Великий полководец Александр Македонский: место рождения, годы правления, кто отец военачальника, чем известен царь мира и что сделал. Походы, личная жизнь и обстоятельства смерти. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр Македонский Имя: Александр III Македонский (Alexander Magnus). Пока идет возня возле предполагаемой гробницы Александра Македонского между Грецией и Македонией, на пространствах Рунета появилась доморощенная сенсация, связанная с именем великого полководца. македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Александр Македонский Alexander III Magnus. Пока идет возня возле предполагаемой гробницы Александра Македонского между Грецией и Македонией, на пространствах Рунета появилась доморощенная сенсация, связанная с именем великого полководца. Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. К 32 годам Александр Македонский завоевал империю, простиравшуюся от Балкан до современного Пакистана, что сделало его правителем одной из крупнейших империй древнего мира. Александр Македонский жил в 356-323 годах до н.э. Он был выдающимся полководцем, правил Македонией, подчинил ей Грецию, Сирию, Палестину и Египет, завоевал Среднюю Азию и начал захватывать Индию. Пока идет возня возле предполагаемой гробницы Александра Македонского между Грецией и Македонией, на пространствах Рунета появилась доморощенная сенсация, связанная с именем великого полководца.
Александр Македонский: гений или безумец?
Мероприятия. Библиотека. Новости. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. Изображение Александра Македонского и мумии. Александр Македонский, известный также как Александр Великий, древнегреческий царь (василевс) Македонии, император, который создал одну из крупнейших империй в древней истории. Профиль Александра Македонского на монете. Александр Македонский (Александр III Великий)— царь Древней Македонии, сын Филиппа II Македонского и Олимпиады Эпирской, выдающийся полководец античности.
Биография Александра Македонского
- 10 фактов, которые развенчивают миф о величии легендарного завоевателя Александра Македонского
- Александр Македонский - биография
- Александр Македонский, царь Македонии (356-323 гг. до н.э.) | Железный век
- 10 фактов, которые развенчивают миф о величии легендарного завоевателя Александра Македонского
Дорога в Египет
- Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском | Аргументы и Факты
- Возвращение в Вавилон
- Александр Македонский как историческая личность
- Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена
- Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
- Великие завоеватели
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Период после смерти Александр умер без указания преемников. Перед смертью он, согласно легенде, передал своё кольцо с печатью Пердикке, который должен был стать регентом при беременной царице Роксане и её будущем сыне. Через месяц Роксана родила сына, который был назван Александром в честь его отца. Однако власть регента вскоре начали оспаривать другие военачальники диадохи , которые стремились править своими сатрапиями. В 321 году до н. Войны диадохов продолжались практически непрерывно до 281 года до н. Их потомки стали правителями нескольких государств, которые возникли на территории того, что когда-то было огромной империей. Все члены династии Аргеадов стали жертвами борьбы за власть. Брат Александра, Арридей, который временно стал марионеточным царем под именем Филиппа III, был убит по приказу Олимпиады в 317 году до н. Также была убита его жена Эвридика родная племянница его и Александра. Сама Олимпиада стала жертвой Кассандра, сына Антипатра, через год.
Сестра Александра, Клеопатра, погибла в 308 году до н. Наконец, в 309 году до н. Таким образом, династия Аргеадов прекратила своё существование. След в истории Благодаря обширным завоеваниям, имя Александра было известно от Греции и Египта до Индии. В первые годы после смерти царя, эллинистические правители-сатрапы использовали имя Александра для легитимизации своей власти, заручившись личной связью с Македонским. Так Эвмен из Кардии объявил своим подчиненным, что Александр обещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета, чтобы удержать под контролем армию и сохранить единство империи [7]. Сатрап Персиды, Певкест, посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе, а сатрап Египта Птолемей установил полноценный культ умершего царя в Александрии [8]. Плутарх сообщает, что сатрапы пытались также подражать Александру одеждами и манерами: они облачались в пурпурные одежды, ходили в окружении свиты и копировали образ величия Александра. Александр Македонский также поддерживал искусство и науку, инвестируя в развитие городов и создание библиотек. Одной из известных его инициатив было создание города Александрии в Египте, где была заложена знаменитая Александрийская Библиотека.
Первые письменные источники, которые содержат сведения об Александре — «Эфемериды» записи придворного журнала и «Гипомнемата» заметки самого царя с планами походов. Античные авторы любили цитировать переписку Александра с друзьями, родственниками и официальными лицами, хотя чаще всего они носили полулегендарный характер. Кроме того, существует множество произведений, которые описывают военные походы Александра. Среди них — «История Александра» в 10 книгах Хареса Милетинского, подробные описания похода Александра в Индию дал философ-киник Онесикрит из Астипалеи. Эти сведения легли в основу современных знаний о восточных завоеваниях Александра[9]. Придворный историограф Александра, Калисфен, создал апологетический труд «Деяния Александра», который должен был служить оправданием Александра перед греками, поэтому точность сведений, которые предоставляет Калисфен, оспаривалась уже в Античную эпоху [10]. Последняя запись «Деяний» -битва при Гавгамелах. Позже воспоминания об Александре были положены в основу трудов Птолемея, который создал исключительно привлекательный образ Македонского, как гениального полководца и мудрого правителя. Поскольку Птолемей был опытным военачальником, то он приводил подробные описания военных действий. Также многочисленные подробности о военном мастерстве Александра приводит его военный инженер Аристобул.
В целом, первые античные автор оценивали деятельность Александра позитивно, несмотря на противоречия его вклада в историю. Первыми критиками Александра были перипатеки — последователи Аристотеля. Они создавали образ царя, который, получив блестящее образование, был опьянён внезапным успехом в военном деле и стал одержимым правителем. Критика перипетеков носила не объективный характер, поскольку была основана на неприязни к Александру из-за его казни племянника Аристотеля, Калисфена. Историки и интеллектуалы Древнего Рима также восхищались успехами Александра. Александру подражал Публий Корнелий Сципион, а скульптурный портрет Гнея Помпея был явно сделан под влиянием портретов Александра. Плутарх также утверждает, что Гай Юлий Цезарь видел в Александре образ для подражания. Марк Антоний использовал характерные особенности манер Александра Македонского для утверждения своей власти на Востоке. Однако в эпоху Принципата появляются и негативные оценки Александра: Тит Ливий называл его власть «величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача», а также упоминает про «ужасные казни, убийства друзей на пирах», «тщеславную ложь о своём происхождении». В Средние века Александр стал прототипом для рыцарских романов.
В старофранцузском романе Альберика из Безансона Александр «одет в броню закалённую в драконьей крови; его армия доходит до места, где небо соприкасается с землёй; по пути ему встречаются люди с шестью руками и мухи размером с голубя; наконец, Александр пытается обложить данью ангелов в раю» [11]. В Новое время были также популярны фольклорные сказки об Александре, однако в среде интеллектуалов постепенно появляется интерес к античным источникам, что привело к уточнению информации о великом полководце. В художественных произведениях Нового времени в большей степени описываются любовные похождения Александра.
К тому времени Дарий III, персидский царь, успел собрать большую армию для новой битвы с Александром.
Дарий в очередной раз бежал с поля битвы, чем еще больше уронил свой авторитет. После этой битвы сатрапы многих персидских земель стали звать завоевателя Александра Царем Азии и открывали ему ворота без боя. Персидский царь Далее Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к Царю Азии.
Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. Персеполь пал. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён.
По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н.
Время было беспокойное, случались народные восстания, набеги претендентов на Египет. Точные сведения растаяли в потоке времени, но вот одна из арабских легенд утверждает, что на западной окраине Александрии сейчас там жилой массив Беб Аш-Шарки было большое греко-римское кладбище. Там будто бы после многочисленных перезахоронений и упокоился завоеватель Египта.
Над его могилой возвели две стелы с перечислением завоеванных им стран и заслуг перед Македонией. Перезахоронили его в эпоху римских завоеваний долины Нила. В 1652 году эту версию записал пилигрим из Афонского монастыря.
В начале XIX века французские археологи искали эту стелу, но не откопали. Сейчас там и копать нельзя. Тем не менее, многие историки сходятся во мнении: гробницу великого царя следует искать в Египте — стране, в которую Александр пришел не как завоеватель, а как освободитель.
Мечеть Наби Даниэль, Александрия В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниэль пророка Даниила в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу.
На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа.
Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию.
Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниэль спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г.
В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью.
Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено». В 1879 г.
Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну.
Гражданская война между соратниками Александра не вспыхнула только по счастливой случайности: им, по крайней мере на первых порах, удалось договориться о разделе огромной империи, править которой номинально они поставили сводного брата Александра Филиппа III Арридея. Римский историк Квинт Курций подробно перечислил, кому из полководцев Александра и какие земли отошли. Таких размеров в античной истории достигла только Римская империя три века спустя после смерти Александра. О том, что тело Александра нужно похоронить с подобающими почестями, по свидетельству античных историков, его соратники вспомнили только на седьмой день после его смерти. Квинт Курций писал: «Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства.
Нигде больше нет такого жаркого климата, как в Месопотамии; многих животных, застигнутых на голой почве, солнце там убивает. Когда друзья смогли наконец отдаться заботам о бездыханном теле и вошли в зал, не заметили никаких признаков тления, ни даже бледности смерти; с лица его не сошла и та живость, которая поддерживается дыханием. Так что египтяне и халдеи, которым было приказано приготовить тело по обычаю, сначала не решались тронуть его руками, думая, что оно дышит; затем, помолившись, они очистили тело, наполнили благовониями и положили на золотое ложе, украсив его знаками его сана».
Александр Македонский
- Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни
- Установлена причина смерти Александра Македонского
- Тайна гробницы Александра Великого
- Биография Александра Македонского
- Александр Македонский. Жизнь и смерть Александра Великого
Александр Македонский как историческая личность
Поэтому он так жестоко расправился с жителями Тира. Когда и как Александр Македонский завоевал бактерию? В 329-328 гг. Александр завоевал Бактрию и Согдиану. Хорезму удалось сохранить свою независимость. Трудна и опасна была переправа через Окс древнее название Амударьи. Какой характер был у Македонского? Он был пылким, полон желанием совершать разные подвиги, проявлял любовь ко всему диковинному и необычному, не умел обманывать и притворяться, был очень честным и в своих боях, победу не воровал украдкой, а заслуживал в равных сражениях.
Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни.
Немедленно его империя была разделена его полководцами диадохами между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов. Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, будущий царь получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян. Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине Клеопатре стала причиной ссоры Александра с отцом.
После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский общегреческий союз и сформировать объединенное греко-македонское войско. Элиту армии составляли телохранители царя гипасписты и македонская царская гвардия. Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье - сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца.
Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира.
В качестве преемника Филиппа организовал конгресс в Коринфе, на котором был подтвержден ранее заключённый договор с греками. Договор декларировал полный суверенитет греческих полисов, самостоятельное решение ими внутренних дел, право выхода из соглашения. Для руководства внешней политикой греческих государств создавался общий совет и вводилась «должность» гегемона эллинов, обладающего военными полномочиями. Греки пошли на уступки, и многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны так, в частности, поступили Фивы. В Коринфе Александр встретил философа-киника Диогена. По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил «Не заслоняй мне солнца». Вскоре Александр посетил и Дельфы, однако там его отказались принять, ссылаясь на неприсутственные дни. Но царь нашёл пифию прорицательницу и потребовал, чтобы она предсказала его судьбу, и та в ответ воскликнула «Ты непобедим, сын мой! Поход на север и покорение Фив 335 г.
Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 года до н. По современным подсчётам, в северный поход отправилось не более 15 000 солдат, и практически все они были македонянами. Сперва Александр разбил фракийцев в битве у горы Эмон Шипка : варвары установили на возвышенности лагерь из повозок и надеялись обратить македонян в бегство, пуская свои повозки под откос; Александр же приказал своим солдатам организованно избегать повозок. Во время битвы македонцы захватили многих женщин и детей, которых варвары оставили в лагере, и переправили их в Македонию. Вскоре царь нанёс поражение племени трибаллов, и их правитель Сирм вместе с большей частью соплеменников укрылся на острове Певка[en] на Дунае[сн 4]. Приближалось время сбора урожая, и армия Александра могла уничтожить все посевы трибаллов и попытаться вынудить их сдаться до того, как закончатся их запасы. Однако вскоре царь обратил внимание, что на другом берегу Дуная собираются войска племени гетов. Геты надеялись, что Александр не станет высаживаться на берег, занятый солдатами, однако царь, наоборот, счёл появление гетов вызовом себе. Поэтому на самодельных плотах он переправился на другой берег Дуная, разбил гетов и тем самым лишил правителя трибаллов Сирма надежды на скорое окончание войны. Не исключено, что организацию переправы Александр позаимствовал у Ксенофонта, который описывал переправу через Евфрат на самодельных лодках в своём труде «Анабасис».
Вскоре Александр заключил со всеми северными варварами союзные договоры. По преданию, во время заключения договоров царь спрашивал у варварских правителей, кого они боятся больше всего. Все вожди отвечали, что больше всего на свете боятся его, Александра, и только вождь небольшого кельтского племени, жившего в Греции[сн 5], сказал, что больше всего боится, если небо вдруг упадёт на землю. Однако пока Александр улаживал дела на севере, на юге в конце лета под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Жители Фив призвали к восстанию всю Грецию, однако греки, на словах выражая солидарность с фивянами, на деле предпочли наблюдать за развитием событий. Афинский оратор Демосфен называл Александра ребёнком, убеждая сограждан в том, что он не опасен. Царь, впрочем, прислал ответ, что вскоре появится у стен Афин и докажет, что он уже взрослый мужчина. В накалившейся ситуации Александр не терял времени. Стремительными маршами он перебросил армию из Иллирии к Фивам. Осада заняла несколько дней.
Перед штурмом Фив Александр неоднократно предлагает мирные переговоры и получает отказ. В конце сентября 335 года начался штурм города. Источники называют различные причины поражения фиванцев: Арриан считает, что фиванские войска пали духом и не смогли более сдерживать македонян, в то время как Диодор считает, что главной причиной стало обнаружение македонцами незащищённого участка стен города. В любом случае, македонские войска заняли стены города, а македонский гарнизон открыл ворота и помог окружить фиванцев. Штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство см. На вырученные деньги примерно 440 талантов Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители ряда городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Почти сразу же после захвата Фив Александр направился обратно в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию. На данном этапе военные экспедиции Александра облекались в форму усмирения противников Коринфского союза и панэллинской идеи отмщения варварам.
Все свои завоевательные действия Александр в «македонский» период обосновывает неразрывной связью с целями всегреческого союза. Ведь формально именно Коринфским конгрессом был санкционирован главенствующий в Элладе статус Александра. Царь Азии Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое.
Родительница полководца была уверена в происхождении своего отпрыска от самого Зевса. По легенде, когда Александр приехал в родной город знаменитого философа, он был неприятно удивлен тем, что один из самых популярных мыслителей того времени не удостоил царя своим вниманием. Заинтересованный столь вызывающим поведением, Александр Великий посетил философа сам. Прибыв к гигантской бочке, в которой в то время жил Диоген, завоеватель сказал, что исполнит любое желание мыслителя. Философ в своем стиле ответил, что его единственное желание — чтобы Александр немного посторонился, поскольку он загораживает ему солнце и мешает загорать.
Когда в 330 году до н. Александр захватил персидский Персеполь, он решил не только помиловать местное население, но даже стать похожим на жителей города.
Установлена причина смерти Александра Македонского
Эги - столица Древней Македонии Македонская легенда гласит, что ветераны собрали сход и спросили своего оракула, как поступить с телом вождя. Тот заявил, что Александр завоевал тридцать стран, основал тридцать городов и достиг тридцатилетнего возраста, а это по ритму Вселенной означает - судьба великого человека на этом завершилась. Следовательно, его надо похоронить там, где он родился. Македонцы со свойственной им решимостью выкрали останки племенного вождя, заменив их трупом греческого наемника из Спарты. Гроб отвезли не в город, где Александр появился на свет, а в Эги - древнюю столицу с некрополем первых царей Македонии. По племенным обычаям труп сожгли на большом костре. Греческая легенда гласит, что знаменитая античная обольстительница из рода Птоломеев - Клеопатра, промотав золотой фонд державы на украшения, пиры и другие царственные излишества, в конце концов решила залатать дыру в государственном бюджете и выбрала весьма крайнюю меру. По приказу царицы придворные приспешники тайно извлекли из мавзолея саркофаг Александра Великого, переплавили золото на слитки и пустили в оборот через римских купцов. Саму же мумию завоевателя переложили в кедровый ящик: раскрасили его и... Быть может, в тайный семейный склеп Птоломеев, а может быть, и в какое-либо другое место. Судя по обилию легенд, слухов и личных мнений античных историков о местах захоронения Александра, у Птоломея I и его потомков были какие-то причины прятать и даже перепрятывать саркофаг.
Время было беспокойное, случались народные восстания, набеги претендентов на Египет. Точные сведения растаяли в потоке времени, но вот одна из арабских легенд утверждает, что на западной окраине Александрии сейчас там жилой массив Беб Аш-Шарки было большое греко-римское кладбище. Там будто бы после многочисленных перезахоронений и упокоился завоеватель Египта. Над его могилой возвели две стелы с перечислением завоеванных им стран и заслуг перед Македонией. Перезахоронили его в эпоху римских завоеваний долины Нила. В 1652 году эту версию записал пилигрим из Афонского монастыря. В начале XIX века французские археологи искали эту стелу, но не откопали. Сейчас там и копать нельзя. Тем не менее, многие историки сходятся во мнении: гробницу великого царя следует искать в Египте — стране, в которую Александр пришел не как завоеватель, а как освободитель. Мечеть Наби Даниэль, Александрия В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниэль пророка Даниила в Александрии.
Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию.
Они поженились в 327 году до н. Роксана родила единственного официального сына Александра. Через 3 года царь одновременно женился на двух персидских царевнах — дочери царя Дария и дочери царя Артаксеркса III. Оба брака считаются совершенными из политических соображений. Александр Македонский уважал женщин и считал их практически равными мужчинам, что для его времени являлось передовыми взглядами. Смерть В 323 году до н. Александр начал планировать поход против племен Аравийского полуострова и завоевание Карфагена. Царь строил планы подчинения всего Средиземноморья. Он начал строительство порта в Персидском заливе и обновление флота. Незадолго до начала похода полководец предположительно заболевает малярией. У исследователей возникают сомнения, так как инфекционное заболевание не проявилось среди ближайшего окружения правителя. Выдвинуты гипотезы о скоротечном раке крови, о брюшном тифе, о воспалении легких и о печеночной недостаточности. Также существует версия об отравлении Александра. Несколько месяцев царь не мог встать с постели.
Крупных битв македонян с евреями в Эрец Исраэль не случилось: в первую очередь, целями Александра были Газа, Тир и Египет. Однако, направляясь на покорение Египта, Александр с войском проходил по землям Эрец Исраэль. Но почему Александр не осуществил военное покорение Иудеи и Иерусалима , бывшего тогда довольно крупным городом? В Талмуде приведена такая история. Когда войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму, и Храму угрожало разрушение, первосвященник Шимон Ацадик , облачившись в особые одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли.
Он провел несколько реформ, в основном военных. Смерть С февраля 323 года до н. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше — на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы. Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи — об отравлении ядовитым медицинским препаратом. После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев диадохов. Другие варианты биографии.
Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни
Александр не проявлял интереса к философии и математики. Зато в езде на лошади и стрельбе из лука, а также некоторых других физических и военных науках ему не было равных. Ученик Аристотеля Одним из учителей юного Александра Македонского был Аристотель — известный мудрейший древнегреческий философ. Благодаря рассказам своего учителя о Вселенной и ее множественных богатствах и чудесах, мальчик стал мечтать о покорении новых земель.
После очередной новости о том, что его отец Филипп победил очередного врага и завоевал город, Александр III приходил в печаль и говорил: «Такими темпами мне ничего не останется…» Юный полководец В 16 лет Александр прошел первое боевое крещение во время битвы с афинянами. Его командование конницей решило исход битвы в пользу македонцев и принесло юному полководцу прозвище «Великий». Воины Филиппа славили его!
Отец был доволен первым практическим опытом сына и с этого момента юный Александр стал плотно изучать военную науку: основы ведения боя, особенности действий фаланги — боевого подразделения македонян, делавшее их численное меньшинство неважным в битвах с врагами. Царь Македонии Когда Александру исполнилось 20 лет, его отца коварно убил один из приближенных. Пришла пора принимать царский трон и управление государством.
Александр Македонский не участвовал во внутреннем управлении, зато активно и плодотворно проявил себя в качестве полководца и захватчика сначала соседних городов, а в дальнейшем- соседних и далеких земель. Существует легенда, что во время осады Афин к Македонскому вышел главный полководец греков Фокион и сказал следующие слова: «Зачем тебе драться против соплеменников, против эллинов? Ты же стремишься к славе и богатствам, так отправляйся в Азию, бейся против варваров.
Дарий в очередной раз бежал с поля битвы, чем еще больше уронил свой авторитет. После этой битвы сатрапы многих персидских земель стали звать завоевателя Александра Царем Азии и открывали ему ворота без боя. Персидский царь Далее Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к Царю Азии. Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н.
Персеполь пал. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н.
Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи.
Об открытии рассказывает Greek Reporter. Греческие ученые начали свое исследование еще в 1995 году. Его результаты не совпадают с данными других исследователей. Чуть ранее были выдвинуты предположения, что Александр Македонский умер от малярии или пневмонии. Доктор Герасимидис и его команда сосредоточились на изучении симптомов, описанных в исторических источниках, которые проявились у великого завоевателя в последние дни его жизни. Они пришли к выводу, что Александр умер от острого панкреонекроза - заболевания поджелудочной железы, вызванного осложнением острого панкреатита. Такая болезнь может стать следствием обильного питания и употребления вина. Симптомы панкреонекроза исследователи обнаружили в трудах Арриана, Птолемея, Плутарха, Квинта Курция и других историков древности.
Раскопки показали, что это было довольно мощное поселение, защищённое дугообразными валам и рвами. Вот что написано на краеведческом сайте «Парк Фили»: «Особый интерес представляет система укреплений городища. Террасы на склонах были выровнены в материке в ранний период истории городища, их края были укреплены каменной кладкой и мощным плетнём из кольев диаметром 7 - 11 см, защищавшим террасу от размыва и оползания. Такая система противооползневых плетней аналогичной конструкции применяется в Подмосковье до настоящего времени». То есть, речь идет о прямой преемственности на протяжении последних 2,5 тысячи лет. А это может означать только одно — на этом месте в течение 25 веков обитали родственные племена, которые передавали друг другу свои опыт и знания. Кто мог построить такое укрепленное поселение? Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что первоначальными обитателями восточно-европейской равнины были именно скифы, никаких финно-угров в те времена здесь и в помине не было. Скифов сменили славяно-русы, и только потом здесь появились меря, да и тех было немного. О родстве скифов и славян говорит и общая для обеих этнических групп гаплогруппа — R1a1. То есть, у них был один общий, арийский, предок. На каком-то этапе они разделились, стали смешиваться с другими племенами, однако общая гаплогруппа все равно осталась… Напомним, что та же Y-гаплогруппы R1a1 преобладала и у представителей Фатьяновской культуры ок. То есть, они жили там, где через три тысячи лет возникла Московская Русь. Причем, процесс передачи знаний и культуры шел беспрерывно на протяжении всего этого времени. Кстати, и антропологически фатьяновцы были предками восточных славян, обитавших на восточно-европейской равнине. Но это еще не все. Фатьяновская культура была одним из подразделений «культуры шнуровой керамики», или, как ее еще называют, «культура боевых топоров» 3200 — 2300 до н. Даже ученые-ортодоксы и те вынуждены признать, что данная «культура» была далеким предком славянских народов. И у мужчин здесь доминирующей была гаплогруппа R1a1. Как и у ее предшественницы «ямной культуры 3600 — 2300 до н. Дальше продолжать не станем, и так понятно, что на протяжении почти 6-ти тысячелетий на территории Русской равнины обитают одни и те же родственные племена, имя которым — славяне и русы. И все разговоры о том, что, якобы, славяне появились только в 6-м веке н. Как и славянского языка и его древнейшего предка. Многие античные авторы упоминают о том, что скифы имели отличные законы, написанные на медных таблицах, значит, у них была своя письменность. Но какая? И где их памятники письменности? Не мог же такой многочисленный и древний народ не иметь письменности, вообще, алфавита. А может, они найдены, эти медные таблицы, только академическая наука скрывает их от общественности, как это она делает на протяжении нескольких сотен лет, дабы сохранить в неприкосновенности устои? Вполне это допускаю. Знаменитый историк Геродот в своей «Истории» рассказывает о скифском царе Анахарсисе, которого эллины включили в совет семи величайших мудрецов. Но ведь мудрец должен был уметь читать и писать, и не только на древнегреческом, но, в первую очередь, на своем родном языке. Кстати, тот же Анахарсис упомянут Диогеном Лаэртским как поэт, сочинивший целую поэму в стихах в 800 строк. Античные авторы свидетельствовали о том, что скифские правители вели переписку с азиатскими правителями, в частности, персидским царем Дарием. В скифских курганах и на территории городов обнаружено немало разного рода табличек и даже массивных плит с загадочной письменностью, которая пока до сих не расшифрована. Но то, что это была письменность скифская, сомнению не подлежит. Не могли же скифы захоронить в своих курганах чужие таблички с чужими письменами. О языке скифов можно отчасти судить по тому, на каком языке говорили сарматы. Их тоже почему-то тоже причислили к ираноязычным. На боспорских монетах савроматов I в. Причем, надпись на сосуде гласит: «Иван окой окоймил либо оковал , Таруля се это поял поимел ». Попросту говоря, Иван сделал этот золотой сосуд и подарил его некоему Таруле. Что автор и отразил в своей надписи. Кстати, имя «Иван» оказалось на сосуде I в. Более того, слово «окой» тоже оказалось в русском языке, и в том же значении — окоемка, каемка и т. И как после этого доверять академической науке, которая утверждает, будто сарматы были ираноязычным народом. Странная логика у ученых-ортодоксов — ираноязычный народ говорит на одном из славянских наречий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что мы, русские, тоже являемся ираноязычными… Похоже, со скифами такая же «околесица». Однажды вдруг выяснится, что ираноязычные либо тюркоязычные недавно какой-то «ученый» вдруг вывел, что скифы были тюрками, правда, не учел, что в 5 — 6 тыс. Кстати, некоторые античные авторы, в частности, Геродот, так и пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом». Но если сарматы говорили на славянском языке, значит, и скифский язык был славянским. Другое дело, что азбука была разная, но совсем не обязательно, чтобы родственные племена, говорящие на одном языке, имели и одинаковый алфавит… Скифы были не отсталыми кочевниками, а вполне оседлым, образованным народом, имеющим высокую культуру и глубокие научные знания. Вот что пишет все тот же Арриан: «…и сами скифы, и лошади их были тщательно защищены броней …». Если уж они умели выплавлять золото и делать из него шедевры сосуды, диадемы и т. При этом, «передовые» римляне, как ни странно, делать этого не умели! И были очень удивлены, когда восточные варвары вандалы, сарматы, скифы, русы оказались закованными в броню, в то время как сами римляне имели только легкие защитные латы. Хотя в науке считается, что у них были пластинчатые и чешуйчатые сверхпрочные доспехи, но почти никто не говорит, что все это римляне позаимствовали именно у скифов и сарматов! Потому так быстро и рухнула Римская Империя, что закованные в броню катафрактарии скифов, сарматов и русов просто смяли римских воинов, защищенных лишь легкими латами, а те, кто был хорошо защищен тяжелыми доспехами, оказались неповоротливы, потому представляли собой легкую мишень для нападавших. Кстати, именно от скифов нам достались две привычки, которые стали нашей неотъемлемой традицией — питие хмельных напитков и обязательная баня. Мы не прямые потомки скифов, дальние родственники, но идентичность скифской и древнерусской культур вполне допустима, поскольку одни из предков русов и славян - скифы - долгие века соприкасались и взаимодействовали между собой на восточно-европейской равнине. А это означает, что история Руси и русского народа начинается задолго до призвания венедского князя-берсерка Рюрика. Если верить современным ученым, восточно-европейская равнина была в те времена дикой тайгой, где обитали первобытные племена незнамо какого происхождения. Однако труды целого ряда античных и средневековых историков подобную точку зрения опровергают. Подтверждением тому служит «Руководство по географии» знаменитого римского географа Птолемея 83 — 163. Странно, что это его сочинение не включено в школьные и вузовские программы, в том числе, и в качестве пособия по истории России. Но вернемся к Александру Филипповичу. Он воевал со скифами и русами не только в Причерноморье и на средне-русской возвышенности, но и в Сибири. Да, да, именно так. Тот же Арриан, описывая поход великого полководца в Индию, пишет: «Он дошёл до земли индов, живущих по соседству с арахотами. Войско истомилось, проходя по этим землям: лежал глубокий снег и не хватало еды... Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину». Еще конкретнее высказался римский историк Курций Руф первый век н. Войско, заведенное в сии пространные пустыни, где большее время года лежат чрезвычайные снега, вечная мгла покрывает небо, и день столь уподобляется ночи, что едва можно различить ближайшие предметы, претерпевало все бедствия: голод, стужа, чрезмерная усталость и отчаяние овладело всеми. Множество погибли в непроходимых снегах, во время страшенных морозов множество ознобило ноги. И это — Индия? Но даже после таких откровений академическая наука утверждает, что Александр дошел только до Индии и повернул обратно!? Вот только где ученые-академики обнаружили в Индии «непроходимые снега, страшенные морозы и лед»? Даже на севере Индии такого никогда не бывало. Если бы в Индии такое произошло, вымерли бы десятки тысяч человек, была бы объявлена вселенская катастрофа. Кстати, знаменитый картограф и историк С. Ремезов 1642 — 1722 на своей карте «Чертежная книга Сибири» 1701 г.
Великие завоеватели
Александр родился в Пелле, столице Македонского царства, в шестой день древнегреческого месяца Гекатомбаион, что, вероятно, соответствует 20 июля 356 года до нашей эры (хотя точная дата неизвестна).[10] Он был сыном македонского царя Филиппа II и его четвертой жены. Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323. Александр III Македонский (Alexander III of Macedon; 356 до н.э.-323 до н.э.) в Древней Греции царь (базилеус) Македонии. Вошел в историю как Александр Великий (Alexander the Great или Megas Alexandros). македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
Александр Македонский: почему он прожил всего 32 года
Будучи безжалостным в бою, Александр Македонский был противником порабощения народов на завоеванных территориях. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. А лександр Македонский родился в македонской столице Пелла в династии Аргеадов (с 336 года до н. э.). Это произошло в 356г. до н.э., в ночь когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской (одно из Семи чудес света), и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356-323 до н.э.
Александр Македонский — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Александр Македонский жил в 356-323 годах до н.э. Он был выдающимся полководцем, правил Македонией, подчинил ей Грецию, Сирию, Палестину и Египет, завоевал Среднюю Азию и начал захватывать Индию. |
Тайна гробницы Александра Великого | Великий полководец Александр Македонский: место рождения, годы правления, кто отец военачальника, чем известен царь мира и что сделал. Походы, личная жизнь и обстоятельства смерти. |
Тайна гробницы Александра Великого
Согласно античным документам, смерть Александра Македонского наступила 10 июня 323 г. до н. э. Величайшему полководцу было всего 32 года. Краткая биография Александр Македонский (имя – Александр III; прозвище – «Великий») родился 20-21 июля 356г до нашей эры в Ма. 1.1 Александр Македонский вступает на престол Македонии. Александр III Македонский (Alexander III of Macedon; 356 до н.э.-323 до н.э.) в Древней Греции царь (базилеус) Македонии. Вошел в историю как Александр Великий (Alexander the Great или Megas Alexandros).
Александр Македонский – «cын Зевса»
Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками.
Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас». Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов. Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему.
Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю. Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон.
Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев. Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли.
Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса".
Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н.
И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной.
Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его.
Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца.
Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона.
Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене. Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться.
В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить.
Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного. В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался.
Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям. В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы».
А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма. Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти.
Согласно сказаниям Древней Греции, новоявленный царь Фригии в честь бога Юпитера установил в храме свою колесницу и опутал сложным узлом из кизилового лыка. В античных сказаниях можно найти предсказания жрецов: «Человек распутавший этот узел станет властителем всей Азии». Александр уверовал в предсказания, но не стал распутывать узел, а просто разрубил мечом, дабы покорить Азию. Жрецы предсказали ему, что он завоюет весь существующий мир, но его кончина в возрасте 33 лет не позволила осуществить эти амбициозные планы. Хотя завоевание огромных территорий и созданная им мировая держава, оставили заметный след в Мировой истории. О реальности этих фактов можно судить с различных сторон.
Многие исторические данные утеряны, значительная часть переписана на свой лад историками, большинство тайн жизни и деяний Александра Македонского попросту забыто. Опираясь на существующие в нынешнем времени аргументы, его можно смело назвать неординарной, харизматичной личностью.
Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию.
Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниэль спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях.
Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено». В 1879 г. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита.
Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну. Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Наби Даниэль в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость.
Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна. Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать. Оазис Сива Египетский Верховный Совет официально признал более ста сорока попыток найти гробницу Александра, в том числе и внутри мечети Наби Даниэль в Александрии. В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Сантария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр».
А ещё обращает на себя внимание то, что всего в двадцать пять километрах от оазиса есть местечко Аль-Мираки. Это название очень схоже с древнегреческим «миракиан», что переводится как «человек, который умер совсем молодым». Раскопки продолжались в течение пяти лет, в ходе которых были обнаружены остатки царского захоронения. В комплекс усыпальницы входили храм и гробница, в которой находились обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта и барельеф с восьмиконечной звездой личным символом Александра. Из гробницы тайный ход вёл к храму Амона-Ра.
Здесь же находились три стелы с надписями на древнегреческом языке.
С поля сражения македонская армия двинулась на город Вавилон, который сдался без боя, хотя и имел мощные крепостные стены. Вскоре победители захватили персидскую столицу Персеполис и огромную царскую сокровищницу. Блестяще одержанная победа при Гавгамеле сделала Александра Македонского властелином Азии — теперь Персидская держава лежала у его ног. К концу 330 года до н. Меньше чем за пять лет Александр создал величайшую для того времени империю. На завоёванных территориях правила местная знать. Только военные и финансовые дела поручались грекам и македонцам.
В этих вопросах царь Александр доверял исключительно своим людям из числа эллинов. После этого он окончательно покончил с Персидской державой, царь-беглец которой, Дарий III Кодоман, был убит собственными сатрапами. Великий завоеватель осудил подобный поступок подданных персидского владыки, поскольку желал видеть Дария своим почётным пленником. В двух последних странах завоеватели встретили сильное сопротивление местных жителей и правителей. Бактрийские и согдианские феодалы со своими воинами укрывались в хорошо укреплённых замках, штурм которых был сопряжён с большими потерями. Македонское войско перешло даже реку Яксарт и вторглось в страну кочевников-скифов. Покорив себе окончательно многолюдную и богатую Согдиану, Александр женился на Роксане, дочери бактрийского князя Оксиарта, который особенно доблестно сражался против него, стремясь таким путём укрепить своё господство в Средней Азии. Знакомство с образом жизни персидской знати наложило отпечаток на великого завоевателя.
Плутарх писал: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Желая подражать персам в распущенности нравов не менее, чем в одежде, он отобрал среди множества царских наложниц самых красивых и знатных по происхождению и проводил с ними ночи поочерёдно… во всём лагере стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком по сравнению с отцом своим Филиппом, что даже отрёкся от своей родины… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». Кроме внешних врагов у Александра теперь появилось немало противников среди македонской аристократии, хотя своими завоеваниями он очень обогатил её. Уже осенью 330 года до н. Он был казнён по решению суда и настоянию других военачальников. Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. В 328 году до н. Александр в припадке гнева и опьянённый вином заколол во время пира военачальника Клита, который спас ему жизнь в сражении при Гранике. В начале 327 года до н.
Такой же заговор привёл к гибели философа Каллисфена, родственника Аристотеля. Этот последний карающий поступок великого завоевателя был труднообъясним, поскольку его современникам было хорошо известно, насколько высоко почитал ученик своего мудрого учителя. Окончательно подчинив себе Бактрию, Александр Македонский весной 327 года до н. Его армия в 120 тысяч человек состояла в основном из войск покорённых земель. Перейдя реку Гидасп, он вступил в сражение с армией царя Пора, включавшей в себя 30 тысяч пеших воинов, 200 боевых слонов и 300 боевых колесниц. Кровавая битва на берегах реки Гидасп закончилась очередной победой великого завоевателя. Немалую роль в ней сыграла лёгкая греческая пехота, которая бесстрашно атаковала боевых слонов, которых так боялись восточные воины. Изрядная часть взбешённых многочисленными ранами животных развернулась и кинулась сквозь свои же собственные боевые порядки, смешав ряды индийской армии.
Победители потеряли всего 1 тысячу воинов, побеждённые же гораздо больше — 12 тысяч убитыми и ещё 9 тысяч индусов попали в плен. Индийский царь Пор оказался пленённым, но вскоре был освобождён победителем. Затем войско Александра Великого вступило на территорию современного Пенджаба, выиграв ещё несколько сражений. Однако дальнейшее продвижение в глубь Индии было остановлено: в македонской армии начался открытый ропот. Солдаты, измотанные восемью годами постоянных военных походов и битв, умоляли своего царя вернуться домой, в далёкую Македонию. После выхода вдоль берегов Инда к Индийскому океану Александру Великому пришлось подчиниться желанию войска. Он решил на какое-то время прервать своё победоносное шествие по просторам Азии. Царь Македонии, организовав управление новыми завоёванными землями, двинулся через пустыни Гедрозии современного Белуджистана на Запад.
Греческий флот во главе с Неархом двинулся обратно вдоль морского побережья. В это время Александр последовательно проводил обучение пленных персидских и иных воинов македонской тактике, что вызвало недовольство среди греков, которое было сурово подавлено царём. Александру Великому так и не довелось вернуться домой. В Вавилоне, где он жил, занятый государственными делами и планами новых завоевательных походов, после одного из пиров, царь внезапно заболел и спустя несколько дней умер на 33-м году жизни. Умирая, он не успел назначить своего преемника. Один из ближайших его соратников Птолемей перевёз тело царя в золотом гробу в Александрию и похоронил там. Последствия смерти Александра Великого не заставили себя долго ждать. Всего через год огромная империя, созданная царём Македонии, прекратила своё существование.
Она распалась на несколько постоянно враждующих государств, которыми правили ближайшие сподвижники великого завоевателя. Александр Македонский вошёл во всемирную историю как действительно величайший завоеватель Древнего мира. Ему удалось изменить этот мир благодаря своему организаторскому таланту, военному новаторству и личной храбрости. Тактику сражений он довёл до уровня искусства. Александр Великий не проиграл в своей жизни ни одной битвы, хотя в течение одиннадцати лет он сражался с противниками, как правило, имевшими численное превосходство.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ( Александр Македонский)
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь - | Александр родился в 356 году до н.э. в Македонии, его отцом был тогдашний правитель Филип II. После смерти своего отца Александр Македонский в 336 году до н.э. занимает его место. |
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского) | После смерти Дария III Александр Македонский занимает столицу Персидского царства город Вавилон и провозглашает себя преемником династии Ахеменидов. |
Знаменитые дети из семьи военных | Согласно античным документам, смерть Александра Македонского наступила 10 июня 323 г. до н. э. Величайшему полководцу было всего 32 года. |