синий кит» продолжает охоту на детей
Любовь Чистякова, корреспондент: «Спрыгнуть с крыши, перебежать дорогу перед близко идущим транспортом – суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности. вы делаете те новости. Синий кит это в одной упряжке с эмо и готами. В последнее время мы всё чаще можем услышать из новостей СМИ о подростковых суицидах. Сейчас их игра (а именно так все участники её называют) набирает свой новый виток популярности.
«Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать
Напомним, об игре «Синий кит» стало известно в 2016 году, когда в неё оказалось вовлечено множество подростков. Новый выпуск документального проекта "Это реальная история. Дело "Синих китов" в четверг в 23:00 на ТВ-3. Тем более, что зачастую игра Синий кит «раскручивается» по классическим схемам вирусного маркетинга. Тем более, что зачастую игра Синий кит «раскручивается» по классическим схемам вирусного маркетинга.
«Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать
Напомним, об игре «Синий кит» стало известно в 2016 году, когда в неё оказалось вовлечено множество подростков. «Синий кит» может превратиться в «Синего лиса», «Розового пони» или «Красную сову». Синий кит — подростковая игра-страшилка ВКонтакте, организаторов которой преследовали в России по обвинениям в доведении до самоубийства.
Что делать, если ребенок попал в "группу смерти"
Помимо госпитализированной, в чатах были замечены ещё несколько её подруг. Шокированная женщина обратилась в полицию. Проводится проверка. Аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Петербурге взял на контроль «группы смерти» для подростков в мессенджере Что это вообще такое? Печально известная игра «Синий кит» в России появилась несколько лет, в 2017 году о ней говорили везде. И неудивительно: количество жертв стремительно поползло вверх, подавляющее большинство из них подростки — шок у взрослых вызвали не только смерти, но и сам принцип игры. Тяжело понять, как подростки наносят себе увечья и выполняют опасные для жизни и окружающих задания от неизвестного человека, при этом ничего не получая взамен.
В российских СМИ информация об игре вышла в мае 2016 года. Тогда "Новая газета" опубликовала статью "Группы смерти" о сообществах "ВКонтакте". Автор материала утверждала, что сообщества в социальной сети доводят детей до самоубийства посредством "игры". По данным издания, из 130 молодых людей, покончивших жизнь самоубийством в период с ноября 2015 года по апрель 2016 года, около 80 состояли в этих "группах смерти", готовясь к тому, чтобы сознательно лишить себя жизни по чьей-то указке.
Содержание текста вызвало широкое обсуждение в Интернете, а Роскомнадзор заявил, что совместно с Роспотребнадзором проверит изложенные в статье факты. Позже следствие установило, что 15 несовершеннолетних, состоявших в "группах смерти", совершили самоубийство. В ходе расследования был задержан администратор "групп смерти" "ВКонтакте" Филипп Будейкин. Ему предъявлено обвинение по статье "Доведение до самоубийства". Кроме России, "игры" распространились в Казахстане и Кыргызстане. Что мы знаем об этих играх? Пользователи "ВКонтакте" пишут на своей странице пост с определенными тегами и ждут сообщений от организаторов, которые должны с ними связаться и дать дальнейшие указания. По правилам "игры" в течение 50 дней игроку необходимо выполнять различные задания, и в конце он якобы должен убить себя. Как правило, первое здание - нацарапать на руке синего кита и сбросить фотографию. Последнее - убить себя.
Администраторы связываются с жертвами в 4. Если же подросток отказывается от выполнения финального задания, то есть завершить игру самоубийством, приходит ссылка. Когда он по ней переходит, компьютер выдает: "404 ошибка. Страница не найдена", а спустя 10 минут приходят сообщение с адресом подростка и текст о том, что "они придут и убьют всю его родню". Как узнать, что ребенок уже в "игре"? Меняется ли как-то поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп? Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как все люди имеют разный темперамент и разный опыт общения с родными. У кого-то в поведении может и не произойти никаких перемен, так как они будут тщательно скрываться ребенком из-за страха быть наказанным или чем-то огорчить своих близких. И все же, подтвержденными маркерами суицидального поведения являются резкие изменения в поведении, причем не обязательно в сторону слез и депрессий. Родителям нужно обращать внимание на следующие перемены в поведении ребенка: Уход в себя.
Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Излишняя капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и тому подобное. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.
По словам специалиста, из-за этого жизнь игрока становится полностью связанной с игрой и приказами «кураторов». Подтолкнуть же человека, особенно ребенка, к нанесению себе вреда очень легко, если в детстве он испытывал какие-либо лишения. В подтверждение своих слов Аз-замури напомнил всем слова создателя игры «Синий кит» Филиппа Будейкина о том, что благодаря игре жертвы чувствовали столь недостающее им когда-то внимание, любовь, уважение и ощущали свою принадлежность к чему-то важному. На сегодняшний день «Синий кит» становится в стране действительно опасным явлением, что вынуждает власть принять меры. По данным газеты «Аль-Араби Аль-Джадид» Al-Araby Al-Jadeed , девятилетний ребенок, имя которого не сообщается, был найден повешенным в ванной комнате у себя дома в городе Сетиф на востоке Алжира. Судя по всему, самоубийство произошло в результате следования игровым инструкциям. Та же газета, ссылаясь на местные новостные источники, сообщила об еще одной жертве, восемнадцатилетней Файруз. Меньше чем через сутки после смерти первой жертвы умер пятнадцатилетний подросток Билал. После повторяющихся инцидентов, связанных с выполнением игровых инструкций, а также требований алжирских улиц заблокировать игру на всех веб-сайтах главное управление безопасности Алжира заявило о том, что подобная блокировка невозможна. На парламентском заседании министр коммуникаций Худа Иман Фарун сообщил, что с технической стороны Алжир обладает всеми возможностями блокировки веб-страниц, однако подобный тип игр не предполагает наличие одного сайта: игровые инструкции распространяются посредством социальных сетей.
Те, кто постарше, включат критическое мышление и не поверят преступникам. А вот ученики 5-7 класса еще не понимают, что угрозы от кураторов игры, скорее всего, пустые, и из страха выполняют их приказы". Психолог отмечает, что в популярности этой игры косвенно виноваты сами родители. Многие дети рассказывали о ней родителям, но те только отмахивались, не воспринимая их рассказы серьезно. Это вообще большая проблема родителей подростков — часто они настолько заняты, что уделяют слишком мало внимания детям. И те думают: "Ну что ж, может, если я умру, то хоть тогда они обратят на меня внимание". Опасность вовлечься в такие игры особенно велика у детей, чьи родители находятся в состоянии развода или в семье есть другие неурядицы. Также проблема многих родителей в том, что они не научили детей думать самостоятельно. Они всегда все решали и выбирали за них — и на выходе получили подростка, который просто не умеет принимать решений сам. Многие дети начинают участвовать в игре с мыслью "Попробую, а потом брошу", но бросить не так легко — именно потому, что отвечать за свои действия их никто не научил. И послушайте, что ребенок вам расскажет. Если он ничего о ней не знает — хорошо тут главное не вдаваться в подробности, чтобы не разбудить в нем любопытство.
Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах
Мотивом преступницы было желание доминировать, самоутверждаться, управляя волей другого человека. Но до финальной стадии Настя не дошла — к ее счастью, родственники вовремя заподозрили, что с девочкой что-то не так. Куратора вычислили правоохранительные органы и возбудили в отношении нее уголовное дело по статье 110 УК России "Доведение до самоубийства". Костиной, которой на тот момент было 15 лет, грозил реальный срок — годы заключения. Однако куратор смогла избежать наказания. Решением Люберецкого районного суда дело против нее было закрыто за примирением сторон: вину перед семьей пострадавшей девочки родители обвиняемой загладили материально, а сама Костина раскаялась и обещала "больше так никогда не делать". Куратор в розыске Летом 2019 года 16-летний школьник из Новосибирска Максим Чугуевский имя изменено покончил с собой после общения с виртуальными "друзьями". Тех, кто довел подростка до суицида, до сих пор не могут найти. Ни мы с супругой, ни его друзья не заметили ничего подозрительного. Мы никогда на него не давили, всячески поддерживали все его начинания. У нас все строилось на доверии.
Он был добрым и жизнерадостным". Владимир уверен, что его сын попал под влияние кураторов "групп смерти" в интернете: об этом свидетельствует удаленный аккаунт "ВКонтакте" и подчищенная история поисковых запросов. За два дня до смерти школьник все время сидел в интернете, а в ночь, когда покончил с собой, ему каждый час кто-то звонил. Максим был дома один, когда решил свести счеты с жизнью. Он сам вызвал полицию, представился случайным свидетелем и сообщил о самоубийстве. Я общался с психиатрами, и они в один голос говорят, что даже за взрослым человеком необходимо наблюдать год, чтобы поставить такой диагноз. Что уж говорить о подростке, у которого личность еще не сформировалась. А нам твердят, что сын сошел с ума за две недели в летнем лагере. Складывается ощущение, что следствие заинтересовано в закрытии дела", — считает отец погибшего мальчика. Последний бал Тем же летом покончила с собой одиннадцатиклассница Анна Егорова из Хабаровского края.
Трагедия произошла вскоре после выпускного бала. Девочка свела счеты с жизнью, пока родители были в соседней комнате. За несколько недель до самоубийства Аня защитила в школе исследовательскую работу по английскому языку о проблемах тинейджеров. Для окружающих самоубийство Ани стало шоком: девочка была веселой, отзывчивой, ее считали логичной и трезвомыслящей. Особых изменений в поведении близкие не заметили, а отрешенность и заспанный вид списали на усталость от экзаменов. Родители Ани уверены, что она покончила с собой, поддавшись влиянию виртуальных "друзей", которые вовлекли ее в ролевую игру по мотивам американского фэнтези-сериала и парализовали волю к жизни. Девочка переписывалась с тремя "друзьями", которые отправляли ей видео на суицидальную тему. Уголовное дело о доведении до самоубийства расследует отдел по особо важным делам Следственного комитета. Следователи изучают содержимое телефона погибшей — Аня не стала удалять переписку. Однажды я попал в игру, где нужно было наносить себе повреждения.
Куратор заметил, что я играю "не по правилам" — высылаю поддельные фото выполненных заданий. Он потребовал настоящие снимки. Другой волонтер, который делал имитации, был занят, и мне пришла идея сделать задание по-настоящему", — рассказал Саша корреспонденту РИА Новости. Вскоре парень втянулся и все остальные задания тоже стал выполнять сам, нанося себе порезы. Саша смог остановиться только в день, когда куратор приказал ему совершить суицид.
В борьбе за популярность и подписчиков руководители сообществ зачастую используют «грязные» приемы, привлекая аудиторию всеми возможными способами, включая запрещенный контент. Группа «Синий кит» в ВК С его слов «Синий кит» — суицидная группа лишь снаружи, а на деле специально созданное сообщество, где люди могли найти помощь. Однако следствие по этому делу ещё ведется, а обвинения не вынесены. Филипп Лис — создатель первых «групп смерти» «Синий кит»: задания, правила игры Чтобы стать участником этой игры, нужно было заявить о себе, запостив определенные хэштеги, например, хочувигру. По ним «куратор» сам выходил на след новичка и давал ему «инструкции». Первое задание — вырезать лезвием или ножом кита на руке и зафиксировать все это на фото или видео. Пройдя такое «посвящение», подросток получал различные оффлайн-поручения, к примеру, разыскать в городе определенный предмет или перебежать дорогу перед носом у мчащегося автомобиля. Задания были индивидуальные для каждого участника, финал один для всех — суицид. В правилах игры такой исход назывался «самовыпиливанием». По данным различных СМИ от 100 до 300 подростков покончили с собой в результате прохождения опасного квеста. Спрашивается: неужели они не понимали абсурдности группы «Синий кит», заданий и правил игры? Ведь многие вступали в группу из любопытства. На самом деле желавших отказаться от начатой игры среди жертв было немало. Но вот тут-то шуточки и заканчивались. Они сообщали «отступнику»: в случае его непоследовательности, за ним придут домой или убьют его родных. Контактные данные некоторые участники сами предоставляли «куратору». А иной раз подростку просто предлагали перейти по указанной ссылке. Выполнив это требование, он «засвечивал» свой IP-адрес, по которому можно было вычислить его реальное местонахождение. Если участник не реагировал на подобные угрозы, его донимали другими способами. Могли пугать тем, что обнародуют личную переписку или выставят на показ интимные снимки, изготовление которых входило в одно из заданий квеста. Из этого следует, что некоторые жертвы ушли из жизни, желая спасти родных или избежать позора. Журналисты выяснили, что организаторы групп смерти «Синий кит» ослабили свою хватку в социальной сети ВКонтакте и активизировались в Telegram и других мессенджерах. Российские подростки на самоизоляции продолжают играть в смертельные игры. Так, например, девушка из Подмосковья чуть не погибла под влиянием опытных манипуляторов. Они ей предложили пройти 50 заданий, чтобы преодолеть страх смерти. По ходу игры девушка должна была травмировать себя, а затем совершить суицид. По данным РИА Новости, куратором этой смертельной игры оказалась 15-летняя девушка. Однако проводнику смерти в этот раз удалось избежать наказания. Решением Люберецкого районного суда дело против неё было закрыто за примирением сторон: вину перед семьёй пострадавшей девочки родители обвиняемой загладили материально, а сама обвиняемая раскаялась и обещала «больше так никогда не делать». В ходе расследования журналисты РИА Новости выяснили, что организаторов групп смерти ловят, но реальный срок получают далеко не все обвиняемые. Зачастую фигурантов таких уголовных дел признают невменяемыми. Доказать причастность обвиняемого к гибели подростков крайне сложно. В качестве примера журналисты привели громкую историю 21-летнего Филиппа Будейкина, который действовал в Сети под ником Филипп Лис. Его обвиняли в гибели 15 подростков. Однако следствию так и не удалось установить прямую связь между самоубийством и действиями Будейкина по большинству эпизодов — дети удаляли переписку в соцсети, как требовал их куратор. В итоге создателя «группы смерти» признали виновным только по двум эпизодам дела и приговорили к трём годам и четырём месяцам заключения в колонии-поселении. В марте 2019 года Будейкин вышел на свободу. Борьба за жизнь По словам руководителя Центра спасения детей от киберпреступлений Сергея Пестова, за последние три года в России был достигнут прогресс в борьбе с группами «Синий кит». В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что их организовывают люди вроде Будейкина, которые хотят поиграть на чувствах подростков или пропиариться на этой теме. По мнению Пестова, сейчас практически не осталось людей, которые целенаправленно доводят детей до самоубийства. По его словам, прогресса удалось добиться благодаря поправкам, внесённым в Уголовный кодекс РФ. Их инициировали родители, чьи дети попали под влияние групп смерти и покончили жизнь самоубийством. Руководитель Следственного комитета России пошёл навстречу общественным активистам и попросил депутатов Госдумы проработать этот вопрос. В результате в 2017 году в Уголовный кодекс РФ внесли изменения. Появились ст. За эти преступления законодатели решили наказывать тюремными сроками — вплоть до шести лет заключения. Однако некоторые эксперты уверены, что данные поправки оказались нерабочими, так как организаторы групп смерти продолжают оставаться на свободе. По мнению руководителя региональной общественной организации «Молодёжная служба безопасности» Леонида Армера, во время самоизоляции число желающих стать кураторами групп смерти увеличилось. В беседе с журналистами РИА Новости он отметил, что последние два месяца наблюдается активность в интернете. Армер предположил, что люди идут на такой шаг от безделья. Сейчас правоохранители изучают информацию по 30 подросткам, оказавшимся в зоне риска. Однако некоторые эксперты не уверены, что люди, склоняющие детей к суициду, будут пойманы. По его мнению, ни один закон в социокультурной сфере не будет работать эффективно. Здесь нужны ответные меры культурного характера. Необходимо загружать свободное время подростков, помогать им получать позитивные эмоции. В качестве положительного примера он привёл предложение президента Владимира Путина признавать россиян самозанятыми с 16 лет. С такими пользователями затем связывается «куратор», который отслеживает подобные теги и входит с ними в контакт. Игре приписывается ряд атрибутов и правил, которые сообщает куратор. Также он дает «задания» типа «встать в 4. Среди правил игры, сообщаемых куратором: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять задания, какими бы они ни были», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия». Всего насчитывают около 50 заданий: по одному на день отсылка к роману Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства». Кто играет со смертью? Кто становится подписчиком созданных смертельных групп? Поддаются подобным провокациям дети 9—18 лет. Происходит это потому, что подростковый период, это тяжелое время для самого ребенка, а также для его родителей. Сейчас важна поддержка, понимание и принятие всего что делает и чувствует подросток. Многие дети закрываются, ища поддержки в соцсетях. Непонимание родителей, сверстников, неразделенная любовь или неожиданная беременность толкает молодых людей на ужасные необдуманные поступки. Дорогие мамы, даже если вы доверяете своим дочерям, возьмите на заметку статью: «Первые признаки беременности на ранних сроках», возможно вовремя замеченные изменения смогут спасти ей жизнь, а помочь принять свое состояние ей и вам поможет статья: «Как принять незапланированную беременность? У подростков психика нестабильна, гормональный фон «играет», этим пользуются Кураторы, морально убивая личность. Принцип действий игры — соединение действительной и виртуальной реальности. Те, кто играют, смешивают сны с реальностью, а совершение суицида ими воспринимается нереальным действием, а просто выполнением задания.
Волонтеры и доброжелатели — это особая история. Довольно много людей всерьез переживает за суицидальных подростков, и время от времени они приходят в тематические чаты с конкретной целью отговаривать от суицида. Иногда это такие же подростки, но более жизнелюбивые, иногда люди чуть постарше. Чаще всего они действуют очень неумело и сразу начинают вступать в конфронтацию, произнося шаблонные лозунги вида «оглянись, жизнь так прекрасна» и «у тебя вся жизнь впереди». Таких не любят, потому что они страшно далеки от реалий жизни китовой тусовки. Когда ты сидишь в глухой деревне, не имеешь внятных перспектив получить образование и вырваться в город, при этом еще страдаешь букетом заболеваний, от которых в деревне тебя некому лечить да и не то чтоб родители были заинтересованы везти тебя к врачу , то предложения оглянуться вокруг и увидеть, как прекрасен мир, выглядят в лучшем случае комично, в худшем — оскорбительно. Поэтому восторженные энтузиасты в теме обычно не задерживаются. Чуть более изобретательные доброжелатели прикидываются кураторами. Они исходят из идеи, что если человек пришел искать куратора, то ни с кем, кроме куратора, он разговаривать все равно не станет, а под видом игры как раз можно наладить контакт. Рациональное зерно здесь, кстати, есть. Иногда ребята приходят в чаты в остром состоянии, с туннельным сознанием, и в этот момент их действительно может не интересовать ничего, кроме способов связаться с куратором суицидальной игры. Но это скорее исключение. Обычно ребята вполне доступны диалогу и готовы поговорить о своем опыте и своих переживаниях, не важно, куратор ты, игрок или просто мимо проходил. У стратегии «прикинуться куратором» есть две основных серьезных проблемы. Во-первых, как показала практика, в группы «ряженых кураторов» через некоторое время приходят вполне настоящие кураторы и там под прикрытием начинают вербовать игроков. Во-вторых, у игроков, как правило, есть вполне четкие ожидания от игры, они сознательно и целенаправленно идут на игру с заданиями про самоповреждение, и если таких заданий от куратора не поступает, игрок ощущает, что его накололи. Куратора на этом месте посылают далеко, тщательно выстроенный контакт рвется, а игрок отправляется искать себе «настоящую игру». Отдельный риск — это то, что «доброго куратора», если он хорошо замаскировался, могут случайно принять за настоящего и куда-нибудь о нем сообщить. Доброжелателю в этом случае придется долго объяснять, что он не преступник и ничего плохого в виду не имел. Добрая половина людей, которые приходят в чаты и объявляют себя кураторами, — это такие вот энтузиасты. Помимо стихийного, существует еще организованное волонтерство, основная цель которого — пресечение деятельности кураторов и предотвращение суицидальных попыток, о планах на которые игроки иногда сообщают в чатах. В частности, Молодежная служба безопасности сидит практически везде. У игроков к этому отношение довольно сложное, потому что волонтер такого вида — это в их представлении что-то вроде мента. То есть вроде бы он для пользы и безопасности, только на глаза ему лучше лишний раз не попадаться, а то полиции сдаст или в стационар отправит. Риски Реальность, как водится, оказывается несколько сложнее, чем ее себе представляют. Деятельность куратора суицидальной игры действительно является уголовно наказуемой, и за нее можно привлечь по статье 110. Это статья про побуждение к совершению самоубийства. А вот в деятельности игрока состава преступления нет. Есть статья, что нельзя организовывать суицидальные игры, но нет статьи, что нельзя в них участвовать. Приход сотрудника МВД, которого панически боятся многие игроки, на практике оборачивается некоторым количеством нервотрепки, неприятными объяснениями с родителями и небольшой воспитательной беседой об интернет-рисках, но серьезных негативных последствий не имеет — если только не оказывается, что игрок находится в таком тяжелом состоянии, что ему необходима экстренная госпитализация. И вот здесь вступает в действие статья 29 Закона о психиатрической помощи , согласно которой человек может быть госпитализирован помимо своего желания, если он представляет непосредственную опасность для самого себя. Принудительная госпитализация — это палка о двух концах. С одной стороны, действительно, бывают острые состояния, когда человека небезопасно оставлять без присмотра, и необходимо срочное медицинское вмешательство, чтобы привести его в чувство. С другой стороны, качество этого медицинского вмешательства не гарантировано. Например, известно, что при депрессивных расстройствах госпитализация с фармакологической терапией приводит к ослаблению депрессивной симптоматики, но не снижает суицидального риска. Если дополнять фармтерапию психотерапией в частности, когнитивно-поведенческой , то суицидальный риск снижается примерно вдвое, но вот как раз психотерапии в стационаре зачастую и нет. В результате можно наблюдать, как игроки, отлежав положенный срок в стационаре, снова возвращаются в тему и снова жалуются в чатах на суицидальные мысли. При пограничном расстройстве госпитализация без исключительно серьезных показаний вообще вредна, поскольку со временем на базе опыта госпитализаций у человека может формироваться стратегия ухода от жизненных трудностей — что-нибудь с собой сделать, чтобы положили в больницу, где можно немного отдохнуть. Игрок, который так густо изрезан, что смотреть страшно и хочется сразу отправить в стационар, — это, как правило, как раз пограничник и есть. И если мы его без реальной угрозы жизни отправляем на этом месте в стационар, то оказываем ему, на самом деле, медвежью услугу. На одной фармтерапии меньше резаться он все равно не станет. Но может начать резаться больше. Госпитализация сама по себе может становиться травмирующим опытом. Еще она может провоцировать самостигматизацию — «все равно я псих, ничего хорошего мне в жизни уже не светит, так что даже и пытаться не надо». Попутно может получиться стигматизация в собственной семье — это если родители решают махнуть на ребенка рукой. Готовность к сотрудничеству с врачом у принудительно госпитализированных людей тоже, как правило, не очень высокая. Те же таблетки с большей вероятностью будут выплюнуты, если человек не чувствует, что ему помогают, а чувствует, что его посадили за решетку. Поэтому принудительная госпитализация — это последнее средство на тот случай, когда других осмысленных вариантов нет. То есть когда отговорить от совершения попытки никакими силами не удается, или когда при амбулаторном лечении невозможно обеспечить необходимый уровень безопасности. И такие случаи — это скорее исключение, чем правило. Для куратора, как уже было сказано выше, риски более высокие. После задержания — психиатрическая экспертиза, а дальнейший маршрут может включать постановку на учет, спецшколу, колонию или опять же принудительное лечение. В течение недели от начала игры, а то и быстрее, куратором начинают интересоваться волонтеры, а следом им начинают интересоваться сотрудники полиции по месту жительства. Место жительства при этом может быть совершенно произвольным, и необязательно в России. Суицидальные игры — это международная история. Волонтеры связываются с МВД соответствующей страны, и дальше куратора задерживают и судят по законам той страны, гражданином которой он является. В соответствии с отечественным законодательством, реальный случай со смертельным исходом не является необходимым для осуждения куратора — достаточно призывов. Риски, связанные с самой игрой, не так велики, как их себе обычно представляют, но они существуют. Деятельность куратора не является в строгом смысле доведением до суицида. Как мы уже понимаем, в рамках игры трудно даже заставить человека резаться, если он изначально не планировал этого делать, не то что заставить его выйти в окно. Если на фоне игры происходит суицидальная попытка, как правило это связано с тем, что в реальной жизни игрока есть очень серьезные проблемы, которые собственно и толкают его к уходу из жизни. Происходящее на игре с этой точки зрения можно рассматривать как вариант ассистированного суицида. Куратор поддерживает уже существующее у игрока желание умереть и таким образом повышает степень суицидального риска. Причем повышает чаще всего не очень сильно, если судить по количеству игроков, которые, серьезно думая о смерти, прошли игру от начала до конца, а попытки так и не совершили. Существенную опасность общение с куратором представляет для тех игроков, у которых на момент начала игры уже есть тяжелая психическая патология, уровень критики снижен, а произвольный контроль над поведением ослаблен. Это те ребята, у которых и без всяких игр суицидальный риск очень высокий. Игроку рассказывают, что он самый лучший, что порезы у него самые красивые, что куратор мечтает с ним встретиться на том свете после игры. Одинокие игроки легко впадают в зависимость от такого отношения, и иногда возникает эффект, когда игрок никакими силами не может перестать общаться с куратором, хотя уже понимает, что это не очень полезное общение и пора бы с ним завязывать. Длительное общение с куратором, в свою очередь, создает благодатную почву для развития страхов. Насмотревшись на картинки с расчлененкой, которые кураторы присылают для воодушевления, некоторые игроки, например, начинают страдать ночными кошмарами. Еще один типичный страх — это что если выйти из игры, то куратор обязательно пришлет убийц. В общем, можно представить себе, как это сказывается на душевном состоянии. Уля: После того как я послушала музыку и посмотрела видео которые скидывала мне кураторша, мне серьезно начало казаться, что я сошла с ума, мне страшно находиться одной в комнате, стала оочень бояться темноты, хотя раньше обожала гулять одной ночью, так же я боюсь засыпать и это ещё не всё... Помимо вредных факторов, непосредственно связанных с игрой, имеет место еще ряд неспецифических. В первую очередь, это риск стать жертвой чужой немотивированной агрессии. В китовой тусовке троллей и агрессоров много. Часть из них — это сами игроки, которые в реальной жизни являются жертвами травли или насилия, поэтому в сети им периодически хочется на ком-нибудь отыграться. Еще одна часть — это люди, которые специально приходят в суицидальные чаты, чтобы самоутверждаться за счет слабых и уязвимых. Поскольку многие площадки не модерируются совсем, выгнать оттуда троллей бывает затруднительно. Время от времени в тематические чаты приходят колумбайнеры, наркодилеры или распространители детской порнографии. Иногда приходят педофилы, прикидывающиеся кураторами. В большом немодерируемом чате педофил, парадоксально, несколько менее опасен, чем на ВК. Если он у кого-то в личке начинает просить фотографий с обнаженкой, и барышне такой поворот разговора не нравится, через две минуты скрин этого разговора попадает в общий чат, а через пять минут педофила дружно матерят все, кто в это время оказался в онлайне. Более опасный вариант — это когда куратор в первую очередь занимается подталкиванием к суициду и у игрока не возникает сомнений, что это настоящий куратор , а побочно занимается сексуальной эксплуатацией игрока, требуя от него фотографий в рамках заданий. Тут к рискам от самой игры добавляются типичные риски, связанные с пересылкой фотографий — шантаж обнародованием фотографий, собственно обнародование. Поскольку многие из игроков в дополнение к проблемам с самоповреждением имеют еще проблемы с пищевым поведением, в тематических чатах довольно часто можно встретить фотографии анорексичных барышень на стадии глубокого физического истощения и описания экстремальных диет. Для игроков с расстройствами пищевого поведения в ремиссии такой контент является триггерным и может провоцировать рецидивы. То же касается обмена фотографиями порезанных рук — тех, у кого сформирована зависимость от порезов, эти фотографии побуждают резаться чаще и глубже, поскольку срабатывает эффект соревнования. Слухи о том, что кто-то в сообществе все-таки совершил суицид, на некоторое время повышают суицидальный риск для всего сообщества — может запускаться волна подражаний. Причем необязательно это будут непосредственно суицидальные попытки: могут быть угрозы, анонсы, демонстративные акции или какие-нибудь очень странные выходки, про которые человек потом не может объяснить, что на него нашло. Например, среди зимы пойти гулять в одной футболке на ближайшую заброшку. Таким образом, для людей с не очень устойчивой психикой сам факт нахождения в суицидальной тусовке является небезопасным, даже если они там ни во что не играют, а просто сидят и общаются. Поиски путей помощи В каком-то смысле суицидальные игры оказались не только вредными, но и полезными — во всяком случае, группу повышенного риска теперь хорошо видно, она собирается большими компаниями в тематических чатах, и ее легко находить по ключевым словам. На этом месте, собственно, с группой риска надо было бы начинать как-то работать — осталось понять, как это делать. Исторически одним из первых способов работы было перенаправление группы риска на кризисные линии. В 2017 году, когда на ВК начали активно банить по ключевым словам суицидальные группы, на месте закрытой группы размещалась ссылка на проект «Твоя территория» — чат доверия для подростков и молодежи. Количество обращений в службу резко возросло — многие ребята открыли для себя возможность обратиться за помощью. Консультанты не справлялись с наплывом обращений и эмоциональной нагрузкой — стало приходить много суицидентов. Недостаток финансирования, ограничивающий количество консультантов, до сих пор является основной проблемой службы. Вот так выглядит статистика обращений на проект «Твоя территория» за 2013-2020 годы. Можно видеть, что на данный момент консультанты успевают принять примерно одно из четырех обращений. На остальные просто не хватает рук. Почему формат чата, а не более привычный телефонный? Потому что, как оказалось, в старшем подростковом возрасте спрос на телефоны доверия резко падает. Не потому что проблем становится меньше, а потому что разговаривать по телефону на личные темы становится психологически некомфортно. А вдруг родители что-нибудь услышат? Чат в этом смысле безопаснее, ты можешь сидеть в одной комнате с мамой, и она не узнает, о чем именно ты в этот момент переписывался с консультантом. Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить. Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку. Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут.
У нее другой, куда более страшный смысл. Не играйте в страшные игры… 10 февраля 2017 г. Практически сразу же полиция узнала от друзей парня, что его смерть — дело рук «Синего кита». Нет, это не маньяк и не молодежная группировка, а всего лишь игра. Но со страшным смыслом и трагическим концом. Скорее всего, старшеклассник наложил на себя руки сам. Также он советовал ребятам не играть в ту страшную игру, которая стала причиной его смерти. Читайте также Приставы пришли… за вашим огородом Когда в России начнут принудительно изымать сельхозземли Смерть подростка заставила полицию активизировать свои усилия по борьбе с чреватыми опасностью играми. Следователи выяснили, что она может быть причастна к игре «Синий кит», причем в качестве куратора. Девушка «курировала» 40 подростков — игроков, раздавая им опасные задания. Кроме того, она сама играла в «Синий кит». Причиной игры, по словам девушки, стала банальная скука. Ничего лучше игры в смерть для того, чтобы занять свое время, юная жительница Новочеркасска не нашла. Что же заставляет российских подростков играть в смертельные игры и как можно свести опасность «синих китов» к минимуму? Этот вопрос «Свободная пресса» и решила выяснить, обратившись к известным российским ученым. Профессор Нечипуренко: Интернет и социальные сети меняют психику наших детей Доктор философских наук Виктор Нечипуренко, специалист по социологии молодежи и социологии Интернета, считает, что даже само название игры «Синий кит» выбрано совсем не случайно, так как синие киты часто выбрасываются на сушу, то есть совершают самоубийство. Ученые установили, что интернет и компьютерные игры усиливают одни нейронные цепи и ослабляют другие, поэтому вызывают психологическую зависимость, поскольку развитые участки мозга требуют функциональной загруженности.
50 заданий до смерти
- Что это за игра «Синий кит»?
- Какими были жертвы игры "Синий кит"? | Это реальная история | эксклюзив до эфира
- Синий кит (игра) — Википедия
- Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков
- В чем суть игры «Синий кит»?
- “Не хотела всерьез, но стала агрессивная”
«Синий кит», или Игра со смертью
И их 14-летней подруги не стало. В разосланных родителям предупреждениях напоминают обращать внимание на изменившееся поведение ребенка, есть ли него порезы или символы на теле, просят минимизировать доступ к гаджетам и интернету. Темная история Игра «Синий кит» в России обрела популярность в начале 2016 года. Злоумышленники пользовались закрытыми группами в социальных сетях. В первую очередь использовали «ВКонтакте». Названий у смертельного развлечения было несколько, в том числе «Море китов», «F57», «Млечный путь», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20». Встречались и другие. Детям поручали задания, о которых нельзя было рассказывать, запугивали, угрожали нанести вред близким и вынуждали покончить с собой. Закон об уголовной ответственности за создание «групп смерти» в интернете начал действовать в России с 7 июня 2017 года. Приговоров за это пока немного. В октябре прошлого года под Ростовом нашли 19-летнюю создательницу одной из таких групп.
Фейковую страницу студентка вела с 2018 года.
В предсмертном видео одна из погибших, 14-летняя Маша сообщила, что ее смерть — часть третьей волны «Синего кита» и скоро жертв будет еще больше. Судя по нему, группы смерти — не основная причина подростковых самоубийств. Первая смерть случилась 11 июня. Тело 14-летней Маши нашли на железнодорожных путях, рядом лежал телефон с записанным предсмертным видео. Через три дня там же покончил с собой молодой человек Маши, 16-летний Саша. Кто курировал Машу и при чем здесь «Синий кит» На телефоне первой погибшей девочки нашли предсмертное видео, в котором она прощалась с мамой и объясняла, что началась третья волна деятельности «Синего кита» и впереди много жертв.
Маша сообщила, что в «смертельной игре» участвует больше пятисот человек, а в Липецкой области их 105. К подросткам, вступившим в группу, приставляют куратора, который дает задания. Последнее — убить себя. Мама погибшего Саши тоже считает, что он не мог сам решиться на такое. После смерти Маши он не замкнулся — наоборот, много плакал, они с мамой говорили о том, как ему это пережить: «Ребенок, который сидел вот здесь со мной вечером, косил траву, и поехал на переезд и бросился под поезд — никогда в это не поверю. Его на это толкнули», — считает Инна, мама погибшего мальчика. Следствие показало, что Маша действительно состояла в подобных группах и с ней общался куратор.
Затем жертве предлагают выполнять различные задания, которых всего 50. Последнее требование невероятно жестокое и циничное: от ребенка требуется совершить самоубийство. Вполне возможно, что читатель может возразить, дескать, зачем писать в таких подробностях особенности игры Синий Кит, ведь это может прочесть подросток и захотеть попробовать. Но едва ли ребенку захочется читать столько текста — это раз, а во-вторых, данная статья предназначена для родителей и всех заинтересованных лиц, которые, зная детали чудовищной игры со смертью, смогут во время определить признаки «Синего кита» и оказать необходимую психологическую помощь. Правила игры Синий Кит Итак, потенциальная жертва как правило, это подросток, переживающий трудные времена , пишет в социальной сети запись, сопровождая ее хэштегом «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т. Затем, ровно в 4:20 утра, когда организм человека находится в максимально расслабленном состоянии, проснувшийся по будильнику подросток получает сообщение такого плана: «Я — твой личный Кит, который поможет тебе довести игру до конца.
Она длится ровно пятьдесят дней. Последний день является концом игры. Если ты умрешь — выиграешь. Если нет — тогда тебе помогут. Вступив в игру обратной дороги нет. Ты готов?
Затем начинают приходить сообщения с заданиями. После каждого выполненного требования необходимо предоставить подтверждения в виде фото или видео. Постепенно психика подростка входит в резонанс с невидимым убийцей, который под видом игры Синий Кит, как паук незаметно окутывает свою жертву паутиной фальшивых заданий. В конце происходит непоправимое: приходит «задание» с требованием совершить самоубийство или суицид. К этому времени мозг ребенка настроен должным образом, ведь кураторы группы смерти «Синий кит» ловко играют на чувствах и эмоциях, предупреждая, что в случае выхода из игры они убьют родителей жертвы и т. При всем этом угрозы нередко сопровождаются указанием неполного адреса ребенка, которое якобы определили через IP.
Разумеется, слабая и не сформировавшаяся личность подростка - легкая жертва для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии. Как это дико не звучит, но все задания смертельной игры Синий Кит снабжаются подробными инструкциями. Ведь подросток многие вещи не смог бы сам осуществить, если бы не «бдительное» руководство виртуальных убийц.
Например, просыпался в 4:20 утра, чтобы посмотреть страшные ролики в интернете, причинял себе физическую боль и увечья, общался по Skype с «куратором» и в конце концов получал от него дату с указанием времени и места собственной смерти. Те, кто проходил зловещую игру до конца, отправлялись на тот свет. Количество социальных сетей с разрушающим психику контентом стало увеличиваться. Смертельная игра со старыми правилами продолжилась, пришли новые «кураторы». Вместо «Синего кита» стали появляться хештеги тихийлес и сованикогданеспит.
В Роскомнадзоре отметили , что в 2017 году в ведомство поступило 36 тыс. При этом заблокировать с 2017 года до первой половины 2019-го удалось около 31 тысячи страниц с призывами к самоубийству. В 2020 году было заблокировано 25 тыс. За первую половину 2021 года в ведомстве зафиксировали двукратный рост публикаций с призывами к суициду или описанием его способов, по сравнению с тем же периодом 2020 года. У людей появилось больше времени на интернет. В последнее время хештеги «Синего кита» заполонили и TikTok. Там даже был запущен флешмоб, который сильно обеспокоил родителей несовершеннолетних. С конца февраля неизвестные начали распространять видеоролики: как спрыгнуть с крыши, проскочить через ограждения, перебежать по железнодорожным путям.
Но если пять-шесть лет назад многие родители не понимали, что происходит, и не знали, как с этим бороться, то сейчас, заметив свое чадо за просмотром сомнительных роликов, начали обращаться во все инстанции. Отозвались и чиновники, и политики, и Следственный комитет. Реакция Роскомнадзора тоже не заставила себя долго ждать: в ведомстве добились удаления опасных для жизни хештегов. Кроме того, с 1 февраля уже вступило в силу требование , согласно которому социальные сети должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. А ведь соцсети периодически взрываются опасными для подростков флешмобами. Например какое-то время назад дети должны были есть стиральный порошок на камеру. Суть заключалась в том, чтобы сделать это как можно более креативно. Еще одним странным развлечением стала игра под названием «Собачий кайф», по-другому «игры с асфиксией».
В ней подростки по очереди перекрывают друг другу доступ к кислороду, чтобы спровоцировать предобморочное состояние в надежде на ощущение эйфории от приведения в чувство. Дементоры Одним из первых, кто создал в Сети тематическую группу F57 с суицидальным подтекстом, стал 20-летний Филипп Будейкин из Солнечногорска. Он же — «куратор» Филипп Лис в социальных сетях. Он стал фигурантом громкого дела о закрытых группах, из-за деятельности которых погибли 15 человек. Филипп Будейкин слева. По его словам, таким образом он лишь избавлял общество от «биомусора». На допросе он рассказал следователям, что причиной его манипуляций над неокрепшими умами стали собственные детские травмы. Мотив мести у таких людей-«кураторов» определенно присутствует.
Скорее всего, они не из самых благополучных семей. Нужно понимать, что там, скорее всего, комплексная проблема. Это могут быть и органические заболевания психиатрического характера и деформация личности. Анастасия ЛысаковаПсихолог, кандидат психологических наук В 2017 году «кукловоду» дали 3,4 года колонии-поселения. Решение суда выносилось за закрытыми дверями. Через два года он вышел на свободу. Чем он сейчас занимается неизвестно. По крайней мере в интернете бывший заключенный больше не светится.