словарь и путеводитель», «Словарь Ефремовой». Узнайте из 3 словарей. Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми.
Curtesy: Что это значит, как это работает, история
Выражение это в основном было принято на вооружение специалистами в области литературы[703]. Конечно, между этими явлениями есть существенное различие, но есть и множество общих черт, удерживающих наше внимание. Одной из них является теоретическая недоступность дамы для возлюбленного, выраженная различными способами: избранница может быть замужней дамой, находиться далеко от воздыхателя или занимать слишком высокое социальное положение. Другой чертой следует считать господство куртуазной любви над браком и социальными условиями.
Дама, за которой ухаживают по всем правилам, может признаться в любви и располагать своим телом по своему усмотрению, если ее воздыхатель сумел ей понравиться. Однако за ней остается и право выбора, и право ответить отказом. Такая концепция любви свидетельствует, как полагают многие, о повышении роли женщины в обществе, правда, с некоторыми оговорками и нюансами, к которым мы еще вернемся.
В окситанской лирике поэт с помощью выражений, пришедших из речи вассала, говорит о любовном услужении, которое он хочет оказывать своей даме, как правило, замужней женщине, чье социальное положение превосходит его собственное. Чаще всего ею становится супруга сеньора того двора, к которому он принадлежит. Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод».
Однако его пылкое почитание, послушное и верное служение, покорное исполнение желаний дамы сердца, не говоря уже о ее капризах, усердие и терпение позволяют ему шаг за шагом приближаться к заветной близости с избранницей: если он предан и умеет хранить молчание, ему может быть позволено встретиться с ней в укромном месте, беседовать с ней, целовать и обнимать ее и даже созерцать ее обнаженной. Под конец этой «многоступенчатой» любовной аскезы, которая лишь разжигает желание избранника и придает его любви как и любви его дамы новые силы, возлюбленные могут стать любовниками. Понятно, что главными добродетелями куртуазных кавалеров в таких условиях становятся сдержанность, преданность и умение хранить тайны.
Им нужно постоянно остерегаться losengiers, болтливых придворных, которые в любой момент могут рассказать об авантюре мужу избранницы или извлечь из нее выгоду. Понятно также, почему самым осуждаемым и самым презираемым пороком в куртуазной идеологии становится ревность. Истинный «куртуазный» рыцарь не должен быть ревнивцем, поскольку в данном случае эта черта характера считается вульгарной и антисоциальной.
Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Как истолковать такую куртуазную идеологию? Если верить Э.
Келеру, литература всегда отражала в себе жизнь общества во всех ее сложностях и противоречиях. То же самое можно сказать и о куртуазности: в сеньориальных дворах выразителями этой идеологии, распространяемой трубадурами, становились «юнцы», «башельеры», младшие сыновья родовитых семейств или мелкая знать, лишенная владений и жен. На другой чаше весов находились бароны, богачи, державшие в своих руках земли, власть, жен и невест.
Таким образом, можно сказать, что первые отвергали частную собственность и проповедовали как «коммунизм», так и сексуальную свободу[704]. С этой же точки зрения эрудит Келер рассматривает литературные произведения, написанные на лангдойле, и рыцарские романы. По его мнению, во второй половине XII в.
Рыцарство, включавшее в свои ряды преимущественно мелкую знать, нуждалось в новой идеологии, оправдывающей их социальные требования; отсюда проистекают рыцарская этика, щедрость, любовный идеал и куртуазные качества, воспетые как неотъемлемые свойства рыцарства. Но в скором времени эту куртуазную идеологию переняла и начала использовать в своих целях аристократическая верхушка, превозносящая «Авантюру» в качестве общего идеала для знати; для нее это возможность предоставить этому классу миссию, которую она идеализирует. Отныне рыцарство — это не только воинственность жесты , но и куртуазность «античные» романы ; теперь на него возложена спасительная и эсхатологическая миссия артуровские романы , оно становится носителем социальной идеологии[705].
Впоследствии эту идеологию попыталась использовать Церковь, христианизировав ее путем мистического распространения темы Грааля и его одухотворенного поиска[706]. Несмотря на некоторые перегибы, вызванные базовыми идеологическими a priori в частности, утверждением о том, что куртуазность зародилась в относительно скромной социальной среде мелкого рыцарства[707] , объяснение Э. Келера оказало сильное влияние на исследователей средневековой литературы.
Возможно, еще в большей степени оно вдохновило историков, в том числе и Жоржа Дюби, чья интерпретация, поначалу сходная с толкованием немецкого ученого, впоследствии стала немного от нее отличаться[708]. По мнению этого великого французского историка и писателя, куртуазная литература, чтобы получить признание, должна была каким-то образом соответствовать тому, что занимало и волновало людей, для которых она создавалась; при этом она, напротив, должна была повлиять на линию поведения своего читателя. Однако Ж.
Дюби категорически не согласен с тем, что куртуазная модель способствовала повышению роли женщины в обществе. Куртуазные сочинения, по его мнению, пропитаны женоненавистничеством. На самом деле куртуазная любовь обучала тому, как стать преданным вассалом.
Сеньор, глава домочадцев, соглашался поместить свою супругу в центр состязательной борьбы молодых мужчин, в обманчивое игровое положение превосходства и власти. Дама лишала своей милости одного и предлагала ее другому. Приученное куртуазной любовью к дисциплине, мужское влечение, таким образом, было использовано в политических целях.
К тому же, продолжает автор, не являлась ли женщина в данном случае всего лишь иллюзией, «ширмой»? В том военном обществе, каким было рыцарство, не являлась ли куртуазная любовь в действительности любовью мужчин? Такая интерпретация подкреплена в более свежем исследовании Ж.
Согласно ему, утонченная любовь, которую называли «куртуазной», выводит на сцену женщину, «осажденную» юношей, который притворяется побежденным и униженным, чтобы завоевать ее. В большинстве случаев эта женщина оказывается супругой его сеньора. Сеньор, в свою очередь, решает использовать ее в качестве «приманки».
Дама подвергает юношу испытанию, требуя от него показать, на что он способен. В силу взаимности ибо в обществе того времени любой дар требовал ответного дара и преданного служения она, наконец, решает отдаться своему возлюбленному, но не сразу, а «поэтапно». Итак, куртуазная любовь не имеет ничего общего с любовью платонической — это игра, лидерами которой становятся мужчины.
Например, в XII-XIII веках такие проявления военной доблести, как беспощадное уничтожение врага и разграбление его земель, никого не шокировали, напротив, возвеличивались как в повседневной жизни, так и в средневековой литературе. Быть храбрым не просто престижно, это обязательное достоинство любого рыцаря, которое может вызвать к нему интерес короля или принца, а также любовь дамы. И все-таки, несмотря на то что военная доблесть продолжает быть неотъемлемым требованием в рыцарской среде, во второй половине XII века одной ее уже недостаточно, чтобы прослыть куртуазным. Под влиянием произведений трубадуров в придворной среде на первый план выходит не грубая сила и умение владеть мечом, а качества, необходимые для покорения женских сердец. Теперь от рыцаря ожидается умение сделать комплимент даме, поддержать разговор, танцевать, петь, принимать участие в играх и даже сочинять. Словом, быть куртуазным означало быть и рыцарем и « трубадуром » одновременно.
Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская.
Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвящённые избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюблённым соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания.
Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета. Всё это до сих пор считается показателем культурного развития, пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и рыцарских турниров.
Теперь от рыцаря ожидается умение сделать комплимент даме, поддержать разговор, танцевать, петь, принимать участие в играх и даже сочинять. Словом, быть куртуазным означало быть и рыцарем и « трубадуром » одновременно. Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская. В XII веке любовь к женщине выходит на первое место в литературе, оттесняя воспевание рыцарской отваги. Куртуазность в средневековом обществе От рыцаря требовалось умение ухаживать за дамой, и не важно, если дама была замужем, а сам рыцарь вассалом ее супруга. Мало по малу в средневековом обществе под влиянием трубадуров и самих дам вырабатываются правила куртуазного поведения, в которых изящные манеры играют первостепенную роль. А как же любовь?
Видео на тему: КУРТУАЗНОСТЬ
- Куртуазность | Что такое Куртуазность
- Что такое куртуазность: определение и особенности куртуазного поведения
- Что такое куртуазность: определение и особенности куртуазного поведения
- Куртуазность
- Четверг (новое слово): куртуазный / Статьи /
- Куртуазность: ключ к успешному общению
куртуа́зный
Изначально это совершенно новая модель отношений между мужчиной и женщиной. Раннесредневековые отношения полов, как, впрочем, и появившиеся новые феодальные, не страдали излишним романтизмом. Брак в первую очередь являлся результатом родового, а позже феодального уклада. Это был чисто хозяйственный договор. И во всей этой истории какие-то отношения, общение, а тем более любовь были совершенно лишними.
Вежливость наше все. Особенно с прекрасными дамами. Появившийся же в XI веке совершенно новый формат отношений объяснял молодой феодальной аристократии, что все может быть совсем по-другому. Предлагая вместо привычных отношений, построенных на выгоде, отношения, построенные на красоте и изяществе.
И вся эта история благородному дворянству внезапно зашла. Тем более что у них мало-помалу стал появляться досуг и средства, чтобы этот досуг заполнить. Начиная говорить о "куртуазности" необходимо с самого начала отметить, что в разное время и в разных землях под ней понимали зачастую совершенно разные вещи. То, что называлось "vraie amor" на юге, в Аквитании, отличалось от "fine amor" как ее понимали на севере Франции, чуть более чем полностью.
Распространившаяся на юге Франции. И собственно, чувственность в ней была вещью далеко не самой важной. Есть у любви и еще одно достоинство, которое нельзя умалить: она наделяет человека, так сказать, добродетелью целомудрия, поскольку тот, кто сияет светом одной любви, едва ли способен помыслить о том, чтобы обнять другую женщину, пусть даже и красивую. Ибо, когда он усиленно думает о своей возлюбленной, любая другая женщина кажется ему безобразной и неотесанной.
XII век. Основой новых отношений, которую общество в лице трубадуров и средневековых светских авторов предложило мужчинам, стало его намерение добиться любви женщины. Делать это предполагалось, совершая различные поступки и действия, одобряемые этим самым обществом. Галантное поведение, знание тонкостей этикета, соблюдение правил и приличий, умение поддержать разговор, соблюдение обетов и совершение подвигов.
Самые продвинутые читали стихи лучше собственного сочинения, исполняли баллады, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, и показывали свой замечательный вкус, приглашая ко двору известных миннезингеров. Давайте же решительно исполним балладу в этом заштатном замке. Предполагалось, что дама, увидев, насколько прекрасен ее поклонник, как он силен, утончен и хорошо воспитан, поймет, что лучшего рыцаря не найти и на тысячу лье вокруг. После чего немедленно полюбит его, и все у них станет хорошо.
Ну по крайней мере именно так нам про них расскажут менестрели. Нужно, однако, заметить, что понятия "влюбленность" и "любовь" в Аквитании XII века были не совершенно тождественны тому, что понимают под ними сегодня некоторые наши современники. Говоря о любви, средневековые авторы чаще всего имели в виду именно "любовь" в классическом ее понимании. Не страсть и похоть, а примерно то, что все мы испытываем при первой юношеской влюбленности - острое желание счастья любимому человеку.
Избыток страсти — препятствие в любви, поскольку некоторыми людьми владеет столь сильное желание, что любовь неспособна их обуздать. Они могут долго думать об одной женщине и даже наслаждаться ею, но, увидев другую, они немедленно желают ее объятий, забывают об усладах, полученных от первой возлюбленной, и не испытывают за них никакой благодарности. Такие мужчины вожделеют ко всем женщинам, каких видят; любовь их бесстыдна, как у собак. Их следует, мне думается, сравнить с ослами, ибо ими движут низкие страсти, низводящие людей до уровня животных, а не истинная природа, которая отделяет нас от неразумных тварей.
И вот именно такая "куртуазная любовь" в обществе того времени считалась приемлемой и достойной. И, казалось бы, неужели только ради женщины, хотя бы и красивой , стоит настолько серьезно заморачиваться? Тем более без малейшей гарантии на то, что она ответит взаимностью. А если и ответит, то что это будет за взаимность - еще большой вопрос.
И ответ тут совершенно однозначный. Конечно же, стоит. Ведь, как уже говорилось выше, "куртуазная любовь" в Аквитании XI века она "любовь" во вторую очередь, а в первую очередь она "куртуазная". А теперь - стих!
Разумеется, в сражениях участвовала и пехота — каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, а также луками и арбалетами. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари. Вот тут то и происходил «настоящий» бой — два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибаются в таранном ударе. При малейшем признаке победы рыцарь брался грабить лагерь своего врага, забывая обо всём, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [ 6 , с. Бой мог быть довольно долгим, ведь он распадался на нескончаемое количество поединков достойных противников. Какое же место в бою занимала пресловутая рыцарская честь?
Но рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 1270-х годах было 2 750 рыцарей. В боях участвовали обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливали за тысячу» [ 6 , с. Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле которому обучался почти с рождения — военном — равен любому своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня.
Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные. И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач.
В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с. И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора.
Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского.
Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена.
Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению.
Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь.
Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам.
Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки.
Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию. Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху.
Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде.
Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании.
Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем. Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы.
Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского. Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры поэты и певцы , в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.
Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами. Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие. В Италии в 13—14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.
Задавайте вопросы, проявляйте эмпатию. Уважительное обращение: Используйте обращение на «Вы» до тех пор, пока не будет взаимное согласие перейти на «ты». Будьте вежливы и избегайте грубых или оскорбительных высказываний. Забота о комфорте собеседника: Учитывайте предпочтения и ограничения других людей. Старательно избегайте ситуаций, которые могут вызвать дискомфорт или неприятные ощущения.
Сохранение конфиденциальности: Уважайте частную жизнь и конфиденциальность других людей. Не передавайте информацию, которая может нанести им вред или вызвать доверчивость. Использование положительного языка: Выражайтесь аккуратно и конструктивно, избегайте употребления оскорбительных или негативных слов. Старайтесь предлагать решения и дать обратную связь в конструктивной форме. Практика куртуазного поведения в общении поможет создать приятную и гармоничную атмосферу в разных ситуациях, как в личной жизни, так и на работе. Куртуазность в семейных отношениях Важно помнить, что куртуазность в семейных отношениях не ограничивается простыми этикетными правилами, но также требует любви, внимания и заботы. Куртуазность включает в себя проявление уважения, вежливости и терпимости в семейной жизни. Супруги должны проявлять куртуазность, начиная с общения друг с другом. Важно быть внимательным к собеседнику, слушать его без прерываний и высказывать свои мысли и чувства с уважением к другому. Это помогает создать атмосферу доверия и заботы в семье.
Также важно проявлять куртуазность в домашней обстановке. Это может включать помощь другому супругу в выполнении домашних дел, участие и заботу о детях, а также уважение личной приватности и границ другого человека. Куртуазность включает в себя также проявление заботы о физическом и эмоциональном благополучии другого супруга. Важно быть внимательным к его потребностям, проявлять заботу и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Следуя принципам куртуазности в семейных отношениях, супруги могут создать счастливую и гармоничную семью, основанную на взаимном уважении и любви. Куртуазность помогает укрепить связь между супругами и сделать их отношения более стабильными и счастливыми. Примеры проявлений куртуазности в семейных отношениях: 1.
Куртуазная любовь, или как любили в Средние века
Как правило, куртуазность была связана со знатными семьями и духовенством, которые хотели отличаться от народа, бережно следя за своим идеализированным имиджем. Однако, была еще одна причина, по которой куртуазность распространилась на все слои общества: несмотря на силу меритократии в Италии, люди понимали, что им необходимо подтвердить свой уровень жизни наличием признаков, которые характеризуют куртуазность — безупречный костюм, внимательное отношение к неприятным событиям и даже тактичность в общении со своими сверстниками. Куртуазность и манеры Одним из самых важных атрибутов куртуазности стали манеры. Люди, живущие в те времена, стремились к тому, чтобы их поведение и общение с окружающими были возвышенными и изощренными. Поэтому куртуазность стала модой на хорошие манеры, которые в ином случае здесь были бы неуместны.
Куртуазность и манеры в жизни Куртуазность и манеры в литературе Быстрая корона — это книга, в которой множество сцен описывают традиционные манеры аристократического образа жизни. Война и мир — произведение русской классики, в котором все герои обладают заложенной почвой куртуазности. Основные принципы куртуазности Вежливость — это одно из важнейших проявлений куртуазности. Необходимо уважительно обращаться к людям, проявлять интерес к их мнению, уметь слушать и прислушиваться.
Уважительное отношение к другим людям также является неотъемлемым компонентом куртуазности. Каждый человек заслуживает уважения, независимо от социального статуса, сферы деятельности, пола, возраста и т. Этикет играет важную роль в куртуазном поведении.
Героем эпоса, как правило, был неженатый юноша благородного происхождения, влюблённый в замужнюю женщину. Поклоняясь знатной даме, он не ждал вознаграждения за свою любовь, но всеми силами доказывал ей свою доблесть и отвагу.
В рыцарских романах герой всегда сталкивался с препятствиями на пути к прекрасной даме, мужественно их преодолевал или героически погибал во имя своей возлюбленной.
Изысканно вежливый, любезный; учтивый. К-ая литература придворная литература западноевропейского средневековья, воспевающая рыцарскую любовь. Академический словарь.
Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Источник: Wipedia.
Что означает быть куртуазным
История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. Слова «куртуазность» и «галантность» прямо заимствованы из французского языка, а слово amour – амур – и вовсе не нуждается в переводе. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУРТУАЗНЫЙ в. Куртуазность — это вкус к духовным ценностям, уважение к женщине и к любви. Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении, вежливости и этикете.
Куртуазное поведение: основные черты
- куртуазный | Метасловарь | Грамота.ру – справочно-информационный портал о русском языке
- Куртуазность — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Куртуазность — значение и суть этого понятия
- Что такое куртуазность: определение и примеры
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи
Куртуазность – это качество, которое отличает истинного джентльмена или леди от других людей. Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья. Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми.
Curtesy: Что это значит, как это работает, история
Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. это что такое. А знаете ли вы, что такое куртуазная любовь?В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной,предполагающая утонченность ухаживания, извест. Куртуазность – это кодекс хорошего тона. Классическое средневековье — это период, когда феодальная система окончательно заменила рабовладельческую.
Понятие куртуазности
- Также рекомендуем…
- Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое
- «Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты?» Прагматика куртуазности
- Что такое куртуазия и как ее проявлять в повседневной жизни
Куртуазия как тип культуры
Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий. Куртуазность — ж. отвлеч. сущ. по прил. куртуазный Толковый словарь Ефремовой. Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми.