О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го.
Вскрыты тайны блокадного Ленинграда: секретный трубопровод, «танки на угле», тонны крови в бутылках
Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией.
Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов.
Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда.
В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.
Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное— 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов.
Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады. Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!
Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит эта самоходная гаубица , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй. Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!
Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно! Всё-таки интересно — у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! У них в блокаде не было проблем?
А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, аполной фальсификации!
Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать… Теперь разберёмся с производством электроэнергии На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области.
Энергетики про это время пишут так: Энергетическая блокада После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.
Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей.
Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда.
Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт… Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт.
В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. Википедия То есть, озвучена окончательная цифра: вся система точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС до конца войны производила 24 тыс.
Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу например Гродно 338 тысяч человек одновременно вскипятить электрические чайники. В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии 3,6 МВт.
Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 всего с предполагаемой мощностью двигателя 30! Теперь немного о материалах и производстве Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом — снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали.
После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками. Именно эта порода лучше всего ловит вредителей.
Запасы измученных жителей города были спасены. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой, а на улицах писали "Граждане!
При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда. Три волны эвакуации За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города.
Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек.
И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года.
Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус. Дело ученых За первые два года блокады Ленинграда в городе было осуждено от 200 до 300 сотрудников ленинградских высших учебных заведений и членов их семей.
Ленинградское управление НКВД в 1941-1942 гг. В результате было приговорено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Расстреляно четверо ученых, остальным смертную казнь заменили на различные сроки исправительно-трудовых лагерей, многие погибли в тюрьмах и лагерях. В 1954-55 годах осуждённые были реабилитированы, а против сотрудников НКВД возбуждено уголовное дело.
Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске.
После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда. Жертвы На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.
Предварительный просмотр: «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города.
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль.
Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.
Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем.
Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.
А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули.
А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам. То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан. В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо. Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад.
А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру. Что же получается? В осаждённом и отрезанном от всех источников пропитания городе для "высшего сословия" было всё? А откуда это всё бралось, если город был "отрезан"? Может быть, были ещё какие-то каналы поставки продовольствия, по которым везли икру и пирожные для партийных чиновников, о которых мы не знаем?
Третий вопрос — собственно, каким образом из полностью блокированного города вывозилась продукция ленинградских военных заводов, а также по каким каналам в город поступало сырьё для её производства? Ну ладно, с сырьём понятно — тут можно сказать, что его запасы были собраны в городе ещё до начала блокады. Но вот как продукцию вывозили? Хочу напомнить, что только за второе полугодие 1941 года из Ленинграда на фронт ушли 713 танков, более 3000 полковых и противотанковых орудий, почти 500 броневиков, более 10 тысяч миномётов и даже 58!
Блокада Ленинграда
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Впервые ее отец услышал блокадные истории в 1973 году, когда приезжал в Ленинград к семье расстрелянного белорусского классика Максима Горецкого, тогда и задумал книгу о блокаде. Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке.
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной
Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.
Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны.
Но деваться было некуда, ценой жизни героических водителей спасались жизни жителей Северной столицы. Нападение грызунов на город В сложившейся плачевной ситуации проблем добавили и грызуны, которые беспощадно поедали и без того скудные запасы питания. В 1943 в город было завезено 4 вагона котов и кошек, для истребления мышей и крыс. После прорыва блокады завезли ещё 5000 котов дымчатого окраса.
Жители верили что кошки именно этого окраса являются лучшими крысоловами. За ними выстроилась огромная очередь, каждый хотел заполучить себе животное. Так кошки спасли город, и в нынешнее время в Петербурге стоит памятник этим животным в знак благодарности за спасение города от грызунов. Громкоговорители, как биение сердца Несмотря на тяжёлое положение, в городе работало около 1500 громкоговорителей, по которым подавались сигналы тревоги и вешали о ситуации в нынешнем Петербурге.
За этой техникой тщательно следили, быстро ремонтировали или заменяли после повреждения, восстанавливали проводное сообщение, которое часто обрывалось вследствие бомбежек и обстрелов. По указаниям руководства, запрещалось отключать радио, которые транслировали правительственные распоряжения и новости круглосуточно. В тоже время все беспроводные приемники были изъяты, так как немцы вели свои радиопередачи на русском языке, призывая блокадников сдаваться и обещая улучшение жизни после победы германских войск. Когда ленинградский диктор прекращал оповещение, через динамики начинал свой отсчёт метроном.
Ритм метронома, был спасательным сигналом для жителей Ленинграда. Быстрый отчёт ритма предвещал тревогу, начало наступления бомбардировки, налет вражеских самолётов. Замедление ритма обозначало конец тревоги. Жители назвали этот ритм ритмом биения сердца.
Эвакуация жителей Ленинграда Блокада Ленинграда — интересные факты об эвакуации граждан. За время блокады было осуществлено 3 волны эвакуации, во время которых половина жителей были вывезены из города. Первая эвакуация началась ещё до наступления осады. Около 400 тысяч детей были переправили в другие районы Ленинградской области, но немцы оккупировали и эти территории и большинству пришлось вернуться.
Вторую волну было решено переправлять по льду Ладожского озера. В этот раз успешно вывезли свыше 500 тысяч человек. Это был опасный путь, так как ледовое покрытие бомбардировалось, обстреливалось, да и просто иногда не выдерживало нагрузки многочисленного нагруженного транспорта. И последние третью волну переправили водным транспортом по озеру.
За время эвакуации на Большую Землю отправили более 1,5 миллиона жителей. Но всех вывезти не удалось. Во-первых, нужны были рабочие, которые поддерживали бы работу на предприятиях, оборону города и учреждениях, которые отвечали за жизнедеятельность Северной столицы. Во-вторых, эвакуация — это не путь в комфортабельном транспорте по широкой дороге.
Всех вывезти просто не было возможности. Но все равно, спасение такого большого количества людей — это настоящий подвиг русского народа. Хлеб был черным и горьким на вкус. В виду отсутствия достаточного количества зерна, в хлеб давали разные примеси — жмых, целлюлозу, соду, отруби.
Форму для выпечки часто смазывали соляровым маслом. Время первых бомбардировок сгорел склад с сахаром. На территории обгорелого помещения выкапывали сладковатую землю и употребляли ее в пищу. Такие «сладости» даже продавали на рынке, и они пользовались спросом.
Отсутствие продуктов питания стало сильным испытанием для жителей Ленинграда. Многие не выдержали голода и холода, за время блокады погибло порядка 630 тысяч жителей города. У Ленинградцев очень трепетное отношение к хлебу. В этом городе не увидишь хлеб, выброшенный в мусорный бак, человека, который сорит хлебом, просто не поймут.
Все это следствие блокады, которая была много десятилетий назад. Трудно осознавать, что город смог выстоять столько времени. Но спустя 872 дня российским войскам все таки удалось пробить кольцо фашистов, и город был полностью освобожден. Несмотря на то, что многие люди стараются искажать факты того времени, эта страница в истории навсегда останется героической в памяти и сердцах российского народа.
На протяжении нескольких лет фашисты осаждали северную столицу России плотным кольцом блокады — не было еды и тепла, не работал водопровод и не подавалось электричество. Страшное время, но город пережил его. Это была блокада Ленинграда, интересные факты о которой до сих пор будоражат умы многих историков и всех,. Важные события Второй мировой войны В осаде город находился 872 дня.
Блокада современного Петербурга началась 8 сентября 41 года прошлого столетия, когда немцы окружили населенный пункт плотным кольцом. Прорвать укрепление удалось только 18 числа, в январе 43 года. Запасы воды и еды в городе быстро закончились. С приходом зимы перевозки начали осуществлять через замерзшее Ладожское озеро.
Путь носил весьма символическое название — «Дорога жизни». На каждого человека в день приходилось всего 125 г хлеба. Именно отсутствие достаточного запаса продовольствия было главной проблемой осажденного города и его жителей. За 3 волны проведенной эвакуации из самого города было вывезено порядка 1.
При том, что город находился в осаде, в нем работало порядка полутора тысяч громкоговорителей. По ним ежедневно подавали сигналы тревоги, вещали новости с фронта и ситуации в Петербурге. Первая зима 1941 была самой сложной для жителей Ленинграда. Температура тогда достигла рекордного показателя для этой местности — минус 32,1 градус по Цельсию.
В среднем, показания термометра не опускаются здесь ниже 18-19 градусов ниже нуля. К апрелю 1942 года выпало максимальное количество зафиксированных за историю существования города осадков — высота сугробов достигала 52 см. Такие климатические условия сохранялись до мая 1942. Инфраструктура не была рассчитана на такой климат.
Не было ни света, ни тепла, не работала канализация, в дома не подавалась вода, а грелись в помещениях при помощи печек — так называемых «буржуек». Блокада Ленинграда продолжалась и после того, как ее прорвали советские войска, это, несомненно, интересные факты о культурном центре России. Немецкие и финские солдаты на протяжении полугода еще держали его в осаде, опасаясь ярого сопротивления. Только наступательный маневр в направлении Выборга и Петрозаводска позволили полностью освободить город и его жителей из смертельного осадного кольца.
После освобождения города в него привезли в 5000 дымчатого окраса котов и кошек — именно их считали самыми лучшими уничтожителями грызунов. Они спасли город и оставшихся в нем людей. В современном Питере в знак уважения и особой благодарности на улице Малой Садовой этим животным установили памятник. Кот Елисей и кошка Василиса олицетворяют дымчатых борцов с грызунами в осажденном городе.
Авианалеты на город совершались по нескольку раз в день — на город сбросили за все время осады порядка 107 000 бомб. Блокада Ленинграда, интересные волнующие факты о которой имеют значение не только для россиян, но для сторонников фашизма - итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. О «Голубой дивизии» Испании ходили противоречивые мнения: кто-то говорил о необычайной стойкости ее бойцов, другие утверждали, что в войсках полностью отсутствовала дисциплина. В связи с этим, наряду с итальянцами, выступающими против Советского Союза в операциях на Ладожском озере, в рядах испанцев отмечалось дезертирство — переход на сторону советских солдат.
Во время блокады на 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчин и 37 женщин. Такая разница образовывалась из-за высокой физической выносливости в сложных условиях жизни слабой половины населения. Блокада Ленинграда, которой были поведаны в этой статье, остается в памяти выживших ветеранов и следующих поколений. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими Голубая дивизия войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда ныне Санкт-Петербург.
Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.
В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны «блицкрига». К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» «Восток» предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек.
Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. Вступление Финляндии в войну 17 июня 1941 года в Финляндии был издан указ о мобилизации всей полевой армии, и 20 июня отмобилизованная армия сосредоточилась на советско-финской границе.
Там базировались самолеты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. Выход войск противника к Ленинграду В первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров с темпом 30—35 км в сутки , форсировала реки Западная Двина и Великая. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков мужчины уходили в армию и ополчение.
У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих немецкими войсками в штаб: Танковая группа Гепнера, авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда. Наступление Гепнера остановлено… Люди сражаются, как и прежде, с великим ожесточением. Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом.
Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов, нередко вооруженных мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено боеспособным корабельное орудие калибром 406 мм. Оно предназначалось для головного линкора «Советский Союз», уже находившегося на стапеле.
Это орудие применялось при обстреле немецких позиций. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года.
В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота , но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта.
Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, как показал опыт обороны Таллина, по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов. Небо города защищал 2-й корпус ПВО.
Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории оккупированные Финляндией была восстановлена летом 1944 года. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград.
Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов. Именно 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно: «В сентябре 1941 г. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих.
Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут.
В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. В этот же день немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города.
При этом советскому верховному командованию информацию о замыкании кольца окружения не докладывали, надеясь на прорыв. А 13 сентября Ленинградская правда писала: Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом , является обычным для немецкого командования преувеличением Это замалчивание стоило жизни сотням тысяч горожан, поскольку решение о подвозе продовольствия было принято слишком поздно. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу.
Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Проблемы эвакуации жителей Ситуация на начало блокады Эвакуация жителей города началась уже 29. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома.
До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной. Первая волна эвакуации Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области.
Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.
За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 человек из них 14 854 человек — не ленинградского населения , авиацией — 35 114 из них 16 956 не ленинградского населения , походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек население не из Ленинграда , с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 года вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек.
К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. Последствия Последствия для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю».
Герцена: Дневники блокады — невероятные по силе воздействия документы. Наша задача сделать их доступными для чтения как можно большего числа людей. Мудрость детства тех, кто прошёл через блокаду, действительно потрясает. Через такие документы, где мы способны услышать человеческий голос той эпохи, можно почувствовать её со всей достоверностью. Другие сюжеты.
Битва за Ленинград, начавшаяся 10 июля 1941 г. Значение битвы велико, как велик и подвиг тех, кто отстоял город, кто сумел выжить в первую блокадную зиму, когда голод и холод принесли городу и его жителям неисчислимые страдания. Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Каждый из фактов на выставке сопровождают небольшой текст, раскрывающий тему, и относящиеся к нему исторические документы и фотографии. Факты подобраны таким образом, чтобы у посетителя выставки создалось по возможности максимальное представление о событиях блокады.
20 фактов о блокаде Ленинграда
Как выживал блокадный Ленинград. В годовщину начала блокады Ленинграда хочется представить несколько малоизвестных фактов, часть которых скрывалась советской пропагандой, часть — стёрлась жерновами времени. Изображение 10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает в соцсети TenChat. Блокада Ленинграда стала одним из символов Великой Отечественной войны и одной из самых страшных глав книги памяти о ней. В 1942 году, когда блокада Ленинграда уже шла полным ходом, пятеро художников-ленинградцев отправились в Москву на выставку, на которой представили свои работы, посвящённые блокадным событиям.
Оборона Ленинграда
В 1942 году, когда блокада Ленинграда уже шла полным ходом, пятеро художников-ленинградцев отправились в Москву на выставку, на которой представили свои работы, посвящённые блокадным событиям. итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. 75 годовщина полного окончания блокады Ленинграда начала отмечаться в России задолго до самой исторической даты – 27 января. Интересные факты о блокаде Ленинграда. 10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции 10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции
Блокада Ленинграда. Ужасный позор Советской власти
Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда Как люди выживали без еды, почему жители Ленинграда были не в курсе, что творится в городе и другие интересные факты о блокаде Северной столицы во время. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. несмываемый позор Советской власти, у которой на совести эти жертвы должны быть не в меньшей степени, чем у гитлеровцев. Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из. умирающий город" - главный стереотип представлений о блокаде.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Дабы обезопасить тыл от эксцессов. Впрочем, замечают авторы доклада, вариант не слишком хорош, потому что среди голодающих славян? Поэтому есть смысл рассмотреть альтернативный подход — подавить очаги сопротивления и уйти, оставив город финнам. Пусть, что хотят, то и делают. Ответственность с Германии снимается. От такого заманчивого предложения, однако, финское руководство вежливо уклонилось: мол, наши прежние территории с некоторой компенсационной прибавкой вплоть до Невы возьмем с удовольствием, а вот от Ленинграда увольте. Хорошо бы его куда-нибудь того… Переместить. Еще раз обратите внимание — в сентябре 1941г. Военными аспектами фюрера уже не грузят: боевая задача выполнена, оставшееся — дело техники. Если Финляндия согласится забрать город — ради бога.
К сожалению, она тянет резину и явно предпочитает, чтобы немцы сами проделали самую грязную часть работы. Отсюда третий возможный способ действий: объявить, что, «поскольку Ленинград оборонялся подобно вооруженной крепости, его население следует рассматривать как военную цель, город герметически изолировать и обратить в пыль артиллерийскими обстрелами и бомбежкой». Ну, а потом развалины скинуть хоть тем же финнам. Вариант тоже неважнец, Германия опять получается крайней… Бедные фашисты, вот над какими гуманитарными проблемами они ломали свои арийские головушки осенью 1941г. Велено долбить на расстоянии, вдумчиво и без суеты. Итак, еще раз: осенью 1941г. Балтфлот вполовину уменьшившийся за время бегства из Таллина изолировать; блокаду держать жестко, но экономно. Обстреливать регулярно, но без фанатизма. Активные операции перенести на группы «Юг» и «Центр».
Туда же отправить большую часть артиллерии и авиации. Горожане тем временем пусть голодают, мерзнут, умирают и вообще чувствуют себя как дома — им после революции и коллективизации не привыкать. Превращать город в пыль не стоит труда. Достаточно разбомбить Бадаевские склады с провиантом. А уж как там т. Сталин дальше будет разбираться со своим населением — его дело. Над немцами не каплет. В общем, действительность оказалась даже гнусней, чем мог предположить В. Он исходил из своего фронтового опыта отнюдь не способствовавшего державным восторгам и из той информации, которую власть допускала до народа.
Как и все советские люди, принимал за аксиому, что Гитлер жаждал взять город. Лез, лязгал зубами, заходил в лоб и с флангов, силой и хитростью. Но несгибаемый Сталин или великий советский народ? Бил и бил по жадным оскаленным зубам — прикладом, кулаками, мерзлыми детскими трупиками — всем, что под руку попало... Сначала просрали все, что можно, отдали Питер в заложники, а потом русский народ ложись и брюхом вас прикрывай, — возражают люди с мучительным фронтовым опытом. Военно-стратегический провал на Северо-Западе был полным и очевидным. Но в руках власти оставался мифологический инструментарий. А это главное...
В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города или хотя бы промышленности больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство — основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день. Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное — 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады. Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья.
Патриотизму ничуть не мешает, как никакие вопросы не мешают истине. Нормальным людям вообще свойственно спрашивать. Что плохого, если есть чем ответить по существу? Вот если нечем — тогда беда. Но не России и не патриотизму — а сплоченному коллективу, привыкшему кормиться объедками при царской кухне и потому поднимающему восторженный или негодующий лай всякий раз, когда дело касается вноса-выноса духовных скреп. Впервые тема была затронута около четверти века назад замечательным писателем-фронтовиком Виктором Астафьевым. Не знать об этом может разве что селигерская фауна. Ну и еще, возможно, министр культуры. Есть у нас такая почетная профессия: ничего не знать о великой войне, о великом народе, о великой литературе. А главное — другим не давать. Самое грустное, что вопрос-то вообще мимо темы. Поводом для страстных разборок он кажется лишь в советском сознании, которое выведено пытливыми лубянскими мичуриными и кулибиными в закупоренной информационной колбе. К услугам всего прочего человечества есть академический десятитомник, полный военных документов гитлеровской эпохи: Germany and the Second World War. В частности, том 4 касается войны с СССР. Про Ленинград, вкратце, там вот что... Но форсировать Неву и двигаться дальше к Финляндии не стали. Уже 5 сентября, через 2. Ее смысл прост: если Ленинград будет взят, немцам придется кормить население и нести за него ответственность. По предвоенным данным, численность жителей, включая пригороды, превышала 3 млн человек. Не иголка, чтобы спрятать в стогу военной неразберихи. В последующие 2-3 недели военная бюрократия Рейха активно обменивается соображениями о том, как быть с осажденным городом. Один из них: обнести город проволокой под напряжением с охраной из автоматчиков; выпустить женщин, стариков и детей; мужчин оставить и изолировать. Дабы обезопасить тыл от эксцессов. Впрочем, замечают авторы доклада, вариант не слишком хорош, потому что среди голодающих славян? Поэтому есть смысл рассмотреть альтернативный подход — подавить очаги сопротивления и уйти, оставив город финнам. Пусть, что хотят, то и делают. Ответственность с Германии снимается. От такого заманчивого предложения, однако, финское руководство вежливо уклонилось: мол, наши прежние территории с некоторой компенсационной прибавкой вплоть до Невы возьмем с удовольствием, а вот от Ленинграда увольте. Хорошо бы его куда-нибудь того… Переместить. Еще раз обратите внимание — в сентябре 1941г. Военными аспектами фюрера уже не грузят: боевая задача выполнена, оставшееся — дело техники. Если Финляндия согласится забрать город — ради бога. К сожалению, она тянет резину и явно предпочитает, чтобы немцы сами проделали самую грязную часть работы. Отсюда третий возможный способ действий: объявить, что, «поскольку Ленинград оборонялся подобно вооруженной крепости, его население следует рассматривать как военную цель, город герметически изолировать и обратить в пыль артиллерийскими обстрелами и бомбежкой». Ну, а потом развалины скинуть хоть тем же финнам. Вариант тоже неважнец, Германия опять получается крайней… Бедные фашисты, вот над какими гуманитарными проблемами они ломали свои арийские головушки осенью 1941г.
Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду.
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде
Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. 7. В блокадном Ленинграде активно использовались для производства питания вещества, которые тогда считались пищевыми заменителями, а теперь используются как полезное сырьё. Жители блокадного Ленинграда В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда. 17 января, 04:45. 1944 год, блокада Ленинграда снята / Фото: Wikimedia Commons.