Новости что делают на святки

Статья Святки, Связь праздника с зимним солнцестоянием, Церковные правила, Святочные гуляния, Святки в русской культура. Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. Что нельзя делать Нельзя на Святки делать в доме уборку – это плохая примета, вместе с мусором можно вымести счастье и достаток. На протяжении 12 дней с 6 по 18 января, между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками. история и шокирующие примеры обрядов - в статье.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно

Святки: история и традиции праздника На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
6 вещей, которые нельзя делать в святочную неделю по приметам На протяжении 12 дней с 6 по 18 января, между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками.
«Гадала и призвала нечистого»: священник о том, что не надо делать на Святки Многие считают, что в Святки гадать разрешено и что предсказания, сделанные в эти дни, будут наиболее верными и точными.
Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки На Святки, по обычаю, нельзя стирать и делать уборку — по приметам, это может навлечь неприятности на дом.
Рождество Христово 7 января 2024: история праздника, святки и гадания, что можно и нельзя делать По славянским обычаям, на Святки не запрещалось говорить о сватовстве, но это имело скорее шуточную форму, чем серьезные заявления о любви и женитьбе.

Традиции и обычаи предков

  • Святки: история и христианские традиции - Рождество
  • Рождественские колядки
  • От Рождества до Крещения. Приметы и запреты. Новости Нижнего Новгорода
  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют :: Инфониак

Что такое Святки? Традиции празднования

Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр.

Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения.

Святочные гадания продолжались на протяжении двух недель. Православные в Святки по вечерам собирались за праздничным столом. Что можно и нельзя делать на Святки? Святки отмечают в христианской церкви с незапамятных времен. С Крещением Руси церковные праздники стали частью жизни славян их «сращивали» с языческими обрядами. В Святки запрещалось осуществлять: земные поклоны дома и в церкви ; венчаться;.

Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку. Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу.

Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет. Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц.

Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год. Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете.

Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Приметы: За ужином в Рождественский сочельник 6 января необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость. Чтобы год был удачным, все старались в Рождественский Сочельник вести себя за столом сдержано и как можно меньше разговаривать. Хорошая примета в Рождественский Сочельник — снег, он предвещает урожайный год и рост капитала в семье. Если в Рождество морозно — значит, в семье будут царить взаимопонимание и любовь. Давать в Старый Новый год взаймы — плохая примета, можно весь год провести в долгах. Нельзя в праздник ругаться и злиться — по приметам, все слова и мысли, сказанные в это время, вернутся сторицей.

Плохая примета заниматься на Святки рукоделием — нельзя шить, вышивать, вязать и так далее, чтобы избежать неприятностей.

Ни в коем случае: что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием. Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит. Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.

В Костромской области пекли "кресты" — булочки в виде крестиков. Их не ели, а клали в зерно — считалось, что так оно лучше сохранится, — рассказывает Ольга Моргунова. Что можно услышать на перекрестке и зачем обнимать забор Одним из главных развлечений для девушек в Рождество были гадания, которые, конечно же, не поддерживались церковью и считались делом греховным.

Однако изжить практику гаданий не могли никакие церковные запреты. Для молодежи, в основном для девушек, главный интерес — узнать, кто будет суженым, когда выйдешь замуж. Люди постарше гадали на урожай: каким уродится лен или рожь, будет ли год голодным или сытым. Гадания чаще всего проводились в маргинальной, пограничной зоне: около окна, на перекрестке, у забора или "на крестах" — на перекрестке. Например, могли подойти к окну и слушать, о чем говорят хозяева, и первое услышанное проецировали на свою судьбу. На перекрестке вставали в очерченный на снегу круг и слушали: с какой стороны зазвенят бубенцы — оттуда и жених.

Гадали с помощью снега — "пололи" его в подоле: встряхивали и смотрели — в какую сторону полетит, там и жених. На улице могли закрыть колодец и уже из дома звать: "суженый-ряженый, приходи коня поить". Суженому деваться было некуда: колодец закрыт — вот он и явится к девушке воды просить. Конечно, гадать можно было и не отходя от дома. Так, одна из девушек тайком прятала солонку в сугроб, а другие начинали искать ее в снегу, кому попадется — та и выйдет замуж в будущий год. Перед сном девушки клали под подушку лоскуток и приговаривали: "Новый лоскут в новый год покажи мне жизнь вперед".

Прятали под подушку кусочек хлеба, чтобы заманить жениха и он явился девушке во сне. Помогали в предсказании судьбы и животные: перед петухом ставили два блюдечка, одно с зерном, другое — с водой. Если петух сначала клевал зерно, то муж будет богатый, если пил воду — пьяница. Еще одной маргинальной территорией, где можно было гадать, считались бани. Обычно, чтобы снизить риски пожаров, их располагали вдали от домов, а потому считали их не своим, не домашним, чужим пространством и "населяли" нечистой силой, не рискуя заходить туда в темное время. Если голой рукой — значит, муж будет бедный, а если в варежке мохнатой — то богатый, — рассказывает Ксения Осипова, отмечая, что это гадание было очень распространено на Русском Севере.

Всем этим традициям, по оценкам экспертов, не менее двух веков — именно в XIX веке российские филологи прицельно начали собирать эти обычаи и лексику глубинки. Но они явно намного старше, отмечает Ольга Моргунова. Сейчас, судя по рассказам, собранным в экспедициях, все эти гадания, традиции, обряды уже не наделяют такой магической силой.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Им старались одеть самого крупного парня деревни. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Днем молодежь собиралась поплясать, покататься на санях, поиграть в снежки.

В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, однако традиция святочных гаданий издавна существует на Руси, и приняла массовый характер. Святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать как можно больше гостей, рассказывать сказки и загадывать сложные загадки.

Рождественские Святки Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина ум. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного ум. То же подтверждено и кодексом Юстиниана , изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Ещё со времён Римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь.

Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям , игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни » [18]. Обрядность[ править править код ] Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню [19]. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени начало года способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной [20]. У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных.

Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника

Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И, пожалуй, важнее застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо. За Рождеством, празднование которого заканчивается 13 января, следует ещё одна дата, связанная с событиями из детства Спасителя. Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение. Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения. Праздник Крещения , которое Иисус принял перед Своим выходом на проповедь и во время которого Бог явился в трех Лицах, Православная Церковь отмечает сразу после Святок 19 января 18 января — Крещенский сочельник. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути.

Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых. Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих. Позже, после их ухода, иногда устраивали гадания.

Посиделки на Святки. Иллюстрация из книги И. Сахарова «Песни русского народа». Они надевали костюмы и маски животных, сказочных персонажей. Человек в образе козла изображал Коляду — «бога торжеств и мира», как его назвал историк Н. Люди верили, что ряженые, изображая злых духов, на самом деле отгоняют их. После, в праздник Крещения, негатив смывали с себя святой водой. Гадания на Святки Лучшими для гаданий считались две ночи: с 13 на 14 января и с 18 на 19 января. Крестьян интересовало, каким будет урожай на будущий год, как сложится судьба каждого из членов семьи. Девичьи гадания отличались особенным разнообразием.

Узнать о том, что предначертано в наступающем году, можно было с помощью воска, олова или свинца. Вещество растапливали, а затем выливали в воду. По форме получившейся фигурки судили о будущем. Узнать судьбу можно было и другими способами — например, наблюдая за тенью горящего комка бумаги. Константин Маковский «Святочные гадания». Источник: wikipedia. Брали четырехугольную доску, на ее углы клали корочку хлеба, уголек, кусочек глины от печи и кольцо. Четыре участницы гадания отворачивались, и кто-то накрывал доску скатертью. Затем под пение обрядовых песен девушки открывали каждая свой уголок и смотрели, что кому досталось. Хлеб означал богатство, уголь — смерть, кусок печной глины — печаль, кольцо — замужество.

Ряд гаданий раскрывал, кто из собравшихся девушек раньше других выйдет замуж. Например, одновременно бросали каждая свою лепешку собаке и смотрели, чье лакомство она съест в первую очередь. Чтобы узнать, откуда жених, выходили на улицу и бросали разные вещи: кочергу, башмак с левой ноги, свернутый пояс. В какую сторону указывал упавший предмет — оттуда ждали суженого.

Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома.

Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей.

Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем.

Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями.

Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей.

По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.

На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни». Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения. Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных дней. Святки в русской культура Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности. Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала. В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского « Рождественский сон ».

Как правильно колядовать в Рождественские святки

  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют
  • Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
  • От Рождества до Крещения. Приметы и запреты.
  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать

Считалось, что именно во время Святок предсказания являлись самыми точными, поэтому существовало множество способов узнать свою судьбу. история и шокирующие примеры обрядов - в статье. Что нельзя делать на Святки. В период Святок действует ряд запретов. Святки 2022: Что можно и что нельзя делать на Святки. Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).

Святки: история и христианские традиции

Предки верили, что Святки — неподходящее время для пересчета своих финансовых накоплений, так как это может привлечь в жизнь не новые прибыли, а слезы. «» рассказывает, на какие даты приходятся рождественские Святки в 2024 году, какие традиции и обряды связаны с этими днями, и почему именно на Святки на Руси было принято гадать. 03 Что нельзя делать во время Рождественских святок? Что нельзя делать на Святки. В период Святок действует ряд запретов.

Какого числа зимние Святки в 2023 году

  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют :: Инфониак
  • Истоки и традиции праздника
  • Зеленые святки: что строго запрещается делать 1 июня - Новости
  • Святки 2024
  • Святки: что это за праздник, традиции и обычаи

У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января

Несмотря на то что Святки проникнуты глубоким христианским смыслом, в сознании современных россиян они ассоциируются прежде всего с народными традициями. Приметы на Святки – что можно и что нельзя делать в дни Святок. Что делать и что нельзя на Рождественские святки. На Русском Севере в период святок были очень распространены ритуальные бесчинства, когда молодежь озорничала и хулиганила.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий