Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Значение слова «Куртуазный». В словаре Ефремовой. Ударение: куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Что такое куртуазность? Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазная любовь В сфере отношений между полами эволюция проявлялась прежде всего в том, что появились новые формы любви, обычно обозначаемые понятиями «куртуазная любовь», или, в более узком смысле, fin’amor («утонченная любовь»).
Что такое куртуазность: определение и основные принципы
Куртуазность в эпоху средневековья Понятие куртуазности Куртуазность как основа рыцарской культуры Рассказ о самом понятии "куртуазности", про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях , приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона. В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви. Рассмотрим понятие "куртуазность" более подробно. Понятие куртуазности Куртуазность от courtois — учтивый, рыцарский - это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами. В более общем смысле, куртуазность - это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность - это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали. Куртуазность как основа рыцарской культуры Благодаря крестовым походам , в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет.
В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы , особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря. Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы возлюбленной рыцаря. В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т.
Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора. Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат достижение благосклонности Дамы , а переживание и ожидание. То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы.
Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем. Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского. Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры поэты и певцы , в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.
Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами. Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие. В Италии в 13-14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения. Заключение Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.
И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире , то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания. Советуем почитать.
Героем эпоса, как правило, был неженатый юноша благородного происхождения, влюблённый в замужнюю женщину. Поклоняясь знатной даме, он не ждал вознаграждения за свою любовь, но всеми силами доказывал ей свою доблесть и отвагу. В рыцарских романах герой всегда сталкивался с препятствиями на пути к прекрасной даме, мужественно их преодолевал или героически погибал во имя своей возлюбленной.
Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с.
Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени. Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце.
Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство. Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира. Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами.
Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики. На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими. Главное — победа. Но все рыцари до и после турниров принимали подношения от благородных дам и девиц, а также своих сюзеренов, которым они оказывали честь своей отвагой. С XII века из Франции и Англии повсеместно распространился обычай раз в год рыцарям из свиты короля дарить красные плащи в знак признания их заслуг. Постепенно сложилась весьма своеобразная иерархия подарков и наград.
Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались. Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного. Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях.
Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ]. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их. Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено. Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с. Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье.
Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх. А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные.
Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству. И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений.
Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви.
Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам. Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века.
Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе. Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке. Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных.
Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции. Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров.
Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей. Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл».
Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ]. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская. Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде.
Куртуазный человек всегда проявляет внимание и заботу к окружающим. Уважение: куртуазное поведение основано на уважении к чувствам, мнениям и правам других людей.
Куртуазный человек всегда слушает собеседника с интересом и уважением, не перебивает и не подвергает его оскорблениям. Тактичность: куртуазный человек обладает таким качеством как тактичность — умение находить подходящие слова и действия в любой ситуации. Он избегает резкости и грубости в высказываниях, старается не задевать чувств других и не причинять им дискомфорт. Доброжелательность: куртуазное поведение подразумевает доброжелательное отношение к окружающим. Куртуазный человек всегда готов помочь, поддержать и выразить свою благодарность другим людям. Сдержанность: куртуазный человек обладает способностью контролировать свои эмоции и реакции. Он не проявляет агрессию, не повышает голос, не использует жесты или саркастические высказывания в отношении других людей.
Куртуазное поведение является важным компонентом успешных межличностных отношений и помогает создать гармоничную атмосферу в обществе.
Куртуазность: что это значит?
Они помогают нуждающимся, выражают сочувствие в трудных ситуациях и стараются быть полезными и добрыми. Элегантность и хороший вкус Куртуазные люди обращают внимание на свой внешний вид и стиль. Они следят за своей одеждой, прической и манерой поведения. Они также имеют хороший вкус и умение выбирать подходящие подарки и угощения.
Сдержанность и умеренность Куртуазные люди проявляют сдержанность и умеренность в своих действиях и высказываниях. Они не проявляют чрезмерной эмоциональности или агрессии, не говорят грубых или оскорбительных слов. Все эти принципы куртуазии помогают людям вести себя достойно и уважительно в обществе.
Они способствуют созданию гармоничных и приятных взаимоотношений между людьми и формированию культуры общения. Куртуазия в литературе и искусстве Куртуазия играла значительную роль в литературе и искусстве, особенно в эпоху Средневековья и Ренессанса. Она была важным элементом в романтических и рыцарских произведениях, где главные герои проявляли благородство, утонченность и элегантность в своих поступках и высказываниях.
Рыцари и дамы проявляли великодушие, вежливость и галантность в своих отношениях друг с другом. Они соблюдали правила рыцарского кодекса и стремились к совершенству в своих поступках. Романтическая поэзия В романтической поэзии куртуазия была важным элементом.
Поэты описывали идеализированные отношения между мужчиной и женщиной, где присутствовали взаимное восхищение, вежливость и уважение. Они создавали образы рыцарей и дам, которые проявляли благородство и элегантность в своих поступках и словах. Живопись и скульптура В живописи и скульптуре куртуазия проявлялась в изображении аристократических и благородных персонажей.
Художники и скульпторы изображали их в изящных и элегантных позах, с акцентом на их утонченность и красоту. Они также отображали сцены из рыцарских романов, где герои проявляли куртуазные качества в своих действиях и выражениях. Куртуазия в литературе и искусстве помогала создавать идеализированные образы и идеалы, которые вдохновляли людей на достижение высоких моральных и этических стандартов.
Она также способствовала формированию культуры и эстетического восприятия в обществе. Куртуазия в современном обществе В современном обществе куртуазия может быть рассмотрена как набор этических и моральных принципов, которые помогают людям взаимодействовать с другими и поддерживать гармоничные отношения. Одним из основных аспектов куртуазии в современном обществе является уважение к другим людям.
Вежливое обращение и уважительное отношение к клиентам создает положительную атмосферу и способствует установлению долгосрочных деловых связей. Куртуазность проявляется не только в словах, но и в манере общения, внимании к потребностям и ожиданиям клиента. Высокий уровень куртуазности также важен при представлении компании или организации на профессиональных мероприятиях, конференциях или переговорах. Соблюдение этикетные правила и умение вести себя в соответствии с требованиями мероприятия способствует созданию положительного впечатления о компании и ее представителях. В профессиональной сфере куртуазность является неотъемлемой частью деловой культуры. Она способствует установлению доверительных и продуктивных взаимоотношений, а также повышает имидж участников профессионального сообщества. Куртуазность способствует взаимопониманию и сотрудничеству между сотрудниками, что способствует эффективности работы в команде.
Куртуазность создает благоприятную атмосферу взаимодействия с клиентами, что в свою очередь способствует развитию бизнеса и увеличению клиентской базы. Куртуазность при представлении компании на мероприятиях помогает укрепить ее репутацию и создать положительное впечатление о компании. Таким образом, куртуазность имеет большое значение в профессиональной сфере. Вместе с профессионализмом она определяет успех взаимодействия, командной работы и развития бизнеса. Куртуазность и ее связь с этикетом Куртуазность и этикет тесно связаны друг с другом. Этикет — это набор правил и норм поведения, которые облегчают взаимодействие людей и поддерживают гармоничные отношения. Куртуазность включает в себя соблюдение этикетных норм и принципов.
Одним из важных аспектов куртуазности является уважение к приватной жизни и границам других людей. Куртуазные люди умеют общаться, не нарушая приватность других и не вторгаясь в их личное пространство. Они также умеют поддерживать разговор, не обсуждая конфиденциальные темы или критикуя других. Куртуазность также включает в себя умение проявить эмпатию и внимание к другим. Куртуазные люди слушают собеседника, задают вопросы и проявляют интерес к его мнению и чувствам. Они также умеют проявить вежливость и благодарность, выражая свою признательность за любое оказанное ими внимание или помощь. Куртуазность и этикет — это навыки, которые могут быть развиты и применены во всех сферах жизни.
Куртуазные люди создают гармоничную атмосферу в обществе и способствуют развитию взаимного уважения и понимания между людьми.
Обычно семья стремилась женить одного, по преимуществу старшего, сына. Остальные же фактически оставались «за бортом» - их ожидали судьбы священнослужителей или холостяков. При такой незавидной участи идея о вечном бескорыстном служении благородной даме выглядела привлекательно. Бродячие поэты Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене — полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви.
Средневековая миниатюра: «Чтение поэзии» Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации — основу каждой хорошей любовной истории.
Куртуазность — это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы.
Постепенно своеобразный свод "законов" дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Куртуазность — это понятие, произошедшее от французского слова "courtois", которое переводится как "рыцарский", "учтивый". Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца.
Считалось, что влюблённый мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведёт себя с господином. Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона.
В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются и современные люди.
Куртуазность: что это значит?
Куртуазная культура – это особый вид культуры, сложившийся во Франции и других странах Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения. Куртуазность – это кодекс хорошего тона. Классическое средневековье — это период, когда феодальная система окончательно заменила рабовладельческую. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Что такое куртуазность 6 класс история кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. это что такое. Куртуазная куртуазность куртуазна.
Куртуазность
Ведь любовь в средневековой поэзии — это, прежде всего, крепость духа и готовность к самопожертвованию. Правда, такие отношения тогда назывались «Прекрасной» или «Возвышенной» любовью. Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный».
В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали подниматься к нашим дамам на подъемнике. Классические окситанские баллады о "vraie amor"! Иногда изменяясь до неузнаваемости. И вот уже в таком обновленном виде, становились той основой, на которой учились строить отношения местная молодежь. Впрочем, несмотря на некоторую разницу в подходах "служению Прекрасной Даме" в первую очередь и на севере, и на юге Франции, и даже перешагнув ее границы в Священной Римской Империи, Италии и Англии, "куртуазная любовь" была историей в первую очередь про социальный статус , став безусловным маркером "свой чужой".
Способом, который позволял безошибочно определять, с кем можно иметь дело, а кто может идти мимо, потому что человек не нашего круга, не нашей веры, не нашего мира. К последней четверти XII века понятие "куртуазность" во всем его многообразии распространилось практически по всей Европе и Британии. Став наряду с культурой трубадуров и не церковной литературой, что начала появляться примерно в то же время, основой для появления европейской светской культуры в том виде, в котором мы ее сегодня знаем. Новые непростые правила учтивого отношения между мужчиной и женщиной, серьезно повлияли также на культуру отношений вообще. Внезапно оказалось, что язык силы - не единственный способ донести свое мнение до незнакомых людей. Что почти всегда и со всеми можно договориться. И это серьезно изменило людей и их отношение к жизни. Но иногда договориться нельзя.
Хотя, конечно, изменило это только знать. Для податного крестьянства, что составляло девять десятых населения средневековой Европы, все эти странные новые отношения были непонятными и совершенно лишними. Кстати, как раз примерно в это время культурные различия между аристократией и простым неблагородным людом стали настолько велики, что на пять веков вперед аристократы и простолюдины перестали считать себя ровней друг другу. Превратившись фактически в два разных народа с разными традициями, привычками и культурой отношений. Пускай даже и живущих в границах одной и той же страны. А как же ко всему этому относилась католическая церковь? Да, если честно, без малейшего энтузиазма. Даже на юге, в Аквитании, где "куртуазная любовь" преподносила как добродетель целомудрие, сохранение моральных устоев и смирение, у священников было к этому новомодному и странному увлечению множество вопросов.
Когда это она перестала быть безвольным и необузданным существом? В смысле - поклонение женщине? Вы вообще в своем уме? Можно ли поклоняться женщине? Конечно, если это Дева Мария. Появившаяся новая светская философия и культура, пускай даже и не отрицавшая христианских ценностей, была, на взгляд Церкви, непонятна и, скорее всего, опасна. Она предлагала дворянству альтернативу, которой раньше у него просто не было. Теперь же, кроме непосредственно церковного досуга, "лучшим людям" Средневековья стало чем заняться.
И это было прямым покушением на авторитет Церкви. Когда же полвека спустя к делу подключились миннезингеры и труверы, а впоследствии и самые талантливые представители военной элиты, святые отцы быстро пришли к пониманию, что угрозу "куртуазных отношений" они очень сильно недооценили. Количество баллад, стихов и поэм про любовь, прекрасных дам и страдающих рыцарей, то есть про вещи, мягко говоря, сомнительные с точки зрения христианства, стало настолько велико, что даже самые недалекие монахи поняли, что с этим надо что-то делать. И церковь, нужно сказать, ответила на этот вызов со всей возможной серьезностью. Самые неоднозначные с ее точки зрения произведения запрещались, остальные же усилиями церковных философов толковались с точки зрения христианской морали. Вся же его куртуазная составляющая, окончательно передав все свои изначальные идеи частично светской культуре, а частично превратившись в церковные ритуалы, стала чистой условностью. Простым перечнем правил приличия, впрочем, совершенно необязательных к исполнению. Главное чтобы человек был хороший.
Вот такая сегодня получилась совершенно неромантическая история про самые что ни на есть романтические отношения. И рассказать мне вам про "куртуазность" больше нечего.
Образцы куртуазной литературы создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии.
Начиная с 13 в. К концу 14 в. Опубликовано 3 июля 2023 г.
А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству.
И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений. Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см.
Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам.
Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе. Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке. Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных.
Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции. Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей.
Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ]. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская.
Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью. Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ]. Одним из ярчайших средств этого процесса были ролевые игры. Сейчас они во многом из воспитательно-развивающей методики превратились в азартное развлекательное действо и средство самовыражения. Ни по значимости, ни по популярности она не уступала летним пионерским лагерям, и, когда бы не развал Союза, ролевые игры могли бы сменить вечную «Зарницу» в рейтинге детско-юношеских развлечений» [ 54 ]. События 1991 года повлекли за собой серьёзные изменения в системе внешкольного досуга.
Ролевые игры оказались отданы на откуп энтузиастам и авантюристам. Эта «гремучая смесь» позволила ролевым играм сохранить заряд развивающей и воспитывающей энергии ещё на несколько лет. Вместо гармоничности и цельности образа становится важна победа. Это примета времени, не более» [ 54 ]. Время шло, создавались новые игры, люди взрослели и обрастали новыми знакомствами. В 1993-м — 1995-м годах в Москве, параллельно с ролевой деятельностью осуществляется становление исторической реконструкции Средневековья. Но час пробил, и реконструкторские объединения стали возникать и распространяться с поразительной скоростью. Следует отметить, что «московские тенденции» быстро распространились по всей России, продолжая процесс объединения молодёжи разных городов, округов и даже ближнего зарубежья на почве исторической реконструкции. Примером могут послужить такие регулярно проводимые исторические фестивали федерального и международного масштаба, как «Куликово поле» Тульская обл.
Реконструкция Средневековья» г. Выборг — см. Наша Владимирская область насчитывает более десятка ролевых и исторических клубов. Наиболее значимые из них: «Рарог» клуб смешанного типа, г. Руководитель клуба «Рыцарское копьё», сэр Брайн Б. Фомичёв , является действительным рыцарем Мальтийского ордена и обладателем титула «граф Норфолк». Эти звания он получил за развитие реконструкторского движения среди молодёжи. Далеко не все руководители клубов обладают такими почётными званиями, но все они стремятся объединить вокруг себя незаурядных, способных, увлекающихся юношей и девушек, привнести немного эстетики и культуры в окружающую действительность. Исторические клубы объединяют молодёжь и не только , которой нравятся веяния и культурные традиции прежних эпох, которые реализуют себя, углублённо изучая интересные для себя исторические пласты, реализуют в прикладном творчестве, боях, инсценировании давно ушедших отношений.
Досуг такого рода помогает человеку находить настоящих друзей и единомышленников, позволяет самосовершенствоваться физически и морально, превращается в своеобразный образ жизни. Заключение В заключение можно отметить, что рыцарская культура вкупе с куртуазной для большинства из нас представляется чем-то возвышенным, идеальным, почти сказочным. Однако, реальность того времени была несколько иной. Война, грязь, кровь, разгул, насилие, грубость, жестокость, пьянство, лень, тщеславие и прочее были неотъемлемой частью жизни рыцаря. Таковы были времена, таковы нравы. Однако, церковные учения, экономический и политический подъём и, соответственно, эстетическое развитие общества привело к смягчению нравов, утончению вкусов и духовных потребностей людей того времени. Средние века — первая эпоха, в которую проявились стремления к чрезмерности, максимализму. Таким образом, попытки смягчить жёсткие нравы сильных мира того то есть рыцарей же привели к возникновению системы сверхыдеализированных канонов: должен быть и отважным, сильным, даже жестоким, воином, и милосердным христианином, и светским обходительным человеком с массой необходимых модных навыков, и нежным возлюбленным. Следовать всем этим критериям сразу вполне земному человеку было почти невозможно.
Но само стремление к несколько надуманным идеалам создало тот антураж эпохи, нашедший отражение в произведениях искусства в первую очередь — в литературе , который мы сейчас воспринимаем как должное и бесспорно существовавшее когда-то. Рыцарско-куртуазная культура была качественным изменением в эволюции европейского общества; она дала пищу воображению художников всех последующих эпох. Истории про короля Артура, Святой Грааль, Тристана и Изольду и поныне находят всё новые и новые интерпретации.
Что такое куртуазность
Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни.
Куртуазность — значение и суть этого понятия
Бродячие поэты Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене — полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви. Средневековая миниатюра: «Чтение поэзии» Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации — основу каждой хорошей любовной истории. В любом случае, в подобных сочинениях вопросы добродетели занимали значительное место.
Это означает, что люди должны быть внимательными к своим словам и действиям, чтобы не вызывать неприятные ситуации или конфликты. Они должны уметь общаться с уважением и доброжелательностью, даже если они не согласны с мнением других. Куртуазия также включает в себя умение быть добрым и заботливым. Люди должны проявлять эмпатию и сострадание к другим, быть готовыми помочь и поддержать в трудных ситуациях. Они должны быть внимательными к потребностям и желаниям других людей и стараться сделать их жизнь более комфортной и приятной. Куртуазия в современном обществе также включает в себя умение быть благодарным и признательным.
Люди должны уметь выражать свою благодарность и признательность другим людям за их помощь, поддержку и доброту. Они должны быть готовы признавать и ценить вклад других в свою жизнь и быть готовыми отдавать должное. В целом, куртуазия в современном обществе является важным аспектом межличностных отношений и способствует созданию гармонии и взаимопонимания между людьми. Она помогает нам быть лучше взаимодействовать друг с другом и создавать более дружественную и поддерживающую среду. Значение куртуазии для формирования культуры Куртуазия играет важную роль в формировании культуры общества. Она способствует развитию и поддержанию высоких нравственных и этических стандартов, которые являются основой для гармоничного сосуществования людей.
Во-первых, куртуазия способствует развитию уважения к другим людям и их правам. Она учит нас быть внимательными к чувствам и потребностям других людей, проявлять терпимость и понимание. Это помогает создать атмосферу взаимного уважения и поддержки в обществе. Во-вторых, куртуазия способствует развитию эстетического вкуса и чувства прекрасного. Она учит нас ценить искусство, литературу, музыку и другие формы культурного выражения. Куртуазные люди стремятся к гармонии и красоте во всем, что их окружает, и способствуют развитию культурного наследия общества.
В-третьих, куртуазия способствует развитию коммуникативных навыков и умения эффективно общаться. Куртуазные люди обладают хорошими манерами, умеют слушать и выражать свои мысли и чувства с уважением к собеседнику. Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества в обществе. В-четвертых, куртуазия способствует развитию этических принципов и нравственных ценностей.
Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский. Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами. Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие.
В Италии в 13-14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения. Заключение Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов. И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время.
Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания. Куртуазность - это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Его должен был изучить каждый придворный, мечтавший добиться успеха, иметь хорошую репутацию. Изначально данная система регулировала в основном взаимоотношения представителей противоположных полов, но постепенно понятие расширилось. Итак, что же скрывает загадочное слово «куртуазность», что подразумевалось под ним тогда и сейчас? Куртуазность - это кодекс хорошего тона Классическое Средневековье - период, когда рабовладельческий строй окончательно сменила феодальная система. Также главенствующую роль стала играть Церковь, активно вмешивающаяся в мирские дела. Именно тогда завершилось формирование произошло это приблизительно к началу 13 столетия.
Куртуазность - это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы. Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Понятие Куртуазность - это понятие, произошедшее от французского слова «courtois», которое переводится как «рыцарский», «учтивый». Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюбленный мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведет себя с господином. Конечно же, куртуазность - это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом.
Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди. Куртуазность - оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие - рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная.
Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность - свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь О чем еще следует рассказать, определяя значение и толкование термина «куртуазность»? Конечно же, о куртуазной любви - уникальной форме взаимоотношений противоположных полов. Утонченная любовь - определение, которое давали ей современники. Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши.
Важно понимать, что куртуазность не ограничивается только словами. Она также включает невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и тон голоса. Поэтому важно быть внимательными к своему поведению и контролировать свои эмоции.
Несмотря на то, что куртуазность может показаться некоторым искусственной, она является неотъемлемой частью успешного общения и позволяет нам строить гармоничные отношения с людьми. Практика куртуазности помогает развивать наши навыки социального взаимодействия и делает нас лучше в общении. Итак, куртуазность — это ключ к успешному общению.
Умение проявлять уважение, заботу и внимание к другим помогает нам создавать приятную и дружескую атмосферу в общении. Будучи куртуазными, мы делаем мир лучше и открываем для себя новые возможности в общении с людьми. Поэтому не забывайте про этот важный аспект взаимодействия и старайтесь быть куртуазными во всех сферах своей жизни.
Что такое куртуазность и как ее проявить в общении? Проявление куртуазности в общении можно осуществить с помощью различных приемов. Во-первых, важно проявлять внимание к собеседнику.
Куртуазная любовь, или как любили в Средние века
История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Значение слова куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. куртуазный – ударение, правописание, словоизменение, значение, примеры использования,однокоренные слова из словарей русского языка на портале Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках.
Куртуазия как тип культуры
Оказывая куртуазные поступки и проявляя куртуазные качества в повседневной жизни, человек создает гармоничную атмосферу в общении, укрепляет отношения и облегчает взаимодействие. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. это социальное и этическое качество, предполагающее такие поведенческие нормы, как вежливость, учтивость и уважение к другим людям. учтивый, рыцарский), система.
Куртуазность: что это значит и какие принципы лежат в её основе
Это поможет создать атмосферу доверия и взаимопонимания между собеседниками. Читайте также: Футуризм — революция в искусстве - как новое направление потрясло мир и изменило его навсегда Важно помнить, что умение слушать и проявлять интерес требует практики. Необходимо быть внимательным к невербальным сигналам, таким как мимика, жесты и интонация. Это поможет понять собеседника не только по его словам, но и по его эмоциональной составляющей. Кроме того, важно уметь задавать открытые вопросы, которые позволят собеседнику раскрыть свои мысли и чувства. Такие вопросы не имеют однозначного ответа, они позволяют говорить собеседнику свободно и расширить область общения.
Не менее важно проявлять активное слушание через междустрочное комментирование высказываний собеседника. Это поможет собеседнику почувствовать свою значимость и заинтересованность в его разговоре. Например, можно сказать: «Мне нравится, как ты думаешь», или «Я никогда не задумывался над этим, спасибо за новый взгляд». Такие комментарии помогут поддержать диалог и продемонстрировать искренний интерес к собеседнику. Кроме того, необходимо уметь повторять и перефразировать ключевые моменты рассказа собеседника, чтобы показать, что его слова не прошли мимо, а были услышаны и поняты.
Это поможет собеседнику почувствовать себя важным и позволит продолжить диалог на более глубоком уровне. Таким образом, умение слушать и проявлять интерес является одной из важных составляющих куртуазности в общении. Это навык, который можно развить и который помогает налаживать взаимопонимание и гармоничные отношения с другими людьми. Вежливые слова и жесты Очень важно знать, как правильно обращаться к другим людям. Например, использование слов «пожалуйста», «спасибо», «извините» сигнализирует о вашем уважении к собеседнику.
Эти слова добавляют красоты и гармонии в общение. Они позволяют людям чувствовать себя важными и ценными. Кроме слов, ведущую роль в общении играют и жесты. Улыбка, рукопожатие, кивок головы — все это жесты вежливости, которые помогают установить контакт с другими людьми. Например, улыбка — это сигнал доброжелательности, а рукопожатие демонстрирует ваше желание познакомиться и установить дружеские отношения.
Важно помнить, что вежливые слова и жесты должны быть искренними. Используйте их не просто потому, что так принято, а потому что вы хотите показать свое уважение и внимание к собеседнику. В практике куртуазного общения также существуют правила вежливого выражения своей точки зрения или отказа от чего-либо. Например, вместо прямого отказа, используйте фразу «Спасибо за предложение, но я пока не могу согласиться» или «Я понимаю ваше предложение, но у меня уже есть другие планы». Вежливые слова и жесты помогают создать гармоничное и комфортное общение.
Они способствуют развитию дружеских отношений и позволяют нам установить связь с другими людьми.
О словаре Словарь «Средневековый мир в терминах, именах и названия» представляет собой научно-справочное издание, подготовленное преподавателями Белорусского государственного университета. В словаре представлены основные термины и определения, используемые при изучении указанного исторического периода, даны биографические сведения о великих полководцах, военных и государственных деятелях, рассказывается о самых известных военных кампаниях и сражениях. Словарные статьи содержат также библиографические ссылки, облегчающие читателю поиск дополнительной информации в других источниках. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов.
Как она проявляется в литературе и искусстве? И, наконец, какое значение она имеет в современном обществе и для формирования культуры?
Давайте разберемся вместе! Нужна помощь в написании работы? Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы. Подробнее История развития куртуазии Куртуазия — это понятие, которое возникло в средние века и имеет свои корни в рыцарской культуре. В то время куртуазия была связана с идеалами рыцарства, такими как благородство, вежливость и утонченность. С развитием феодализма и появлением дворянства, куртуазия стала играть все более важную роль в обществе.
Она стала символом высшего образования и культуры, а также способом отличить себя от простых людей. В эпоху Возрождения куртуазия приобрела новые формы и проявления. Она стала связана с искусством, литературой и музыкой. Куртуазные салоны и дворцы стали местами, где аристократия собиралась, чтобы обсуждать искусство, философию и политику. Она стала символом элегантности и изысканности. Куртуазные общества и салоны стали центрами культурной жизни, где аристократия и буржуазия смешивались и обменивались идеями. Однако с развитием промышленной революции и возникновением новых социальных классов, куртуазия начала утрачивать свое значение.
Она стала ассоциироваться с устаревшими идеалами и привилегиями аристократии. В современном обществе куртуазия все еще существует, но в другой форме. Она больше связана с этикетом, хорошими манерами и умением общаться с людьми. Куртуазия стала важным элементом в деловой сфере и социальных взаимоотношениях. Таким образом, история развития куртуазии отражает изменения в обществе и его ценностях. Она показывает, какие идеалы и нормы были важными в разные эпохи и как они менялись со временем.
Лирические жанры куртуазной литературы — альбы , канцоны , сирвенты , пастурели и др. Образцы куртуазной литературы создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии. Начиная с 13 в. К концу 14 в.
Что означает быть куртуазным
Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества. Куртуазность – это понятие, которое описывает высокие нравственные и этические стандарты поведения в обществе. наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в.